Бизнес-план нужен, чтобы понять, как бизнес будет развиваться, найти потенциальные риски и рассчитать структуру доходов и расходов. Обычно в плане все выглядит реалистично, а на деле из-за того, что план был составлен неправильно, получается совсем по-другому. Мы собрали распространенные ошибки в составлении бизнес-плана — чтобы вы могли их избежать.
🥸 Нет подробного портрета клиента
Перед запуском продукта важно разобраться, кому вы будете продавать, почему эти люди захотят купить, как они принимают решения и где им можно сделать рекламное предложение
Как узнать своего клиента
🌀 Непроверенные или абстрактные данные
Бизнес-план должен строиться на реальных, а не примерных числах, иначе финансовая модель получится некорректной. Например, вам нужно закупить три ящика сока для кафе — узнайте, сколько будет стоить партия у оптового поставщика, а не в ближайшем магазине
Где искать поставщиков
💭 Необоснованные выводы
Выводы в бизнес-плане нужно подтверждать — нельзя просто предположить, что ваш продукт будут покупать в таких‑то количествах. Можно провести опрос, интервью с потенциальными клиентами, сделать пробный запуск с минимальным бюджетом
Как проверять гипотезы
📊 Нет анализа конкурентов
Финансовой модели для бизнес-плана недостаточно — важно понять, почему клиенты будут покупать у вас, а не у других. Для этого нужно узнать цены, маркетинговые приемы и качество сервиса у конкурентов
Как работают тайные покупатели
📈 Надежда на резкий рост выручки
Даже если кажется, что идея взлетит, не стоит полагаться на интуицию в бизнес-планировании. Можно составить пару вариантов финансовой модели: оптимистичный и пессимистичный. И сделать список источников, откуда будут приходить клиенты
Как привлекать клиентов в кризис
📘 Неправильное оформление
Бизнес-план для себя можно делать в любом формате. Но для инвесторов или подачи на грант лучше узнать правила оформления документа у того, кто будет принимать решение. Не стоит делать план громоздким: соберите 25—40 страниц с графиками и иллюстрациями, а в конце дайте краткое резюме
Как составить бизнес-план
💼 Все о бизнесе — в нашей рассылке
Раз в две недели мы отправляем рассылку, где делимся последними новостями для бизнеса и кейсами предпринимателей из разных сфер
Полезные статьи для тех, кто хочет запустить бизнес:
1. Главные статьи о привлечении клиентов.
2. Акселераторы, где можно найти инвесторов.
3. Инструкции для начинающих предпринимателей.
Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.