«Успела разочароваться в людях»: как я работала продавцом на рынке
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.
Мне 36 лет, и недавно я уволилась с рынка, которому отдала три года своей жизни.
Когда я была в декрете и моей дочурке было всего семь месяцев, у меня в жизни произошла переломная ситуация: супруг лишился работы. Он не мог найти ничего подходящего — то устраивался, то увольнялся. Наши долги росли, стало нечем выплачивать кредит, и вот однажды я стояла на пороге в нерешительности, придумывая, как купить необходимые продукты на 100 ₽.
Почему я решила пойти работать продавцом
У меня есть высшее образование, опыт работы старшим менеджером по продажам и опыт предпринимательской деятельности в сфере услуг. Но из-за того, что я слишком много работала до декрета, моя нервная система была в убитом состоянии, поэтому в тот момент напрягать голову мне абсолютно не хотелось.
Я рассматривала работу на дому, но мне попадались только вакансии, которые связаны с общением по телефону. Для этого требовалась тишина в помещении, а с детьми это нереально. Кроме того, в сети я видела очень много мошенничества и сетевого маркетинга. Поиск работы затягивался, а деньги были нужны срочно.
Мое терпение лопнуло, и я направилась на ближайший рынок в поисках объявления «Требуется продавец». Я хотела работать рядом с домом и выйти как можно скорее. Деньги нам были нужны здесь и сейчас, поэтому собеседование надо было пройти быстро, «Пятерочки» и «Магниты» отметались.
В итоге я устроилась продавцом в хлебный магазин на рынок закрытого типа, то есть в помещении. Это был магазин с огромным ассортиментом и множеством торговых точек, у каждой из которых свой предприниматель.
Собеседования не было: работодателя не интересовал мой опыт работы. Мне рассказали об условиях и сразу пригласили на стажировку.
Условия работы
График и зарплата. Рабочий день на рынке длится с 09:00 до 21:00. В течение дня можно было выходить на пять минут в туалет или покурить. Количество перерывов никто не проверял, но их продолжительность должна была ограничиваться пятью минутами. Перерыв на обед был строго запрещен, поэтому всегда приходилось есть на ходу. Из-за этого многие продавцы даже дома не могут спокойно поесть и по привычке торопятся.
Моя зарплата состояла из оклада в размере 1000 ₽ + 6% от продаж, каждый день выходила примерно одинаковая сумма — около 1700 ₽. В месяц у меня обычно бывало по две смены, так что зарплата за этот период получалась около 24 000 ₽. По меркам рынка это неплохо: многие работали за 300 ₽ оклада и иногда за день могли получить всего 500 ₽.
Неплохой коллектив. У меня были веселые коллеги. Продавцы работали независимо друг от друга, и это исключало сплетни и недостачи, как бывает, например, в крупных магазинах или офисах.
На моем рынке в основном работали одинокие женщины 40—55 лет без профессионального образования. Как минимум половина из них любила выпить, что они и делали прямо на работе. Администрация закрывала на это глаза, потому что найти работоспособного, непьющего, активного, честного, аккуратного продавца — очень непростая задача. Молодые люди не идут работать на рынок, а женщинам постарше такая работа дается сложнее из-за здоровья: от постоянного стояния на ногах быстро развиваются хронические болезни.
Текучка кадров на рынке не очень большая, в основном люди работают там по много лет. Если уволили на одном рынке, продавец с легкостью устроится на другой либо будет работать на прежнем месте, но у другого нанимателя. В основном на рынках трудятся люди, которые не видят для себя иных вариантов и не пытаются искать работу где-то еще.
Непростые отношения между работодателем и продавцом. Хозяин моего магазина оказался добрым и справедливым, но многим другим в этом комплексе не повезло. В соседнем молочном отделе условия, в которых работали продавцы, были гораздо хуже:
- Первую зарплату выдавали не как у меня, в конце рабочего дня, а только через полтора месяца после начала работы, отпускных не было.
- Продавцы регулярно получали большие штрафы — по 5000 ₽ — за неправильно расположенный ценник, неправильно или не вовремя сделанный отчет, обвес покупателя.
- Если продавец увольнялся и ему долго не могли найти замену, на точке приходилось работать другим продавцам этого работодателя, и их не спрашивали, хотят они работать или нет. Если продавец отказывался от подработки на другой точке, его могли уволить. Был даже один смертельный случай: замученный продавец получил инсульт от переутомления из-за нескольких недель труда без выходных.
Жаловаться на работодателя сотрудникам рынка некуда: трудовая инспекция не берется защищать права работников, объясняя это приказом свыше «не кошмарить малый бизнес». В Роспотребнадзор продавец обратиться тоже не может, потому что в итоге проверять будут самого работника рынка, а не его начальника.
В общем, многое зависело от руководителя или владельца торговой точки, ведь именно он создавал условия, в которых продавец мог работать честно и аккуратно, и в целом поддерживал доброжелательную атмосферу.
Общение с покупателями
Так как в рыночных комплексах большой поток посетителей, общаться с людьми приходилось много, и это очень утомляло. Дело было не только в количестве контакта, но и в качестве: например, иногда покупатели невежливо общаются с продавцом или обсуждают его в очереди, пока он на перерыве. Также всегда есть риск, что придется иметь дело с неадекватами: выпившие покупатели, дотошные бабушки, скучающие люди — все они могут «сделать» твой день.
Даже если продавец качественно выполняет свои обязанности, всегда найдутся недовольные. У меня был такой случай: покупатель утверждал, что я продаю не тот батон, который ему нужен. Он приходил каждый день и каждый раз был очень возмущен, звонил моему работодателю и просил меня уволить.
К счастью, большинство покупателей приятные и вежливые. Молодые люди обычно более тактичные, а грубят чаще всего посетители в возрасте за пятьдесят. Также мужчины в любом возрасте ведут себя более конфликтно, чем женщины. И, конечно, особый контингент — это бабушки и дедушки, которые требуют общения и особого внимания к себе. Их максимум невежливости — это обращение к продавцу на «ты».
Толстой написал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Про наш народ можно сказать наоборот: все счастливые люди счастливы по-своему, а у всех несчастных одна и та же проблема: виновата система или государство.
Когда случались какие-нибудь «апокалипсисы», например выросли цены или пришел коронавирус, как минимум половина покупателей обрушивала свой гнев на меня. Люди повторяли одни и те же штампы: видимо, они смотрели одни и те же новости. Хотелось сказать:
«При чем здесь я? Выключите вы телевизор, начните жить своей жизнью и думать своей головой».
Охраны на рынке нет, и в конфликтных ситуациях обычно помогает администратор: она может подойти к буйному покупателю и пригрозить вызовом охраны. Вероятнее всего, это блеф, потому что при мне ни разу не вызывали охрану. Один раз вызвали полицию, но она приехала только через час. В общем, если день на рынке прошел без скандалов и претензий, это был хороший день.
Санитарные нормы
Теперь расскажу о страшном: о санитарии, точнее об антисанитарии, и о продаже просроченных продуктов. Санитарные нормы на рынке зачастую соблюдали только для вида: все недочеты, которые во время проверки выявил Роспотребнадзор, легко «устранялись» прямо в кабинете администрации рынка.
В некоторых магазинах на рынке продавали просроченные продукты. В идеале должно происходить так: продавец получает свежую продукцию в определенном количестве и продает ее вовремя, в пределах сроков годности. То, что не разобрали, частично возвращают поставщику и частично списывают за счет работодателя.
На деле же есть поставщики, которым трудно отдать продукцию, и товары, которые нельзя вернуть. Например, товар бывает невозвратным, если предприниматель делает слишком мелкие закупки: тогда поставщики не принимают остатки назад.
Такую ситуацию я наблюдала в соседнем молочном отделе. Хозяин магазина зачастую присылал со склада заведомо просроченный сыр и другие товары, а также закупал невозвратную продукцию. Если продавец не мог реализовать товар, стоимость нераспроданного списывали из зарплаты сотрудника. Продавцы в этом магазине пытались компенсировать свои убытки путем обвеса покупателей, из-за этого возникали конфликты. Нередко продавцы получали выговоры от администрации, но это ничего не меняло, и работа продолжалась в том же стиле. Кстати, хозяином того молочного отдела был очень крупный предприниматель, который занимает большую часть рыночной ниши в городе.
Иногда продавцы использовали уловки, чтобы скрыть «возраст» товара. На рынке я увидела, как старую колбасу и сосиски вымачивают в ведрах с водой, чтобы выровнялась сморщенная оболочка: это возвращало товарный вид полежавшим продуктам. Со старого сыра срезали плесень, сметану разводили, в фарш шло мясо ужасного качества, а охлажденные продукты часто бывали предварительно замороженными.
К счастью, так делали не везде: все зависит от предпринимателя и продавца. Мне повезло, так как в моем отделе весь просроченный товар можно было вернуть поставщикам, да и весовой продукции у нас не было.
Не все продавцы следили за чистотой на прилавке. Некоторые продавцы ленились мыть руки и разделочные доски. Если вы берете, например, отрезанный кусок сыра, дома делайте срезы со всех сторон. Весовые готовые продукты типа салатиков или соленой рыбы вообще брать не стоит, лучше купите в заводской упаковке.
Итоги
Когда материальное положение нашей семьи стабилизировалось и у меня появилась возможность найти работу себе по душе, я наконец уволилась. Всего за три года работы на рынке у меня начались проблемы со здоровьем: артроз коленей, варикоз и пяточная шпора — таковы заболевания людей, которые целый день стоят. Лечение дорого стоит, поэтому работать на рынке стало для меня нецелесообразным, да и гробить свой организм я больше не хотела.
Во время работы на рынке я успела несколько разочароваться в людях и в обществе в целом. Грубость покупателей, обман со стороны продавцов, потребительское отношение работодателя к сотруднику — все это встречается очень часто. Но таковы реалии, все мы неидеальны. Конечно, приходило и много замечательных покупателей.
Разумеется, мне хотелось работать в чистом комфортном офисе с обедами, приятными коллегами, соблюдением охраны труда и норм ТК РФ. Но маме с маленькими детьми, которыми она занимается без помощи бабушек и папы, сложно найти такую работу, ведь офис обычно предполагает пятидневный график труда. Учитывая эти обстоятельства, могу сказать, что в целом работать на рынке было вполне терпимо. Вот что мне нравилось:
- Рынок располагался рядом с домом, а зарплату можно было забирать ежедневно, это удобно.
- В своей смене я работала одна, поэтому мне не приходилось делить материальную ответственность с другими людьми. Когда моя семидневная смена заканчивалась, мы с другим продавцом проводили учет, после чего коллега принимала товар и деньги. Если была какая-то недостача, мы фиксировали это в отчете, а потом бухгалтерия искала ошибку — и обычно всегда находила.
- Можно было покупать некоторые продукты по оптовой цене: у продавцов была возможность в складчину заказывать свежую продукцию напрямую у поставщиков.
- Хоть работать было тяжело, а отдыхать некогда, у меня были веселые соседки-продавцы, и болтовня скрашивала наши будни.
Несмотря на это, в той работе отрицательных моментов было больше, чем положительных. Исходя из опыта этих трех лет я сделала для себя следующий вывод: работать на рынке можно, если нет выбора. Но вообще, это зря потраченное время и здоровье, а также отсутствие полезного опыта.