Правительство России хочет избавиться от подделок и контрафакта, сделать оборот товаров прозрачным и понятным. Для этого их начали маркировать: производители должны наносить на упаковку специальный код, который помогает отследить путь товара от завода до покупателя. В коде зашифрована информация: где, когда и кем товар произведен, состав и срок годности.
Магазины в этом проекте тоже участвуют: они должны передавать данные о приемке и продаже товара в систему «Честный знак». Если этого не сделать, то магазин получит штраф — до 10 000 Р для ИП и до 300 000 Р для организаций. Разбираемся, как подключить магазин к системе маркировки, чтобы все работало без проблем.
Шаг 1
👚 Проверьте, касается ли вас закон о маркировке
Ситуация с маркировкой постоянно меняется: государство добавляет новые товарные группы в перечень обязательных. Сейчас нужно маркировать лекарства, обувь, шубы, товары легкой промышленности, табак, духи и туалетную воду, шины и покрышки, фотоаппараты
Товары, подлежащие маркировке
Шаг 2
🏷 Убедитесь, что ваши поставщики маркируют товары
Если магазин примет от поставщика немаркированный товар и начнет его продавать, ИП, директора магазина или организацию могут оштрафовать.
Добавьте в договор с поставщиком пункт о том, что товары должны быть промаркированы. Наладьте систему проверки наличия кодов. Если поставщик привез товар без маркировки, не принимайте его
Шаг 3
🔗 Подключите ЭДО и ЭП
Магазин должен передавать в «Честный знак» документы о товарообороте. Для этого нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Она оформляется на руководителя организации или на ИП. Сама
подпись с 1 июля 2021 года бесплатная, платить придется только за носитель — как правило, он стоит от 1000
Р.
Еще нужно подключить электронный документооборот
Как подключить ЭДО
Шаг 4
👤 Создайте аккаунт в системе маркировки
Зарегистрируйтесь в системе «Честный знак». После проверки на почту придет ссылка на созданный личный кабинет и актуальная техническая инструкция о том, что делать для подключения кассы
Как зарегистрироваться
Шаг 5
💻 Проверьте онлайн-кассу
Не все онлайн-кассы умеют по умолчанию работать с маркировками. Некоторые модели нужно перепрошить, если это технически возможно. Уточнять это нужно в центре обслуживания кассового аппарата, туда же придется нести устройство, чтобы на него установили обновления.
Если у вас подключен облачный сервис, для обновления напишите провайдеру
Онлайн-касса для магазина
Шаг 6
🔎 Купите специальный сканер или скачайте приложение
Чтобы считывать коды, вам понадобится специальное устройство — сканер для работы с кодами Data Matrix. Перед покупкой проверьте технические характеристики кассы или напишите в службу техподдержки — выясните, с какими сканерами работает ваше устройство. Сканеры продают производители касс, маркетплейсы и магазины электроники. Средняя цена —
4000—9000 Р. Или можно скачать приложение и сканировать коды через смартфон. Это бесплатно
Скачать: iOS /
Android Шаг 7
☑️ Проверьте, все ли работает
После всех настроек нужно убедиться, что синхронизация всех устройств прошла успешно. Для этого в системе «Честный знак» есть специальный сервис —
«Проверка сканера». Еще можно проверить сканер на реальной продаже. Когда товары доставят в ваш магазин, считайте штрихкод на упаковке сканером. Купите товар, выбейте на него чек в онлайн-кассе.
Если после этого он будет снят с учета в «Честном знаке», то вы все сделали верно
📩 Все о бизнесе — в нашей рассылке
Раз в две недели мы отправляем рассылку для предпринимателей. Делимся в ней последними новостями для бизнеса, полезной аналитикой и исследованиями, кейсами других предпринимателей из разных сфер
Что еще почитать о продаже товаров:
1. Как попасть на Ozon и Wildberries.
2. Как малому бизнесу продавать за границу.
3. Как подтвердить соответствие товара регламентам ЕАЭС.