18 признаков благоустроенного города, в котором комфортно всем
Больше половины россиян считают свои города и села комфортными: 47% опрошенных выделили удобный общественный транспорт, 45% — озеленение улиц, а 44% — благоустроенные дворы. Вместе с партнером компании и руководителем архитектурного блока Проектного бюро М4 и выпускницей программы «Архитекторы.рф» Викторией Симаковой узнали, какие есть признаки у благоустроенного города и почему они важны.
Продуманные инженерные сети
Водопровод, канализация, газовые коммуникации не видны на улице, но именно с них начинается проектирование территории. Поэтому важно поддерживать инженерные сети в рабочем состоянии и синхронизировать их ремонт с другими проектами благоустройства. Например, сначала стоит обновить сети водоснабжения и водоотведения, а после укладывать тротуарную плитку и высаживать кустарники
Спрятанные под землю провода
Многочисленные кабельные линии электропередачи, интернета, видеонаблюдения закрывают небо, фасады и создают визуальный шум: загромождают пространство и отвлекают внимание. Поэтому стоит прятать их в кабельные коллекторы — так, например, начали поступать в Москве
Грамотная дорожная сеть
Маршруты автомобилистов, общественного транспорта, велосипедистов и пешеходов должны сочетаться между собой и не мешать друг другу. Если тротуар внезапно обрывается и по нему гоняют курьеры на байках — потоки пользователей не продуманы и создают потенциальную опасность. Один из примеров удачно обустроенной дорожной сети — улица Кирова в Глазове, где маршруты пешеходов и велосипедистов разведены.
При проектировании парков, скверов и других пешеходных зон важно предусмотреть прогулочные и прямые транзитные пути. По последним можно добраться из одной точки в другую максимально быстро. Если архитекторы не учтут эти маршруты, на газонах появятся вытоптанные дорожки
Дороги правильной ширины
Раньше дорожные полосы в городах проектировали с запасом, поэтому многие из них слишком широкие — 3,5 или 4,5 м. Сейчас их сужают — например, в Москве уменьшили полосы на нескольких магистралях, где разрешено ездить до 30—50 км/ч, до 3—3,25 м. Сужение влияет и на внимательность водителей: на узких дорогах становится некомфортно ездить быстрее разрешенной скорости. А еще это позволяет расширить тротуар или добавить велодорожку
Продуманные светофоры
Многие уверены: чем больше дорог и чем они шире, тем меньше пробок. Но это не так: на новых магистралях тоже появляются заторы. Например, в Москве возлагали надежды на Северо-Восточную хорду, но почти сразу после открытия там стали образовываться пробки.
Гораздо эффективнее решают проблему светофоры. Всего 10 лишних секунд, когда горит красный, могут добавить к пробке колоссальное количество машин. Специалисты-транспортники анализируют трафик и в специальных программах рассчитывают, насколько загружена дорога и как настроить светофоры для повышения пропускной способности. Это не универсальное решение — ситуацию всегда стоит рассматривать комплексно и учитывать дублирующие варианты проезда
Многоуровневое и разнообразное озеленение
Растения — легкие города, которые нужны для психологического комфорта и снижения стресса.
Озеленение должно быть многоярусным: от газонов и цветников до деревьев, но во многих российских городах больше не сажают кусты. При этом они нужны для визуального разнообразия и защиты пешеходов от грязи и выхлопных газов.
При озеленении стоит использовать разные виды растений: это смотрится более приятно с декоративной точки зрения и пейзаж меняется в течение года
Климатический комфорт
При проектировании стоит учитывать погодные условия. Например, в южных городах — устанавливать питьевые фонтанчики, высаживать больше деревьев с широкой кроной и располагать лавочки под ними. Там, где дуют промозглые ветра, вдоль дорог необходимо высаживать кустарниковые изгороди.
Над маршрутом от остановки автобуса до входа в аэропорт или на вокзал стоит сделать навес, чтобы пассажир с тяжелым чемоданом мог дойти без зонтика и не промокнуть. Этот архитектурный принцип называется «Сухие ноги». По нему спроектированы, например, некоторые переходы из метро на станции электричек МЦД
Качественная уличная мебель
Уличная мебель должна быть эргономичной, чтобы и пожилой человек мог без проблем сесть и встать с лавочки. Стоит выбирать природные материалы: дерево или металл, которые хорошо смотрятся и долго служат. Бетон тоже выглядит эстетично, но непрактичен: сидеть на нем можно только в южных регионах и только пару месяцев в году.
Важно, чтобы мебель не перегружала территорию и на ней было комфортно разместиться. Например, на расположенных близко друг к другу скамейках садятся редко: некомфортно общаться своей компанией вблизи другой
Хорошее дорожное покрытие
На транзитных дорогах должно быть твердое и бесшовное покрытие, чтобы по нему могли пройти люди любого возраста и физических возможностей. Прогулочные маршруты могут быть выполнены чем угодно — от плитки до деревянного настила
Отсутствие сильных перепадов высот
У спусков с тротуара должен быть комфортный угол, чтобы ими могли воспользоваться родители с колясками, люди на инвалидных креслах и туристы с чемоданами. Иногда вместо пандуса проектировщики поднимают пешеходный переход до уровня тротуара — так они показывают, что приоритет у человека
Универсальность
Благоустроенная среда должна быть комфортной для всех. При проектировании нельзя делать упор только на определенную группу: например, на незрячих людей. Если везде сделать тактильное покрытие, по нему будет трудно перемещаться родителям с колясками
Продуманный световой дизайн
В нормативных документах есть минимальный показатель освещения, но нет максимального. Порой архитекторы устанавливают источники света слишком часто или делают их чересчур мощными, из-за чего даже ночью улица выглядит как при дневном свете. Это нарушает естественные биоритмы и пугает городских птиц.
Также яркий свет попадает в окна домов и мешает жильцам. Вечернее освещение должно быть приглушенным и не слишком контрастировать с неосвещенными участками
Функциональная обоснованность
Любой архитектурный проект должен учитывать задачи территории. Например, если бульвар задуман для отдыха, стоит установить на нем лавочки. А если только для сквозного прохода, то это не обязательно.
Пример функционально необоснованного решения — качели прямо вдоль проезда: качаться с видом на транспортный поток некомфортно
Транспортная доступность
Автобусы, троллейбусы и трамваи должны быть комфортными и часто ходить, а ближайшая остановка — в радиусе 7—10 минут пешком от дома. В центре Москвы уменьшали количество парковочных мест как раз для выделенных полос для общественного транспорта.
Стоит сохранять трамваи: они не мешают другим участникам дорожного движения, не стоят в пробках, а еще не вредят экологии. Последним преимуществом обладают и троллейбусы с электробусами
Сохранение локальной идентичности
Есть понятие «дух места» — это нечто уникальное, что делает город самим собой и благодаря чему у жителей остается с ним эмоциональная связь. Поэтому архитекторы в своей работе должны учитывать специфику места: искать характерные для него материалы, цветовую гамму, уровень озеленения. Для этого проводят антропологические и социологические исследования
Единый дизайн-код
В благоустроенном городе должны быть видны фасады зданий, а не пестрые рекламные баннеры. Владелец дома не может по своему желанию перекрасить его в цвет, который выбивается из общей гаммы. Вывески разрабатывают в едином стиле, с продуманными шрифтами и их размерами
Удобство в обслуживании
При проектировании архитектору важно наладить диалог с городской администрацией и обслуживающими компаниями, чтобы они могли следить за объектом. Коммунальщикам должно быть удобно поменять лампочку, подмести территорию и вынуть мусор из урн. Габариты обслуживающей техники должны подходить под планировку и покрытие дорог
Продуманная экономика
При благоустройстве городских территорий важно синхронизироваться с местным бизнесом. Плохо, если у домов на реконструированной исторической улице будут заброшенные помещения на первых этажах с заколоченными окнами, а в парке не найдется места, чтобы выпить кофе и перекусить.
Офисы и торговые точки привлекают горожан, а предприниматели присматривают за территорией вокруг: убирают ее и не допускают вандализма
Кто помогает
Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т—Ж «Кто помогает». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах.
В январе и феврале мы рассказывали о городском благоустройстве, а в марте и апреле готовим материалы о волонтерстве. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто ее оказывает, можно в потоке «Кто помогает»
Что еще почитать о благоустройстве: