Главное об авторынке в 2024 году
Осенью 2024 года автомобильные СМИ писали о рекордах продаж и ажиотаже в автосалонах. По сравнению с прошлым годом рост действительно внушительный: в октябре продажи прибавили 52,4%. Но это эффект низкой базы: в 2023 году рынок только начал восстанавливаться после сильной просадки 2022. По сравнению с докризисными 2020 и 2021 годами рост всего 10%. Подстегнуло его, кроме прочего, очередное повышение коэффициентов утилизационного сбора.
Расскажу о главных событиях авторынка в 2024 году и о том, чего ожидать в дальнейшем.
Вы узнаете
Что повлияло на автомобильный рынок
Ввоз через ЕАЭС. По данным «Автостата», в 2023 году около 17% машин ввозили из стран — членов Евразийского экономического союза . Киргизия за счет подобного транзита стала вторым поставщиком автомобилей в РФ после Китая.
Тогда часть машин неофициальные дилеры импортировали через страны ЕАЭС в Россию. Расходы на оформление при такой схеме были ниже, поэтому покупатель ощутимо экономил по сравнению с машиной, которую привез к нам официальный дилер. Это создавало им дополнительную конкуренцию. Когда в фирменном автосалоне Geely продавали кроссовер Coolray первого поколения с трехцилиндровым мотором, у сторонних дилеров за те же деньги можно было купить Coolray второго поколения с новым четырехцилиндровым двигателем, ввезенный через ЕАЭС.
Как экономили на ввозе машин через Киргизию
Машину выгодно было ввозить и растаможивать в Киргизии. Там ниже таможенная пошлина, 15%, а НДС — 12%. В России единая таможенная ставка — 48 и 20% НДС. Кроме того, в Киргизии нет утилизационного сбора, а таможенное пространство единое — машину без дополнительных пошлин можно было ввезти в Россию. Это был законный способ сэкономить — без обмана.
Менее добропорядочный способ, которым тоже пользовались, — при растаможке занижать стоимость машины в накладной. По документам она была на 20%, а иногда и на 50% процентов ниже, чем на самом деле. Это позволяло дополнительно сэкономить на налогах и пошлинах.
С 1 апреля машины с ДВС и параллельные гибриды , растаможенные в странах ЕАЭС, потеряли свою привлекательность. Деньги, сэкономленные при растаможке, нужно уплатить как утилизационный сбор, иначе машину не поставят на учет в РФ.
Ситуация с электрокарами и последовательными гибридами хуже. Они были популярны, поскольку ввозились беспошлинно во все страны ЕАЭС, кроме России. Но теперь такую машину не поставить на учет в РФ: для них не предусмотрели процедуру, при которой можно было бы доплатить пошлины через утильсбор.
Утилизационный сбор. АвтоВАЗ выдвинул инициативу серьезного повышения утильсбора следом за ограничениями в апреле, а в июле ее оформили в проект. В итоге утильсбор подняли на 70—85% с 1 октября и будут поднимать ежегодно на 10—20%.
Этот сбор появился в 2012 году. Тогда Россия вступила в ВТО и пришлось снизить ввозные пошлины на автомобили. Сначала этот сбор уплачивали только импортеры, от него освобождали местных производителей, если те в будущем обязывались безопасно перерабатывать выпущенные автомобили.
Не стоит путать утилизационный сбор с программой утилизации, по которой выдавали сертификат, предоставляющий скидку на покупку нового автомобиля. Это был способ стимулировать обновление автопарка. Утилизационный сбор сразу создавали как меру ограничения импорта подержанного автотранспорта и спецтехники, а потом — как способ защиты своих производителей. Сейчас его уплачивают за все автомобили — импортированные новые или подержанные, а также произведенные внутри страны.
Отечественным производителям расходы на уплаченный утильсбор компенсируют из бюджета, если они набирают достаточно баллов локализации. Для его полной компенсации с 1 января 2025 нужен 3701 балл , указано в системе оценки Минпромторга. Такой уровень есть у производителей отечественных автомобилей: ГАЗ и АвтоВАЗ.
Остальным компенсируют утильсбор частично. Например, тульский Haval — завод полного цикла, с высокой локализацией, там штампуют панели кузова, изготавливают ряд компонентов. По последним данным, популярная модель Jolion набирает только 1630 баллов — меньше половины от полной компенсации.
Похожая ситуация и с кроссоверами Москвич 3, которые выпускают на московском заводе. Там панели кузова и компоненты привозят из Китая, но производят их сварку, окраску кузовов и полную сборку автомобилей. За эти операции положены 975 баллов. Но есть еще баллы за НИОКР , поэтому их общее количество достигает 1962. Ранее завод просил для себя послабления в виде полной компенсации уплаты утилизационного сбора.
Продажи в третьем квартале 2024 года как новых автомобилей, так и поддержанных увеличились на фоне новостей про утильсбор. Кто-то решил сделать покупку раньше, опасаясь повышения цен к концу года. Уже в октябре дилеры стали менять прайсы и убирать скидки: одни бренды подняли цены на 10—50 тысяч, другие — на 150—400 тысяч рублей.
Подержанные машины регистрировали в октябре, чтобы уплатить утильсбор по старым коэффициентам.
Завершение программы льготной ипотеки. Программа завершилась 1 июля — по ней брали ипотеку на новостройки под 8%. Не для всех это было покупкой жилья для себя, часть людей рассматривала ипотеку на квартиры как инвестицию. Рост ставок до рыночных делает невыгодной эту схему. Можно предположить, что те, кто планировал вложить в недвижимость часть свободных денег, теперь предпочтет более простой способ сберечь деньги от инфляции — купить новый автомобиль.
Но это сомнительный способ: он работает, только когда цены на автомобили растут быстро и постоянно, как это было в 2022—2023 годах. Тогда автомобиль с пробегом можно было продать дороже, чем он стоил новым несколько лет назад. Лидером в этом стал Haval F7, его ликвидность достигла 123% за три года.
На вторичном рынке через год-два окажется много трехлетних достаточно дорогих китайских машин, которые раньше у нас не продавали. Сложно представить, что на них будет высокий спрос. Ведь важнейшим аргументом для покупки новой, неизвестной машины часто будет то, что в течение гарантийного срока продавец обязан устранять недостатки в автомобиле, если их причина — заводской брак. Мало желающих разбираться с постгарантийным обслуживанием китайских автомобилей. Машины японских, корейских, европейских марок продать будет намного легче — они понятнее и предсказуемее именно в этом плане: легко найти артикулы нужных запчастей, а их агрегаты можно ремонтировать, а не только менять целиком.
Продажи новых автомобилей в России в 2024 году
Объемы продаж. За 11 месяцев 2024 года продажи выросли на 53% год к году — до 1,43 млн машин. В период с августа по сентябрь автомобили начали покупать активнее, а пик был в октябре — в этот месяц попала часть регистраций последней недели сентября. Но даже это не совсем отражает суть. Рост продаж новых автомобилей связан с ожиданием, что официальные дилеры поднимут цены с октября из-за новых ставок утилизационного сбора.
Уже в ноябре продажи по рынку в целом упали на 27%, у АвтоВАЗа снизились продажи популярных моделей Весты — на 10% и Гранты — на 26%.
Цены на автомобили. В первом полугодии 2024 года новые автомобили подорожали на 14%. Средневзвешенная цена — 3,16 млн, что почти вдвое больше, чем в 2020 году. Обычно она росла меньше чем на 10% в год. За 10 лет автомобили в России подорожали втрое.
В апреле, когда вводили ограничения на ввоз через ЕАЭС, были разные мнения относительно того, как это повлияет на цены в автосалонах. Глобальных изменений не произошло, но ажиотаж был: в марте продажи новых автомобилей выросли на 41% относительно февраля, а средневзвешенная цена достигла своего пика — 3,4 млн рублей. Ограничения не касались официальных дилеров, но люди ожидали снижения конкуренции и повышения цен, что стимулировало спрос.
Несколько производителей, которые вывели новые модели на рынок в 2023 году, в 2024 снизили рекомендованные розничные цены. Chery Arizzo 8 в мае подешевел на 450 тысяч — до 2,95 млн рублей. Цена на момент выхода статьи — от 2,8 млн. Пока действует скидка, в сервисе «Авто» в приложении и на сайте Т-Банка отдают Chery Arizzo 8 за 2,5 млн рублей.
Citroen C5 Aircross калужской сборки в апреле продавали за 4,3 млн рублей, в августе цену снизили до 3,9 млн, и на момент выхода статьи она не изменилась.
Салоны. Количество шоурумов китайских производителей не растет. За период с января по сентябрь прекратили работу 269 шоурумов, что больше, чем за весь 2023 год, — тогда закрылись 186 салонов.
Лидерами по открытым шоурумам стали Solaris и Belgee .
Увеличился срок оборачиваемости машин. У дилеров машины популярного сегмента 2—4 млн рублей дольше простаивают в салонах: средний срок экспозиции год к году увеличился на девять дней — до 55.
Популярные новые машины в России
Неизменно лидирует АвтоВАЗ: доля продаж компании от общего числа новых проданных автомобилей год к году существенно не изменилась. За девять месяцев 2023 года — 31%, за аналогичный период 2024 года — 27%. Продали на 40% больше машин год к году — 317 тысяч, хотя в целом рынок вырос еще сильнее — на 61%.
Основные продажи АвтоВАЗа приходятся на модели Гранта и Веста — их 77% в общем объеме.
Минимальный бюджет для покупки нового автомобиля — миллион рублей, это будет Лада Гранта. Даже простую Niva Legend без подушек безопасности не получится уложить в такую сумму: дешевые комплектации уже не производят. Более современная Веста на 50% дороже — от 1,53 млн рублей. Машины сложно купить по РРЦ : мало у кого получается отказаться от дополнительного оборудования.
Самый популярный сегмент рынка — кроссоверы C-класса, среднеразмерные. За восемь месяцев 2024 года их продажи достигли 242 тысяч машин. Лидер сегмента — китайский Haval Jolion, полный цикл сборки которого проходит в Тульской области. Этих моделей за период продали 52,3 тысячи. Второй по популярности сегмент рынка — седаны B-класса, компактные: Лада Гранта и Лада Веста.
По итогам первого полугодия 2024 в России зарегистрировали 1,86 млн машин китайских брендов — 4% от общего количества легковых автомобилей. Для сравнения: доля французских марок — 6%, американских — 7%.
65% владельцев китайских автомобилей считают, что в Китае стали делать машины значительно лучше. Иное мнение у владельцев машин других марок: среди них только 24% отмечают прогресс китайских автомобилей.
При этом участники рынка такси утверждают, что китайские машины приходится списывать после 150 тысяч километров пробега, а корейские и европейские аналоги выдерживают 250—300 тысяч километров.
Китайские дилеры часто идут навстречу покупателям и даже не навязывают дополнительное оборудование.
В продажах новых автомобилей китайские бренды занимают 60% от общего объема. Российские — 30%. Остальные 10% — машины европейских, японских и автобрендов других стран, часто премиум-сегмента: BMW, Mercedes, Lexus, Porsche, Land Rover, Jeep.
Крупные дилеры редко ввозят недорогие модели по схеме параллельного импорта. Причина — высокие ставки утилизационного сбора и необходимость платить НДС при продаже. Такие машины чаще ввозят на физлицо самостоятельно или через посредников. Льготный утильсбор в этом случае — 3400 ₽ на ТС до трех лет или 5200 ₽, если старше. Основные условия: объем двигателя до 3 л и не менять собственника в течение года.
Продажи подержанных автомобилей в России в 2024 году
Средняя цена на подержанные авто снижалась восемь месяцев подряд. В октябре она стала меньше на 11% относительно начала 2024 года.
Вторичный рынок немного подрос летом, но относительного прошлого года почти не изменился: за девять месяцев 2024 года продажи машин с пробегом выросли на 1% год к году, до 4,38 млн штук.
В октябре произошел резкий подъем — на 14,3%. Это регистрации машин, ввезенных в Россию до 1 октября, за которые уплачивали утилизационный сбор по старым коэффициентам. Для этого документы в таможенные органы нужно было подать до 1 ноября 2024 года.
В тройку наиболее популярных марок в денежном выражении вошли японская Toyota, немецкий BMW и российская Lada — на них пришлась треть сделок за девять месяцев 2024 года.
Основные причины, по которым не растет рынок автомобилей с пробегом: сокращение импорта и невыгодные условия кредитов. Ставка будет рыночная, а скидку на машину не получить, если покупать ее в кредит: это работает только в салонах с новыми автомобилями.
Какие машины импортируют
Россия стала главным импортером автомобилей из Китая: за восемь месяцев ввезли 706 тысяч машин . Доля китайских брендов в импорте новых автомобилей составила 83%. Остальное — тоже продукция из КНР, но японских, корейских и европейских марок.
Импорт новых автомобилей за девять месяцев 2024 вырос на 49% год к году — до 683 тысяч машин. Это максимум за 12 лет. В общем импорте 90% составляет ввоз официальным дилером. Основные импортные модели: Geely Monjaro, Chery Tiggo 7 Pro Max и Changan CS55 Plus. Оставшиеся 10% — альтернативный импорт и ввоз на частное лицо.
Утильсбор на автомобили, ввезенные для личного пользования, льготный — его не повышали. Но подсчитать количество таких автомобилей сложно: не каждая таможня публикует эти данные. По сведениям пресс-службы уссурийской таможни можно понять, что сухопутный импорт автомобилей из Китая в августе составил 1611 машин, причем половина из них — автомобили японских, корейских и европейских марок, произведенные в Китае. За девять месяцев 2024 года импортировали 8688 машин. Но основная часть импорта в Приморье идет морем из Японии — подержанные японские машины с правым рулем.
Что происходит с автокредитованием
По данным «Авто-ру», в первом полугодии 2024 года 62% автомобилей приобрели в кредит. За девять месяцев объем кредитования год к году стал вдвое больше и составил 1,85 трлн рублей. Основную часть автокредитов выдали на покупку новых автомобилей: в начале 2024 года на них приходилось 73%, а в августе — уже 80,7%.
В октябре, по данным Национального бюро кредитных историй, выдали существенно меньше автокредитов по сравнению с сентябрем. В среднем показатель упал на 35%, а в Москве и Московской области еще сильнее — на 40%.
Вот что влияло на темпы автокредитования.
Ставки по кредитам. ЦБ РФ с июля начал повышать ключевую ставку, к концу октября она достигла 21%. Глава Центрального Банка допустила, что ставку могут поднять в декабре. Ее рост влияет на повышение процентных ставок по кредитам.
По мнению директора по банковским рейтингам «Эксперт РА», средние ставки по автокредитам доходят до 29%. Высокие ставки вынуждают покупателей растягивать срок кредита — ведь нужно сохранить приемлемую ежемесячную выплату. Сами банки готовы выдавать кредит максимум на восемь лет: за это время автомобиль существенно подешевеет и перестанет быть достаточным залогом.
Коэффициенты риска по автокредитам. Также с 1 июля ЦБ РФ повысил коэффициенты риска по автокредитам, чтобы снизить темпы роста кредитования среди граждан с высокой долговой нагрузкой. Поэтому банки стали одобрять меньше кредитов либо увеличили процентную ставку.
Иногда у дилеров встречаются стимулирующие предложения. Например, продажа в кредит под 0,01% годовых, но с большим первоначальным взносом — 50% или больше.
Есть госпрограмма льготного кредитования «Первый автомобиль» для машин стоимостью до 2 млн рублей. Она помогает сэкономить 20—35%. Но в конце ноября лимиты по ней закончились.
Что будет с авторынком дальше
Продажи. «Автостат» давал прогноз продаж новых автомобилей в 2024 году в диапазоне 1,45—1,6 млн штук. За 11 месяцев 2024 года продали 1,45 млн автомобилей. Рынок вырос не выше прогнозов, продажи декабря не изменят ситуацию сильно. Общий подъем относительно 2023 года ожидаемый: тогда продали очень мало автомобилей.
К 2025 году останутся негативные факторы: невысокая конкуренция и высокая ключевая ставка, ограничивающая автокредитование и утилизационный сбор, который будут повышать и дальше.
Экс-президент РОАД Олег Мосеев считает, что в следующем году рынок новых автомобилей может сократиться на 20%.
Заместитель начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Виктор Пушкарев прогнозирует, что в 2025 году продажи новых автомобилей упадут на 10—20%. Базовый прогноз — 1,42—1,43 млн автомобилей, пессимистичный — 1,25—1,26 млн, оптимистичный равен результатам 2024 года.
Как подорожают новые автомобили из-за повышенного утильсбора
Цены на автомобили уже повысили.
Машины, которые импортируют после октября, подорожают ровно на сумму, на которую увеличится утилизационный сбор. Сначала это сделают неофициальные дилеры, потом то же самое произойдет и в брендовых автосалонах. Но в конце 2024 года и те и другие еще распродают машины со склада, за которые уплатили утильсбор по старым тарифам.
Брендам с низким уровнем локализации не останется ничего, кроме как повышать цены, терять конкурентоспособность и, возможно, уходить с рынка. Это могут быть и китайские, и новые российские марки, собирающие китайские автомобили, если их не спасут льготами по утильсбору.
Haval Jolion, F7, Dargo — а скоро будет и M6 — производят у нас: штампуют, сваривают, окрашивают кузова, делают много компонентов в России. За них утильсбор должны частично компенсировать из бюджета, но нельзя утверждать, что его постоянный рост не отразится на розничных ценах. Можно предположить, что концерн Great Wall Motor не захочет терять потребителей и продолжит развивать производство в условиях возрастающих расходов на уплату утильсбора. Для этого ему придется жертвовать прибылью или снижать другие расходы , чтобы не поднимать резко цены на свои автомобили. Легче предположить, что повышенный утилизационный сбор полностью или частично окажется в цене даже локализованных автомобилей.
Нет причин значительно дорожать из-за утильсбора только у продукции отечественных заводов, не связанных со сборкой китайских автомобилей. Например, у АвтоВАЗа. Но и у них могут подняться цены из-за меньшей ценовой конкуренции. Сейчас разница между базовыми переднеприводным Haval Jolion и Lada Vesta SW Cross — 170 тысяч рублей. На цене Весты увеличившийся утилизационный сбор может не отразиться вовсе, а Jolion может подорожать и стать менее привлекательным для покупки.
Производство. В Минпромторге считают, что повышение утильсбора должно мотивировать иностранных производителей основать производство внутри страны. При этом с китайской стороны говорят об отказе от инвестиций в страны, поддерживающие повышение пошлин на их автомобили. Поэтому о скорой локализации китайских брендов говорить рано. Переговоры идут, но запуск заводов часто переносят.
На конец 2024 года в России единственный китайский производитель с заводом полного цикла — Haval. Остальные предприятия сборочные, там делают автомобили китайского происхождения как под известными марками — Citroen C5 Aircross, так и под новыми российскими брендами — X-Cite X-Cross 7.
Генеральный директор «Автозавода Санкт-Петербург» подтвердил, что рынок падает и объем производства сократят на 20% — вместо обещанных 25 тысяч автомобилей выпустят 20 тысяч. При этом максимальная мощность выпуска — примерно 60 тысяч автомобилей в год.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique