Почему я выбрал строить съемный модуль, а не другой тип автодома

Герой реалити хочет построить автодом и уложиться в 1 000 000 ₽: часть 1

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Товарищ Управляющий

Страница автора

Строительство автодома начинается с выбора типа этого самого автодома и выбора базы (автомобиля), зачастую базу на этом же этапе сразу и покупают, но я все делаю наоборот и сперва собираюсь строить модуль. Я выбрал съемный модуль на бортовую платформу УАЗ Профи 2х3 метра. В этом материале расскажу, какие варианты самодельных автодомов вообще бывают и почему я выбрал именно такой тип автодома.

Маленькие автодома (авто-кровать)

Автодомом в полноценном смысле слова мне этот тип назвать сложно, скорее это очень технологичная палатка на колесах. Базой может выступать практически любой автомобиль, который можно оборудовать спальным местом, начиная от седанов до небольших микроавтобусов вроде Volkswagen Transporter T4. Стоять в полный рост в них не получится, можно только сидеть и лежать.

В машине при этом помещается только кровать, автономный отопитель и по остаточному признаку все остальное. Душ, кухонный модуль и иногда туалет делаются выносными и располагаются зачастую за пределами машины.

Заводскими представителями данного типа являются Volkswagen California и Mercedes-Benz Marco Polo c палатками на крыше, в основном на их компоновку ориентируются строители такого типа автодомов. Цены на них и в лучшие времена были за гранью добра и зла, а сейчас и смотреть не стоит.

Плюсом данного типа автодома является невысокая стоимость переоборудования, возможность в принципе сделать модульную систему и разбирать ее вне путешествий, используя как обычный автомобиль, достаточно высокая мобильность — легко найти парковочное место и въезжать в города, так как машина небольшая. В некотором смысле это классика «вэнлайфа» и автобусики получаются очень уютными и инстаграммными.

Минусы — отсутствие стационарного душа и туалета, мало места для хранения и в принципе жизни внутри вэна, весь лагерь строится снаружи автомобиля, что в плохую погоду не очень комфортно. Низкая автономность, так как мало места для размещения солнечных панелей, аккумуляторов, баков с водой и прочего, вес так же сильно ограничен. Такой тип автодома подходит именно для путешествия, как непродолжительного на выходные, так и довольно длительного в несколько месяцев. Оптимальный формат больше двигаться и смотреть при этом все по пути, чем стоять на месте. В таком формате дополнительные аккумуляторы в движении заряжаются от генератора автомобиля, а небольшой запас воды компенсируется тем, что ее можно чаще заправлять по пути. Это и транспортное средство, и комфортное спальное место, позволяет ехать куда хочешь и экономить на гостиницах.

К этому же типу можно отнести прицепы-капли — это тоже кровать на колесах, просто разделенная с тягачом.

Кастенваген

Берется коммерческий транспорт, обычно это цельнометаллический фургон грузовой, либо грузопассажирский — Mercedes-Benz Sprinter, Volkswagen Crafter, Peugeot Boxer и т.д. Бывают и экзотические варианты из автобусов, грузовиков, фур и т.д. Внутри он утепляется, оборудуется всем необходимым, место и грузоподъемность позволяют помимо кровати разместить полноценный кухонный модуль, душ, туалет, взять с собой много воды, а на крыше разместить солнечные панели для большей автономности.

Часто такой автобус строится самостоятельно, но есть так же фирмы, производящие коммерческие автодома такого типа. Технически вэны на базе Т4 из первого типа тоже являются кастенвагенами, просто маленькими.

Плюсом данного типа является возможность оборудовать машину под себя и свои задачи, большая автономность, возможность официально переоформить тип транспортного средства в «специальные, автодом», что облегчает прохождение границ, зачастую снимает ограничения грузового транспорта и т.д. Определенным плюсом так же является то, что кабина и жилая зона — единое целое, так что можно переходить от жизни к движению не выходя из машины, разместить в жилой зоне места для пассажиров и ехать большим экипажем.

Если в качестве базы заказывать новый фургон с завода, можно сразу заказать его с кемперскими опциями — поворотными сиденьями, усиленным генератором, подготовкой для печки и т.д. Такой автобус достаточно мобильный и может много куда заехать. Можно сделать конспиративный автодом, который снаружи выглядит как обычный фургон или маршрутка и не привлекает внимания посторонних людей.

Минусы так же есть. В первую очередь это коммерческий транспорт, а он либо очень дорогой, либо в плохом состоянии. При этом, за редким исключением, автодом полностью интегрируется в фургон и разделить их уже не получится. Когда нужно будет продать машину ее можно продать только как автодом, а на них не высокий спрос. Нельзя поменять базу, просто перенеся все из одного автобуса в другой, соответственно очень многое зависит от самого транспортного средства.

С точки зрения строительства это скорее работа портного, чем отделочника, так как фургоны неправильной формы, имеют ребра жесткости, скругления, колесные арки и т.д. При этом места на отделку и утепление мало, так что их крайне сложно адекватно утеплять, а кабину вообще невозможно — ее закрывают шторками.

За счет радиусной формы стен, невозможно использовать какие-то готовые решения по мебели, сложно разместить полноценную кровать стандартных размеров, так как поперечной ширины фургона недостаточно, а продольное расположение занимает много места. Это касается в первую очередь кастенвагенов на базе цельнометаллических фургонов, когда речь идет о автобусах, грузовиках и фурах, там места конечно поболее.

Такой тип автодома подходит для продолжительных путешествий.

Караван

В наших ПДД фигурирует как «прицеп-дача». Это большой прицеп, который цепляется к обычной легковой машине-тягачу. Оборудован как правило всем необходимым — спальным местом, кухней, туалетом и душем. В общем все то же самое, что в кастенвагене, но отдельно от машины. На рынке очень много заводских прицепов такого типа от старых 20-30 летних за 500-800 тысяч, до новых технологичных за 2-3 миллиона и более.

Как правило это европейские караваны, их конструкция и утепление оставляют желать лучшего. Их широко используют при съемке кино. Можно так же купить грузовой прицеп и самому построить на его базе трейлер. Есть компании, которые делают внедорожные варианты, они небольшие, ближе к прицепам-каплям, но повышенной проходимости.

Плюсом данного типа является то, что кемпер можно от тягача отцепить и на машине поехать смотреть город или окрестности, так же при обычной жизни, когда вы не находитесь в путешествии, кемпер где-то стоит на стоянке, а машина используется как автомобиль для повседневных нужд. В плане самостоятельного строительства больше гибкость — так как габаритами можно поиграться.

Минус основной в том, что приходится управлять автопоездом. За счет этого меньше мобильность, проходимость, сложнее найти место для парковки. Замаскироваться точно не получится, в Европе можно будет останавливаться только на специализированных стоянках для кемперов-прицепов, которых значительно меньше, чем стоянок где можно встать на моно-автодоме. Хотя, долго ли еще нас будут пускать в Европу? При самостоятельном строительстве так же критически важно уложиться в общую массу в 750 кг.

В России такой тип менее популярен, если не считать небольшие прицепы для охоты и рыбалки, а также караваны, которые берут в аренду. Для продолжительных путешествий подходит, чем больше и тяжелее прицеп — тем больше нагрузка на тягач и требования к нему, а также расход топлива.

Съемный модуль на пикап/бортовую платформу

Это тот вариант, который выбрал я. Делается съемный жилой модуль на пикапы или бортовые грузовики самых разных видов. В зависимости от размера транспортного средства и его кузова может быть как небольшим и близким к той же палатке на колесах, так и весьма внушительным, по размеру близким к заводским автодомам. Оборудован при этом всем необходимым и довольно автономный. Такие модули делаются из разных материалов и разными компаниями.

Плюс данного модуля в том, что он съемный и ставится на время путешествия, а в остальное время можно использовать базу как обычную машину для повседневных нужд, можно продать или поменять эту базу в случае необходимости. Проходимость автомобиля с модулем такая же как проходимость груженого автомобиля, что позволяет на полноприводных пикапах строить вполне внедорожные варианты. Такой тип модуля не требует никакого оформления в ГИБДД, так как является надежно закрепленным перевозимым грузом. Можно разместить большую кровать правильной формы и поиграться размерами, так как модуль строится с нуля.

Минусы. То, что это груз, а не автодом — это как плюс, так и минус. Например, при пересечении Грузинской границы, если вам захочется ее пересечь, придется оформлять дозвол и ехать с фурами, если ваше транспортное средство грузовое, даже категории В. В модулях на базе пикапов довольно мало места для хранения и размещения оборудования, так как кузов достаточно узкий и есть еще колесные арки, при этом модуль получается достаточно сложной формы и его не просто строить. В отличие от кастенвагена, у нас нет основы в виде кузова фургона и модуль строится с нуля.

Мой выбор: жилой модуль на базе бортовой платформы

В своем выборе я исходил из нескольких вводных: неизвестно насколько мне зайдет это самое путешествие без обратной даты, получится ли зарабатывать в процессе и его обеспечивать, может в принципе в какой-то момент надоест и захочется вернуться в Питер в свою комнату к барам и оседлой жизни.

Поэтому хотелось бы не очень сильно раздувать бюджет и уложиться до 1 миллиона в стоимость модуля и до 1 миллиона на машину, при этом второй еще предстоит заработать, его на руках сейчас нет. Автодом должен быть большой, комфортный и автономный, пригодный для продолжительного проживания. Желательно так же иметь полный привод для повышенной проходимости. Я не собираюсь забираться куда-то, откуда долго идти за трактором, но возможность съехать в лес или к реке нужна обязательно.

Кастенваген наиболее удобен, но при таких вводных не реализуем. Как мы уже выяснили, он очень завязан на самой машине, его нельзя построить без наличия самой машины и т.д. В бюджете до 1 миллиона рублей бессмысленно смотреть цельнометаллический фургон с полным приводом, это будет очень плохая машина и вкорячивать туда всякого на 700+ тысяч мне идея не нравится.

Прицеп мне не нравится, как концепция, у меня нет задачи перемещаться на машине отдельно и использовать автомобиль отдельно в городе, так что от прицепа остаются одни минусы.

Остается съемный модуль. Пикап выбирают в качестве базы обычно в том же случае, когда и прицеп, чтобы использовать машину независимо от модуля, либо чтобы получить повышенную проходимость, либо потому что уже есть пикап. С моими целями это не очень вяжется, машина будет для трассы, пусть и российской, и легкого бездорожья.

Модуль не будет сниматься, только для замены или обслуживания машины, машина отдельно использоваться не будет. Таким образом, я посчитал разумным взять бортовую платформу 2х3 метра. На ее базе удобно строить — все ровное и прямоугольное, не съедается место бортами и колесными арками, так что можно удобно организовать место для оборудования и хранения.

Машина грузоподъемностью до 1500 кг, соответственно можно меньше заморачиваться с облегчением и делать модуль весом порядка 900 кг. Есть и минусы — у бортовой платформы центр тяжести выше пикапа, а значит устойчивость будет ниже, однако в модуле все самое тяжелое располагается около пола, т.е по движению это будет обычный груженый грузовик.

В качестве базы я выбрал УАЗ Профи, его в хорошем состоянии можно взять в моем бюджете, много знакомых УАЗоводов которых машина устраивает, в любой деревне найдется кто-то кто знает как его починить и запчасти в любом ларьке. С завода на борту ГБО, есть варианты с кондиционером.

При этом платформа 2х3 метра достаточно стандартная для грузовиков до 3,5 тонн, что в случае необходимости позволит сменить базу на новый УАЗ, Газель, Nissan Atlas или любую другую машину с аналогичной бортовой платформой, или вовсе базу продать, а модуль поставить где-то на своей земле как дачный домик или технологичную бытовку.

В машину будет интегрирован только дополнительный баллон газа для обеспечения питания модуля, бак черной воды и предстартовый подогреватель двигателя, который помимо двигателя будет являться дополнительным источником подогрева воды и радиатора в модуле, но о инженерных системах расскажу в следующих материалах.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество