Как спланировать личный бюджет на год
И сверстать годовой финансовый план в январе
Уже много лет я веду бюджет в гугл-таблице. В Т—Ж я уже подробно рассказывал про свой опыт ведения бюджета и объяснял, как построить для себя такую же таблицу.
В этой статье я решил пойти еще дальше и спланировать бюджет на целый год. Январские каникулы — всегда отличное время, чтобы этим заняться.
Как будем планировать
Планировать будем на год с разбивкой по месяцам. Надо будет сделать четыре вещи:
- Спрогнозировать доходы.
- Прикинуть расходы.
- Распределить средства по финансовым целям.
- Проанализировать возможные альтернативные сценарии.
В качестве инструмента планирования будем использовать мою гугл-таблицу. Можно скопировать ее себе на гугл-диск и менять в ней что угодно.
По этой ссылке — версия таблицы с уже заполненным примером бюджета, который мы разберем в статье:
А по ссылке ниже — пустая таблица, готовая к заполнению с нуля:
Таблица состоит из двух вкладок, они называются «Гайд» и «Планирование».
Вкладка «Гайд» — это инструкция и рекомендации по заполнению таблицы. Мой процесс планирования бюджета разбит на шаги. В каждом шаге гайда описано, как заполнить ту или иную строку на вкладке планирования.
Номер шага совпадает с номером строки, заполнение которой описано в шаге. Например, в шаге 2.2 гайда вам нужно ввести размер вашего ипотечного платежа. После ввода эта информация автоматически появится в строке 2.2 сводной таблицы на вкладке планирования.
Вкладка «Планирование» — это сводная таблица, в которой с разбивкой по месяцам и статьям фиксируются доходы, расходы и распределяется свободный остаток денег.
Часть исходных данных появляется в таблице автоматически, когда вы вводите их на вкладке «Гайд». Часть нужно вносить непосредственно в ячейки таблицы планирования. Например, в строке 1.2 указываются премии, которые могут быть квартальными, годовыми и сезонными, а в строку 2.3 нужно внести ваши расходы на коммунальные платежи.
Хочу предупредить, что моя таблица — это скорее пример, чем универсальный инструмент планирования бюджета. Структура расходов и доходов у каждого своя, как и финансовые цели.
Если у вас есть базовые навыки работы в экселе, вы сможете адаптировать эту таблицу под себя. Если нет, я оставил в каждом блоке таблицы свободные строки для ввода дополнительных статей доходов, расходов и финансовых целей.
Планируем доходы
Сначала оценим поток будущих доходов. В примере я рассмотрел наиболее вероятные источники доходов: основную зарплату, премии, налоговый вычет, а также «прочие доходы» — это, например, доход от фриланса или от сдачи квартиры.
Заработная плата — тут указываем сумму после вычета налогов. На вкладке «Гайд» в шаге 1.1 можно ввести значение зарплаты, которое автоматически проставится в каждый месяц года на вкладке планирования.
Если ваша зарплата изменится в течение года и вы знаете, когда и на сколько, то для актуализации бюджета достаточно ввести новое значение зарплаты в ячейку месяца, с которого вступят в силу новые условия. Далее новая заработная плата применится ко всем оставшимся месяцам года.
Премии — в строке 1.2 вкладки планирования надо ввести ожидаемые суммы премий после вычета налога. В своем примере я поставил квартальную премию в 75% от оклада. Если размер вашей премии варьируется, например в зависимости от продаж, то лучше указать усредненное значение или размер премий за последний год.


Налоговый вычет — укажите на вкладке «Гайд» в шаге 1.3 общую сумму полученных зарплат и премий за прошлый год до вычета налога. Учитываем только белые доходы, с которых работодатель заплатил НДФЛ. В ячейке ниже будет рассчитана максимальная сумма налоговых вычетов, которую вы можете получить в следующем году.
Важно понимать, за что конкретно вы планируете оформлять налоговый вычет — например за ИИС, покупку квартиры или обучение — и какова максимальная сумма вычета по каждой из причин возврата.
Месяц получения налогового вычета можно спрогнозировать следующим образом:
- Декларацию 3-НДФЛ надо подать не позднее 30 апреля будущего года.
- Срок рассмотрения декларации — максимум три месяца с момента подачи. Но ФНС не очень-то часто рассматривает декларацию раньше отведенного срока.
- Срок выплаты налогового вычета после рассмотрения 3-НДФЛ не должен превышать 1 месяц.
- Таким образом, максимальное время получения выплаты с момента подачи декларации составляет 4 месяца.
Если подать декларацию в феврале, то вычет придет уже в июне, как раз под начало сезона отпусков. Именно так я и указал в своем примере, а чтобы не забыть подать декларацию вовремя, добавил примечание в соответствующей ячейке — в феврале.

Прочие доходы — тут указываем прочие гарантированные доходы. Например, от сдачи в аренду квартиры, которую вы и так уже много лет сдаете. Не надо тут указывать гипотетический доход, который вы получите от продажи акций Сбербанка, если они подорожают к сентябрю на 30%.
Оставляйте примечания в ячейках таблицы
Рекомендую оставлять примечания в ячейках таблицы планирования. Объясню, зачем это нужно. Допустим, в апреле в вашей компании каждый год пересматривают зарплаты. Если вам повысят зарплату, это повлияет на бюджет до конца года и вам нужно будет актуализировать файл. Чтобы не забыть это сделать, пригодится примечание.
Выделите соответствующую ячейку, в нашем примере это пересечение строки «Заработная плата» и столбца «Апрель». Нажмите правую кнопку мыши и выберите пункт меню «Вставить примечание». Появляется окно ввода.
После ввода примечания ячейка помечается ярлыком в верхнем правом углу.
Примечания удобно использовать для указания событий, которые выделяются на фоне других месяцев. В таком-то месяце нужно обновить страховку на авто, или продлить абонемент в спортзал, или спланировать зимовку в Таиланде. Можно оставить комментарий на будущее, чтобы не забыть актуализировать бюджет.
Например, в сентябре выйдет новый Айфон — и я, возможно, его куплю. Укажу себе это примечание в ячейке для сентября, в строке с прочими расходами.

Рассчитываем обязательные расходы
Прикинем будущие траты в течение года. В нашем примере это будут повседневные расходы, квартплата, ипотечные взносы, траты на бензин, содержание автомобиля и прочее.
Например, я знаю, что в среднем трачу в месяц 60 тысяч на повседневные покупки — это транспорт, еда, развлечения, одежда, подарки и прочее. Квартплата составляет 2500 ₽, за ипотеку я плачу 25 000 ₽, содержание авто обходится в 4 тысячи, но в отдельные месяцы я еще добавлю траты на ТО и страховку. Это мои обязательные платежи, от которых никуда не деться. Осталось разнести их по соответствующим строкам таблицы.
Повседневные расходы. Если вам известен средний уровень ваших повседневных трат в месяц, то внесите это значение на вкладке «Гайд» в шаге 2.1.
Если вы не ведете учет расходов и не знаете, сколько тратите, то давайте прикинем эту сумму. В шаге 2.1.1 гайда вам нужно указать, сколько вы готовы тратить в месяц на каждую из категорий повседневных расходов. Если в таблице нет какой-либо категории, то ее можно просто добавить в дополнительные строки. Таблица просуммирует все категории и сама проставит общую сумму повседневных расходов на каждый месяц года.

Уровень повседневных расходов может варьироваться в зависимости от месяца. Я вел учет трат четыре года и убедился, что в декабре трачу на 25% больше, чем в среднем, из-за новогодних подарков и распродаж. А в феврале и мае, наоборот, трачу меньше нормы на 10—15%: февраль — самый короткий месяц, а в мае много праздников, которые я обычно провожу на природе, там тратить попросту не на что.
На вкладке «Планирование» в строке 11 проставлены коэффициенты повседневных расходов для каждого месяца. Если вы не можете точно сказать, какие месяцы у вас наиболее затратные, а какие — наоборот, то просто проставьте везде единицы: 1 — средний показатель, 0,9 — это 90% от среднего расхода, 1,2 — 120% от среднего расхода.


Ипотечные платежи. Если вы выплачиваете ипотеку, укажите ваш обязательный ежемесячный платеж в шаге 2.2 вкладки «Гайд». Указать надо именно ту сумму, что ежемесячно списывает банк, а не с учетом досрочных погашений.
Квартплата или арендная плата. Если вы снимаете жилье, укажите в строке 2.3 вкладки «Планирование» ежемесячную арендную плату. Если у вас свое жилье, укажите квартплату с учетом всех коммунальных платежей.
Не забывайте, что в отопительный сезон — с ноября по март — размер квартплаты вырастает примерно на 30—35%. Например, летом я плачу за ЖКХ 2500 ₽, а в отопительный сезон эта сумма увеличивается до 3500 ₽.

Расходы на содержание автомобиля. Указываем средний расход на бензин, мойку, штрафы, также учитываем плановый технический осмотр и страховку. Чтобы не забыть, в каком месяце проходить ТО, а в каком обновлять страховку, добавьте в ячейки соответствующие примечания.
У меня на бензин обычно уходит 2500 ₽, еще 500 ₽ — на штрафы и мойку. В марте мне нужно обновить ОСАГО, а это еще 10 000 ₽, в июне предстоит пройти техническое обслуживание, которое обойдется в 12 000 ₽. Добавляю примечания, чтобы не забыть обновить страховку и пройти ТО.
Если у вас нет автомобиля, то вы можете оставить эту строку пустой или внести расходы на каршеринг.

Прочие расходы. Сюда можно включить обязательные крупные покупки. Например, если вы знаете, что к зиме нужно купить новые покрышки, то лучше сразу заложить эту покупку в бюджет и быть к ней готовым. А если вы обновляете абонемент в спортзал раз в год, запишите эту трату на тот месяц, когда кончится текущий абонемент.
Я, например, планирую обновить свой пуховик и готов потратить на это 15 000 ₽. Покупать буду в октябре, чтобы успеть к заморозкам. Вношу соответствующую трату в категорию «Прочие расходы» для октября. Чтобы потом не ломать голову, что это за расход такой я запланировал, оставлю примечание в ячейке: «Нужно обновить зимнюю куртку».

Что делать, если расходы превысили доходы
Если ваши расходы в конкретный месяц превысили доходы, то в строке «Свободный остаток» появится отрицательное значение, выделенное красным цветом.

Прежде чем приступить к планированию финансовых целей, нужно пересмотреть свои расходы, чтобы избавиться от дефицита бюджета. Например, можно отказаться от крупных покупок или ужаться в повседневных расходах.
Если расходы сократить не получается, а дефицит бюджета остается, то можно закрыть его за счет другого месяца, где наблюдается профицит бюджета, то есть доходы превышают расходы. Для этого надо перенести свободные деньги с одного месяца на другой.
Например, по плану профицит в ноябре составляет 8500 ₽, а дефицит в декабре — 8000 ₽. Чтобы закрыть дефицит, надо перенести свободные 8000 ₽ с ноября на декабрь. В блоке расходов для ноября вводим в строку переноса 2.П расход 8000 ₽. В блоке доходов для декабря в строку переноса 1.П вводим сумму 8000 ₽. Дефицит в декабре устранен, но и свободный остаток в ноябре уменьшился на сумму переноса.

Распределяем свободные деньги
Теперь необходимо распределить свободные деньги по вашим финансовым целям. В моем примере есть несколько предустановленных шаблонов распределения: на финансовую подушку, на отпуск, на новую машину и на досрочное погашение ипотеки.
От вас требуется указать, какую долю свободных средств вы хотите направить на ту или иную цель. Я распределял средства следующим образом:
- на подушку безопасности — 30%;
- на отпуск — 25%;
- на новый автомобиль — 25%;
- на досрочное погашение ипотеки — оставшиеся 20%.

Финансовая подушка — это первое, на что стоит отложить часть ваших свободных денег, особенно если у вас есть открытые кредиты или ипотека. Есть мнение, что подушка должна составлять 3—6 ваших окладов. Но мне больше нравится подход, когда финансовая подушка рассчитывается не от оклада, а от ваших средних расходов. В таблице я буду придерживаться этого принципа.
- Вот как я рассчитываю размер подушки. Мои обязательные траты в месяц складываются из 60 000 ₽ повседневных расходов, ипотеки с платежом 25 000 ₽, в среднем 3000 ₽ квартплаты и 3000 ₽ расходов на бензин. В сумме это 91 000 ₽.
- Если я потеряю основной источник заработка — работу, — на поиски новой может уйти от 3 до 6 месяцев. Соответственно, минимальный размер моей подушки составляет 91 000 ₽ × 3 месяца = 273 000 ₽. Эту сумму я всегда стараюсь иметь на карте и не трогать. На нее капает процент на остаток, так что инфляция не съедает эти деньги.
- В идеале хотелось бы иметь подушку на 6 месяцев, то есть 546 000 ₽.
На вкладке «Гайд» в разделе 3.1 выводится размер подушки, который таблица рассчитывает от вашего среднего расхода за три месяца. Это рекомендуемый размер вашей финансовой подушки безопасности. Средний расход в месяц — это сумма всех расходов за год, деленная на 12.

Как только вы укажете, какой процент от свободных средств направите на подушку, на вкладке «Гайд» в шаге 3.1.1 рассчитается сумма вашей подушки на конец года. Если держать все деньги на пополняемом депозите, то сумма будет немного больше. Это значение будет рассчитано в шаге 3.1.2.

Но не все накопления есть смысл откладывать на депозит. Объясню почему.
Когда лучше отчислять деньги на депозит?
Если деньги вам потребуются в ближайшие полгода, например в отпуске, то проще хранить их на карте с процентом на остаток.
Если вы планируете копить в течение какого-то долгого срока — от полугода, — то правильнее использовать депозитный вклад. В моем примере, если использовать депозит со ставкой 6%, сумма подушки будет больше почти на 8 тысяч. Немного, но приятно.
Важно понимать, что процент на депозитном счете зависит от ставки ЦБ, которая в последнее время постоянно снижается.
Накопления на отпуск будем фиксировать за первые полгода — на конец июня, — а потом на конец года. Первую часть накоплений откладываем на летний сезон отпусков. Вторую часть — на зимний отпуск в новогодние каникулы. На вкладке «Гайд» это соответствует строкам 3.2.1 и 3.2.2.
Накопления на покупку авто. Если у вас нет цели накопить на новый автомобиль, вы можете переиспользовать эту статью для другой цели или просто указать 0%. Для этой финансовой цели мы также просчитаем два варианта накопления: строка 3.3.2 — с депозитом, строка 3.3.1 — без депозита.
Досрочные платежи по ипотеке — последняя цель, которую по плану вносим ежемесячно. Они отражены в строке 3.4. В итоге можем спрогнозировать, на сколько удастся сократить основной долг по ипотечному кредиту к концу года.

Если вы хотите добавить еще одну дополнительную цель, введите данные в разделе 3.5. Шаблон для этой цели позволяет оценить накопления на конец года как с учетом депозита, так и без.
Какие еще финансовые цели можно себе поставить:
- Отложить деньги на ИИС.
- Накопить на первоначальный взнос по ипотеке.
- Накопить на ремонт.
Моделируем альтернативные сценарии, или «А что если?»
Когда бюджет спланирован, можно провести аналитику альтернативных сценариев. Выглядит это так:
- Задаем сценарий — как изменится бюджет и достижение финансовых целей, если произойдет какое-то событие, жизненная ситуация или реализуется риск.
- Вносим эту корректировку в модель.
- Все расчетные показатели таблицы автоматически пересчитываются — и мы видим альтернативный бюджет.
Для удобства рекомендую сделать копию файла с итоговым бюджетом и альтернативные сценарии моделировать в этой копии.
Например, мы хотим смоделировать ситуацию, в которой я отказываюсь от походов в бары и рестораны в течение года. Делаем вот что:
- Переходим на вкладку «Гайд» и обнуляем расход на бары и рестораны в шаге 2.1.1.
- Пролистываем до блока с финансовыми целями и смотрим, как изменились все показатели.
Если сравнить, сколько удастся отложить на финансовые цели в обычном сценарии из примера выше и в сценарии, где я отказался от баров и ресторанов, то можно увидеть, что за год удастся сэкономить больше 67 тысяч рублей.

Вариантов альтернативных сценариев множество, вот некоторые для вдохновения:
- На сколько раньше я смогу погасить ипотеку, если откажусь от отпуска в этом году? Чтобы посчитать, обнуляем долю средств, направленную на отпуск, в шаге 3.2 и на это же значение увеличиваем долю средств на погашение ипотеки в шаге 3.4.
- Что будет, если мне все же не повысят заработную плату в апреле? Убираем повышение зарплаты в итоговой таблице. Анализируем, не появится ли дефицит бюджета и как сильно пострадают финансовые цели.
- Как может улучшиться реализация моих финансовых целей, если я к лету сменю работу с повышением заработной платы на 20 000 ₽? Указываем новый уровень зарплаты, например с июня. Доходы увеличились. Смотрим, как изменились показатели финансовых целей.
- Как изменится бюджет, если продать машину и ездить на такси? Обнуляем расходы на автомобиль в строке 2.4. Увеличиваем расходы на транспорт в шаге 2.1.1 вкладки «Гайд».
- Что будет, если начальство отменит премии? Обнуляем доходы от премий в строке 1.2. Смотрим, не появился ли дефицит бюджета.
Зачем так далеко планировать
Многие люди живут «здесь и сейчас», а финансовые возможности анализируют глядя на остаток по карте. Планирование бюджета помогает посмотреть на свое финансовое положение в масштабе года. Всегда лучше заранее знать, когда денег может не хватить, на какой месяц стоит запланировать крупную покупку и от каких расходов хорошо бы отказаться. А еще один важный плюс такого планирования — постановка крупных финансовых целей.
Расскажу на личном примере, как мне помогло долгосрочное планирование.
- Четыре года назад я зарабатывал в два с половиной раза меньше, чем сейчас. Проблема была в том, что я не мог решиться на смену работы. Я задался вопросом: как я смогу улучшить свое положение, если найду новую работу с окладом в полтора раза больше текущего?
- Оказалось, что при таком сценарии за год я накоплю около 500 тысяч рублей, которые смогу потратить на первоначальный взнос по ипотеке. Мысль о покупке собственного жилья подтолкнула меня к смене работы. Так я поставил себе финансовую цель — накопить полмиллиона рублей за год и взять ипотеку.
- Дальше были и другие цели: закрыть ипотеку досрочно, снизить расходы, накопить на машину и сформировать финансовую подушку. Не всегда удавалось выполнить цели на все сто процентов, но всегда постановка целей подталкивала меня к действиям.
Чтобы спланировать бюджет на год
- Зафиксируйте все ваши будущие гарантированные доходы.
- Учтите все обязательные траты.
- Не допускайте дефицита бюджета в течение года. Если дефицит неизбежен — перенесите часть свободных средств на этот месяц.
- Определитесь с финансовыми целями и распределите ваши свободные деньги между ними.
- Смоделируйте несколько альтернативных сценариев: подумайте, как может измениться ваша жизнь, если что-то случится.
Только соберешься разбогатеть- то трусы порвутся, то сахар закончится…
Андрей, расходы на трусы и сахар можно заложить в непредвиденные расходы, отдельной строкой, например, 3 тыс руб на всякое такое)
Anton, но денег от того, что появилась категория больше не стало)
Игорь, аккуратнее надо трусы носить😉 и от сахара отказаться!
Игорь, по такой логике получается два заблуждения. Перове из них: добавление категорий в бюджете это способ заработка...? Суть-то составления бюджета не в том, чтобы зарабатывать больше, а в том, чтобы начать понимать что заработанное будет потрачено на то что тебе действительно нужно. А второе: мы работаем не для удовлетворения действительно нужных потребностей и достижения целей, а для получения как можно бОльших денег, которые без составления бюджета не понятно зачем нам нужны...
Отлично, как раз решил составить бюджет на год в первый раз, а тут такая статья. Спасибо
Антон, спасибо за статью. Интересна фишка с коэффициентами. Поиграюсь, может, в мою текущую модель и зайдёт.
Кстати, я тоже придерживаюсь подхода по подушке от средних расходов, а не доходов. Это позволяет ее не раздувать, но в то же время быть уверенной, что N месяцев можно спокойно пережить (тьфу-тьфу). Единственное, приоритет я сейчас отдаю целям, то есть готова ужимать аппетит по расходам за счёт необязательных. Если бы не «чесалось» закрыть ряд проектов, то тоже бы распределяла свободный остаток от д-р.
Годовой бюджет, - действительно, сильный инструмент для достижения больших целей, потому что видишь влияние каждого решения на итог.
А до выплаты ипотеки я вела 5-годичный бюджет. Вот уж что дисциплинирует, так дисциплинирует.
Как раз думал над тем как лучше составить бюджет, прекрасная статья. Нравится автор своим тщательны, аналитическим подходом
Илона, я бы посоветовал вам откладывать каждый месяц N-ю сумму в резерв на случай таких непредвиденных ситуаций. Опять же, самый простой способ примерно оценить сколько денег ушло на такие сюрпризы в прошлом году и разбить эту сумму на 12 месяцев. Далее этот ежемесячный платеж вносите в статью расходов а сами деньги кладете на депозит или карту с процентом.
«Декларацию 3-НДФЛ надо подать не позднее 30 апреля будущего года»: на вычет можно подавать и после 30 апреля.
Natasha, спасибо) в статье мы показали когда самое ранее можно получить вычет))
Anton, но 30 апреля все равно ни при чем: чтобы получить вычет как можно раньше, нужно подать заявление в начале января.
Anton, зачем ждать вычета целый год? можно взять справку для работодателя в налоговой и просто получать зарплату уже без вычета 13% (ну если есть право на вычет). точно все вопросы изучили при планировании?)))) теоретики... зарплату еще придумали 100 тыщ... ога
Тусик, прямо с января можно вычет у работодателя получать? Но ведь декларацию налоговая проверяет несколько месяцев. И заявление для работодателя не моментально выдает. Если рассуждать не в теории.
Амели, за такой справкой в ИФНС можно обратиться сразу, как подписали акт приёма-передачи квартиры, а с декларацией для вычета - надо ждать окончания года.
Это для тех кто по найму работает. Дзен-мани. Версия Эксель)
Для самозанятых — попробуй спланируй сколько рыбы поймаешь)) или есть те, кто умеет так?
Игорь, но зато планируешь расходы, и сразу понятно, сколько рыбы надо поймать, хочешь-не хочешь. Но вообще да, не прогнозируемые и крайне разные доходы процесс планирования усложняют.
Игорь, я ИП и также проблема, очень трудно предугадать рыбный будет год или нет, зависит уже не от меня
Александр, тоже предприниматель и считаю, что лучше рисовать стратегии роста а не стратегии экономии, потому калькулятор тока для понимания трат подойдет.
Александр, аналогично.
Некогда писать комментарии, пойду составлять бюджет)
Посчитала, что для того, чтобы закрыть долг и отложить нужную сумму, мне надо откладывать ежемесячно 39000 руб до конца 2020. Вычла из зарплаты эту сумму, из получившейся разницы вычла обязательные платежи: КУ, оплату мобильных, бензин, обслуживание авто 1200 р в мес (понятно, это не каждый месяц, но в мае ОСАГО, в октябре замена масла, в ноябре налог, чтобы не сразу 6, 3, 7 выкладывать, А ежемесячно комфортные суммы), оплату питания в школе, дополнительных занятий, детского сада и ужинов Яндекс шеф, лекарств и так далее. Получила «свободные» деньги. Которые планирую по настроению: тратить или откладывать ещё на что-нибудь.
Веду учет бюджета и никогда не могу понять, почему на моих счетах больше чем в приложении и откуда я беру деньги? мои затраты больше доходов. А год планировать вообще страшно, я как то посчитала обязательные платежи -это в 2 раза превышает доход. Кредитов нет. Решила не считать. чтобы не думать о том откуда деньги берутся))) а тем более не планировать -желания убивает, а тогда они не сбываются
Спасибо за инструмент, попробовала прикинуть свой бюджет на год и загрустила. Поняла, что свою главную фин. цель, которую запланировала на 2020, смогу выполнить только на треть. Ну, есть к чему стремиться!
И в этой статье к сожалению не нашел примера как автор учитывает вообще все денежные потоки, а особенно накопления. Понимаю, что табличка простая по накоплениям.
А вот по структуре вообще всех денег было бы круто сделать.
Интересно же посмотреть сколько денег на балансе и все такое.
Сегодня (31.12) тоже сделал свой первый годовой бюджет.
Смысл примерно тот же, только сделал проще - один лист план, другой факт.
На одном листе доходы и расходы по категориям на каждый месяц. Дальше форматирование - ячейка факта расходов стала выше плана - окрасилась в красный, пока не превысила - она зеленая. С доходами наоборот (просто много источников). План накидал примерный по среднему за 2019. Но каждый месяц корректировка в начале месяца. Плюс ревью раз в неделю.
По таблице пока выглядит очень все красиво - в конце года будет круглая вободная сумма!!! А что будет по факту - хз, сверимся через год :)
тьфунатебя, я тоже сделал такой вид мониторинга, но что вы делаете когда план сильно расходится с фактом?
Dietrich, надо мониторить еженедельно.
Видишь, что месячный план на пивко ты потратил уже за первую неделю, значит остальные 3 недели ты без пивка.
Иногда бывают вынужденные перетраты (сломалась машина, без которой не можешь) - либо смотришь, где ты можешь ужаться в этом месяце, чтобы покрыть перерасход, либо лезешь в кубышку запасов.
Волшебного средства, как перетрачивать статьи и оставаться в бюджете - несуществует :(
Планирую на 3–5 месяцев вперед. На больший срок по необходимости. Например, если через 8 месяцев запланирована крупная покупка, на которую нужно откладывать каждый месяц, но я делаю 8 месячных бюджетов и прикидываю хватит мне или нет. Обычно перед началом каждого месяца бюджет немного корректируется в зависимости от новых вводных, но по большому счету все сбывается. Лет 5 уже так делаю —полет нормальный.
Не планирую бюджет: нечего планировать, всё непотраченное положено на алтарь покупки трёхкомнатной квартиры без кредитов и ипотек с 2017 года, распихано по разным банкам в разной валюте (помним про лимит в 1.4кк страхования).
Всё «планирование» выглядит как бухгалтерия (подсчёт ежедневных расходов) и суммарный flow по всем статьям. 1 числа каждого месяца свод баланса и фиксация реальности. Главное чтобы в месяц уходило не более 50к на все расходы, включая непредвиденные (откладывается 85к с моей зарплаты на текущий момент). Прогноз простой: траты в этом месяце / прошедшие дни * количество дней в месяце, мудрить тут нечего.
Если по прогнозу выходит более 45к (потому что 5к коммуналка), время не покупать новые продукты, отказаться от доставок и перенести на следующий месяц лишние хотелки. Считаю, что не-в-москве на 50к в месяц жить можно откровенно хорошо, мы тут не избалованы и экономим: кофий не пьём, с гор не катаемся, готовим дома, закупаемся только по скидкам и распродажам, пользуемся общественным транспортом – баловаться будем через 1.5 года, когда последний миллион добьётся. Все дополнительные доходы или недорасходы в месяц – во вклады. Быстрее накоплю – быстрее перееду из однушки (тоже уже своей), очень мотивирует иметь целиком свою квартиру, когда смотришь на одногодок, которые ещё лет 15 будут в ипотеках и кредитах, хотя дети богатых родителей с серебряными ложками во рту (включая истории здесь) вызывают желание их раскулачить, да.
Дмитрий, Вкладка Вид -> Сетка
Ну не знаю. Я пытался планировать бюджет в таком стиле, но бюджет реально стал работать, только когда я стал планировать тратить деньги, которые уже заработал.
Возможно стоит разделить учёт и планирование? Хотя в учёте в YNAB планирование тоже присутствует. Например, чтобы поехать в отпуск через год, нужно каждый месяц откладывать X рублей.
Имя все эти цели настроенными, легко понятт осуществимы ли они.
Короче, не очень понятен смысл такого бюджета.
Вместо этого, в начале каждого года, я анализирую различные метрики совего финансового положения — emergency fund ratio, current ratio, debt ratio, debt to income ratio и savings ratio. Они помогают понять мне, какие цели ставить на следубщтй год — когда я начинал это делать у меня было слишком много долгов, потом стало слишком много ликвидности (мало инвестиций по сути), позже позже слишклм мал резервный фонд из-за нескольких месяцев без работы. Очень полезна штука
Tema, А расскажите про метрики, где можно найти формулу для каждой?
V, да можно легко если до сих пор вёл бюджет :) У всех там появляется: неожиданная рыбалка, стриптизерша, скидка на шкаф купе и так далее.
Все складываешь, делишь на 12 и вот среднемесячеый расход на "внезапные" покупки.
Спасибо огромное за такую чудесную и полезную таблицу!
Йожег, если вы не уверены что эта подработка 100% будет то лучшее ее не закладывать. Если у вас есть понимание, сколько в среднем вы зарабатываете на такой подработке в месяц, то можно просто разбить эту сумму по 12 месяцам. Например, я знаю что в среднем за год на фрилансе я заработаю 60к, поэтому проставляю по 5 к на каждый месяц. Если подработка сезонная, то заполните только соответствующие месяцы
Отличные примеры! Коммунальные платежи 2,5 тысячи в месяц, трачу на бензин 2,5 тысячи в месяц и т.д. Антон ты живёшь в деревне на краю мира и при этом ездишь на гибридной машине? 😂 Но вообще таблица полезная, спасибо 👍🏻
Максим, если считать все что за МКАДом деревня, то да) живу в однушке, поэтому 2,5 к за квартплату вполне нормально. На бензин уходит около 3-4 к, но это около 1000 км в месяц. В целом же в статье цифры чисто для примера)
Anton, Я сам живу не внутри МКАДа и тоже в однушке, но это просто квартплата мечты) Понятно что для примера, статья интересная, спасибо)
Спасибо, отличная таблица. Лет 15 веду учет расходов-доходов в разных программах, свои расходы знаю от и до. Почитав ТЖ поняла, что мало учитывать расходы, нужно планировать бюджет не на месяц, а на год и более. Как раз последние пару-тройку недель вертелась в голове мысль запилить бюджет на год.
Супер, спасибо 🙏
Дмитрий, ага) года 2 точно, бывает
Расходы надо планировать в первую очередь, и накопления/сбережения в них в приоритетном порядке: заплати сначала себе.
От уровня расходов планируем уровень доходов. И принимаем проактивное решение, где и какая сфера позволит такой доход получить.
Я тоже веду четвертый год бюджет и впервые в этом январе ввела план на весь год. До этого первый год былв только текучка,второй год только ближайшие 1-2 мес, а третий год только доход от ЗП) с каждым годом анализ точнее,интереснее. Начала вести, когда уже взяла ипотеку и пришлось сильно ужаться и планировать расходы, чтобы к дате платежа нужная сумма была в наличии. После ремонта в квартире, когда я освоила коедитки и завела их 3 шт- бюджет почти всегда в минусе😂 ну это потому что я накопления отправляю в расходы,главное чтобы платеж по ипотеке и льготные по всем кредиткам были к датам погашения,но минус всегда сохраняется,тк живу на кредитки,отправляя доходы на накопления и погашения)
В моей таблице траты записываются по дням, на каждый месяц вкладка+годовая диаграмма. На каждый год отдельный файл, все в Экселе с обычными формулами, писала таблицу сама,все категории под меня, год от года 1+2 категории кроме основных добавляются или меняются)
Вообще респект всем кто этим занимается. Обожаю цифры, анализ,порядок и планирование!
Елена, точно также- складывать обязательные траты,вычетать из дохода и распределять остаток. Мне когда приходилось на 10 тыс жить я планировала бюджет вместе с меню и продуктами, чтобы уложиться,в каком месяце порошок по скидке купить,в каком шмотку нужную. Очень наглядно. Теперь живу на 100, планирование менее детальное но такое же регулярное,основная статья накопления и кредиты, по факту на жизнь тыс 20 остается.
Мария, удалили ссылку в соответствии с нашими правилами
Антон здравствуйте! Ваши фото используют мошенники. На Яндекс дзен автор Любви.нет статья"аферист из тендера по-русски или как меня развели на 1.4 млн руб. Автор ищет Вас в соц сетях
Очень полезная статья, хотела воспользоваться таблицами, но они не работают(
Как же скучно так жить! Постоянно что-то планировать, считать, экономить. Мир сошёл с ума!