Либидо и оговорки: как устроен пси­хо­ана­лиз
Мозг
13K
Фотография — John Scott / Getty Images

Либидо и оговорки: как устроен пси­хо­ана­лиз

Подход, который работает с бессознательным
4
Аватар автора

Маргарита Фиронова

разобралась в вопросе

Страница автора

Психоанализ сегодня — наверное, самое противоречивое явление в психологии.

Идеи Зигмунда Фрейда и выросшие из них методы психотерапии критикуют за отсутствие научной основы, называют лженаукой, обвиняют в унизительном и излишне упрощенном отношении к проблемам женщин. Тем не менее остается много тех, кто изучает психоанализ и практикует психоаналитическую психотерапию.

Вот главное, что стоит знать о психоанализе и основанной на ней психоаналитической психотерапии.

Что такое психоанализ

Психоанализ — это прежде всего практика особенного, активного слушания.

Аналитик — так называют того, кто практикует психоанализ, — слушает не как друг или знакомый. Он ставит себя на место рассказчика, примеряет на себя его чувства и отвечает из этой позиции.

Также он может услышать то, что пациент сознательно не вкладывал в свою речь: например, какие-то оговорки — отсюда и выражение «оговорка по Фрейду». Еще он обращает внимание на реакции тела: иногда люди, сами того не замечая, выражают свое отношение к обсуждаемому через мимику, жесты, речь. Такие детали, на которые в обычной жизни никто не обращает внимания, подчеркиваются аналитиком, потому что он считает их проявлениями бессознательного.

Существование бессознательного — это общая идея, которая объединяет все направления психоанализа. Бессознательное проявляется в оговорках, описках, сновидениях. Поэтому в психоаналитической психотерапии используется метод свободных ассоциаций — это когда человек свободно говорит обо всем, что приходит в голову, даже если его слова на первый взгляд не имеют смысла, абсурдны или непристойны.

Изучать свободные ассоциации необходимо, потому что сознательная часть психики делает все возможное, чтобы не дать проявиться бессознательному. Когда человек произносит фразу, которую заранее составил и обдумал, внутренний «цензор» исключает из нее все смущающее и неприглядное, ограничивая этим доступ к бессознательному.

Главное о психоанализе в двухминутном видео Американской психоаналитической ассоциации

История возникновения психоанализа

История психоанализа началась с того, что австрийский невролог Зигмунд Фрейд работал с пациентками, чью проблему в 19 веке называли истерией. В наше же время этот термин уже не используется. А то, что называли истерией, рассматривают как проявление разных расстройств. Например, гистрионного расстройства личности и посттравматического стрессового расстройства после сексуального насилия.

А тогда истерию считали «болезнью матки», использовали электрошок как лекарство. Никто не пытался слушать женщин, а темы сексуальности, особенно женской, были табуированы.

Зигмунд Фрейд был среди тех специалистов, кто пытался найти другое лекарство от истерии. В начале своей практики он заинтересовался гипнозом. Он заметил: погружаясь в гипнотическое состояние, люди вспоминают нечто такое, что в обычном состоянии не приходит им на ум. После того как забытые воспоминания проговариваются, пациенты испытывают облегчение.

Именно гипноз использовался в работе с пациенткой, случай которой стал отправной точкой в развитии психоанализа. Он известен под названием «Случай фрейлейн Анны О.».

Анну О., которую на самом деле звали Берта Паппенгейм, лечил коллега Фрейда, Йозеф Брейер. После смерти отца у Берты появился ряд странных симптомов. Знавшая несколько языков, она могла говорить только на английском. Читая французские и немецкие тексты на этих языках, она внезапно теряла зрение, а некоторые части тела ее тело становились парализованы. При этом никаких физических повреждений у Берты не было, и симптомы исчезали, стоило только девушке рассказать о них своему врачу.

Так, после одного сеанса гипноза навсегда исчез один из симптомов пациентки. Берта долго не могла пить жидкости, утоляя жажду только фруктами. Но после ее рассказа о том, что она стала свидетелем того, как собачка ее компаньонки пила из стакана, Берта спокойно выпила несколько стаканов воды и вышла из гипноза. После этой истории симптом больше не проявлялся.

Благодаря анализу этого случая Фрейду удалось сформулировать основные идеи психоанализа:

  1. Рассказ о травматических переживаниях имеет психотерапевтический эффект.
  2. Между психотерапевтом и пациентом устанавливается особая связь — перенос. Сегодня этот термин понимают немного иначе. Перенос — это когда человек чувствует что-то по отношению к одному человеку, но переносит это чувство на другого, неосознанно путает их. Например, ненавидит преподавателя, не осознавая, что просто перенес на него переживания, связанные с отцом.

Фрейд же считал, что такое происходит только в процессе психоанализа, а эмоции, направленные на аналитика, сродни любовным.

Спустя время Фрейд отказался от идеи работы с гипнозом, предложив новый метод — свободные ассоциации. Он помогает достичь и исследовать бессознательное — совокупность неприемлемых мыслей и желаний, которым нет места в сознании. Например, желание смерти отца или секса с другим мужчиной, не своим мужем.

Фрейд также описал механизм вытеснения. Вытеснение похоже на забывание — с той лишь разницей, что вытесненное всегда возвращается. Причем возвращается таким образом, чтобы человек даже не догадывался, о чем идет речь. Это похоже на зашифрованное послание, а аналитик — это своего рода дешифратор, тот, кто может разгадать послание бессознательного.

Ярче всего работа вытеснения проявляется в сновидениях — Фрейд даже называл сны «королевской дорогой к бессознательному». Также у сновидений есть еще одна важная функция — исполнение неудовлетворенного желания.

В книге «Толкование сновидений» Фрейд приводит множество подобных примеров. Так, одной женщине снится сон, в котором она хотела пригласить на ужин гостей. Но сделать это не получается. В ходе беседы выясняется: женщина ждала в гости подругу, которую считала угрозой своему браку. Гостья мечтает пополнеть, а женщина знает, что ее мужу нравится полненькие. В сновидении ужин не состоялся, подруга не пополнела, а значит, исполнилось тайное желание сновидицы.

История психоанализа

Основные понятия психоанализа

Сознание — это представление человека о себе и о других людях. Оно определяет то, как человек, например, говорит. Допустим, он идентифицирует себя как студента. Его речь будет соответствующей. Например, скромная при разговоре с преподавателем, развязанная и задорная при общении с однокурсниками. Соответственно, его представление о себе может быть как о прилежном студенте и душе компании.

Еще сознание — это мысли, чувства, реакции на окружающие стимулы и понимание себя во времени и пространстве. Иначе говоря, то, что человек замечает в обычной жизни: тревожно ли ему, злится ли он, что его перебили, сколько времени прошло с момента, когда он сел за работу.

Бессознательное — противоположность сознания. О нем человек ничего не знает. Возможно, даже не хочет знать. Но полностью оградить себя от его проявления невозможно. То и дело в речи проскочит абсурдная оговорка, что-то странное приснится — и так бессознательное дает о себе знать.

Бессознательное живет по своим законам и не понимает, сколько времени прошло после того или иного события. И многие наши психологические проблемы связаны именно с этим. Например, в детстве человек услышал, что надо быть «хорошим мальчиком» — и всю жизнь будет неосознанно стараться соответствовать этому. Сначала — получать отличные оценки, потом — задерживаться допоздна на работе, стремиться всем помогать.

Ид, Эго и Суперэго. По мнению Фрейда, помимо сознания и подсознания психика включает третью составляющую — предсознание. Организовано это следующим образом:

  1. Эго, оно же сознание, — это то, что доступно сознанию: кем человек себя представляет, из какой позиции заявляет о себе.
  2. Ид, или бессознательное, — недоступно сознанию человека и может быть открыто только в кабинете аналитика. Неприемлемые или травматичные мысли и воспоминания, сексуальные желания — все это спрятано именно здесь.
  3. Суперэго, или предсознание, — имеет промежуточную позицию: часть его находится в сознании, а чать — осознанию недоступна. Суперэго представляет собой нормы, законы и правила, которые интегрированы в психику человека. Это тот внутренний голос, который говорит, что нужно и не нужно делать. Это то, на что человек мог бы обратить сознательное внимание, если бы захотел. Здесь хранится множество воспоминаний, которые можно легко извлечь. Например, какая-то забытая информация, которая «вертится на кончике языка»и скоро вспомнится. Несмотря на то что эти элементы находятся вне сознания, они продолжают оказывать влияние на поведение и реакции человека. Суперэго накладывает определенные ограничения на поступки и мысли человека, выступая в роли внутреннего контролера. Бывает, что инстанция Суперэго в человеке слишком сильна и не дает возможность даже немного отступить от правил. Например, жесткое представление о том, что нельзя опаздывать, даже на пару минут.

Метафорично Фрейд представлял эти три уровня психики в виде айсберга, вершина которого, сознание, лишь малая видимая часть, чуть ниже поверхности, доступное взгляду при определенных усилиях, предсознание, и большой невидимый пласт — бессознательное.

🧠 Что известно сегодня. Современные исследователи не сомневаются: бессознательное существует, но сейчас его называют подсознанием. Многие операции мозг выполняет без осознания этого человеком. Устроено подсознание иначе, не так, как предполагал Фрейд. В нем не скрыты подавленные мысли и желания, просто принятие решений, мышление и реакции происходят неосознанно, не контролируются нами.

Защитные механизмы — это способы человека справиться с травматической ситуацией или внутриличностным конфликтом. Грубо говоря, это инструменты, которые психика использует, чтобы уберечь нас от страданий. Сам человек не замечает, что психика их использует.

Защитные механизмы полезны — без них психика бы не выдержала все те трудности, с которыми мы сталкиваемся. Но далеко не всегда их выбор удачен. Часто бывает так, что они искажают реальность.

Современные аналитики выделяют множество защитных механизмов. Но все их можно разделить на две группы: первичные и вторичные.

Первичные, примитивные механизмы защиты доступны каждому человеку еще с самого раннего возраста. Часто они приводят к искажению реальности. Например, отрицание приводит к тому, что человек не признает то, что действительно с ним произошло, заменив реальные события своей фантазией.

Вторичные, зрелые защитные механизмы — более совершенны. Когда они включены, нам легче сохранять контакт с реальностью. Например, интеллектуализация помогает абстрагироваться от своих эмоций и объяснить все при помощи логики. Но бывает и так, что эти механизмы все же мешают. Так, при слишком сильной интеллектуализации пациент может говорить о травматических событиях только с позиции логики, избегая встречаться со своими эмоциями.

🧠 Что известно сегодня. Идею Фрейда о психологических защитах психологи продолжают активно использовать и сейчас. Исследователи же изучают, как использование той или иной защиты связано с ментальным здоровьем человека.

Интерпретация. Основной метод, объединяющий психоанализ и разные направления в психоаналитической психотерапии.

Аналитик предполагает, что пытается выразить бессознательное человека. Иначе говоря, он придает смысл тому, что кажется бессмыслицей — оговоркам, сновидениям и другим сигналам от бессознательного.

Особенное значение аналитик придает симптомам — ими могут быть как психологические проблемы, так и проявления психических расстройств, например подавленность при депрессии. В отличие от психиатра, аналитик рассматривает симптом как нечто индивидуальное. Он считает: раскрыть смысл симптома можно только в контексте истории человека, его опыта.

Например, одна пациентка Фрейда была одержима бессмысленной идеей: она безосновательно ревновала своего мужа к молодой девушке. Психиатр в таком случае бы пытался определить, что это: бред, галлюцинация или же навязчивая идея. Фрейд же обнаружил: женщина влюблена в мужа своей дочери. Этот факт не осознается женщиной — он неприемлем с точки зрения морали. В итоге женщина неосознанно вообразила другой сценарий — теперь уже ее муж влюблен в юную девушку, а вовсе не она — в молодого мужчину.

Эта фантазия позволила женщине справиться с самокритикой. Она осознала свои бессознательные реакции — и симптом исчез.

🧠 Что известно сегодня. Метод интерпретации до сих пор используется в психотерапии — к нему прибегают психологи, работающие в разных направлениях.

Либидо. Либидо для Фрейда — не просто желание заняться сексом, влечение. Это энергия, которая движет человеком и противоположна другому встроенному в него механизму — влечению к смерти. И потому либидо выражается не только в стремлении заняться сексом. Наука, творчество, работа — все это тоже проявление либидо.

Такое смещение либидо с первичной цели — полового акта, психоаналитики и называют сублимацией. По сути, с помощью сублимации психика защищает человека от того, что он считает неприемлемым, аморальным.

Или, говоря психоаналитическим языком, Суперэго, высшая моральная инстанция психики, контролирует примитивную, движимую сексуальными импульсами и агрессией Ид. Например, человек стремится к причинению вреда другим — это Ид, но Суперэго этого не позволяет реализовать это желание в обычной жизни — и тот становится хирургом, то есть причиняет боль социально приемлемым способом.

🧠 Что известно сегодня. Сейчас слово «либидо» употребляют, обозначая именно сексуальное влечение. То значение, которое в этот термин вложил Фрейд, актуально только для практикующих психоанализ и психоаналитическую терапию.

Что касается критики самой концепции, многие уверены: Фрейд придавал слишком уж большое значение сексуальным инстинктам. Другие факторы: социальные, культурные, экономические, религиозные — он упустил из виду.

Психосексуальное развитие. С точки зрения Фрейда, ребенок тоже имеет либидо. Цель либидо меняется с возрастом. В соответствии с этим он выделил пять стадий психосексуального развития. Если человек успешно проходит эти стадии, он способен формировать нормальные сексуальные отношения с другими людьми.

  1. Оральная стадия — от рождения до 1 года. Либидо направлено на область рта. Ребенок сосет грудь матери, и его психосексуальная энергия тоже вплетается в этот, казалось бы, чисто физиологический процесс. Он получает удовольствие от сосания и кусания.
  2. Анальная стадия — от 1 года до 3 лет. Ребенка приучают к горшку. Ему приятен процесс дефекации.
  3. Фаллическая стадия — от 3 до 6 лет. Ребенок изучает гениталии. Тогда же возникает эдипов комплекс — сексуальное влечение к родителю противоположного пола. Например, мальчик отворачивается от папы и направляет свой интерес на мать — родителя противоположного пола. Если ребенок успешно проходит фаллическую стадию, он начинает идентифицировать себя с родителем своего пола.
  4. Латентная стадия — от 6 до 12 лет. Ребенок переключается с сексуального влечения на познание мира.
  5. Генитальная стадия — от 13 до 18 лет. Сексуальные интересы ребенка окончательно формируются, они направлены на объекты, которые общество одобряет.

🧠 Что известно сегодня. Современные ученые и психологи считают эту концепцию упрощенной и устаревшей. Ее критикуют за то, что она основана на наблюдении Фрейда всего за одним ребенком — мальчиком Гансом, а научных данных, подтверждающих существование эдипова комплекса, просто не существует.

Сейчас специалисты чаще объясняют психологические проблемы, выросшие из отношений с родителями, с помощью теории привязанности. Ее основной тезис — что любовь настолько важна для психики, что ее можно считать базовой потребностью организма. И то, насколько ребенка любят родители и как свою любовь проявляют, и влияет на успех отношений человека во взрослом возрасте. А сексуальное влечение к родителям тут ни при чем — дело в ощущении безопасности и заботы со стороны значимых взрослых.

Перенос и контрперенос. Еще одно важное понятие психоанализа — это перенос. На место аналитика клиент неосознанно помещает важную для себя фигуру и адресует речь как будто бы ей. Чувства, которые он испытывает к аналитику, на самом деле направлены на другого человека.

Например, пациентки Фрейда нередко видели в нем отца из-за одной особенности: он курил трубку и от него пахло табаком, как и от многих мужчин того времени. Говоря с ним, они воспринимали его как отца. И благодаря этому Фрейд мог заметить проявления бессознательного и верно их интерпретировать.

Контрперенос — это, напротив, реакция аналитика на пациента. Чувства и мысли, которые возникают у него при взаимодействии с пациентом. Иногда аналитик может примерять на себя историю пациента, представлять, что бы он чувствовал на месте анализанта, или же испытывать сексуальное влечение к пациенту. Все это — контрпереносные реакции. Ведь аналитик — такой же человек, у него есть свое бессознательное, которое также проявляет себя.

🧠 Что известно сегодня. Понятия переноса и контрпереноса актуальны до сих пор — их используют психологи, работающие в разных методах. Сегодня считается, что эти процессы происходят и вне психотерапии. Например, человек может проецировать злость, направленную на мать, на чем-то похожую на нее начальницу.

Главное об эдиповом комплексе

Критика психоанализа

Психоанализ критиковали всегда. Когда он только возник, он оказался излишне откровенным. Теории Фрейда вызывали отторжение у религиозных людей — разговор о сексуальных импульсах казался аморальным. Когда же Фрейд называл веру иллюзией, а религию — неврозом, за этим последовало негодование.

Сейчас же психоанализ уже не кажется вызовом нравственности. Наоборот, многие считают его устаревшим и имеющим исключительно историческую ценность — как толчок к развитию психологии. Современную психоаналитическую психотерапию — группу направлений, родившихся из психоанализа, — соответственно, тоже часто критикуют.

Общественный интеллектуал, «отец современной лингвистики» и один из основателей когнитивистики Ноам Хомский критикует фрейдизм за отсутствие какой-либо научной основы. Он замечает, что теории Фрейда основаны на предположениях, которые невозможно проверить. А французского психоаналитика, основателя собственного психоаналитического направления Жака Лакана Ноам Хомский и вовсе называл шарлатаном.

Некоторые психологи также называют фрейдизм лженаукой. А еще критикуют за продолжительность лечения — с точки зрения психоаналитика, встречи на протяжении годов или даже десятилетий — это норма.

Кроме того, представительницы движений за гендерные права критикуют многие идеи Фрейда — например, о зависти к пенису как причине истерии, — за то, что они упрощают поведение женщин и по сути не что иное, как откровенный сексизм.

Еще многие специалисты указывают на то, что основные положения психоанализа тесно связаны с культурой, в которой жил Фрейд. А именно — с ханжеским викторианством, где сексуальные импульсы действительно постоянно подавлялись. Сейчас это происходит гораздо реже, и слишком прямое прочтение психоанализа неэффективно. Что, впрочем, учитывается психоаналитическими психотерапевтами: их методы более современные, адаптированные к реальности, в которой мы живем.

Но все же отсутствие доказательной базы — главное обвинение в адрес психоанализа и психоаналитической психотерапии. И корень проблемы в данном случае — то, что оценить их эффективность сложно. Встречи аналитика и его клиента устроены так, чтобы их получилось вписать в современную методологию исследований.

Чтобы устроить правильный эксперимент, нужно четко определить переменные, которые изучаются. Но бессознательное — это не то, что можно наглядно продемонстрировать при помощи тестов или других инструментов измерения. Поэтому психоаналитики более склонны описывать конкретные случаи из своей практики, а не проводить корректные с точки зрения современной науки исследования.

В последнее время появляются исследования с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии — исследователи смотрят, как меняется активность мозга тех, кто прибегал к помощи психоаналитика. Пока их немного, но выводы обнадеживают: психоаналитическая психотерапия нормализует активность мозга во многих его областях.

Маргарита ФироноваРасскажите о вашей самой запоминающейся оговорке:
  • Вотрина-Лопатина ЕленаПокупала сок с мякотью и попросила у продавщицы "сок с перхотью". Прошло лет 70, а я помню её выражение лица и свое смущение.9
  • user1252099Занимался психоанализом около двух лет. На сессиях было тяжело, но было много интересных инсайтов. Например, в детстве я часто терял телефоны, жили мы не богато, и я много плакал после этих потерь. Мы пришли к такой интерпретации: мой отец умер в 8 лет, и мама не хотела мне говорить об этом, рассказала о смерти только через полгода, я не был на похоронах. И потеря телефонов была моим способом прожить смерть отца и прочувствовать ее.2
  • CornPonyНахожусь в психоанализе почти три года. Могу сказать, что мне это и правда помогает. Не только решать какие-то точечные вопросы, но и в целом пересматривать своё отношение к миру. А иногда и просто безопасно слить свою агрессию для окружающих7