Дом советов: если хотите сплотить соседей — запустите общий чат

Дом советов: если хотите сплотить соседей — запустите общий чат

Это история читателя из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Я живу в небольшом сибирском городе Бердске.

В нашем доме девять этажей, два подъезда и 72 квартиры. Жильцы в основном среднего и пожилого возраста.

В течение двух лет у нас никак с соседями никак не получалось сплотиться и собрать совет дома. Первые попытки начали предпринимать еще в 2018 году, однако на общие собрания собственников приходили единицы. Активные жильцы пытались обходить квартиры с бланками голосований, но многие просто забивали на то, чтобы заполнить их и отнести. Из-за этого нарушались сроки проведения голосования и проблемы не решались.

Мне хотелось объединить жильцов, чтобы обсуждать насущные вопросы и налаживать добрососедские отношения. Поэтому однажды я решил запустить чат. Эта идея зрела у меня в голове довольно давно. Отправной точкой послужило знакомство с Владимиром — одним из самых активных жильцов, который хотел организовать совет дома и выступить в качестве председателя.

Как я запустил чат

Я разместил на досках объявлений небольшие плакаты с информацией о чате и кратко описал его преимущества и цели. Добавил в объявление ссылку-приглашение и QR-код. Это дало где-то 20—30% охвата жильцов дома. Можно еще указать на плакате свой номер, но я этого делать не стал.

Поскольку у нас в доме много пожилых, я выбрал «Вотсап».

Вот так выглядит объявление. Если хотите — можете скачать мой шаблон и адаптировать под себя
Вот так выглядит объявление. Если хотите — можете скачать мой шаблон и адаптировать под себя

Дальше я прошелся по квартирам и записал номера желающих. Это дало еще 30—40% охвата. Если дом большой, вряд ли получится собрать все телефоны за один заход. Но можно делать это постепенно, как будут появляться силы и время. Остальные присоединились к чату, узнав о нем по сарафанному радио.

В итоге 80% жильцов стали участниками домового чата за полгода-год с момента, как я начал его развивать. Мы стали общаться, лучше узнали друг друга и начали оперативно обсуждать коммунальные вопросы. В результате провели голосование по совету дома и решили вопрос капитального ремонта крыши — у нас спецсчет, поэтому мы сами можем выбирать, когда и куда пускать деньги из фонда капремонта. Еще с помощью чата мы организовали дополнительные сборы на нужды дома и провели большой субботник.

Как модерировать чат и поддерживать в нем порядок

Лучше всего сразу договориться, какие темы обсуждаются в чате и что в приоритете. Отдельно можно обратить внимание жильцов на то, что поздравительные открыточки желательно не скидывать, для этого есть личка. Все это пишется в отдельном сообщении, которое можно сохранить в «Избранном», чтобы по мере необходимости мягко напоминать о договоренностях и главных целях чата. Я не сразу это сделал, поэтому пришлось решать все вопросы по ходу дела.

Одно из ключевых сообщений о темах и поведении в чате
Одно из ключевых сообщений о темах и поведении в чате

Споры и словесные конфликты будут возникать, особенно поначалу. Тут тоже будет хорошей практикой договориться, чтобы участники чата поддерживали доброжелательную и конструктивную атмосферу. Неугомонным спорщикам можно писать в личку с вежливой просьбой прекратить и соблюдать порядок.

Одно из таких сообщений, которые я пишу в личку, когда начинаются споры
Одно из таких сообщений, которые я пишу в личку, когда начинаются споры

Я еще никого не банил в чате. Правила, которые я описал выше, до сих пор помогали избежать таких радикальных мер. Но если это не работает и неадекват продолжается, то приходится браться за «банхаммер». Сначала можно несколько раз предупредить. Если все совсем все плохо — все-таки банить. Но это последняя и крайняя мера.

С флудильщиками такой же подход. Правда, пока что чрезмерного флуда не было. Или мне просто повезло с соседями.

Советы, если хотите создать чат в своем доме

  1. Ответственно подойдите к выбору платформы. Очень важно найти такой вариант, который охватывал бы большую часть потенциальной аудитории. Я выбрал «Вотсап», хотя мне этот мессенджер и не нравится.
  2. Будьте терпимы и вежливы.
  3. Если вы администратор, сохраняйте нейтралитет: не выгоняйте из чата людей из-за личной неприязни, по просьбе приятеля или старшего по дому.
  4. Не поленитесь добавить хорошее и емкое описание чата и поставить красивую аватарку, которая бы ассоциировалась с вашим домом.


Редакция
Редакция
30.11.21, 16:02
Сколько в вашем чате в среднем сообщений за день и какие вопросы вы в нем решаете?
Загрузка
Galina
Герой Т—Ж

В основном ноль сообщений, но если задели горячую тему – их будет не одна сотня, хотя чат и небольшой.
Особенно люблю соседей, которым не лень в любой дискуссии устроить борьбу с флудом ещё на 500 сообщений.
Основные темы баталий:
«УК обнаглела» vs «нормальная УК, что вам не нравится».
«Кто поставил Х в Y? Это запрещено правилами» vs «Вам что, жалко?!»
«Интернет ужасен» vs «У нас все работает».

27
Максим Скоморохов

Чат это ад и срач всех и вся.
Особенно, когда выяснилось, что вакцинированных жильцов из 150 квартир всего 10 человек. Теперь мы экспериментальные гамалейцы с чипами в голове и тайные агенты ЕР, впаривающие шмурдяк за 15 рублей с головы.
Устал каждый раз отвечать оппонентам, что им бы пригодилось иметь в голове хотя бы чип и из чата удалился.

23
Скажи, кто

Максим, зачем вы прививки в домовом чате обсуждаете?)

22
Иван
Герой статьи

Максим, очень острая тема. На неё вообще везде идут срачи, если так посмотреть. Лучшая практика - договориться не обсуждать подобное. Ведь домовой чат это, в первую очередь, инструмент для обсуждения и решения домовых вопросов.

4
Максим Скоморохов

Иван, я все понимаю, так и было.
Вышло случайно, дом одноподьездная "свечка" в 25 этажей, вокруг парковка. Встал вопрос организации парковки так, чтобы могли спокойно парковаться специальные службы, все заметили, что зачастили приезжать скорые. Каждый день и не по разу. То есть выяснилось, что в доме местный эпицентр коронавируса. И кто-то ляпнул "ну прививаться же надо...". И понеслось.

13
Илья

Максим, ну это всё же вопросы модерации чата и желания жильцов самим менять свою жизнь к лучшему.

1
Оленька Оленька

у нас лучший дом и крутой чат на 940 участников. создали его за пару месяцев до получения ключей.
в чате можно и важную инфу найти, и помощь и настроение поднять.
на днях договорились украсить окна гирляндами, чтобы дом в темноте красивый был. многие поддержали, процесс украшения полным ходом

Изображение пользователя Оленька Оленька
23
Анна

Оленька, да вы с такой атмосферой можете и в Тайного Санту играть там!)

8
Оленька Оленька

Анна, я представляю- 1000 квартир...
сейчас предложу

0
Анна

Оленька, ну, откликнется в разы меньше)
у меня друг на всю страну Молдову устраивал своей компанией и даже шире))

1
Иван
Герой статьи
Отредактировано

UPD: пока готовился материал, пришлось забанить двух-трёх самых неугомонных и деструктивных соседей.

В целом, только из-за них и происходили срачи на пустом месте. После их бана нет даже намёка на какие-то склоки ¯\_(ツ)_/¯

19
Скажи, кто

У нас классный и конструктивный чат
Я админ 😁

11
Елена Евстратова
Редактор Т—Ж
Отредактировано

Скажи,, как поддерживаете конструктив в чате? У нас такой в классе у ребенка. Все коротко, по делу и дружно. Но там всего 34 человека

1
Скажи, кто

Елена, если начинается какой-то конфликт, то ставишь медленный режим ответов (5 мин) и он тут же утихает 😁
А вообще у нас на редкость адекватные в основной своей массе соседи

15
Иван Драго

Скажи,
в вотсапе есть такая настройка?
или только в телеге?

0
Иван
Герой статьи

Иван, только в телеге.

2
Скажи, кто

Скажи,, ещё из лайфхаков - весь флуд удаляется, в группе запрещен. для флуда есть отдельный чат без правил 😁

0
Олег Фролов

У нас, когда меняли "плохую" УК на "хорошую" – все сплотились. А потом когда жизнь пошла своим чередом – все разосрались. ))

8
Елена Евстратова

Знакомый рассказывает, как у него каждый день в чате +500 сообщений. Часть из них состоит из одного слова — «Привет», «Спасибо» и все такое. Я посмотрела на его мытарства и пока думаю, что группа дома вконтакте тоже неплохой вариант. Там структурированы темы, есть стена и фото отдельно. Но когда-то придется тоже в чат дома переходить.

6
Tanya Vladimirovna

Елена, плюсану про ВК. Группа моего ЖК - это портал в ад, но там хотя бы можно найти нужную инфу, потому что есть какая-никакая структура по темам. Если всё это переселится в чат, то превратится в один сплошной неуправляемый срач.

6
irklaus
Герой Т—Ж

Чат домовой есть, но меня там нет) чат-это ад на земле. Одна ругань, по 100-150 смс. Есть совет дома, если мне что надо я пишу ему или УК.

6
Максим Савидов
Автор Т—Ж
Отредактировано

В чате примерно по 500 сообщений в день - следить за ними невозможно. Помогает закреп в Телеграмме. Кстати, из-за ограничения в Вотсаппе в 200 с чем-то человек, такой чат лучше делать в Телеге.

В Москве из полезного софта ещё приложение Электронный дом - вход по Мос.ру, сразу видно, кто из какой квартиры, левых людей нет. Там же можно проводить опросы и ОСС.

6
Иван
Герой статьи

Максим, да, телеграм - лучшее решение. Но проблема в том, что многие просто не хотят ставить и разбираться в новом для них софте. WhatsApp стоит у >60% аудитории, особенно у всех бабулек и они только им умеют худо-бедно пользоваться.

3
Alex

Прежде чем выбирать мессенджер нужно провести их анализ, а не выбирать по принципу WhatsApp популярный.

WhatsApp плохой выбор в качестве месседжера для группового чата, потому что:
в нём нет возможности провести опрос, закреплять важные сообщения, существует лимит на группу в 256 человек, дальше можно пригласить только по ссылке, вручную уже не добавить людей. Нет истории для вновь вступивших. Админ в ватсапе не может удалять чужие сообщения, теперь представьте, что к вам по QR коду зайдут рекламщики и накидают всякой белиберды или какой-то пьяный сосед решит кинуть весёлую картинку, вы как админ не сможете её удалить у всех жильцов, просто нет такого функционала. Нет бан листа, если вы кого-то выкинете из группы, это нигде не отображается и этот человек сможет зайти по новому сгенерированному QR коду или ссылке приглашению, если вы её пересоздадите.

Viber: лимит в группе 250 человек, есть опросы и прочие плюшки, нет истории для вновь вступивших. Но если жильцов больше, то придётся создавать сообщество (номера телефонов уже не будут отображаться), тогда можно добавить любое количество человек, но нельзя провести не анонимный опрос.

У меня новостройка на 302 квартиры лучший выбор Telegram, там нет всех этих ограничений, только куча плюшек. Проводи любые опросы (анонимные/не анонимные), закрепляй сообщения, хоть аудио/видео конференцию можно провести на 1000 человек. Если кто-то решил напакостить можно не удалять человека из группы, а навесить на него мьют на какое-то время, он не сможет писать, а сможет только читать сообщения. В крайнем случае бан, то зайти в группу уже не сможет никак. Есть возможность создания нескольких ссылок приглашений (QR кодов), одни висят в подъездах и требуют одобрения заявки админом, некоторые ведут из других мест без одобрения.

Изначально в момент строительства дома была создана группа в VK, потом жильцы ушли в WhatsApp, но рассказав им все минусы, теперь у нас группа в Telegram на 267 человек и это дому ещё только три месяца, никто не живёт, все делают ремонты. И ничего люди разобрались с телегой, конечно я понимаю, что это кого-то отсеяло, но это временно, когда-то у этих людей и ватсапа не было

6
Иван
Герой статьи

Alex, полностью согласен с вами. Я пытался в телеграме организовать всё это дело, но так как в доме много пенсионеров, многие просто не понимали, что такое "телеграм". А кого заинтересовывало, просто не понимали как устанавливать новый софт на телефон, а уж тем более его осваивать. Есть в планах устроить миграцию чата из ватсапа в телегу, но пока вот такая картина - многие просто не смогут его установить ¯\_(ツ)_/¯

По поводу модерации, из 50-ти человек самыми склочными было 3 участника. Их удаление устранило какой-либо деструктив и срачи из чата. Уже как месяца полтора не было никаких конфликтов в чате. Вместе с тем активно ведутся обсуждения на разные домовые темы - работы дворников, раздельный сбор отходов, отопление и тд.
Поэтому, в моём случае, нет необходимости в больших возможностях модерации. Хотя иметь их, конечно, было бы хорошим плюсом.

Спасибо вам за советы и сводную аналитику по мессенджерам :)

0
Irina Shergalina

Чат есть, но в нем не участвую, берегу свои нервы и время

2
Татьяна Соколова

Чат дома это ад и Сатана. В нашем доме около 200 квартир, Сообщения копятся с такой скоростью, что читать не успеваешь, да и не хочется. И пишут эти ненужные Сообщения чаще всего декретницы, у которых нет подруг, а от общения с детьми уже воротит, видимо. Вот на каждую ситуацию своё мнение, которое просто нельзя не высказать. Не удаляюсь оттуда только потому, что иногда проскальзывает полезная информация: кто-то не выключил фары у автомобиля, отключение воды или электроэнергии.

2
Иван
Герой статьи
Отредактировано

Татьяна, при слишком большом количестве участников можно сделать не чат, а канал. То есть туда смогут писать сообщения ограниченное число пользователей. Писать только по теме дома: объявления, просьбы и тд. Например, правом отправлять сообщения можно наделить старшего по дому.

1
AK
Герой Т—Ж

Большинство таких частная на базе WhatsApp делаются, и это полное днище, мессенджер почти не пригоден для этого. Получается срач.
Хоть как-то вести канал с оповещениями, их обсуждение и модерацию чате можно в телеге, где для этого много инструментов, но большинство людей принципиально сидят в ватцапе и парят мозг.

2
Михаил Тевс

Я Бердск увидел, дальше читать не смог, пошел в комментарии. Привет, Бердск!!

1
Дмитрий Герчановский

В каждом из домов, где у меня есть квартира, имеется некая форма общедомового чата. По моим наблюдениям чаты неплохо работают в небольших домах, но от 100+ участников становятся контрпродуктивны.

1
Ash

в прошлом году у нас был кап. ремонт, и можно было выбрать цвет стен и плитки на этажах и в холле, выбирали месяц- так и не выбрали, в результате подрядчик выбрал сам- самый нейтральный вариант

0
Владимир Бабарыкин

Живу в новостройке, сначала появилась группа соседей в ВК, затем чат. Проблема возникла тогда, когда появились "инициативные", жаждущие попасть в совет дома. По началу это было неплохо, но потом выяснилось, что синдром вахтера и вот это вот всё - неразрывно связано с этими людьми из самопровозглашенного "совета". Ничего, кроме бесконечного обсуждения какого-то бреда, в этом чате нет. Нашлись даже индивиды, которые начали там картошку продавать. Админы этого чата - отдельный разговор: рассуждения о феминизме, должностях и так далее. Критику и конструктивные вопросы не воспринимают - в основном, просто удаляют сообщения, которые им неудобны. Как итог, за два года не провели ни одного собрания, не сделали ничего. Прямо сейчас идет первое заочное голосование - повестка составлена так, будто бы единственная цель этого собрания - назначить их в совет и назначить зарплаты.

0
Александр Максимов

Эти чаты просто жесть. У нас в жк больше 2000 квартир, в чате больше 1000 участников. Это больше 500-600 сообщений в день. Но и это пол беды. Есть же чат соседей, который создавался соседями, чтобы продавать рекламу. Второй от ук, чтобы управлять мнениями соседей. Третий независимый, для соседей, которые поняли зачем создавался первый второй, а ещё есть барахолка, влудилка, только для девушек, для мам, спортсменов. И то это не весь список:)

0
Wegeograph
Герой Т—Ж

А сколько человек в чате?

0
Иван
Герой статьи

Wegeograph, 72 квартиры, из них 47 участников в чате. У нескольких человек по две квартиры в доме. Плюс/минус 70-80% от общей доли собственников получается.

0
violet macaronka

Мы в 2017 такой чат запустили в своём доме, тоже собсно qr код везде разместили.
Но это ад.
Постоянные склоки и споры соседей, ругань. Сплотить? То было не про мой дом🤣

0

Сообщество

Лучшее за неделю