Почти четыре года я веду бюджет в гугл-таблице. В Т—Ж я уже подробно рассказывал про свой опыт ведения бюджета и объяснял, как построить для себя такую же таблицу.

В этой статье я решил пойти еще дальше и спланировать бюджет на весь предстоящий год. Январские каникулы — отличное время, чтобы этим заняться.

Как будем планировать

Планировать будем на год с разбивкой по месяцам. Надо будет сделать четыре вещи:

  1. Спрогнозировать доходы.
  2. Прикинуть расходы.
  3. Распределить средства по финансовым целям.
  4. Проанализировать возможные альтернативные сценарии.

В качестве инструмента планирования будем использовать мою гугл-таблицу. Можно скопировать ее себе на гугл-диск и менять в ней что угодно.

По этой ссылке — версия таблицы с уже заполненным примером бюджета, который мы разберем в статье:

А по ссылке ниже — пустая таблица, готовая к заполнению с нуля:

Таблица состоит из двух вкладок, они называются «Гайд» и «Планирование».

Вкладка «Гайд» — это инструкция и рекомендации по заполнению таблицы. Мой процесс планирования бюджета разбит на шаги. В каждом шаге гайда описано, как заполнить ту или иную строку на вкладке планирования.

Номер шага совпадает с номером строки, заполнение которой описано в шаге. Например, в шаге 2.2 гайда вам нужно ввести размер вашего ипотечного платежа. После ввода эта информация автоматически появится в строке 2.2 сводной таблицы на вкладке планирования.

Вкладка «Планирование» — это сводная таблица, в которой с разбивкой по месяцам и статьям фиксируются доходы, расходы и распределяется свободный остаток денег.

Часть исходных данных появляется в таблице автоматически, когда вы вводите их на вкладке «Гайд». Часть нужно вносить непосредственно в ячейки таблицы планирования. Например, в строке 1.2 указываются премии, которые могут быть квартальными, годовыми и сезонными, а в строку 2.3 нужно внести ваши расходы на коммунальные платежи.

Хочу предупредить, что моя таблица — это скорее пример, чем универсальный инструмент планирования бюджета. Структура расходов и доходов у каждого своя, как и финансовые цели.

Если у вас есть базовые навыки работы в экселе, вы сможете адаптировать эту таблицу под себя. Если нет, я оставил в каждом блоке таблицы свободные строки для ввода дополнительных статей доходов, расходов и финансовых целей.

Как вести бюджет
Чтобы на все хватало и даже оставалось. Дважды в неделю рассказываем в нашей рассылке

Шаг 1
Планируем доходы

Сначала оценим поток будущих доходов. В примере я рассмотрел наиболее вероятные источники доходов: основную зарплату, премии, налоговый вычет, а также «прочие доходы» — это, например, доход от фриланса или от сдачи квартиры.

Заработная плата — тут указываем сумму после вычета налогов. На вкладке «Гайд» в шаге 1.1 можно ввести значение зарплаты, которое автоматически проставится в каждый месяц года на вкладке планирования.

Если ваша зарплата изменится в течение года и вы знаете, когда и на сколько, то для актуализации бюджета достаточно ввести новое значение зарплаты в ячейку месяца, с которого вступят в силу новые условия. Далее новая заработная плата применится ко всем оставшимся месяцам года.

Премии — в строке 1.2 вкладки планирования надо ввести ожидаемые суммы премий после вычета налога. В своем примере я поставил квартальную премию в 75% от оклада. Если размер вашей премии варьируется, например в зависимости от продаж, то лучше указать усредненное значение или размер премий за последний год.

Указываю зарплату на вкладке «Гайд». Таблица автоматически заполняет всю строку с зарплатой на вкладке «Планирование»
Указываю зарплату на вкладке «Гайд». Таблица автоматически заполняет всю строку с зарплатой на вкладке «Планирование»
Премия — очень индивидуальная статья доходов. Ее при планировании надо указать непосредственно в итоговой таблице, в строке 1.2
Премия — очень индивидуальная статья доходов. Ее при планировании надо указать непосредственно в итоговой таблице, в строке 1.2

Налоговый вычет — укажите на вкладке «Гайд» в шаге 1.3 общую сумму полученных зарплат и премий за 2019 год до вычета налога. Учитываем только белые доходы, с которых работодатель заплатил НДФЛ. В ячейке ниже будет рассчитана максимальная сумма налоговых вычетов, которую вы можете получить в следующем году.

Важно понимать, за что конкретно вы планируете оформлять налоговый вычет — например за ИИС, покупку квартиры или обучение — и какова максимальная сумма вычета по каждой из причин возврата.

Месяц получения налогового вычета можно спрогнозировать следующим образом:

  1. Декларацию 3-НДФЛ надо подать не позднее 30 апреля будущего года.
  2. Срок рассмотрения декларации — максимум три месяца с момента подачи. Но ФНС не очень-то часто рассматривает декларацию раньше отведенного срока.
  3. Срок выплаты налогового вычета после рассмотрения 3-НДФЛ не должен превышать 1 месяц.
  4. Таким образом, максимальное время получения выплаты с момента подачи декларации составляет 4 месяца.

Если подать декларацию в феврале, то вычет придет уже в июне, как раз под начало сезона отпусков. Именно так я и указал в своем примере, а чтобы не забыть подать декларацию вовремя, добавил примечание в соответствующей ячейке — в феврале.

Максимальное время получения налогового вычета — 4 месяца с подачи 3-НДФЛ
Максимальное время получения налогового вычета — 4 месяца с подачи 3-НДФЛ

Прочие доходы — тут указываем прочие гарантированные доходы. Например, от сдачи в аренду квартиры, которую вы и так уже много лет сдаете. Не надо тут указывать гипотетический доход, который вы получите от продажи акций Сбербанка, если они подорожают к сентябрю на 30%.

Оставляйте примечания в ячейках таблицы

Рекомендую оставлять примечания в ячейках таблицы планирования. Объясню, зачем это нужно. Допустим, в апреле в вашей компании каждый год пересматривают зарплаты. Если вам повысят зарплату, это повлияет на бюджет до конца года и вам нужно будет актуализировать файл. Чтобы не забыть это сделать, пригодится примечание.

Выделите соответствующую ячейку, в нашем примере это пересечение строки «Заработная плата» и столбца «Апрель». Нажмите правую кнопку мыши и выберите пункт меню «Вставить примечание». Появляется окно ввода.

После ввода примечания ячейка помечается ярлыком в верхнем правом углу.

Примечания удобно использовать для указания событий, которые выделяются на фоне других месяцев. В таком-то месяце нужно обновить страховку на авто, или продлить абонемент в спортзал, или спланировать зимовку в Таиланде. Можно оставить комментарий на будущее, чтобы не забыть актуализировать бюджет.

Например, в сентябре 2020 года выйдет новый Айфон — и я, возможно, его куплю. Укажу себе это примечание в ячейке для сентября, в строке с прочими расходами.

В примечаниях удобно записывать для себя ключевые вехи в течение года, отклонения расходов от нормы и прочую информацию
В примечаниях удобно записывать для себя ключевые вехи в течение года, отклонения расходов от нормы и прочую информацию

Шаг 2
Рассчитываем обязательные расходы

Прикинем будущие траты в течение года. В нашем примере это будут повседневные расходы, квартплата, ипотечные взносы, траты на бензин, содержание автомобиля и прочее.

Например, я знаю, что в среднем трачу в месяц 60 тысяч на повседневные покупки — это транспорт, еда, развлечения, одежда, подарки и прочее. Квартплата составляет 2500 Р, за ипотеку я плачу 25 000 Р, содержание авто обходится в 4 тысячи, но в отдельные месяцы я еще добавлю траты на ТО и страховку. Это мои обязательные платежи, от которых никуда не деться. Осталось разнести их по соответствующим строкам таблицы.

Повседневные расходы. Если вам известен средний уровень ваших повседневных трат в месяц, то внесите это значение на вкладке «Гайд» в шаге 2.1.

Если вы не ведете учет расходов и не знаете, сколько тратите, то давайте прикинем эту сумму. В шаге 2.1.1 гайда вам нужно указать, сколько вы готовы тратить в месяц на каждую из категорий повседневных расходов. Если в таблице нет какой-либо категории, то ее можно просто добавить в дополнительные строки. Таблица просуммирует все категории и сама проставит общую сумму повседневных расходов на каждый месяц года.

Чтобы прикинуть средний расход в месяц, укажите ваши затраты по категориям. В пункте 2.1 таблица автоматически посчитает сумму этих трат
Чтобы прикинуть средний расход в месяц, укажите ваши затраты по категориям. В пункте 2.1 таблица автоматически посчитает сумму этих трат

Уровень повседневных расходов может варьироваться в зависимости от месяца. Я вел учет трат четыре года и убедился, что в декабре трачу на 25% больше, чем в среднем, из-за новогодних подарков и распродаж. А в феврале и мае, наоборот, трачу меньше нормы на 10—15%: февраль — самый короткий месяц, а в мае много праздников, которые я обычно провожу на природе, там тратить попросту не на что.

На вкладке «Планирование» в строке 11 проставлены коэффициенты повседневных расходов для каждого месяца. Если вы не можете точно сказать, какие месяцы у вас наиболее затратные, а какие — наоборот, то просто проставьте везде единицы: 1 — средний показатель, 0,9 — это 90% от среднего расхода, 1,2 — 120% от среднего расхода.

Повседневные расходы зависят от месяца
Повседневные расходы зависят от месяца
Мой личный пример того, как повседневные расходы зависят от месяца. Чем больше в колонке&nbsp;K число отличается от единицы, тем сильнее расходы в этот месяц отличаются от моих средних трат. Если K&nbsp;<&nbsp;1, то расход в этот месяц меньше среднего, если K&nbsp;>&nbsp;1, то больше
Мой личный пример того, как повседневные расходы зависят от месяца. Чем больше в колонке K число отличается от единицы, тем сильнее расходы в этот месяц отличаются от моих средних трат. Если K < 1, то расход в этот месяц меньше среднего, если K > 1, то больше

Ипотечные платежи. Если вы выплачиваете ипотеку, укажите ваш обязательный ежемесячный платеж в шаге 2.2 вкладки «Гайд». Указать надо именно ту сумму, что ежемесячно списывает банк, а не с учетом досрочных погашений.

Квартплата или арендная плата. Если вы снимаете жилье, укажите в строке 2.3 вкладки «Планирование» ежемесячную арендную плату. Если у вас свое жилье, укажите квартплату с учетом всех коммунальных платежей.

Не забывайте, что в отопительный сезон — с ноября по март — размер квартплаты вырастает примерно на 30—35%. Например, летом я плачу за ЖКХ 2500 Р, а в отопительный сезон эта сумма увеличивается до 3500 Р.

Указывая плату за ЖКХ, не забудьте, что зимой она увеличится
Указывая плату за ЖКХ, не забудьте, что зимой она увеличится

Расходы на содержание автомобиля. Указываем средний расход на бензин, мойку, штрафы, также учитываем плановый технический осмотр и страховку. Чтобы не забыть, в каком месяце проходить ТО, а в каком обновлять страховку, добавьте в ячейки соответствующие примечания.

У меня на бензин обычно уходит 2500 Р, еще 500 Р — на штрафы и мойку. В марте мне нужно обновить ОСАГО, а это еще 10 000 Р, в июне предстоит пройти техническое обслуживание, которое обойдется в 12 000 Р. Добавляю примечания, чтобы не забыть обновить страховку и пройти ТО.

Если у вас нет автомобиля, то вы можете оставить эту строку пустой или внести расходы на каршеринг.

Указываю примечания к запланированным тратам на авто
Указываю примечания к запланированным тратам на авто

Прочие расходы. Сюда можно включить обязательные крупные покупки. Например, если вы знаете, что к зиме нужно купить новые покрышки, то лучше сразу заложить эту покупку в бюджет и быть к ней готовым. А если вы обновляете абонемент в спортзал раз в год, запишите эту трату на тот месяц, когда кончится текущий абонемент.

Я, например, планирую обновить свой пуховик и готов потратить на это 15 000 Р. Покупать буду в октябре, чтобы успеть к заморозкам. Вношу соответствующую трату в категорию «Прочие расходы» для октября. Чтобы потом не ломать голову, что это за расход такой я запланировал, оставлю примечание в ячейке: «Нужно обновить зимнюю куртку».

Примечание в ячейке поможет вспомнить, что именно вы запланировали
Примечание в ячейке поможет вспомнить, что именно вы запланировали

Что делать, если расходы превысили доходы

Если ваши расходы в конкретный месяц превысили доходы, то в строке «Свободный остаток» появится отрицательное значение, выделенное красным цветом.

Красная ячейка — отрицательное значение. В этом месяце у нас образовался дефицит
Красная ячейка — отрицательное значение. В этом месяце у нас образовался дефицит

Прежде чем приступить к планированию финансовых целей, нужно пересмотреть свои расходы, чтобы избавиться от дефицита бюджета. Например, можно отказаться от крупных покупок или ужаться в повседневных расходах.

Если расходы сократить не получается, а дефицит бюджета остается, то можно закрыть его за счет другого месяца, где наблюдается профицит бюджета, то есть доходы превышают расходы. Для этого надо перенести свободные деньги с одного месяца на другой.

Например, по плану профицит в ноябре составляет 8500 Р, а дефицит в декабре — 8000 Р. Чтобы закрыть дефицит, надо перенести свободные 8000 Р с ноября на декабрь. В блоке расходов для ноября вводим в строку переноса 2.П расход 8000 Р. В блоке доходов для декабря в строку переноса 1.П вводим сумму 8000 Р. Дефицит в декабре устранен, но и свободный остаток в ноябре уменьшился на сумму переноса.

Перенес 6000 <span class=ruble>Р</span> свободных средств с ноября на декабрь, чтобы закрыть дефицит в декабре
Перенес 6000 Р свободных средств с ноября на декабрь, чтобы закрыть дефицит в декабре

Шаг 3
Распределяем свободные деньги

Теперь необходимо распределить свободные деньги по вашим финансовым целям. В моем примере есть несколько предустановленных шаблонов распределения: на финансовую подушку, на отпуск, на новую машину и на досрочное погашение ипотеки.

От вас требуется указать, какую долю свободных средств вы хотите направить на ту или иную цель. Я распределял средства следующим образом:

Если что-то еще останется, таблица сообщит
Если что-то еще останется, таблица сообщит

Финансовая подушка — это первое, на что стоит отложить часть ваших свободных денег, особенно если у вас есть открытые кредиты или ипотека. Есть мнение, что подушка должна составлять 3—6 ваших окладов. Но мне больше нравится подход, когда финансовая подушка рассчитывается не от оклада, а от ваших средних расходов. В таблице я буду придерживаться этого принципа.

Вот как я рассчитываю размер подушки. Мои обязательные траты в месяц складываются из 60 000 Р повседневных расходов, ипотеки с платежом 25 000 Р, в среднем 3000 Р квартплаты и 3000 Р расходов на бензин. В сумме это 91 000 Р.

Если я потеряю основной источник заработка — работу, — на поиски новой может уйти от 3 до 6 месяцев. Соответственно, минимальный размер моей подушки составляет 91 000 Р × 3 месяца = 273 000 Р. Эту сумму я всегда стараюсь иметь на карте и не трогать. На нее капает процент на остаток, так что инфляция не съедает эти деньги.

В идеале хотелось бы иметь подушку на 6 месяцев, то есть 546 000 Р.

На вкладке «Гайд» в разделе 3.1 выводится размер подушки, который таблица рассчитывает от вашего среднего расхода за три месяца. Это рекомендуемый размер вашей финансовой подушки безопасности. Средний расход в месяц — это сумма всех расходов за год, деленная на 12.

С такой подушкой вы, по крайней мере, сможете обеспечивать свои потребности на протяжении трех месяцев, если вдруг останетесь без&nbsp;работы
С такой подушкой вы, по крайней мере, сможете обеспечивать свои потребности на протяжении трех месяцев, если вдруг останетесь без работы

Как только вы укажете, какой процент от свободных средств направите на подушку, на вкладке «Гайд» в шаге 3.1.1 рассчитается сумма вашей подушки на конец года. Если держать все деньги на пополняемом депозите, то сумма будет немного больше. Это значение будет рассчитано в шаге 3.1.2.

Здесь видно, на сколько больше можно накопить, если пользоваться депозитом
Здесь видно, на сколько больше можно накопить, если пользоваться депозитом

Но не все накопления есть смысл откладывать на депозит. Объясню почему.

Когда лучше отчислять деньги на депозит?

Если деньги вам потребуются в ближайшие полгода, например в отпуске, то проще хранить их на карте с процентом на остаток.

Если вы планируете копить в течение какого-то долгого срока — от полугода, — то правильнее использовать депозитный вклад. В моем примере, если использовать депозит со ставкой 6%, сумма подушки будет больше почти на 8 тысяч. Немного, но приятно.

Важно понимать, что процент на депозитном счете зависит от ставки ЦБ, которая в последнее время постоянно снижается.

Накопления на отпуск будем фиксировать за первые полгода — на конец июня, — а потом на конец года. Первую часть накоплений откладываем на летний сезон отпусков. Вторую часть — на зимний отпуск в новогодние каникулы. На вкладке «Гайд» это соответствует строкам 3.2.1 и 3.2.2.

Накопления на покупку авто. Если у вас нет цели накопить на новый автомобиль, вы можете переиспользовать эту статью для другой цели или просто указать 0%. Для этой финансовой цели мы также просчитаем два варианта накопления: строка 3.3.2 — с депозитом, строка 3.3.1 — без депозита.

Досрочные платежи по ипотеке — последняя цель, которую по плану вносим ежемесячно. Они отражены в строке 3.4. В итоге можем спрогнозировать, на сколько удастся сократить основной долг по ипотечному кредиту к концу года.

Кстати, цель можно ставить и от обратного: например, какую долю свободных средств мне стоит направлять на досрочные платежи, чтобы за год уменьшить основной долг на желаемую сумму. Это строка&nbsp;3.4.2
Кстати, цель можно ставить и от обратного: например, какую долю свободных средств мне стоит направлять на досрочные платежи, чтобы за год уменьшить основной долг на желаемую сумму. Это строка 3.4.2

Если вы хотите добавить еще одну дополнительную цель, введите данные в разделе 3.5. Шаблон для этой цели позволяет оценить накопления на конец года как с учетом депозита, так и без.

Какие еще финансовые цели можно себе поставить:

  1. Отложить деньги на ИИС.
  2. Накопить на первоначальный взнос по ипотеке.
  3. Накопить на ремонт.

Моделируем альтернативные сценарии, или «А что если?»

Когда бюджет спланирован, можно провести аналитику альтернативных сценариев. Выглядит это так:

  1. Задаем сценарий — как изменится бюджет и достижение финансовых целей, если произойдет какое-то событие, жизненная ситуация или реализуется риск.
  2. Вносим эту корректировку в модель.
  3. Все расчетные показатели таблицы автоматически пересчитываются — и мы видим альтернативный бюджет.

Для удобства рекомендую сделать копию файла с итоговым бюджетом и альтернативные сценарии моделировать в этой копии.

Например, мы хотим смоделировать ситуацию, в которой я отказываюсь от походов в бары и рестораны в течение года. Делаем вот что:

  1. Переходим на вкладку «Гайд» и обнуляем расход на бары и рестораны в шаге 2.1.1.
  2. Пролистываем до блока с финансовыми целями и смотрим, как изменились все показатели.

Если сравнить, сколько удастся отложить на финансовые цели в обычном сценарии из примера выше и в сценарии, где я отказался от баров и ресторанов, то можно увидеть, что за год удастся сэкономить больше 67 тысяч рублей.

Так изменится достижение финансовых целей, если мне удастся отказаться от баров и ресторанов. За год сэкономлю 67 тысяч
Так изменится достижение финансовых целей, если мне удастся отказаться от баров и ресторанов. За год сэкономлю 67 тысяч

Вариантов альтернативных сценариев множество, вот некоторые для вдохновения:

  1. На сколько раньше я смогу погасить ипотеку, если откажусь от отпуска в этом году? Чтобы посчитать, обнуляем долю средств, направленную на отпуск, в шаге 3.2 и на это же значение увеличиваем долю средств на погашение ипотеки в шаге 3.4.
  2. Что будет, если мне все же не повысят заработную плату в апреле? Убираем повышение зарплаты в итоговой таблице. Анализируем, не появится ли дефицит бюджета и как сильно пострадают финансовые цели.
  3. Как может улучшиться реализация моих финансовых целей, если я к лету сменю работу с повышением заработной платы на 20 000 Р? Указываем новый уровень зарплаты, например с июня. Доходы увеличились. Смотрим, как изменились показатели финансовых целей.
  4. Как изменится бюджет, если продать машину и ездить на такси? Обнуляем расходы на автомобиль в строке 2.4. Увеличиваем расходы на транспорт в шаге 2.1.1 вкладки «Гайд».
  5. Что будет, если начальство отменит премии? Обнуляем доходы от премий в строке 1.2. Смотрим, не появился ли дефицит бюджета.

Зачем так далеко планировать

Многие люди живут «здесь и сейчас», а финансовые возможности анализируют глядя на остаток по карте. Планирование бюджета помогает посмотреть на свое финансовое положение в масштабе года. Всегда лучше заранее знать, когда денег может не хватить, на какой месяц стоит запланировать крупную покупку и от каких расходов хорошо бы отказаться. А еще один важный плюс такого планирования — постановка крупных финансовых целей.

Расскажу на личном примере, как мне помогло долгосрочное планирование.

Четыре года назад я зарабатывал в два с половиной раза меньше, чем сейчас. Проблема была в том, что я не мог решиться на смену работы. Я задался вопросом: как я смогу улучшить свое положение, если найду новую работу с окладом в полтора раза больше текущего?

Оказалось, что при таком сценарии за год я накоплю около 500 тысяч рублей, которые смогу потратить на первоначальный взнос по ипотеке. Мысль о покупке собственного жилья подтолкнула меня к смене работы. Так я поставил себе финансовую цель — накопить полмиллиона рублей за год и взять ипотеку.

Дальше были и другие цели: закрыть ипотеку досрочно, снизить расходы, накопить на машину и сформировать финансовую подушку. Не всегда удавалось выполнить цели на все сто процентов, но всегда постановка целей подталкивала меня к действиям.

Чтобы спланировать бюджет на год

  1. Зафиксируйте все ваши будущие гарантированные доходы.
  2. Учтите все обязательные траты.
  3. Не допускайте дефицита бюджета в течение года. Если дефицит неизбежен — перенесите часть свободных средств на этот месяц.
  4. Определитесь с финансовыми целями и распределите ваши свободные деньги между ними.
  5. Смоделируйте несколько альтернативных сценариев: подумайте, как может измениться ваша жизнь, если что-то случится.