«Продала следующему подопытному»: 8 историй про покупку готового бизнеса
Опыт читателей

Быть предпринимателем — всегда риск и вызов, даже если покупать уже работающий бизнес.
Читатели Тинькофф Журнала поделились своими историями о том, как они приобрели готовое дело. Одним почти ничего не пришлось переделывать, другие все меняли и начинали с нуля, а третьи были вынуждены закрыться.
Это истории из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

О том, как взял в рассрочку готовый бизнес у друга
В целом бизнес покупают у знакомых. Я, например, отказался от покупки у неизвестных бизнесменов и взял у друга, который ушел в другую сферу и вырос. У него был склад с остатками, и на основе этих начальных условий я выработал свою бизнес-модель. Меня устроило, и все работает. Расплатился позже, так как была рассрочка.
Терминология у многих различается. Кто-то считает бизнесом доход, в несколько раз превышающий среднюю зарплату, кто-то — получение ренты без участия в операционной деятельности, а кто-то — фактическую самозанятость с доходом на уровне средней зарплаты.
Сейчас ухожу в другую сферу, тоже вырос. Это была самозанятость. Доход средний, но и времени требовало мало. Теперь тоже продаю этот бизнес, но желающих нет.

О том, как купил виноградник, но пришлось посадить новый
В 2016 году я приобрел виноградник площадью 5 га в поселке Сенной Темрюкского района Краснодарского края. Он состоял из 7500 кустов столового винограда «плевен», второе название — «августин». Винограду было 10—12 лет. Три сезона у меня ушло на то, чтобы окончательно убедиться в экономической нецелесообразности этого предприятия: сорт столовый, цена низкая, виноградник уставший, урожайность маленькая. В общем, на грани рентабельности.
В 2019 году открыл крестьянско-фермерское хозяйство и принял непростое решение — раскорчевать старый и заложить новый виноградник. В том же году докупил смежный участок и засадил в общей сложности 7,5 га новыми кустами винограда. Выбор сделал в пользу классических винных сортов: 40% — «саперави», 30% — «каберне-совиньон», 20% — «шардоне», 10% — «пино-нуар». Осенью 2022 года мы получили первый урожай — он превзошел все ожидания. Вообще, на четвертый год виноградник только вступает в плодоношение, в нашем же случае получилось так, что на трехлетнем винограде мы получили урожай значительно больший, чем на предыдущем взрослом винограде. Было очень круто получить такой результат!
Я потратил 6 000 000 ₽ на покупку участка и 9 500 000 ₽ за три года на закладку виноградника: посадку саженцев, установку шпалеры, угодные работы и прочее.
Бизнес сезонный. Весь год расходы 100 000—120 000 ₽ в месяц. Они складываются из затрат на механизированные, ручные обработки и закупку средств защиты растений, а также на зарплаты агроному и бухгалтеру. В сентябре и октябре идет продажа урожая — 5 000 000—6 000 000 ₽. Главная сложность была в подборе квалифицированного персонала и долгом периоде безвозвратных вложений — три года.

О том, как продала убыточный бизнес, который в итоге достался управляющему
Вляпалась в покупку готового бизнеса лет семь назад. Купила предприятие с командой, оборудованием и клиентами. Думала, налажу — и все заработает.
Ага, конечно. Через два года продала следующему подопытному.
Недавно смотрела в выписке: в итоге предприятие отошло в собственность наемному управляющему. Надо сказать, что он, управляющий, целенаправленно шел к тому, чтобы никакой другой собственник этот бизнес развивать не хотел, а просто отдал бы ему за бесценок. Спасибо за этот опыт и осознание, что готова работать только в найме.

О том, как успела заработать на сервисе по ремонту телефонов
Мой опыт положительный. Я покупала готовый бизнес в 2007 году — это был сервис по ремонту телефонов и планшетов, а также продажи аксессуаров. Потом купили еще помещения и открыли два аналогичных сервиса. Продали все в 2017 году, перед разводом с мужем. Недавно зашла в свой первый сервис, а оба продавца работают там до сих пор.
Помню лишь примерные суммы, но скажу, что все покупалось и продавалось по рыночной цене. Само помещение маленькое — 16 м². Мы купили весь товар, что там был, и контакты поставщиков. Продавцы остались те же. Другие помещения покупали в 2008 и 2009 годах — конечно, не только за прибыль от первого сервиса, это было бы слишком круто.
Сам формат сервисов со временем стал терять актуальность. Люди больше покупают новую технику, а не ремонтируют старую, кнопочные телефоны почти ушли в историю, сети и маркетплейсы пришли на смену маленьким предпринимателям. Надо было менять формат, но случилось то, что случилось. За 10 лет чистая прибыль упала в среднем от 50 000 ₽ с каждой точки до 25 000 ₽ в месяц, а стоимость недвижимости выросла. Первая точка существует до сих пор. Вторая и третья давно изменили формат, теперь это «Пиво на розлив» и «Белорусская косметика».
Для нас это скорее был способ инвестиций в коммерческую недвижимость. Но и как бизнес это было вообще ненапряжно. Занимало не больше четырех часов в неделю. Считай, пассивный доход. После продажи я вложила свою долю в фондовый рынок.
Продают бизнес по разным причинам, которые иногда не зависят от выручки и трудозатрат. Я разводилась, и нужно было разделить деньги. Когда покупала этот бизнес, причина продажи была такая: у собственника болела мама, он уезжал из страны. Дистанционное ведение и управляющий — это в большинстве случаев утопия, если речь не о сетях. Я работала в российском медцентре, собственник которого уехал в Армению. Сотрудники там жестко воровали, и 20% выручки шло мимо кассы. Контролировать это сложно, если только сидеть и смотреть камеры 24/7.

О том, как сделал бизнес прибыльным, но решил уйти в другую сферу
У меня своя химчистка. Я пришел наемным менеджером в бизнес, который не хватал звезд с неба и был едва прибыльным, начал развивать его, потом договорился с владельцем об аренде бизнеса, а позже — о выкупе.
Среднемесячная операционная рентабельность в 2022 году — 800 000 ₽. В 2023 году уже чуть больше. Да, есть риски, с персоналом все непросто, но дело движется.
Скажу тем, кто считает, что прибыльные бизнесы не продают. Продают. Например, мой кейс, в котором я планирую выступить продавцом. Причина продажи: устал от этой сферы, хочу уйти в другую или просто пойти по пути инвестора, а не собственника. Может, найду управляющего бизнесом, но ответственность за свое дело все равно не даст спать спокойно. В других сферах может и не быть проще или интереснее, но если не попробую — не узнаю.

О том, как нашли подходящее заведение и доработали идею
Мы открыли кафе здорового питания в Ростове-на-Дону в 2018 году.
После первого не очень удачного бизнеса и после того, как я получил прибыль от перепродажи недвижимости, у нас с девушкой родилась идея сделать приятное место, где можно было бы выпить чашечку кофе, провести встречу, наполниться атмосферой и перекусить. Просчитали стартовые вложения и текущие расходы, ужаснулись, но начали искать место, за полгода не нашли ничего достойного.
Решили посмотреть варианты готового бизнеса — и, вуаля, нам попалось на продажу небольшое кафе без своей кухни. Поехали, посмотрели, потенциал заинтересовал, просчитали стартовые затраты предыдущего собственника, оценили требуемые вложения и решили покупать. Доработали интерьер, поменяли поставщиков еды и десертов, расширили меню, количество напитков, добавили всякие приколюхи: организовали свою мини-библиотеку, настольные игры, выставили немного картин и расставили мотивационные постеры, изменили освещение, оптимизировали расходы.
Мы продаем готовую еду из разряда здорового и вкусного питания, делаем напитки: кофе, фреши, коктейли, в том числе для спортсменов. Бизнес прозрачный, налоги платим исправно, а по-другому никак: очень много оплачивают картами, бывает, объем выручки через терминал достигал 80%.
На старте у нас ушло 650 000 ₽ — выкупили оборудование, покрыли расходы на ремонт и мебель. Еще 70 000 ₽ потратили на доработку дизайна, посуду, небольшое оборудование, книги.
Расходы постоянные: аренда, коммуналка, интернет, налоги, банковское обслуживание, траты на закупку еды, расходников. Стараемся держать хорошую рентабельность по реализуемым товарам и в целом по бизнесу.
Основная трудность — ответственно относиться к тому, что делаешь. Новичкам нужно помнить, что бизнес — это тяжелый и многогранный труд, требующий всевозможных навыков, как профессиональных, так и управленческих, предпринимательских. В общем, это для тех, кто явно не хочет или не может спокойно жить.

О том, как хотел купить франшизу, а в итоге зашел в готовый бизнес
Я владелец небольшой кофейни в ТЦ. Пошел по пути франшизы, но перед моим открытием она сдулась. В этот момент познакомился с партнером, у него был островок, который он собирался закрывать. И как-то мы вместе удачно выплыли: островок переместили на другой этаж, сделали микрокофейню — и понеслось. Далее неоднократно сталкивались с разными вариантами: кто-то просил помочь открыть кафе, что-то сами смотрели с целью купить, кому-то советовали, как продать.
Работаем более пяти лет, но последний год тяжко дается и эмоционально, и финансово. Мысли о продаже приходили неоднократно. С одной стороны, понимаю: нужно просто собраться с мыслями, выстроить новый план и действовать. С другой — иногда накрывает желание продать, забыть все это и просто ни о чем не думать пару недель.

О том, как не побоялись купить убыточный бизнес и вышли в плюс
Во всем есть нюансы. Бизнес — это не только бизнес, это и окружение, в котором он находится, и сама ниша, и потенциал. Мы взяли убыточную точку размером около 14 м² в торговом центре, с товаром. Переплатили, думаю, 100 000—150 000 ₽. Продавцы работали как попало, товар продавался бесконтрольно, слой пыли на витринах и в углах. Неудобный режим работы, который контролирует ТЦ, — допоздна. Относительно дорогая аренда — 1500 ₽ за 1 м². По таким фактам можно сказать, что хуже быть не может. Перед продажей продавцов уволил сам хозяин, так как к ним тоже были претензии, но этим «заниматься было некогда».
Супруга уволилась с работы, первое время работала сама, помогала дочка. Мы пересмотрели ассортимент, навели порядок, полностью поменяли раскладку товара. В итоге через полгода отдали кредит, который брали на этот магазин и первые закупы, вышли в стабильный плюс, появилось немного свободных денег на счете, наняли продавца на подмену.
Тут вроде можно и выдохнуть, но подвернулось еще одно предложение: опять продают бизнес. Точка 24 м² на третьем этаже не самого популярного ТЦ, все та же история: товар как попало, грязь, мусор в подсобках. Аренда уже подешевле, но вчерную, режим работы можно устанавливать самому. Хозяин сам купил этот бизнес полгода назад и, судя по старым фоткам в «Инстаграме», кое-что поменял в лучшую сторону, но в одиночку не потянул.
Будучи уже более-менее опытными, мы попросили доступ к его ОФД. Все оказалось не так уж плохо, по нашим планам было бы хорошо, чтобы магазин работал хотя бы в ноль, а тут была прибыль. В итоге мы опять навели порядок, расширили ассортимент, сильно вложились в товар в течение полугода. Формально магазин был прибыльным, по факту все уходило на увеличение количества товаров.
Этот нишевый магазин при всей своей неказистости имел лояльную аудиторию в «Инстаграме» — 3000 реальных подписчиков, эта аудитория сильно помогала. Предыдущий владелец передал нам также поставщиков, что сильно упрощало работу, и небольшое оборудование для производства.
Далее опять новый виток: в магазине становится тесно, иногда набиваются клиенты, тяжело пройти — ищем новое помещение, но как-то все боязно. И тут внезапно на том же этаже освобождается в два раза более просторное помещение с лучшим ремонтом. На этом этаже уже были пустующие помещения, и будущий арендодатель так нам обрадовался, что дал месяц арендных каникул.
В итоге мы сделали планировку, купили новую мебель и через месяц заехали — спустя девять месяцев после покупки второго бизнеса. Попутно раздали клиентам флаеры о переезде, в день открытия и на следующий делали подарки к покупкам. В день открытия получили рекордную выручку — около 40 000 ₽. Да, для нас это круто. Переезд был как раз перед Новым годом. В итоге декабрьская выручка по двум магазинам составила 1 200 000 ₽, а планировали, что будет хотя бы 1 000 000 ₽.
Покупая первый бизнес, мы были готовы, что прогорим. Кредит брали с учетом того, что сможем его отдать, если ничего не получится. За три года нашей работы в соседних и рядом стоящих секциях закрылись или переехали несколько отделов, в соседнем уже третий арендатор.
Весь "бизнес", указанный как примеры в статье, ни что иное, как самозанятость, хобби, "небольшое дельце" и т.д. Совершенно верно указанно в вводной части - терминология у всех отличается, а главный посыл таких бизнесменов - "я не работаю на дядю, я работаю на себя..." Бизнес - это когда ты можешь позволить себе побыть дома неделю, а твое дело работает и приносит прибыль в тройном размере от расходов твоей семьи. Таксист на своей машине - тоже бизнесмен, у него свое дело... Продавцы всякой мелочи в электричках - еще те бизнесмены... Бабушка продает помидоры на рынке - частник, а если у этой бабушки на ближайших рынках стоят продавцы - значит она бизнесмен?
Если по теме статьи - то для покупки бизнеса нужны какие-то знания в простейшей экономике и знание рынка, где этот бизнес работает. Покупать наобум -верх безрассудства. Начать с нуля - это лучше и зачастую правильней, т.к. понимание условий существования бизнеса приходит сразу, а если передумаешь, то успеешь остановиться. Успешный бизнес масштабируется и работает на благо тебя самого, ну или продается дорого, а если покупаешь точку в ТЦ, будь готов, что скоро будешь ее продавать сам...
Я купила готовый бизнес 2,5 года назад. Когда полностью погрузилась в него, поняла, что он помирает.. Стала думать как мне его реанимировать. В итоге, через полгода сменила бизнес-модель и сейчас чистая прибыль у меня Х3 относительно той, когда я его купила.
Решила, что второй объект уже смогу сделать самостоятельно с нуля. Сделала, но набила столько шишек, что даже не представляла.. Второй тоже работает в плюс, но окупаемость оказалась выше, чем считала на начальном этапе.
И еще интересное наблюдение, когда выбирала бизнес для покупки, посмотрела 7 или 8 из разных ниш.
Так случилось, что в течении последних пару месяцев проезжала мимо 3-х, которые хотела приобрести 2,5 гола назад и они уже не работают. Вот и подумала, какой правильный выбор я сделала тогда, хоть он и был на грани рентабельности.
Наталия, что поменяли в бизнес-модели, какие действия принесли результат?
Тимофей, бизнес, который я купила - это был спорт клуб. Я планировала его сдавать в по-часовую аренду тренерам - он собственно, так и работал изначально. Где-то полгода старалась его вытащить в плюс, но поняла, что мне это не интересно. Активную работу я себе изначально не планировала покупать)).
Просто закрыла клуб и сдала помещение в аренду. К тому же в этом же помещении у меня уже к тому времени сидели другие арендаторы. Т.о. у меня сам собой родился субарендный бизнес.
Второй объект я уже сделала сама.
Наталия, круто, что у вас получилось вырасти таким образом!)
С арендаторами проблем нет?
Второй объект тоже «без активной работы» с вашей стороны? Если есть желание, можете подробнее рассказать про бизнес через анкету, я бы с удовольствием почитал, интересно)
https://journal.tinkoff.ru/business-form/?internal_source=tj-route_social_anketa.business-form_readers-business_flowinput
Тимофей, активно трудиться я больше не хочу .. ) 20 лет активной работы в офисе убили все желание работать на дядю с 9 до 18 и достигать чужих целей за премию которую могут еще и оспорить.. Поэтому сейчас у меня бизнес, который занимает 2 дня моей деятельности в месяц!
Анкету заполню, как отдохну от отдыха! Шучу)))
Благодарю за интерес к моей деятельности!
Наталия, вы еще больше заинтриговали! Спасибо за ответ)
Наталия, в какой нише текущий бизнес?
Андрей, Субаренда коммерческой недвижимости
Кстати, с удовольствием пообщался бы с кем-то, кто запускал проекты в области общепита. Есть у меня идея, которой в российские реалии вполне может вписаться, но мне сложно оценить её перспективность, не говоря уже о затратах на её запуск.
Если вы разбираетесь в теме, напишите, пообщаемся.
Андрей, я запускал неудачный проект в общепите. Всё считал, всё анализировал, подход у меня системный. Бизнес в стройке удачный. То есть как бизнесмен, я вроде норм))) Сейчас в Майами, наблюдаю как здесь устроен общепит. Сразу скажу, что по результатам анализа разных общепитов, я не верю в эту сферу, как в нечто, что может быть удачным бизнесом. Если такие вводные годятся, то рад буду пообщаться.
Страшновато покупать готовый бизнес.
У меня вот дилемма — свой бизнес есть (тренинг-центр для АйТишников), но хочу что-то ещё параллельно запустить. Причём в дугой сфере, в которой не понимаю ничего (общепит). Здесь важно найти разбирающегося партнёра. Пока что на горизонте таковых нет.
Вот и вопрос — рисковать и в омут с головой самому шишки набивать или продолжать поиски адекватного человека с горящими глазами.
Подумывал даже о покупке франшизы, но пообщался с опытными в этом деле людьми, почитал договор первой попавшейся франшизы и волосы дыбом встали: «Неужели кто-то в своём уме на эту дичь может согласиться?»
Андрей, племянник мужа купил франшизу по кадастровым работам. Ездил из Рязани в Ростов учиться. Вроде дело идет.
Ольга, это прекрасно! Удачи племяннику. Надеюсь, у него всё будет отлично.
Андрей, а что было в договоре той франшизы, что вас привело в ужас?
Тимофей, абсолютно кабальные условия. Например, в одной (фастфуд) — если я подписываю с компанией договор, то даже после окончания его действия не имею права заниматься аналогичным видом бизнеса 5 лет. И мои ближайшие родственники не имеют права таким заниматься ни во время действия договора, ни 5 лет после. Там же я обязан оплачивать рекламу в инстраграме ежемесячно около 3-5 тыс. рублей на каждые 100 тыс. населения в городе. И другие моменты, которые мне показались не ахти.
В другой франшизе (мед. лаборатории) указано, что при досрочном расторжении договора я буду оплачивать недополученную прибыль компании (по её расчётам). Там выходит, что даже если ты работаешь в минус, то при закрытии через год-два оплатишь компании NN миллионов рублей.
Несколько лет назад, в 2019 году, хотели с другом купить готовый бизнес - мини-отели. Но нам не нравились предложения имеющиеся на рынке. И мы получили предложение создать свой мини-отель. Так и порешали. Вложились. Арендовали помещение, сделали ремонт, нашли УК которая им управляла.
В мае 2019 запустились. Всё ок. Был доход. Потом упадок, как положено пошёл осенью и зимой. А потом пришёл 2020 год со своим коронавирусом, и всё с тех пор еле концы с концами сводили. В прошлом году ещё и из-за одного события всё ещё хуже стало.
И этой зимой избавились от такого бизнеса.
При покупке-продаже готового бизнеса стоит, если это производство, для его безопасности стоит проверить инженерные коммуникации. Целы ли они, не подведут ли в ответственный момент. Электрику стоит особенно проверить, это недорого, но убережёт от короткого замыкания и возможного пожара. Этим занимаются электролаборатории.