«Кайф вперемешку с удивлением»: Ника с мужем заканчивают ремонт и встречают Новый год
Серия 12: герои переезжают и закупают необходимые для быта вещи
Это последний выпуск сериала Т—Ж о ремонте в сталинке.
Ника и Андрей завершили основные работы, хоть и с опозданием. Они хотели переехать к 1 сентября, но сделали это только в середине ноября и теперь постепенно обживаются на новом месте. В финале проекта Ника рассказывает, что произошло с середины августа, и показывает, как квартира выглядит сейчас.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Смена прораба
Написала этот заголовок и сама себе не поверила. Ну в смысле — менять прораба, когда основные работы завершены уже на 90%? Но из песни слов не выкинешь — мы действительно отказались от услуг Дмитрия. Это произошло за день до выхода одиннадцатой серии.
Нам оставалось зашпаклевать стены, поклеить обои и покрасить кухню, положить плитку в ванной. Пол и потолки должны были делать другие мастера. По сравнению с масштабом работ, которые остались позади, это действительно пустяки.
Но время шло, а процесс не двигался: так, за последнюю неделю Дмитрий с помощником зашпаклевали только часть кухни. И все — больше ничего сделано не было, да и к той шпаклевке у нас были вопросы: слой положили неровно, виднелись явно различимые просветы, хотя мастера уверяли в хорошем качестве работ.
И еще одна вещь в квартире не менялась — запах перегара. В начале июля я уже писала о том, что от наших рабочих иногда было неприятное амбре, но после устного замечания ситуация как будто исправилась. В августе все вернулось, а разговоры уже не помогали. Работы застопорились, у рабочих на столе всегда была какая-то еда — читай, закуска. Нам было неприятно, что квартира используется в качестве рюмочной, — решили прощаться.
Муж написал Дмитрию, что мы заканчиваем сотрудничество, и попросил забрать вещи. Кстати, в этот момент муж нашел в ведре из-под штукатурки пару бутылок с самогоном — протянул их Дмитрию с легкой улыбкой. Впрочем, бывший прораб только пожал плечами.
Новые рабочие
Замену Дмитрию искали на «Профи-ру». Одна девушка нам очень понравилась: профессионально осмотрела квартиру, четко и по делу отвечала на вопросы. Но она работала одна, и поэтому работы только по шпаклевке растянулись бы на полтора месяца. Нам такое не подошло: слишком долго. Но в итоге приглашали ее на приемку работ по шпаклевке.
На финальном этапе все работы зависели друг от друга: сначала нужно было зашпаклевать, только потом клеить и красить, после — полы, за ними — потолки и двери. Получалась цепочка: чем быстрее мы заканчивали бы один этап, тем раньше начинался бы следующий.
В итоге мы нашли бригаду, которая обещала расправиться со шпаклевкой за две с половиной недели. Спойлер: качество работ нас устроило, с этими ребятами мы и закончили все оставшиеся работы. Точнее, с одним мастером из этой бригады: Антон положил плитку, покрасил, поклеил обои, установил сантехнику и положил плинтус. Ну как — почти закончили. Вы будете смеяться, но Антон на самых последних этапах, когда оставалось только покрасить плинтусы, тоже ушел обниматься с бутылкой.
Забавный факт: после прораба Дмитрия остались косяки. Например, он неправильно обшил ригель в гостиной гипсокартоном и оставил слишком большие зазоры между ванной и стеной. Чтобы исправить ошибки, мы приглашали нашего первого прораба Александра. Когда он пришел в первый раз, я его встречала внизу — он бежал наверх, перепрыгивая через ступеньку. Видимо, так хотелось посмотреть, что стало с квартирой. Эх, Саша, а ведь это все мог бы сделать ты сам.
Поездки в школу
В августе я писала, что мы рассматриваем несколько вариантов быта до переезда. В итоге выбрали тот, что советовали в комментариях и к которому сами склонялись больше всего: продолжили жить в деревне и каждый день возили ребенка в школу.
В школе сыну надо быть уже в 07:45 — первоклашек просят приходить за 15 минут до начала уроков, чтобы они успели переобуться и подготовиться. Поэтому каждый рабочий день мы вставали в 06:25. Дальше утро было рассчитано по минутам: 10 минут на умывание, затем я шла будить сына.
Пока сын умывался и одевался — это еще 20 минут, — я собирала ему ланч-бокс, наливала чай в термокружку и накладывала кашу из мультиварки в контейнер. Муж в это время заваривал нам кофе и прогревал машину. Еще 10 минут на куртки и ботинки — и в 07:05 мы уже выезжали. Из деревни до школы около 40 минут дороги — с небольшим запасом на светофоры. Иногда свекор, святой человек, предлагал нам немного поспать и сам отвозил внука в школу.
В целом к такому графику привыкли довольно быстро. Сыну было немного тяжело вставать утром, зато на ночь он укладывался уже в 21:30 — такого никогда еще не было.
Работа во время ремонта
В сентябре мы отвозили ребенка, смотрели состояние ремонта и уезжали обратно в деревню. Вечером сына с продленки забирал свекор или муж — все зависело от расписания наших рабочих встреч.
Но потом чистовая отделка стала требовать нашего присутствия днем — в итоге мы стали оставаться в квартире на все рабочее время. Это было сложно и непривычно: у нас не было двери в туалет — приходилось ходить по соседним кафе, не было отопления — работали в двух толстовках и куртках, не было нормально подключенной воды — ее набирали над унитазом из шланга, подсоединенного напрямую к гребенке. К счастью, были старый чайник и микроволновка, поэтому не все было потеряно.
Сейчас этот этап ремонта вспоминаем с ухмылкой — будем потом правнукам рассказывать.
День факапов
С августа нам оставалась чистовая отделка: шпаклевка, краска и обои на стены, натяжные потолки, укладка покрытия на пол. Тут все было довольно прозаично и даже неинтересно для целой главы в сериале: рабочие пришли, сделали, получили деньги, ушли.
Впрочем, один день мне все-таки запомнился. Тогда наперекосяк пошло все, что могло. Нам натягивали потолки в гостиной — ничего, как говорится, не предвещало. Наивные.
Сначала мы выяснили, что не сможем сделать скрытый карниз в гостиной. Там Дмитрий неправильно просчитал геометрию комнаты: со скрытым карнизом нам пришлось бы опускать потолок — в итоге он бы сильно перекрыл дверцы ниши над рабочей зоной.
Ну что ж, давайте делать накладной карниз — будем обыгрывать шторами. Я тогда уже летала на реактивном помеле: ну как так, самая нарядная комната — и самый некрасивый карниз.
Потом монтажник потолков заметил, что в коридоре пахнет газом. Мы спешно вызвали аварийку — и мастера действительно подтвердили утечку. Но не в коридоре — там надо было лишь вентиль подкрутить, а в ванной.
Вот этого мы точно не ожидали: как так, мы же переваривали там трубы через официальную службу. У нас спросили бумаги и имена мастеров — вы не представляете, сколько раз я себя тогда мысленно похвалила за то, что переплатила и настояла на официальных работах!
Но и на этом день не закончился. В обед монтажники потолков уехали на фабрику за полотном. Через полчаса отзваниваются мужу: «В общем, на фабрике сломались машины и все полотна выходят с браком. Директор лично поехал в Москву за новыми».
После услышанного на смену реактивному помелу пришел истеричный смех. Впрочем, через неделю нам потолки все-таки сделали — стало красиво.
Переезд и новоселье
Мы переехали в квартиру в середине ноября — сразу после того, как поставили кухню. Диван и кровать для ребенка у нас уже были, а остальную самую нужную мебель забрали из Подольска.
Заказывать профессиональный клининг я не стала: за наш метраж просили не менее 25 000—30 000 ₽. Мы с мужем решили, что потратим эти деньги на обустройство, а уберемся сами. В итоге он отмывал полы и стены, а я — плитку, кухню, мебель и другие мелкие предметы. Мне сделали скидку: за неделю до переезда я повредила мениск и с трудом ходила.
За день до переезда мы купили телевизор в гостиную: посчитали, что и самим будет интереснее убираться с музыкой на фоне, да и ребенка будет чем занять. Выбрали модель Hisense на 65 дюймов, оплатили в «М-видео» — попали на неделю Черной пятницы и получили хороший повышенный кэшбэк, который в декабре потратили на два других телевизора в спальни, пылесос и посуду.
В итоге сэкономили на технике порядка 50 000 ₽ — и это действительно была скидка, мы сравнивали цены на сайтах других магазинов и не покупали вслепую.
Итоги ремонта
Через пару дней после переезда мы навели порядок и пригласили в гости семью: свекра, прабабушку и брата мужа. Было приятно видеть, как они ходят и осматривают каждый уголочек квартиры. Бабушка без конца восхищалась: «Ну все поменяли, ну до чего же красиво». А брат взял несколько идей и контакты мастеров для своей квартиры.
Свекру больше всего понравились стеклянные перегородки между коридором, кухней и кабинетом. С ними и правда помещение смотрится совсем по-другому: стало больше света, стиля и легкости.
Итоговый вид квартиры нам очень нравится. Помню свой восторг, когда мастер нарисовал цветные арки на стене в кухне. Я смотрела на них, потом на дизайн-проект, а потом снова на них — и такая: «А что, так правда можно?»
Конечно, не все еще доведено до идеала — просто потому, что закончились деньги. Тем не менее мы уже обзавелись основными вещами, подключили технику и спокойно живем целый месяц. Шкафы, зеркала, элементы декора, экраны на батареи — дело наживное.
В нашем ремонте есть огрехи. Так, на стене в гостиной видны следы клея, но их можно отмыть. В санузле криво оштукатурены откосы, а на кухне надо было сделать еще один светильник.
План электрики переделывали уже в процессе, поэтому датчик теплого пола в ванной у нас теперь в коридоре — в ванной его после всех переносов просто не учли.
В коридоре получился светофор из выключателей: черный выключатель, белый регулятор теплого пола и серый светильник для дежурного ночного освещения. Это выглядело ужасно некрасиво — в итоге я попросила рабочих покрасить серый и белый выключатели обычной черной краской из баллончика. Получилось лучше — а такому подходу удивилась даже дизайнер, взяла его на заметку.
Ну что ж — я еще не встречала человека, который сделал ремонт идеально, без единой зацепки. Да и к тому же абсолютно все знакомые и даже дизайнер сказали, что через пару месяцев мы просто перестанем замечать эти недочеты.
Уют и обустройство
Елка. Еще в самом начале ремонта я поняла: хочу живую елку, чтобы было как в детстве, когда мама на кухне жарит картошку, а папа приносит заснеженное дерево. Моя последняя живая елка стояла дома в 2002 году — помню, папа был в Чечне в командировке, и я плакала, потому что боялась, что традиция на этом закончена.
А елку принесли папины сослуживцы, и потом папа до нас дозвонился — и это было ощущение огромной радости. Такую же радость мне хотелось получить сейчас, поделиться ею с сыном.
В точности повторить этот ритуал не получилось: картошку жарила я, а елку нам привезли с доставкой из интернет-магазина. Но вышло все равно красиво. Мы даже засняли классическое для этой поры видео: муж разрезал упаковочную сетку, а ветки вываливались из нее с эффектом хлопушки. Мы с сыном стояли и хлопали в ладоши от восторга.
Украшали на следующий день после доставки — тоже всей семьей. Мы с мужем накрутили гирлянду, сын развесил игрушки, а я сделала декоративные подарки. Может, оно и не выглядит как на рождественских открытках, но мы в восторге — и это главное.
Постельное белье. Еще мне очень хотелось сделать для квартиры что-то самой, а то я просто с карты оплачивала покупки, и все. Хотелось чего-то душевного, уютного, милого. И поэтому, когда я в сентябре увидела рекламу очных курсов кройки и шитья, сразу записалась.
Мастер пообещала, что каждый новый студент уйдет с лоскутной подушкой, комплектом постельного белья и футболкой. А я как раз забрала папину швейную машинку и привезла ее в Коломну. В общем, звезды сошлись, я вспомнила давно забытые уроки трудов и, кажется, обрела новое хобби.
Шторы. В них заключается одно из главных ощущений уюта. Считаю, что нам очень повезло с исполнителями. Шить сама я не стала — попросту испугалась не найти материал или испортить его в процессе, потратить время и получить не тот результат.
В итоге обратилась в несколько коломенских салонов на замеры — и никто не пришел в означенное время. Это меня удивило до кончиков пальцев: у меня пять окон, я хочу блэкауты и римские шторы — заказ довольно денежный. Но нет, видимо, коломенскому бизнесу это неинтересно.
Потом я искала на «Профи-ру», но там меня не устроила цена: мастера навскидку говорили примерно о 160 000 ₽. Ну и сроки тоже — в основном обещали на «после Нового года», хотя заказывала я в середине ноября.
Наконец, я написала женщине, которая шила шторы для нашей квартиры в Подольске, — у нее своя мастерская и салон в Видном. Татьяна сразу приехала, сняла замеры и показала образцы ткани. Главное — пообещала выполнение за десять дней. Пообещала и сделала, шторы получились прекрасными. За два комплекта полных блэкаутов, парадные шторы в гостиной, два комплекта римских штор мы заплатили 127 000 ₽.
И о погоде
Мы с мужем сами себе до сих пор не верим: неужели весь ремонт уже в прошлом? Неужели мы встретили Новый год так, как и хотели? Неужели можно смотреть телевизор в одной комнате, а потом пойти спать в другую? И знаете, мне нравится это ощущение кайфа вперемешку с удивлением.
Да, я осознаю тот факт, что мы сделали ремонт, как принято говорить среди комментаторов, «в чужой квартире». Но мы осознанно шли на этот риск, приняли его, осознали и переварили — значит, все в порядке, если верить педагогам с недавно пройденного мной курса по управлению рисками проектов в ВШЭ. И свекор, опять же, как писали в комментариях, «на сцену» не вышел.
Кто-то из знакомых нам говорил, что на потраченные 6 000 000 ₽ мы могли бы купить свою квартиру. Но тут сразу вопросы. Где и какую, какая площадь? Даже в моем родном городе в 1100 км от Коломны двухкомнатная квартира в центре с видом на СИЗО стоит около 10 000 000 ₽.
Второй вопрос — деньги на ремонт мы планомерно копили и зарабатывали весь год, единой суммы сразу у нас не было. Да и вообще, к чему все эти оправдания — про выбор жилья я рассказала в первой серии.
В сентябре я вступила в права наследства по имуществу своего папы. Теперь у меня есть участок земли с домом, до недавнего времени была квартира — сейчас я ее продала, чтобы купить жилье родному брату. Но вот вопрос, счастлива ли я, что теперь у меня есть собственность? Нет. Такой ценой — врагу не пожелаешь.
А на деньги от наследства мы купили участок земли под будущую дачу недалеко от Коломны. Но сериал про дачу я точно не потяну морально, да и растянется он на несколько лет. Поэтому спасибо всем, кто читал выпуски сериала про ремонт квартиры, комментировал их и поддерживал. Это был хоть и отчасти негативный, но интересный опыт.
Затраты на ремонт — 6 422 127 ₽
Оплата рабочим | 1 343 400 ₽ |
Мебель и кухня | 971 930 ₽ |
Чистовые, черновые и расходные материалы | 869 350 ₽ |
Окна, двери и перегородки | 773 136 ₽ |
Бытовая техника | 513 480 ₽ |
Пол и укладка | 465 162 ₽ |
Сантехника и материалы | 403 232 ₽ |
Оплата дизайнеру | 315 000 ₽ |
Демонтаж | 290 963 ₽ |
Электрика — работа и материалы | 192 639 ₽ |
Прочие мастера и работы | 99 500 ₽ |
Отопление и радиаторы | 79 935 ₽ |
Работа грузчиков | 67 400 ₽ |
Согласование перепланировки | 37 000 ₽ |
Затраты на ремонт — 6 422 127 ₽
Оплата рабочим | 1 343 400 ₽ |
Мебель и кухня | 971 930 ₽ |
Чистовые, черновые и расходные материалы | 869 350 ₽ |
Окна, двери и перегородки | 773 136 ₽ |
Бытовая техника | 513 480 ₽ |
Пол и укладка | 465 162 ₽ |
Сантехника и материалы | 403 232 ₽ |
Оплата дизайнеру | 315 000 ₽ |
Демонтаж | 290 963 ₽ |
Электрика — работа и материалы | 192 639 ₽ |
Прочие мастера и работы | 99 500 ₽ |
Отопление и радиаторы | 79 935 ₽ |
Работа грузчиков | 67 400 ₽ |
Согласование перепланировки | 37 000 ₽ |