Какие профессии россияне осваивают в ссузах

На кого идут учиться юноши, а на кого — девушки
18
Аватар автора

Артем Иволгин

дипломированный специалист книжного дела

Страница автора
Аватар автора

Сергей Антонов

эколог с красным дипломом

Страница автора

Более 80% россиян хотят, чтобы их дети или внуки получали образование в вузе.

Лишь 8% сказали социологам, что дети должны получить начальное или среднее профессиональное образование. Если же посмотреть на статистику, то окажется, что больше половины выпускников, решивших получить профессию, выбирают лицей, ПТУ, колледж или техникум.

Как устроена система начального и среднего профобразования

Систему профессионального образования в России традиционно делят на два уровня:

  1. Среднее профессиональное образование первой и второй ступени.
  2. Высшее образование — бакалавриат, специалитет и магистратура, а также подготовка кадров высшей квалификации — аспирантура, докторантура, адъюнктура, ординатура и так далее.

До 2013 года средние специальные учебные заведения делились на две большие группы: учреждения начального и среднего профобразования. Первые — это ПТУ и профлицеи, вторые — колледжи и техникумы. Однако потом само понятие начального профессионального образования упразднили.

Учебные заведения разделили на две ступени. Ссузы первой ступени призваны готовить «квалифицированных рабочих и служащих», второй — «специалистов среднего звена». Это не значит, что специалисты среднего звена неквалифицированные, просто такую терминологию использует Минпросвещения.

Учреждения первой ступени готовят преимущественно представителей рабочих специальностей. Профессии могут быть самые разные: от технолога по переработке зерна и ихтиолога до авиатехника.

В заведениях второй ступени готовят специалистов среднего звена: это может быть как повар или электромонтажник, так и слесарь-сборщик самолетов. Есть и экзотические профессии: например, хозяин усадьбы.

Часто специальности пересекаются. Например, если школьник окончил 11 классов, то он может пойти в техникум учиться на пчеловода — квалифицированного рабочего, который умеет ухаживать за ульями и водить подсобную автотехнику. Учиться предстоит 10 месяцев. А можно — тоже после одиннадцатого класса — выбрать профессию техника-пчеловода: это специалист среднего звена, который занимается в том числе селекцией пчел. Учеба займет 2,5 года. Есть и третий вариант: пойти учиться на техника, но после девятого класса — и получить профессию за 3,5 года.

Конкурс в ссузы первой ступени чуть ниже: 1,8 человека на место против 2,5 в ссузах второй ступени. Специалистом среднего звена стать сложнее, чем получить рабочую профессию.

Источник: Минпросвещения России

По данным Росстата, бум поступления в вузы пришелся на двухтысячные годы. Однако в последние годы растет популярность среднего профессионального образования, точнее — программ подготовки специалистов среднего звена. А вот число рабочих по-прежнему продолжает снижаться. Почему — непонятно. В 2010 году в вузы поступили 1,4 млн абитуриентов, а в учреждения СПО — 1,3 млн. В 2020 году — 1,09 млн и 1,14 млн соответственно.

Источник: Росстат
Источник: Росстат

Какие специальности выбирают те, кто поступает в ссузы

По данным Минпросвещения, в 2020—2021 учебном году российские ПТУ, лицеи, техникумы и колледжи приняли студентов на 460 специальностей.

Самая популярная у юношей — «информационные системы и программирование», 38,7 тысячи человек. Там обещают научить работать администратором баз данных, тестировщиком, техническим писателем и разработчиком веб-приложений.

На втором месте — «техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», то есть обучение мастеров по диагностике и ремонту автомобилей. Это направление выбрали 25,7 тысячи человек. Вообще, 68% мужчин, поступающих в средние специальные учебные заведения, получают подобные инженерно-технические специальности.

Девушки чаще идут на специальности, связанные с медициной: самая популярная из них — «сестринское дело», ее выбрали 55,7 тысячи студенток. Также часто выбирают профессию фельдшера, акушерки, медицинского лаборанта, зубного техника и так далее — в сумме это еще 38,3 тысячи человек.

Сопоставимая популярность у социальных наук: за год в колледжи поступили 39,9 тысячи будущих юристов. Выпускницы смогут работать, например, в полиции. Популярна и экономика, которую выбрали 28,2 тысячи будущих специалисток.

Если смотреть на востребованные специальности — те, что выбрали более тысячи человек, — то выше всего конкурс на направлениях «обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем», «прикладная геодезия», «графический дизайнер»: больше пяти человек на место.

Наименьшая популярность — у некоторых сельскохозяйственных профессий: «мастер сельскохозяйственного производства», «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка» и «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве». Здесь конкурс в 2020 году составил менее 1,2 человека на место.

Топ-15 специальностей в ссузах у девушек

СпециальностьКоличество поступивших
Сестринское дело55 693
Право и организация социального обеспечения39 865
Экономика и бухгалтерский учет28 190
Дошкольное образование22 005
Преподавание в начальных классах20 901
Повар, кондитер18 344
Правоохранительная деятельность14 248
Лечебное дело13 924
Поварское и кондитерское дело12 796
Фармация12 079
Дизайн12 049
Коммерция11 613
Информационные системы и программирование11 418
Банковское дело9101
Туризм8476

Топ-15 специальностей в ссузах у девушек

СпециальностьКоличество поступивших
Сестринское дело55 693
Право и организация социального обеспечения39 865
Экономика и бухгалтерский учет28 190
Дошкольное образование22 005
Преподавание в начальных классах20 901
Повар, кондитер18 344
Правоохранительная деятельность14 248
Лечебное дело13 924
Поварское и кондитерское дело12 796
Фармация12 079
Дизайн12 049
Коммерция11 613
Информационные системы и программирование11 418
Банковское дело9101
Туризм8476

Топ-15 специальностей в ссузах у юношей

СпециальностьКоличество поступивших
Информационные системы и программирование38 677
Обслуживание и ремонт агрегатов автомобилей25 709
Право и организация социального обеспечения25 275
Сварщик22 421
Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей17 163
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений14 445
Эксплуатация электрического оборудования12 431
Правоохранительная деятельность10 597
Экономика и бухгалтерский учет9957
Повар, кондитер9603
Физическая культура9425
Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования9050
Тракторист-машинист с/х производства9019
Сестринское дело8769
Сетевое и системное администрирование8238

Топ-15 специальностей в ссузах у юношей

СпециальностьКоличество поступивших
Информационные системы и программирование38 677
Обслуживание и ремонт агрегатов автомобилей25 709
Право и организация социального обеспечения25 275
Сварщик22 421
Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей17 163
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений14 445
Эксплуатация электрического оборудования12 431
Правоохранительная деятельность10 597
Экономика и бухгалтерский учет9957
Повар, кондитер9603
Физическая культура9425
Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования9050
Тракторист-машинист с/х производства9019
Сестринское дело8769
Сетевое и системное администрирование8238

Артем ИволгинЕсли бы вы получали вторую профессию, пошли бы на СПО?
  • Быстрая черепахаВыберу пойти после 9-ого класса в колледж, получить СПО, а потом выйти на работу и поступить на заочное в вуз. Это кажется мне самым универсальным вариантом, на случай неадекватных работодателей, который обязательно нужна корочка высшего учебного заведения, а ее качество - это уже вторичный для него вопрос. Ну и плюс, как по мне, колледж дает ребенку право ошибиться. Все-таки разочароваться в бакалавриате и наверстывать все в магистратуре - это немного другое, чем понять после колледж, что "повар, это не мое" и пойти учиться в вуз на юриста, условно.13
  • Малина ВареньевнаСравнивая своё обучение в колледже и ВУЗе могу сказать, что на СПО действительно учат профессии. Разбираться в ней, быть специалистом, многие тонкости и нюансы работы узнаешь, тебе преподают педагоги с большим стажем работы именно по твоей профессии, в учебных программах необходимых предметов больше общеобразовательных. В ВУЗе же все как-то хуже в этом плане, куча бесполезных предметов, по которым еще зачем-то ставят экзамены, много времени уходит в пустую, а профессиональные предметы преподаватели ведут очень отстранённо, как будто в отрыве от того, что их студенты - будущие специалисты в этой области. И из курса в курс, из года в год повторяют одни и те же вещи. По-моему, лучше всего после 9 идти учиться на какую-то профессию, которая на текущий момент абитуриенту кажется привлекательной, а потом поступать в понравившийся ВУЗ на смежную, или кардинально другую профессию, если предпочтения изменились, самое главное, что без ЕГЭ, по внутренним экзаменам ВУЗа, которые легче)5
  • АШУАШУВ свое время в 2002 году закончил ссуз по специальности Микроэлектроника и полу-проводниковое производство. Учили хорошо, вот только заводы все загнулись и нами никто не интересовался. Вот так и нет у нас серьезной микроэлектроники. (6
  • Юрий АлександровичМне более интересна статистика не "куда идут/пойдут", а какие специальности/профессии выбрали те, кто после получения диплома уже (например) 10 лет трудятся по выбранному профилю. А то в ТЖ-же было много типа "пошел (и поступил) на инженера в ВУЗ, а работаю брадобреем" или "выучилась на инженера-экономиста, работаю маникюркой". Т.е. процент соответствия (ожидания от образования) и (удовлетворенность работой по профессии).18
  • Лана СчастливаяСнорк, почему?0
  • МаринаБыстрая, подтверждаю, работает. Опыт близкой родственницы: после 9 класса в колледж, потом на работу с одновременным поступлением в ВУЗ. Она сама решила пойти на вечернее сокращенное, такой вариант был только платный, оплачивала его самостоятельно. Ребёнок лично смог уболтать декана, чтобы её допустили к вступительным экзаменам (первый диплом был не совсем по профилю будущей специальности😂). Насколько я помню, она получила диплом о высшем в один год с одноклассниками. Самое сложное было найти работу после колледжа: за год до совершеннолетия очень многие не брали (её в школу отдали в 6 лет)1
  • user1831570Однозначно да.0
  • YuliannaУшла после 9 класса, училась очно и в колледже и в Вузе тоже очно( своя ситуация была), но в колледже учили лучше, без лишней «воды». Знания гораздо легче было применять на практике, чем чушь теоретиков из Вуза…4
  • АртёмВысокий % «высшего» образования, по меркам OECD, Россия, как раз, получает за счет обучениях в колледжах, так как OECD использует термин третичное образование - всякое образование после выпуска из школы. Пожалуйста, не искажайте смыслы. Бум высшего образования не связан с тем, что OECD зачисляет нам ещё и техникумы. Почитайте, пожалуйста, больше об этом мифе: https://vo.hse.ru/data/2017/10/04/1159486701/Bessudnov.pdf Как на самом деле: по данным переписи 2010 года только 34% россиян в когорте 25-34 имеют высшее образование. Это на уровне восточноевропейский стран и слегка ниже Западной Европы. Мы не мировые лидеры, пожалуйста, не повторяйте мифы.2
  • Артем ИволгинАртём, спасибо вам за бдительность, исправили.1
  • Фрёкен СноркСветлана, смотрите, будет конкретный кейс на рынке, когда рабочих мест мало, а желающих много (у меня лично аналогичный старт был и сейчас в хороших вакансиях я вижу, что появился запрос "без опыта , в/о", также выпускники жалуются). 1) Если говорить про комбо: снимать квартиру, фул тайм работать, если первая зарплата по медиане рынка (так часто делают те, кто берёт "средне-специальное и без опыта", очень тяжело и накладно. 2) Тяжело, что кроме многих не профильных курсовых, часто не все лекции в зуме (сейчас легче, а раньше на сессии адок), если позиция не уникальна, то работодатель не всегда готов отпускать. 3) Кейс получится, если живёшь с родителями (минус затраты на аренду, очень лёгкий быт), если работодатель лояльный (ты чей надо мальчик или девочка, либо редкий или хороший спец). Кейс будет хуже, если аренда, быт и оплата на одном человеке ) 4) Лично моё мнение - о тех девчатах и ребятах, которые вышли без крепкого тыла, а рынок труда был к соискателю не добр, высокая конкуренция. Было тяжело на дистанции 20 лет. Сейчас многие добивают образование (текущий работодатель взял на голодном рынке, сам учил, зарплата росла, сейчас, если уволит, то на аналогичную зарплату, очень просят в/о 5) Лучшие результаты после в/о - сразу на хорошую должность в сбер. Если ты продажник, то там не существенно. Разве только продажа требует знаний мат.части. Аналогично агро - там многие специальности для химика или лаборанта не предусматривает в/о по направлению химия и есть сильные колледжи со специализацией (колледж Менделеева в Новосибирске, как Щука или Щепка для актёра лучше, чем кулёк).0
  • Фрёкен СноркСнорк, "Сравнивая своё обучение в колледже и ВУЗе могу сказать, что на СПО действительно учат профессии. Разбираться в ней, быть специалистом, многие тонкости и нюансы работы узнаешь, тебе преподают педагоги с большим стажем работы именно по твоей профессии, в учебных программах необходимых предметов больше общеобразовательных." кстати да2
  • Лана СчастливаяСнорк, ну в общем да, под четвертым пунктом и сама могу подписаться, на нормальный уровень жизни вышла только к 40 годам, правда у меня и дети за тот же кусок жизни успели родится, и снимать особе не требовалось, но тыла не было, да3
  • user1031354После авиационного вуза и получения инженерной специальности, пошел на СПО в летное училище и стал пилотом :D3
  • АртёмАртем, спасибо вам0
  • miss LeoТак. Куда идти учиться на хозяйку усадьбы???? Трудоустройством обеспечивают??2