AMA
1K

7 вопросов о покуп­ке и про­даже гото­вого бизнеса

Отвечает основатель бизнес-брокерской компании Максим Новицкий

4
7 вопросов о покуп­ке и про­даже гото­вого бизнеса
Аватар автора

Тимофей Разов

выбирал вопросы

Страница автора
Аватар автора

Максим Новицкий

эксперт в области купли-продажи готового бизнеса

Страница автора

Чтобы не потерять деньги при покупке или продаже уже работающего бизнеса, важно учесть множество нюансов.

Мы собрали ответы основателя бизнес-брокерской компании Максима Новицкого на несколько вопросов: как проверить продавца и показатели предприятия, выгодно ли покупать дело, которое не приносит прибыль, и как правильно организовать небольшой арендный бизнес.

Также вы узнаете, как определить цену для продажи своего бизнеса и можно ли заработать больше, если реализовать компанию и недвижимость по отдельности.

Лейбл заголовка

Стоит ли покупать готовый бизнес, который не приносит прибыль? Как оценить его перспективы?

Аватар автора

Vera Vera

прикидывает шансы

Страница автора

Говорят, что самая частая причина продажи — предприниматель вложил деньги в проект, но не смог выйти в прибыль. Как по-вашему, это часто бывает именно так? И что, если бизнес проработал пару лет, есть ли у него шансы стать успешным?

Бизнес часто продают, потому что он не приносит необходимых показателей, — это нормально. Тут важно понимать, что у каждого предпринимателя разные требования к бизнесу и способности для его ведения. Самое хорошее, когда вам честно и открыто заявляют обо всех проблемах и сложностях: это значит, что вы заранее можете подумать, как будете их исправлять. И приобретать нужно как раз недоразвитый бизнес, это будет максимально успешной покупкой, если вам удастся развить его и удвоить или утроить его показатели.

Шансы у бизнеса, который поработал пару лет, целиком и полностью зависят от вашего опыта и профессионализма. В моей практике не раз были случаи, когда покупали слабый бизнес и после доработки окупали его за три-четыре месяца.

Главное в финансах — полностью понять структуру доходов и расходов. Откуда клиенты, как они приходят, как можно увеличить выручку? Какие основные расходы, какая себестоимость, какие накладные расходы и так далее? Я всегда говорю, что, если вы не знаете, как улучшить бизнес, лучше его не покупать.

Лейбл заголовка

Как убедиться, что показатели бизнеса настоящие?

Аватар автора

Valera

проверяет наверняка

Страница автора

Как понять, что продавец бизнеса — не мошенник и что показатели бизнеса не искажены? Например, что выручка не фиктивная, а подписчиков в соцсетях не накрутили?

Проверять нужно и бизнес, и его владельца. По собственнику вы можете посмотреть все открытые базы: паспортные данные, ФССП, налоги и прочее. А также попросить у него документы из бюро кредитных историй. Если есть сомнения в здоровье, можно попросить справки из нарко- и психдиспансера, это все сугубо индивидуально. Мой совет: если есть сомневаетесь в самой личности, лучше не покупать у такого продавца.

Теперь про бизнес. Если есть полная бухгалтерская и финансовая отчетность, это проще всего: нанимаете аудитора и проверяете бизнес. Но это в идеальном мире — обычно в таких отчетах по малому бизнесу немного информации. Поэтому важно применять смекалку и думать, как проверить дело не только официальными методами.

Вы можете посчитать количество потенциальных покупателей, которые заходили в точку, умножить это на средний чек, и получится узнать примерную выручку. Конечно, нужно считать в разные дни, в идеале — целый день или хотя бы в разные часы: в час пик и во времена спада посещений. Данные по банковскому эквайрингу в розничных точках — хороший показатель, но важно, чтобы был приличный срок этих данных и не было аномальных величин без объяснения.

Например, если обычно дневная выручка в среднем была 100 000 ₽, а в какой-то день достигла 500 000 ₽, необходимо узнать причину такого роста — не проходила ли тогда акция, распродажа или фирма участвовала в каком-нибудь фестивале.

Также вы можете посмотреть, сколько и какую продукцию закупает эта точка. Еще можно обратить внимание на количество карт лояльности и поговорить с персоналом, узнать, как у них дела в бизнесе, — только не выдавайте себя, что вы возможный покупатель. В некоторых бизнесах вы даже можете посмотреть, сколько воды или электричества тратится в месяц, это тоже может сказать об активности предприятия.

Репутацию и цифровой след бизнеса также нужно проверять: отметка на «Яндекс Картах», рейтинги, отзывы покупателей, отзывы о работодателе, открытые вакансии, группы в соцсетях, упоминания, хэштеги и прочее. Про группу в соцсетях — посмотрите ее активность, срок жизни, комментарии, проверьте участников, не боты ли. Можно даже написать им в личку и спросить про проект.

Лейбл заголовка

Как определить цену малого бизнеса для продажи и найти покупателя в небольшом городе?

Аватар автора

Марина Пикулина

узнает потенциальную стоимость

Страница автора

Как правильно рассчитать стоимость рабочего бизнеса на продажу: розничных магазинов профессиональной косметики для волос, помещения, оборудованного под салон красоты, и фирмы по работе с оптовыми клиентами?

Конечно, слишком мало данных для правильного ответа, но я попробую помочь. Любой малый бизнес покупается по оценке — до двух чистых годовых прибылей. Если мы говорим про салон красоты без уникального преимущества — например, он единственный на 100 000 жителей или там стрижет самый известный в стране мастер, — его стоимость будет равна 10—18 среднемесячных чистых прибылей.

С торговым бизнесом есть сложность — товарный запас. Иногда он может быть очень большим, но это не говорит о том, что он прямо влияет на стоимость бизнеса. Покупатели предприятия не хотят покупать товар — они хотят купить систему, которая приносит деньги.

Стоимость торгового бизнеса можно оценить так: берется прибыль за период от года до четырех лет, включающая ликвидный товарный остаток, который обеспечит бесперебойную работу фирмы на один товарный оборот — это срок оборачиваемости товара, например месяц. К этому нужно прибавить стоимость оставшегося товара по оптовой цене и отнять от нее 10—20%, а затем вычесть из получившейся суммы все финансовые обязательства бизнеса.

Если бизнес убыточен, можно считать по ликвидационной стоимости: нужно оценить все активы, которые у вас есть в этом деле, — это и будет стоимость предприятия. Также советую посмотреть сделки, которые были или сейчас есть в работе у ваших конкурентов. Это даст понимание ценообразования в вашей сфере.

Если говорить про расположение, маленький город сильно влияет на количество потенциальных покупателей. Есть сферы, где покупателем может быть только местный игрок, от этого может зависеть и цена. Продать бизнес в маленьком городе можно прежде всего тем, кто хоть как-то соприкасается с предприятием: поставщикам, подрядчикам, клиентам.

Лейбл заголовка

Как выгодно продать дело с недвижимостью в собственности?

Аватар автора

Ирина Влади

оценивает дело своей жизни

Страница автора

Моему ресторану 10 лет. Коптильному производству — 17 лет. Здание ресторана и земля в собственности. Бизнес прибыльный, есть перспективы для развития, но по состоянию здоровья и из-за возраста заниматься этим я уже не в силах. Как продать загородный ресторан? Где искать покупателей?

Эмоции всегда мешают в продаже бизнеса, поэтому к процессу нужно относиться расчетливо. Когда недвижимость в собственности, в первую очередь нужно смотреть, можно ли заработать больше или продать быстрее, если разделить недвижимость и операционный бизнес. В моей практике часто бывало, что недвижимость можно продать быстрее, чем дело, и остаться вести бизнес на арендных отношениях — и уже после этого продать его.

На ресторанный бизнес с недвижимостью тяжело найти покупателя, но возможно. Вы можете обратиться в брокерскую компанию или пробовать продать его самостоятельно через известные доски объявлений. Будьте готовы, что процесс может быть долгим.

Если хотите продать побыстрее и подороже, присмотритесь к людям, которые вас окружают и знают ваш бизнес. Вы можете, например, продать им дело, а себе оставить недвижимость и получать доход от ее сдачи в аренду. А люди, которые с вами знакомы, будут готовы заплатить больше просто потому, что в этом случае их риски ниже, чем у обычного покупателя с рынка. И вам будет проще с ними договориться, например, на рассрочку, из-за доверия.

Основной совет: попытайтесь посмотреть на свой бизнес с разных углов и подумайте, кому он может быть интересен, кроме покупателей с открытого рынка.

Лейбл заголовка

Безопасно ли покупать готовый бизнес в историческом здании? Как узнать про ограничения?

Аватар автора

Сладкий Коржик

пытается все предусмотреть

Страница автора

Безопасно ли покупать готовый бизнес вроде кафе или магазина, который находится в историческом здании? Как узнать, что владелец не сливает его из-за будущих ограничений? Давно смотрю варианты бизнесов в областных городах, где-нибудь на пешеходных улочках, но есть страх, что после покупки здание превратят в музей.

Нужно проверить основной актив — аренду. Самый простой способ это сделать — написать официальный запрос в комитет по охране памятников в вашем городе или спросить лично, не планируется ли в выбранном здании музея.

Если помещение принадлежит городу, нужно обязательно получить справку об отсутствии задолженности по аренде и наличии нарушений у текущего арендатора, иначе вас могут оттуда выгнать. В общем-то, госорганы всегда открыто заявляют о планах на конкретную территорию. Но на моей практике, чтобы просто выгнали из здания и сделали там музей — я такого не встречал. А если помещение частное, это невозможно.

Лейбл заголовка

Сколько нужно времени, чтобы проверить продавца?

Аватар автора

Valera

не хочет долго ждать

Страница автора

Сколько времени нужно закладывать на проверку компании? Где-то прочитал, что этот процесс может занять до года. Допустим, если хочу купить кофейню, можно уложиться быстрее?

Я в своей практике не встречал проверку, которая бы длилась год. Могу предположить, что такой срок возможен, если сначала идет проверка, потом стороны приходят к мнению, что бизнес должен пройти реорганизацию, и после нее все проверяется еще раз.

Обычно проверка занимает до трех месяцев. Если это простой бизнес, как кофейня, я считаю, что достаточно двух, максимум четырех недель. Вам нужно проверить договор аренды как один из главных активов и финансовые показатели, которые укажут, насколько дело прибыльно и какую имеет динамику.

Лейбл заголовка

Как эффективнее организовать небольшой арендный бизнес: своими силами или передать управляющей компании?

Аватар автора

Юрий Луняков

собирается сдавать апартаменты

Страница автора

Что лучше: купить апартаменты и самому заниматься арендой или найти управляющую компанию с уже готовыми сдающимися объектами? Я часто снимал апартаменты посуточно — если ими управляет компания, это обычно видно по удручающему состоянию жилья. Может, так и надо — зачем вкладывать лишнее, если бизнес и так приносит деньги?

Тут надо решить, что это для вас — пассивное инвестирование или бизнес, которым вы будете заниматься.

Если готовы сами управлять арендным потоком, брать на себя ответственность перед клиентами и выполнять все операционные задачи, я бы сразу рассматривал большую управляющую компанию в гостиничной сфере. Тут два основных момента: какую доходность они показывают для инвестора и какие отзывы отдыхающих в их апартаментах. И то, что вам не попадались качественные посуточные апартаменты, не говорит о том, что их нет, — есть много хороших операторов, мне такие попадались.

С другой стороны, вы правильно мыслите, что увидели в этом возможность для бизнеса. Если готовы на это, можете начать с одного-двух своих апартаментов, выработать все бизнес-процессы и потом уже брать в управление апартаменты других инвесторов.

Тимофей РазовА какой готовый бизнес вы бы купили?
  • tim burtonОоой, хотелось бы будочку с мороженым, с детства об этом мечтаю0
  • A_TИрина, вы уже много сделали) такая реклама вашего ресторана👑💣0
  • A_TЯ бы-ни какой)0
  • ValeraA_T, ресторан жаль, реально1