Рынок интернет-торговли в России постоянно растет: в 2018 году аналитики зафиксировали 330 миллионов заказов, в 2019 году их было уже 465 миллионов, а в 2020 интернет-магазины доставили 830 миллионов заказов на 2,7 триллиона рублей.

Мы изучили, какие направления в онлайн-торговле выросли, какие каналы продаж привлекают клиентов и какие товары стоит продавать за границу.

🌐 Половину товаров покупают на маркетплейсах

То есть не напрямую у продавца, а через Wildberries, Ozon, «AliExpress Россия» или «Яндекс-маркет». В 2020 году через них прошло 405 млн заказов.

Общий объем рынка маркетплейсов вырос на 108% — до 721 млрд рублей.

Средний чек заказа на маркетплейсе — 1780 Р

💁 Рынок доставки продуктов вырос в 2,5 раза

Интернет-магазины и сервисы доставки, которые занимаются только продуктами питания, продали их на 130 млрд рублей. По сравнению с прошлым годом этот сегмент вырос в два с половиной раза. Средний чек — 1880 Р.

Онлайн-фармацевтика выросла на 53%. Продукты и фармацевтика занимают по 5% в общем объеме рынка онлайн-продаж

💻 Продавцы все больше зарабатывают онлайн

В 2019 году интернет-торговля в общей структуре продаж занимала 6%. В 2020 году доля выросла до 9%.

В непродовольственном ретейле через интернет в 2019 году торговало около 14% всех магазинов и частных продавцов. В 2020 году 21% всех таких товаров покупали онлайн

⬇️ Средний чек снижается каждый год

В 2016 году стоимость средней покупки в интернете составляла 4600 Р. В 2018 году — 4330 Р.

В 2019 году средний чек упал до 3700 Р, в 2020 году — до 3260 Р.

Одной из причин падения чека исследователи называют рост ассортимента в недорогих сегментах: аптеках и магазинах продуктов питания

🍽️ Половина ресторанов в России принимает заказы онлайн

Самая высокая доля ресторанов с онлайн-заказами еды в Ростове-на-Дону, там доставку используют 57% ресторанов. Второе место у Нижнего Новгорода — 55% от всех ресторанов. Москва на третьем месте с 52% ресторанов.

Чаще всего доставку заказов, которые сделали через интернет, используют суши-бары и пиццерии: 89 и 79% от общей доли отрасли соответственно. Реже всего — кофейни и чайные: 23 и 17% соответственно

🛍️ Общепит только с онлайн-доставкой популярнее в небольших городах

Заведения общепита, которые работают только на доставку и онлайн-заказы — в формате «дарк-китчен», — распространены в городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей. Там 9,4% всех ресторанов и кулинарных проектов работают вообще без зала.

В городах с населением 100—500 тысяч жителей 7,8% от всех ресторанов работают в таком формате. В Москве и Санкт-Петербурге зала нет только у 5,3% ресторанов

🛫 Розничные продажи за границу растут каждый год

Общий объем розничного онлайн-экспорта в 2016 году составил 430 млн долларов. В 2019 году — 817 млн долларов. В 2020 году общая выручка выросла на 42% и достигла 1,16 трлн долларов.

62% этих денег продавцы получили через обычные платформы продаж типа eBay и через свои интернет-магазины, а 28% принесли продажи через платформы с собственной доставкой за рубеж, например Wildberries, Lamoda и Ozon

🗺️ Основные продажи российских магазинов — в СНГ

Причем доля СНГ растет: в 2018 году туда продавали 38% всех экспортных товаров, а в 2020 году — 50%. Основной покупатель — Беларусь, на нее пришлось 22,3% всего онлайн-экспорта.

Главные покупатели в странах дальнего зарубежья — США, туда магазины поставили 17% от общей доли экспорта.

Категория «Одежда и обувь» лидирует по доле долларовой выручки: на нее приходится 40% от всего экспорта

😎 Почти две трети заказов бизнесмены доставляют сами

В 2020 году отправили на 35% больше товаров, купленных онлайн, чем в 2019 году.

Вот кто доставлял отправления:
  • 12% — Почта России;
  • 23% — логистические компании;
  • 65% — собственные службы магазинов.
Почти у всех интернет-магазинов — 97% — есть доставка до двери. У большинства — 94% из топ-100 и 90% остальных магазинов — есть возможность заказать доставку в пункт выдачи

💼 Хотите еще больше полезной аналитики про бизнес?

Раз в две недели мы отправляем рассылку для предпринимателей, где делимся последними новостями для бизнеса и кейсами компаний из разных сфер

Данные из исследования Data Insight

Что еще полезного и интересного почитать про бизнес:

1. Как попасть на маркетплейсы для предпринимателей.
2. Что нужно знать о правилах торговли в 2021 году.
3. Как меняется рынок интернет-торговли в России.