Как мы в магистратуре вместо обычного диплома делали стартап
Образование
4K
Фотография — DimaBerlin / Shutterstock

Как мы в магистратуре вместо обычного диплома делали стартап

И уже получили первую выручку

10
Аватар автора

Дмитрий Ишанкулиев

вместе с одногруппниками запустил стартап

Страница автора

В марте 2023 года мы с одногруппниками запустили сервис для анализа инвестиций.

Разработали его, когда учились в онлайн-магистратуре «Цифровое предпринимательство» от РАНХиГС и «Нетологии». На программе можно было, вместо того чтобы писать обычный диплом, придумать проект, разрабатывать его в течение учебы и в конце защитить перед комиссией. К выпуску наша разработка превратилась в небольшой бизнес с постоянными пользователями.

В материале расскажу, что такое «стартап как диплом» и как наша команда совмещала учебу с практикой.

Коротко о магистратуре

«Цифровое предпринимательство» — совместная программа Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС и онлайн-платформы «Нетология». Обучение организовано онлайн, но формально магистратура очная: два года учебы, пары проходят по вечерам и по выходным, три раза в неделю. Обучение платное — 195 000 ₽ в семестр. Можно заплатить сразу или взять образовательный кредит под 3%. Выпускники получают диплом магистра менеджмента.

Для поступления абитуриенты пишут мотивационное письмо и сдают тест по базовому менеджменту. Других знаний по направлению не требуют, но можно получить дополнительные баллы за портфолио.

Цель программы — научить работать с цифровыми продуктами. Студенты изучают предметы и одновременно готовят свой проект: узнают про исследование рынка, маркетинг, финансовый и стратегический менеджмент, юнит-экономику, учатся управлять командой и проектами, делать прототипы, разбираться в основах программирования.

В конце обучения можно написать классическую диссертацию или сделать ВКР-С — выпускную квалификационную работу в виде стартапа. При таком подходе можно применять знания на практике и параллельно с учебой запускать бизнес. Для этого в магистратуре есть программа акселерации: менторы и трекеры помогают работать над стартапами, и каждые полгода проходит защита проектов перед комиссией.

Как собралась команда и появилась идея продукта

Знакомство с одногруппниками. В начале первого курса, в сентябре, координаторы предложили всем познакомиться. Поскольку обучение шло онлайн, мы оставили контакты на доске в Miro, там же написали о своих интересах. С теми, кто хотел делать финансовые продукты, позже создали общий чат и там обсуждали идеи будущего проекта. Первые пару месяцев, пока шли общие предметы, просто накидывали варианты в чате.

Появление идеи. В ноябре начались дисциплины с заданиями по стартапу — пришло время окончательно определиться с концепцией и собрать команду.

Я хотел объединить свои знания — по образованию я экономист и работаю аналитиком — и интерес к инвестициям. Поэтому предложил создать аналитический сервис для частных инвесторов и трейдеров. С помощью искусственного интеллекта и статистики он бы прогнозировал цены акций, криптовалют и других финансовых инструментов, сделав торговлю на бирже доступнее. Ребятам моя идея понравилась, и мы взялись за реализацию.

Распределение ролей. Команда стартапа менялась, кто-то уходил, кто-то приходил. Сейчас нас четверо: я, Максим Долмачев, Семен Нефедов и Олег Шевцов. Работая в найме или на фрилансе, в магистратуре мы хотели сделать что-то свое, попробовать себя в роли предпринимателей. До проекта у всех уже был опыт работы с цифровыми продуктами, но разный профессиональный бэкграунд. Поэтому мы распределили роли так, чтобы учесть и имеющиеся навыки, и области, где каждый хотел развиваться.

Максим три года работал независимым финансовым консультантом, участвовал в создании правового сервиса; он знал, как привлекать клиентов, вести соцсети и запускать рекламные кампании. Максим хотел заниматься продуктом. Так что сейчас он отвечает как раз за него — и еще за маркетинг. Эти обязанности с ним делит Семен — до поступления он год работал в аудите, а во время учебы устроился работать продактом.

Олег присоединился к стартапу на втором курсе. У него был самый большой опыт: он больше 20 лет работал в ИТ, из них восемь лет в банке, где занимался базами данных и руководил командами программистов. Поэтому мы вместе занялись разработкой — я три года был аналитиком в центре анализа данных.

Дмитрий Ишанкулиев
Семен Нефедов
Максим Долмачев
Олег Шевцов

Как работа над стартапом вписывается в учебный план

Стартап в магистратуре нужен для того, чтобы попрактиковаться в создании бизнеса. Поэтому большинство домашек мы отрабатывали на собственном проекте: за два года больше половины заданий помогло в развитии продукта. Но не все из них мы могли применить сразу. Например, когда изучали маркетинг на первом курсе, готового предложения для клиентов у нас не было. Поэтому конкретные акции и механики продаж команда придумала позже.

Мы делали домашние работы так, чтобы каждый мог отработать изученные методики и подходы. Например, интервью с пользователями проводили все, а остальное делили по сферам ответственности. Многое было для нас новым: мы учились проводить исследования рынка и продуктовые интервью, разрабатывать стратегии развития и рассчитывать финмодели, создавать прототипы и описывать технические требования.

Расскажу, какие этапы были в работе и как предметы встраивались в бизнес-процессы. Поначалу работа над проектом была тесно связана с учебой — но по мере развития продукта становилась более автономной.

Исследование рынка. В первом семестре ему была посвящена отдельная дисциплина: нас учили готовить скрипты для проблемных и решенческих интервью. Мы с командой уже понимали, какой продукт хотим сделать и как он должен работать. Нужно было определить, будет ли он пользоваться спросом. В этом и помог предмет: опыта в этой области у нас не было, но нам объяснили подходы и подсказали, с чего начать.

Сначала мы проанализировали сферу инвестиционных технологий в России: определили емкость рынка и ключевые сегменты аудитории. Увидели, что на Московской бирже количество частных инвесторов выросло с 11,7 млн до 25 млн. При этом к 2022 году больше половины неквалифицированных инвесторов потеряли средства и почти 40% из них не знали, почему так произошло. Мы поняли, что наш продукт помог бы людям успешнее вкладывать свои средства.

Затем мы проанализировали конкурентов. Изучили новостные ресурсы, инвестиционные приложения, аналитические сервисы, торговые платформы, брокерские системы, даже онлайн-курсы — и прямых аналогов нашему продукту не нашли. С одной стороны, были сервисы для продвинутых инвесторов вроде TradingView с инструментами для сбора и визуализации данных, но без прогнозирования, с другой — системы для математического моделирования с помощью Python, но они оказались еще более сложными, требовали навыков программирования.

Аватар автора

Олег Шевцов

отвечает в стартапе за разработку

Как магистратура объединила новые и старые знания

На работе я управляю командами, поэтому методологии Agile и Scrum, которые мы изучали в магистратуре, мне хорошо знакомы. В стартапе я взял на себя организацию процесса разработки и делился знаниями с ребятами.

Я давно хотел пройти полный цикл создания продукта: провести качественный анализ рынка, посчитать юнит-экономику, найти потенциального клиента, вообще использовать метрики продукта, чтобы отслеживать и планировать развитие. В корпорации такие задачи решает отдельная продуктовая команда, а здесь я мог попробовать сам.

Customer Development  нас учила бывшая глава стартап-направления в Microsoft Анастасия Макеенок. Вообще, многие предметы вели практикующие эксперты, которые могли поделиться настоящим опытом, оценкой ситуации на рынке.

На этом предмете мы провели глубинные интервью с потенциальными клиентами, чтобы понять, захотят ли люди пользоваться нашим продуктом. Анастасия рассказала, какие вопросы задавать участникам исследований, как на основе ответов создавать портреты пользователей.

Мы выяснили, что с некоторыми проблемами сталкиваются и начинающие, и опытные инвесторы: многие попадают на мошенников и ложные сигналы при поиске информации, а на проверку данных уходит много времени и сил. Также новичкам не хватало знаний, чтобы разобраться в доступной аналитике. Нужен был сервис, который проведет поверхностный анализ перед сделкой и даст рекомендации для обоснованного решения.

Так мы поняли, что попали в потребности аудитории. После этого сформулировали концепцию продукта и в конце первого семестра защитили ее перед комиссией. Ей руководил директор инвестфонда FrenchInvest Тимофей Головин. Он же потом учил нас созданию и развитию цифрового бизнеса.

Защита проектов проходила в конце каждого семестра. Комиссии проверяли перспективность идеи, уточняли готовность продукта. Если видели, что идея недостаточно инновационная или рынок слишком узкий, могли посоветовать сделать пивот  и даже сменить проект. У нашей команды такого не было.

Слайд из нашей семестровой презентации
Слайд из нашей семестровой презентации

Финансовый менеджмент. Во втором семестре начался предмет по управлению финансами, где мы изучали, как выбрать бизнес-модель, организовать финпланирование, построить P&L  — словом, получили стандартный набор знаний об этой области.

На этом же предмете мы после всех исследований рассчитали потенциальные расходы и прибыль, подобрали подходящую модель монетизации и составили бизнес-план.

Аналитический движок. Также во втором семестре приступили к разработке внутренней части продукта — аналитического движка, который должен был собирать и обрабатывать данные.

Эти задачи не попадали в домашние задания, я взял их на себя и выполнял в свободное от учебы время: собственных знаний аналитика хватило. Изучил несколько перспективных моделей для нашей разработки и выбрал две подходящих:

  1. ARIMA учитывает сезонность и другие базовые закономерности данных для прогнозирования будущих значений.
  2. LSTM полезна в изучении долгосрочных зависимостей в данных и фиксации закономерностей.

Эти модели могли давать точные прогнозы и повышать их качество по мере накопления данных. Со временем мы добавили к ним более сложные алгоритмы по расчету и визуализации данных, подобрали оптимальные параметры — но основа осталась той же.

Аватар автора

Максим Долмачев

отвечает за продукт и маркетинг

Аватар автора

Семен Нефедов

тоже отвечает за продукт и маркетинг

Как работает наш сервис

В сущности, это ИИ-консультант для торговли на бирже. Пользователь запускает телеграм-бота, который по его запросу выдает прогноз изменения цены акций или криптовалют на рынке. В результате инвестор и трейдер может принять обоснованное решение о покупке или продаже своих активов.

Сервис собирает данные с сайта Московской биржи и Yahoo Finance. Затем вычисляет ожидания с помощью одной из математических моделей ARIMA и нейросети LSTM. Он не предлагает готовых рекомендаций, только от пользователя зависит, как трактовать прогноз.

Создание прототипа. К началу второго курса аналитический движок был готов, можно было приступать к созданию внешней части продукта. По условиям магистратуры было достаточно прототипа. С его помощью мы бы могли протестировать спрос и привлечь потенциальных инвесторов. Но мы хотели создать полноценный сервис — планировали сделать мобильное и веб-приложения.

В первую очередь продумали механику их работы и разработали прототипы. Этому учились на UX-проектировании и прототипировании: освоили там методы построения пользовательского пути, разобрались в дизайн-инструментах. Предмет пригодился, потому что нам нужно было учесть много нюансов, научиться работать в «Фигме». Самостоятельно, без опыта, сделать все было бы намного сложнее.

Прототипы отрисовали в «Фигме», пока изучали ее. Показали на них, как будут выглядеть экраны и какие функции будут реализованы
Прототипы отрисовали в «Фигме», пока изучали ее. Показали на них, как будут выглядеть экраны и какие функции будут реализованы
Сначала в оформлении мы использовали мем STONKS, потому что он узнаваемый и легко запоминается. Но потом сменили название на то, что лучше отражало суть сервиса
Сначала в оформлении мы использовали мем STONKS, потому что он узнаваемый и легко запоминается. Но потом сменили название на то, что лучше отражало суть сервиса

Разработка продукта. На программе нас учили ноукод-разработке и основам Python. Уроки помогли сделать лендинг, и в целом их было бы достаточно для создания прототипа. Но по нашей задумке нужно было написать фронтенд- и бэкенд-часть.

В «Нетологии» нам предложили помощь стажеров с курсов по разработке, мы согласились. На практике поняли, что новичкам нужно время на онбординг, понимание задачи и реализацию — и в конечном счете сами занялись разработкой, потому что профессионального программиста в команде не было, как и денег на него. Также прикинули, что в ограниченные сроки магистратуры не сможем воплотить изначальную идею, и упростили ее — вместо сайта и приложения решили сделать чат-бот в «Телеграме».

Это ограничивало функциональность сервиса, но и снимало с нас большую часть задач: стали не нужны личный кабинет и внешний интерфейс, оставалось только реализовать сбор и обработку данных на сервере и их передачу через «Телеграм». Это было под силу нам самим. Хотя для чат-бота все-таки понадобилось кодить — и мы с Олегом в процессе освоили Python.

Работу организовали по методикам Agile и Scrum, которые нам преподавали в магистратуре: делили работу на спринты, проводили еженедельные онлайн-встречи, на которых ставили задачи и отслеживали прогресс, могли гибко перестраиваться.

Тест финальной версии. На этом этапе делали все, что уже изучили. Например, параллельно с разработкой мы продумали, какой путь будет проходить наш пользователь в новой версии сервиса. Составили CJM, Customer Journey Map — наглядную карту этапов на пути к покупке. Придумали несколько вариантов реализации сервиса с разным дизайном, расположением текста и кнопок.

Так выглядел первый экран лендинга — по кнопке пользователь мог перейти в «Телеграм». Сейчас мы напрямую привлекаем пользователей в чат⁠-⁠бота
Так выглядел первый экран лендинга — по кнопке пользователь мог перейти в «Телеграм». Сейчас мы напрямую привлекаем пользователей в чат⁠-⁠бота

Чтобы проверить конечную идею, еще раз провели глубинные интервью. В формате один на один или в небольших группах просили людей рассказать о своих потребностях и ожиданиях, высказать мнение о концепции и функциональности нашего продукта. В результате подготовили финальную версию и предложили пользователям ее протестировать. Плюс сделали лендинг, чтобы другие могли бесплатно попробовать чат-бота.

Респондентов и на этапе исследования, и на время тестирования искали в телеграм-каналах с продактами и стартаперами, готовыми участвовать в кастдевах новых продуктов: нам рекомендовали CustDev ProductStar и UNCRN.me.

Предлагали всем бесплатно попробовать наш сервис, собирали обратную связь и в итоге составили статистику по исполнившимся прогнозам
Предлагали всем бесплатно попробовать наш сервис, собирали обратную связь и в итоге составили статистику по исполнившимся прогнозам
По прогнозу методом ARIMA цена акций «Лукойла» должна была вырасти с 5132 ₽ до 5235 ₽ с 30 июня по 8 июля 2023 года. В реальности они стоили 5423 ₽ — выше, чем прогноз, но вписывается в максимальную оценку
По прогнозу методом ARIMA цена акций «Лукойла» должна была вырасти с 5132 ₽ до 5235 ₽ с 30 июня по 8 июля 2023 года. В реальности они стоили 5423 ₽ — выше, чем прогноз, но вписывается в максимальную оценку

Продажи. Уже в последнем семестре занялись маркетингом и продажами. Могли начать намного раньше, но сильно затянули с доработками. Диплом нас подстегнул: чтобы успешно защититься в июне, весной нужно было точно запустить сервис.

В разработке стратегии пригодились знания, которые нам дали на первом курсе. Исходя из анализа рынка, мы выбрали модель монетизации и определили цены. Привлекать пользователей планировали через рекламу.

Помимо изученных на маркетинге методик подбора площадок, A/B-тестов разных сообщений и HADI-циклов для генерации креативов, мы полагались на опыт Максима в запуске кампаний. Он собрал семантическое ядро и списки ключевых слов, затем протестировал рекламу в поисковиках и соцсетях. Самым эффективным оказался «Яндекс-директ»: из него пришло 80% пользователей. 300 человек оплатили подписку и стали пользоваться сервисом.

Предложили пользователям три тарифа: бесплатное демо, доступ на месяц и на год
Предложили пользователям три тарифа: бесплатное демо, доступ на месяц и на год
В деморежиме пользователь может выбрать компанию из списка или криптовалюту, указать период прогноза и метод прогнозирования. В платной версии доступен анализ всех компаний и валют
В деморежиме пользователь может выбрать компанию из списка или криптовалюту, указать период прогноза и метод прогнозирования. В платной версии доступен анализ всех компаний и валют
В деморежиме пользователь может выбрать компанию из списка или криптовалюту, указать период прогноза и метод прогнозирования. В платной версии доступен анализ всех компаний и валют
В деморежиме пользователь может выбрать компанию из списка или криптовалюту, указать период прогноза и метод прогнозирования. В платной версии доступен анализ всех компаний и валют

Защита диплома и первые заработанные деньги

Защита диплома проходила онлайн. В комиссии были преподаватели программы и практикующие эксперты с продуктовым и предпринимательским опытом. Каждый участник команды рассказал о своей области. У нас уже была презентация, которую мы наполняли по мере работы над проектом. Поэтому к защите осталось только добавить результаты и написать выступление.

Скриншот из презентации на защите
Скриншот из презентации на защите
Показываем MVP
Показываем MVP

Хотя без диссертации на 50 страниц тоже не обошлось: несмотря на то что мы работали над одним проектом, каждый подготовил ВКР с упором на свою часть задач. У работ было одинаковое название «Разработка и запуск сервиса для анализа инвестиций на фондовом рынке и рынке криптовалют на основе ИИ и математической статистики». На титуле в авторах перечислили всех участников стартапа, в начале описали обязанности каждого члена команды и указали, кто написал именно эту диссертацию. А вот в основной части каждый разобрал свою зону ответственности, личный вклад.

Чтобы описать процесс, больше месяца вспоминали все, что делали два года. Мы не подумали о тексте заранее, иначе могли бы собирать заметки в отдельный документ по ходу работы. Помимо нас было еще несколько команд, которые делали стартапы, но некоторые однокурсники писали классическую исследовательскую работу.

Для успешной защиты диплома бизнес должен был соответствовать одному из критериев: получить 100—150 тысяч рублей выручки или привлечь инвестиции на 300—500 тысяч рублей. Мы выбрали первый вариант и выполнили план по продажам, запустившись в марте 2023 года. Также среди условий была, к примеру, регистрация юрлица.

Олег, Максим и я на вручении дипломов
Олег, Максим и я на вручении дипломов

Какие были сложности

Делать стартап в магистратуре было нелегко. Но это был отличный опыт, который мы бы точно не променяли на написание классического диплома.

Менялась команда. Сначала поредел созданный нами чат — желающих делать стартап стало меньше. После первой защиты ушел один из участников команды. Работать сам он не хотел, пытался делегировать задачи фрилансерам, но в итоге подвел нас с презентацией, и мы решили, что заниматься делом вместе не сможем.

Вообще, многим одногруппникам было сложно поддерживать мотивацию: кто-то в процессе учебы нашел новую работу, кто-то понял, что делать стартап сложнее, чем казалось, кто-то просто перегорел.

Так к нам пришел Олег, на первом курсе он работал в другой команде. Ребята делали велнес-приложение, но идея стартапа не прошла семестровую защиту и пришлось ее поменять. Новая тема уже не увлекала команду, она развалилась, и Олег присоединился к нам. Если бы такое случилось с нашей идеей, мы были бы готовы попробовать другую.

Не хватало времени. Темп обучения в магистратуре высокий: три вечера в неделю занимали занятия, при этом у каждого была полноценная работа и нужно было еще находить время и силы на проект. В дни с парами мы подключались к занятиям, в остальное время делали домашки или занимались задачами по стартапу. Конечно, работали и по выходным, иначе никак. Но вот у Максима, например, был более гибкий график. Днем он мог и работать, и учиться.

Многие задачи поначалу мы делали в рамках домашних заданий. Магистратура помогала с точки зрения управления и упаковки продукта. Но чтобы проект превратился в полноценный бизнес, этого не хватало. По мере развития продукта появлялось все больше дел, которыми приходилось заниматься в свободное время, например разработкой. Если на первом курсе мы уделяли проекту всего несколько часов в неделю, то на второй год, когда учебная нагрузка стала меньше, смогли посвящать ему по 10—20 часов в неделю.

Не хватало знаний. С некоторыми задачами в стартапе мы прежде не сталкивались. Во всем, что касалось предпринимательства, полагались на дисциплины магистратуры, а остальному учились на ходу. Например, нам с Олегом пригодился опыт работы с базами данных и аналитикой, но уверенных навыков программирования у нас не было. Тем не менее, как самые близкие к коду участники команды, мы взяли разработку на себя. Повезло, что Олег немного знал Python. Я же осваивал язык по ходу: сначала на парах по программированию, а потом сам.

В стартапе многое приходится делать своими руками, это нормально. Такой подход экономит деньги и время на наем, на онбординг. Нужно пробовать, ошибаться, смотреть, что получается у коллег по команде, и постоянно учиться. Только так, на практике и совместными усилиями, можно получить настоящий опыт.

Застряли в процессах. Когда мы разрабатывали веб-версию, работы было слишком много. Мы понимали, что ничего не успеваем, и у нас опускались руки. Тут нам помог трекер от программы, у него был опыт запуска стартапов: он регулярно встречался с каждой командой по их проектам, а нам помог наладить работу и найти правильный вектор развития продукта.

Мы стали проводить две еженедельных встречи и четко следить за выполнением задач. По воскресеньям обсуждали результаты и планировали новые дела, а по средам проводили короткий созвон, чтобы проверить статусы. Раз в две недели к нам присоединялся трекер: он задавал вопросы, которые помогали оценить прогресс и увидеть свои проблемы. Потом на дисциплине по технологиям трекинга мы научились делать это сами.

Итоги

Обучение и запуск стартапа оказались полезным опытом. Мы попробовали силы в собственном деле, поруководили и не понаслышке узнали о проблемах предпринимателей.

Мне и Олегу учеба помогла в основной работе. У меня появилась возможность применить новые знания и навыки в управлении проектами, в которых я раньше не участвовал. Олег смог шире посмотреть на рабочие процессы внутри корпорации: лучше понять, как подходить к решению задач в новых проектах, похожих на стартапы, что можно сделать при ограниченных ресурсах, отсутствии видения продукта и масштабируемой модели бизнес-процессов. Причем Олег попробовал себя сразу в двух стартапах. Он считает, что такой опыт обязательно пригодится в портфолио будущего серийного предпринимателя.

Семен и Максим еще во время учебы устроились продакт-менеджерами в ИТ-компании. Семен уже больше года работает в электронных проектах мэра Москвы и недавно занялся другим стартапом — платформой для создания отчетов и презентаций с применением ИИ. Максим тоже планирует запустить собственный проект в финтехе или агротехе. Опыт нашего бота и прошедшая учеба в этом помогают. Пока он тестирует идеи, но как только один из стартапов выйдет на сопоставимую с работой прибыль, готов полностью уйти в предпринимательство.

Отчасти мы уже все предприниматели, продолжаем работать над ботом. У нашего сервиса есть постоянные клиенты: большинство первых покупок пользователи делали по ежемесячной подписке, но 60% из них внесли повторный платеж. Для начала это неплохой показатель, а чтобы его улучшить, собираем обратную связь от покупателей. В целом сервис работает автономно. Но если что-то идет не так, пользователи могут написать в поддержку. Пока таких запросов немного, и мы обрабатываем их сами.

Планируем постепенно развивать и дорабатывать продукт. Хотим разработать веб-версию, где будет личный кабинет, управление портфелями и интеграция с другими сервисами. Задумываемся, чтобы привлечь фрилансеров на задачи по маркетингу и разработке, активно ищем инвестора.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Теги: учеба
Дмитрий Ишанкулиев
А что бы вы выбрали: написать обычный диплом или запустить стартап?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество