Почти в половине российских семей есть автомобиль.
При этом больше половины расходов на содержание автомобиля — это стоимость бензина. Цены на топливо в России растут всегда, вне зависимости от стоимости нефти, курса доллара и других факторов. Мы посмотрели на статистику и узнали, из чего складывается цена бензина и что на нее влияет сильнее всего.
Из чего складывается цена топлива
Больше половины выручки владельцы АЗС отдают государству. По разным оценкам, доля налогов и сборов в розничной цене бензина в России составляет от 60 до 69%.
Это сопоставимо с ситуацией в Европейском союзе, где на налоги в зависимости от страны приходится 46—59% розничной цены бензина и 43—56% цены дизельного топлива. При этом, например, в США налоговая составляющая в цене топлива — всего 15%.
Примерно треть стоимости литра бензина в России — это налоги на добычу полезных ископаемых и на дополнительный доход. Еще 21% приходится на акцизы, 18% — на НДС. Остальное — стоимость нефти, переработка, логистика и тому подобное. Чистая прибыль продавца — всего 5%. Для сравнения, наценки в ретейле даже на социально значимые товары, например хлеб или молоко, составляют в среднем 13%.
Только акциз на автомобильный бензин, без учета других налогов, входящих в его стоимость, принес в бюджет страны 420,3 млрд рублей. Как минимум 75% этой суммы направляют в дорожные фонды регионов, формируя около 15% от всего их объема. На эти деньги можно было бы построить почти половину трассы Москва — Казань или 16 обходов Новороссийска.
Как связаны цены на нефть и на бензин
В Европе и США на изменение цены бензина сильно влияет стоимость нефти. Однако в России такой корреляции нет. Все дело в том, что, если падает цена на нефть, обычно снижается и курс рубля. Эксперты Аналитического центра при правительстве РФ считают, что это удерживает рублевые цены на бензин.
При этом если пересчитать стоимость бензина в долларах, то зависимость от рынка нефти есть. Правда, колебания цен в России заметно меньше, чем в США или Европе.
Государство активно регулирует цены на топливо. Во время очередного резкого повышения стоимости бензина власти, например, увеличивали вывозные пошлины на нефть или просто договаривались с нефтяниками о снижении цен. Но после топливного кризиса 2018 года, когда цены на бензин взлетели за месяц на 5,5%, регулирование стало системным: появился так называемый демпферный механизм.
Его суть в том, чтобы за рубеж нефтяники продавали бензин по цене, которая формируется на бирже, а в России — по согласованной с правительством. Когда цена на нефть растет и производителям становится невыгодно работать на внутреннем рынке, бюджет компенсирует нефтяникам потерянную прибыль. А если цены в России высокие, нефтяники, наоборот, платят дополнительные налоги. Предполагается, что демпфер должен создать ситуацию, когда бензин в России дорожает не быстрее, чем все остальные товары.
Параметры демпфера — то, какие экспортные цены считать высокими, — определяют в правительстве и меняют в зависимости от ситуации на рынке и настроений в обществе. С 2021 года, после периода заморозки цен, которая сгладила последствия топливного кризиса, и некоторой обкатки демпферного механизма, параметры настроены так, что цены на бензин растут со скоростью инфляции — около 8% в год. Котировки нефти на стоимость топлива в стране больше не влияют.
Сколько стоит бензин в разных странах
Если верить данным сервиса сравнения цен Numbeo и сайта Global Petrol Prices, самый дешевый бензин — в нефтедобывающих странах. Например, в Анголе, Алжире и Кувейте бензин стоит около 0,3—0,35 $ (25 Р) за литр.
Дорого бензин стоит в богатых странах, где высокие зарплаты и налоги: в Гонконге — 2,7 $ (206 Р) за литр, в Нидерландах и Норвегии — 2,2 $ (174 Р). При этом в благополучных США топливо дешевое: литр бензина обойдется в 0,98 $ (76 Р). Напомним, в США налоговая составляющая в цене бензина — всего 15%, а государство субсидирует производителей.
Кроме того, топливо дорогое в странах, где автомобиль — предмет роскоши. Например, в ЦАР цена бензина достигает 2,1 $ (160 Р) за литр, в Зимбабве — 1,7 $ (130 Р).
Россия находится на 21-м месте в мире по дешевизне бензина, если считать цену в долларах: 0,66 $ (51 Р) за литр.
Не буду раскачивать лодку, просто напишу следующее: россияне, живущие недалеко от границы с Казахстаном, ездят туда заправляться российским бензином, потому что там он ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В РОССИИ.
Куда идут нефтяные сверхдоходы я промолчу, один нынешний зэк со своей экстремистской организацией сняли про это достаточно документальных фильмов.
Т-Ж: статья не может сделать тебе больно!
Статья:
Работаю бухгалтером, разносил документы, в одном цена дизельного топлива январь 2021 года, а во втором цена диз. топлива декабря 2021 года. Разница в 24 %. Если брать реальную инфляцию от 20 %, то верно, цена поднялась на цену инфляции). Но никак не на 8 % (Государственную инфляцию). Не обманывайте людей, Государственная Статистика очень сильно отличается от Бытовой (реальной).
НДС у нас уже давно 20%, а не 18%...
Андрей, мат часть вам в помощь,ндс может быть и 18%
Тут пришлось положиться на источник ¯\_(ツ)_/¯
Могу не читая статью дать свой ответ на вопрос в заголовке
Гос-во с его регулировками в топку. Очень легко номенклатуре вертеть экономикой и вводить бредовые инициативы, за которые в любом случае заплатит конечный потребитель. Ну, а про цены на бензин я вообще молчу - гос-во это самый главный монополист и бандит, который просто доит людей. Прошу не путать понятия: гос-во и страна. Гос-во - это группа людей, обладающих монополией на насилие на определенной географической территории. Гос-во - это не решение проблемы, а проблема, требующая решения.
Машина есть. В месяц на бензин уходит 2.5-3 тыс, езжу не так много последние два года, т.к удаленка.
И вместе с тем, я не могу понять, почему мне в приложении пишут: вы потратили на авто больше чем 47% наших клиентов. Как так? У меня древняя машина, обслуживаю я ее в гаражах, где деньги принимают на руки, из затрат по карте - только запчасти и бензин. Не верится, что я трачу больше чем 47% других клиентов банка, учитывая, что все ездят на свежих дорогих машинах, обслуживаются у официалов и тд. Да КАСКО только чего стоит.
What, у большинства нет машины.
What, марку авто в студию))))
Алексей, старый фокус2
Значит все ок, но есть нюанс
Правильно было бы считать стоимость с учетом инфляции
https://collapse.d3.ru/stoimost-benzina-aprel-2020-1972772/
Andrey, в 2009 литр бенща был так то 27.30
Алексей, график в ценах 2018 года
Не совсем понял почему в США бензин дорогой, если они добывают и налог ниже?
Вячеслав, личный бензиновый автотранспорт создает для общества огромные сопутствующие издержки, приходится компенсировать, в том числе акцизами. Дешевый бензин - зло
Антон, а личный конный? а личный электрический? а личный водородный? а личный дизельный?
Филипп, личный электрический меньше, личный конный больше, личный водородный меньше
Вячеслав, а никто ничего не понимает!
Anton, спасибо, поправили :)
Автомобиля нет, зато есть мотоцикл.
В прошлом году по трассе проехал 1000 км за один день, средний расход по калькулятору получился 4.37 литра на 100/км.
По городу расход должен быть меньше, до 4-х литров на сотню...
Но смотрю на цены на топливо, аж грустно становится.
Есть квадроцикл, кушает 92-й бенз, но жрет он его литрами, собака сутулая, так что тоже, не напасешься. Одна покатушка раньше по топливу выходила на 1000 руб, в этом году видимо дороже будет.
Александр, в поисковике вбей "сколько литров бензина на среднюю зарплату могут позволить себе жители разных стран"
очень удивишься...
Pavel, ну есть ещё такой нюанс как погода. Например в Питере большую часть года просто невыносимо стоять на остановках общественного транспорта, даже если ты быстро успел от метро до трамвая ты всё равно побываешь в луже чёрно-жёлтого снега или доджя. Это тоже часто становится причиной езды на машине к сожалению.
Вячеслав, уверены что дело в погоде? В Осло такая же примерно погода, но там норм стоять
Вячеслав, в Питере на остановке невыносимо, а вот в Мальмё - в самый раз.
Ivan, ну там и беглова с лопатой нет
10 тысяч в месяц
10 тысяч в месяц в зимнее время, летом больше.
Если бы мы не знали о зарплатах в Газпроме , может быть и поверили что почти в убыток бедные работают и поэтому такой дорогой бензин и дизель топливо.
В школе нас учили что солянка это отходы нефтепереработки, а она у нас дороже 95 бензина.Т.е. помои дороже компота.
И так во всем чего ни коснись у нас.
Valentin, солянка в СССР и солянка сейчас евро 5 или евро 6 не сравнится.
Если экономить то 5 тр
110литров
"Если верить данным сервиса сравнения цен Numbeo и сайта Global Petrol Prices, самый дешевый бензин — в нефтедобывающих странах. Например, в Анголе, Алжире и Кувейте..."
И смешно, и очень грустно...
Получается, что дело не в нефти,а в том кто, как, какими налогами регулирует ценообразование. И самое главное - в чьих интересах.
А дальше вы и сами всё знаете и понимаете...
3000,00₽
По ощущениям цена на бензин не растет быстрее, чем на другие товары. Статья это ощущение потвердила графиками.
4000₽
Машина есть. За 10 месяцев проехал 15 000 км. Потратил 10 000 руб.
Заряжаю свой автомобиль электричеством от бытовой розетки. На эту розетку поставил отдельный счётчик, который за 10 месяцев накрутил 3 600 кВт. Заряжаю только ночью, по тарифу 2,5 руб за кВт.
Моя прошлая машина жрала 15 л на 100 км, а это 100 000 руб на 15 000 км, при цене бензина 45 руб. То есть, за последние 10 месяцев я сэкономил чистыми 90 000 руб на топливе
Павел, электричка конечно хорошо,но только в городских условиях
Александр, на средний доход не получится посчитать, в Питере Средняк з/ п около 70000, как вы думаете помощник воспитателя в детском саду получает такую сумму?
Артем, скажу прямо, после "При этом если пересчитать стоимость бензина в долларах, то зависимость от рынка нефти есть" перестал читать, учитывая еще, то что третий график вами же приведенный, явно показывает, что как минимум вы лукавите. Факт чекинг, журналистика, эх...
По разному. Сейчас например я в автотурне, Липецк-Муром-Нижний Новгород. Общая протяженность 1300 км. АИ-95 51.3 р. Плечо Липецк-Муром 440 км,литров 30 я сжег, то есть на 1500-1600. Далее до Нижнего Новгорода 180 км, и обратно 620 км. В итоге уйдет 4800+ -, а бывают ситуации когда и 3000 р за месяц не потрачу.
Вот государство такую лапшу заливает о сдерживании цен на топливо, а потом сидишь узнаешь, сколько налогов входить в стоимость топлива и понимаешь, что тебе так по ушам ездят бессовестно, что не перестаешь удивляться сволочности власти.
Хотело бы действительно сдерживать цены, то тупо бы налоговое обложение уменьшило, а не вот это всё...а так, очередная пыль в глаза.
А сравнивая средние ЗП наши и США, то американцам литр по 75 руб. куда дешевле обходится, чем за 51 руб.
Именно этот фактор и позволяет до сих пор американцам наслаждаться машинами с большим объёмом двигателя, стабильный хороший спрос, в отличии от нас.
50
Вниманию владеющих минимальными знаниями по математике:
1. Бензин в России и богатых странах стоит примерно одинаково, в США 65-90 рублей за литр.
2. В США акциз составляет всего 15%, таким образом большая часть (75%) денег обычных граждан перетекает в карман бизнесменов-частников, т.е. продаванов, НПЗ, добытчиков и ТНК.
3. В России большую часть денег (до 69%) государство изымает и возвращает их обратно гражданам в виде пенсий, социалки, военки и проч. По сути это и есть налог на сверхдоходы нефтяников, о котором так много говорят в других странах.
Как-то так, нет?
Каким образом НДС 18% от общей суммы, а не от суммы до добавления этого самого НДС? И с остальными налогами в этой схеме, как мне кажется, не лучше.
Например, я не специалист, но НДПИ и НДД разве платятся не только с той части, что обозначена как "сырье"? А здесь они в 2,5 раза больше этого самого сырья.
От 6000до 8000в месяц.учитывая что объем двигателя 1.3 а моя зарплата 12 000 🤦
Великая страна-была,до 91года
КазАх, чет не верю я тебе)))
Иван, а причем тут сша и богатые страны?мы то к ним не отсимся...и нечего сравнивать палец с пипкой
Очень интересная статья, информативно.