За 4 года в торговле я научилась терпеть нарушение своих прав, маскировать просрочку, таскать коробки по 30 кг и мыть полы без разводов.

Я из Архангельска, и у меня неоконченное высшее образование журналиста. 9 лет я работала в местных изданиях, но платили там мало, а требовали много. Поэтому в 2014 году я уволилась и стала пробовать другие профессии: таксистки, повара, бармена и диспетчера. А в 2017 году устроилась продавцом в супермаркет «Спар».

Я надеялась поработать там пару месяцев, пока не найду занятие по специальности. Но в итоге задержалась в торговле на 4 года и, кроме «Спара», поработала еще в двух супермаркетах — «Светофоре» и «Бристоле». А в 2021 году не выдержала и все же ушла из профессии продавца.

Расскажу, как я устраивалась в супермаркеты, сколько там платили, какие были обязанности и почему такая работа — не для каждого.

О супермаркетах, где я работала

«Спар» — это обычный сетевой супермаркет, где продаются в основном продукты. В 2017 году я работала там продавцом в отделе готовых блюд: оформляла витрину, а потом взвешивала и подавала покупателям салаты, мясное и гарниры. Ушла через 4 месяца, когда задержали зарплату.

В 2017—2020 годах я трудилась в «Светофоре» — это такой бюджетный магазин-склад. Товары там лежали на деревянных поддонах, а покупатели просто брали то, что им нужно.

Моя должность называлась продавец-кассир: я обслуживала покупателей на кассе, выставляла в зал продукты и фасовала по пакетам весовые сыры, куриные лапы и рыбу. Пока я была на кассе, моя напарница трудилась в зале, а потом мы менялись. Я продержалась в «Светофоре» 3 года и уволилась, когда там упала выручка: от нее зависела зарплата.

После этого, в 2020 году, я устроилась в «Бристоль» — элитный супермаркет, который специализируется на алкоголе и табачных изделиях. Там я тоже была продавцом-кассиром. Когда работала не на кассе, заполняла витрины и консультировала покупателей насчет алкогольной продукции. А уволилась через 9 месяцев, потому что устала от торговли.

Как попасть на работу продавцом-кассиром

Обычно в вакансиях продавца-кассира пишут, что устроиться можно без опыта. Но это не всегда так. В 2017 году, когда у меня не было опыта, я откликнулась примерно на 15 вакансий, но за 2 дня мне никто не ответил. Тогда я стала звонить в супермаркеты сама, и мне везде говорили, что ждут человека с опытом. Исключением стал только «Спар», потому что продавец туда нужен был срочно.

В остальном устроиться на работу в супермаркет несложно: достаточно пройти собеседование и стажировку. И только изредка требуется еще онлайн-обучение — так у меня было в «Бристоле».

В этом объявлении указано, что опыт скорее желателен, чем обязателен. Но по факту на него все равно смотрят
В этом объявлении указано, что опыт скорее желателен, чем обязателен. Но по факту на него все равно смотрят
Мое резюме не подходило для работы продавца. Но и указать опыт, которого нет, я не могла
Мое резюме не подходило для работы продавца. Но и указать опыт, которого нет, я не могла

Собеседование. Обычно на собеседование приглашают сразу после того, как вы откликнетесь на вакансию. Так делали в «Спаре» и в «Светофоре».

Только в «Бристоле» мне сначала пришлось заполнить анкету в отделе кадров. В ней были вопросы про образование, опыт, отношения с предыдущим коллективом и причины увольнения. А еще про судимости, хобби и детей. Анкету проверила служба безопасности, и только потом меня допустили к собеседованию.

Собеседование с будущим продавцом-кассиром всегда проводит директор магазина. Он задает вполне стандартные вопросы. Например, в «Спаре» у меня спросили, кто будет сидеть на больничных с моей пятилетней дочкой — я ответила, что бабушка. Еще мне сказали за свой счет оформить медкнижку — в 2017 году это стоило 4000 ₽. Я знала, что по закону это должен делать работодатель, но согласилась.

На собеседовании в «Светофоре» директор поинтересовалась, есть ли у меня вредные привычки. Я ответила, что много лет не курю, а выпить могу только бокал вина, и то в праздник.

Директор «Бристоля» вообще ни о чем меня не спрашивала: всю нужную информацию я написала в анкете. Поэтому она просто рассказала про особенности своего магазина и его элитный статус.

Стажировка в супермаркетах длится от нескольких часов до нескольких дней. Она не оплачивается, чаще всего на ней просто вводят в курс дела.

В «Спаре» мне за два часа рассказали об обязанностях, технике безопасности и о том, как общаться с покупателями. Подчеркнули, что я должна обслуживать их в перчатках, обязательно заплетать волосы в косу и носить кепку, чтобы в еду не попали волосы. А еще я должна была быть вежливой, быстро отпускать товар и не допускать очередей.

В «Светофоре» стажировка длилась несколько дней, потому что там мне предстояло работать на кассе. Директор лично показала, как она работает, и попросила смотреть, чтобы покупатели не проносили в корзинах неоплаченные покупки.

Эти фото с камеры видеонаблюдения мне потом передали коллеги. Здесь я стажируюсь на кассе в «Светофоре»
Эти фото с камеры видеонаблюдения мне потом передали коллеги. Здесь я стажируюсь на кассе в «Светофоре»

А вот в «Бристоле» стажировка была этапом отбора кандидатов. Кроме меня, на должность продавца-кассира там претендовали еще двое, а взять могли только одного. Лучшего кандидата выбирала не директор, а будущие коллеги — другие продавцы в магазине. А директор только спрашивала у них, с кем они хотят работать.

Эта стажировка длилась три дня и оказалась самой неприятной. Когда я обслуживала покупателей на кассе, коллега стояла за спиной и следила, правильно ли я даю сдачу и насколько я вежлива. А я в какой-то момент запуталась в названиях сигарет и стала раздражать покупателей. Мне стало неловко, и я даже захотела сбежать со стажировки. К счастью, коллега меня успокоила.

В общем, чтобы получить должность в «Бристоле», я буквально вывернулась наизнанку. Не сидела ни минуты, все время разносила товары, задавала коллегам вопросы, была тактичной, дружелюбной и в меру общительной. В итоге они выбрали меня, но я до сих пор с неприязнью вспоминаю ту стажировку. И радуюсь, что в других супермаркетах мне не приходилось участвовать в таких «конкурсах».

Онлайн-обучение тоже было только в «Бристоле». Продавец там обязан был отлично знать ассортимент алкогольной продукции и помогать клиентам с выбором. Для этого пришлось пройти бесплатное онлайн-обучение в «Академии „Бристоль“». Если бы я отказалась, то зарплата была бы меньше.

Меня зарегистрировали на сайте компании и дали месяц, чтобы пройти курс, — в это время я параллельно работала. Я читала на сайте теорию, например, о видах вин, а затем отвечала на вопросы тестов. Если ошибалась, система разрешала повторить попытку. В итоге я справилась быстро и без напряга.

Плюсы работы в супермаркетах

За четыре года я увидела у работы в супермаркетах всего три плюса:

  1. Меня везде оформляли по договору, трудовому или ГПХ.
  2. В двух из трех супермаркетов стабильно платили хорошую белую зарплату — маленькая, серая и с задержками была только в «Спаре».
  3. Разрешали забирать домой списанные товары — бесплатно или за символическую цену. Этого бонуса не было только в «Бристоле».

Оформление по договору. В «Светофоре» и «Бристоле» меня сразу оформили по бессрочному трудовому договору.

В «Спаре» со мной заключили договор ГПХ — гражданско-правового характера. По такому договору компания не обязана давать работнику трудовые гарантии: больничные, отпуск, компенсации при сокращении штата, сохранение рабочего места. С исполнителем по договору оказания услуг можно расстаться за один день. Но при этом компания платит за работника НДФЛ, на зарплату также начисляют пенсионные и медицинские взносы.

Хорошая белая зарплата. В «Светофоре» и «Бристоле» зарплата была полностью белой. Она зависела от выработки плана и выручки конкретно этого супермаркета. А еще от того, были ли у меня переработки.

В «Светофоре» я работала в графике 2/2 и за стандартные 15—16 смен зарабатывала в среднем около 22 000 ₽. Но если кто-то из сотрудников был в отпуске, я выходила на замену. Например, как-то отработала пять дополнительных смен и в сумме получила 28 875 ₽. Для 2017 года это было очень неплохо.

К тому же наш «Светофор» был первым в Архангельске магазином низких цен. Сначала его выручка быстро росла, а вместе с ней увеличивалась и моя зарплата. Например, в 2018 году за стандартные 16 смен я как-то получила 38 000 ₽, а с подработками — вообще 48 000 ₽. Зарплаты упали только в 2020 году — из-за этого я и уволилась.

В «Бристоле» выручка, а с ней и зарплата, росла летом: в район приезжали дачники и покупали много разливного пива. В июле-августе за 16 смен я зарабатывала 35 000—38 000 ₽ с учетом премий. А в феврале торговля шла хуже, и за те же смены выходило примерно 27 000 ₽. Но я много перерабатывала и получала на 5000—6000 ₽ больше.

Серая и совсем низкая зарплата была только в «Спаре». Премий там не было, а из 15 000 ₽ моего оклада белыми были только 10 000 ₽. Еще 5000 ₽ аванса мне платили наличными. А на четвертый месяц моей работы зарплату там еще и задержали на две недели. Из-за этого я оттуда и уволилась.

В договоре со «Спаром» был прописан оклад 11 494 ₽ — за вычетом налога на руки выходило ровно 10 000 ₽. А еще 5000 ₽ мне платили наличными
В договоре со «Спаром» был прописан оклад 11 494 ₽ — за вычетом налога на руки выходило ровно 10 000 ₽. А еще 5000 ₽ мне платили наличными

Списанные товары по низким ценам. Когда у продуктов в «Спаре» выходил срок годности, товаровед выставляла их возле своего кабинета и продавала с большой скидкой. Молоко, кефир и ряженка стоили по 5—10 ₽, колбасы и сосиски — по 50—100 ₽ за 1 кг, торты — по 80 ₽, а маргарин — 10 ₽. Это помогало существенно экономить.

В «Светофоре» нам бесплатно отдавали все списанные товары, а не только просрочку. Например, если покупатель порвал упаковку, магазин не имел права продавать товар, и он доставался персоналу. В итоге я почти не покупала гречку, рис, муку, соль и корм для животных: мои питомцы очень любили списанные колбасы.

На складе нас часто ждала целая тележка просроченной колбасы. Я брала ту, что без плесени, прожаривала и ела. Но потом заработала легкое отравление и стала кормить ей только питомцев
На складе нас часто ждала целая тележка просроченной колбасы. Я брала ту, что без плесени, прожаривала и ела. Но потом заработала легкое отравление и стала кормить ей только питомцев

Еще в «Светофоре» я забирала домой не только провизию, но и бракованную бытовую технику, которую возвращали покупатели. Так за три года мне удалось заполучить три электрочайника, мясорубку, электрическую духовку, машинку для стрижки волос и фен. Мой муж починил их сам, и они работают до сих пор.

Еще я несколько раз приносила домой постельное белье. В одном комплекте была одна наволочка вместо двух, а в другом — небольшая дырка по шву, которую я моментально зашила.

Но минусов у работы в супермаркетах было гораздо больше — расскажу о них максимально подробно.

Штрафы

Меня не штрафовали только в «Спаре», потому что там я не работала на кассе и не застала ни одной ревизии. А в «Светофоре» и в «Бристоле» у меня из зарплаты постоянно вычитали 1000—3500 ₽ — за недостачи по деньгам или по товарам.

Недостачи в кассе. В первые годы у «Светофора» была огромная выручка, например, в одну из суббот мы наторговали на 1,5 млн рублей. А картами в 2018 году люди почти не пользовались, и я целыми днями пробивала товары и считала наличные. В итоге уставала и порой неправильно давала сдачу.

Один раз в конце дня у меня была недостача 3500 ₽, а еще пару раз — по 900 ₽. Причем покупатели наверняка видели, что я отдаю им больше, чем нужно, но молчали. Потом эти деньги вычли из моей зарплаты.

Еще в «Светофоре» не было прибора, который распознает фальшивые банкноты. Приходилось смотреть на свет все тысячные и пятитысячные купюры. Один раз кто-то принес поддельную пятитысячную купюру, и это выяснилось только в конце смены. Директор обратилась в полицию, но вычислить человека не удалось.

Недостачи по товарам обнаруживались на ревизиях. Ревизия — это когда в магазине считают все товары на полках и на складе, а потом к их количеству прибавляется число проданных. Если общая сумма получается меньше, чем количество привезенных товаров, значит, в магазине была недостача.

В «Светофоре» ревизии бывали раз в полгода, а в «Бристоле» — каждый месяц. И на них всегда обнаруживались недостачи. В торговом зале «Бристоля» вообще не было охранника — только тревожная кнопка. А в «Светофоре» охранник стоял у касс и не особо следил за покупателями в зале. И там, и там были камеры наблюдения, но видео с них никто не смотрел. А антикражных систем не было вообще. Вот покупатели и воровали.

Как-то в «Светофоре» мы недосчитались нескольких бутылок водки. Выяснилось, что их воровали две женщины: складывали в тележку продукты, прятались за паллетом с горой товаров и перекладывали водку в сумки. А на кассе оплачивали только то, что в тележке.

В «Бристоле» покупатель однажды случайно разбил бутылку виски за 1000 ₽. По закону он не должен был за нее платить, ведь он ее еще не купил. За эту бутылку потом рассчитались сотрудники.

В общем, в «Светофоре» со всех наших зарплат вычитали в среднем 1000 ₽ в месяц. А в «Бристоле» я могла недополучить уже до 3000 ₽ в месяц, ведь товары там были дороже, а недостачи — больше. Например, как-то на ежемесячной ревизии обнаружилась недостача в 15 000 ₽. Руководство разделило эту сумму на всех пятерых сотрудников.

Перед трудоустройством я подписала со «Светофором» договор о полной материальной ответственности за товар. Так что даже не могла возразить, когда из моей зарплаты вычитали деньги за недостачи
Перед трудоустройством я подписала со «Светофором» договор о полной материальной ответственности за товар. Так что даже не могла возразить, когда из моей зарплаты вычитали деньги за недостачи

Принудительные переработки

В «Спаре» и в «Светофоре» мой график по договору был 2/2, а в «Бристоле» — 3/3. Но по факту я могла неделями работать без выходных.

Поначалу я добровольно брала в «Спаре» 3—4 дополнительных смены, если кто-то из коллег отсутствовал. Но это сильно выматывало, и я стала отказываться. Тогда директор долго и настойчиво уговаривала меня выходить, а как-то после отказа даже пригрозила лишить меня премии. Она забыла, что в «Спаре» у меня был только оклад и я и так не получала никакой премии.

В «Светофоре» и «Бристоле» вообще не спрашивали, хотим ли мы перерабатывать. Просто ставили перед фактом, что выходного не будет. Помню, как-то я посмотрела свой график в «Светофоре» на следующий месяц, и вместо 16 смен там оказалось 22. То есть вместо графика 2/2 мне предстояло работать в режиме 3/1. А бывали месяцы и с графиком 5/1.

Но в «Светофоре» и «Бристоле» нельзя было отказываться от переработок. Одна коллега попробовала — и директор тут же нашла причину, чтобы ее уволить. В общем, я смирилась и успокаивала себя тем, что за дополнительные смены хотя бы честно платят. Не оплачивались только переработки на ревизиях, хотя нас заставляли считать товары даже в выходной и во время отпуска.

Еще я не получала ни копейки за то, что приходила в «Бристоль» раньше, а уходила — позже. В договоре был прописан график с 8:00 до 21:00. Но меня просили в 7:40 снимать магазин с сигнализации, включать свет и кассу, открывать смену и пересчитывать денежный размен. А после смены я до 22:00 пересчитывала некоторые товары.

По договору со «Светофором» я должна была работать в графике 2/2, но по факту трудилась почти без выходных
По договору со «Светофором» я должна была работать в графике 2/2, но по факту трудилась почти без выходных

Запрет больничных и урезанный отпуск

По договору ГПХ со «Спаром» мне не полагались больничные и отпуска. Но за четыре месяца они мне ни разу не потребовались. А в двух других магазинах на больничные действовал негласный запрет. В итоге я переносила все простуды на ногах — стояла за кассой с температурой.

В «Бристоле» мне еще и урезали отпуск. Дело в том, что Архангельск приравнен к районам Крайнего Севера, по закону здесь положено выделять 44 дня отпуска в год. Но директор разрешала отдыхать только два раза в год по две недели. Остальные дни заменялись на денежную компенсацию по моему же заявлению. Руководство заставляло его писать, иначе меня могли уволить.

Для меня это был большой минус: я привыкла отдыхать с семьей минимум месяц. А с двухнедельным отпуском далеко было не уехать: одна только дорога на машине в Крым занимала три дня.

Мало времени на обед

Я брала еду из дома, но ни в одном из супермаркетов не успевала нормально поесть. Например, в «Спаре» на обед отводился час, но, когда коллега отпускала меня пообедать, начинался наплыв покупателей. Ей было сложно обслуживать два прилавка: свой с развесными колбасами и мой с готовыми блюдами. Поэтому я быстро впихивала в себя еду и возвращалась через 10—15 минут.

По договору с «Бристолем» я имела право три раза отлучиться поесть на 40 минут. Но по факту тратила на все три перекуса не больше получаса. Как только на кассе скапливалась очередь, меня тут же выдергивали с перерыва.

Еще в «Бристоле» не было отдельного помещения, чтобы поесть. К примеру, в «Спаре» была комната со столом, скамейкой, микроволновкой и чайником. А в «Бристоле» мы ели в коридоре, возле шкафа для верхней одежды: там стоял стол, наполовину занятый микроволновкой и чайником. Когда я за ним обедала, коллеги постоянно бегали мимо и носили товар.

Такой график был указан в договоре с «Бристолем», но самом деле он оказался гораздо жестче. 40 минут на перекус у меня никогда не было
Такой график был указан в договоре с «Бристолем», но самом деле он оказался гораздо жестче. 40 минут на перекус у меня никогда не было

Обязанности грузчика и уборщицы

Ни в одном моем договоре не было прописано, что я буду мыть полы или таскать со склада коробки с товарами. Но в «Светофоре» и «Бристоле» я все равно выполняла обязанности грузчицы, а только в «Светофоре» — еще и уборщицы.

Дело в том, что грузчик из «Светофора» не справлялся в одиночку со своими обязанностями, и продавцов заставляли ему помогать. Например, он привозил со склада коробки с колбасой по 18—23 кг, а мы их разбирали. Часть колбас выставляли на витрину, а остальное складывали под полки. Это было очень тяжело. В «Бристоле» вообще не было грузчиков, а коробки с алкоголем весили еще больше. Например, ящик с пивом — 30 кг.

Особенно тяжело было летом, когда машины с напитками приезжали каждый день. Поставщики ставили коробки на складе, мы сами сдвигали их, чтобы освободить место для следующих, а потом таскали товары на витрину. В итоге носили тяжести каждое утро, и моя коллега заработала проблемы со спиной.

Это рохля — тележка, на которой товары привозили со склада в «Светофоре». Иногда мне тоже приходилось ее возить, а потом расставлять коробки по витринам
Это рохля — тележка, на которой товары привозили со склада в «Светофоре». Иногда мне тоже приходилось ее возить, а потом расставлять коробки по витринам

С уборщицей в «Светофоре» была другая ситуация. Она была одна, и если она уходила в отпуск, то продавцы раз в день мыли торговый зал. Плюс убирали пол, если покупатели что-то разбивали и разливали.

В целом убираться было нетрудно, но позорно: в магазин часто заходили мои знакомые. Когда они видели меня с тряпкой, то думали, что меня понизили в должности. А в ответ на мои возмущения директор отвечала: «Если вам что-то не нравится, то вас никто не держит — пишите заявление об уходе».

Обхожу торговый зал с уборочной машиной
Обхожу торговый зал с уборочной машиной

Жара и невозможность присесть

Ни в одном магазине не было стульев для продавцов и кассиров: начальство считало, что они не нужны. Иначе как бы я заглядывала покупателям в тележки, сидя на кассе? В итоге к концу дня у меня всегда болели ноги, казалось, что к ним привязаны гири.

Еще летом в «Светофоре» было душно, а руководство отказывалось покупать кондиционер. Помню, как-то термометр на стене показал аж +35 °С. В тот день у меня по спине лился пот, и это было очень неприятно. Еще от духоты у меня часто болела голова, а у моей коллеги повышалось давление. Один раз у нее даже пошла кровь из носа.

В результате я за свой счет купила вентилятор и поставила его у кассы. Он просто гонял теплый воздух, но мне все равно стало легче.

Маскировка просрочки

В «Спаре» и «Светофоре» руководство заставляло продавать покупателям просроченные товары.

Готовые блюда из «Спара» могли храниться в холодильнике не дольше трех суток. Затем их нужно было списывать и выкидывать. Но заведующая кухней заставляла перекладывать их в новые контейнеры, клеить ценники со свежими датами и заново выставлять на продажу. На помойку отправлялась только совсем испорченная еда с резким запахом.

В соседнем отделе перефасовывали просроченную колбасу. Продавец обтирала ее теплой водой или растительным маслом, затем нарезала на слайсере, выкладывала в подложки и устанавливала акцию.

Как-то в «Светофоре» у подушечек с вареной сгущенкой вышел срок годности. Тогда руководство вручило нам жидкость для снятия лака и ватные палочки и заставило стирать даты на всех упаковках. А чтобы от них не пахло ацетоном, мы оставили их на складе на несколько часов и только потом выложили на витрину.

Конечно, мне было стыдно продавать покупателям просрочку. И я понимала, что это незаконно. Поэтому по возможности тихонько советовала покупателям взять что-то другое. Но если рядом были директор или администратор, делать это не получалось.

С тех пор я никому не советую покупать товары без даты. И не рекомендую брать в супермаркетах готовую еду и нарезанную колбасу. Особенно опасны блюда, которые не пользуются массовым спросом. Например, блюда из брокколи, гарнир из гречки и жареную рыбу покупают плохо, и они всегда могут оказаться испорченными. В топе только пюре, курица гриль, драники, котлеты из мяса и курицы и печень в разном исполнении. Но даже их я не рекомендую покупать.

Хамство покупателей

Продавец-кассир должен быть любезным, здороваться с каждым покупателем, желать приятного вечера, предлагать акционные товары и без конца улыбаться. Он не может быть в плохом настроении и не имеет права ругаться с клиентами. Но в каждом супермаркете мне попадались покупатели, с которыми было сложно держать себя в руках.

Например, в «Спаре» мне разрешали накладывать готовую еду только в контейнеры. А одна покупательницы попросила завернуть ей соленый помидор в пакет. Я отказалась, и она оставила запись в книге жалоб. К счастью, ее никто не читал, и инцидент не повлиял на мою зарплату.

В «Светофоре» женщина как-то принесла испорченную селедку и потребовала, чтобы я вернула за нее деньги. Я сказала, что ей поможет директор магазина. Тогда она открыла пакет с селедкой и выставила его на кассу. Почти все покупатели разбежались от запаха, а я терпела, пока не подошла директор.

А в «Бристоле» один неадекватный покупатель принес банкноту из банка приколов и потребовал, чтобы я продала за нее товар. Я отказалась, а он стал угрожать мне и кричать. Охранника в магазине не было, и я нажала тревожную кнопку. Но охрана приехала только через двадцать минут, и все это время я тряслась от страха. Покупателя увезли в полицию, вскоре выяснилось, что он стоит на учете в психиатрической больнице. Так что его отпустили, и потом он пугал меня еще целую неделю. Стоял и смотрел в упор, как я обслуживаю покупателей, требовал дать в долг пиво и сигареты, а иногда просто часами караулил у магазина.

Неприятный коллектив

Чем ниже требования к сотрудникам в супермаркете, тем хуже там коллектив. Например, в «Спар» брали всех подряд, и в основном там были хамоватые люди, которые в свободное время много сплетничали. Я там ни с кем не подружилась.

Еще коллеги из «Спара» любили выпить, нередко — на рабочем месте. Мне особенно запомнился случай, когда администратор, кассир и один грузчик решили что-то отпраздновать. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, что они накупили алкоголя и готовой еды и устроили в подсобке банкет. Когда кто-то из сотрудников позвонил директору, она приехала и разогнала компанию. Администратора и грузчика уволили, но кассира почему-то оставили.

А вот в «Светофоре» и в «Бристоле» сотрудников отбирали тщательнее, поэтому там мне коллеги нравились. Я не нашла общий язык только с товароведом из «Светофора». Это была дама с замашками диктатора, которая командовала и не стеснялась в выражениях. Например, могла назвать меня дурой или деревяшкой за то, что я неправильно пробила товар. Еще она часто кричала на весь торговый зал. Я не терпела это хамство и всегда резко ей отвечала, но все равно каждый раз переживала.

Какие мои права нарушались в супермаркетах

Осенью 2021 года я уволилась из «Бристоля» и решила больше никогда не работать продавцом-кассиром. За четыре года работы в супермаркетах я поняла, что у этой работы больше минусов, чем плюсов. Главный минус — это нарушения моих прав по трудовому кодексу. Их было сразу несколько, например:

  • «Спар» должен был оплатить мне расходы на медкнижку, но он этого не сделал;
  • меня не должны были заставлять мыть полы и таскать тяжести: эти обязанности не были прописаны в договорах со «Светофором» и «Бристолем»;
  • в «Светофоре» не имели права запрещать уходить на больничный, ведь я работала там по трудовому договору. Больничный был положен мне по закону;
  • любая сверхурочная работа должна была оплачиваться. Но за ревизии, которые выпадали на мои выходные, мне не платили. Так же как и за то, что в «Бристоль» я приходила на двадцать минут раньше, а уходила — на час позже.

Как и другие сотрудники, я боялась потерять работу и никуда не жаловалась. Хотя теперь понимаю, что стоило обратиться в трудовую инспекцию и наказать недобросовестных работодателей.

Кому подойдет работа продавцом-кассиром

Профессия продавца-кассира мне не подошла. Но я уверена, что есть супермаркеты, где права сотрудников не нарушаются. И есть люди, которым понравится работа продавца. Просто для этого нужны определенные семейные условия и внутренние качества.

Работа подойдет вам, если:

  • вы общительны, приветливы и отзывчивы. Вот я интроверт: вместо того, чтобы шутить и улыбаться покупателям, мне часто хотелось закрыться в тишине и почитать книжку;
  • у вас пока нет семьи, молодого человека или девушки. Тогда никто не будет обижаться, если вы станете работать без выходных;
  • у вас крепкое здоровье и нервы. И вас не пугает весь день стоять на ногах и общаться с неадекватными покупателями;
  • вы не против униформы;
  • вам интересна сфера торговли, вы хотели бы в ней развиваться. В супермаркете можно быстро сделать карьеру даже без образования. Например, на моих глазах заведующая кухней стала директором магазина, продавец со средним образованием — товароведом, а кассир с «корочками» бухгалтера — сначала старшей по смене, а затем — директором.

Главное, чтобы ваше рабочее место было комфортным, а права не нарушались.


Хотите написать такую статью для Т⁠—⁠Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.

Автор коллажа — М К, Фотография — Андрей Самсонов / ТАСС
Оксана Мосеева
Оксана Мосеева
Что думаете о моей работе?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯

А еще
- вам должны были оплатить стажировку
- вас не могли вызвать на сверхурочную работу без вашего согласия
- вам не могли запрещать хоть все 44 дня в отпуск
- вам должны обеспечить нормальные перерывы,
- вам должны обеспечить место для приёма пищи
- вам должны сокращать рабочей день в жару

вы могли дождаться увольнения, потом написать жалобу в трудовую инспекцию, восстановиться, получить денег за это время
а директор магазина получил бы не хилый штраф

164
Юлия Хара

тьфунатебя, "все, что вам должны, вам прощают" (слегка перефразируя). Я работала продавцом с конца девяностых годов до 2006 года (тогда я получила диплом института, и смогла распрощаться с этим каторжным трудом), тогда о своих правах и вообще о том, что есть ТК РФ, мы даже в подсобных помещениях друг с другом не говорили. Нарушение прав.. Ха! А кормить нас кто будет? Семейных продавщиц у нас единицы были, в основном - молодежь, матери-одиночки, "понаехавшие", деревенские из ближайших поселков. Я относилась к категории "понаехавшие"+мать-полуодиночка (муж был, но бывший и пьющий). А магазин, в котором я трудилась 4 года, был лучшим в нашем небольшом городе на тот момент - по зарплате (хоть и "черной"), и по престижности местонахождения. Так что не особо побегаешь с места на место.

31
Юлия Хара

13.04.22, 20:45

Отредактировано

Юлия, О да, я тогда работала в колбасном отделе недолго, в овощном, в кондитерском. С тех пор никогда не беру колбасу в местной нарезке и всем знакомым советую то же по таким причинам, которые точно знаю и видела сама: 1) колбаса 99% старая, 2) неизвестно, насколько чисты нож на слайсере, руки продавца и тара, в которую эти ломтики укладывают.
С тех же пор, покупаю хлеб, сыр и колбасу только в заводской упаковке (я прекрасно понимаю, что стерильных условий нигде нет, но так я ограничиваю количество грязных рук, касающихся моей предполагаемой еды). А также, исходя из своего опыта, очень трепетно изучаю срок годности на молочной продукции: у нас в магазин привозили утром молочные товары, сгружали посредине коридора и до самого вечера это все стояло в жару на полу - а продавцу было пофиг, чтоб убрать это все в холодильник: "мне некогда" либо "сигарета сама себя не покурит"

40
Виктория

Юлия, колбаса- вредная еда.она заманчива,но опасна.вернее- не полезна

0
Юлия Хара

Виктория, я беру колбасу один-два раза в год - потому что муж очень любит салат "Оливье" (делаем Оливье на новый год и его день рождения). А я с тех времён не переношу колбасу, йогурты, творожные сырочки, всякие "роллтоны" и "Доширак"... Свое питание дааавно уже свела к "интуитивному" (считаю именно это и послужило причиной того, что я накануне своего 50-летия при "сидячей" работе и полном отсутствии спорта в моей жизни из-за больной спины имею вес 54 кг, и ношу одежду 44-46 размера)😁 так что о вреде колбасных изделий, консервов и прочей "дряни и химозы", я как человек, имеющий высшее образование и любящий себя, имею представление

7
Андрей Шарапов

16.04.22, 18:07

Отредактировано

тьфунатебя, Вы всё красиво и замечательно пишете. Исключением является лишь то, что на многих предприятиях РФ "должны" - превращается в "не хочешь - никто не держит". Многие предприятия являются государством в государстве, где "свои" правила и законы. И работнику остаётся 2 основных пути: Молчать и работать дальше; Война и увольнение.
А так да, отстаивать свои трудовые права возможно для любого трудящегося.

9
Руслан Прокопенков

тьфунатебя, снимите розовые очки и протрите свои глаза!

4
тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯

Руслан, а?

Изображение пользователя тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯
15
Руслан Прокопенков

тьфунатебя, именно! Все кто нам должен мы прощаем.

0
Алексей Малахов

тьфунатебя, так же штрафы денежные являются не законными

2
Граница

тьфунатебя, а как это всё доказать? Слово работника против слова работодателя

0
тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯

Ксения, это надо фиксировать - фоткать, записывать и т.д.
Звучит глупо, но альтернатива - ничего не делать

4
0
Мария

"На складе нас часто ждала целая тележка просроченной колбасы. Я брала ту, что без плесени, прожаривала и ела. Но потом заработала легкое отравление и стала кормить ей только питомцев" — никогда бы не дала своему котеньке то, чем отравилась сама О_О

136
Мила

Мария, тоже глаза задергались от такого. Автор своих питомцев явно не бережёт.

50
Траблшутер

Мила, она себя не бережёт, а вы про питомцев.

107
Wegeograph

Мария, непонятно зачем заводить питомца если не можешь прокормить даже себя

39
Оксана Мосеева

Wegeograph, в частном доме без собаки нельзя

3
Саша Уткина

Оксана, собак тоже нельзя кормить тухлой колбасой. Не говоря о том , что и просто колбасой кормить нельзя.

40
Мария
Герой

14.04.22, 07:28

Отредактировано

Оксана, поэтому путь лежит у ворот и отпугивает хулиганьё своим отравленным и голодным видом?

23
Павел Басистов

Оксана, зачем нужна собака в частном доме?
Вот у меня в деревне пару соседей завели себе пустобрехов во дворе. Вечный лай. А какой смысл? Захотят обнести - хлопнут собаку и все.

17
Вершина Эволюции

Оксана, так корми
То есть нормально

3
MagnusMagnussøn

Мария, я тоже в шоке.
Давать животному колбасу, в которой и нитрит натрия и куча красителей, и прочей химозы, да ещё и просроченную.((
Жесть как она есть

9
Надежда

Мария, тысячу раз "да")))

7
Оксана Мосеева

Игорь, у меня один ребенок. Если вы не против, конечно. И да, я училась. Хамством на ваше хамство не отвечу. У меня иммунитет уже выработался

101
0
ТиграБенгальская

А хотите расскажу почему все так? И как мне подставным лицом работать предлагали? Поясняю. Вас в штате нормальное количество. А физически мало. Т е " мёртвые души"- якобы трудоустроенные люди, на чьи карточки получает зп ваш директор/управляющий. Ему- прибавка к зп, вам- прибавка геморроя во всех смыслах

93
Оксана Мосеева

ТиграБенгальская, это просто ....не знаю как корректно выразиться.

12
ТиграБенгальская

Оксана, о, в гиперах крупных сетей много таких приколов. Очень очень много!))) Есть где разгуляться пытливому журналисту. Я подобного образования не имею, но зайдя на предприятие просто клиентом уже много замечаю( не только ритейл, другие направления). Попробуйте приложить силы в этом направлении)))

24
Ирина Лыкова

ТиграБенгальская, я как-то видела как мужчина в Ашане случайно уронил расфасованный лоток с орехами, видимо испугался что его заставят платить, быстренько собрал их с пола, запихал обратно и снова поставил на полку.

2
ТиграБенгальская

Ирина, я не про поведение покупателей, хотя и это имеет место быть. Я про систему изнутри, к которой автор прикоснулась, но как что есть не увидела
Про взаимодействие магазина с посторонним. Вы вот думаете пенсионеры с голода потрашат мусорные баки именно возле них? Неа! Они просто знают, что в мешки с мусором утрамбовывают дорогой отличный товар- и таким образом выносят. Они просто забирают часть раньше назначенных " получателей". А то и сами ими являются( например, родственники персонала). И это только два примера, а такого там много

8
Вероника

Ирина, видела такое в Ленте, работник перекладывал лоточки с клубникой и уронил один на пол, все рассыпалось, он собрал и поставил с остальными как ни в чем ни бывало 😁

0
Ирина Лыкова

Вероника, ну это мне кажется не так страшно - фрукты, клубнику люди все же моют перед едой. А там были по-моему даже не орехи, а возможно гренки, или какие то хлопья, уже не помню, вообщем то, что готово к употреблению и что мытью не подлежит точно.

1
0
Совинок

«Бристоль» — элитный супермаркет

Серьёзно?

77
Оксана Мосеева

Сергей, у нас в городе это так. Есть Алкошоп, Бристоль и Красно и белое. И Бристоль из них самый типа элитный . Архангельск - провинция.

27
0
Анастасия Иванова

«Он задает вполне стандартные вопросы. Например, в «Спаре» у меня спросили, кто будет сидеть на больничных с моей пятилетней дочкой» 😳
Ничего себе вопросы

52
kino

Анастасия, вы живёте в мире розовых пони? У нас в провинции процветает дискриминация по отношению к женщинам с маленькими детьми, им лучше ипотечников брать и закредитованных по самые уши - эти точно не сбегут и будут терпеть все нарушения

114
Оксана Мосеева

Анастасия, государству нужны новые люди, а когда мы их рожаем, то нас не хотят брать на работу, чтобы мы могли их прокормить. Парадокс жизни...

78
Maria Helendottir

Анастасия, это частая история для провинции. На собеседовании Сбербанке меня спросили о планах на личную жизнь, потому что «декрет — это риски»

36
Софья Власова

Maria, мне в Москве такой вопрос задавали... это не обязательно провинции проблема...
А должность то не продавца, а квалифицированного архитектора. Такие дела

40
0
Алиса Селезнёва

13.04.22, 08:11

Отредактировано

Всегда любила Spar за качество, красиво оформленный зал, вежливых кассиров, отличный ассортимент и товары на развес. Цены выше рынка, но я убеждала себя - это же магазин выше классом, чем эконом.А оказалось, вместо качества там быдо "качество", продуктами на развес можно отравиться. Жесть. Еще и коллектив так себе (никогда бы не подумала, такой персонал вежливый). Ну и хорошо, что спар обанколтился.
Светофор - удивлена условиями в магазине. Всегда казалось, что чем ниже цены в магазине - тем не более стрёмный. А, оказывается, терпимо
"В Бристоле нажала тревожную кнопку, охрана приехала через 2х мин" - странно очень для магазина с таким ассортиментом и ценниками. Не могут позволить себе охранника?
Про график 3/1 - вообще молчу. С учётом того, что у автора ребёнок - автор его практически не видит.

51
0
Романтичный реалист

Спасибо вам за откровенные отзывы о ваших работах, теперь не буду покупать готовую еду из супермаркетов, в принципе я и так придирчив к своему питанию, но иногда могу забежать после работы в магазинчик и купить жареной рыбки с гарниром каким нибудь...

51
0
Маша Романова

Практически в каждом супермаркете никто не соблюдает ТК РФ,и это очень печально.Мало того что человек работает больше чем прописано,так ещё и нет нормально обеда,и куча обязанностей,за которые не платят.Иногда мне кажется что для торговых сетей ТК РФ это просто бумажка

48
0
Руслан Прокопенков

Порядочных и трудолюбивых людей в стране "больших возможностей" превратили в рабов. И так во всех сферах деятельности, будь это торговля, образование, медицина и т.п.. Во что превратилась россия за последние 20 лет?, люди злые стали, алчные, зависливые, как волки смотрят друг на друга и пашут на износ, гробят своë здоровье за шапку сухарей.

40
тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯

Boris, загнивающая Европа, что с неё взять...

36
Boris Köln
Герой Т—Ж 🏆

тьфунатебя, да, "загнивание" тоже есть. Тогда это выставляют бесплатно на улицу. Приходится ковыряться в этой помойке. Вот, например:

Изображение пользователя Boris Köln
47
Телеопер

Boris, У нас во многих супермаркетах "витринные" фрукты намного хуже...

44
Алиса Селезнёва

Boris, хаха, получше, чем на прилавке Дикси)

31
Алиса Селезнёва

тьфунатебя, в Петербурге все Spar были потрясны - как будто заходить в магазин премиум-класса. Фрукты свежие, прилавки красивые, большой ассортимент. Как будто мы о разных магазинах говорим.
А так да, согласна - какой директор, такой и порядок будет в магазине. Если директору наплевать - то и в магазине будет гнилью вонять (привет Семишагову!), и овощи-фрукты все в плесени (спасибо, Дикси!)

35
0
Irzi
Герой

13.04.22, 14:43

Отредактировано

Вообще, конечно, у меня не то чтобы случилось откровение, но ощущения неприятные от такого рассказа возникли (зато подробного и откровенного — за это спасибо). Очень хочется надеяться, что так не везде (теперь даже как-то не по себе от похода в любимый "Eurosrap", хотя, как кто-то уже писал, спар спару — рознь). Но опыт, наверное, в какой-то мере ценный (или бесценный — кому как). Интересно, какую профессиональную траекторию вы выбрали после работы в супермаркетах и насколько было сложно (или просто) сменить профессию на другую?

33
0
Vladimir K-ch

Какая жесть. Вот кому надо лучи сочувствия. Не зря в России на такой работе много мигрантов..
У нас в Узбекистане более человеческие условия работы в супермаркетах(знаю от друга), но это лишь по причине их околоэлитности. Пока еще нет дешевых сетей наподобие "Дикси". И зарплата вменяемая по нашим меркам, даже обедом кормят(и ужином на суточных сменах).

30
0
Елена

Я сама начинала продавцом, доросла до директора, и больше десяти лет отдала сетевым магазинам, уволилась пятого апреля, перед увольнением два года провела на больничном, а сейчас пытаются понять где моя компенсация за отпуск, за 107 дней всего 50000, а я была директором магазина. При чем я выполняла свою работу, и работу кассира, грузчика, товароведа и даже уборщицы. Так в Пятёрочке, Верном, Магните. Я очень люблю свою работу, но руководство не ценит людей, не понимает что штат надо увеличивать, а не уменьшать. Поэтому работа продавца-кассира даже если нравится не для женщины. При всём этом у меня высшее образование, я когда то бросила, а потом всё равно доучилась. Люди в сетевых магазинах которые работают, они практически рабы, пока не уволились.

28

Сообщество