После отключения воды сломались смесители. Кто оплатит замену?

5

На днях из-за ремонта по стояку в многоквартирном доме отключали холодную и горячую воду. В результате забиты все краны: смесители над ванной и умывальником, кран на бачке унитаза — вода через них совсем не идет. Нужен дорогостоящий ремонт, замена или полная ревизия смесителей и кранов.

Подскажите: как быть, куда обращаться, возможна ли компенсация и какая?

Аватар автора

Дмитрий Сергеев

практикующий управдом

Страница автора

Велика вероятность, что дело не в забитых кранах и смесителях. Грязь обычно засоряет сетчатый фильтр грубой очистки, его можно быстро привести в порядок без дополнительных трат. А вот если воды в кране нет, например, из-за проржавевшего трубопровода, оплачивать ремонт и возмещать ущерб должна организация, чьи действия к этому привели.

Я сталкивался с подобной ситуацией, и мне удалось справиться с ней без дополнительных вложений. Расскажу, куда обращаться и в каком порядке действовать.

Почему нет воды

Даже самая чистая вода содержит примеси. Со временем они образуют в трубах известковый налет. А ржавчина добавляет проблем.

Вы пишете, что в доме ремонтировали стояки холодной и горячей воды. Если работал сварщик, могла добавиться и окалина от сварки.

Если вода из крана перестала течь после ремонта, рекомендую действовать по следующему алгоритму.

Шаг 1

Вызвать сантехника из управляющей компании

В вашей квартире две точки, где может образоваться засор. Первая — это смеситель, о котором вы написали. Но он забивается не так часто.

Гораздо чаще засоряется так называемый фильтр грубой очистки, или косой фильтр. Это стакан с мелкой сеткой: вода проходит через него свободно, а грязь задерживается. Менять его обычно не надо — достаточно разобрать и промыть.

Так выглядит косой фильтр в моей квартире — он чаще всего установлен рядом с запорным краном. Стоимость такого фильтра в сборе начинается от 300 ₽
Так выглядит косой фильтр в моей квартире — он чаще всего установлен рядом с запорным краном. Стоимость такого фильтра в сборе начинается от 300 ₽

Подача горячей и холодной воды относится к коммунальным услугам  . В вашем случае воды нет — значит, услугу не оказывают вообще.

Вам нужно обратиться в управляющую компанию, которая, в свою очередь, обязана  :

  1. Принять обращение.
  2. Провести по нему проверку и составить акт. Вы можете присутствовать при составлении акта, подписать его и добавить замечания.
  3. Зарегистрировать обращение и в течение трех рабочих дней направить ответ об удовлетворении требования или об отказе с перечислением причин.

В жизни это обычно выглядит так. После звонка приходит сантехник из УК и перекрывает стояк. Потом разбирает фильтр, промывает и продувает его, осматривает смесители. В большинстве случаев этого достаточно — напор воды восстанавливается. Если проблему удалось решить на месте, составлять акт не нужно.

В моем случае фильтр оказался чистым и смеситель не был забит, а вода все равно еле текла из крана. Сантехник развел руками и попытался уйти со словами «Мы тут ни при чем». Я сказал, что акт о слабом напоре могу составить и без него, например с участием соседей, но в интересах сотрудника поучаствовать в этом: без подписи в акте ему будет сложно доказать, что он вообще приезжал на вызов. Сантехник смирился.

Утвержденной формы акта нет, мы составили его просто на листе бумаги: указали дату, время, написали, что сантехника вызвали из-за засора водопровода, но фильтр и смеситель чистые.

Шаг 2

Привлечь к разбирательству поставщиков коммунальных услуг

Подавать жалобу на качество услуг нужно в организацию, которая отвечает за холодную и горячую воду. В теории у таких организаций есть сайты с контактами, по которым можно позвонить или написать. Но я для подачи обращений на этом этапе рекомендую использовать портал ГИС ЖКХ.

Начните создавать заявку в разделе «Написать обращение», и вам предложат на выбор поставщиков коммунальных услуг по вашему дому. Я рекомендую составить общий текст обращения для всех и отправить его следующим получателям:

  1. Управляющей компании. Засор может образоваться не только в квартире, но и в другом месте — и тогда ликвидировать его должна именно УК.
  2. Поставщику коммунальных услуг. Поскольку речь о воде, в его названии так или иначе будет фигурировать слово «вода». Если подходящих вариантов в списке несколько, отправьте обращение всем.
  3. Минстрою. Он выступит арбитром, если УК и поставщики не смогут определиться, кто из них виноват.

После этого организации должны провести проверку, найти виновного и решить проблему.

Так выглядело мое обращение. Я отправил его в УК, водоканал, Минстрой и на всякий случай в мэрию
Так выглядело мое обращение. Я отправил его в УК, водоканал, Минстрой и на всякий случай в мэрию
Шаг 3

Проконтролировать проверку

В проверке вы можете не участвовать — это дело добровольное. Выглядит она так: в подвале дома собирается много людей, они раскручивают фильтры, снимают счетчики, подключают приборы для измерения и ищут участок, на котором упало давление.

Независимо от того, придете вы или нет, УК и поставщикам ресурсов будет сложно договориться. У них конфликт интересов: кто окажется виноватым, тот и должен возместить ущерб. Поэтому каждый будет стремиться доказать, что напор воды упал не по его вине. Граница между зонами ответственности проходит по внешней стене дома: за все трубы снаружи отвечают поставщики, а за то, что внутри, — УК.

У нас давление ниже нормативного было сразу за стеной дома. Представители УК тут же заявили: «Ура, это не мы!» — и записали это в акте. Причина оказалась не в засоренных трубах: выяснилось, что в ближайшем к дому колодце неисправны запорные устройства. Вода из них вытекала, и на дом напора уже не хватало.

В итоге протечки устранили, и вода вернулась в квартиру.

Шаг 4

Получить компенсацию ущерба

Мне не пришлось менять смеситель. Но может оказаться, что он действительно забит и вышел из строя, — тогда придется ставить новый. Кто должен возместить его стоимость, вы узнаете из ответов на обращения.

По закону официальный ответ обязаны дать все организации, в которые вы написали. У ТСЖ и управляющей компании на это есть до 10 рабочих дней со дня получения запроса. У остальных — максимум 30 дней.

Мне ответили вот что:

  1. УК — «Мы все проверили, нашей вины нет».
  2. Водоканал — «Мы виноваты, сделаем перерасчет за холодную воду».
  3. Минстрой — «УК и водоканал перед нами отчитались, виноват водоканал. В результате перерасчета вам положено 47,65 ₽».

Если бы в результате неисправности сломался смеситель, я бы точно знал, с кого требовать компенсацию: данные виновного указаны в ответах на обращения и акте, который организации составляют во время проверки. И в суде такой акт был бы доказательством.

Мне восстановили водоснабжение и сделали перерасчет на 47,65 ₽
Мне восстановили водоснабжение и сделали перерасчет на 47,65 ₽
Мне восстановили водоснабжение и сделали перерасчет на 47,65 ₽

Что в итоге

Если из крана не течет вода, это не обязательно означает, что забит смеситель.

Чтобы все выяснить, сначала вызовите сантехника из УК.

Если сантехник не поможет, напишите обращение в УК, поставщику услуг и в Минстрой. В ответах будет указано, кто виноват. С этой организации можно взыскать компенсацию за ущерб — добровольно или в суде.

Теги: ЖКХ, право
Сталкивались с коммунальными проблемами? Расскажите, как их решили и кто компенсировал ущерб:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество