В законе о защите прав потребителей есть список условий, которые нельзя навязывать покупателям: например, отказывать в продаже, если тот не сообщит номер своего телефона. За нарушение бизнес могут оштрафовать, а еще клиент может обратиться в суд и взыскать убытки. Мы собрали все условия, которые нельзя навязывать покупателям.
💵 Ограничивать в выборе способа оплаты
Клиент должен иметь возможность заплатить наличными или картой. Исключение — продавцы, которые торгуют в местности без доступа к интернету, или у которых в предыдущем году общий оборот был меньше 20 млн рублей, или если у одной торговой точки был оборот меньше 5 млн рублей
🛍 Принуждать к дополнительным покупкам
Нельзя продавать одни товары, работы или услуги только при условии, что клиент купит что-то еще. Например, нельзя отказывать клиенту в покупке кондиционера, если он не хочет дополнительно платить за установку
👤 Отказывать в сделке без передачи персональных данных
Нельзя отказывать клиенту в заключении договора, если тот не хочет передавать бизнесу согласие на обработку персональных данных, — за исключением ситуаций, когда это необходимо по закону или по сути сделки. Например, не получится доставить клиенту товар, если он не назовет адрес. Но нельзя требовать от покупателя номер телефона, если он просто приобретает товар в магазине
👋 Расторгать сделку в одностороннем порядке
Нельзя навязывать клиенту условие, что продавец имеет право расторгнуть договор без его согласия. Чтобы прекратить договор, нужно заключить с клиентом соглашение об этом.
Если же просто отказаться исполнять заключенный договор, то у клиента будет право требовать с продавца неустойку — от 0,5 до 3% за каждый день просрочки, но не более цены договора
Если же просто отказаться исполнять заключенный договор, то у клиента будет право требовать с продавца неустойку — от 0,5 до 3% за каждый день просрочки, но не более цены договора
❌ Требовать неустойку за отказ от договора
Потребитель может отказаться от выполнения работ или оказания услуг в любое время. Нельзя указывать в договоре, что он должен выплачивать бизнесу за это неустойку.
Исключение — когда нужно оплатить расходы на исполнение договора, которые продавец уже понес. Например, если продавец закупил материалы для выполнения заказа
Исключение — когда нужно оплатить расходы на исполнение договора, которые продавец уже понес. Например, если продавец закупил материалы для выполнения заказа
⚖️ Перекладывать на клиента бремя доказывания
Нельзя обязывать покупателя что-то доказывать в общении с продавцом, если это прямо не указано в законе. Например, нельзя писать в договоре, что клиент при обнаружении недостатка в товаре должен сделать экспертизу за свой счет: покупатель по закону обращается к продавцу, а уже тот разбирается, качественный он продал товар или нет
🤔 Ограничивать покупателя в выборе суда
Потребители могут сами выбирать, в какой суд подавать иск: например, рядом с домом или где заключали договор. Нельзя вписывать в договор условие, что разбирательства могут проходить только по месту работы бизнеса
💎 Все о бизнесе — в нашей рассылке
Раз в две недели мы отправляем рассылку, где делимся последними новостями для бизнеса и кейсами предпринимателей из разных сфер
Еще полезные статьи для предпринимателей:
1. Как открыть интернет-магазин.
2. Что бизнесу нужно знать об офертах.
3. Как случайно не нарушить право на товарный знак.
Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.