Авто
26K

Как я получала водительское удостоверение в Испании в 2022 году

Училась в трех автошколах, потратила 716 €⁣ и сдала экзамены с первой попытки
29
Как я получала водительское удостоверение в Испании в 2022 году
Аватар автора

Катя Носкова

получила водительское удостоверение в Испании

Страница автора

После двух лет жизни в Испании я решила получить местные права и в ноябре 2020 года записалась в автошколу на Мальорке.

В силу обстоятельств я начала учиться только в марте 2021 года, а уже 10 июня с первой попытки сдала теорию. Потом я переехала в Барселону и отъездила три практических занятия в местной автошколе.

С августа я стала жить в Малаге и только в феврале 2022 продолжила практику в третьей автошколе. 18 февраля я сдала практический экзамен и получила временные права. Пластиковое водительское удостоверение категории B мне прислали по почте в мае 2022 года.

Я училась полтора года, и это неоправданно долго. Однако даже без переездов быстро получить испанское водительское удостоверение — ВУ — вряд ли получится из-за множества нюансов, тонкостей и фирменной испанской бюрократии.

Поделюсь своим опытом и расскажу, как россиянам получить права в Испании, а в процессе сэкономить время и деньги.

Мои права
Мои права

Что нужно знать заранее

Когда нужно заново сдавать на права. У России и Испании нет договора о взаимном признании водительских удостоверений. Поэтому в большинстве случаев гражданам России, которые собираются задержаться в стране на длительный срок, придется заново учиться в автошколе, сдавать экзамены и получать испанские права.

Если вы приехали как турист, то сможете пользоваться российским ВУ, например, чтобы арендовать машину. И Россия, и Испания подписали Венскую конвенцию о дорожном движении, по которой взаимно признают водительские удостоверения и разрешают гражданам стран — участников конвенции использовать их на своей территории.

Я могла пользоваться российскими правами, чтобы арендовать авто в других странах ЕС в качестве туриста. В апреле 2022 года у российских прав истек срок годности.

ВУ Испании — мои третьи права. Первые я получила десять лет назад в Петербурге, вторые — в Танзании в 2017 году
ВУ Испании — мои третьи права. Первые я получила десять лет назад в Петербурге, вторые — в Танзании в 2017 году

Когда вы приезжаете в Испанию и становитесь резидентом — то есть собираетесь жить в стране длительное время и получаете местный аналог ВНЖ, — понадобится получить испанские права. Резиденты могут использовать иностранные права не больше шести месяцев, поэтому у вас будет полгода, чтобы оформить испанское ВУ.

23 страны подписали с Испанией двусторонние соглашения о признании водительских прав. По ним гражданам этих стран просто обменивают ВУ на местное, без сдачи экзаменов. У России такие соглашения есть с 28 государствами, в том числе странами ЕС, но Испании в этом списке нет.

Если вы прибыли из страны, с которой у Испании нет договора о признании ВУ, обменять ваше удостоверение не получится — придется учиться и сдавать на права заново. Когда я приехала в Барселону в 2018 году, ходили слухи, что Россия вот-вот заключит договор с Испанией и российские права можно будет просто обменять. Оказалось, что этим слухам уже лет десять, а соглашения нет до сих пор.

Кто может получить водительское удостоверение. В Испании ВУ выдает Главное управление дорожным движением, больше известное как Dirección General de Tráfico — DGT. Вот какие правила DGT публикует в 2022 году:

  1. Вы должны быть резидентом Испании, то есть обладать резиденцией — долгосрочным ВНЖ. Если вы приехали в страну как студент, вам выдадут другой тип ВНЖ — эстансию. C ней нужно прожить в стране шесть месяцев, прежде чем начать учиться в автошколе. При этом эстансию могут выдать всего на девять месяцев, и вы просто не успеете отучиться — автошкола даже не примет у вас документы. Поэтому многие студенты с эстансией не считают себя резидентами и используют ВУ своих стран.
  2. Вам не запрещено управлять транспортным средством по решению суда, ваше ВУ не аннулировали в других странах ЕС и вы не потеряли все водительские баллы в Испании из-за нарушений ПДД. На практике меня ни разу не спросили о запрете на управление ТС.
  3. Вам исполнилось 18 лет, и вы собираетесь получать ВУ категории В. Чтобы управлять мотоциклом, нужно быть старше 20 лет. Ездить на мопеде с объемом двигателя менее 50 см³ с категорией АМ можно с 15 лет.
  4. У вас нет прав другой страны ЕС. Если они есть, их можно просто обменять.
  5. Вы можете сдать психофизический тест — аналог медкомиссии в России. Люди с инвалидностью могут пройти специальную комиссию: она определяет, что человек может водить, выдает разрешение и рекомендации, как переоборудовать автомобиль.
  6. Вы сдали теоретические и практические экзамены в DGT.
Категории водительских удостоверений на стене автошколы. А1, А2 и А отличаются мощностью мотоцикла
Категории водительских удостоверений на стене автошколы. А1, А2 и А отличаются мощностью мотоцикла

Нужно ли знать испанский. Закон этого не требует. Теоретический экзамен можно сдать на семи языках: испанском, каталонском, баскском, галисийском, английском, французском и немецком. В некоторых школах есть инструкторы, которые говорят по-английски и даже по-русски: многие мигранты приезжают работать в англоязычных компаниях или сохраняют круг общения на родном языке.

Практический экзамен принимают сотрудники DGT, они будут говорить только по-испански. Скорее всего, общаться много не придется и вы сдадите экзамен и так, но минимально знать язык не помешает. Я сдавала теорию и практику на испанском, потому что учила язык и собираюсь жить в Испании ближайшие годы.

Общий порядок. Чтобы получить права, нужно сдать теоретический тест и практику в городе. Маневры на площадке в экзамен не входят, но в городе нужно подтвердить навыки парковки.

По закону можно не учиться в автошколе и самостоятельно записаться на теоретический экзамен на сайте DGT, но в 2021 году у меня не получилось: не было свободных дат. Через школу попасть на экзамен оказалось проще. Чтобы сдать практику, понадобится специальный автомобиль со вторым комплектом педалей. Его все равно придется арендовать у автошколы, даже если вы не будете учиться.

На мой взгляд, проще получать права через автошколу. Вот что для этого понадобится:

  1. Выбрать школу и заключить с ней договор на обучение.
  2. Подготовиться к теоретическому экзамену.
  3. Оформить медицинскую справку.
  4. Заплатить госпошлину.
  5. Сдать теоретический экзамен.
  6. Договориться с инструктором школы о практических занятиях.
  7. Подготовиться к экзамену на уроках с инструктором.
  8. Сдать практический экзамен.
  9. Скачать на сайте DGT временное разрешение на вождение.
  10. Получить пластиковое ВУ по почте спустя несколько месяцев.
Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Как выбрать автошколу

На что обратить внимание:

  1. Что входит в стоимость обучения. Часто в цену включают матрикулу — это традиционная в Испании плата за запись, за которую вы не получите никаких услуг. Можно найти школу, где матрикулу платить не нужно.
  2. Как проходит учеба. В пандемию многие школы запустили дистанционное обучение, но часть по-прежнему предлагает только очные занятия. У самых продвинутых есть личный кабинет и мобильное приложение, чтобы практиковаться в теоретических тестах, — я училась как раз в такой.
  3. Как скоро можно попасть на экзамен по теории. Обычно можно записаться за две недели, но у некоторых школ экзамен только раз в месяц.
  4. На каком языке говорят инструкторы. Найти англоговорящего, скорее всего, будет сложнее.
  5. Можно ли поменять инструктора. Вы можете не сойтись характерами. Мне повезло с инструктором, а двое ребят на своего жаловались и не могли сдать экзамен. Потом они стали заниматься с моим инструктором, и все получилось.
  6. Сколько у школы инструкторов, насколько они загружены и когда можно начать занятия по вождению.
  7. Как часто проходят практические экзамены и когда на них можно записаться.
У моей первой автошколы было приложение, в котором я могла бесконечно проходить тесты по теории
У моей первой автошколы было приложение, в котором я могла бесконечно проходить тесты по теории

Свободные инструкторы и график практических экзаменов — факторы, из-за которых ваше обучение может затянуться. Расскажу подробнее, с чем можно столкнуться.

Загрузка инструкторов. Когда я собиралась подготовиться к практическому экзамену, то обошла четыре автошколы в Малаге. В одной сказали, что инструктор освободится примерно через три месяца, во второй — через месяц, а может, и через пять. В третьей школе был свободный инструктор, и я сразу ему написала. Выяснилось, что он работает с 09:00 до 18:00 по будням, а мне не подходил такой график.

В четвертой школе я наконец договорилась с инструктором начать занятия в ближайшие дни с 08:00. Только после этого я подписала контракт со школой и оплатила занятия. Это важно: школы готовы сразу выставить вам счет, хотя инструктор может освободиться нескоро. Если школа отказывается давать контакты инструктора, лучше поискать другую: в Испании обычное дело ждать практических занятий 3—6 месяцев.

График экзаменов. DGT выделяет квоты на экзамен по сложной системе: у совсем маленькой школы он может проходить раз в месяц, у школ побольше — каждые две недели. Количество людей, которых сможет принять экзаменатор, всегда разное и зависит от его загрузки. Может получиться, что у автошколы учеников кратно больше, чем мест на экзамены. В 2021 году в Гранаде записи ждала очередь из 15 000 учеников.

Чтобы после вождения не ждать экзамена несколько месяцев, я сразу сказала, что готова сдавать практику в ближайший слот. После двух уроков с инструктором мне подтвердили экзамен через полторы недели, и я растянула занятия так, чтобы последний урок вождения был за день до сдачи.

Сайт моей первой автошколы. Здесь подробно пишут об услугах и ценах на обучение. Это скорее исключение — на сайтах других школ информации мало
Сайт моей первой автошколы. Здесь подробно пишут об услугах и ценах на обучение. Это скорее исключение — на сайтах других школ информации мало
С большинством школ общаться сложно: на сайте пусто, по телефону и электронной почте не отвечают. Мне пришлось лично посетить четыре школы и уточнить цены. Желтый стикер — официальное предложение от самой дорогой и брендовой
С большинством школ общаться сложно: на сайте пусто, по телефону и электронной почте не отвечают. Мне пришлось лично посетить четыре школы и уточнить цены. Желтый стикер — официальное предложение от самой дорогой и брендовой

Как сдать теоретический экзамен

Подготовка. ПДД в Испании не слишком отличаются от российских: движение правостороннее, на равнозначных дорогах приоритет у транспорта справа, пешеходов нужно пропускать. Сложнее разбираться с формулировками и терминами — это специфическая лексика, с которой я раньше не сталкивалась. Проблем с переводом можно избежать, если сдавать теорию на английском.

Сначала я начала штудировать учебник по ПДД на испанском, но поняла, что вчитываться в теорию на иностранном языке тяжело и неэффективно. Поэтому я начала проходить тесты в приложении автошколы, а если не понимала логику ответа на вопрос, консультировалась с преподавателем.

Сравнение приоритета транспортных средств в учебнике по ПДД
Сравнение приоритета транспортных средств в учебнике по ПДД

Особенность испанских ПДД — целая глава, где описано влияние наркотических средств и сильных психоэмоциональных состояний на способность управлять транспортом. Такие вопросы встречаются в тестах. Например, как депрессия или стресс могут отразиться на безопасности вождения?

Мне показалось, что тесты по ПДД очень логичные: если не уверен в ответе, лучше выбирать тот, что кажется самым безопасным. Есть и вопросы, которые нужно просто заучить: значение знаков, лимиты скорости и перечни документов.

На экзамене дают 30 вопросов и право на три ошибки. Поначалу в учебных тестах я ошибалась чаще. Тогда я стала записывать ошибки и заметила, что спотыкаюсь в одних и тех же местах. Я проработала эти вопросы отдельно и начала проходить тесты лучше. Когда в большинстве тестов стало выходить не больше трех ошибок, я написала в автошколу и попросила записать меня на ближайшую дату экзамена.

После ответа на вопрос приложение сразу показывает результаты. Здесь спрашивают, как часто грузовик тяжелее 3500 кг и старше 5 лет должен проходить техосмотр: раз в два года, ежегодно или каждые полгода
После ответа на вопрос приложение сразу показывает результаты. Здесь спрашивают, как часто грузовик тяжелее 3500 кг и старше 5 лет должен проходить техосмотр: раз в два года, ежегодно или каждые полгода
В тесте спрашивают, как нужно отмечать груз, выступающий спереди авто. Правильный ответ: белым фонарем ночью или в условиях плохой видимости
В тесте спрашивают, как нужно отмечать груз, выступающий спереди авто. Правильный ответ: белым фонарем ночью или в условиях плохой видимости
1/2
После ответа на вопрос приложение сразу показывает результаты. Здесь спрашивают, как часто грузовик тяжелее 3500 кг и старше 5 лет должен проходить техосмотр: раз в два года, ежегодно или каждые полгода

Психофизический тест. Перед экзаменом по теории нужно пройти медицинскую комиссию и привезти справку в автошколу. По запросу centro médico para conductores я нашла в Гугле ближайший медицинский центр, который выдает справки для водителей, и записалась на прием.

На медкомиссии не нужно проходить нарколога и психиатра, как в России, а зрение проверяют с помощью привычного стенда. Если вы должны водить в очках или линзах, это указывают в справке.

Еще попросят пройти необычную процедуру, которая больше похожа на компьютерную игру. С помощью двух металлических ручек нужно управлять белыми шариками на экране. Оба шарика двигаются, и вам нужно удерживать их в красных зонах. Это несложно, скорее необычно — так проверяют внимание и способность фокусироваться одновременно на нескольких объектах.

Тренажер для проверки внимания на медкомиссии
Тренажер для проверки внимания на медкомиссии

В медицинском центре сразу делают фото: его вклеят в вашу заявку на экзамен, которую школа отправляет в DGT, а после используют для пластикового ВУ. У меня фотография вышла не совсем удачно, поэтому позже я попросила ее заменить.

Экзамен. Я сдавала тест по теории в Пальма-де-Мальорке, в офисе DGT региона Балеарские острова. На экзамен нужно взять документ, удостоверяющий личность, — в моем случае это была резиденция. Документы проверяют на входе в кабинет, где сдают тест.

Перед тестированием коротко объясняют правила: ничем нельзя пользоваться, на столе может быть только удостоверение личности. Результаты публикуют на сайте DGT вечером того же дня или следующим утром.

Я сдавала тест на испанском языке на компьютере. Если выбрать английский, в некоторых регионах попросят заполнить тест на бумажном бланке.

На экзамене мне попались вопросы, которые я много раз видела в тренировочных тестах. Я ответила за 20 минут и уехала домой. Позже опубликовали результаты — я сдала тест без ошибок.

Мои результаты на сайте DGT. APTO означает, что я сдала экзамен
Мои результаты на сайте DGT. APTO означает, что я сдала экзамен

Как подготовиться и сдать практику

Подготовка. После того как сдадите теорию, можно приступать к практике по вождению. В школе дают контакты инструктора, а вы сами договариваетесь на удобное время. Можно начинать не сразу: результаты теста по теории будут действовать два года.

За последние пять лет у меня почти не было практики, поэтому я оплатила пакет из десяти занятий по 45 минут. Если вы уверенно чувствуете себя за рулем, можно обойтись и пятью. Минимального количества часов нет, но ваш инструктор должен увидеть, что вы готовы к сдаче.

Обычно инструктор берет двух учеников: первый водит 45 минут, потом за руль садится второй и возвращается в точку старта. Мне показалось, что это бесполезная трата времени, поэтому мы договорились с инструктором на пять длинных занятий по полтора часа.

Во время занятий инструктор объяснял, на что обратить внимание на экзамене. Водителям с опытом сложно перестроиться на «экзаменационный» стиль вождения. Например, я по привычке заранее убирала правую руку с руля, чтобы переключать передачи, а вождение одной рукой — ошибка. Еще на экзамене нужно активно смотреть по сторонам и в зеркала, чтобы показать экзаменатору свою внимательность. Когда тормозишь, лучше постепенно переходить на пониженные передачи и не злоупотреблять выжатым сцеплением.

Еще инструктор в общих чертах объяснял строение автомобиля, потому что на экзамене могут задать несколько технических вопросов. Например, как проверять уровень масла и где находится контейнер с охлаждающей жидкостью. Если вы не говорите по-испански, эти специфические термины придется выучить.

В крупных городах, например Барселоне и Малаге, есть несколько зон, где может проходить экзамен. Конкретную зону вы узнаете всего за неделю, поэтому мы практиковались во всех. На «Ютубе» по запросу examen practico de conducir málaga я дополнительно посмотрела записи вождения по типичным экзаменационным маршрутам в Малаге. Такие видео помогают увидеть сложные моменты, разметку и знаки, которые легко пропустить из-за волнения.

Пример экзаменационного маршрута в Малаге
Пример экзаменационного маршрута в Малаге

Практический экзамен. Чтобы сдать практику, в назначенный день я приехала к 07:45 на площадку перед местным отделением DGT. Там уже был мой инструктор и еще четыре его ученика. Они быстро договорились, кто за кем будет сдавать, и я оказалась последней, потому что плохо понимала разговор и не сразу сообразила, что происходит.

Я была единственной, кто сдавал экзамен впервые. Двое ребят сдавали по второму разу, двое — по третьему. По статистике, каждому ученику автошколы в Испании на экзамен нужно полторы попытки. В 2019 году только 27% всех учеников сдали практику с первого раза, теорию — всего 45%.

73%
учеников автошкол в Испании с первого раза не сдали практику в 2019 году

Экзаменатор пришла ровно в 08:00, проверила наши документы, затем открыла капот и задала каждому по вопросу о конструкции машины. На этом этапе можно особо не волноваться: ошибка несущественно повлияет на общий результат.

Управление дорожным движением в Малаге. Экзамен начался на площадке перед зданием
Управление дорожным движением в Малаге. Экзамен начался на площадке перед зданием

Мне пришлось ждать своей очереди почти до 10:00. Вот как проходит экзамен:

  1. Экзаменатор находится на заднем сиденье, спереди садится инструктор.
  2. Первым делом нужно пристегнуться, настроить зеркала и сиденье. В моем случае экзаменатор проверила, есть ли у меня линзы, так как это указано в моей медицинской карточке.
  3. 10—15 минут вы свободно ездите по городу. Если хорошо ориентируетесь, могут попросить поехать в конкретный район.
  4. Дальше часть времени путь указывает экзаменатор и говорит, куда сворачивать на перекрестках.
  5. В поездке экзаменатор может попросить припарковаться. Мне предложили заднюю параллельную парковку уже в конце маршрута. Сначала я встала далеко от бордюра, поэтому припарковалась еще раз — это не ошибка. У меня были и другие недочеты: в начале пути я забыла снять машину с ручника, а на одном из перекрестков не включила первую передачу. Это не сочтут ошибкой, если быстро сориентироваться и не создавать проблем другим участникам движения.
  6. После остановки важно не забыть про ручной тормоз.

Я ездила примерно полчаса. После остановки экзаменатор подробно рассказала, где я ошиблась. Она быстро и эмоционально говорила на испанском, я ничего не поняла и решила, что провалила экзамен.

Экзамен проходил в пятницу, поэтому результаты опубликовали в понедельник. Оказалось, что я сдала с первого раза, несмотря на ошибки.

Мои результаты на сайте DGT
Мои результаты на сайте DGT

Ошибки во время вождения делятся на легкие, средние и тяжелые. Тяжелая ошибка — создать опасность для движения, например проигнорировать знаки приоритета или подрезать другую машину. Средняя — создать препятствие для других участников движения. Остальные ошибки считаются легкими.

Чтобы провалить экзамен, нужно совершить:

  1. одну серьезную ошибку. Экзамен сразу заканчивается, вас попросят вернуться к месту старта;
  2. две средние ошибки;
  3. одну среднюю и пять легких;
  4. десять легких ошибок.

Я допустила четыре легких и одну среднюю ошибку. На сайте можно сразу прочитать, что означает каждая. Моя ошибка — 4.1: создание помех движению, я ехала недостаточно быстро по левой полосе на шоссе.

После публикации результатов я сразу запросила временное разрешение, его присылают на электронную почту. По сути, это временные права, с которыми можно ездить по Испании.

Пластиковую карточку — постоянное ВУ — выпускает DGT и отправляет по почте в течение нескольких месяцев. Я нашла свои права в почтовом ящике ровно через три месяца. Это удостоверение европейского образца, с ним можно водить за пределами страны. Первый год нужно ездить со знаком L — он означает, что вы начинающий водитель.

Временное ВУ, которое присылают на электронную почту
Временное ВУ, которое присылают на электронную почту

Система пунктов и штрафов

Вместе с водительским удостоверением вы получаете 8 пунктов. Если не нарушать, с годами пункты прибавляются:

  1. Через два года — 4 пункта.
  2. Еще через три года — 2 пункта.
  3. Спустя три года — еще 1 пункт.

В сумме после восьми лет идеального вождения у вас будет 15 пунктов.

За нарушения ПДД выписывают штрафы и снимают пункты. Вот что будет, если превысить скорость в зоне ограничения 30 км/ч:

  1. за скорость 45 км/ч оштрафуют на 100 €⁣ (6092 ₽), пункты не снимут;
  2. за 60 км/ч оштрафуют на 300 €⁣ (18 276 ₽) и снимут 2 пункта;
  3. за скорость больше 81 км/ч выпишут штраф до 600 €⁣ (36 552 ₽) и снимут 6 пунктов.
Система санкций за превышение скорости. Во втором и третьем столбцах — штрафы и пункты
Система санкций за превышение скорости. Во втором и третьем столбцах — штрафы и пункты

Если у вас осталось мало пунктов, можно прослушать 12-часовой курс по теории и восстановить 6 пунктов. Курс стоит 176,25 €⁣ (10 737 ₽) без НДС, его можно проходить не чаще чем раз в два года.

176,25 €⁣
стоит 12-часовой курс теории, после которого можно восстановить 6 пунктов

Если потеряете все пункты, придется получать новые права. Для этого понадобится заплатить уже 331,78 €⁣ (20 212 ₽) без НДС и пройти 24 часа дополнительного курса по теории и сдать по ней экзамен. Новое ВУ выдадут не раньше чем через шесть месяцев. А если в течение трех лет вы снова потеряете все пункты, получить новые права получится только через год.

С уплатой штрафов лучше не тянуть. В первые 20 дней вы заплатите только половину суммы, а если задержите оплату на 45 дней и больше — начислят пени в размере 20%. Резиденты получают штрафы по почте, но их удобнее проверять в личном кабинете на сайте DGT. Заплатить можно онлайн прямо на сайте, банковским переводом, через офисы почты и даже по специальному номеру телефона. В некоторых банках можно уплачивать штрафы через приложение.

Личный кабинет на сайте DGT. Multas — штрафы, Permisos — раздел о водительских удостоверениях. У меня одно ВУ категории B и 8 пунктов. Vehiculos — информация о машинах, зарегистрированных на имя водителя
Личный кабинет на сайте DGT. Multas — штрафы, Permisos — раздел о водительских удостоверениях. У меня одно ВУ категории B и 8 пунктов. Vehiculos — информация о машинах, зарегистрированных на имя водителя

Расходы

Если вы решите получать права в Испании, у вас будет несколько статей расходов. Некоторых можно избежать, а другие зависят от вашей подготовки к экзаменам.

Матрикула — странная особенность ценообразования в Испании. По сути, просто оплата записи куда-либо, например в автошколу, спортивный центр или на занятия по йоге. Матрикула ничего не покрывает — это своего рода входной билет. За услуги нужно платить отдельно.

Обычно в автошколах матрикулы стоят 40⁠—⁠80 €⁣ (2436⁠—⁠4873 ₽). Самую дорогую я встретила в русскоязычной школе в Марбелье, она стоила 200 €⁣ (12 184 ₽)⁣. На вопрос, как формируется цена, мне пространно рассказали, что в Испании так принято, а цену устанавливают «партнеры».

Мне кажется, что школа таким образом зарабатывает на доверчивых соотечественниках, прикрываясь местными традициями. Единственным преимуществом той школы были русскоговорящие инструкторы, хотя для экзамена все равно нужно знать базовые слова на испанском.

Можно найти предложения, где не придется платить матрикулу. Ее не было в моей первой школе на Мальорке, которая была современной, предлагала дистанционное обучение, виртуальный учебный кабинет, мобильное приложение и гибкий график практики. Можно записаться в школу по специальному предложению. В Малаге мне предложили купить пять практических занятий по 30 €⁣ (1827 ₽) с матрикулой за 70 €⁣ (4264 ₽) или заплатить 240 €⁣ (14 620 ₽) за десять занятий и не платить матрикулу вообще.

Занятия в автошколе. Обычно в пакет услуг входит доступ к теории и часы практики, но условия обучения в разных школах могут сильно отличаться друг от друга. Нужно внимательно сравнивать цены и уточнять, что входит в стоимость: как можно изучать теорию, сколько ждать свободного инструктора, как часто проходят экзамены. Еще дополнительно придется платить пошлину за запись и аренду машины на практическом экзамене.

Пошлины. На обоих экзаменах нужно платить 25⁠—⁠50 €⁣ (1523⁠—⁠3046 ₽) за услугу записи — tramitacion. За экзамен по вождению нужно доплатить еще 40⁠—⁠50 €⁣ (2436⁠—⁠3046 ₽), в эту сумму входит аренда машины и время экзаменатора. За услуги записи и аренды авто нужно платить при каждой пересдаче.

Перед тестом по теории уплачивают пошлину — 95,04 €⁣ (5789 ₽). В стоимость входят три попытки на оба экзамена: если сдадите теорию с первого раза, будет возможность один раз пересдать практику. Если не уложитесь в три попытки, пошлину придется заплатить заново.

95,04 €⁣
нужно заплатить перед тестом по теории, чтобы получить три попытки сдачи экзаменов

Если будете дважды сдавать и теорию, и практику, пошлины обойдутся примерно в 390 €⁣ (23 758 ₽):

  • две пошлины по 95 €⁣ (5787 ₽);
  • четыре записи на экзамен по 25 €⁣ (1523 ₽);
  • две платы за аренду авто по 50 €⁣ (3046 ₽).

Итоговая стоимость прав зависит от конкретного региона и автошколы. В испанской прессе пишут, что дешевле всего получить удостоверение в Гранаде, Корунье и Бадайозе, — там это стоит примерно 475 €⁣ (28 937 ₽)⁣. В Мурсии, Бильбао и Барселоне средняя цена достигает 910 €⁣ (55 437 ₽)⁣.

Мои расходы на водительское удостоверение в Испании — 716,46 €⁣ (43 646 ₽)

Статья расходовЧто входилоСтоимость
Автошкола на Мальорке, теорияЗапись в автошколу, книга с правилами, доступ к урокам и тестам в приложении, возможность консультироваться с преподавателем129 €⁣ (7858 ₽)
Государственная пошлинаВозможность сдать экзамены за три попытки. В 2021 году пошлина была чуть дешевле93,12 €⁣ (5672 ₽)
Запись на экзаменПлата за подачу документов на экзамен25 €⁣ (1523 ₽)
Психофизический тест в медцентреСправка медкомиссии со сроком 3 месяца, фото52 €⁣ (3167 ₽)
Перевод в автошколу в БарселонеПошлина за запись в школу8,67 €⁣ (528 ₽)
Перевод в автошколу в МалагеПошлина за запись в школу8,67 €⁣ (528 ₽)
Практика в Барселоне3 практических занятия90 €⁣ (5482 ₽)
Практика в МалагеЗапись в школу и 10 практических занятий с инструктором по 45 минут240 €⁣ (14 620 ₽)
Практический экзаменЗапись на экзамен и аренда авто70 €⁣ (4264 ₽)

Мои расходы на водительское удостоверение в Испании — 716,46 €⁣ (43 646 ₽)

Автошкола на Мальорке, теория
Что входилоЗапись в автошколу, книга с правилами, доступ к урокам и тестам в приложении, возможность консультироваться с преподавателем
Стоимость129 €⁣ (7858 ₽)
Государственная пошлина
Что входилоВозможность сдать экзамены за три попытки. В 2021 году пошлина была чуть дешевле
Стоимость93,12 €⁣ (5672 ₽)
Запись на экзамен
Что входилоПлата за подачу документов на экзамен
Стоимость25 €⁣ (1523 ₽)
Психофизический тест в медцентре
Что входилоСправка медкомиссии со сроком 3 месяца, фото
Стоимость52 €⁣ (3167 ₽)
Перевод в автошколу в Барселоне
Что входилоПошлина за запись в школу
Стоимость8,67 €⁣ (528 ₽)
Перевод в автошколу в Малаге
Что входилоПошлина за запись в школу
Стоимость8,67 €⁣ (528 ₽)
Практика в Барселоне
Что входило3 практических занятия
Стоимость90 €⁣ (5482 ₽)
Практика в Малаге
Что входилоЗапись в школу и 10 практических занятий с инструктором по 45 минут
Стоимость240 €⁣ (14 620 ₽)
Практический экзамен
Что входилоЗапись на экзамен и аренда авто
Стоимость70 €⁣ (4264 ₽)

Итоги

В силу обстоятельств я получала права полтора года, но, если повезет, можно уложиться в два-три месяца: за полтора месяца подготовиться и сдать теорию, еще столько же потратить на вождение и практический экзамен. Более реалистичный срок для неторопливой Испании — полгода. Знакомые считают фантастикой, что мне удалось откатать и сдать практику всего за три недели.

Пока я вожу машину нечасто, но с новыми правами смогла зарегистрироваться в приложениях мотошеринга и активно ими пользуюсь.

На фото — электрический мопед, который не разгоняется больше 49 км/ч. Такие можно водить с правами категории B
На фото — электрический мопед, который не разгоняется больше 49 км/ч. Такие можно водить с правами категории B

Среди русскоязычных мигрантов есть стереотип, что каждого второго на экзамене валят, чтобы вытянуть из людей побольше денег. Мне кажется, это неправда: поток желающих и так большой, а несдавшие только увеличивают нагрузку на школу и очередь на экзамен для остальных.

Как мне кажется, у неудачных экзаменов моих соотечественников две основные причины:

  1. Волнение. Экзамен даже на родном языке — стресс, а в другой стране все еще сложнее. Я думала, что вожу уверенно, но все равно забыла снять машину с ручного тормоза. До экзамена такого не случалось.
  2. Прошлые привычки. Большинству водителей из России испанский стиль вождения покажется вялым: здесь уважают скоростной режим и не превышают даже на пустых улицах, уступают пешеходам, не подрезают и терпеливо ждут, если кто-то остановился на перекрестке поболтать со знакомым в соседнем ряду. Разумеется, испанцы не водят идеально, но большинство их нарушений — это неправильная парковка и остановки на проезжей части. При этом в Испании количество смертей на дороге почти в 10 раз ниже, чем в России. Чтобы сдать экзамен, а в будущем не получать штрафы, российский стиль вождения нужно менять.

Мне не показалось, что на экзамене пытаются завалить. Однако важно показать экзаменатору, что вы уверены в себе на дороге, внимательны, быстро реагируете и не создаете опасность для других.

Есть один стереотип, с которым я соглашусь: испанская бюрократия и правда медлительная. Быстро выучиться и получить права действительно сложно.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Катя НосковаА вам доводилось получать водительское удостоверение за границей? Расскажите о своем опыте:
  • Boris Köln"когда... получаете местный аналог ВНЖ... могут использовать иностранные права не больше шести месяцев" Нет. Отсчет 6 месяцев начинается с момента въезда как не-турист (обычно по национальной визе). Поэтому надо всегда вместе с иностранными правами возить с собой загранпаспорт со штампом о въезде, без этого считается "вождение без прав". Туристам тоже. Получение ВНЖ может растянуться на полгода-год, к тому времени иностранные права уже станут недействительны.2
  • Boris Köln0
  • Катя НосковаBoris, не совсем так. Со студенческой эстансией на 8-9 месяцев у вас не выйдет сделать права. Нужно прожить 6 месяцев, прежде чем возьмут в автошколе, а потом не возьмут, потому что осталось мало времени. Ну и возить с собой паспорт со штампом, если вы еще не успели получить местные права, звучит как "вредный совет". Без паспорта можно всегда сказать, что ты турист и это часто работает ,даже для аренды машины, а вот с паспортом так сделать нельзя.0
  • Boris KölnКатя, я говорю про закон, а не то, насколько он соблюдается. Закон про ПДД: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2009-9481 "aquellos permisos solamente serán válidos para conducir en nuestro país si no han transcurrido más de seis meses desde su entrada en territorio español en situación regular, de acuerdo con lo establecido en la referida Ley Orgánica 4/2000, de 11 de enero." Закон про иностранцев: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2000-5440
  • Катя НосковаBoris, даже из того что вы прислали, не ясности что такое "entrada en territorio español en situación regular". Я согласна, с вами что получать права надо. При этом, студенческие эстансии в серой зоне - потому что существуют другие нормы закона и правила, которые противоречат закону об иностранцах. Ну и в целом, людям важнее понять как все работает, а не разбираться в тонкостях законодательства.0
  • Boris KölnВ Германии иностранцам тоже надо заново обучаться в автошколе и сдавать экзамен. Единственное послабление тем, у кого уже есть права, можно не посещать уроки теории в автошколе, но экзамены всё равно надо сдавать. Цены 2018 года (сейчас на 10-20% выше): Перевести (20€) и эвалюировать (20€) российские права, если не хотите посещать уроки теории в автошколе. Пройти тест на зрение (8€) Idiotentest надо сдавать только инвалидам и тем, кого ранее лишили прав (обычно за алкоголь или 6-8 штрафных пунктов Флесбург) Учиться на курсах первой помощи (30€) Записаться в автошколу (200€, если без уроков теории) Подать документы на права (40€) Выучить теорию (0-200€) Сдать теоретический экзамен (14€). Можно на русском. Ездить с инструктором 8-15 полуторачасовых уроков по 100€/урок. Даже опытным нужно не менее 10 занятий, а новичкам минимум 15-20. Причем минимум один урок должен быть в плохих погодных условиях (ночью или в ливень). Сдать практический экзамен (130€ экзаменатору + 200€ инструктору). Только на немецком. Экзаменатор очень строгий, но справедливый. Если не сдал экзамен - заново плати инструктору минимум за 3 занятия и заново плати за экзамен через несколько месяцев. В идеале это займет несколько месяцев и обойдется в 1-1.5 тысячи евро. Обычно - год и 2 тыс. евро. Я же потратил 1.5 года и 3.5 тыс. евро. Редакция, если интересно, я могу написать подробную статью.1
  • Доктор кноBoris, ужас какой то.0
  • Юлия ЦицероноваBoris, исправили, спасибо!0
  • In vino veritasBoris, "Если не сдал экзамен - заново плати инструктору минимум за 3 занятия и заново плати за экзамен через несколько месяцев."- есть какое-то правило, закон? В моей автошколе такого не было, сдавай хоть вообще больше не тренируясь когда новый термин на экзамен получишь0
  • Boris Köln1. учеников много, а термИнов (слотов) на экзамен мало. 2. у автошкол есть рейтинг, который зависит от процента сдавших. Автошкола заинтересована, чтобы ее ученики сдавали экзамен сразу. Самому на экзамен записаться нельзя, это делает только автошкола. Если инструктор считает, что ты недостаточно готов и можешь завалить экзамен - он тебя просто не допускает к экзамену (не записывает на него).1
  • In vino veritasBoris, такого рейтинга нет, как минимум в Баварии, как минимум в открытом доступе. Есть только процент сдавших и не сдавших0
  • Vadim RybalkoBoris, нежели даже ЕС-вские ВУ обменять нельзя?0
  • Boris KölnVadim, ВУ ЕС признаются, можно обменять на немецкие без сдачи экзаменов.1
  • Vadim RybalkoBoris, насколько я понимаю, ВУ ЕС можно пользоваться без обмена до конца их срока действия? А потом просто обменять на местные.0
  • Sergey AveryanovВ Канаде и в северной Америке в с нуля получать водительское удостоверение очень проблематично, а учитывая, что без авто тут вообще никак, крайне рекомендуется мигрировать с национальным удостоверением на руках - сильно упрощает процесс. Расклад варьируется в зависимости от штата/провинции но в целом похож и в Онтарио выглядит так: 1. Сначала сдается теоретический тест после которого выдают лицензию G1. Сам тест очень простой и подготовится к нему можно легко самостоятельно, но и толку от G1 очень мало - ездить можно только с вместе с обладателем полной "полной" лицензии G, что для мигрантов естественно не вариант. 2. Через год после получения G1 можно сдавать на G2, для этого уже придется пройти практический тест и с этой лицензией уже можно ездить самостоятельно с незначительными ограничениями. 3. Еще через год можно сдавать на полноценную G, для этого нужно пройти еще один практический тест посложнее. При наличии иностранного ВУ со стажем не менее двух лет, можно сразу после G1 сдавать на G, если стаж меньше двух лет, но больше года, то только на G2. Лицензии из других штатов/провинций, а так же некоторых европейских стран меняют на местные эквиваленты без всяких тестов, но РФ к ним не относится. Теоретически законодательство вроде как разрешает мигрантам ездить с национальным ВУ некоторое время, но в страховых компаниях мне сказали, что на иностранные ВУ страховку не делают так что толку от этого разрешения не много, только на арендованных авто если ездить.0
  • Vistor KotchВ Испании очень трудно получить вод.права, я знаю случаи когда по 3 года учёбы в школах и это не предел. Но есть школы с усиленным режимом обучения,куда вы приходите как на работу с 8.00 до 17.00 и там вы можете получить всё за две недели,(если не допустите не одной ошибки с первого раза)теорию и практику за 14 дней. Цена в таких школах гораздо выше нормальных школ.В 2004 мне пришлось заплатить €900,сейчас там цены от €1,500 и выше,в зависимости от желаемой категории.0
  • Катя НосковаVistor, мне кажется вся моя статья о том, что это гораздо проще чем рассказывают страшилки в интернете. Да, есть те кто не сдают с первого раза - но надо готовится, а не рассчитывать сдать наобум. Или на то, что я столько лет водил в России и сдам тут без подготовки и практики0
  • Катя НосковаSergey, ух, зацепило то! Кстати, я не называла название вашей школы. Но судя по тону вашего ответа, очень понятно почему ваши сотрудники хамят напрополую. Больше пользы было бы, если вы бы занялись сервисом и обучением сотрудников, чем писать обижанные коменты1
  • Катя НосковаSergey, когда я пообщалась по телефону с вашей школой, я так офигела, что аж написала пост об этом - … (не уверена что пропустят модераторы ссылки на сторонние ресурсы). Дело не только в цене, кому-то и правда важно учится на русском, дело в хамстве и непрофессионализме сотрудников. И заметьте ничего этого, я в статье не указала - но раз вы пришли меня поучать, держите обратную связь от клиентов. Зачем ездить в Марбелью, когда в Малаге за меньшие деньги лучше сервис?1
  • Andrey SЕкатерина, спасибо Вам огромное за столь детальное освещение темы, как раз вовремя! Занимаюсь самостоятельно подготовкой к теории, на сайте DGT есть ссылка на онлайн тесты, которые можно проходить бесплатно. Где-то читал, что там около 15000 вопросов, надеялся, что тесты будут выдавать каждый раз новое множество вопросов, но есть ощущение, что максимум по 3-4 варианта на язык они сделали. Сижу с переводчиком, прохожу тесты на всех языках. Планирую сдавать на английском. В связи с этим вопрос: насколько сильно по картинка и формулировкам вопросов расходились тесты в автошколе с тестами на живом экзамене? Второй момент, увидел у вас 3 пункт про оформление медицинской страховки, нигде до этого об этом не читал, можете осветить подробнее, где ее будут требовать? Сейчас есть частная страховка, но от нее хотел отказывать и получить обычную государственную страховку. Надеюсь, что ее будет достаточно. Третий момент, сдавать можно все и самому, теорию точно, а вот о том, что могут быть сложности с самостоятельной записью на теорию, это нужно будет проверить. Хотел в этом вопросе избежать автошколы и взять только 5 уроков вождения. Насколько я вычитал из правил, без прохождения минимального количества практических занятий к сдаче практики не допустят. Вы не узнавали, можно ли в автошколе взять чисто практику вождения? Или все равно придется платить им сразу и за теорию и за практику? Последний вопрос по поводу очков при мед осмотре. Если у меня зрение требует очков (-1), об этом напишут в справке, а потом в правах это тоже будет как-то отражено? Интересно, какое будет наказание, если остановит полиция и ты будешь без очков в этот момент. Заранее спасибо за Ваши ответы :)0
  • Катя НосковаAndrey, 1. Я сдавала на испанском и тестовые вопросы полностью совпали с экзаменационными. На английском, говорят, вопросов всего 800 - так что имеет смысл их и готовить. 2. Не страховки, а справки. Один раз 3. Это мой случай, как раз. В последней школе заплатила только за практику, потому что принесла сертификат о сдаче теории 4. Могут проверить - очки или линзы. На экзамене у меня смотрели линзы. За отсутствие - штраф. Но не знаю какой1
  • Andrey SКатя, спасибо, все понял, будем готовиться )1
  • Катя НосковаAndrey, удачи!0
  • Пых ПыхА ещё можно сначала получить сербские права, открыв Ип и сделав Внж, не самому конечно, а заплатив кому нибудь денежку, кто будет этим заниматься, и обменом тоже по доверенности. А потом сербские обменять на испанские. Сама так не пробовала, но скоро попробую.0
  • Alex GriaznovОчень важный момент, который не раскрыт в статье - как сделать так, чтобы не считаться в Испании новичком. Это сильно экономит деньги на страховке. Есть способ через консульство получить справку о том, какой у тебя стаж и его должны зачесть.1
  • ФилинgoodА в Испании на механике сдают экзамены?0
  • Йргутко ЩоплыСпасибо за статью! "Испанцы водят неторопливо". Обычно самый спокойный водитель на дороге - это я)) Таксист на Тесле в Валенсии (где дофига светофоров и узких улочек) разгонялся как ракета и пролетал между машинами на таких скоростях, что не давал ни единого шанса потенциально зазевавшимся скутеристам или пешеходам. Было страшно, реально страшно)0