Мы отказались от ярма ипотеки и купили автодом для путешествий

88
Мы отказались от ярма ипотеки и купили автодом для путешествий
Аватар автора

Стася Великоредчанина

купила автодом

Страница автора

В 27 лет перед нами стоял выбор, брать кредит на квартиру или постройку своего дома, но мы решили разорвать этот шаблон.

Мы с мужем Владом из Кирова, отучились в вузе в Петербурге и прожили там около семи лет, а потом вернулись в родной город и задумались о своем жилье. В 2021 году во время пандемии на полгода уехали в Турцию, где размышляли, стоит ли ввязываться в строительство частного дома или лучше взять ипотеку на квартиру.

В Турции мы впервые увидели автодома — они стояли вдоль моря, а внутри жили люди. Для нас это выглядело непривычно, но мы загорелись идеей. Мы знали, что хотим по-другому жить. Поэтому и не спешили брать ипотеку и залезать в долги. Автодом оказался более интересным решением. И когда вернулись в Киров, мы поняли, что хотим купить такой же.

Расскажу, как мы выбирали автодом, как делали ремонт и сколько на все потратили. Спойлер: итоговая сумма машины, ремонта и жизни в ней сопоставима с хорошей квартирой в спальнике, но дело не в деньгах, а в образе жизни. Мы не жалеем.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Как найти автодом в России

Автодом — это автомобиль или прицеп, в салоне которого оборудовано жилое помещение. Есть разные типы таких домов — заводского исполнения или самодельные.

Сначала нам казалось, что вариантов на рынке очень много. Но как только мы углубились в вопрос, стало ясно, что это не так. В России нет культуры путешествий в автодомах, как в Европе, поэтому и количество предложений очень небольшое, а почти все автодома иностранные.

На рынке много подводных камней и не лучших предложений. Многие машины, что есть в продаже, произведены несколько десятков лет назад, и они в неплохом состоянии. А новые автодома могут быть без нужных документов: такие автомобили часто возят из Европы, Японии и Абхазии. Растаможенные же по всем правилам машины стоят дорого.

Подержанный автодом стоит как хорошая квартира. Источник: avito.ru
Подержанный автодом стоит как хорошая квартира. Источник: avito.ru

В России есть несколько небольших предприятий, где занимаются переделкой фургонов под автодома. В 2020 году компания «Автокемпер» открыла первый в России завод по производству автодомов на базе Helix и модулей на пикапы. На момент открытия продаж трехместный автодом стоил 730 000 ₽. А еще существуют автодома на базе КамАЗов и «Уралов».

Еще вариант автодомов — переоборудованные прицепы. Дополнительно к такому прицепу надо покупать машину. Основная проблема в том, что из машины нельзя напрямую перейти в дом: нужно выйти на улицу и оттуда заходить внутрь. Это неудобно при дожде или минусовой температуре.

Зато автодома-прицепы стоят недорого — в среднем от 400 000 ₽. Другой плюс автодома-прицепа: его можно отцепить, оставить в гараже и просто пользоваться автомобилем. Также прицеп просто обслуживать, поскольку, опять же, можно оставить в автосервисе.

Мы с мужем изучали разные виды автодомов, в том числе и отечественные варианты. Но российский автопром нас не вдохновил, поэтому решили искать иностранный.

Это российские автодома на разных шасси — Фиата и Лады. Источник: autocamper.pro
Это российские автодома на разных шасси — Фиата и Лады. Источник: autocamper.pro
Петербургская компания «Свобода» продает автодома-прицепы. Но нам не понравилась идея кухни на улице
Петербургская компания «Свобода» продает автодома-прицепы. Но нам не понравилась идея кухни на улице

Как мы выбрали свой автодом

Во время поисков у нас было четыре критерия:

  1. На европейском шасси, то есть искали иностранную машину. Но ехать за ней в Европу не хотелось, а заниматься растаможкой — тем более. Поэтому нашим требованием было, чтобы авто находилось и уже было легализовано в России.
  2. В хорошем техническом состоянии. Мы хотели путешествовать на нем за рубеж, и было бы обидно, если бы автомобиль постоянно ломался в дороге.
  3. Порядок с документами. Кроме растаможки мы обращали внимание, чтобы все изменения были зарегистрированы. Это проблема — некоторые покупают микроавтобусы, а затем полностью меняют все внутри, делают там кровать, кухню и туалет. Вроде бы это уже автодом, но нигде в документах это не отражено. Нам не хотелось из-за этого проблем с полицией — ни в России, ни тем более за рубежом.
  4. Стоимость — 1—1,5 млн рублей. Дополнительно мы были готовы потратить около 500 000 ₽ на ремонт и переделки.

Нам было не важно, где находится автодом в России: мы были готовы поехать за ним в любой город.

Под наши критерии мы долго ничего не могли найти. Прошло несколько месяцев, я психанула и уже хотела взять прицеп. Но муж настоял на том, что нам нужен именно автодом.

В итоге через полгода поисков мы нашли автодом Фиат Дукато 280 1986 года выпуска с пробегом около 160 000 км. У него дизельный двигатель объемом 2,5 литра и пятиступенчатая коробка передач.

Хозяин объявления не отвечал на звонки, а потом включил автоответчик. Позднее он рассказал, что после публикации объявления получил около тысячи звонков и просто испугался. На объявлении действительно было 6 тысяч лайков и 3 тысячи сохранений — я такого никогда не видела. Мужу как-то удалось найти еще один номер хозяина и дозвониться до него. Тот сдался и согласился на встречу.

Машина стояла в Петербурге. Чтобы посмотреть ее, мы специально прилетели на самолете с отцом мужа. Заселились в гостиницу, а на следующий день пошли по адресу — в гараж в центре города.

Автодому было 36 лет, но он хорошо сохранился. Папа мужа занимается покупками машин и прекрасно в этом разбирается, у него свой автосервис. Мужчины осмотрели все и сказали, что по части двигателя никаких проблем. А вот внутреннее оснащение требовалось переделывать, это было видно сразу. Основной минус — пол прогнил, задняя стена дома просела, из-за чего немного опустился и потолок.

На «Авито» было написано, что это автодом, в котором бывал Виктор Цой.

Мы спросили, так ли это, но не получили однозначного ответа. Хозяин говорил, что да, но у него не было никаких доказательств. Ему самому этот дом перешел от дедушки, который перегнал его из Германии в Россию. Это итальянский Фиат, на базе которого немецкая компания Frankia и сделала автодом. Эта компания производит автодома уже больше 60 лет.

Хозяин сказал, что ездил на машине пару раз до Крыма, в остальное время автодом стоял в его гараже или на крытой стоянке. Поэтому он и решил передать его людям, которые бы о нем позаботились. Мы решили брать.

Сделка и регистрация

Сошлись на цене 900 000 ₽ — именно столько было указано в объявлении, мы не торговались. Дополнительно хозяин надавал нам разных «плюшек», например хороший стол для кемпинга.

Нам повезло, похожие старые автодома стоили 2—3 млн рублей. Цены на дома 1995—2004 годов выпуска начинались уже от 4 млн. А действительно хорошие новые дома стоили от 6 млн рублей.

На следующий день после просмотра мы оформили договор купли-продажи и отдали деньги. Еще во время просмотра мы увидели, что все жидкости и масла недавно меняли, поэтому после покупки не заезжали в автосервис, а сразу же поехали на машине домой — это 2000 км. В автодоме было комфортно ехать со скоростью 90 км/ч — этого достаточно, чтобы обгонять фуры на трассе. Поездка прошла без приключений, машина внимания не требовала.

У себя в городе мы сразу отвезли машину в сервис, где поставили ее на полную диагностику. Серьезных проблем не нашли, пришлось чинить только по мелочи. За ремонт отдали 30 000 ₽. Сюда входила полная диагностика, мелкий ремонт сцепления и тормозов, замена рулевых наконечников, масел и работа специалистов.

Никаких проблем с регистрацией автодома мы не ждали. Но когда пришли в ГИБДД, оказалось, что на машине стоит ограничение и перерегистрация невозможна. Мы очень удивились, поскольку до покупки посмотрели все документы и даже проверяли автомобиль по платным базам данных — все было в порядке.

Позвонили хозяину, он тоже удивился, но согласился разобраться вместе с нами. Оказалось, что первое время наш продавец пользовался машиной по генеральной доверенности от родственника. А когда решил оформить на себя, выяснилось, что коррозия испортила VIN. Прошли две криминалистические экспертизы, и автомобиль все-таки поставили на учет, но в базе данных ГИБДД осталась отметка, которая запрещала новую регистрацию.

Мужу пришлось снова ехать в Петербург, потому что в нашей ГИБДД сказали обращаться туда, где регистрировали автомобиль. Предварительно супруг связался с продавцом — тот очень переживал и сказал, что во всем поможет. Вместе с мужем они взяли в петербургском ГИБДД документ, который позволял снять запрет. Муж привез его, отдал в ГИБДД нашего города, после чего машину наконец поставили на учет. Мы не очень разобрались в нюансах этой истории, по большей части ею занимался продавец, а мы просто делали то, что говорил он и инспекторы.

День, когда мы купили автодом
День, когда мы купили автодом
И следующий день, когда мы привезли его домой
И следующий день, когда мы привезли его домой
1/2
День, когда мы купили автодом

План ремонта

Мы планировали делать ремонт своими руками, поскольку бюджет был ограниченным. Намеревались максимально сохранить изначальную обстановку. Мне очень не хотелось новодела, хотя в итоге без него не обошлось.

Муж с помощью «Гугл-переводчика» написал на завод-производитель письмо на немецком, чтобы узнать побольше об истории машины. Ему ответили, что это был один из первых выпусков, и прислали журнал 40-летней давности. Там были старые фотографии производства автомобиля.

В этом журнале мы увидели и исходную внутреннюю компоновку. Оказалось, что в нашем автодоме она не серийная, а экспериментальная. В серийной кухня и душ сзади, а обеденная зона — за водителем. У нас же сзади находится большой диван в форме буквы «П» со столом, который может превращаться в дополнительное спальное место. Кухня и душ у нас спереди.

Наш автодом может вместить до шести человек. Кроме спального места в обеденной зоне есть еще пространство над водительскими сиденьями, где расположена почти что полуторная кровать высотой 60 см — этого достаточно, чтобы сесть на матрас и не удариться головой.

Мы понимали, что многое придется переделывать: ремонтировать просадку задней части, менять стены. Перед ремонтом пришлось демонтировать всю мебель, поскольку она была прикреплена к стенам и потолку. Просто отодвинуть ее, как в квартире, не получилось бы. Мы очень трепетно все убрали, чтобы ничего не повредить.

Журнал от автозавода был на немецком, но по картинкам мы легко поняли устройство автодома
Журнал от автозавода был на немецком, но по картинкам мы легко поняли устройство автодома

Как отремонтировали стены, потолок и пол

Стены. Когда убирали мебель, заметили на стенах очаги плесени. Поэтому решили разбирать стены. Под обшивкой обнаружили много гнили и еще плесень. Автодом был утеплен обычным пенопластом — часть тоже заплесневела.

Пенопласт был приклеен к кузову на клей — с немецким качеством, то есть отодрать просто так невозможно. Местами пенопласт крошился, и пришлось буквально соскабливать его шпателем. А вот в передней части машины он сохранился в хорошем состоянии, поэтому решили его не трогать.

На отдирание пенопласта потратили несколько дней. Потом по исходной технологии приклеили на кузов пеноплекс — это что-то вроде улучшенного пенопласта. Всего понадобилось 30 листов.

Изначально в задней части машины было мало несущих брусков, которые держали на себе весь груз. Часть из тех, что были, превратилась в труху. Наверное, из-за этого и опустилась часть машины. Мы заменили бруски и добавили новые — таким образом усилили каркас.

Таким было состояние каркаса, когда мы сняли обшивку
Таким было состояние каркаса, когда мы сняли обшивку
Автодом, когда мы убрали мебель и сняли стены
Автодом, когда мы убрали мебель и сняли стены

Потолок. Мы полностью сняли обшивку потолка и увидели, что деревянные бруски, на которых она держалась, сгнили. На место старых брусков мы поставили новые, предварительно обработали их антисептиком.

Потолок закрыли двумя цельными листами ДВП. Это было очень сложно, и у нас не с первого раза получилось, поскольку каждый лист был 2,7 м в длину. Мы их согнули и с трудом затащили в салон. Пришлось помучиться, но зато у нас минимум стыков.

Такими же листами ДВП закрыли и стены. Всего для стен и потолка потребовалось семь листов.

На папиной машине мы привезли бруски 40 × 30 мм. Заводская толщина стен — 30 мм
Утеплитель нужен для звукоизоляции и чтобы зимой было тепло, а летом — прохладно. Клеили его на монтажный клей
Здесь видно, что мы подрезали углы утеплителя. Потом эти углубления заполнили монтажной пеной. Прочитали, что так будет более герметично

Пол. Мы демонтировали пол в задней части машины — на его место положили один лист фанеры толщиной 45 мм, который предварительно покрыли древесным антисептиком.

Задняя часть машины стала жесткой и сразу приподнялась, как и положено. А когда мы окончательно скрепили пол, стены и потолок, вся комната стала выглядеть надежно.

За утеплитель, бруски, ДВП, краску, штукатурку, гвозди и шурупы отдали 26 000 ₽. Пока у нас нет никакого покрытия на полу. Раньше там был линолеум, поверх которого лежал ламинат. Все это испортилось от времени. Мы планируем уложить износостойкий влагозащищенный ламинат, на эти цели уже отложили 7000 ₽ — должно хватить.

После я сама покрасила все влагостойкой краской.

Окна резали болгаркой уже после того, как затащили и закрепили листы ДВП. Процесс был нелегким
Я покрасила все стены и потолок резиновой белой краской с персиковым оттенком. Мы специально подбирали светлый теплый цвет. Стены покрыла четырьмя слоями краски, чтобы все было идеально ровно
Я покрасила все стены и потолок резиновой белой краской с персиковым оттенком. Мы специально подбирали светлый теплый цвет. Стены покрыла четырьмя слоями краски, чтобы все было идеально ровно

Санузел

В автодоме был переносной биотуалет, как на даче. Он не был частью автодома, поскольку с завода машина вышла без туалета. Из изначальных удобств в санузле был только душ. Туалет решили оставить как есть, а вот остальное переделать.

Нам до последнего хотелось оставить оригинальный санузел, поскольку там было много старых элементов: встраиваемые полки, пластиковая раковина, оригинальная конструкция душа. Но когда мы начали демонтаж, то поняли: мало что получится сохранить — все разваливалось в руках.

Сначала по нашей обычной технологии переделали стены и потолок. Муж вырезал новую дверь из фанеры и прикрутил ее.

В душе был пластиковый поддон, который сильно потрескался. Мы хотели его восстановить, но выяснили, что проще купить новый. Ну как проще: поддона нужного размера 70 × 100 см в магазинах не было, пришлось брать 70 × 70 см за 3300 ₽ и переделывать под него обстановку.

Раковина в ванной изначально складывалась, но мы сделали ее неподвижной, чтобы трубы служили дольше. Раковину тоже пришлось поискать: маленькой весом 1,5—2 кг нигде не было. Тяжелые фарфоровые раковины могли запросто треснуть на кочке, к тому же это лишний вес для машины. Нельзя, чтобы автодом весил более 3,5 тонны при полной загрузке, иначе на него потребуются «грузовые» права. Все эти нюансы нужно учитывать: например, плитку в ванной класть тоже нельзя — тяжелая, да и потрескается.

Раковину нужного веса я нашла в специальном кемперовском магазине, но она стоила 16 000 ₽. Таких магазинов в России всего несколько, поэтому они загибают цены. Мне не хотелось переплачивать, поэтому в итоге мы купили обычную салатницу за 300 ₽ и прорезали в ней дырку под слив. Выглядит неплохо, я ожидала худшего. Еще купили смеситель за 4000 ₽.

Во время поиска подходящей раковины
Во время поиска подходящей раковины
Выбираем ДВП-панели
Выбираем ДВП-панели
1/2
Во время поиска подходящей раковины

Мебель

В автодоме был диван буквой «П» и кухня. Всю мебель мы отреставрировали.

У кухонного гарнитура поменяли покрытие. Оно было слишком вырвиглазным. К тому же предыдущий хозяин некоторые поврежденные места заклеивал пленкой — смотрелось плохо.

Мы сняли старое покрытие со шкафов и решили положить новую пленку. Заказали ее в интернет-магазине, но она пришла не того оттенка. Тогда мы пошли в «Леруа Мерлен» и выбрали пленку красивого дубового цвета. Заплатили 7000 ₽. Я зашпаклевала мебель и покрыла ее пленкой.

Для деревянного подиума в виде буквы «П», на который укладываются подушки и получается диван, планируем сделать новую обивку оливкового оттенка. Сам диван мы вычистили. За материал для обивки уже заплатили 8000 ₽, но еще предстоят работы по пошиву — закладываем на них 10 000 ₽.

Для основного спального места планируем купить хороший матрас и ортопедические подушки.

Такой была мебель в самом начале
Старая пленка легко отходила сама
Реставрировали мебель прямо в съемной квартире, где тогда жили
После реставрации муж за четыре часа поставил всю мебель обратно

Коммуникации и оборудование

Бытовая техника. Внутри была плита с двумя конфорками и холодильник, который работает как от электричества, так и от газа.

Холодильник не функционировал, но муж нашел в интернете совет, как починить: перевернуть на два дня, а затем погрузить в тележку и покатать. Это помогло, холодильник включился.

Проводка. С завода автодом вышел с медной проводкой, рассчитанной на 1,5 кВт мощности и напряжение 12 В. Стоял дополнительный аккумулятор, еще можно было подсоединить автодом к внешней розетке. Это на случай стоянки в кемпинге, где можно подсоединиться к внешнему электричеству и подзарядиться.

Предыдущие владельцы добавили на крышу автодома солнечную батарею на 100 Вт, еще инвертор на 1,5 кВт, который преобразует 12 В в 220 В, и дополнительный, самый простой автомобильный аккумулятор.

Заводская проводка была в идеальном состоянии, и мы ее не трогали. А вот провода, которые шли к разным дополнительным устройствам, поставленным предыдущими хозяевами, муж на всякий случай поменял. Розеток на 220 В оставили четыре штуки, как было. Планируем сделать несколько розеток на 12 В и USB-розетки, чтобы подключать цифровые устройства.

Основной источник энергии — солнечная батарея, но ее мощности пока явно мало. Поэтому будем покупать еще две солнечные панели по 450 Вт каждая, чтобы у нас был запас электричества. Мы оба работаем удаленно, это важный вопрос. Закладываем на батареи 30 000 ₽.

Также мы купили дополнительный литиевый 18-килограммовый аккумулятор на 200 А·ч за 40 000 ₽. Такие можно разряжать в ноль, и они от этого не портятся — это плюс. Аккумулятор нужен для дней, когда пасмурная погода: на солнце он заряжается от панелей на крыше, а если солнца нет, то отдает электричество, насколько хватит емкости.

В машине мы установим контроллер, который будет автоматически перебрасывать питание на аккумулятор, когда солнечная энергия закончится. И наоборот — когда солнца хватает, заряжать им аккумулятор и подавать ток в розетки.

Мы сразу искали аккумулятор для грузовика — такие дольше держат заряд. Источник: market.yandex.ru
Мы сразу искали аккумулятор для грузовика — такие дольше держат заряд. Источник: market.yandex.ru

Вода. Стационарный бак чистой воды был рассчитан на 70 л, еще стоял такого же объема бак для грязной воды. Бак расположен под сидениями П-образного дивана сзади и никак не мешает.

Мы купили за 5000 ₽ еще одну емкость для воды — на 100 л. Муж соединил баки резиновым шлангом. Давление воды создается при помощи насоса с контроллером, то есть его можно понизить или повысить.

Так как запас чистой воды теперь больше, чем объем бака для отработанной, излишки стоков планируем выливать просто на улицу — будем пользоваться органической бытовой химией, а туалет к этой системе не привязан.

Газ. Система отопления — газовый обогреватель Truma 3002, работает с 1986 года. Мы его проверили — воздух отлично разгоняется в переднюю и заднюю части автомобиля. Машина хорошо отапливается, мы убедились в этом, когда ехали из Петербурга в Киров.

Для работы обогревателя подходят два газовых баллона российского производства на 10 и 27 л. Они установлены в специальном отсеке для газовых баллонов, доступ в него только с улицы. Чтобы перезаправить баллоны, их надо достать из автодома.

К этим же баллонам подключается плита на кухне, холодильник и система нагрева воды. Во время движения подача газа автоматически перекрывается.

Что в итоге

Ремонт мы делали своими силами, поэтому на многом удалось сэкономить. Но мы сильно измотались, поскольку не брали отпусков, а делали все после работы вечером и по выходным до 12 ночи. На все у нас ушло 2—2,5 месяца. Все это время машина стояла на стоянке у автосервиса свекра. Когда работали с каркасом и снимали окна, загоняли автодом в бокс там же, чтобы дождь ничего не замочил. Еще периодически использовали тент — он шел в комплекте с машиной и может закрывать ее почти целиком.

Не обошлось без ошибок. Так, мы случайно повредили одну стену, когда ставили мебель. В итоге там трещина, и она как удар по моему сердцу. Пока не решили, что будем с ней делать.

Ремонт в автодоме оказался сложнее, чем в квартире. Приходилось думать на несколько шагов вперед, поскольку каждое решение или выбор материала может повлиять на всю конструкцию. Поэтому здесь важно планировать, чтобы в конце все кусочки пазла сошлись.

На покупку и ремонт автодома потратили 1 041 600 ₽

Автодом900 000 ₽
Дополнительный аккумулятор40 000 ₽
Технический ремонт автомобиля30 000 ₽
Ремонт стен, пола и потолка26 000 ₽
Новая резина25 000 ₽
Обивка дивана8000 ₽
Новая сантехника7600 ₽
Бак для воды5000 ₽

На покупку и ремонт автодома потратили 1 041 600 ₽

Автодом900 000 ₽
Дополнительный аккумулятор40 000 ₽
Технический ремонт автомобиля30 000 ₽
Ремонт стен, пола и потолка26 000 ₽
Новая резина25 000 ₽
Обивка дивана8000 ₽
Новая сантехника7600 ₽
Бак для воды5000 ₽

Нам предстоит купить дополнительные солнечные батареи, ламинат, матрас, ортопедические подушки и обшить диван. Закладываем на это около 100 000 ₽.

В целом мы почти доделали автодом, но в прошлом году временно уехали из России. Сейчас машина стоит на охраняемой парковке под навесом.

До отъезда в наших планах было, чтобы я получила права и мы начали путешествие по стране. Нам хотелось поехать на Алтай, затем доехать на пароме до Камчатки. После — через Грузию доехать до Турции и попутешествовать там с компанией друзей.

Со старым хозяином мы созваниваемся время от времени. Поначалу он звонил почти каждую неделю, спрашивал, как успехи и как продвигается ремонт. Сейчас звонит реже, но мы не теряем контакт: рассказываем ему, как дела, и скидываем фотографии того, что получилось.


Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga

Стася ВеликоредчанинаГотовы вместо квартиры вложиться в автодом? Ваши аргументы за и против:
  • Дмитрий НиконовКвартира как-то надежней, хотя бы не сгниет и зимой не замерзнешь.28
  • Таньчик ФартоваяЖивем 6 лет в Стамбуле, 3 из них владеем автодомом и квартирой) постоянно в нем жить все ж нелегко . Мы проехали и не раз всю Турцию на нем , были в Греции и Болгарии , хотим и планируем большое путешествие по Европе , и кстати , автодом - это гораздо бОльшие расходы , чем кажется . Но плюсов тоже много . Наш красавчик на фото)83
  • cat ownerСтранно, почему в конце статьи "жить и путешествовать" - в одном вопросе. Это же совершенно разное. Путешествовать в автодоме - о да, с удовольствием. Жить - о нет, спасибо.48
  • ХукабураВыплаченная ипотека и своя квартира - это какая-никакая гарантия того, что вам будет, где жить, если 1) родятся дети 2) что-то случится с вашим здоровьем (увы, тут никто не застрахован) 3) когда наступит старость. Можно сколько угодно говорить, что можно и в этих случаях продолжать жить в автодоме, но нет))) Плюс, если срочно понадобятся деньги, квартиру сильно проще продать, чем автодом. Так что мой выбор - сначала квартира, а потом уже автодом. Так в общем-то и сделали))61
  • Tanya VladimirovnaПутешествовать в автодоме — да-да-да! Жить в нём — нет уж, спасибо) После путешествия, даже самого прекрасного, мне бы хотелось приезжать в недвижимую недвижимость. Я не особо привередлива в бытовом плане, но и не совсем аскет. Так что автодом — это, конечно, мечта. Но только вдовесок к квартире. PS Жаль, что в статье нет фото финального ремонта. Автор, если доделаете, закиньте в Т—Ж продолжение с фотками)133
  • Писец НикаАвтодом - это смело! Удачи вам. Жаль, нет итогового результата, но и промежуточный впечатляет.10
  • Некий НектоСравнение квартиры\дома с автодомом некорректно. Это разные все таки вещи и цели у них разные. Ну и как бы простая истина: недвижимость как правило не дешевеет, скорее наоборот дорожает, это какая-никакая инвестиция. А автодом будет дешеветь перманентно, да и угроза угона никуда не девается.38
  • инвесткопилкаПока молодые и сильные - вообще потрясающа затея, столько всего можно увидеть, успеть, сделать, наверное невероятные ощущения от жизни!20
  • SurpriseНазывать ипотеку ярмом - финансовая безграмотность. Сравнивать автодом с квартирой - житейская безграмотность. Спасибо что поделились таким опытом76
  • MishaО, это же моя мечта! Взять ипотеку всегда можно успеть, а вот молодость и желание путешествовать, да и в целом двигаться с возрастом пропадает. Пока ребята молодые - жизнь в автодоме будет приключением, тем более в таком быстро изменяющимся мире хочется все попробовать, а не жалеть потом об упущенных возможностях. Жду истории из поездок!14
  • Ида СвиридоваА потом завести двух-трех детей, собаку, кошку и попугайчика... и понять, что ипотека - не так уж плоха)))18
  • Sergey MaksimenkoЗаголовок настолько жёлтый, что переливается на солнце10
  • DKИз статьи так и непонятно, автодом вместо квартиры? Или просто купили для путешествий, а жилье пока решили снимать?12
  • Антон ГаспарянВ общем сделаои из нее недвижимость! А где финальный вариант?4
  • Либерж КпадонуНе читал, но… провести старость в трейлерном парке такое себе…5
  • РозаТаньчик, выглядит как военный автодом)10
  • Таньчик ФартоваяРоза, задумка такая и была , хотели похулиганить ) мы с мужем считаем , что Белые стандартные автодомы это скучно ) делали под заказ . Считаем , что цвет Агонь))17
  • РозаТаньчик, вас не останавливают с досмотрами?)2
  • Константин МязинТаньчик, инкассаторский автодом=)))23
  • Стася ВеликоредчанинаTanya, добрый день) К своему жилью приду, но может быть чуть позже. Сейчас же очень хочется путешествовать и изучать этот мир. Автодом — это отличное решение именно в этот период жизни. В своем блоге обязательно поделюсь финалом ремонта и историями из путешествий на автодоме :)29
  • Tanya VladimirovnaСтася, успехов вам! Я сама человек-дорога, поэтому желание изучать мир и каждое утро просыпаться в новом месте очень хорошо понимаю. Но и квартиру всё же пожелаю) Пусть с ней тоже всё сложится)2
  • Михаилквартиру можно сдавать, а ваш автодом обесценивается не по дням, а по часам. и постоянно требует вложений с отелем автодом не сравнится. душ или туалет в автодоме - такое себе удовольствие3
  • Alexey PakhomovАвтодом-автодому рознь. В небольшом жить постоянно конечно на любителя. Пару недель где-то поездить прикольно, удобно парковаться в городе опять же. Но бывают дома на автобусном шасси (Google: Class-A Motorhome), которые по площади сравнимы с типичной двухкомнатной квартирой. В таком вполне можно жить как в обычной квартире. Особенно если припарковаться где-нибудь у моря в тепле :)10
  • Маргарита ХРоза, удивительно как люди всегда считают как действительно правильно... Вы сидите дома на диване и смотрите всё по телевизору, рассуждаете, а ребята молодые не сидят на месте, а двигаются по жизни, без шаблонного мышления "дом-дерево-дети". Просто именно в этот период у них такие цели и мечты. Каждый раз поражаюсь, как некоторые вот так бросают "Ошибка"...17
  • Виктор ИнженерСамое главное в этой истории - что ребятам повезло найти друг друга и быть на одной волне, всё остальное - фигня. Да, мечта, да дорогая, да в зимней России, но даже если они ошиблись, они есть у друг друга и что нибудь придумают) Если бы я был в том возрасте, возможно, поступил так же, сейчас, когда мне 36... Нет конечно)36
  • Алла В.Спасибо, очень интересно! Но пока читала и с интересом разглядывала фотографии ремонта, все ждала, когда же будут фото результата? А их нет! Вот это разочарование! Как же так?4
  • МарусяКонечно нет. Альтернатива автодрому - это катер, лодка. Мы на Волге, у нас катера, и это не альтернатива квартире. Автодом - это способ смотреть мир только там, где он проедет. И вложения, вложения. Это игрушка)3
  • Винур АметовМы живем в Крыму, где у нас много друзей и родных в разных частях полуострова. Кроме того в Крыму достаточно много мест, где можно проживать возле моря и гор. Поэтому возможность побывать там, где на данный момент получше погодные условия и быть рядом со знакомыми, чтобы общаться и при этом жить в нормальных условиях. Вот для этих целей и нужен . автодом. С учетом имеющейся у нас квартиры, которую можно продать за 3-4 млн.руб. мы можем себе купить автодом в хорошем состоянии и в возрасте до 10 лет. Но есть одно пожелание. Нам хотелось, чтобы у нас был бы в собственности небольшой участок земли (3-4 сотки с садом) где-нибудь в районе г. Феодосии - родине моего покойного отца. Там мы могли бы жить в течении 3-5 месяцев в холодное время года, используя это время для лечения, дистанционной работы и приема гостей. С уважением, семья Аметовых (Мы оба пенсионеры, но муж еще работает на 0,25 ставки доцента в вузе).3
  • Андрей РодионовЕлена, Так я подразумеваю,они еще не скоро приедут Россию)5
  • Евгений ФедоровМаруся, дороги уже везде есть. а реки нет. лодки больше игрушка. точно речные. сравнивать можно автодом только с океаническими яхтами4
  • Евгений ФедоровВинур, в чем посал вашего рассказа непонятно. ожидал в конце " карточка для перевода средств такая-то"6
  • Максим НосковецПриятно читать что я не один такой «сказочный»)) только вместо машины выбрал немецкий прицеп возрастом 30 лет и в отличии от героев статьи уже начал на нем ездить на отдых, желаю удачи18
  • РозаМаргарита, у них то как раз шаблонное мышление "мы не такие как все", а я рассуждаю здраво, со всеми вводными данными, тут как бы журнал о деньгах, а не пинтерест, где вот такой образ жизни в культ возводят.4
  • РозаЮрий, фильм оскар получил! Земля кочевников.4
  • Евгений КСтася, вы - большие молодцы! Пока есть запас времени до появления детей - нужно это использовать для новых впечатлений и колоссального опыта жизни в разных условиях. Не совсем понятно, почему в ремонте нельзя было использовать более легкие и современные материалы? Есть же полимеры, пластики, которых не было при изготовлении автодома на заводе, но есть сейчас. Читаю и удивляюсь - дерево меняют на дерево, обшивку из дерева - на такую же... Ну и присоединюсь к большинству комментарий, автодом - это большая игрушка, которая рано или поздно надоест. Не много выигрывает по стоимости у простых бюджетных путешествий, мобильность - основной плюс, куча постоянных затрат (следи за водой, газом, топливом, двигателем, электрикой, колесами и т.д.) - это еще посчитать нужно. Не дай Бог, конечно, а если где-нибудь Алтае двигатель встанет? Жди два месяца, когда найдут деталь? Ну ничего не сравниться с ощущением, когда после долгих путешествий, уставший и довольный, ты заходишь в свою квартиру... Ну а так - ждем продолжения о поездках, желательно с честными расходами и красивыми фотографиями с мест пребывания!5
  • Конкретный А. А.Хукабура, исходя из описания процесса покупки автором автодома, продать его будет таки сильно проще, чем квартиру. Помните, продавец получил на своё объявление 1000 звонков, 6 тыс. лайков и 3 тыс. сохранений и в итоге был вынужден отключить телефон? А потом продал автодом без торга первому же покупателю, который нашёл его другой контакт и приехал на просмотр за 2000 км.? Я не так давно пытался продать квартиру в ближайшем Подмосковье по вполне себе рыночной цене, но даже близко не приблизился к таким результатам. В итоге так и не продал.12
  • Конкретный А. А.Либерж, зря не читали, очень интересно! Авторы молодые и позитивные ребята, оба работают головой, да и руки у них откуда надо растут! До старости ещё не один раз успеют обзавестись недвижимостью и всем остальным, что нужно для комфорта!3
  • Конкретный А. А.Виктор, про ребят полностью согласен, очень рад за них! А вот пассаж про 36 лет, признаться, не понял. Если бы я в 36 лет думал, что я уже "не в том возрасте", даже не представляю, кем бы я был сейчас, в свои 48 :)11
  • Конкретный А. А.Александр, так ребята вроде и не меняли ничего. Они не продавали недвижимость, чтобы купить автодом. Купили на свои деньги по низу рынка, реставрировали тоже за свои. За ту сумму, которую они потратили и ещё планируют потратить, никакой пригодной для жизни недвижимости точно не купить! Вы пропустили в статье главное — они оба молодые, при этом умеют работать (и работают), как головой, так и руками. И всё у них будет хорошо!4
  • Виктор ИнженерКонкретный, у каждого свои тараканы и физическая форма тоже) Просто в 36 лет потратить последние деньги на дом на колесах - точно нет, сейчас уже хочется иметь свою недвижимую недвижимость) Корона очень меня подкосила, нюх пропал, все суставы хрустят, да я с детства был хиленький)2
  • Ева БорисоваКонкретный, а вы напишите, что в вашей квартире Цой бывал и квартирник давал =)9
  • Конкретный А. А.Ева, отличная мысль, спасибо! :)1
  • Марина СабенинаВиктор, я в 38 сменила специальность, работу, а позднее , за 40, мужа и место жительства. Поэтому считаю, что 36- это молодость.7
  • Виктор ИнженерМарина, я же говорю, у каждого свои тараканы и физическая форма) Конечно же мы с вами очень молоденькие ;) Но ответьте, пожалуйста, на главный вопрос - Вы в 38, в зимней России, потратили бы последние деньги на старый автодом?0
  • Виктор ИнженерСтася, ждём продолжения истории, вы - молодцы! Счастья вам!0
  • Helen SweetsummerchildДжон, зависит от приоритетов. Застройщики в России, особенно в некоторых регионах, просто охуевшие: клепают клетушки-студии за 5 млн в человейниках, объясняя тем спросом, и закрывая глаза на то, что спрос этот есть потому, что на площади побольше многим людям просто не хватает. Возможно, автодом и не является гарантией хоть какой-нибудь финансовой безопасности в старости, и не позволит, в отличие от выплаченной ипотеки, не зависеть от съемного жилья, но хотя бы подарит много хороших эмоций, которые в жизни просто необходимы. Тем более, что героям статьи удалось найти такой, который им нравится, по цене ниже рынка.1
  • Helen SweetsummerchildHelen, прямо очень интересно, не застройщик ли тот, кто дизлайкнул меня.1
  • sekaifutariДжон, считать ипотеку не ярмом - слепое невежество.1
  • МарусяВиктор, конечно нет. Но такой вопрос мы тоже рассматривали. В результате остановились на доме в деревне вблизи родного миллионника. С удовольствием бы поехала как в бременских музыкантах, но когда вырастают дети, становится нужна помощь родителям. Поэтому надолго не уедешь. Но ответила я Вам не по этому вопросу, а к тому, что 40 и 50 отличный возраст. Мозги уже/ещё на месте, физ форма конечно далека от идеала, но порох в пороховницах и ягоды в ягодицах ещё имеются)))))1
  • Виктор ИнженерМаксим, ждем статью со своими плюсами и минусами, интересно было бы почитать...0