Я работала учителем начальных классов и уволилась, чтобы сберечь психологическое здоровье

164

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Суть работы

Я устроилась учителем начальных классов сразу после окончания университета. Параллельно по выходным училась в магистратуре. Помимо проведения уроков, проверки тетрадей и ведения документации и электронного журнала ЭЖД, необходимо было, как новичку, разрабатывать уроки, оживляя и дополняя сухие методические рекомендации к учебникам, вести диалог с родителями и давать обратную связь по успеваемости и поведению ребят, проводить внеклассные мероприятия.

На каникулах разрабатывали с коллегой учебный план для новых учебников. Работа учителя представляется не такой трудоемкой, как это оказывается на самом деле, ведь после работы в классе — примерно с 8:00 до 14:30, на дом уносится почти ежедневно несколько килограмм тетрадей на проверку, постоянно готовятся уроки на следующие дни, а также оповещения и ответы родителем — примерно до 20:00, но могли побеспокоить и позже при экстренных ситуациях.

Все это складывается хоть и в оплачиваемый вполне достойно, но не очень нормированный график.

Причины увольнения

Уволилась я проработав два года — 1 и 2 класс. В моем случае, только вышедшей из университета девушки, ранее не работавший на работе полного дня, такой объем задач оказался непомерной нагрузкой.

Все это очень сказалось на состоянии психологического здоровья. Я на глазах стала терять кратковременную память, появилась тревожность. Часто оставалась в машине на час или полтора и просто слушала музыку, не желая подниматься в квартиру и браться за проверку тетрадей и подготовку новых уроков.

Между 1 и 2 годами работы у меня завязались отношения, которые позже переросли в брак и мне хотелось больше времени уделять молодому мужу. Не устраивало то, что я успеваю только голову поднять, поздороваться с ним и снова вернуться к работе, которую порой заканчивала глубокой ночью.

Хотелось реализовать планы на семейную жизнь и рождение ребенка. Старшая коллега рассказывала, что однажды ей попался класс с родителями и детьми, которые настолько не давали ей покоя, что она не могла забеременеть из-за непрекращающегося стресса. В этой ситуации я боялась узнать себя.

Еще одним аспектом, подтолкнувшим к увольнению стала пандемия 2020 года. Младшие школьники по своей природе быстро устают и теряют внимание, в классе это отследить гораздо проще, легче понять общее состояние ребят, сделать паузу и провести физкультминутку или переключиться на новую деятельность.

За компьютером стало невероятно тяжело поддерживать этот контакт, затруднительно держать темп урока, ведь у одного ребенка проблемы с интернетом, у второго — со звуком, а к третьему в комнату заглянула кошка, мама, бабушка или попугай. А после было необходимо делать проверку классных и домашних работ по фотографиям из тетрадей.

Зная свою школу, которая старается держать курс на волне новых веяний, я предполагала, что такой опыт будет использован в последующем, что мне казалось и до сих пор кажется не очень эффективным в рамках классно-урочной системы, особенно для младших школьников.

Процесс

Увольнялась я летом после работы на пункте проведения ЕГЭ, параллельно проходила обучение на новой работе. Мне повезло, что отпустили меня спокойно, вероятно меня спасло то, что я сообщила руководству о своем желании за полтора месяца до 1 сентября. Потребовался день на сдачу компьютера, учебных пособий и день на передачу класса новому учителю.

Я очень любила наш теплый коллектив и начальство, коллеги поддерживали, делились секретами профессии, но меня часто преследовал синдром самозванца. Класс ребят хоть и был не без трудностей, но все они были замечательные и интересные и почти ко всем удалось за два года найти ключики. Очень сожалею, что подорвала их доверие и не справилась. Надеюсь, что впереди их ждут большие успехи! А вот по родительскому чату я точно не скучаю, хоть в основной массе были очень адекватные и понимающие, что я все-таки молодой учитель без опыта, но без ложки дегтя никуда.

Итоги

Формальности с отделом кадров были решены за час. Я поставила подпись, после чего мне отдали трудовую книжку. Отпускные были уже выплачены в июне, позже пришли деньги за работу на ППЭ.

Завершив обучение на новой работе, я влилась в основной состав. На собеседовании мне задавали отдельный вопрос о зарплате, ведь новая ставка была в половину ниже, но я с радостью пожертвовала деньгами и увеличенным отпуском и смогла восстановиться.

Ушла тревога, появилось ощущение своего личного времени. Я выбрала себя и свое здоровье. Рада, что это желание поддержал и муж. Отработав символичные 9 месяцев на новой работе я ушла в декрет и уже скоро мне предстоит возвращаться в трудовую деятельность. Я планирую втянуться в работу после трехлетнего ухода за ребенком и начну подыскивать новую.

РедакцияКак справляетесь со стрессом от работы?
  • dreamfilletА кем вы работали после школы и кем планируете работать после декрета?12
  • Ксения АнтоноваМне интересно, реально до кого-то достучаться, чтобы условия труда учителей изменились к лучшему? Страдают ведь дети в итоге80
  • Василиса ВасилисинаЯ думаю, что вы "подрастёте" и вернетесь в школу. Со временем мы начинаем спокойнее воспринимать то,что у вчерашней студентки вызывает стресс. Кроме того, график учителя удобен для семейной женщины, а вы научитесь не брать работу на дом: это главная ошибка молодых педагогов - все тетради надо проверять в классе. Ну и вы научитесь сразу обозначать границы с родителями - можно даже отдельную симкарту купить для работы, которую уводить на спящий режим с 20.00 до 7.00, потому что, увы, бывают родители, которые, несмотря на границы, считают необходимым написать что-то в удобное им время. Так что, думаю, когда на новой работе с полностью занятым рабочим днём на вас начнут косо смотреть, если вы будете торопиться забрать ребенка из садика не в 19.00, а пораньше, то вы вспомните о прекрасной должности учителя начальных классов. А пока наслаждайтесь материнством!33
  • user3330591Elena, а что плохого в искреннем желании быть женой и матерью. Это не так просто взял и родил. Многие женщины, которые себя посвятили карьере потом тратят огромные деньги для того чтобы забеременеть. Девушка правильно расставила приоритеты. Сначала университет, потом пару лет посвятила входу в профессию, ушла попробовать силы в другой деятельности и затем в декрет. Что здесь не логично? А про то что мужика нашла. Потребность семьи для человека является базовой. И да, в молодом возрасте найти себе надёжного его партнёра по жизни значительно легче43
  • user2992353Я тоже думаю, что вы ещё вернëтесь в профессию учителя. Станете взрослее, больше опыта с детьми, увереннее с родителями. Я сама скучаю по работе учителя. Но у меня была провинция, а не Мск. Маленькая зп и женщина-директор в роли Салтычихи) я на работу относила больше денег, чем приносила назад)18
  • Ольга П.Василиса, спасибо за прочтение, меня мои старшие коллеги провожали со словами вернешься, когда появится ребенок и дорастет до школы😅28
  • Ольга П.user3331480, с одной стороны да, а с другой думаю, что это все же не мое, поэтому в перспективе избавила учеников от тетки на нелюбимой работе с жгучей ненавистью к детям21
  • Василиса ВасилисинаСаша, зря диагноз так быстро поставили. На самом деле,тот факт,что автор не была равнодушна во время работы с детьми, и говорит о том,что работа с детьми - именно её. Просто еще не отрос хвост в виде умения переключаться и спокойно транслировать свои требования. Вот с родителями действительно работать тяжело, но и здесь можно выстроить границы.28
  • John DoryЯ вот думаю, как быстро бы меня уволили из школы, если бы туда вдруг взяли? Я бы точно забил на проверку тетрадей, ставил бы всем пятерки не проверяя ) И уж точно не смог бы приходить на работу к 8:30 без опазданий11
  • СофиВасилиса, не волнуйтесь, в педе невозможно занять "чужое" место. Много бюджетных и целевых мест23
  • Марина ЩавлёваВасилиса, работаю учителем и классным руководителем. Обозначила временные рамки, когда родители могут мне писать - с 7 до 16. Позже не отвечаю. Родители отнеслись к этому нормально. Они пишут, когда им удобно, я отвечаю, когда удобно мне. Но у меня средняя школа.22
  • Анастасия АндреевнаВасилиса, а я наоборот уволилась, так как ребёнок часто болел, после больничного работы ещё больше прибавлялось. Ушла в сад. Тут смены. Если я на больничном, то знаю, что второй воспитатель возьмёт удар на себя. Не жалею.13
  • АсяЯ работаю в педагогике 25 лет, работа, конечно, нервная, напряженная, ответственная, при этом низкооплачиваемая и неоцененная ни государством, ни участниками пед. процесса. Со стрессом справляюсь просто: стараюсь не принимать все близко к сердцу, но есть большое желание закончить эту деятельность в госучреждении.19
  • nastya14021979Это,точно пед стаж у меня 23 года ,скаждым годом все сложнее становиться выдержать этот ритм.Родители ,избалованые дети,электронные журналы,совещания и проекты.Как было все проше раньше и было желание работать,а теперь как на пытку идешь и начальство все требует и требует15
  • Ольга П.Василиса, да конечно ненависти не было, это я про перспективу, которая могла бы повернуться и таким путем, но какое-то равнодушие и отстраненность была всегда. Я еще и не самый тактильный человек, а дети в основном наоборот больше тактильные. Сейчас со своим ребенком конечно и размякла и обниматься очень полюбила, но только в его сторону, к остальным детям все так же легкое равнодушие. А в педагогике душа гореть должна. Но кстати по всем профориентационным тестам мне все равно до сих пор выпадает учитель😅10
  • ЕвгенияЯ пока для себя не нашла ответ, что же происходит, что учителя ордами бегут из профессии, но... У меня стаж работы в ВУЗе 13 лет и в школе 7... Два года вполне неплохо совмещала ВУЗ и школу, потом сдулась, из ВУЗа уволилась, хотя безумно любила свою работу, и с удовольствием бы вернулась, но ЗП в школе несоразмеримо выше, чем в федеральном ВУЗе, увы, выбор очевиден. В школе у меня в общем-то нет проблем с детьми (начальная и средняя школа), но поведение некоторых родителей и действия администрации - уже почти дотолкали до края появившееся года так три назад желание уйти из гос-ой школы как минимум или из педагогики вообще... Воспитанная офицером и тоже учительниуей, я -человек очень ответственный, но в школе научилась пофигизму:-))). Когда уровень дибильных указаний и задач зашкаливает (зарегистрируйтесь тут/там, пройдите то и это, заполните эту таблицу и перезалните ее же еше пару раз, создайте, отправьте итд- просто для сохранения "психического здоровья" забиваешь ;-) и как показала практика, львиная доля всех этих НАДО от администрации никому в итоге не надо! ;-)))) ) Работа в 2 смены в переполненных классах, с кучей окон, без закрепленных кабинетов, как кочевники, с одним выходным из-за кружковой работы и снижающейся от года к году ЗП при все возрастающей в часах нагрузке + невменяемые претензии некоторых "яжматерей" и таких же "яжотцов", которые лучше меня знают, что я должна ставить их чадам с вишенкой на торте в виде пресмыкающейся перед родителями администации, которая держится за свои немалые ЗП и которой не нужны гневные писюльки недовольных родителей в ДОНМ- все это на моих глазах уже сломало и изгнало из школы достаточно много отличных специалистов и я в преддверии очередного учебного года пытаюсь понять, а оно мне надо ;-))) ? Стоит ли удовольствие от общения с детьми всего остального дегтя?39
  • Наталья КрекнинаElena, вы правда считаете что учителям начальных классов - мужчинам в нашей стране платят больше?🤔12
  • Alex SuvorovОгромная ошибка была сделана министерством образования когда всех детей с различным уровнем умственного развития разрешили учиться вместе в одной школе .От этого страдают не только учителя,но и сами дети не получают полноценного образования38
  • Alex SuvorovВиталий, дело не а идеологии ,достаточно взглянуть на сегодняшнюю ставку учителя по стране,которая в два раз ниже МРОТ.Поэтому идут в школу только те учителя которые видят себя в школе только репетиторами,только не учителями14
  • AnnaКсения, до кого достучаться? Там нет никого, кому на учителей и детей было бы не наплевать. Одни эффективные менеджеры.39
  • Виктория СЕвгения, читала автора и думала, что за ...нежное поколение выросло. Прочитала Вас и прониклась. Умеете доносить материал)16
  • Миссис УизлиСергей, а почему уволились? Если работа такая классная?13
  • Наталья Корневаuser3334478, так массовые увольнения учителей уже несколько лет идут. А в школы приходят те, кто за 600 часов переучился на учителя. Значит, родители своим поведением заслужили подобную ситуацию18
  • Идущая Вперёдuser3334478, дыа, давайте любое обсуждение проблем затыкать, а кто начал, тех объявлять ципсотой. Вот тогда заживём (нет).14
  • ОлегКсения, нереально. В итоге страдают дети учителей. Дочери училки, И я вижу, как они " бьются", и времени на своих детей остаётся ничтожно мало. Хотя такая ситуация была и 20, 30, 40 лет тому назад. Разница лишь в том, что воспитание детей раньше было другим.9
  • Сергей МасловКсения, думаю нет. Уже образование детей легло на плечи родителей. Старшая в 10 класс уже идёт после репетиторов. Младшей 5 лет занимается супруга + английский. Если хотите умного ребёнка нужно вкладываться. На министерство образования слабая надежда16
  • User 230914Ответ не по теме, но не могу не высказаться. Работаю учителем-предметником по профессии несколько лет. Сложные дети и родители, две ставки ради удобоворимой зарплаты (все же понимают, что учительская ставка в 36 часов это на самом деле никакие не 36 часов, а все 72, если не больше?) + классное руководство, ответственность за экзамены - со всем этим можно "сработаться". Главный бич школ (по крайней мере московских) - администрация. Грамотное руководство, которое четко осознает процессы обучения и помогает, а не мешает, встречается очень редко. Все чаще администрация - главный враг учителя. Мечтаю, чтобы педагогический и администраторский состав были за одно - мы ведь работаем ради одного результата. Считаю, что людям, которые никогда не работали учителем, нужно запретить занимать администраторские должности в школах: у них есть только методичка, как нужно, а понимания, как возможно и осуществимо на самом деле, нет. А такое сейчас повсеместно)27
  • Ксения АнтоноваОлег, но пока учителя соглашаются на такие условия, ничего ведь не поменяется. Я считаю труд учителей - ежедневный подвиг, но я не понимаю, почему изо дня в день они туда ходят13
  • AnnaКсения, ходят-ходят, а потом уходят. Как автор. Или выгорают. Только не надо вину на самих учителей перекладывать. Они заложники этой системы, а не ее причина.12
  • user3336486Ксения, Нет... Я учитель коррекционной школы, высшая категория, моя зарплата за 2 ставки 43000....А почему я должна работать две ставки? Получается, если бы я работала на ставку, я бы получала 21500, столько же, сколько получает дворник - таджик, которого мы не видим практически... Стимулирующей нам не платят совсем, платили за стаж, но убрали, мотивируя тем, что это тоже стимулирующая.... Жаловаться бесполезно, мотивации никакой... И это коррекционная школа, где еще в эту зарплату входит 30 проц за работу с особыми детками.... Говорят, что учителя получают хорошо.... Но у нас так.. Екатеринбург.... Перестала ходить в зал, бассейн, на йогу , приходя с работы, быстрее на диван и включить телек ... Понимаю, что это ненормально, но.... У нас в министерстве, практически нет людей с педобразованием... Учебников для детей школы 8 вида , вариант 2 нет..... Все уроки ведем саии, я пишу 14 программ, я учитель - дефектолог и пишу все сама.... Вот и думаю, а может лучше тогда дворником???19
  • ОксанаИнтересно про приличную зарплату в школе. У меня 2 подруги с высшей категорией, классным руководством, двойной нагрузкой (по 32 часа) на руки имеют по 39тыс. Краснодар. ДВОЙНАЯ нагрузка, повторюсь. Выходной только воскресенье, но с тетрадями, подготовкой и сумасшедшими родителями. Ещё и бесконечные какие-то сверки отчётов по питанию детей. Я на это смотреть не могу, а они так живут!10
  • Николай ΠанковAlex, щас дурачков очень часто стали оставлять на второй год, раньше этого не было, показатели портить не хотели. а щас всё возвращают в зад, как при ссср4
  • Антон kai495Ксения, вы думаете это только в образовании такое? Я работаю в энергетике и тут ещё хуже ситуация и так же всем наплевать!3
  • Ксения АнтоноваАнтон, вот что значит отсутствие конкуренции0
  • Виктория СРафис, вы амбассадор гендерной лексики?олдскулов не переучить. Я прочитала тонны книг и никаких "авторок" там не встречала. Мне трудно перестроиться, да я и не стремлюсь.13
  • Ксения Антоноваuser3336486, у меня ребёнок с овз. Я в своё время замучилась искать ему педагога на домашку. Даже у людей с опытом не хватает выдержки за обычную оплату заниматься. Тут в любом случае материальное вознаграждение должно быть выше5
  • user3340130Николай, трудно и сейчас оставить на второй год. И это не решение проблемы. Раньше дети с ограниченными способностями. Хотя бы чему-то учились благодаря адаптированным программам, особым методикам, маленькому количеству детей в классе и большому количеству педагогов, работающих с ними. Сейчас эти дети срывают уроки, потому что им неинтересно, непосильно. А говорить об особом подходе просто смешно. Но при этом хорошо экономятся деньги. Советский подход к этим детям требовал больше затрат. А родители этих ребятишек думают только о своем удобстве: школа рядом, сам добежит. Заморачиваться не нужно.5
  • user3213232Ксения, в нашей стране это невозможно,загруженность колоссальная и ответственность также.А ещё последнее время учителей записывают на уроках,а затем идёт бурное обсуждение родительского комитета.3
  • Sofi S-Buser3336486, бегите. Иначе потеряете здоровье.2
  • СветланаКсения, молодёжь не идет работать в школы и понятно почему. Работают воснавном пенсионеры, у которых есть нищенская пенсия + такая же учительская зарплата. В сумме внатяжку хватает на поддержку штанов,а менять работу на другую не у всех уже позволяют возраст и здоровье. На пенсионерах и держится школа. Но это пока....3
  • ДоцентЕвгения, не согласна по поводу не платят. Может надо было получить кандидатскую степень и развиваться в узком направлении, не представляю работу и в университете и в школе это же совершенно разные компетенции и требования.2
  • Ксения АнтоноваСветлана, молодые идут, после вузов и колледжей. Но уровень развития мало отличается от 11-классников. Дисциплину держать не умеют, не развиваются, в итоге результата никакого. Грубо говоря, работать они не умеют. Пенсионеры тоже уже не вариант, слишком большой разрыв между ними и современной молодёжью. Разрыв даже между их родителями и возрастными учителями. Они не понимают и не принимают детей, в итоге также контакта нет1
  • Тамерлан СерыйКсения, на детей вообще ВСЕМ плевать. Всё считают, что у них не существует своего мнения, взрослые- их хозяева, а если они жалуются на некомфортные условия- у нас было хуже, а ну замолчи1
  • user3348138Ксения, уверяю Вас, в системе построенной Путиным ,.., вы не достучитесь никогда, , она бетон, и создана только для двух целей:деградация и воровство.1
  • TaisЕвгения, дЕбильных....мне это слово очень хорошо знакомо🥳0
  • АсяКсения, да и до детей никому нет дела, раз такая складывается ситуация...1
  • АсяAlex, совершенно правы, но так выгоднее и экономнее, только об учителях и детях никто не думает.0
  • Асяuser3340130, совершенно согласна с Вами.0
  • user3352144user3336486, как- то мало верится. В нашем городе дпже обысгые учителя получают больше. Вы точно работаете в школе?0
  • user3352144Евгения, работа в вузе ( именно так) предполагает рост. Ученая степень, научные публикации,участие в научных конференциях.......... Тогда преподаватель получает вполне достоцную зарплату. А тем,кто не хочет расти,увы........!0