В ресторан по QR-коду: законно ли это?
Насколько мне известно, заведения общепита заключают с потребителем публичный договор об обслуживании и не вправе ограничить возможность посетить его. То есть за небольшими исключениями заведение обязано обслуживать всех клиентов.
Так может ли ресторан отказаться обслуживать посетителя, потому что у него нет QR-кода, он не привился или у него медотвод от вакцинации? В Москве вообще ничего не сказано про медотводы, как будто их нет. Не нарушает ли это закон о защите прав потребителей? Как быть тем, у кого есть медотвод от вакцинации?
Ситуация неоднозначная, как и многие другие правовые коллизии, которые породила пандемия и попытки урегулировать новую реальность старыми нормами. Попробуем разобраться.
Какие нормы вынуждены соблюдать рестораны и кафе в Москве
С 28 июня 2021 года московские кафе и рестораны могут пускать клиентов только по QR-коду, который подтверждает, что человек привился, переболел ковидом в последние полгода или сдал ПЦР-тест не больше трех дней назад и получил отрицательный результат.
Заведение может работать, только если участвует в эксперименте с QR-кодами. Для этого рестораны или кафе должны подать заявление, чтобы их включили в специальный реестр. После этого им придется обеспечить проверку QR-кодов в кафе: установить перед входом пункт контроля и дополнительные ограждения, поставить сотрудников проверять коды у посетителей.
Если заведение не выполнит требование о проверке QR-кодов, его могут оштрафовать:
- ИП — на 30 000—50 000 ₽;
- организации — на 100 000—300 000 ₽.
Вместо штрафа могут закрыть на срок до 90 суток.
Законны ли требования властей к общепиту
Конституция позволяет устанавливать отдельные ограничения прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия. Это может случиться в условиях чрезвычайного положения, чтобы обеспечить безопасность граждан. Но на данный момент чрезвычайное положение в стране не введено, поэтому сослаться на эту норму власти не могут. Поэтому есть те, кто считает эксперимент с QR-кодами незаконным. Но они не учитывают некоторые моменты.
Так, в Конституции зафиксировано, что за счет перечисленных в ней основных прав и свобод не могут отрицаться или умаляться другие общепризнанные права и свободы человека и гражданина. А каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Меры, направленные на снижение заболеваемости, укладываются в концепцию охраны здоровья граждан.
Кроме того, власти обязаны принять меры, чтобы предупредить чрезвычайные ситуации. К ним в том числе относится распространение заболевания, которое представляет опасность для окружающих.
Именно поэтому органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и другие правовые акты в области защиты населения. А также обязательные для граждан и организаций правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Граждане России обязаны соблюдать эти законы и правовые акты и выполнять установленные правила поведения.
В Москве режим повышенной готовности был введен с 5 марта 2020 года. Получается, требования столичных властей насчет QR-кодов не противоречат законодательству.
Как эти требования соотносятся с правами потребителей
Заведения общепита должны соблюдать предписания московских властей, чтобы их не оштрафовали и не закрыли. Поэтому они вынуждены проверять у посетителей QR-коды.
Власти исходят из того, что человек не должен находиться в общественном месте, где невозможно соблюдать масочный режим, если не может подтвердить свою безопасность для окружающих. В противном случае такой человек может создать угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию других людей. Поэтому если человек не готов подтвердить свою безопасность, рестораны и кафе вправе отказать ему в обслуживании.
Заведение общепита действительно заключает со всеми клиентами публичный договор — обязуется продать имеющиеся в наличии еду и напитки любому обратившемуся. Но с правовой точки зрения в данной ситуации между заведением общепита и клиентом возникает не гражданско-правовая, а административно-правовая связь — права и обязанности сторон основываются на нормах административного права. Поэтому в рамках административного правоотношения ресторан или кафе вправе требовать, чтобы посетитель предъявил QR-код. Это требование не имеет отношения к гражданско-правовым отношениям между этими же сторонами.
Получается, если заведение отказывается обслужить посетителя без QR-кода, то нельзя считать, что оно необоснованно уклоняется от заключения публичного договора: такой отказ не ущемляет права потребителей.
Что касается медотвода, то посетитель может получить QR-код не только после вакцинации, но и если сдаст ПЦР-тест. То есть человек, у которого есть медотвод от прививки, может сдать тест, и если результат будет отрицательный, то ему тоже пришлют QR-код.
Что говорят суды
К сожалению, пока сложившейся судебной практики нет: норма о QR-кодах слишком свежая. Конституционный суд РФ тоже еще не проверил законность ограничения права граждан посещать рестораны и обязанность использовать QR-коды. Однако в сходной ситуации, когда магазины обязали отказывать в обслуживании покупателям без маски, Верховный суд признал требование законным.
- Минпромторг России рекомендовал магазинам отказывать посетителям без масок в обслуживании на кассе, если в регионе введен режим обязательного использования средств индивидуальной защиты в общественных местах. А еще вызывать полицию, чтобы пресекать нарушения.
- Смоленское общество защиты прав потребителей посчитало, что эти рекомендации противоречат действующему законодательству. В частности, нарушают недопустимость отказываться в одностороннем порядке от исполнения публичного договора и запрет обуславливать приобретение одних товаров и услуг обязательным приобретением других.
- Верховный суд сказал, что методические рекомендации направлены исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки, поэтому оснований для признания их недействующими нет. И в итоге в иске отказал.
А Конституционный суд, например, признал законным запрет губернатора Московской области на свободное передвижение граждан в период угрозы распространения коронавирусной болезни. Суд указал, что необходимость защиты жизни и здоровья граждан при борьбе с эпидемиями предполагает ограничение прав и свобод. Но только если это соразмерно и пропорционально целям такого ограничения и с учетом того, что жизнь человека — высшая конституционная ценность. Запрет на свободное передвижение этим требованиям соответствует.
Таким образом, есть вероятность, что если кто-то будет оспаривать законность посещения ресторанов и кафе по QR-кодам, то суды встанут на сторону властей. Пока будем надеяться, что пандемия скоро закончится и все ограничения, связанные с ней, отменят.