Как устроена военно-транспортная обязанность: какие машины могут изъять и когда такое возможно

41
Как устроена военно-транспортная обязанность: какие машины могут изъять и когда такое возможно
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

не беспокоится за свою машину

Страница автора

Частичная мобилизация вызывает много вопросов, с которыми граждане раньше не сталкивались. Один из них такой: может ли Минобороны забирать личные автомобили на нужды армии?

По закону Министерство обороны и правда может изымать транспортные средства — как у граждан, так и у организаций. Это называется «военно-транспортная обязанность». Однако после объявления частичной мобилизации 21 сентября не было официальных приказов пригонять личные автомобили в ближайший военкомат.

Расскажу подробнее, как устроена военно-транспортная обязанность, кого она может затронуть с точки зрения законодательных норм и откуда военкоматы получают информацию об автомобилях.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что такое военно-транспортная обязанность

Военно-транспортная обязанность — это часть мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. В процессе ведут учет транспортных средств, которые могут понадобиться для нужд вооруженных сил. Эти транспортные средства специально готовят и при необходимости предоставляют вооруженным силам РФ, другим воинским соединениям, например Росгвардии, а также прочим специальным формированиям — тем, что создают в военное время.

Военно-транспортную обязанность регулируют:

  1. Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». В нем указано, на кого распространяется военно-транспортная обязанность.
  2. Положение о военно-транспортной обязанности. В нем прописаны конкретные мероприятия для обеспечения транспортом войск.

Когда ее могут ввести

Военно-транспортную обязанность можно ввести в двух случаях:

  1. В период мобилизации — то есть мероприятий по подготовке к защите государства в период военного времени. При этом мобилизацию могут проводить заблаговременно, в том числе и до начала военных действий.
  2. В военное время — с момента введения военного положения.

На кого распространяется

Военно-транспортная обязанность распространяется:

  1. На федеральные органы власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
  2. На организации, у которых в собственности есть автотранспорт. И на те, что владеют транспортом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
  3. На граждан.

От исполнения военно-транспортной обязанности освобождены:

  1. Дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств.
  2. Иностранные и международные организации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства.

Правительство может устанавливать перечень российских владельцев транспортных средств, освобождаемых от военно-транспортной обязанности. Но на момент подготовки статьи такой перечень не утвержден.

Какой транспорт могут направить в войска

Обычно военно-транспортную обязанность понимают просто: приходят люди в форме и изымают машины. Но речь идет не только об автомобилях.

Перечень транспортных средств, предоставляемых войскам, устанавливает Министерство обороны.

Главный вопрос, который интересует рядовых владельцев, — могут ли изъять обычный легковой автомобиль. Тут все зависит от типа автомобиля. В перечне речь идет о категории M1G — это автомобили повышенной проходимости с числом мест до 8, а также M2 и M3 — автомобили с числом мест более 8.

Для мобилизации подходит далеко не каждый автомобиль повышенной проходимости. Например, к категории G могут отнести автомобили категорий M и N, если они могут преодолевать подъем 30° и удовлетворяют как минимум пяти из шести приведенных ниже требований:

  1. Угол въезда должен быть не менее 25°.
  2. Угол съезда должен быть не менее 20°.
  3. Продольный угол проходимости должен быть не менее 20°.
  4. Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 180 мм.
  5. Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 180 мм.
  6. Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 200 мм.

Но чтобы понять, могут ли ваш автомобиль использовать в мобилизационных мероприятиях, не нужно измерять линейкой дорожный просвет под осями и углы въезда. Категория всегда указывается в свидетельстве о регистрации транспортного средства.

В СТС в разделе «Категория ТС» через дробь указаны две категории. Первая — категория водительского удостоверения, с которой можно управлять автомобилем. Вторая — категория машины по техрегламенту. Этот автомобиль относится к категории M1 и не подпадает под военно-транспортную обязанность
В СТС в разделе «Категория ТС» через дробь указаны две категории. Первая — категория водительского удостоверения, с которой можно управлять автомобилем. Вторая — категория машины по техрегламенту. Этот автомобиль относится к категории M1 и не подпадает под военно-транспортную обязанность

В перечне упомянуто много другой техники, включая автомобили скорой помощи, трактора, строительные машины. Но, по всей видимости, перечень не исчерпывающий. Судя по п. 1 положения о военно-транспортной обязанности, могут изъять:

  • железнодорожный транспорт — локомотивы, вагоны и все, что передвигается по железной дороге. А также железнодорожную инфраструктуру — рельсы, стрелки, вокзалы;
  • воздушный транспорт, то есть воздушные суда и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру — аэропорты, диспетчерские и технические службы;
  • суда рыбопромыслового флота, морской, внутренний водный транспорт и специальные суда — все, что связано с судоходством на внутренних водных путях и на море;
  • трубопроводный транспорт — тот, что предназначен для транспортировки газообразной, жидкой и иной продукции по трубам;
  • автомототранспортные средства, трактора — принадлежащие как организациям, так и частным лицам;
  • дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы.

Если в перечне нет какой-то техники, Министерство обороны может утвердить новый, в который включит все необходимое. На момент написания статьи простых граждан могут коснуться только два последних пункта из перечисленных — и только отчасти. Владелец легковой машины с одной ведущей осью ничем не рискует.

Как все это работает на практике

Военно-транспортная обязанность действует как в мирное время, так и в военное. И мероприятия в ее рамках выполняют как владельцы транспорта, так и органы власти. Просто объем этих обязанностей различается в зависимости от того, кому именно принадлежит транспорт.

Например, военкомат самостоятельно обменивается данными с ГИБДД и ведет учет транспортных средств, которые могут использовать в период мобилизации и военного положения. Касается это как личных автомобилей, так и принадлежащих организациям. На этом этапе никаких дополнительных обязанностей не возникает — достаточно просто зарегистрировать автомобиль в ГИБДД либо вовремя прекратить регистрацию, если для этого появились основания.

Техническое состояние транспортных средств проверяют операторы технического осмотра. Периодичность та же, что установлена законом: например, для граждан, использующих автомобиль в личных целях, осмотр нужно проходить только при смене собственника — и то не всегда, а если автомобиль старше 4 лет или при внесении изменений в конструкцию.

В каких целях будет использоваться автомобиль, определяет его владелец при оформлении полиса ОСАГО, а не военкомат. От этого зависит и периодичность техосмотра. Например, от владельца рамного внедорожника, у которого в полисе написано, что машину используют для личных нужд, военкомат не имеет права требовать проходить техосмотр раз в год.

Раз в год проходят техосмотр автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны. Такси и автобусы старше 5 лет проходят ТО раз в полгода.

Отказ от прохождения техосмотра не означает, что автомобиль не будут использовать для мобилизационных мероприятий: таких запретов нет ни в одном документе.

А вот организации обязаны сначала выбрать транспортные средства совместно с представителями войск. В теории представители военкомата могут приходить в организацию и проверять транспорт. Но, учитывая количество автомобилей у населения и штат военных комиссариатов, такие мероприятия — скорее исключение, чем правило.

Сами автомобили остаются у организаций. Те обязаны содержать их в состоянии готовности, чтобы в случае необходимости передать войскам. А также обеспечивать доступ представителей органов власти и местного самоуправления, военных комиссариатов и войск: эти люди периодически проверяют мобилизационную готовность транспортных средств организаций.

Минобороны определяет пункты передачи и сроки предоставления транспорта и в мирное время доводит эту информацию до организаций. Организации самостоятельно пригоняют транспортные средства в пункты передачи.

Привлекать транспортные средства организаций в мирное время допустимо в таких случаях:

  1. Если требуется провести учения и тренировки по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных заданий.
  2. Если требуется переоборудовать или дооборудовать транспорт, а также провести испытания спецоборудования, которое в итоге на него установят.

Когда могут изъять транспортное средство

Организации обязаны предоставлять транспортные средства и в мирное время, и в период мобилизации, и в военное время.

Граждане обязаны предоставлять свой транспорт только в военное время. При объявлении мобилизации на них не распространяется военно-транспортная обязанность.

За чей счет проводятся мероприятия

Даже если гражданин предоставил свою машину для нужд Министерства обороны, он остается ее собственником. А все убытки, понесенные в связи с предоставлением транспорта, министерство должно возместить.

Но на сегодняшний день эта возможность чисто теоретическая: сначала правительство должно определить порядок возмещения. На момент написания статьи такого документа не существует даже в виде проекта. Также нет и судебной практики: ей просто неоткуда взяться.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

  • EkaЧас от часу не легче(( Пойду тачку занижать4
  • Дмитрий СергеевEka, простое занижение тут не поможет - придется менять категорию ТС в документах8
  • evilbonkДмитрий, хотите сказать, если условный камаз уложить на пузо, то тоже заберут? :D1
  • Дмитрий Сергеевevilbonk, военкомат учитывает автомобили не по линейке, а по данным в ПТС и СТС :)5
  • evilbonkДмитрий, вот ведь могут удивиться :D8
  • Дмитрий Сергеевevilbonk, при виде заниженного КамАЗа на парковке перед домом удивится не только военкомат :)22
  • Игорь ФилипповМинистерство обороны выиграло премию #всемплевать15
  • МишкаУ меня в СТС просто B указано в приведённой выше строчке. С категорией прав понятно, а что тогда с категорией по техрегламенту?0
  • evilbonkДмитрий, что верно, то верно1
  • Дмитрий СергеевМишка, у вас видимо СТС старого образца. Посмотрите техпаспорт, если и там ничего нет - то у вас просто категория M1.3
  • AKevilbonk, заберут. Машины всё равно потом ещё дооборудуют нужным. Заодно и вернут просвет как было)1
  • R\SВ стс у меня указана только категория тс (B), где бы глянуть вторую букву?0
  • evilbonkAK, а когда вернут занизят обратно? :D0
  • Ekaevilbonk, когда что? Вернут? Ахахахахахаха20
  • evilbonkEka, было бы смешно, если не было грустно Эх, чей-то заниженный камазик)2
  • Смузивый ИТ-бояринДа, товарищ военком, забирайте - все для родины. Правда, я оба ключа потерял, а перед этим хулиганы открыли капот и сняли ЭБУ, поэтому она не заводится совсем.39
  • Системный инженерАлеша, это если успеете "хулиганов пустить"...4
  • Дмитрий К.Моя военно-транспортная обязанность звучит как "Газ в пол"11
  • РоманДмитрий, прошу подсказать: у меня фольксваген Каравелла, 8 пассажирских мест (3+3+2 рядом с водителем), по СТС категория В\М2. Заберут?1
  • Дмитрий СергеевРоман, категория М2 есть в перечне Минобороны. В теории могут забрать.2
  • Андрей БелогубовЭт что, новая актуалочка? "И тебя заберут, и тебя и тачку твою вместе с тобой заберут" Или так, теперь для сбора в военкомат надо не тока купить бронь с каской, но и полный бак заправить?20
  • РоманДмитрий, так и думал(2
  • HaraldПосле прочтения пошёл и посмотрел штук 10 фото разных СТС, которые нашёл. На стс выдачи 5-10 летней давности вообще не было никаких категорий М, стоит одна буква В и все, без всякого продолжения через слэш. В то же время, на всех 4 стс выдачи 2021 года стоит категория В/М1, причём там есть и малолитражка, и внедорожник. Из чего следует, что реестр машин для частичной всеобщей мобилизации начали составлять ещё года полтора назад минимум, предвосхищая текущие события, чтобы сразу иметь наготове список из недавно вставших на учёт и вероятно эксплуатируемых (а не брошенных) авто. А ещё все смеялись над «бредовыми» законами о массовых захоронениях. Далее, как я понимаю, закон никак не ограничивает стоимость и ценность «автомобиля повышенной проходимости», и у гражданина могут забрать как подгнивший уаз патриот 10летней давности, так и новый Mercedes G63 AMG за 300.000 долларов, если его проходимость будет признана достаточно повышенной, чтобы бородатые уроженцы известного субъекта федерации могли с кайфом передвигаться и защищать родину в условиях полного люксуса. Потом, конечно, все эти автомобили окажутся безвозвратно уничтоженными и никогда не вернутся своим владельцам. Сам факт того, что это обсуждается, - это уже прогрев населения, как и дискуссии о допустимости/недопустимости всеобщей мобилизации. Сначала отобрали право на жизнь, теперь право на частную собственность. Крепостное право вернулось. А так выше уже все написали - всегда может оказаться внезапно, что автомобиль ну никак не может передвигаться. Бывает же такое.31
  • Андрей НиколаевичЗаберут ли Land Rover для перевозки штабных лиц, учитывая, что в сараях ВС есть только оборудование и "специалисты" для ремонта техники "УАЗ Патриот"? Или... автосервисам тоже грозит частичная расприватизация?2
  • Кристина Руфова4
  • Анатолий ПриходькоС радостью отдам свое ржавое корыто, мб его еще и починят там))1
  • Анна АшихминаМуж второй вечер подряд и цатый раз за этот год ремонтирует нашего Патриота в гараже. Без обид владельцам УАЗов, но как может такая ломучая машина быть военно-учетной? Случись чего, он до линии фронта не доедет..6
  • Биполярная ЗвездаАнна, он точно в гараже?) Точно ремонтирует?))5
  • HaraldHarald, это была первая часть, про автомобили легковые «повышенной проходимости». Дальше идут автомобили «с числом посадочных мест больше 8». В России миллионы человек заняты в сфере логистики и перевозок. Многие из них работают на своих авто, минивэнах и фургонах, которые почти всегда взяты в кредит и оплачиваются с текущих доходов. Все эти авто попадают под определение. Никаких уточнений о наличии ареста или залога в законе нет, ничто не мешает «мобилизовать» кредитный авто. В таком случае его владелец остаётся без источника дохода и с обременением от банка, поскольку последнему наплевать, кто и где ездит на этой машине. Такие нормативные акты в случае реализации предусматриваемых их текстом мер превращают страну в огромную Кущёвку, принцип в которой один - это гоп-стоп. Иди сюда, слышь, иди сюда. Есть чё? А если найдём?12
  • Sergey Averyanov>все убытки, понесенные в связи с предоставлением транспорта, министерство должно возместить.8
  • Сергей ВасильцовАндрей, наиболее вероятно, что Лэнд Роверы, Лэнд Крузеры, Гелендвагены (и как там называются современные Порше "Каены") будут мобилизованы для поездки военкома от дома до дачи и на рыбалку. А потом, по документам, они будут героически уничтожены в неравном бою.5
  • Анна АшихминаСовёнок-пуховичок, точно, мне его в окошко видно (гараж у нас тоже с окном) :))3
  • Анна АшихминаСергей, чудесная история, я такие наблюдала, когда жила в городе и под моими окнами стояли железные гаражи - жизнь там кипела интересная, конечно :) Сейчас мы живём в пригороде в частном доме, гараж буквально в 2,5 метрах от дома, и мне в кухонное окно даже видно, как муж бегает из гаража в мастерскую с инструментом.3
  • РоманHarald, крепостное право никуда и не уходило. Нужно было, что бы крепостные самостоятельно работали над своей капитализацией, рентабельностью и эффективностью, поэтому последние лет 15 немного приоткрыли краник. Эмоции плохой советчик. Нужно понять, как дальше действовать.0
  • Александр ЦырульниковАнна, между прочим, такими ломучими УАЗАми, как ты выражаешься, была укомплектована вся Советская Армия и погран войска. Да и в Российской Армии до сих пор ломучие УАЗы, стоят на на вооружении воинских частей. 90% командиров частей, возят на этих УАЗах, кого на Пртриотах, кого на обычных УАЗ-469. Так что, ваш Патриот вполне сгодится под жопу, какому нибудь не большому воинскому начальнику.2
  • Александр ЦырульниковСергей, не чего удивительного! Мы все в Советские времена, все выходные дни проводили в гаражах. Ходили к друг другу в гости, и конечно не слабо бухали. Ближе к вечеру, к нам подтягивались наши жёны. Некоторые ругались, а некоторые вливались в наш коллектив! Мужики тогда все были рукастыми. Любой ремонт могли самостоятельно сделать, а кто не мог обращались к гаражным умельцам. Не то что, нынешнее племя водителей. Которые только дверцу могут открыть, да за руль сесть. Колёса подкачать, и то в сервис едут!0
  • РоманАлександр, армии мое 12 летнее ведро не нужно, конечно, это смешно. А под жопу военкому районному в самый раз.1
  • Александр ЦырульниковРоман, под жопу военкома, есть штатное ведро типа УАЗ. И их меняют лет через 5-6. Так что Ваше ведро останется с Вами.0
  • житель этой территорииСейчас не хотят закупать Нивы для нужд армии,а потом откуда вдруг появится желание чего-то там компенсировать...0