Где в России самые большие пробки на дорогах

И как с ними можно бороться
33
Аватар автора

Тимур Хайрутдинов

получил права

Страница автора

По данным исследования производителя GPS-навигации TomTom, в 2020 году Москва заняла первое место по загруженности дорог среди всех городов мира.

Российская столица опередила по этому показателю даже азиатские мегаполисы, которые в предыдущие годы удерживали лидерство в рейтинге. В этой статье расскажем, почему московские дороги стали самыми загруженными в мире и в каких еще городах России есть серьезные проблемы с пробками.

Как Москва выглядит на фоне других городов мира

Исследователи анализировали движение 600 млн автомобилей в крупных городах по всему миру. Москва заняла первую строчку: в среднем поездка здесь занимает на 54% больше времени, чем если бы машина двигалась по пустым улицам. Например, если убрать со столичных дорог все машины, то путь из точки А в точку Б займет 30 минут, но заторы удлиняют его до 46 минут.

Второе место в рейтинге делят индийский Мумбаи, колумбийская Богота и филиппинская Манила — с показателем 53%. Дальше — Стамбул и Киев: здесь время поездки увеличивается на 51%.

До 2020 года первые места в рейтинге занимали города Индии: в 2017 и 2018 — Мумбаи, в 2019 — Бангалор. Но все четыре года, что проводится исследование, российская столица стабильно попадала в десятку мегаполисов с самыми большими пробками. В 2017 и 2019 годах Москва занимала шестую строчку списка, в 2018 — пятую.

Рейтинг публикуют с 2017 года, и самый большой уровень загруженности городских улиц зафиксировали в 2019 году: в Бангалоре и Маниле он достиг 71%. В предыдущие два года этот показатель не превышал 66%.

Источник: TomTom
Источник: TomTom

В какое время года в Москве самые большие пробки

В департаменте транспорта Москвы объяснили лидерство в рейтинге TomTom тем, что в России коронавирусные ограничения сняли раньше, чем в других странах. Осенью 2020 года уровень трафика на дорогах столицы уже вернулся к показателям 2019 года, пока в большинстве крупных городов мира продолжался локдаун.

Если верить TomTom, в 2020 году среднестатистический московский водитель простоял в пробках 200 часов. Проще всего по улицам столицы было передвигаться во время коронавирусных ограничений, в мае 2020 года. Тогда уровень загруженности дорог был равен 6%.

Что касается 2021 года — таких жестких ограничений, как в 2020, уже не было. И, например, в мае уровень загруженности дорог составил 44%. Самый низкий показатель зафиксировали в июле: 30%. Середина лета — разгар отпусков и дачного сезона, и многие москвичи покидают город.

Однако пиковое время, судя по всему, в этом году еще не наступило. Самые большие пробки в Москве традиционно случаются перед Новым годом. Так, нагрузка на столичные дороги 25 декабря 2020 года составляла 95%.

Источник: TomTom
Источник: TomTom

Как обстоят дела в других городах России

TomTom по-разному выбирает города из разных стран для своего исследования. Например, в рейтинг попадают даже небольшие населенные пункты США, в России же учитывается ситуация только в 11 городах-миллионниках. По итогам 2020 года все они попали в первую сотню рейтинга.

Так, девятое место в мире по количеству пробок занял Новосибирск с показателем 45%. На 12-м месте — Санкт-Петербург: 44%. Меньше всего загружены улицы Томска: в рейтинге TomTom этот город занимает 70-е место с показателем 28%.

Источник: TomTom
Источник: TomTom

Как решить проблему с пробками в Москве

Как правило, загруженность трасс прямо пропорциональна численности населения и уровню его обеспеченности автомобилями. Среди успешных примеров борьбы с пробками обычно выделяют европейские мегаполисы: Барселону, Париж, Лондон, Берлин и Амстердам. В середине 20 века эти города тоже столкнулись с высоким уровнем автомобилизации.

По словам автора телеграм-канала «Новый дептранс» Даниила Баева, большинство жителей европейских городов не используют личный автомобиль каждый день. Поэтому в Европе пробок меньше. Как правило, местные жители там пользуются каршерингом, такси или другим транспортом. Дорожная ситуация современной Москвы скорее напоминает европейские города шестидесятых.

В мире есть и более успешный опыт борьбы с пробками. В ОАЭ зарегистрировано около 3,4 млн автомобилей. Абу-Даби, столица этой страны, — город-миллионник с самой низкой дорожной нагрузкой: 399 место в рейтинге TomTom, уровень загруженности дорог составил всего 10%. Для сравнения, в одной только Москве 3,8 млн машин. Для борьбы с пробками власти Абу-Даби популяризировали общественный транспорт, а использование личного автомобиля сделали максимально неудобным. Например, ввели платный проезд в обе стороны на въездах в город.

Можно ли пересадить автомобилистов на велосипеды и общественный транспорт

Аватар автора

Даниил Баев

Автор телеграм-канала «Новый дептранс»

Есть люди, которым очень удобно пользоваться автомобилями, они никогда не пересядут на другие виды транспорта. Точно так же есть пользователи общественного транспорта, велосипедисты и другие, кто никогда не захочет отказываться от привычного способа передвижения. Но есть и много колеблющихся, они пользуются просто тем, что удобнее или быстрее. Например, кто-то выбирает такси, потому что так комфортнее, а на следующий день едет на метро, потому что такси встало бы в пробке. Пересадить население на альтернативные виды транспорта действительно возможно, но для этого они должны быть удобными, быстрыми и безопасными.

На пробки влияет много факторов: частота использования автомобиля, протяженность дорог и их пропускная способность, география города и даже правила дорожного движения. Например, в Москве в последние годы строят много мостов и тоннелей через железные дороги, так как районы оторваны друг от друга. Небольшая эстакада может уменьшить перепробеги.

Кроме того, нельзя обеспечить каждого москвича машино-местом: под эти цели понадобится слишком много площади. Нужно еще учитывать, что место нужно и у дома, и около работы. Если делать парковки платными, то снизится спрос на личные автомобили, а вместе с ним и количество пробок.

Почему не нужно поддаваться индуцированному спросу, можно узнать на примере США, где десятилетиями уничтожали кварталы ради шоссе. Теперь эти шоссе на 10—18 полос стоят в пробках, вместо кварталов домов — кварталы парковок, а проблемы те же, что и сто лет назад.


Тимур ХайрутдиновА как дела с пробками в вашем городе?
  • Nikolay KovalenkoЖиву в Нижнем Новгороде, пробки есть, но терпимые, многих можно избежать перепланировав день. Кстати, есть много мест, где можно сгладить заторы, изменив схему движения, прирезав полосу для левого поворота, например. Подвижки в этом направлении есть, но какие-то неуверенные. А вот на общественный транспорт пересаживаться совсем не охота, после автомобиля некомфортно. Много лет копают метро, а лучше бы, на мой взгляд, сделали нормальную трамвайную сеть, по сути то же метро, только наземное. Место для этого есть, даже в центре. Пока что трамваи старые, стоят в пробках. Конечно, на метро пилить веселее и интереснее. Еще вроде бы собираются ввести платную парковку в центре. Это было бы здорово, я готов платить за то, чтобы быстро приехать в больницу с ребенком, например, и не нарезать круги, ища парковку. В целом, в Нижнем многое можно сделать, причем за небольшие ресурсы, но нет политической воли и общественного запроса.18
  • Мария П.Краснодар с девятибалльными пробками потерялся 😢47
  • Артем ВелесовНу хотелось бы чтобы в Москве активнее развивалось удобство перемещения на велосипеде, хотя вижу прогресс в этом, но только в центре города. Так же хотел бы отметить, что в Москве классный и доступный общественный транспорт.13
  • Тетя СветаУ меня сын живет в Подмосковье, говорит пробки на дорогах просто ужасные! До Москвы самая малость, всего 10км, а ехать больше часа! Зато у нас в колхозе никаких пробок и в помине нет! Дорог, правда, тоже нет.28
  • Евгений Кулаков"Москва заняла первое место по загруженности дорог среди всех городов мира"21
  • KuroFlakeВ Москве хотя бы метро есть. А так, я, как человек, который в принципе не любит машины и не мечтает стать водителем, я точно скоро сорвусь и возьму в кредит любое корыто, лишь бы не стоять в пробках в убитом вонючем общественном транспорте.10
  • Алексей МалаховНовосиб. Да, у нас жопа.15
  • ШевальеНеправда, самый ад с дорогами и пробками в Новосибирске. В Москве все хорошо в этом плане14
  • Евгений РоленкоМария, Краснодар выше всего этого. Таких запредельных пробок как у нас, рейтинг не учитывает )18
  • MargaretМария, тоже первым делом про него подумала)4
  • AKАлексей, согласен. В МСК хоть альтернатива есть в виде развитого общественного транспорта и инфраструктуры для велосипеда/самоката. А в НСК машина почти единственный способ человеческого передвижения.9
  • ТраблшутерПросто TomTom не юзают в Новосибирске, 10 баллов каждый вечер, даже Москва себе такое не позволяет 😂9
  • Игорь КононовМария, если я верно считаю, в Краснодаре разница между поездкой по пустой и загруженной улице может быть четырехкратной: пустую Красную можно проехать за 15 минут, а «пробочную» не всегда получится преодолеть и за час.3
  • Crazy ElkaВ Москве с автомобилем можно более-менее комфортно себя чувствовать в следующих ситуациях: - Если твой путь до работы идет по направлению из Москвы (живешь ближе к центру) - Если твой путь по трешке занимает не более пары километров А вот в таких ситуациях часто провал: - Едешь из области в центр - Едешь по трешке как минимум треть кольца или половину (путь от юга к северу и тд) Когда у меня офис располагался в диаметрально противоположной части Мск, ездить на ежедневной основе было практически нереально. Путь на метро 25 минут, от двери до двери - 40. С автомобилем это превращалось в 50-60 минут утром и в 60-80 минут вечером.6
  • Crazy FoxОх, Краснодарцы и все там бывающие, как вам рейтинг? Согласны? 🙈4
  • Eugen DanelyantsГде Краснодар?1
  • Иван ИвановКаждый раз, направляясь из мо в центр, зарекаюсь больше не использовать автомобиль. А вечером, особенно в пятницу, из Москвы прорывает обратный поток, и все стоят. И едут только обочичнеки, но вот лучше бы они не ехали.2
  • Nikolay VasilyevПо моим ощущениям в исследование просто не попал Владивосток0
  • Сергей Плахотныйoutluch, и чего это в Новосибирске все не пересели на моноколесо?)2
  • KyleНе знаю как они считали, проезд от метро до МКАД в вс вечером 30 минут, а в понедельник утром обратно 2,5 часа0
  • KyleМария, 9 баллов это же относительно обычного трафика. 9 баллов в мск и в других городах могут быть очень разными.0
  • KyleВсе лето ходил на работу пешком, когда было лень ездил на самокате, красота, было даже быстрее Осенью опять авто..1
  • Alexandra MМехико куда то пропал из этого рейтинга0
  • Igor VolkovEugen, В рейтинге учитывались только города-миллионники.0
  • Igor VolkovMarina, это одна из главных достопримечательностей города. Побывал там в сентябре - сразу по прилету очень впечатлило, нигде такого не видел. Последние 300 метров маршрута ехали на такси минут 15. Водитель, доставая чемодан из багажника, иронично улыбнулся: "Добро пожаловать в Краснодар!"4
  • Vladimir KПро Калининград забыли. Места мало, машин много1
  • Иван ТруфановНе поверю что в топ 10 российских городов не попал Иркутск. Я думаю потому что или ТомТом не предоставил статистику, либо тут их навигаторами никто не пользуется. Но Иркутск там точно должен быть.1
  • Адмиралова МорриганДоговорилась на работе, что мой рабочий день начинается с 11 часов, чтобы ездить не в самое пробочное время. Уехать стараюсь часов в 17 или 16-50, до пробок.0
  • Андрей СтепановNikolay, ну по сравнению с другими городами России у нас во Владивостоке вообще свободное движение. Если конечно внезапно не выпал в декабре снег)0
  • ramachAK, какой там велосипед? только в центре и то не везде..0
  • Илья ЧерниковNikolay, вот чего в Нижнем не хватает так это ночного транспорта. Ходит один-единственный маршрут 71, но он жутко неудобный. Из-за этого для меня автозаводский район – это отдельный город внутри города)))1