Симпатичный интерфейс, продвинутая статистика, удобное планирование: как выглядит учёт финансов в Эксель, если это одно из твоих хобби уже 14 лет.
Каждый «зануда» зануден по-своему.
Хотел бы я, чтобы это было правдой. Но нет. История, которая привела к появлению этой статьи на просторах Тинькофф Журнала абсолютно не уникальна. И повторялась так часто, что даже лёгкая форма нарциссизма не побудит меня написать её снова.
Вместо длинного повествования три ёмких «как у всех» тезиса:
- Личный бюджет в Экселе начал вести давно. В моём случае — с 2008-го года. Форматы файлов итерационно развивались по спирали: то прирастали массой за счёт нового функционала, то сбрасывали вес за счёт интересных находок про упрощение интерфейса без потери возможностей.
- Поглядывал на чужие способы учёта и форматы таблиц. Что-то из идей забирал, переваривал и внедрял себе. Другие отбрасывал, субъективно полагая, что моя-то табличка умнее и проще.
- В какой-то момент стал настолько убеждён в интересности и полезности именно своего формата Эксель-файла, что здравый смысл, объединившись с ленью, не смог отговорить меня от написания этой статьи.
Почему Эксель-то?
Когда начинал вести бюджет ещё не было Гугл-таблиц, мобильных приложений и статистики банка по расходам с карточки. Не в блокноте же вести.
Сейчас выбор уже есть, но:
- Гугл-таблицы без совсем сложных танцев с бубнами не умеют в связанные выпадающие списки. А без них, увы, красиво не реализовать подкатегории доходов и расходов. Плюс, время от времени встречаются другие полезные фишечки/формулы, в которых старый добрый Эксель оказывается удобней и богаче.
- Мобильные приложения, подкупают своей простотой и доступностью в кармане. Но, изучив десяток самых популярных, не нашёл ни одного, которое бы удовлетворяло моим пожеланий к системе учёта финансов: доступ с ноутбука, симпатичность и чтобы умела в планирование, подкатегории, статистику и мультивалютность.
Расплата за выбор Экселя тоже понятна: во-первых не попользуешься со смартфона или вёб. Во-вторых, более высокий порог входа для тех, с кем потенциально могу поделиться форматом учёта — что для зануды, как нос почесать, то для кого-то, как ракетная техника.
Зато остаюсь хозяином собственных данных — могу не переживать, за потенциальное закрытие или кардинальные перемены в контролируемом не мной продукте.
Что интересного умеет таблица
Статьи совсем без лирики — вроде бы как, плохой тон. Но вот введение закончилось, и мы добрались до интересного. Чему я смог научить свой формат Эксель-таблицы:
- Широкие возможности кастомизации. Под себя можно настроить: счета, категории, подкатегории, валюты.
- Сквозное ведение учёта в одной таблице годами. Нет необходимости создавать новые файлы каждый год или вкладки каждый месяц.
- Планирование доходов и расходов. Отслеживание план-факта за месяц, год или любой произвольный период.
- Как мне кажется, относительно простые и понятные рутины работы с таблицей. Расход — строчка. Доход — строчка. Перевод — строчка. Плановые данные — строчка. Вносишь дату и сумму, выбираешь категорию/подкатегорию — всё, готово.
- Продвинутая статистика. За любой произвольный период времени можно посмотреть: статистику по расходами и доходам в срезах по категориям, в том числе: всего, средние за период, процент от общих. Можно посмотреть план-факт по доходам и расходам, баланс с разбивкой по счетам на начало периода, конец периода и разницу между; продвинутую статистику по подкатегориям расходов: количество в месяц и за весь период, средний расход в месяц, среднее количество таких расходов в месяц, средний чек внутри подкатегории.
Как устроена таблица
«Таблица состоит из 12 вкладок» — после этой фразы, наверное, сложно заставить себя читать дальше. Но, на самом деле, всё не так сложно. Смотрите:
- ТРИ вкладки: по одной для каждой из базовых операций с деньгами: расход, доход, перевод между счетами. Работа с ними очень проста и однообразна: дата, сумма, выбор из трёх выпадающих списков. Можно ввести комментарий к операции, если хочется.
- ТРИ вкладки: статистика за выбранный месяц, выбранный год или любой произвольный период. Ничего с ними делать не надо — они сами: выбери период, да смотри в цифры. Также на этих вкладках удобно смотреть планы на период и изучать план-факты.
- Планирование. Вкладка очень похожа на те, что для учёта расходов, доходов и переводов. На ней можно внести год, месяц, сумму и категорию планового передвижения денег. Регулярные доходы/расходы можно планировать вставляя их копи-пастом из шаблона. Уникальные — внести от руки.
- «Баланс». Показывает текущий остаток всех отслеживаемых в файле конвертов (я так называю счета, но об этом подробнее позже).
- «Дашборд» — удобная штука на каждый день. Отображает сколько денег осталось в двух выбранных конвертах, например, денег на основной карточке и в кошельке. И показывает, сколько денег ещё можно потратить в течение месяца в каждой из расходных категорий.
- «Настройки». Вкладка, которую нужно настроить под себя перед началом работы с файлом: состояние конвертов на начало использования файла, названия категорий и подкатегорий. Единственное место, где придётся немного «поработать руками» для изменения названий и координат именованных диапазонов. Звучит сложно, но разобраться — дел на десяток минут, если с нуля.
- «About». Вкладка, которая напоминает супер-сжатый пересказ этого раздела статьи — микро-инструкция по файлу.
На всех вкладках одно и тоже подсказывающее цветовое кодирование — залитые светло-жёлтым ячейки заполнять не надо (равно как и удалять их содержимое). Скорее всего, значения в этих ячейках вычисляются автоматически по формулам. В оставшихся случаях — полезные константы.
Как веду бюджет
Начнём с понятий, чтобы не путаться.
«Конверт» — реальная или виртуальная кучка денег. Например, рублёвая банковская карточка, наличные доллары, банковский вклад или накопительный счёт. У конвертов есть название, валюта и текущий баланс (остаток денег внутри).
«Источник» — частный случай конверта. Тот, из которого можно оплачивать покупки и услуги. Когда я записываю расходы, то нужный счёт для списания денег выбираю из списка источников.
Формально это разделение избыточно, но с ним удобнее. Из конвертов можно переводить, но нельзя тратить. А из источников — можно и то, и другое.
Слово «конверт» придумал не сам. Использую адаптированный под себя «метод конвертов» — он легко гуглится. Краткая суть подхода: после получения зарплаты, раскладываю деньги по условным целевым конвертам, которые на практике — накопительные карточные счета и вклады. Один на отпуска, другой на покупку техники и так далее. Из этих конвертов и буду потом эти траты оплачивать (переведу из конверта на карточку, а с неё оплачу). Регулярные внутримесячные расходы просто оплачиваю из денег, которые остались на банковской карточке.
На вкладке с шаблонами я спланировал свои типовые: доходы за месяц, расходы за месяц и переводы с банковской карточки по разным конвертам, которые делаю сразу после получения заработной платы. Это удобно: получил деньги, отложил сразу в конверты, демпфер и прочее (например, сделал перевод жене).
Кстати, про демпфер. Так я назвал накопительный счёт, на который перевожу деньги для значимых расходов, которые случаются каждый год, но не каждый месяц. Например, страховка на машину или подарки на новый год семье. От этого и название: когда в месяце мало расходов сверх регулярных — демпфер пополняется, когда много — наоборот. Демпфирует колебание.
Собственно, пользуюсь файлом так:
- Расходы стараюсь вносить каждый день. По факту получается раз в 2-3 дня. Чаще всего это перенос данных по расходам с карточки из банковского приложения. Если трачу наличные, ещё больше стараюсь внести в этот же день — потом не вспомнить.
- Есть жульническая категория расходов «коррекция» её использую для случаев, если ошибся при заполнении или забыл внести расход и не хочу разбираться: отличается баланс в таблице для какого-то из конвертов от фактического — использую этот фантомный корректирующий расход, чтобы цифры совпали. Бывает такое пару раз в год, не чаще.
- Доходы вношу по мере поступления. И сразу распределяю их по конвертам: вношу переводы копированием заготовки с вкладки «Шаблоны» — для того она и нужна.
- После внесения расходов перед тем, как закончить работать с файлом, смотрю на вкладку «Дашборд» — оцениваю соблюдение плана и напитываюсь дисциплинирующей силой финансового учёта.
- Большое планирование делаю раз в год. Исходя из статистики за предыдущий обновляю шаблоны регулярных доходов и расходов. Затем наполняю этой информаций помесячно вкладку «План». А после вношу в план нерегулярные расходы.
- На вкладке «План» есть что-то типа виджета со списком этих самых нерегулярных расходов. Если комментарий к плановому расходу совпадает с его именем в виджете, то виджет подсказывает статус расхода: запланирован, не запланирован или запланирован больше одного раза.
- На вкладках «Расходы», «Доходы», «Переводы», «План» рано или поздно закончатся строки, подготовленные для ввода данных. Тогда просто вставляю ещё сотню новых, в светло-жёлтые ячейки которых копирую формулы из предыдущих.
- Если эти вкладки стали настолько длинными, что листать их вниз каждый раз перестаёт быть интересным: либо скрываю предыдущие периоды топорным «Щёлк слева, скрыть строки» или более элегантным способом — через фильтр в строке с заголовками столбцов.
- А ещё фильтры полезны, чтобы найти в длинном списке нужную транзакцию по особым приметам. Например, по месяцу и подкатегории расхода.
Как начать использовать файл
- Скачать себе на компьютер файл, который наполнен демонстрационными данными. Побродить по вкладкам, научиться ориентироваться в документе, посмотреть, как строится разная статистика. Попробовать внести расходы и доходы.
- Удалить демонстрационные данные с вкладок: «Расходы», «Доходы», «Переводы», «План». Для этого надо выделить ячейки с внесёнными данными (кроме тех, что залиты светло-жёлтым цветом) и удалить их содержимое.
- Перейти на вкладку «Настройки». В поля, выделенные светло-серой заливкой, внести собственные названия: категорий расходов, категорий доходов, подкатегорий расходов, подкатегорий доходов, источников и конвертов.
- Если для каких-то категорий изменится количество подкатегорий, то нужно будет обновить координаты соответствующих именованных диапазонов. Для этого надо через меню «Вставка / Имена / Менеджер имён» выбрать имя изменённой категории и изменить её координаты — поправить номер последней строки диапазона на новый.
- Если для каких-то категорий изменится имя категории: изменить имя соответствующего именованного диапазона на новое. Делается также через меню «Вставка / Имена / Менеджер имён».
- В нижней части вкладки «Настройки» ввести дату начала учёта финансов в файле и значения баланса в конвертах на эту дату (текущие остатки на счетах).
- Удалить или скрыть вкладку «About», если она изучена и больше не нужна.
Изменённый файл стоит сохранить. Всё, теперь он готов для использования!
Есть ли у файла недостатки?
Ой, да полно. Или нет. Зависит от точки зрения. К очевидным я бы сам отнёс такие:
- Использовать таблицу в Экселе, если в ней больше 20 строчек и есть формулы — персональный ад для половины моего круга общения: неудобно, запутано, постоянно что-то ломается, съезжает форматирование и прочее. Не тешу себя надеждой: для непродвинутых пользователей эта таблица (и, наверняка, любые аналоги) слишком сложна. С этим можно только смириться и посоветовать таким ребятам CoinKeeper — вполне удобная, простая и симпатичная альтернатива.
- Есть много пространства для развития. Можно добавить графиков к вкладкам со статистикой. А можно добавить выделение цветом для расходов в долларах и евро. Можно придумать автодобавление новых строк, когда старые заканчиваются. А можно… Думаю, смысл понятен: в таблице, на мой вкус, есть всё необходимое, но это не значит, что её нельзя сделать функциональнее, удобнее и добавить рюшечек.
- Обшипки и очепятки. Скорее всего, в таблице есть небольшое количество огрехов, которые ещё не отловил и не поправил. Когда нахожу что-то такое — за минуту правлю соответствующие формулы. Но для кого-то из пользователей это может оказаться более сложной задачей.
- Пункт про здравый смысл и управление ожиданиями. Сложно продуманское ведение личного бюджета — хобби, в котором, как и во многих других, есть значимые единицы пользы. Но, по моим наблюдениям, бесконечно редки случаи, когда ведение бюджета существенно влияет на качество жизни. Среди моих знакомых, кто не заморачивается так сильно с таблицами, есть те, что живут и сильно лучше, и сильно хуже — связи с форматом ведения бюджета не ощущается. )
Когда по следам обсуждения подобных таблиц друзья в шутку называют меня задротом, я в шутку отвечаю, что у меня есть таблица, в которой подсчитаны и перечислены все мои носки и футболки. Только друзья не шутят. Да и я тоже.
Не стоит переживать, если учёт расходов и доходов нагоняет тоску: возможно, у вас есть свой другой диковинный пунктик или не один. )
Таблица по описанию - функциональная, но только где она ? Ексельку прикрепить не получилось ?
Andrey, я попросил модераторов прикреплённый PDF заменить на эксельку. Так это, по идее, и должно было бы быть. Ждёмс.
А пока можно из облака забрать: https://e1.pcloud.link/publink/show?code=XZR3OmZ83MUAqwxQa4SXA0CgQOTv77xpG9k
Дмитрий, спасибо! Забрал, посмотрим ее в деле.
Дмитрий, к сожалению, ссылка отказывается работать :(
Есть ли возможность выложить таблицу через другой ресурс или обновить ссылку? Хотелось бы посмотреть, как организованы формулы и, возможно, самому начать пользоваться)
Александр, обновил ссылку, проверил, работает: https://e1.pcloud.link/publink/show?code=XZqzXbZhFOu2U3KzSJIJPh7hLqrvLlpXe0V
А ещё модераторы прикрепили файл в xlsx формате к статье. Но лучше по ссылке взять – он чуть свежее.
Andrey, а это уже небесплатно 🙂
Natalia, Хоть без ипотеки
Обязательно посмотрю файл утром))
Пользуюсь coinkeeper и не сильно давно. Уже поняла, что не хватает планирования расходов.
Конверты классный метод, на мой взгляд. Использую в очень ограниченном формате, и сейчас подумала, почему бы не попробовать расширить конверты для себя.
Александра, а 05:18 – это ещё вечер? ))
Конверты – удобная тема. И как распределение, и как планирование тоже. Если деньги уже отложены на отпуск или, например, тостер, когда приходит время, проще их потратить на выбранную цель – заранее уже определил их судьбу, и поэтому нет торгов "а стоит ли оно того, или на что лучше".
Дмитрий, файл класс! Вы мне прям поле для размышлений дали. Очень привлекает формат с понятным планированием расходов, потому что именно этого мне не хватает.
Единственное, я все-таки табличками в гугле пользуюсь из-за возможности легкого и быстрого доступа с любого устройства, поэтому подкатегории вылетают. Но думаю, их можно будет сгруппировать для статистики в итоге.
Александра, тут ниже ссылку Арём прислал: таки можно подкатегории в Гугле )
Дмитрий, благодарю, посмотрю!
Александра, рад, что понравилось и полезно – спасибо, что поделились впечатлениями! Про подкатегории в гугловсих действительно досадно, да. Тоже предпочёл бы доступ к файлу погибче. 🤷♂️
Дмитрий, типа ночь, хотелось еще поспать 😅
Просто шикарная таблица, структурирована, красива - пока заполняешь - в голове все "причесывается". Талант !!!
1. Пользоваться гугл-таблицами я не умею.
2. Нормально изучить рынок приложений не смог.
Очередные извращения.
Артём, не буду столь токсичным и разверну:
1. Гугл таблицы прекрасно умеют работать с выпадающими списками и даже куда более. Все функции есть, а для лютого задротства, как и в Excel есть внутренний язык программирования.
2. Под второй пунтк множество приложений умеют делать всё то что вы перечислили, сходу могу назвать связку Дзен+Zerro.App, которая даёт ту же структуру в том числе работа с пресловутыми конвертами.
Уважайте своё время и не страдайте. Ну или напишите большим заголовком: Это неэффективно, я просто задрос и мне это нравится.
Я тоже конечно задрот, но в других сверах.
Артём, и всё равно получилось грубовато )
1. Если есть пример, как без скриптов организовать в Гугл-таблицах связанные списки, буду признателен за ссылку. Интересуюсь этим вопросом время от времени и, очевидно, пока не справился сам.
2. Про Дзен – видел, конечно. К нему у меня есть вопросы. Например, в статистике нельзя посмотреть среднее количество расходов по подкатегории и средний чек. А в планировании можно внести будущую транзакцию, но не расход на категорию в месяц. Ну и вкусовое: для меня он несимпатичный и неудобный.
3. Вот про Zerro.App не слышал раньше. Скринов у них не особо много, но, вроде бы, выглядит ничего так. Если бы был демонстрационный аккаунт, с удовольствием бы повозился.
Про эффективность: от цели зависит. Просто знать остатки на счетах – соглашусь, такой себе способ. Для меня фин-таблица – развивающее хобби: и ботаю разное полезное в процессе, и пользуюсь результатами в том виде, в котором в других местах получить не могу.
Дмитрий, тж сказал что не будет сохранять мой коммент. Лень писать повторно. Всё есть всё работает.
Списки в гугле: вставка - раскрывающийся список.
Артём, я имел в виду именно "связанные" выпадающие списки. Т.е. когда в одной ячейке можно выбрать категорию, а в соседней – подкатегории этой категории.
Но за "вставка – раскрывающийся список" всё равно спасибо. Знал только способ через "Данные – настроить проверку данных".
Дмитрий, добрый день)
То, что вы говорите, в экселе можно сделать через формулу двссыл. Более подробно смогу вечером или завтра написать, сейчас нет возможности воспользоваться компьютером)
user1380047, спасибо! Как раз так и делаю в Экселе. С Артёмом выше обсуждали: а можно ли такое сделать в Гугл-таблицах. И без скриптов и совсем сложных костылей, кажется, нельзя.
Дмитрий, гуглится в три клика, есть статья на дзене, как это сделать. Например вот: https://dzen.ru/a/YmEjdcSFCjhhhJnK
Но я не пропагандирую использовать и таблицы если что, при наличии множества сервисов, в том числе бесплатных. И страдать с таблицами, это просто неуважение к своему времени.
Уверен, что вы можете найти более качественное применение своего времени, в том числе балуясь таблицами, но для каких-то не самых банальных проблем.
Артём, 🤗
Моя жизнь не будет прежний! У вас за три клика получилось нагуглить то, что у меня не получалось за десятки. Спасибо!
Дмитрий, *прежнЕй
Какой же я тупой.
maximponomaryov, на мой вкус, если такая мысль посещает всего пару раз в неделю, то всё в порядке. Возможно, даже полезно. )
Дмитрий, очень интересная и полезная таблица!
Но я не силён в Exсel. Скачиваю таблицу, а у меня проблема с формулами на месяц.
Во вкладках расходы, доходы, переводы, где должен быть указан месяц, пишет #Н/Д, не находит какое то значение.
Руслан, и ещё один вариант исправить ошибку. Даже чуть проще. Скачать обновлённый файл вот отсюда: https://e1.pcloud.link/publink/show?code=XZvA5bZ4LBBHYThRUzXNJQ9QaPK50Wu68qy
Чуть поправил логику. Теперь с любым языком системы будет работать корректно.
Дмитрий, спасибо большое. Во всех вкладках удалось исправить, кроме Dashbord.
Руслан, сейчас не очень удобно тестировать (переключать систему на русский). Но должно сработать, если заменить формулу на:
=СТРОЧН(ТЕКСТ(СЕГОДНЯ();"ММММ"))
Попробуете?
Дмитрий, всё работает. Спасибо !
Руслан, прикольная ошибка! Спасибо.
Это из-за того, что у меня английский язык стоит системным, а у вас русский. Исправить несложно:
1. Вместо текущей формулы в ячейке C6 вставьте более короткую. Можно прямо копированием отсюда: =ЕСЛИ(D6<>"";СТРОЧН(ТЕКСТ(D6;"ММММ"));"")
2. Выделите все следующие ячейки в столбце C и вставьте её туда через функцию "Специальная вставка, вставить формулу".
3. Тоже самое придётся повторить ещё на листах с расходами, переводами и планами.
Всё вместе займёт, думаю, пару минут. Если не получится, напишите.
Заметил закономерность. Скачиваю файл, открываю, значения "месяц" отображаются. Нажимаю кнопку "разрешить редактирование", значения месяц везде меняются на пишет #Н/Д.
Обновил слегка таблицу. Теперь она умеет показывать статистику доходов/расходов в разных валютах. Добавлен соответствующий переключатель на вкладки: «Dashboard», «Месяц», «Год», «Стата».
Отчасти вынужденная мера: без этого некорректно учитывались доходы/расходы в неосновной валюте. Баланс – окей, корректный. А в статистике было не очень.
Обновлённый файл: https://e1.pcloud.link/publink/show?code=XZvA5bZ4LBBHYThRUzXNJQ9QaPK50Wu68qy
Дмитрий, файл из облака пропал, а редакция не обновила.
Игорь, моя вина )
Корректная ссылка: https://e1.pcloud.link/publink/show?code=XZJsnbZWp8L4h8d9ojy028OnmjpDSLnXETy
Дмитрий, по ссылке файл в формате пдф.
Алексей, проверил ссылку выше – xlsx файл.
Он как PDF открывается в браузере для предпросмотра содержимого. В верхней части страницы есть кнопка "скачать", нажмите её. Тогда в правильном формате файл скачается на компьютер.
Дмитрий, 😱
Спасибо большое за разъяснение. Никогда бы не заметил эту кнопку на скачивание
Дмитрий, выглядит отличным инструментом, обязательно попробую в деле) Подскажите, пожалуйста, по вкладке Настройки, где технические вычисления, смещение - это что значит и на что влияет? Мне нужно будет менять валюты и хочется понимать) Заранее спасибо!
Татьяна, прошу прощения за долгий ответ: не видел уведомление о новом комментарии к тексту.
Это таблицы для использования функции ВПР, с помощью которых на вкладках с расходами, доходами и планами в столбцах справа (O-U, O-U, U-AA) вычисляется сумма транзакции во всех используемых валютах.
Надеюсь, получилось ответить понятно. Если вы не привязаны именно к Экселю, в чуть более удобном виде реализовал этот же табличный функционал в Гугл-таблицах. Основное преимущество: намного проще сделать замену на всё своё: категории, подкатегории, валюты.
Дмитрий, в любом случае спасибо за ответ) Чуть позже нашла эти вычисления и вроде более менее въехала, но так стало понятнее) Новость про гугл-таблицы отличная! А где можно найти ссылочку или я просто плохо ищу?)
Татьяна, не публиковал ещё.
Она уже умеет не меньше экселевской, но сыровата:
– Не все хотелки сделал
– Есть внутренние заметки (планы по развитию, чтобы не забыть)
– Почему-то на английском языке
– Инструкцию не сделал (хотя основные принципы те же)
Если не смущает, можете посмотреть/потестировать: https://docs.google.com/spreadsheets/d/11QLKfo5dxSwHCb1yG15x1bTjeERM27pHGhnXnIDwsek/edit#gid=404278361
(Зато курсы валют берёт прямо от Гугла, не надо руками заполнять)
Дмитрий, спасибо большое! Обязательно посмотрю)
Очень спасибо за разработку. Гугловую книгу не смотрел, а вот с Ексельной поковырялся от души, и ответственно могу сказать - это прекрасно, особенно мне определение нижней границы диапазона для ВПР() и СуммЕслиМн() понравилось. Респект и уважуха.
А теперь то, чего нарыл при ковырянии. Может пригодится.
- пробелы в названиях категорий не прокатывают (они же как имена диапазонов идут). Наверное, об этом стоит сказать в About.
- если есть одинаковые наименования подкатегорий, то статистика может глючить (в формулах не проверяется категория, а только подкатегория).
- при нечётком планировании (указана категория, но нет подкатегорий), статистика тоже ведёт себя не всегда адекватно. Не углублялся,
- нет ни остатков, ни оборотов по источникам. Это я так понимаю, специфика личного учёта. Для учёта например ИП это ну вот никак не радостно.
- как продолжение предыдущего, кошельки - это дело хорошее, полезное. Вот только в каком источнике хранится эта сумма - непонятно. Может, таки лучше было бы сделать кошельки как подкатегории для источников? Оно конечно усложнит схемотехнику, но станет прозрачнее.
Ещё раз - спасибо! И буду очень благодарен за пояснения.
Вдогонку к предыдущему.
Про статистику: если меняется структура доходов, то приходится дорабатывать все три листа. Расходы-то сразу по категориям, а доходы - и по категориям, и по подкатегориям (оно конечно наглядно, но очень муторно). Для себя я конечно выкрутился, но...
Про планирование: помесячно - оно понятно и предсказуемо. А вот на год совсем не понял структуру. Оно видимо продолжение предыдущего про детализацию доходов. Расскажите, пожалуйста, как его использовать?