Психологи считают, что близкие отношения возможны, только когда два человека слышат друг друга. Навык активного слушания помогает сосредоточить внимание на словах собеседника и продемонстрировать, что он интересен и важен для вас. Это сближает людей и снижает вероятность конфликтов. Вот основные приемы активного слушания.

👂 Присутствуйте в моменте и запоминайте

Обычно человек запоминает только то, что касается его. При активном слушании нужно, напротив, постараться полностью сосредоточиться на собеседнике, его словах и жестах. Это позволит вам лучше его понять и запомнить, что он говорит, а еще — продемонстрировать, как он вам важен.

Смартфон и другие гаджеты на время разговора стоит отложить: они будут рассеивать фокус внимания

🫂 Реагируйте на слова собеседника

Время от времени подчеркивайте, что вы понимаете собеседника.

Вот пример.

Собеседник: «Сегодня был ужасный день. В офисе отключилось электричество, и я не успел закончить работу. Значит, завтра в два раза больше дел».
Вы: «И правда тяжелый день! Электричество так и не включили? Что сказал начальник?»

Соглашаться или одобрять все мысли, чувства и поступки необязательно. Достаточно признавать, что они небеспричинны. В психологии это называется валидацией.

Также важно реагировать не слишком эмоционально, не осуждать собеседника и не спорить с ним. Иначе вы рискуете потерять контакт

😔 Дайте собеседнику возможность помолчать

Паузы в разговоре — особенно если он сложный и эмоционально насыщенный — совершенно нормальны. Они дают возможность собраться с мыслями, подобрать слова или снизить уровень напряжения, если речь идет о чем-то неприятном.

Если в какой-то момент собеседник замолчит, не задавайте ему вопросов и не торопите его. Лучше наберитесь терпения и тоже помолчите, но показывайте, что поддерживаете человека. Например, не прерывайте зрительный контакт, не берите в руки смартфон. Если это уместно, возьмите за руку или похлопайте по плечу

❓ Задавайте вопросы

Вопросы помогают уточнить детали произошедшего, больше узнать о чувствах и переживаниях собеседника, показывают вашу вовлеченность.

Лучше всего подходят открытые вопросы — такие, на которые собеседник не сможет ответить просто «да» или «нет», а должен будет что-то рассказывать, объяснять, уточнять.

Например, «Что ты об этом думаешь?», «Что собираешься теперь делать?», «И как она на это отреагировала?», «А что еще было в тот день?».

🗣️ Перефразируйте

После того как собеседник выговорится, попробуйте сформулировать то, что он сказал, своими словами.

Это покажет, что вы внимательно слушали, и поможет обоим убедиться, что вы все поняли. Если нет, у собеседника появится возможность что-то уточнить или получше объяснить.

Можно начать пересказ с фраз «Ты имеешь в виду, что?..» или «Правильно ли я понимаю, что?..» либо выбрать свой, менее формальный вариант

😶 Не давайте непрошеных советов

Часто людям, которые делятся своими переживаниями, нужно, чтобы их просто выслушали, поняли и поддержали. Советы, как им лучше поступить, и рассказы о том, что бы вы сделали на месте собеседника, могут вызвать раздражение.

А если вам все-таки кажется, что человеку нужен совет, сначала вежливо уточните: «Тебе нужно как-то помочь? Подсказать что-нибудь?» Если ответ положительный, действуйте

🤝 Правильно завершайте разговор

Когда собеседник полностью выскажется, уточняющие вопросы будут заданы, а чувства и мысли — валидированы, важно подытожить разговор.

Например, поделитесь эмоциями и впечатлениями: «Мне так жаль, что тебе пришлось через это пройти», «Я вижу, для тебя это важно». Постарайтесь не перетягивать одеяло на себя: ваша задача — не рассказать о своих чувствах, а показать, что сочувствуете собеседнику или хотя бы понимаете его.

Если вы собираетесь позже продолжить этот разговор, кратко перескажите содержание и выводы, к которым пришли. Это даст вам обоим чувство завершенности и создаст базу для дальнейшего обсуждения

🌸 Все о психологии

Дважды в месяц присылаем письма тем, кто хочет улучшить отношения с близкими

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
*Еже

Мне всегда очень приятно, когда я делюсь с человеком чем-то, и он спустя время интересуется у меня как все решилось или чем закончилось)

Хотя я уже и забыть могу сама об этом, но то, что человек так внимателен и помнит, очень подкупает)

16
0
Кактус в иголках

Могу себя назвать отменным слушателем.
Приватные беседы на 80% состоят из монологов моих собеседников. Но есть и обратная сторона - я далеко не всегда умею говорить и выговариваться.

8
Alexey

Кактус, я уверен, что авторы этих монологов считают вас очень хорошим именно собеседником, а не слушателем. Потому что они просто не замечают ваше молчание во время разговора, а видят и слышат именно ваше участие!)

4
Ольга Н

Кактус, у меня такая же история. Причём выговариваются мне не только девушки, но и парни.

0
0
Я из Миссури

Моё мнение - в советах нету ничего плохого, и иногда лучше промолчать или отшутиться, чем выдать дежурное "как я тебя понимаю".
Про советы писал уже в соответствующем посте про них, но у нас угрожающе развивается культ "не давай советов если не просят", хотя, имхо, проблема вообще не в самих советах. Проблема в том что люди смешивают указание что делать (родительское "надень шапку" когда лучше бы тебе ее надеть, а то скандал) и просто невежливое общение/принижение собеседника (классические "советы" в интернете в стиле "вот ты лох, нужно было делать как я говорю") с добрыми советами.
Для меня классические "я вижу как для тебя это важно" равносильны "я вообще хз что ответить но сделаю вид что мне не пофиг". А вот когда человеку действительно не пофиг - он будет пытаться проникнуться ситуацией и подсказать решение (те самые советы).
Ну и наоборот, когда иногда хочется просто выговориться/поныть - так сразу и пишу. И люди с кем общаюсь также делают.

4
Мила

Плюсую. Совет - это просто совет. Можно принять и поступить как подсказали, или вежливо поблагодарить и сделать по своему. Но уж прям накидываться на человека, который хотел помочь - такое себе. Особенно если совет дали максимально ненавязчиво.

4
0
Михаил Шардин

А что в телефоне нельзя сидеть в моменте разговора?

0

Сообщество