В Москве — Киа, на Кавказе — Лады: какие машины используют в качестве такси в разных регионах

И что изменилось за последние годы

11
Аватар автора

Артем Иволгин

вызывает такси чисто для души

Страница автора
Аватар автора

Николай Валюх

ездит на такси только по пятницам

Страница автора

Мы посмотрели, какие марки автомобилей популярнее всего в разных регионах и велика ли доля «китайцев».

Какие машины работают в такси

Почти треть российского легального таксопарка — машины двух корейских марок: «Киа» и «Хендай». Доля «Киа» — 18,8%, или 86 тысяч автомобилей, «Хендая» — 16,6%, 76 тысяч.

Следующие по популярности — отечественная «Лада», европейские «Фольксваген», «Шкода» и «Рено», а также японская «Тойота». В сумме эти бренды составляют почти 80% от общего числа зарегистрированных такси.

Среди менее распространенных марок почти половина — китайские бренды: Chery, Geely, Haval, JAC, Exeed. Причем большая часть такси этих марок зарегистрированы в последние два года.

Из отечественных брендов кроме «Лады» в двадцатку самых популярных входит «Москвич»: больше 2 тысяч автомобилей получили лицензию для работы в такси, из них 68% — в Москве и Подмосковье. Москвич 3 — лицензионная копия китайского кроссовера JAC JS4, Москвич 6 — лифтбэка JAC Sehol A5. Эти машины собирают из китайских комплектующих и готовых крупных узлов на бывшем заводе «Рено» в столице.

Данные актуальны на 31 декабря 2023 года. Источники: ФГИС «Такси», расчеты Т⁠—⁠Ж
Данные актуальны на 31 декабря 2023 года. Источники: ФГИС «Такси», расчеты Т⁠—⁠Ж

Самые популярные марки такси в разных регионах

В столичном регионе «Киа» занимает 29% рынка, «Хендай» — 22%, а китайские бренды — в сумме около 13%. В Петербурге по сравнению с Москвой больше доля европейских «Рено» и «Фольксвагена».

На Северном Кавказе больше половины всех такси — Лады. Вообще, это самая распространенная марка такси в 39 субъектах федерации, в основном в небогатых регионах европейской части страны.

На Дальнем Востоке безоговорочный лидер — «Тойота» с 69% таксопарка. Во всех 16 регионах восточнее Кемеровской области самый популярный бренд такси — «Тойота»: скорее всего, многие привозят праворульные машины из Японии.

Калининградская область — единственный регион, где популярнее всего чешская «Шкода». Возможно, из-за близости к Европе калининградцам проще купить машину в Польше, Германии или самой Чехии.

Источники: ФГИС «Такси», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: ФГИС «Такси», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: ФГИС «Такси», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: ФГИС «Такси», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: ФГИС «Такси», расчеты Т⁠—⁠Ж

Что изменилось за последние годы

Мы посмотрели, как меняется структура российского таксопарка со временем. Оказалось, что, например, из машин, которые получили лицензию в декабре 2023 года, больше 25% — китайские. А пять лет назад, в декабре 2019, их было только 1,2%. Соответственно, стала снижаться доля машин корейских и европейских марок.

Резкий рост доли продукции китайских производителей начался с весны 2022 года: в феврале 2022 — 0,8% новых такси, в марте — 1,4%, а через год — уже 12%. Есть основания полагать, что таких машин в таксопарках будет все больше. Потому что их можно оформить в лизинг и получить в нужном количестве, а Хендаи или Киа — нет.

Доля машин «Автоваза» в 2019—2021 годах понемногу сокращалась — с 20% в начале 2019 года до менее 10% в конце 2021, а теперь возвращается на прежний уровень.

Источники: ФГИС «Такси», расчеты Т⁠—⁠Ж
Источники: ФГИС «Такси», расчеты Т⁠—⁠Ж

Артем ИволгинКакую машину считаете идеальной для такси?
  • SenderoЯ считаю, что для городского такси должна быть разработана специальная модель (или 2-3 для разных классов). Пассажиру важны: 1. Большой багажник минимум на 4 стандартных чемодана; 2. Адекватное пространство для ног; 3. Опускающаяся шторка/стекло для приватности. Водителю важны: 1. Автоматическая коробка; 2. Удобное сиденье, желательно с массажем; 3. Открывание/закрывание багажника с кнопки. Таксопарку важны: 1. Надёжный автомат; 2. Экономичный атмосферный двигатель-миллионник, оборудованный газовым оборудованием на заводе; 3. Адекватная цена покупки и обслуживания, достигнутая за счёт массовости и применения старых добрых классических решений. Ради просторного салона можно поступиться аэродинамикой и сделать форму близкой к параллелепипеду - всё равно в городе поток воздуха почти не имеет значения. Получится что-то вроде лондонского кэба. Сразу видно в потоке, и гаишникам, и пассажирам во дворах не придётся стучаться во все стоящие у подъезда белые Солярисы.15
  • Евгений ПетровВ Москве мне кажется на ладе не пустят в такси1
  • DGЯ живу в Киеве, у нас большинство таски - американские биточки, обычно Prius.4
  • Alex BEHTSendero, Мне очень понравился подход к такси в Гонконге. Не старые квадратные тойоты, а новые гибридные: двери открываются автоматически (сдвижные и сложно задеть соседнюю машину), места в салоне валом, к тому же это гибриды, что в городе - однозначно преимущество. Хоть Гонконг и китайский, но китайских машин там на дороге не встретишь: либо тойоты из такси, либо теслы, хотя теслы скорее всего китайские как раз.9
  • SenderoAlex, автоматическая сдвижная дверь - must have для такси! Что-то такое, как на картинке, я и представляю. По гибридам нужно смотреть, насколько это оправдано в РФ. У нас недорогой газ, и цена батареи может перекрыть всю экономию от гибрида.3
  • SenderoDG, в Грузии и на Дальнем Востоке тоже Приусы, только японские3
  • НикитаКиа оптима1
  • DGSendero, у нас, кстати, японские тоже встречаются: их в Грузии кустарно переделывают под левый руль.0
  • user3099510Лучше не работать в Яндекс такси там полный обман не рекомендую!0
  • GriffonSendero, короче Октавия0
  • СергейЕвгений, Vesta и XRAY допускаются. На остальных моделях нельзя.1