Как устроена военно-транспортная обязанность: какие машины могут изъять и когда такое возможно

Частичная мобилизация вызывает много вопросов, с которыми граждане раньше не сталкивались. Один из них такой: может ли Минобороны забирать личные автомобили на нужды армии?
По закону Министерство обороны и правда может изымать транспортные средства — как у граждан, так и у организаций. Это называется «военно-транспортная обязанность». Однако после объявления частичной мобилизации 21 сентября не было официальных приказов пригонять личные автомобили в ближайший военкомат.
Расскажу подробнее, как устроена военно-транспортная обязанность, кого она может затронуть с точки зрения законодательных норм и откуда военкоматы получают информацию об автомобилях.
Что такое военно-транспортная обязанность
Военно-транспортная обязанность — это часть мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. В процессе ведут учет транспортных средств, которые могут понадобиться для нужд вооруженных сил. Эти транспортные средства специально готовят и при необходимости предоставляют вооруженным силам РФ, другим воинским соединениям, например Росгвардии, а также прочим специальным формированиям — тем, что создают в военное время.
Военно-транспортную обязанность регулируют:
- Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». В нем указано, на кого распространяется военно-транспортная обязанность.
- Положение о военно-транспортной обязанности. В нем прописаны конкретные мероприятия для обеспечения транспортом войск.
Когда ее могут ввести
Военно-транспортную обязанность можно ввести в двух случаях:
- В период мобилизации — то есть мероприятий по подготовке к защите государства в период военного времени. При этом мобилизацию могут проводить заблаговременно, в том числе и до начала военных действий.
- В военное время — с момента введения военного положения.
На кого распространяется
Военно-транспортная обязанность распространяется:
- На федеральные органы власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
- На организации, у которых в собственности есть автотранспорт. И на те, что владеют транспортом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
- На граждан.
От исполнения военно-транспортной обязанности освобождены:
- Дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств.
- Иностранные и международные организации.
- Иностранные граждане и лица без гражданства.
Правительство может устанавливать перечень российских владельцев транспортных средств, освобождаемых от военно-транспортной обязанности. Но на момент подготовки статьи такой перечень не утвержден.
Какой транспорт могут направить в войска
Обычно военно-транспортную обязанность понимают просто: приходят люди в форме и изымают машины. Но речь идет не только об автомобилях.
Перечень транспортных средств, предоставляемых войскам, устанавливает Министерство обороны.
Главный вопрос, который интересует рядовых владельцев, — могут ли изъять обычный легковой автомобиль. Тут все зависит от типа автомобиля. В перечне речь идет о категории M1G — это автомобили повышенной проходимости с числом мест до 8, а также M2 и M3 — автомобили с числом мест более 8.
Для мобилизации подходит далеко не каждый автомобиль повышенной проходимости. Например, к категории G могут отнести автомобили категорий M и N, если они могут преодолевать подъем 30° и удовлетворяют как минимум пяти из шести приведенных ниже требований:
- Угол въезда должен быть не менее 25°.
- Угол съезда должен быть не менее 20°.
- Продольный угол проходимости должен быть не менее 20°.
- Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 180 мм.
- Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 180 мм.
- Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 200 мм.
Но чтобы понять, могут ли ваш автомобиль использовать в мобилизационных мероприятиях, не нужно измерять линейкой дорожный просвет под осями и углы въезда. Категория всегда указывается в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

В перечне упомянуто много другой техники, включая автомобили скорой помощи, трактора, строительные машины. Но, по всей видимости, перечень не исчерпывающий. Судя по п. 1 положения о военно-транспортной обязанности, могут изъять:
- железнодорожный транспорт — локомотивы, вагоны и все, что передвигается по железной дороге. А также железнодорожную инфраструктуру — рельсы, стрелки, вокзалы;
- воздушный транспорт, то есть воздушные суда и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру — аэропорты, диспетчерские и технические службы;
- суда рыбопромыслового флота, морской, внутренний водный транспорт и специальные суда — все, что связано с судоходством на внутренних водных путях и на море;
- трубопроводный транспорт — тот, что предназначен для транспортировки газообразной, жидкой и иной продукции по трубам;
- автомототранспортные средства, трактора — принадлежащие как организациям, так и частным лицам;
- дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы.
Если в перечне нет какой-то техники, Министерство обороны может утвердить новый, в который включит все необходимое. На момент написания статьи простых граждан могут коснуться только два последних пункта из перечисленных — и только отчасти. Владелец легковой машины с одной ведущей осью ничем не рискует.
Как все это работает на практике
Военно-транспортная обязанность действует как в мирное время, так и в военное. И мероприятия в ее рамках выполняют как владельцы транспорта, так и органы власти. Просто объем этих обязанностей различается в зависимости от того, кому именно принадлежит транспорт.
Например, военкомат самостоятельно обменивается данными с ГИБДД и ведет учет транспортных средств, которые могут использовать в период мобилизации и военного положения. Касается это как личных автомобилей, так и принадлежащих организациям. На этом этапе никаких дополнительных обязанностей не возникает — достаточно просто зарегистрировать автомобиль в ГИБДД либо вовремя прекратить регистрацию, если для этого появились основания.
Техническое состояние транспортных средств проверяют операторы технического осмотра. Периодичность та же, что установлена законом: например, для граждан, использующих автомобиль в личных целях, осмотр нужно проходить только при смене собственника — и то не всегда, а если автомобиль старше 4 лет или при внесении изменений в конструкцию.
В каких целях будет использоваться автомобиль, определяет его владелец при оформлении полиса ОСАГО, а не военкомат. От этого зависит и периодичность техосмотра. Например, от владельца рамного внедорожника, у которого в полисе написано, что машину используют для личных нужд, военкомат не имеет права требовать проходить техосмотр раз в год.
Раз в год проходят техосмотр автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны. Такси и автобусы старше 5 лет проходят ТО раз в полгода.
Отказ от прохождения техосмотра не означает, что автомобиль не будут использовать для мобилизационных мероприятий: таких запретов нет ни в одном документе.
А вот организации обязаны сначала выбрать транспортные средства совместно с представителями войск. В теории представители военкомата могут приходить в организацию и проверять транспорт. Но, учитывая количество автомобилей у населения и штат военных комиссариатов, такие мероприятия — скорее исключение, чем правило.
Сами автомобили остаются у организаций. Те обязаны содержать их в состоянии готовности, чтобы в случае необходимости передать войскам. А также обеспечивать доступ представителей органов власти и местного самоуправления, военных комиссариатов и войск: эти люди периодически проверяют мобилизационную готовность транспортных средств организаций.
Минобороны определяет пункты передачи и сроки предоставления транспорта и в мирное время доводит эту информацию до организаций. Организации самостоятельно пригоняют транспортные средства в пункты передачи.
Привлекать транспортные средства организаций в мирное время допустимо в таких случаях:
- Если требуется провести учения и тренировки по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных заданий.
- Если требуется переоборудовать или дооборудовать транспорт, а также провести испытания спецоборудования, которое в итоге на него установят.
Когда могут изъять транспортное средство
Организации обязаны предоставлять транспортные средства и в мирное время, и в период мобилизации, и в военное время.
Граждане обязаны предоставлять свой транспорт только в военное время. При объявлении мобилизации на них не распространяется военно-транспортная обязанность.
За чей счет проводятся мероприятия
Даже если гражданин предоставил свою машину для нужд Министерства обороны, он остается ее собственником. А все убытки, понесенные в связи с предоставлением транспорта, министерство должно возместить.
Но на сегодняшний день эта возможность чисто теоретическая: сначала правительство должно определить порядок возмещения. На момент написания статьи такого документа не существует даже в виде проекта. Также нет и судебной практики: ей просто неоткуда взяться.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
11.10.22, 13:11
Да, товарищ военком, забирайте - все для родины. Правда, я оба ключа потерял, а перед этим хулиганы открыли капот и сняли ЭБУ, поэтому она не заводится совсем.
11.10.22, 13:21
Алеша, это если успеете "хулиганов пустить"...
11.10.22, 15:58
После прочтения пошёл и посмотрел штук 10 фото разных СТС, которые нашёл. На стс выдачи 5-10 летней давности вообще не было никаких категорий М, стоит одна буква В и все, без всякого продолжения через слэш. В то же время, на всех 4 стс выдачи 2021 года стоит категория В/М1, причём там есть и малолитражка, и внедорожник. Из чего следует, что реестр машин для частичной всеобщей мобилизации начали составлять ещё года полтора назад минимум, предвосхищая текущие события, чтобы сразу иметь наготове список из недавно вставших на учёт и вероятно эксплуатируемых (а не брошенных) авто. А ещё все смеялись над «бредовыми» законами о массовых захоронениях.
Далее, как я понимаю, закон никак не ограничивает стоимость и ценность «автомобиля повышенной проходимости», и у гражданина могут забрать как подгнивший уаз патриот 10летней давности, так и новый Mercedes G63 AMG за 300.000 долларов, если его проходимость будет признана достаточно повышенной, чтобы бородатые уроженцы известного субъекта федерации могли с кайфом передвигаться и защищать родину в условиях полного люксуса. Потом, конечно, все эти автомобили окажутся безвозвратно уничтоженными и никогда не вернутся своим владельцам.
Сам факт того, что это обсуждается, - это уже прогрев населения, как и дискуссии о допустимости/недопустимости всеобщей мобилизации. Сначала отобрали право на жизнь, теперь право на частную собственность. Крепостное право вернулось. А так выше уже все написали - всегда может оказаться внезапно, что автомобиль ну никак не может передвигаться. Бывает же такое.
12.10.22, 11:41
Harald, это была первая часть, про автомобили легковые «повышенной проходимости». Дальше идут автомобили «с числом посадочных мест больше 8». В России миллионы человек заняты в сфере логистики и перевозок. Многие из них работают на своих авто, минивэнах и фургонах, которые почти всегда взяты в кредит и оплачиваются с текущих доходов. Все эти авто попадают под определение. Никаких уточнений о наличии ареста или залога в законе нет, ничто не мешает «мобилизовать» кредитный авто. В таком случае его владелец остаётся без источника дохода и с обременением от банка, поскольку последнему наплевать, кто и где ездит на этой машине.
Такие нормативные акты в случае реализации предусматриваемых их текстом мер превращают страну в огромную Кущёвку, принцип в которой один - это гоп-стоп. Иди сюда, слышь, иди сюда. Есть чё? А если найдём?
13.10.22, 05:38
Harald, крепостное право никуда и не уходило. Нужно было, что бы крепостные самостоятельно работали над своей капитализацией, рентабельностью и эффективностью, поэтому последние лет 15 немного приоткрыли краник.
Эмоции плохой советчик. Нужно понять, как дальше действовать.
11.10.22, 15:23
Эт что, новая актуалочка?
"И тебя заберут, и тебя и тачку твою вместе с тобой заберут"
Или так, теперь для сбора в военкомат надо не тока купить бронь с каской, но и полный бак заправить?
11.10.22, 11:40
Министерство обороны выиграло премию #всемплевать
11.10.22, 14:50
Моя военно-транспортная обязанность звучит как "Газ в пол"
12.10.22, 16:41
>все убытки, понесенные в связи с предоставлением транспорта, министерство должно возместить.
12.10.22, 10:15
Муж второй вечер подряд и цатый раз за этот год ремонтирует нашего Патриота в гараже. Без обид владельцам УАЗов, но как может такая ломучая машина быть военно-учетной? Случись чего, он до линии фронта не доедет..
12.10.22, 10:39
Анна, он точно в гараже?) Точно ремонтирует?))
13.10.22, 01:52
Совёнок-пуховичок, точно, мне его в окошко видно (гараж у нас тоже с окном) :))
22.10.22, 10:30
Анна, между прочим, такими ломучими УАЗАми, как ты выражаешься, была укомплектована вся Советская Армия и погран войска. Да и в Российской Армии до сих пор ломучие УАЗы, стоят на на вооружении воинских частей. 90% командиров частей, возят на этих УАЗах, кого на Пртриотах, кого на обычных УАЗ-469. Так что, ваш Патриот вполне сгодится под жопу, какому нибудь не большому воинскому начальнику.
11.10.22, 10:36
Час от часу не легче((
Пойду тачку занижать
11.10.22, 10:39
Eka, простое занижение тут не поможет - придется менять категорию ТС в документах
11.10.22, 11:28
Дмитрий, хотите сказать, если условный камаз уложить на пузо, то тоже заберут? :D
11.10.22, 11:34
evilbonk, военкомат учитывает автомобили не по линейке, а по данным в ПТС и СТС :)
11.10.22, 11:39
Дмитрий, вот ведь могут удивиться :D
11.10.22, 11:40
evilbonk, при виде заниженного КамАЗа на парковке перед домом удивится не только военкомат :)
11.10.22, 11:42
Дмитрий, что верно, то верно
11.10.22, 11:50
evilbonk, заберут. Машины всё равно потом ещё дооборудуют нужным. Заодно и вернут просвет как было)
11.10.22, 11:53
AK, а когда вернут занизят обратно? :D
11.10.22, 12:38
evilbonk, когда что? Вернут? Ахахахахахаха
11.10.22, 12:53
Eka, было бы смешно, если не было грустно
Эх, чей-то заниженный камазик)
11.10.22, 20:01
13.10.22, 01:58
Сергей, чудесная история, я такие наблюдала, когда жила в городе и под моими окнами стояли железные гаражи - жизнь там кипела интересная, конечно :) Сейчас мы живём в пригороде в частном доме, гараж буквально в 2,5 метрах от дома, и мне в кухонное окно даже видно, как муж бегает из гаража в мастерскую с инструментом.
11.10.22, 18:06
Заберут ли Land Rover для перевозки штабных лиц, учитывая, что в сараях ВС есть только оборудование и "специалисты" для ремонта техники "УАЗ Патриот"? Или... автосервисам тоже грозит частичная расприватизация?
12.10.22, 21:39
Андрей, наиболее вероятно, что Лэнд Роверы, Лэнд Крузеры, Гелендвагены (и как там называются современные Порше "Каены") будут мобилизованы для поездки военкома от дома до дачи и на рыбалку. А потом, по документам, они будут героически уничтожены в неравном бою.
11.10.22, 15:12
Дмитрий, прошу подсказать: у меня фольксваген Каравелла, 8 пассажирских мест (3+3+2 рядом с водителем), по СТС категория В\М2. Заберут?
11.10.22, 15:17
Роман, категория М2 есть в перечне Минобороны. В теории могут забрать.
11.10.22, 15:24
Дмитрий, так и думал(
12.10.22, 07:30
С радостью отдам свое ржавое корыто, мб его еще и починят там))
22.10.22, 14:48
Александр, армии мое 12 летнее ведро не нужно, конечно, это смешно. А под жопу военкому районному в самый раз.
23.10.22, 06:03
Роман, под жопу военкома, есть штатное ведро типа УАЗ. И их меняют лет через 5-6. Так что Ваше ведро останется с Вами.
11.10.22, 11:40
У меня в СТС просто B указано в приведённой выше строчке. С категорией прав понятно, а что тогда с категорией по техрегламенту?
11.10.22, 11:48
Мишка, у вас видимо СТС старого образца. Посмотрите техпаспорт, если и там ничего нет - то у вас просто категория M1.
11.10.22, 11:51
В стс у меня указана только категория тс (B), где бы глянуть вторую букву?
22.10.22, 10:36
Сергей, не чего удивительного! Мы все в Советские времена, все выходные дни проводили в гаражах. Ходили к друг другу в гости, и конечно не слабо бухали. Ближе к вечеру, к нам подтягивались наши жёны. Некоторые ругались, а некоторые вливались в наш коллектив! Мужики тогда все были рукастыми. Любой ремонт могли самостоятельно сделать, а кто не мог обращались к гаражным умельцам. Не то что, нынешнее племя водителей. Которые только дверцу могут открыть, да за руль сесть. Колёса подкачать, и то в сервис едут!
19.08, 11:17
Сейчас не хотят закупать Нивы для нужд армии,а потом откуда вдруг появится желание чего-то там компенсировать...