Скучаю по советскому транспорту

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
В конце девяностых — начале нулевых в Петербурге был транспортный кризис.
Социальные автобусные, трамвайные и троллейбусные парки не обновлялись с советских времен, в то время как коммерческие маршруты закупали новые модели. Этот период я считаю особенно ценным: в пригородах можно было покататься на автобусах «Икарус» практически любой модификации, ЛИАЗ-677 радовал всех своим бутылочным звуком, и кое-где даже ездили не менее теплые и ламповые белые ЛАЗы с синими полосками.
До пригородов можно было добраться на зеленых электричках ЭР-2, где стояли деревянные сиденья, а на зиму в них ставили деревянные ставни, чтобы было тепло, и двери между тамбуром и салоном, которые постоянно заклинивало. А в самом городе ездили потрясающие образчики комфорта — автобусы «Скания», ламповые трамваи ЛВС-86 и КТМ, а также троллейбусные поезда из двух ЗиУ.
Сейчас абсолютно бездушное время. Салоны автобусов и троллейбусов стандартизированы и ужасно организованы: чтобы забраться на сиденье, нужно преодолеть джунгли поручней и порогов. Они все одинаковые и скучные — серые и унылые. В час пик в общественный транспорт набиваются неравномерно из-за широких тамбуров и узких салонов. От этого ужаса ностальгия становится еще теплее.
Справляюсь так: веду исторический канал в «Телеграме» и периодически выкладываю там старые фотографии транспорта, вспоминая, как было классно тогда на нем кататься. Но главное ностальгическое событие для меня — это фестиваль транспорта в День города, куда привозят весь старый транспорт.
05.05, 16:54
Старое конечно может и хорошо, но есть одно но, а то и целый список этих "но". Вы часто ли ездили в 00е в этих Икарусах, электричках и т.п. зимой в мороз -20? В электропоездах часто были вагоны без отопления, автобусы вообще отапливались ли? Я помню свои поездки в 90е и 00е зимой то ещё испытание было.
На фото у вас музейные, чистые, отремонтированные, а на маршрутах это было что то с чем то - дырявые гармошки, где зимой залетал снег, а летом в дожди вся вода в салон попадала, выходили из строя постоянно.
Дальше - сейчас низкопольные автобусы, конечно это актуально больше для пожилых и родителям с колясками, да и инвалидам колясочникам. А каково было забраться по ступенькам раньше? Может это некая избалованность, но должны же улучшать условия поездок, и всё же если сравнивать то что было, и сейчас, это всё таки более менее нормальный транспорт. Конечно я по Москве имею ввиду, в салонах комфортно и летом и зимой. Есть разъёмы для зарядок, всё таки сейчас у всех смартфоны,различные гаджеты, которые подзарядить в дороге можно.
Так что я думаю у вас просто ностальгия по детству. Я тоже вспоминаю детские восприятия транспорта, я жил в Казани, мне нравились трамваи марки РВЗ, дизель поезда Д, автобусы у нас были Львовские, в районе где жил, они ездили чаще всего, ЛиАЗов 677 было мало.
да внешне было разнообразие. Но есть же музеи и мероприятия устраивают, в Москве регулярно то день транспорта, то просто выставку могут устроить. Я вот в том году покататься на легендарном ЛиАЗ - 677. Тоже вспомнил детство. А на выставке можно было зайти в салон, посидеть, детей даже на водительское место пускали.
В Санкт-Петербурге наверное тоже подобное проводят, может не так часто.
05.05, 20:21
Roman, у меня от фото электрички и воспоминаний про двухчасовые поездки в них сразу спина заболела. Отопление в вагонах на моем веку уже было, но какое-то очень неравномерное: либо умираешь от жары на печке, либо мерзнешь.
Сложно спорить с тем, что весь транспорт (включая легковой) становится более одинаковым и с точки зрения функционала и с точки зрения внешнего дизайна. Каждый раз, когда я вижу 21ю Волгу, мне тоже хочется такую заиметь. Но потом я представляю, во что такая машина (и пассажиры) превратится в случае аварии
05.05, 17:50
*как было классно тогда на этом кататься.*
Не было на этом классно кататься. Парашные Икарусы (которые были повсеместно) это автобусы в которых зимой невозможно было ездить, плюс совершенно не приспособленные под маломобильных пассажиров. Лиаз это скотовоз. Скании да, в целом норм, но по их образцу сейчас и делают автобусы.
06.05, 15:10
Не хватает тоски по старым плацкартам еще)) я все-таки за осовременивание транспорта, мягкие сиденья в элках, биотуалеты в поездах, автобусы без ступенек и с поручнями. Трамваи туда же - вместо грохочущих еле ползущих железных коробок мне, пожалуйста, современные)
25.08, 19:50
Пухоспинка, о, плацкарта... довелось как-то до москвы ехать на таджикском поезде. это вот вот это самое, обшарпанное, обгрызанное, кроссовки к полу прилипают и запах... да, запах тот самый, даже через носки улавливались нотки пепси-колы. как на 30 лет назад откинуло.
25.08, 20:30
саша, а туалеты, которые закрывают на время стоянок и санитарных зон, ммм
05.05, 20:23
Мальчики, которые наделяют машинки сознанием и называют их ласточками вошли в чат)) Как это мило)))
А по сути верно ответили снизу: все должно улучшаться, всему свое время, нет никаой души, есть функция и целесообразность. Все эти "души" и проч- слюни для сообществ, именно что, а поставь такого "романтика" мэром- проблем не оберешься. Нет уж, как-нить на бездушном лучше, но на унифицированном, на том, к которому запчасть подобрать- раз плюнуть, современном, рабочем.
06.05, 06:30
"как было классно тогда на этом кататься"
Стаьью лайкнул. Но всё-таки на этом не было классно кататься. Классно сейчас смотреть на фоточки) Ностальгия. А кататься в этих разваливающихся колымагах было такое себе)
Деревянные скамейки в электричках, ыыы.
24.08, 13:07
А вы точно по старому транспорту скучаете, а не по искаженным воспоминаниям которым уже лет 30 и по молодому телу без болячек и проблем? Наш мозг иногда создает ложные воспоминания, особенно если им много лет
09.05, 12:06
Mike, Икарус норм только у оторванных от жизни и реальности мамкиных урбанистов. А судя по тому, что ты не знаешь что ЛиАЗ в народе прозвали скотовозом, а не я это придумал, то ты им и не пользовался никогда, разве что в выставочном экземпляре селфи делал.
06.05, 07:30
Сейчас на фотографии посмотреть приятно, но если вспомнить все эти вечно переполненные автобусы и троллейбусы, что были в 90-е, как-то не кажется, что это классно. Утром туда попасть - настоящий "квест".
24.08, 13:57
Где влепить "дизлайк"?) Впервые вижу любителя попотеть на неудобных жёстких сиденьях дряхлых электричек и автобусов старого формата. Кстати, на московском ж/д направлении такого добра навалом - катайтесь хоть весь день!
24.08, 20:38
Автор просто пользовался этим изредка. А я с 99 по 2002 каждый день из пригорода в Питер на учебу катал. И обратно. 1ч10мин. Жопка к этим деревяшкам просто присыхала. Из окон нещадно дуло. Отопление - даже и не знаешь, что лучше - когда оно работало или нет. Потому что без него холодно, а с ним - на скамейках местами сидеть нельзя было. Вереница торгашей: батарейки, пластыри. Про наличие, а точнее отсутствие туалетов я и не говорю. По чему из этого нужно скучать?
08.05, 22:10
Приезжайте в Краснодар, за ностальгией. А лучше в Адыгею, здесь рядом.
24.08, 20:34
Ездил в конце 00х-начале 10х Тверь-Мск-Тверь по 3-4 раза в неделю. На убитых ЭТ2, которые ехали не по расписанию по 3-3.5 часа, без отопления и кондиционеров. Где народ "ездил за полтинник" (зайцем, т.е., платя за билет на минимальную дистанцию контролерам или и вовсе бегали меж вагонами). А потом появились Ласточки. 1.5 часа, всего чуть дороже обычных собак. И прям будто цивилизация пришла. Все платят, экспрессы забиты доверху.
Нет уж. Ностальгировать по транспорту 90х-00х могут лишь те, кто ездил раз в месяц к бабушке на дачу.
07.05, 18:48
Дааа, помню времена, когда "Скания" была чуть ли не премиум-уровнем. В моем детстве, точнее, воспоминаниях о нем, тоже катаются "Икарусы" и ЛИАЗы. И ещё что-то маломобильное, я и названия не знаю, дело было в районном городке.
По факту - соглашусь с комментаторами - ездить на них было... страшновато местами, а зимой и вовсе тяжко.
У нас в Сибири к старому транспорту относятся неважнецки - списали и под нож. Есть несколько машин в музее, в тч на "Сеятеле", но на парад они выходят редко.
25.08, 05:00
Нет уж, увольте, я до сих помню эти всратые зелёные электрички из нулевых с деревянными скамьями в Подмосковье и заедающими окнами. Надо быть недалёким человеком, чтобы не признавать превосходство современного парка общественного транспорта.
24.08, 21:28
Очевидно же, что это ностальгия по молодости, а не по советскому транспорту.
Объективно советский транспорт был чрезвычайно убог, просто сравнить его было не с чем.
25.08, 02:49
Советский транспорт - это самое адовое воспоминание об ссср. У кого тут ностальгия - тот поддался пропаганде типа в совке жили и побеждали. Враки старцев, ни скажу каких
25.08, 05:26
А можно нахрен всю эту романтику, пусть будет приличный современный подвижной состав, который ходит скучно-бездушно по расписанию, регулярно обслуживается и обновляется - и все.
Жаль что у автора не сохранилось воспоминаний о путешествиях в икарусах в 6 утра в -20 🥶
25.08, 01:53
Уныло. В лиаз по 200 человек набивалось и он на горку не мог заехать вы скучаете? Сейчас электрички с кондиционерами а не деревянными лавками. Как можно по этому скучать?
25.08, 02:00
Люди конечно у нас ситраные. Даже по всякому убожестау скучают. А по жд поездам без биотуалетов не скучаете. Этож такой кайф потерпеть час, а потом отстояв очередь сходить в туалет 😂😂😂. Сейчас даже душ есть все для людей. И кондиционер и розетки. Больше статей про счастливый совок. Про крутые телевизоры про мебель автомобили😂😂😂
09.05, 06:53
Икарусы в прекрасном состоянии и в большом количестве ездят в Венгрии (там где их соответственно и собирают). Один день в Будапеште прекрасно лечит приступы настольгии. Потому что визуально Икарус такой же, а по комфорту все гораздо лучше. И тут начинаешь понимать, что любая техника убивается неправильной эксплуатацией. И сразу как-то и не хочется туда, где даже автобусам было плохо, а они же железные
25.08, 04:41
Анастасия, мерседесы там давно уже. Остались только старые икарусы, которые переделали в троллейбусы. И то уже мало их. ЕС все похерил
25.08, 06:58
Kott, это вам по телевизору рассказали? Ну-ну
25.08, 07:03
Анастасия, нет, я довольно часто в Будапеште бывал до пандемии. Типичный автобус - низкопольник гармошка от мерседеса. Ну и на некоторых маршрутах есть троллейбусы из переделанных старых икарусов. В чистом виде икарусов я там невидел. Как там сейчас - не знаю.
25.08, 08:13
Kott, они там есть и достаточно много.
24.08, 12:51
Я вообще не скучаю по общественному транспорту.
24.08, 15:00
Единственное, по чему я скучаю, - это старые купейные вагоны "Аммендорф" с деревянными окнами, которые можно было открыть сдвинув стекло вниз и высунуть голову на улицу, ловя свежий ветер по пути на море. А ещё можно было прямо через это же окно купить у бабулек на станциях пирожки, вафельные трубочки или маленькие кубанские дыни ))
Современные вагоны с кондиционером и закрытыми окнами - это, конечно, комфортно, но так скучно... Да и бабулькам с пирожками торговать на вокзалах давно запретили.
25.08, 07:22
Иногда вспоминаю, что за ужас был в 90-е с транспортом, и радуюсь, насколько комфортно на нем ездить сейчас. Небо и земля.
25.08, 08:40
Ну уж нет, кататься на этих скотовозках было совсем не классно. )) а вот сходить в музей интересно, да
25.08, 05:57
Тоже скучаю по советскому транспорту. Сядешь с утра на санки, папка везёт в садик, снежинки падают на нос... ностальгия.
25.08, 07:50
Я тоже скучаю( Раньше у нас в городе были троллейбусы и трамваи.. А сейчас их "убили".. Не люблю новый транспорт, что пустили по городу.. Какие то миниавтобусы, тесные. Надеюсь, что будет еще возрождение трамваев и троллейбусов в городе Тверь. Правда я там уже давно не живу...
25.08, 17:52
В современных автобусах и тролейбусах "лабиринт из порогов и поручней" потому что они низкопольные. В низкопольный подвижной состав быстрее посадка и высадка пассажиров, а самое главное такие троллейбусы доступны для колясочников, родителей с колясками и пассажиров с багажом.
Советский транспорт был хорош, но он (как и вобще всё в ссср) был доступен лишь сильным, здоровым и счастливым людям. Благо, сейчас другое время и даже в России думают о маломобильных пассажирах. Доступная среда это необходимость каждого города/деревни и право каждого человека