«Продала следующему подопытному»: 8 историй про покупку готового бизнеса

Опыт читателей

18
«Продала следующему подопытному»: 8 историй про покупку готового бизнеса
Аватар автора

Тимофей Разов

изучил все детали

Страница автора

Быть предпринимателем — всегда риск и вызов, даже если покупать уже работающий бизнес.

Читатели Тинькофф Журнала поделились своими историями о том, как они приобрели готовое дело. Одним почти ничего не пришлось переделывать, другие все меняли и начинали с нуля, а третьи были вынуждены закрыться.

Это истории из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка
История № 1

О том, как взял в рассрочку готовый бизнес у друга

Аватар автора

Борис Бахтин

ищет себя в других сферах

Страница автора

В целом бизнес покупают у знакомых. Я, например, отказался от покупки у неизвестных бизнесменов и взял у друга, который ушел в другую сферу и вырос. У него был склад с остатками, и на основе этих начальных условий я выработал свою бизнес-модель. Меня устроило, и все работает. Расплатился позже, так как была рассрочка.

Терминология у многих различается. Кто-то считает бизнесом доход, в несколько раз превышающий среднюю зарплату, кто-то — получение ренты без участия в операционной деятельности, а кто-то — фактическую самозанятость с доходом на уровне средней зарплаты.

Сейчас ухожу в другую сферу, тоже вырос. Это была самозанятость. Доход средний, но и времени требовало мало. Теперь тоже продаю этот бизнес, но желающих нет.

Лейбл заголовка
История № 2

О том, как купил виноградник, но пришлось посадить новый

Аватар автора

Владимир Корпусенко

начал все заново

Страница автора

В 2016 году я приобрел виноградник площадью 5 га в поселке Сенной Темрюкского района Краснодарского края. Он состоял из 7500 кустов столового винограда «плевен», второе название — «августин». Винограду было 10—12 лет. Три сезона у меня ушло на то, чтобы окончательно убедиться в экономической нецелесообразности этого предприятия: сорт столовый, цена низкая, виноградник уставший, урожайность маленькая. В общем, на грани рентабельности.

В 2019 году открыл крестьянско-фермерское хозяйство и принял непростое решение — раскорчевать старый и заложить новый виноградник. В том же году докупил смежный участок и засадил в общей сложности 7,5 га новыми кустами винограда. Выбор сделал в пользу классических винных сортов: 40% — «саперави», 30% — «каберне-совиньон», 20% — «шардоне», 10% — «пино-нуар». Осенью 2022 года мы получили первый урожай — он превзошел все ожидания. Вообще, на четвертый год виноградник только вступает в плодоношение, в нашем же случае получилось так, что на трехлетнем винограде мы получили урожай значительно больший, чем на предыдущем взрослом винограде. Было очень круто получить такой результат!

Я потратил 6 000 000 ₽ на покупку участка и 9 500 000 ₽ за три года на закладку виноградника: посадку саженцев, установку шпалеры, угодные работы и прочее.

Бизнес сезонный. Весь год расходы 100 000—120 000 ₽ в месяц. Они складываются из затрат на механизированные, ручные обработки и закупку средств защиты растений, а также на зарплаты агроному и бухгалтеру. В сентябре и октябре идет продажа урожая — 5 000 000—6 000 000 ₽. Главная сложность была в подборе квалифицированного персонала и долгом периоде безвозвратных вложений — три года.

Лейбл заголовка
История № 3

О том, как продала убыточный бизнес, который в итоге достался управляющему

Аватар автора

Супер Мама

теперь верит только в наем

Страница автора

Вляпалась в покупку готового бизнеса лет семь назад. Купила предприятие с командой, оборудованием и клиентами. Думала, налажу — и все заработает.

Ага, конечно. Через два года продала следующему подопытному.

Недавно смотрела в выписке: в итоге предприятие отошло в собственность наемному управляющему. Надо сказать, что он, управляющий, целенаправленно шел к тому, чтобы никакой другой собственник этот бизнес развивать не хотел, а просто отдал бы ему за бесценок. Спасибо за этот опыт и осознание, что готова работать только в найме.

Лейбл заголовка
История № 4

О том, как успела заработать на сервисе по ремонту телефонов

Аватар автора

Тютинка

считала бизнес вложением

Страница автора

Мой опыт положительный. Я покупала готовый бизнес в 2007 году — это был сервис по ремонту телефонов и планшетов, а также продажи аксессуаров. Потом купили еще помещения и открыли два аналогичных сервиса. Продали все в 2017 году, перед разводом с мужем. Недавно зашла в свой первый сервис, а оба продавца работают там до сих пор.

Помню лишь примерные суммы, но скажу, что все покупалось и продавалось по рыночной цене. Само помещение маленькое — 16 м². Мы купили весь товар, что там был, и контакты поставщиков. Продавцы остались те же. Другие помещения покупали в 2008 и 2009 годах — конечно, не только за прибыль от первого сервиса, это было бы слишком круто.

Сам формат сервисов со временем стал терять актуальность. Люди больше покупают новую технику, а не ремонтируют старую, кнопочные телефоны почти ушли в историю, сети и маркетплейсы пришли на смену маленьким предпринимателям. Надо было менять формат, но случилось то, что случилось. За 10 лет чистая прибыль упала в среднем от 50 000 ₽ с каждой точки до 25 000 ₽ в месяц, а стоимость недвижимости выросла. Первая точка существует до сих пор. Вторая и третья давно изменили формат, теперь это «Пиво на розлив» и «Белорусская косметика».

Для нас это скорее был способ инвестиций в коммерческую недвижимость. Но и как бизнес это было вообще ненапряжно. Занимало не больше четырех часов в неделю. Считай, пассивный доход. После продажи я вложила свою долю в фондовый рынок.

Продают бизнес по разным причинам, которые иногда не зависят от выручки и трудозатрат. Я разводилась, и нужно было разделить деньги. Когда покупала этот бизнес, причина продажи была такая: у собственника болела мама, он уезжал из страны. Дистанционное ведение и управляющий — это в большинстве случаев утопия, если речь не о сетях. Я работала в российском медцентре, собственник которого уехал в Армению. Сотрудники там жестко воровали, и 20% выручки шло мимо кассы. Контролировать это сложно, если только сидеть и смотреть камеры 24/7.

Лейбл заголовка
История № 5

О том, как сделал бизнес прибыльным, но решил уйти в другую сферу

Аватар автора

Stani Ukh

хочет стать инвестором

Страница автора

У меня своя химчистка. Я пришел наемным менеджером в бизнес, который не хватал звезд с неба и был едва прибыльным, начал развивать его, потом договорился с владельцем об аренде бизнеса, а позже — о выкупе.

Среднемесячная операционная рентабельность в 2022 году — 800 000 ₽. В 2023 году уже чуть больше. Да, есть риски, с персоналом все непросто, но дело движется.

Скажу тем, кто считает, что прибыльные бизнесы не продают. Продают. Например, мой кейс, в котором я планирую выступить продавцом. Причина продажи: устал от этой сферы, хочу уйти в другую или просто пойти по пути инвестора, а не собственника. Может, найду управляющего бизнесом, но ответственность за свое дело все равно не даст спать спокойно. В других сферах может и не быть проще или интереснее, но если не попробую — не узнаю.

Лейбл заголовка
История № 6

О том, как нашли подходящее заведение и доработали идею

Аватар автора

Аноним

не может спокойно жить

Мы открыли кафе здорового питания в Ростове-на-Дону в 2018 году.

После первого не очень удачного бизнеса и после того, как я получил прибыль от перепродажи недвижимости, у нас с девушкой родилась идея сделать приятное место, где можно было бы выпить чашечку кофе, провести встречу, наполниться атмосферой и перекусить. Просчитали стартовые вложения и текущие расходы, ужаснулись, но начали искать место, за полгода не нашли ничего достойного.

Решили посмотреть варианты готового бизнеса — и, вуаля, нам попалось на продажу небольшое кафе без своей кухни. Поехали, посмотрели, потенциал заинтересовал, просчитали стартовые затраты предыдущего собственника, оценили требуемые вложения и решили покупать. Доработали интерьер, поменяли поставщиков еды и десертов, расширили меню, количество напитков, добавили всякие приколюхи: организовали свою мини-библиотеку, настольные игры, выставили немного картин и расставили мотивационные постеры, изменили освещение, оптимизировали расходы.

Мы продаем готовую еду из разряда здорового и вкусного питания, делаем напитки: кофе, фреши, коктейли, в том числе для спортсменов. Бизнес прозрачный, налоги платим исправно, а по-другому никак: очень много оплачивают картами, бывает, объем выручки через терминал достигал 80%.

На старте у нас ушло 650 000 ₽ — выкупили оборудование, покрыли расходы на ремонт и мебель. Еще 70 000 ₽ потратили на доработку дизайна, посуду, небольшое оборудование, книги.

Расходы постоянные: аренда, коммуналка, интернет, налоги, банковское обслуживание, траты на закупку еды, расходников. Стараемся держать хорошую рентабельность по реализуемым товарам и в целом по бизнесу.

Основная трудность — ответственно относиться к тому, что делаешь. Новичкам нужно помнить, что бизнес — это тяжелый и многогранный труд, требующий всевозможных навыков, как профессиональных, так и управленческих, предпринимательских. В общем, это для тех, кто явно не хочет или не может спокойно жить.

Лейбл заголовка
История № 7

О том, как хотел купить франшизу, а в итоге зашел в готовый бизнес

Аватар автора

Андрей Кулагин

не собирается сдаваться

Страница автора

Я владелец небольшой кофейни в ТЦ. Пошел по пути франшизы, но перед моим открытием она сдулась. В этот момент познакомился с партнером, у него был островок, который он собирался закрывать. И как-то мы вместе удачно выплыли: островок переместили на другой этаж, сделали микрокофейню — и понеслось. Далее неоднократно сталкивались с разными вариантами: кто-то просил помочь открыть кафе, что-то сами смотрели с целью купить, кому-то советовали, как продать.

Работаем более пяти лет, но последний год тяжко дается и эмоционально, и финансово. Мысли о продаже приходили неоднократно. С одной стороны, понимаю: нужно просто собраться с мыслями, выстроить новый план и действовать. С другой — иногда накрывает желание продать, забыть все это и просто ни о чем не думать пару недель.

Лейбл заголовка
История № 8

О том, как не побоялись купить убыточный бизнес и вышли в плюс

Аватар автора

Олег Елохин

успешно реорганизовал две точки

Страница автора

Во всем есть нюансы. Бизнес — это не только бизнес, это и окружение, в котором он находится, и сама ниша, и потенциал. Мы взяли убыточную точку размером около 14 м² в торговом центре, с товаром. Переплатили, думаю, 100 000—150 000 ₽. Продавцы работали как попало, товар продавался бесконтрольно, слой пыли на витринах и в углах. Неудобный режим работы, который контролирует ТЦ, — допоздна. Относительно дорогая аренда — 1500 ₽ за 1 м². По таким фактам можно сказать, что хуже быть не может. Перед продажей продавцов уволил сам хозяин, так как к ним тоже были претензии, но этим «заниматься было некогда».

Супруга уволилась с работы, первое время работала сама, помогала дочка. Мы пересмотрели ассортимент, навели порядок, полностью поменяли раскладку товара. В итоге через полгода отдали кредит, который брали на этот магазин и первые закупы, вышли в стабильный плюс, появилось немного свободных денег на счете, наняли продавца на подмену.

Тут вроде можно и выдохнуть, но подвернулось еще одно предложение: опять продают бизнес. Точка 24 м² на третьем этаже не самого популярного ТЦ, все та же история: товар как попало, грязь, мусор в подсобках. Аренда уже подешевле, но вчерную, режим работы можно устанавливать самому. Хозяин сам купил этот бизнес полгода назад и, судя по старым фоткам в «Инстаграме», кое-что поменял в лучшую сторону, но в одиночку не потянул.

Будучи уже более-менее опытными, мы попросили доступ к его ОФД. Все оказалось не так уж плохо, по нашим планам было бы хорошо, чтобы магазин работал хотя бы в ноль, а тут была прибыль. В итоге мы опять навели порядок, расширили ассортимент, сильно вложились в товар в течение полугода. Формально магазин был прибыльным, по факту все уходило на увеличение количества товаров.

Этот нишевый магазин при всей своей неказистости имел лояльную аудиторию в «Инстаграме» — 3000 реальных подписчиков, эта аудитория сильно помогала. Предыдущий владелец передал нам также поставщиков, что сильно упрощало работу, и небольшое оборудование для производства.

Далее опять новый виток: в магазине становится тесно, иногда набиваются клиенты, тяжело пройти — ищем новое помещение, но как-то все боязно. И тут внезапно на том же этаже освобождается в два раза более просторное помещение с лучшим ремонтом. На этом этаже уже были пустующие помещения, и будущий арендодатель так нам обрадовался, что дал месяц арендных каникул.

В итоге мы сделали планировку, купили новую мебель и через месяц заехали — спустя девять месяцев после покупки второго бизнеса. Попутно раздали клиентам флаеры о переезде, в день открытия и на следующий делали подарки к покупкам. В день открытия получили рекордную выручку — около 40 000 ₽. Да, для нас это круто. Переезд был как раз перед Новым годом. В итоге декабрьская выручка по двум магазинам составила 1 200 000 ₽, а планировали, что будет хотя бы 1 000 000 ₽.

Покупая первый бизнес, мы были готовы, что прогорим. Кредит брали с учетом того, что сможем его отдать, если ничего не получится. За три года нашей работы в соседних и рядом стоящих секциях закрылись или переехали несколько отделов, в соседнем уже третий арендатор.

Купили бы готовый бизнес или лучше начать с нуля?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество