Что популярность слова «скуф» говорит об изменениях в обществе
Слово «скуф» претендовало на то, чтобы стать словом года в России, но в итоге его обошел «вайб».
Скуфом называют интернет-персонажа — мужчину средних лет, среди неизменных атрибутов которого будут лишний вес, облысение, пристрастие к пиву и онлайн-игре «Танки». Также скуфов обычно наделяют определенными личностными качествами — консерватизмом, пассивностью и ворчливостью. В рубрике «Психотренды» мы объясняем явления современной жизни с точки зрения психологии. Первый выпуск о том, почему слово «скуф» стало таким популярным и что это говорит об обществе.
Что вы узнаете
Психологический портрет скуфа
Слово «скуф» впервые начали использовать на анонимном форуме «Двач» как производное от фамилии одного из пользователей — Алексея Скуфьина. Но вскоре оно распространилось далеко за пределы форума, стало появляться в мемах, статьях, музыкальных треках. В «Яндексе» значение слова «скуф» ищут в среднем полмиллиона раз в месяц, а в мае 2024 года число запросов превысило 1 800 000.
Вот какие черты приписывают скуфам.
Внешность. Обычно скуфа изображают мужчиной средних лет с лишним весом и облысением. Считается, что человек, подпадающий под это определение, не следит за собой и ведет пассивный образ жизни — и все это отражается на внешнем виде: скуф не станет гнаться за хорошей физической формой, а лучше отдохнет на диване и поест в любимом фастфуде. В выборе одежды он тоже ориентируется на комфорт и потому предпочитает удобные спортивные брюки, белые майки, футболки с надписью «Пивозавр».
Характер. Считается, что скуф не имеет каких-либо жизненных целей. Его не интересуют карьерные достижения и саморазвитие, он привык плыть по течению. Также ему приписывают консервативные взгляды: например, он запросто может заявить, что место женщины на кухне. Хотя при этом этого персонажа обычно изображают семейным человеком с женой и детьми.
Интересы. Главными интересами скуфа называют компьютерную игру World of Tanks — или просто «Танки», и просмотр телевизора. Он предпочитает новости или ток-шоу о политике, но любит и юмористические передачи.
Образ жизни. Скорее всего, у скуфа есть работа, и он обеспечивает себя и семью. Но при этом интернет-культура не наделила его какой-то конкретной профессией — записать в скуфы могут как курьера, так и актера или рэпера. Чаще этого персонажа изображают не работающим, а отдыхающим — в гараже, на даче, на рыбалке, за игрой в «Танки», просмотром политических или комедийных шоу.
Чем интересно слово «скуф»
В молодежном сленге появилось некоторое количество новых слов, обозначающих человеческие типы, например «тюбик»,«чечик», «штрих», «масик», «сигма», «альтушка». Несколько из них характеризуют людей постарше: «анк», «скуф». Такие слова, с одной стороны, опираются на выделенные по определенным признакам группы, с другой стороны, закрепляют их выделение.
В словари литературного языка такие слова, как правило, не попадают, но могут стать общеизвестными. Сейчас о молодежном сленге много пишут, и, например, число людей, которым слово «скуф» известно, гораздо больше, чем количество тех, кто его реально употребляет.
«Скуф» интересен не столько значением, сколько происхождением. Это слово образовано от фамилии, что встречает довольно редко. От фамилий образуются, например, названия одежды — «макинтош», «френч», но не человеческие типы. Не совсем точным аналогом можно считать имя Твигги. Это псевдоним британской модели, задавшей определенный визуальный образец женщины, к которому многие стремились.
Слова, обозначающие типы людей, есть и в других языках. Например, в английском сленге есть слово gammon. Так называют мужчину старше пятидесяти консервативных взглядов с лицом мясного, то есть красного цвета. Конечно, это слово уничижительное.
Почему слово «скуф» появилось именно сейчас
«Скуф» — это оскорбление, которое строится на лукизме и эйджизме, то есть унижении человека из-за его внешних признаков и возраста. По сути, это первое подобное слово в русском языке, которое стало так популярно: до этого негативные характеристики доставались преимущественно женщинам.
Внешность и возраст мужчины либо не подлежали оценке вообще, либо обсуждались в положительном ключе. Например, можно было услышать выражение: «Мужчина должен быть чуть красивее обезьяны». И хотя слова «скуфиха» и «скуфыня» тоже существуют, но они не прижились и используются редко.
Появление оскорбления, которое применяется только к мужчинам, — это следствие изменения установок в обществе. Многие современные женщины могут обеспечить и себя, и детей, так что наличие партнера больше не является необходимым условием выживания.
К тому же именно женщины диктуют свои правила на рынке знакомств. Так, на сайтах знакомств они регистрируются заметно реже: мужская аудитория Loveplanet и Teamo составляет 68%, Badoo — 62%, «Мамбы» — 57%. Такая диспропорция позволяет повысить требования к мужчинам.
Ученые и раньше не соглашались с тем, что для женщин не важна мужская привлекательность: исследования показывают, что представители обоих полов обращают внимание на внешность, хотя женщины в этом признаются неохотно и редко. Но при этом в приложениях для знакомств у привлекательных мужчин шансы получить первое сообщение в три раза выше, чем у тех, кто не обладает такими выдающимися внешними данными.
Что популярность слова «скуф» говорит о современном обществе
В обществе изменились представления о маскулинности. Раньше предполагалось, что любой мужчина представляет потенциальный интерес как брачный партнер, просто потому что мужчин было меньше демографически, а каждой женщине надо выйти замуж. Но в современном гендерном режиме такого давления уже нет: женщины не рассматривают для себя брак как необходимое условие для успеха, так что требования к партнеру у них гораздо выше. Эти требования касаются в том числе и внешнего образа маскулинности.
Раньше на обозрение были выставлены исключительно женщины — их привлекательные образы использовались в рекламе и медиа, внешность женщин можно было открыто обсуждать. Но современные медиа создают и привлекательные маскулинные образы. В обществе укрепилось мнение, что мужчины должны следить за собой, обладать харизмой. Так что нагрузка репрезентации лежит теперь не только на женщинах, но и на мужчинах.
К тому же благодаря соцсетям мы теперь можем увидеть множество обычных людей, которые не соответствуют каким-то высоким стандартам ни маскулинности, ни фемининности, но при этом хотят заявить о себе. Это порождает иронию, критику. Сейчас все эти факторы — и новые коммуникационные ситуации, и изменившиеся гендерные отношения — совпали. Они и породили такой феномен «скуфов», то есть мужчин, которые видны, заметны, но при этом не привлекательны и вызывают иронию.
Раньше мужчины тоже должны были конкурировать между собой, просто по другим основаниям: они доказывали свою состоятельность в качестве профессионала или кормильца семьи. А теперь нужно быть еще и привлекательным, следить за собой. Соцсети тоже увеличивают давление, так как там люди любят хвастаться успехами.
С одной стороны, все это осложняет жизнь мужчин. Но с другой стороны, с точки зрения гендерной симметрии это полезно. Это позволяет мужчинам взглянуть на себя со стороны и понять, что просто быть мужчиной уже недостаточно.
Есть и такие мужчины, которые сами называют себя скуфами. Это может быть способом утвердить свое право быть именно таким: не тянуться за идеалами маскулинности, не становиться подтянутым спортсменом, не участвовать в гонке за вниманием. А принять себя и заявить об этом обществу: «Да, я такой — небритый, в трениках. Я выбрал такой стиль жизни. Называйте меня как хотите. Я меняться не собираюсь».
Почему мужчины сами называют себя скуфами
Использование любых эйджистских и лукистских обозначений — в том числе и слова «скуф» — нормализует их, способствует разобщенности, дискриминации и укреплению стереотипов. Так, мужчина, который внешне попадает под описание скуфа, автоматически будет записан в ряды лентяев, консерваторов и сторонников патриархата.
Кроме того, если изначально скуфами называли людей определенного типа — пассивных, не интересующихся ничем новым, с вредными привычками, то сейчас к скуфам могут отнести кого угодно из-за первых морщин или недостаточной густоты волос.
Хотя слово «скуф» — обидное и дискриминирующее, некоторых мужчин его появление заставило задуматься о своем имидже: узнав себя в этом неприглядном персонаже, они начинают вести более здоровый образ жизни и стараются проводить время разнообразно. У действий, которые помогают не стать скуфом или перестать им быть, тоже появилось название — дескуфизация. Обычно под ней понимают запись в тренажерный зал, новую стрижку, составление актуального гардероба, но иногда также пересадку волос и поход к косметологу.
Но при этом многие мужчины сами объявляют себя скуфами. Они не только не стремятся к дескуфизации, но и наоборот, подчеркивают особенности своей внешности и рассказывают о пристрастии к пиву, пельменям, онлайн-играм. В соцсетях появляются группы, призванные объединять скуфов, а на маркетплейсах можно найти мерч с этим словом.
«Присваивание» слова с изначально негативным значением называется реклеймингом, или реаппроприацией. Группа, которая подвергается оскорблению, сама начинает использовать определенное слово — и тем самым нейтрализует его или даже придает ему позитивную окраску. Похожая ситуация произошла со словом «стерва»: изначально оно считалось оскорбительным, но потом оказалось «присвоено» и стало восприниматься более позитивно — как обозначение сильной и дерзкой женщины, готовой за себя постоять.
Считается, что реклейминг — это способ самозащиты: он делает слово менее обидным для того, кого так называют. Но в то же время слово все равно продолжает использоваться и в качестве оскорбления и до конца не утрачивает свое первоначальное значение. Чтобы слово полностью прошло путь от уничижительного до нормального или даже позитивного обозначения, должно пройти много лет, в течение которых его используют преимущественно в новом смысле.
Как мужская самопрезентация привела к появлению термина «скуф»
В истории уже были периоды, когда к мужской внешности предъявлялись высокие требования: например, в начале 20-го века, когда считалось, что условный комсомолец должен быть спортивный, стройный и подтянутый. И мужчины, которые не соответствовали этим образам, тоже могли получать массу критики. Но тогда не было таких ярлыков, которые все подхватывают и быстро разносят по соцсетям.
В обществе всегда есть некий раскол, поляризация, разделение на большинство и меньшинство, и отличающихся от массы всегда выделяют в группы, придумывают для них определения. Это нормальный процесс. Но сейчас действительно много слов, описывающих именно мужчин.
Мне кажется, это может быть связано с тем, что мужчины становятся более заметными, активнее выражают себя. Мужчины сейчас чаще ведут соцсети, выкладывают свои фото, говорят о своих чувствах, на мужские проблемы обратили внимание психологи.
Но новые тенденции могут встречать противодействие. Все еще жив стереотип, согласно которому статус мужчины предполагает, что он будет скрывать эмоции, вести себя определенным образом. Может быть, ярлыки возникают, когда кто-то начинает быть заметным. Или когда нужно сделать посмешищем тех, кто становится неудобными.
К слову «скуф» относятся по-разному — все зависит от человека и от сообщества, в котором он состоит. Если это какая-то компания друзей, знакомых, коллег, где принято общаться с юмором, такое определение может и не задевать человека. Это может быть каким-то общим кодом, восприниматься в качестве шутки.
Я думаю, что именно это слово скоро перестанут использовать. Собирательный образ скуфа — натянутый: в нем искусственно собраны и внешность, и склад личности, и увлечения, и политические взгляды. Нужно, чтобы все это совпало одновременно, а таких людей на самом деле может быть не так уж и много. Человек может соответствовать стереотипу внешне, но при этом придерживаться не консервативных, а новаторских взглядов. Как и наоборот: можно быть консерватором, но без пивного живота и с густыми волосами.
Одно время был такой же собирательный образ «блондинки» — девушки со светлыми волосами и при этом наивной и не очень умной. Но шутки про блондинок постепенно становятся все менее актуальными, потому что женщин, подпадающих под этот собирательный образ, не так уж и много.
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine