Дети
20K

Как помочь ребенку быстрее заговорить

37
Как помочь ребенку быстрее заговорить
Аватар автора

Маргарита Носкова

развивает речь ребенка с рождения

Страница автора

Моему сыну 1 год и 10 месяцев, и сейчас ни одна прогулка с ним не обходится без удивленного вопроса прохожих: «Cколько же ему лет?»

Люди обращают внимание на четкую речь и длинные фразы ребенка. Многих это восхищает, но иногда я замечаю во взгляде собеседника тревогу из-за того, что их малыши пока молчат.

По двум высшим образованиям я психолог. Еще до рождения сына я начала освежать свои знания — смотреть вебинары нейропсихологов, читать статьи логопедов и книги по воспитанию детей, — чтобы точно не упустить ни одного важного этапа в развитии речи ребенка. У меня это получилось — к году сын называл предметы сочетаниями слогов. Например, говорил «пинги» вместо «пингвин» и «тяпэ» вместо «тряпка». В год и три месяца он стал произносить слова из двух и трех слогов полностью, а сейчас уже говорит предложениями из 3—4 слов и всегда может объяснить, что ему нужно.

В этой статье я расскажу, как развивается речь ребенка, могут ли родители ускорить этот процесс и в каких ситуациях понадобится помощь специалистов.

Почему важно развивать речь

Речь — высшая психическая функция. Она связана с другими важными процессами в мозге — например, с воображением, вниманием или памятью — и напрямую влияет на развитие мышления. Именно речь помогает человеку овладевать абстрактными понятиями, понимать логику рассуждений и выстраивать связи между явлениями.

Чем лучше развита у ребенка речь, тем быстрее будет проходить его адаптация в коллективе: в детском саду, кружках и на развивающих занятиях. Просто потому, что ребенок сможет объясниться и понять других. А еще развитие речи может уменьшить количество детских истерик: малышу не нужно добиваться своего криком, если родители понимают его слова.

Еще недостаточно развитая речь ребенка — частая причина социального давления на родителей и, как следствие, лишних трат: пока добрые родственники с упоением сравнивают детей с более успешными сверстниками, родители хватаются за голову и кошельки и бегут на всевозможные диагностики и коррекции.

Иногда дополнительные занятия со специалистами и правда необходимы, но часто это просто дорогое развлечение. Понять, нужны ли они ребенку, помогут возрастные нормы развития речи: если все идет по плану, научить ребенка говорить можно и в домашних условиях.

На занятия по развитию речи в некоторых клубах приглашают малышей с восьми месяцев. В этом возрасте еще сложно заподозрить какую⁠-⁠то проблему, а с базовыми тренировками речи родители могут справиться и самостоятельно. Источник: baby-club.ru
На занятия по развитию речи в некоторых клубах приглашают малышей с восьми месяцев. В этом возрасте еще сложно заподозрить какую⁠-⁠то проблему, а с базовыми тренировками речи родители могут справиться и самостоятельно. Источник: baby-club.ru

Как развивается речь

Безусловно, все дети развиваются с разной скоростью: один ребенок уже в полтора года разговаривает предложениями и декламирует стихи, а его ровесник только научился называть себя по имени и показывать на пальцах возраст.

Тем не менее возрастная психология часто опирается на такое понятие, как сензитивный период — время особой восприимчивости человека к определенному виду деятельности, самое благоприятное для формирования психического процесса или навыка. Развивать навыки раньше или позже тоже можно, но на овладение ими у ребенка уйдет больше усилий и времени.

Для речи сензитивный период длится от года до трех лет: в это время ребенку легко осваивать новые звуки и слова как родного, так и иностранного языка. Впрочем, это не значит, что до этого речь никак не развивается.

Расскажу об основных этапах, которые в норме проходит речь ребенка с рождения до школы, и о том, какие признаки помогут не пропустить отставание.

С рождения до одного года. Этот период называется доречевым: организм ребенка только готовится к тому, чтобы заговорить. В два месяца появляется гуление, к пяти-шести месяцам оно преобразуется в лепет, а первые слова малыш начинает произносить как раз к году. Еще в этом возрасте ребенок должен понимать и выполнять простые просьбы и реагировать на речь взрослого.

Задержка на один-два месяца не критична: у каждого малыша своя скорость. Но если к году ребенок не реагирует на свое имя, не показывает пальцем на предмет, который ему интересен, не улыбается в ответ на улыбку родителей и не пытается произносить звуки, стоит сообщить об этом врачу.

Еще в этот период я рекомендую обратить внимание на то, ползает ли малыш на четвереньках: этот навык помогает сформировать межполушарные связи в мозге, которые будут непосредственно влиять на восприятие информации ребенком и развитие мышления.

1—2 года. Накапливается пассивный словарный запас, в речи появляются глаголы и прилагательные. Целые фразы еще могут произнести не все дети — это нормально.

Стоит насторожиться, если ребенок не понимает обращенную к нему речь, не выполняет даже простые просьбы, не пытается повторять за взрослыми слова и не произносит ни одного слова сам.

2—3 года. Увеличивается активный словарный запас, появляются и усложняются фразы. Ребенок использует местоимения и предлоги, склоняет слова по падежам, родам, временам и числам, но еще может ошибаться.

Красные флаги этого периода — отсутствие фраз в речи ребенка, использование жестов и мимики вместо речи или просто молчание.

3—4 года. Ребенок активно говорит, может пересказать сказки и стишки. Все еще допускаются ошибки в речи, например пропуск звуков или их перестановка.

А вот если ребенок использует услышанные фразы из книг и мультиков вместо собственной речи и не отвечает на вопросы взрослого, это может быть признаком отставания.

4—7 лет. Речь ребенка быстро совершенствуется: растет активный словарный запас, улучшается произношение. В 4—5 лет еще допускается неправильное произношение сложных звуков [л] и [р], но если такая проблема сохраняется и в более позднем возрасте, то стоит обратиться к логопеду.

Если ребенок плохо говорит, обратите внимание на то, по возрасту ли развиты другие навыки малыша: это поможет врачу быстрее поставить диагноз и предложить корректное лечение.

Что делать, если речь развивается не по плану

Если ребенок отстает от графика развития речи, об этом нужно рассказать врачу.

Основной врач для ребенка в первые годы жизни — это педиатр. До года педиатра необходимо посещать ежемесячно, с года до двух — один раз в три месяца, а затем раз в год, если у родителей нет жалоб на здоровье ребенка.

О подозрениях на задержку развития речи в первую очередь нужно проконсультироваться именно с педиатром. Он предположит, с чем это может быть связано, и выпишет направление к более узким специалистам: неврологу, психологу, детскому психиатру или реабилитологу.

Приемы педиатра входят в ОМС — посещать врача можно бесплатно. В частных клиниках Москвы прием стоит 2000—6000 ₽.

Еще до года ребенка трижды посмотрит детский невролог: в месяц, три месяца и в год. Остальные приемы назначают при наличии жалоб. К ним относятся, например, повышенный тонус, задержки в освоении навыков, проблемы со сном или травмы головы. На последнем плановом приеме я советую обсудить навыки малыша: если врачу покажется, что с развитием речи что-то не так, скорее всего, он назначит контрольный прием через несколько месяцев, чтобы подтвердить или опровергнуть задержку.

Плановые приемы невролога и посещения врача по направлению тоже входят в ОМС. Прием детского невролога в частной клинике Москвы обойдется в 2200 — 5000 ₽.

Детский психиатр впервые встретится ребенку на диспансеризации в два года: раньше посещать этого врача нет необходимости. Психиатр тоже может заметить, что речь ребенка развивается с отставанием, и помочь решить эту проблему. Платный прием у психиатра стоит 5000—12 000 ₽.

Реабилитолог корректирует последствия травм и серьезных болезней, помогает малышам в случае задержек развития, чаще именно моторных навыков, но иногда занятия у реабилитолога назначают и при речевых задержках. Средняя цена одного приема в частных клиниках — 5000—6000 ₽.

Логопед зачастую работает с детьми старше трех лет, корректирует речевые нарушения у малышей. Специалист также работает с мышлением, вниманием, памятью и моторикой своих пациентов — это помогает в постановке правильного звукопроизношения. В государственных детских садах бывает возможность попасть к логопеду бесплатно. В частном порядке стоимость одного занятия составляет в среднем 3500—5000 ₽.

Родителям бывает непросто принять, что ребенку нужна помощь специалиста: кажется, что если подождать еще чуть-чуть, то речь придет в норму самостоятельно. Иногда так действительно случается, но лучше все-таки ориентироваться на возрастные нормы. Это поможет не пропустить опасные сигналы, которые свидетельствуют о нарушениях. Например, у ребенка может оказаться алалия — недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Или расстройство аутистического спектра — состояние, при котором нарушается способность к коммуникации и возникают проблемы во взаимодействии с другими людьми.

Как специалисты помогли распознать проблему у ребенка

Аватар автора

Наталья

мама ребенка с алалией

О том, что у сына проблемы, я узнала в детском саду. Воспитателя насторожило, что почти в три года ребенок ходит на носочках, не говорит и даже не издает звуков, похожих на слова. Еще у сына была нарушена координация движений, он путал цвета и не запоминал информацию.

Меня пригласили на физкультуру, чтобы я посмотрела, как сын выделяется на фоне других детей. Все шли ровным строем, а мой вприпрыжку. Казалось, что он не понимает, где находится и чего от него хотят. После занятия логопед пригласил меня на беседу, порекомендовал оставить ребенка в той же группе на второй год, а еще обратиться к детскому психиатру.

Визит к психиатру я вспоминаю с содроганием: врач сурово сказала, что у моего ребенка нарушения интеллектуального развития и он никогда не будет читать, а об обычной школе мы можем только мечтать. К счастью, она направила нас к нейропсихологу, который меня успокоил: поставил диагноз «алалия», объяснил, что это лечится, и дал направление в дневной стационар.

В больнице сыну назначили массаж, таблетки и уколы для стимуляции коры головного мозга. Но лекарства помогали только вместе с массажем, бассейном и реабилитацией нейропсихолога — сына учили ползать по методике для детей с ДЦП. Это было необходимо, потому что в младенчестве сын не ползал и у него были нарушены межполушарные связи — ребенок не различал левую и правую руки.

В течение трех лет Дима занимался с логопедом-дефектологом, ходил на ползание, массажи и бассейн. В детском саду логопед и бассейн были бесплатными, но когда он пошел в школу, я платила 500 ₽ за занятие с логопедом и 3500 ₽ за абонемент на восемь посещений бассейна.

Связная речь у него появилась в пять лет. Ее сложно было понять, но диагноз «алалия» сменился на менее пугающий — сейчас врачи ставят сыну общее недоразвитие речи третьей степени. У детей с таким диагнозом долго сохраняется дисграфия и дизорфография. Все девять лет в школе сыну приходится заниматься с репетиторами, потому что ему сложно усваивать информацию самостоятельно.

Если невролог или психиатр прописывает ребенку ноотропы или назначает лекарства на всякий случай, без постановки серьезного диагноза, лучше обратиться к другому врачу за вторым мнением.

Что может повлиять на развитие речи

Как будет развиваться речь у конкретного ребенка, заранее предсказать сложно. Но некоторые ситуации могут затормозить процесс освоения навыка — расскажу о них подробнее.

Внутриутробные аномалии, врожденные болезни и родовые травмы. Обычно о таких проблемах родители узнают постфактум. Если врачи в роддоме сообщили, что в пренатальном периоде или во время родов были какие-то осложнения, проконсультируйтесь об этом с неврологом. Скорее всего, в первые годы жизни нужно будет регулярно показывать ребенка врачу, чтобы быстро среагировать на опасные сигналы и помочь малышу преодолеть трудности развития.

Предотвратить некоторые врожденные аномалии поможет тщательная подготовка к беременности, наблюдение за внутриутробным развитием плода с помощью анализов и скринингов и соблюдение базовых правил гигиены родителями, чтобы уменьшить риск столкновения с вирусами и инфекциями. Если врачи подозревают гипоксию у плода и предлагают кесарево сечение вместо естественных родов, резонно прислушаться к их мнению: это снизит риск осложнений у малыша.

Инфекции. Самыми опасными болезнями, возникающими из-за инфекций, считаются менингит и отит в тяжелой форме. Менингококки, гемофильная палочка и пневмококк поражают мозговую оболочку — от этого страдает не только речь, но и абсолютно все психические функции, а течение болезни может привести даже к инвалидности или смерти.

Отиты, особенно часто повторяющиеся и тяжелые, негативно влияют на слух. В таком случае нарушение речи будет считаться вторичным.

Снизить риск поможет вакцинация: от менингита защитит препарат «Менактра», от гемофильной палочки — «Пентаксим» или «Хиберикс», а от отитов — «Превенар».

«Превенар» включен в национальный календарь прививок, это лекарство доступно бесплатно по всей России. «Пентаксим» — комбинированная вакцина и защищает не только от гемофильной палочки, но и от дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. В поликлинике ее могут поставить бесплатно вместо АКДС, но препарат не всегда бывает в наличии. В частных клиниках Москвы прививка стоит в среднем 4500 ₽.

«Менактру» можно получить по ОМС только в Москве. В других регионах привиться этим препаратом можно в частных клиниках.

Если ребенок уже переболел, необходимо пристальнее следить за его развитием: тяжелые инфекции могут затронуть мозг, поэтому о любых сомнениях нужно сообщать педиатру и особенно обращать внимание на откаты в развитии ребенка.

Расстройства аутистического спектра — РАС. Этот диагноз часто подозревают именно в тех случаях, когда ребенок не говорит, но, конечно, только по этому параметру РАС диагностировать нельзя.

Если вы заметили у ребенка признаки речевого отставания, воспользуйтесь опросником M-CHAT-R: тест поможет обратить внимание на другие важные признаки заболевания. Этот опросник не диагностический инструмент, но если результаты покажут высокий риск развития аутизма, лучше проконсультироваться об этом с психиатром.

Травмы головы. Дети часто падают, ударяются, встают и идут дальше осваивать мир. Это нормально, и не каждое падение ребенка заканчивается черепно-мозговой травмой. Но к падениям с высоты больше роста ребенка, на твердые и острые предметы стоит относиться с осторожностью. Если после этого вы заметили у ребенка рвоту, резкую сонливость, дезориентацию в пространстве, непрекращающийся плач или вялость, необходимо срочно показать его травматологу.

Черепно-мозговые травмы опасны последствиями, которые могут возникать и годы спустя. Поэтому при возникновении любых непонятных состояний, регрессе в навыках и обеднении речи обращайтесь к неврологу и не забудьте упомянуть, что у ребенка была травма головы.

Педагогическая запущенность и неблагополучные социальные условия. Если ребенка воспитывают родители с алкогольной или наркотической зависимостью, с ним жестоко обращаются или вообще не занимаются, это может сказаться и на речи. Обычно у детей в такой ситуации ограничен словарный запас и плохо развито умение понимать и использовать в разговоре сложные грамматические структуры. Все это может осложнить коммуникацию со сверстниками и ухудшить успеваемость в школе. Еще дети с педзапущенностью часто рассеяны, резко меняют настроение, предпочитают играть только с детьми помладше и отказываются от ролевых игр.

Иногда такое бывает и в благополучных семьях. Например, к педагогической запущенности может привести вседозволенность, поэтому психологи рекомендуют помнить о дисциплине и после года постепенно вводить в жизнь ребенка полезные ограничения: например, запретить кусать других людей или выработать правило убирать игрушки на место. Также важно обучать ребенка бытовым навыкам: пить из стакана и через трубочку, есть самостоятельно вилкой и ложкой, одеваться и раздеваться.

Еще для профилактики педзапущенности полезно, чтобы родители проводили качественное время с ребенком: вместе собирали конструктор, лепили, танцевали или читали книги. Просто сидеть рядом с ребенком и листать ленты соцсетей, пока малыш играет сам, — это еще не качественное время. Важно, чтобы взрослый активно участвовал в совместной деятельности с ребенком.

Как помочь заговорить детям без осложнений

Если ни у родителей, ни у врачей нет вопросов к развитию ребенка, на мой взгляд, нет смысла проходить дополнительную диагностику у специалистов или тратиться на кружки.

Программа развития ребенка заложена природой. Человек будет осваивать базовые навыки, в том числе речь, даже если родители не будут прилагать к этому дополнительные усилия. Хороший эмоциональный контакт с родителями, совместная деятельность и свободная познавательная активность — основа, которой будет достаточно для успешного развития малыша.

Я бывший педагог детского клуба и считаю, что до полутора лет развивающие занятия больше нужны мамам, чем малышам. Кружки не навредят ребенку, но, на мой взгляд, занятия в детских центрах не стоят своих денег: всем этим родители могут заниматься с ребенком и дома — с гораздо меньшими финансовыми затратами.

Для нашей семьи я выбрала именно такой вариант. Вот что я делала, чтобы развить речь ребенка в домашних условиях.

Позволила ребенку свободно передвигаться. Физическое развитие — основа для психического: чем больше ребенок двигается и чем разнообразнее его сенсорный опыт, тем быстрее в мозге формируются нейронные связи и развиваются отделы головного мозга. Худшее, что можно сделать для ребенка, — это оставлять его часами сидеть в манеже или коляске.

Я начала выкладывать сына на пол с трех с половиной месяцев. Сначала он разглядывал игрушки на развивающем коврике, потом стал переворачиваться, хватать то, что его интересует, пытаться ползти на руках. В шесть месяцев он пополз на четвереньках, и его уже было не остановить — я только успевала называть предметы, встречающиеся на его пути.

В «Детском мире» такой коврик с дугами для игрушек стоит 1819 ₽. Коврик познакомит ребенка с разными цветами и текстурами, а родители помогут узнать, какими словами называются нарисованные животные
В «Детском мире» такой коврик с дугами для игрушек стоит 1819 ₽. Коврик познакомит ребенка с разными цветами и текстурами, а родители помогут узнать, какими словами называются нарисованные животные

Много говорила вслух. Чтобы ребенок начал говорить, он должен слышать и видеть, как разговаривают другие люди. Именно поэтому взрослым рядом с малышом полезно переходить в «режим радио»: описывать все свои действия, действия ребенка и окружающий мир словами, несмотря на то что собеседник пока не может поддержать диалог.

Я перешла в режим радио примерно через две недели после рождения сына. Поначалу это давалось с трудом, даже уставал язык. Потом я настолько привыкла постоянно говорить с ребенком, что иногда продолжала жить в режиме радио даже без него. Однажды я шла по улице в одиночестве и на автомате сказала вслух: «Собачка гав-гав».

Чем выразительнее речь родителей, тем лучше: это научит ребенка отличать эмоции друг от друга и обогатит словарный запас в будущем. Например, на кухне я часто представляла себя ведущей кулинарного шоу: клала сына в шезлонг или сажала в стульчик рядом с собой и комментировала каждое свое движение для молчаливой публики.

Обращалась к ребенку. Чтобы ребенок понял, что ему тоже нужно включаться в разговор, родителям стоит вести с малышом диалог и задавать ему вопросы. Пока сын еще не мог ответить, я проговаривала реплики за него, но как только он стал показывать пальцем на предметы и одновременно называть их слогами или звуками, в моей речи появилось больше пауз — так я давала ребенку возможность ответить.

Даже если вы хорошо понимаете своего ребенка, для развития речи полезно иногда делать вид, что это не так: желание добиться своего может заставить малыша вступить в коммуникацию — сначала с помощью жестов, а потом и словесно.

Использовала длинные предложения. Я старалась как можно чаще использовать сложные речевые конструкции и объяснять слова. Например, вместо «головка бо-бо» говорила: «Ты ударился головой об угол кровати, это больно». А простую просьбу вроде «дай мне мяч» превращала в подробную инструкцию: «Дай мне, пожалуйста, мяч, который лежит под кроватью». Это помогло сделать речь малыша разнообразнее, освоить предлоги и привыкнуть к тому, что предложения могут быть длинными.

Читала книги. Мы читаем книги ежедневно с тех пор, как сыну исполнилось пять месяцев. Я выбирала те издания, которые малышу интересно разглядывать: интерактивные, с выдвижными элементами и тактильными вставками.

Многие книги я покупаю в издательствах «МИФ» и Clever. На распродажах отличные книги можно купить за 200⁠—⁠300 ₽
Многие книги я покупаю в издательствах «МИФ» и Clever. На распродажах отличные книги можно купить за 200⁠—⁠300 ₽

Чтение книг само по себе помогает расширить словарный запас ребенка, в том числе познакомить его с предметами, которые не встречаются в повседневной жизни, и связать между собой слова и изображения. Но я решила этим не ограничиваться и сделать процесс еще более полезным — с помощью чтения книг вверх ногами.

Дело в том, что в развитии речи важную роль играет подражание. Ребенку важно не только слышать речь, но и видеть, как именно взрослый произносит звуки: как двигаются губы и язык, в каком положении находятся зубы.

Обычно родители сидят рядом с ребенком, когда читают книги, — в таком положении малыш не увидит рот взрослого. Другое дело, если мама или папа сядут напротив, — так ребенку будут видны и красочные иллюстрации, и лицо родителя.

Чтобы сын обращал внимание не только на картинки, я говорю: «Посмотри, как мама произносит слова» — и показываю указательным пальцем на лицо
Чтобы сын обращал внимание не только на картинки, я говорю: «Посмотри, как мама произносит слова» — и показываю указательным пальцем на лицо

Читать вверх ногами непросто, поэтому я рекомендую брать простые и красочные книги для самых маленьких: минимум текста — максимум иллюстраций.

Кривлялась перед зеркалом вместе с ребенком. Это тоже помогает развить артикуляцию: малыш видит и собственные движения, и движения родителей, поэтому может тренироваться повторять их с максимальной точностью. Мы часто соревнуемся, кто дальше высунет язык или кто сильнее свернет губы трубочкой. Это не только полезно, но и весело.

Муж с удовольствием подключается к тренировкам на высовывание языка. У них с сыном отличный тандем
Муж с удовольствием подключается к тренировкам на высовывание языка. У них с сыном отличный тандем

Включала радио и детские песни. Песни и аудиосказки учат ребенка понимать разные тембры и голоса, а маме помогают скрасить день сурка в декрете.

Мне удобно пользоваться умной колонкой с голосовым помощником: у нас дома стоит Яндекс-станция с Алисой, но у нее есть аналог — колонка Mail.ru с помощником Марусей.

Колонка с Алисой — крайняя справа. Такая модель стоит от 12 149 ₽. Для музыки, радио и сказок подойдет и мини-колонка: она стоит от 4490 ₽
Колонка с Алисой — крайняя справа. Такая модель стоит от 12 149 ₽. Для музыки, радио и сказок подойдет и мини-колонка: она стоит от 4490 ₽

Включала мультфильмы. У специалистов нет единого мнения, полезно ли показывать детям мультики. Качественных исследований в данной сфере еще не было, поэтому все рекомендации — это исключительно личное мнение конкретного эксперта. Например, ВОЗ рекомендует не показывать мультфильмы детям до года, а с года до двух ограничить время просмотра видео до 60 минут в день.

Я не сторонник категорического запрета мультиков, но стараюсь придерживаться определенных правил: не включаю ребенку видео за едой и тщательно выбираю, что именно он будет смотреть. Для меня важно, чтобы герои говорили четко, сюжет был понятен ребенку и не содержал элементов насилия. Наши фавориты — «Малышарики», «Котэ и волшебный гараж», «Тима и Тома». Например, благодаря им ребенок узнал, что в гараже есть подъемники для машин, насосы и двигатели, и разобрался в том, чем отличаются между собой разные материалы, из которых сделаны повседневные вещи.

Мультфильмы можно смотреть в интернете бесплатно, но я трачу 249 ₽ в месяц на платную подписку на «Ютуб», чтобы сын не отвлекался на рекламу.

Меняла обстановку. У сына не было сложностей со здоровьем, поэтому с трехнедельного возраста он всюду ездил со мной: сначала в кафе, за покупками и по мелким делам, а потом и в полноценные путешествия.

Всего сын побывал в четырех путешествиях: два раза мы летали в отпуск и два раза — в гости к родственникам. Это тоже помогло ему быстрее заговорить: в поездках он знакомился с новыми ситуациями и словами.

После одной из поездок ребенок ткнул пальцем в нарисованный самолет и сказал «мОе», то есть «море»: у него сложилась причинно-следственная связь между двумя ситуациями. Было очень интересно наблюдать это в первый раз
После одной из поездок ребенок ткнул пальцем в нарисованный самолет и сказал «мОе», то есть «море»: у него сложилась причинно-следственная связь между двумя ситуациями. Было очень интересно наблюдать это в первый раз

Запомнить

  1. Развитие речи — естественный процесс, и в норме ребенку не требуется помощь специалистов. Научить его говорить быстро и чисто могут сами родители.
  2. Заниматься развитием речи ребенка можно с самого рождения: даже если он пока не отвечает, он учится различать голоса и понимать интонации, запоминает особенности артикуляции и накапливает словарный запас.
  3. Чтобы ребенок быстрее заговорил, родителям нужно как можно больше разговаривать самим, предлагать малышу вступать в диалог и знакомить с большим количеством разных предметов и ситуаций: с помощью книг, мультфильмов и путешествий.
  4. Иногда развитию речи могут мешать особенности здоровья ребенка. Если малыш отстает от возрастных норм, стоит рассказать об этом педиатру и попросить направления к узким специалистам: неврологу, психиатру и логопеду.

Маргарита НосковаНаучили ребенка завязывать шнурки в год или читать в три? Поделитесь родительскими достижениями и лайфхаками:
  • Том Бомбадиля сэкономлю вам время чтобы не читать статью - если хотите помочь ребёнку быстрее заговорить, с ним надо разговаривать ) как со взрослым, а не вот эти все гули-гули. почему? "папамута!" - говорит моя младшая годовалая дочь. проверено неоднократно.27
  • КостямбаТом, личная практика? Теоретики- логопедички, наоборот за сю-сю. Типа это специальный детский язык, помогающий освоить речь. Но у меня мало опыта и наблюдений пока3
  • Том БомбадилКостямба, да да, конечно. у меня все дети к двум разговаривают на взрослом языке, не "бо бо" а "запалело", не "ботиночки" а "обись", не "кушать" а "макаёны!!!" и так далее3
  • ДмитрийТом, а какие-то дети до 3-4 лет не говорят, а потом речь резко включается. А кто-то реально отстаёт, несмотря на все старания. Если ребёнок что-то начинает делать, он может начать делать не благодаря, а вопреки, потому что так вот у него сложилось.3
  • Светлана Валиева"Собачка гав-гав" самой себе на улице это смешно) у меня коллега после двух декретов все еще с каждым из нас разговаривает, повторяя одну и ту же мысль разными фразами раза три) телефонный разговор с ней закончить невозможно на первом круге обсуждения. но хотя бы взрослым языком, и на том спасибо)15
  • КостямбаТом, выправляйте дикцию2
  • Том БомбадилКостямба, мне кажется логопед к двум годам - это как-то рановато. у меня ещё ни одному из детей не понадобился, все как-то сами к четырём-пяти справляются хотя, конечно, залечить насмерть можно и здорового ребёнка3
  • Ева Меньшинаой, ребят. говоришь или не говоришь с ребенком, но если у него РАС или алалия, это до одного места, по сути. столкнулась, знаю. а вот невролог, детский психиатр и "у страха глаза велики" - это хорошо, помогает обнаружить и начать работу над адаптацией.4
  • Kursor UkazatelПинги, пингвин... Линуксоид растет!1
  • Kirill Grinchenkoспасибо, познавательно1
  • Анастасия СолнечнаяХорошая статья, много полезных советов. Да, к сожалению все еще многие логопеды берут детей с 3/5 лет. Современные логопеды могут брать детей с 10 дней (специализация: ранняя комплексная помощь). Если ребенок не говорит в 1.10-2.6 и далее - с ним уже можно заниматься развитием речи.2
  • Анастасия СолнечнаяКостямба, вы же не говорите, что теоретики-врачи прописывают больным лекарства? А я наблюдаю за здоровыми людьми, им лекарств не надо, вот врачи дураки Так же и тут Если ребенок не разговаривает совсем, а взрослые достали его со своим "скажи квадрокоптер" (или любое другое сложное слово), то у него возникает ощущение своей беспомощности, речевой негативизм и задержка речи набирает обороты Поэтому логопедам приходится использовать звукоподражания, чтобы на первых порах разговорить ребенка Чтобы он привык, что можно коммуницировать через речь, пусть пока такую И это все работает для детей с отклонениями Если вас окружают здоровые дети - это же прекрасно, за вас можно только порадоваться Точки, почему-то не работают сегодня5
  • Маргарита НосковаKursor, кстати, вполне вариант, кто знает)))1
  • Маргарита НосковаKirill, рада, что было полезно!1
  • Маргарита НосковаАнастасия, спасибо! Да, вариантов помощи может быть много. Действительно, я встречаю помощь логопедов с 3 лет в 99% случаев. Информация про 10 дней - это новенькое, поинтересуюсь)1
  • Маргарита НосковаЕва, да, это очень непросто. Сил и терпения вам!4
  • Маргарита НосковаСветлана, да, такие вещи подбешивают порой)) зато точно все поймут))5
  • Маргарита НосковаТом, все верно, это один из нескольких способов, о которых говорится в статье)4
  • Артём НиконовАвтор, вы молодец — подтвердили свою проф.пригодность на примере собственного ребёнка. Было бы, наверное, странно если бы не. Собственно ваши советы очень хорошо ложатся на мои наблюдения — возраст в котором ребёнок начинает говорить есть функция от разговорчивости родителей (или кто с ребёнком сидит) и активного словарного запаса. Возможно, кого-то это удивит, но существуют люди, которые не умеют в "режим радио" и у этих людей тоже бывают дети. Вот не могу я говорить дольше пары минут если знаю что меня не понимают и не отвечают мне. И жена моя тоже привыкла больше по делу говорить, за что ей благодарен. Так вот, насмотрятся доброжелатели всякие на тех у кого рот не закрывается и решают что это "норма", а некоторые "норму" эту даже в какой-нибудь книжке фиксируют. И оказываются вполне здоровые дети в категории "не норма" и ведут этих детей их любящие молчаливые родители к разным специалистам за много денех. И никто никогда не узнает, сам ребёнок заговорил, потому что нейронная сеть таки обучилась, получив нужное количество информации, или специалист помог. История с медленным развитием речи, кстати — гримасса дивного нового мира. Лет сто назад, ситуацию "один-два взрослых и один ребёнок" было сложно представить, а дети чаще находились атмосфере ближе к современному детсаду, и там естественно речь была слышна всегда.12
  • ElenaМой старший сын в 1г 6м начал говорить предложениями. В 2 г 1 м пошёл в детсад говорил на уровне со взрослыми, многие не могли поверить. Мы с ним постоянно разговаривали и много читали. В 2 г 10 м он многие детские книжки наизусть рассказывал: мойдодыр, тараканице, Айболит, где тут Петя где Серёжа и другие. А сейчас многие молодые родители время проводят в смартфон, им не до ребёнка.2
  • Виктория ЕлишевичЯ ни в каком месте не психолог, но у меня дочь в 8 месяцев говорила "папа, мама, баба", тыкая пальчиком ровно в геометрический центр лица. "Баба нди" - это "бабушка иди".1
  • Anna PolevaПомню эти приятные моменты, когда ребенок очень рано начал говорить предложениями и все такие на площадке, вау! А ты красуешься и приосаниваешься. К тому же моя дочь меньше среднего по росту и весу. Было такое мелкое все время говорящее радио. Сейчас подросла, уже никого не удивляет.4
  • Александр0
  • Маргарита НосковаАлександр, не совсем так, просто встречаются случаи, когда их назначают "на всякий случай" абсолютно здоровым детям. Вот это нецелесообразно. Поэтому я рекомендую обратиться к другому врачу за вторым мнением; лучше к врачу, работающему в подходе доказательной медицины.1
  • Маргарита НосковаAnna, да-да, есть такое)) и все пытаются выпытать секрет, как же я занимаюсь с ребенком)0
  • Маргарита НосковаВиктория, так и классно же! Молодец малышка)0
  • Маргарита НосковаАртём, да, бывает такое, что дети начинают говорить позже условных норм будучи абсолютно здоровыми. Просто родителям сложно бывает понять, вот это вот ок, просто попозже все будет, или это не ок и мы теряем драгоценное время. К сожалению, недобросовестные специалисты, выкачивающие из родителей деньги на развитие того, что разовьется само, тоже есть. Вот в таких случаях и правда не узнаешь, это просто пришло время проявиться навыку или специалист внес свою лепту.4
  • Маргарита НосковаElena, вооот, все работает) если родитель вкладывается - это всегда даст результат.1
  • Александр1
  • Маргарита НосковаАлександр, понимаю ваше желание попробовать все способы улучшения ситуации. С ноотропами действительно непростая история, очень мало исследований их эффективности, поэтому все чаще врачи склоняются их не назначать. Я не могу вам ничего советовать - все-таки я не медик и ребенка очно не видела. Нужно советоваться с неврологом, которому доверяете. Многие задержки развития корректируются в процессе длительной комплексной терапии. Если еще не были у нейропсихолога, то рекомендую сходить (диагностика и по ее результатам коррекционная терапия через игры и занятия).0
  • МарфушкаДмитрий, а кто-то и к шести не заговорил0
  • Olga ElaginaElena, я тоже постоянно разговариваю и читаю. И ничего. Так что вполне можно списать 50% в вашу заслугу, а 50% — на способности ребёнка.8
  • Olga ElaginaСпасибо за статью. Я делаю почти все вышеперечисленное (за исключением некоторых пунктов, вроде путешествий). Дочке 1,2 скоро, говорит только баба, дадада, го (это лошадка) и уууу (это собака и сова). Недавно начала пытаться говорить кхр (это типо кря-кря). Со словом мама немного проблематично. Хотя пару недель назад начала говорить мамама, мемеме. Были недавно у невролога, сказал, есть небольшая задержка, но пока рано паниковать, посмотрим после 1,5 лет. А я уже и карточки звукоподражания использую, и книги читаю, и другие карточки с эмоциями мы рассматриваем и режим радио с рождения. И ползать учила принципиально (мне повезло, дочка не пропустила этот этап). Вот купила дудочку и гармошку губную, чтобы мышцы разрабатывать. Понемногу кусочки начала вводить мягкие до года, ложкой дочка ест некоторую пищу. И вроде столько всего делаю, все равно начинаю немного переживать за речь. Хотя у подруги сын до 3 лет не говорил, а потом сразу предложениями заговорил. она его не водила никуда. Вот и думай: как правильно поступать.2
  • Альберт ИнкКакой-то набор общих фраз.0
  • JessiНу не знаю). У меня ребенок разговаривает откровенно плохо - дочке 2 года 10 месяцев. Использует в основном существительные. Слова повторять не хочет. Короткие еще может, но если слогов три, то все, точно нет. Даже не пытается. Очень долго мыкала на все. При этом все понимает, слушает, ей можно аргументировать. Свои пожелания тоже доносит, управляюсь с теми словами, что знает. Незнакомые слова заменят на "ва" или "хоп". Ловкая, быстрая, физически очень развитая. Ползала активно, пошла в 10 месяцев, бегает сейчас много. Выносливая, терпеливая. При этом, какой-то гиперактивности я не вижу. С ней все разговаривают много). Особенно, старшая сестра. Играют в сюжетные игры вместе. К врачам не ходили.0
  • user2169815Маргарита, в 10 дней разве что уздечку подрежут0