«Успешные партнеры существовали только в рекламе»: как я потеряла 705 990 ₽ на франшизе

Предпринимательский опыт читательницы

177
«Успешные партнеры существовали только в рекламе»: как я потеряла 705 990 ₽ на франшизе

Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно ее отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Тимофей Разов

выяснил подробности

Страница автора

Может показаться, что бизнес по франшизе — лучший выбор для начинающего предпринимателя.

Так думала и читательница Тинькофф Журнала, поэтому открыла математический кружок по франшизе за 510 553 ₽. Она поверила рекламным материалам и ожидала, что сможет зарабатывать 165 000 ₽ в месяц, но столкнулась с проблемами: не все процессы в компании были налажены, нужное количество учеников так и не набралось, а расходы лишь росли.

Героиня рассказала, как всего один платеж может подтолкнуть к закрытию и как бы она действовала сейчас.

Этот текст — личное мнение героя

Мы не призываем читателей не доверять какому-либо бизнесу или франшизе. Если у вас был другой опыт с этим проектом — поделитесь им в комментариях или в Сообществе.

Предыстория

Аватар автора

Анна Сокол

поверила рекламным обещаниям

Страница автора

По образованию я инженер-программист, работала в железнодорожной компании. Я создавала математическую модель для обработки сигналов на железной дороге, но мне это надоело — занятость по найму отнимала много времени и не давала развития.

Параллельно я занималась репетиторством по математике и физике и все это время мечтала открыть свое дело. После увольнения по собственному желанию я взяла больше учеников на обучение и стала думать о создании своего сайта, блога на «Ютубе» или онлайн-школы.

Весной 2021 года я увидела рекламу франшизы «Учи-ру», которая меня заинтересовала. В ней обещали, что мне помогут найти помещение и открыть школу, а также дадут 30 учеников на старте.

Мне понравилась фраза «доведем за руку» на одном из баннеров компании
Мне понравилась фраза «доведем за руку» на одном из баннеров компании
В рекламе говорилось, что открыть свой бизнес — это легко
В рекламе говорилось, что открыть свой бизнес — это легко

Мне показалось это приемлемым вариантом для бизнеса. Во-первых, бренд известен: кажется, практически все школьники России зарегистрированы на этой платформе. Значит, мне смогут сделать хорошую рекламу и родители учеников будут доверять школе. Во-вторых, бизнес по франшизе — это только наполовину свое дело: не нужно сидеть и разбираться в тонкостях налогообложения, придумывать и раскручивать свой бренд.

В предложении «Учи-ру» было два варианта: кружок программирования или математики, практически олимпиадной, которая мне близка, — я выбрала ее. Найти решение заковыристой задачи, применить логику, обойти систему, решая примеры нестандартными способами, — это все приносит мне невероятный кайф. К тому же, я с детства участвовала в олимпиадах, с их помощью поступила в вуз и подготовила нескольких ребят к поступлению в хорошие математические лицеи.

Я понимала, что ради будущего детей родители готовы тратиться на дополнительные занятия и кружки. Попасть на бюджет становится все труднее, а победив в олимпиаде из перечня Министерства образования, можно поступить в университет без экзаменов или зачесть результат в качестве ЕГЭ по этому предмету. В общем, бизнес я хотела делать на том, что мне понятно и близко, а не в абстрактной сфере.

Знакомство с франшизой и покупка

Изначально я думала о бизнесе в онлайне, но «Учи-ру» предлагали создать офлайн-кружок. «Ну и ладно», — подумала я и в июне 2021 года зарегистрировалась на бесплатный вебинар.

Нам рассказали про открытие, а после презентации объявили цену: паушальный взнос — 349 000 ₽, маркетинг и продвижение кружка — еще 100 000 ₽. Также предложили акцию: если купишь франшизу в течение пяти дней после вебинара, сделают скидку в 100 000 ₽. За час до окончания рекламного предложения я все-таки нажала на кнопку «заказать консультацию» — и начала свой путь предпринимателя.

Мне прислали в «Вотсап» презентацию: что-то про партнеров и финансовый план. Последний, конечно, был потрясающим. В нем показывали, что уже через три месяца у меня будет 80 учеников и доход 165 000 ₽ в месяц. Планы я делила на два, а то и на три. В рекламе всегда преувеличивают, поэтому было ясно, что все будет не так безоблачно, как описывается в модели.

Так выглядело подтверждение заявки на вебинар, который перевернул мою жизнь
Так выглядело подтверждение заявки на вебинар, который перевернул мою жизнь
На первой странице презентации по открытию математического кружка был логотип партнера «КодКласс»
На первой странице презентации по открытию математического кружка был логотип партнера «КодКласс»
Финансовый план моего будущего кружка по математике
Финансовый план моего будущего кружка по математике

Я подготовила 28 вопросов про процессы и нюансы, которые мы разобрали на консультации с менеджером. Немного смутило, что франшизу предлагали от «Учи-ру», а договор я заключала с партнером «КодКласс». Позже узнала, что «Учи-ру» стали совладельцами компании. Я успокоилась и стала изучать договор, который мне прислали.

Он был на 33 страницах. Открыла его на айпаде, прочитала и поставила подписи электронным стилусом. Оплатила паушальный и маркетинговый взносы. Со скидкой все вместе вышло 349 000 ₽.

349 000 ₽
ушло на покупку франшизы с учетом скидки

Было нереально страшно, хоть в маркетинговом договоре и гарантировали 100 таргетинговых заявок от клиентов. Еще меня беспокоило роялти в 30 000 ₽, но платить предполагалось только в декабре — в запасе было много времени.

Моей целью было не получить прибыль, а ощутить себя бизнесменом, важным человеком в белой рубашке. Но и в минус, конечно, не хотелось уходить. В семье и ближайшем окружении предпринимателей не было, для меня это было чем-то из другого мира. Родным я сначала не стала рассказывать про школу — говорила, что знакомые позвали меня преподавать и помочь с открытием кружка.

Регистрация бизнеса

У меня был первоначальный капитал: год назад я продала комнату в общежитии, в которой когда-то жили мои бабушка и папа. Я вложила деньги в акции, облигации, доллары и евро. Папа был рад избавиться от висящей на нем комнаты и не интересовался, куда я вкладываю деньги с продажи, считая, что все идет мне на благо. Перед открытием кружка я начала конвертировать вложенное обратно в рубли и вкладывать в бизнес.

В конце июня 2021 года, после оплаты паушального и маркетингового взносов, я получила доступ к материалам на «Геткурсе», где были инструкции от франчайзера.

Для начала я оформила ИП и открыла банковский счет. Также выпустила электронно-цифровую подпись за 3000 ₽ и зарегистрировалась в системе «Контур», где вела электронный документооборот. Все это было для меня в новинку: я считала, что электронная подпись — это когда ты расписываешься стилусом, прямо как я на айпаде, подписывая договор.

Зарегистрировала онлайн-кассу и подключила платежный сервис, чтобы клиенты могли расплачиваться онлайн. Для эквайринга выбрала банк, который брал 2% комиссии с каждого платежа, терминал не покупала. На этом этапе я потратила 19 060 ₽.

19 060 ₽
стоили онлайн-касса и подключение платежного сервиса

На обучающем курсе советовали сразу после открытия перейти на упрощенную систему налогообложения. Это был хороший совет: вместо НДС и НДФЛ платишь только налог по УСН и сдаешь всего одну декларацию в год — сама бы я не сразу додумалась.

Также говорили, что через время стоит взять патент: так будет меньше налогов — заплатил фиксированную сумму и не переживаешь. Но в этом была и сложность: патент можно оформить только по коду ОКВЭД «85.41 — Образование дополнительное детей и взрослых», а для этого все учителя должны быть с педагогическим образованием. Я понимала, что такие преподаватели у меня вряд ли появятся, — скорее это будут студенты математических вузов.

Я думала, настоящие предприниматели занимаются тем, что постоянно ходят в налоговую и относят туда папки с бумагами. Оказалось, что весь процесс происходит в электронном виде: ты можешь просматривать всю информацию о налогах и страховых взносах на сайте ФНС. Банк сам готовил все декларации и напоминал, когда и что нужно оплачивать.

Выбор помещения и подготовка места

Я искала помещение площадью не менее 25 м² — это требование франчайзера. В памятке предлагали пройтись по району и посмотреть объявления на окнах. Я смотрела на «Циане» и «Авито».

В начале июля я начала выбирать помещения вживую. Мне попадались варианты с отдельным входом с улицы. Я смотрела на них и мечтала, как дети будут заходить туда, отряхивать ноги от снега, снимать курточки в прихожей, здороваться с администратором. Но такие варианты были слишком дорогими. Например, один из них стоил 49 000 ₽.

Следующее помещение было намного лучше и находилось в мансарде: окна во всю длину стены и даже на потолке, светлый и уютный класс. И всего за 27 000 ₽, включая высокоскоростной интернет, уборку и охрану. Просто мечта.

В начале августа владельцы франшизы одобрили это помещение при условии, что я покрашу стены. Через «Профи-ру» я нашла мастера с отличными отзывами, он взял заказ, а я купила краску и расходники. Хозяин помещения включил расходы на ремонт в счет аренды, поэтому за первый месяц я заплатила 13 500 ₽.

Мой уютный и светлый класс с удобными партами и мягкими вращающимися стульями
Мой уютный и светлый класс с удобными партами и мягкими вращающимися стульями
Довольный медведь Арсений на диване
Довольный медведь Арсений на диване

Учительский стол, шкаф и пара стульев в кабинете уже были. Я заделала несколько дырок в стене и починила стол. Друг помог повесить маркерную доску, которую я купила, а телевизор я привезла из дома родителей и повесила сама.

Парты и стулья я хотела купить такие же, как в обычной школе, но поставки задерживались, поэтому я взяла пять удобных столиков по 3100 ₽ каждый и десять мягких вращающихся стульев по 2554 ₽. Еще под конец работы в классе появился диван из «Икеи», который я купила на «Авито» всего за 1699 ₽, включая доставку.

Для учеников я приобрела шесть планшетов за 65 495 ₽ — без них не обойтись, часть заданий мы делали на платформе «Учи-ру». Всю канцелярию я выдавала бесплатно.

Также купила танграмы — это деревянные или пластмассовые квадраты, разрезанные на семь частей разной формы. Их используют для логических задач: по предложенному рисунку нужно понять, каким образом сложить фигурки, чтобы его повторить.

Расходы на подготовку к работе кружка — 136 698 ₽

Планшеты65 495 ₽
Стулья25 540 ₽
Столы15 500 ₽
Услуги маляра10 800 ₽
Маркерная доска и принадлежности4918 ₽
Краска и расходники3084 ₽
Канцтовары2836 ₽
Кронштейн для телевизора2199 ₽
Танграмы2189 ₽
Диван1699 ₽
HDMI-провод, переходник1240 ₽
Удлинитель599 ₽
Чайник599 ₽

Расходы на подготовку к работе кружка — 136 698 ₽

Планшеты65 495 ₽
Стулья25 540 ₽
Столы15 500 ₽
Услуги маляра10 800 ₽
Маркерная доска и принадлежности4918 ₽
Краска и расходники3084 ₽
Канцтовары2836 ₽
Кронштейн для телевизора2199 ₽
Танграмы2189 ₽
Диван1699 ₽
HDMI-провод, переходник1240 ₽
Удлинитель599 ₽
Чайник599 ₽
Для моей школы родители отдали старый телевизор
Планшеты, на которых мы занимались с детьми
Цветные тубусы и пеналы моего кружка математики
Типичное задание для второклассников — сложить верблюда из танграмов
Типичное задание для второклассников — сложить верблюда из танграмов

Отбор учителей

Школа считается открытой, когда хотя бы один из учителей прошел обучение и сдал экзамен в системе «Учи-ру». Я искала преподавателей в телеграм-канале с вакансиями от моего вуза, на «Профи-ру» и на «Хедхантере» — отдала 1080 ₽ за продвижение объявления.

Проводила небольшие собеседования, пытаясь понять, подходит ли учитель под требования франчайзера. Это должен быть человек с высшим математическим, педагогическим или средне-профессиональным образованием, например студент старших курсов или выпускник педагогического колледжа. Обязательно должен быть опыт преподавания от трех месяцев, а возраст — от 20 до 50 лет.

Кандидаты заполняли небольшую анкету о себе, отвечали на вопросы о том, как они действовали бы в разных ситуациях, решали задачи. Если франчайзер одобрял анкету, преподаватели проводили для меня мини-урок, объясняли у доски термины на примерах. Я записывала все на видео и отправляла в «Учи-ру». Если кандидат подходил, ему предоставляли доступ к учебным материалам.

Искать учителей было непросто. Одна девушка надолго пропала и не отзывалась, а позже сказала, что была без связи. Прошла обучение, но на зачете не появилась, снова исчезла. В итоге заявила, что очень занята переездом. С другой кандидаткой мы назначили встречу на 12:00 в воскресенье. В 11:30 я была около школы, в часе езды от моего дома. Спросила, едет ли она, на что получила ответ: «У меня изменились обстоятельства, я нашла другую работу». Она даже не извинилась.

Прошедшим отбор преподавателям нужно было прослушать несколько уроков, ответить на контрольные вопросы, а также сдать пробный и основной зачеты. С первым обученным учителем кружок мог запуститься и начать давать рекламу. Я тоже проходила тестирование как преподаватель, поток кандидатов во все филиалы страны был огромным, и запись на зачет была расписана на неделю-две вперед. Из-за этого я теряла время — в среднем процесс тестирования и отбора занимал месяц.

В сентябре у меня были две учительницы, которые прошли отбор. Они оформили самозанятость, и я заключила с ними договор. В итоге они провели всего пару занятий, я платила им по 1000 ₽ за полуторачасовой урок. Поскольку я тоже прошла тестирование, то преподавала в основном сама.

Несмотря на пройденные испытания от «Учи-ру», учителей нужно было контролировать. На занятии преподавательница неправильно рассказывала про римские цифры, пришлось ее поправить. Еще я не могла оставить учителей проводить вводные бесплатные уроки самим, так как нужно было быстро ориентироваться: одним ученикам дать дополнительное задание, а другим полегче, или настроить планшеты, если они не работают. На тот момент я еще не написала полную инструкцию для преподавателей, поэтому не могла делегировать им уроки.

Чтобы класс можно было легко найти, я повесила табличку на дверь, указатели на стены и бумажную вывеску снаружи. Хотела установить светящуюся, но не потянула по деньгам и силам
Чтобы класс можно было легко найти, я повесила табличку на дверь, указатели на стены и бумажную вывеску снаружи. Хотела установить светящуюся, но не потянула по деньгам и силам
Арсений помогал другим ученикам почувствовать себя в неформальной обстановке
Арсений помогал другим ученикам почувствовать себя в неформальной обстановке

Уроки и учебный процесс

Еще в конце июля мне дали базу данных с телефонами заинтересованных родителей, которым уже позвонили из колл-центра и рассказали о кружке. Мне предстояло обзванивать их по второму кругу и записывать детей на открытые уроки.

Потенциальные ученики были из школ поблизости, мы занимались в выходные. Можно было сделать занятия и в будние дни, но учеников не набралось — каково было мое удивление, когда на первый открытый урок в конце сентября пришли всего четыре ребенка, а я ожидала хотя бы десять. Трое учеников продолжали ко мне ходить до закрытия.

Я продавала полуторачасовые занятия абонементами: на 4, 14 или 28 уроков — такой формат установила управляющая компания. Всего в учебном году было 28 занятий по выходным, после которых следовали летние интенсивы — они оплачивались отдельно. Также была возможность купить одно занятие.

Один урок стоил 1475 ₽, четыре — 5400 ₽, а большие абонементы выходили еще дешевле: 14 занятий — 17 500 ₽, 28 занятий — 33 000 ₽. При покупке абонемента на четыре занятия на открытом уроке была скидка 500 ₽.

Ученики были из начальной школы, для детей постарше на тот момент еще не разработали программу. Записавшихся на открытые уроки я заносила в ERP-систему франчайзера, где можно было присваивать статусы, смотреть успехи детей и открывать им доступ к учебным материалам на планшетах. На бесплатные открытые уроки записывалось немало учеников, но оставались единицы.

Работая в кружке, я познакомилась с людской безответственностью. Родители считали нормальным записываться на открытые уроки и не приходить без предупреждения — даже после моей просьбы предупредить заранее.

Платные уроки также проводились в выходные, по полтора часа. Сначала ученики занимались в рабочих тетрадках, которые мы закупали у «Учи-ру», потом решали задания на планшетах, а после перерыва собирали танграмы или разгадывали головоломки. Все уроки, включая открытые, длились с 10:00 до 17:30 по субботам и воскресеньям, но иногда я так уставала, что спала в классе пару часов, прежде чем поехать домой.

Мои ученики из первого, второго и четвертого классов
Мои ученики из первого, второго и четвертого классов
Мои ученики из первого, второго и четвертого классов
Мои ученики из первого, второго и четвертого классов

На открытые уроки ученики приходили вместе с родителями — с конца сентября до Нового года я провела примерно 25 таких занятий. Я показывала презентацию и давала всем задачки. Родители поначалу смущались, но со временем втягивались в процесс и с увлечением ломали головы, собирая очередной танграм. И если дети уже привыкли к тому, что их занимают или увлекают, то для родителей это было в новинку — они расцветали и долго благодарили меня в конце. По окончании открытого урока ребенок получал сертификат, брендированное расписание уроков и набор стикеров — дети им радовались. Еще ученикам дарили красные резиновые браслеты с надписью «uchi.ru» — на них я потратила 1140 ₽.

Задания для открытых уроков и сертификаты франчайзи были обязаны печатать сами, а расписания и стикеры — по желанию. Все это раз в неделю я печатала с вечера до глубокой ночи у своего друга на струйном принтере. На каждого ученика нужно было подготовить примерно 12 листов, а принтер не спешил. Затем нужно было все рассортировать, разрезать стикеры и разложить материалы по файлам. Я покупала только бумагу, потратила 1785 ₽. Читала, как некоторые франчайзи высказывали недовольство расходами на печать в чате партнеров, но все продолжали это делать.

Рабочие тетради мы заказывали из Екатеринбурга по 200—230 ₽ у ИП Игоря Закоморного — как я поняла, это второй бизнес владельца «КодКласса». По условиям покупать можно было не меньше 80 тетрадей, так что мы кооперировались с другими франчайзи в чате «Вотсапа» и делили заказ. Печатать рабочие тетради в другом месте было запрещено — такая вот монополия. Я покупала тетради дважды: в первый раз заплатила 9200 ₽ за 40 штук, во второй — 5200 ₽ за 26 экземпляров.

У меня была проблема с учебными материалами: некоторые уроки растягивались надолго, и мы успевали сделать лишь половину заданий, а другие уроки мы заканчивали быстро, и было неясно, чем заниматься дальше.

Но сами тетрадки — загляденье. Красочные, с нарисованными героями Гришей и Соней. Задания были толково разбиты по темам: от простых к сложным. Мне как учителю тетради нравились.

Тетрадки для математического кружка от франчайзера
Тетрадки для математического кружка от франчайзера
Фирменные браслеты франшизы
Фирменные браслеты франшизы
Каждый ученик на открытом уроке получал сертификат
Каждый ученик на открытом уроке получал сертификат
Также дарила стикеры с драконом — символом кружка
Также дарила стикеры с драконом — символом кружка
1/2
Каждый ученик на открытом уроке получал сертификат

Продвижение

Франчайзи рассказывали о себе только так, как нам говорила управляющая компания. Образец листовок лежал в личном кабинете на «Геткурсе». Я подредактировала на нем адрес и в сентябре пошла раздавать. Работать промоутером оказалось страшно. Мало кто брал брошюры, в основном все отказывались. Я раздавала листовки у школы и на празднике в парке.

В декабре я ходила по школам с просьбой распространить буклеты в классе. Обычно меня не пускали дальше порога, с завучем не связывали. Только в одной из пяти школ ко мне подошла учительница, выслушала меня, взяла листовки и обещала раздать. Обратной связи я не получила. Думаю, что она их не раздала.

Насколько я поняла, в социальных сетях мы не имели права рекламироваться под брендом «Учи-ру» — только как абстрактный класс математики. По идее, для каждого кружка и города управляющая компания должна была создать отдельные страницы и вести их, но, на мой взгляд, правообладатели не спешили продвигать наш бизнес, если не считать основные группы бренда во «Вконтакте» и «Фейсбуке» с несколькими вялыми постами, которые лайкали сами партнеры.

Я все-таки завела в соцсетях страничку своего кружка и пыталась его рекламировать. В «Инстаграме» подписывалась на знакомых и случайных людей — искала их по тегам с названием ближайших к школе мест. Во «Вконтакте» потратила 1790 ₽ на платное продвижение. Просмотры были, но почти никто не подписывался.

Типичный текст листовки
Типичный текст листовки
Отдел маркетинга советовал партнерам продвигаться без упоминания франшизы, которую мы купили
Отдел маркетинга советовал партнерам продвигаться без упоминания франшизы, которую мы купили
1/2
Типичный текст листовки

В «2Гис» и «Яндекс-картах» мой кабинет уже был обозначен франчайзером, я добавила туда фото помещения. Еще я просила мам учеников прорекламировать кружок в чате их школьного класса — несколько человек пришли по таким приглашениям на открытые уроки.

По моему мнению, никаких выстроенных бизнес-процессов у головной компании не было, все тестировали на нас. Страницы математических классов, запущенных франчайзи, на сайте «Учи-ру» появлялись тоже не сразу. Позже в том разделе начал твориться беспредел: в списках были уже закрытые кружки, но не появлялись открытые.

Нам рассказывали про «успешных партнеров», которые много зарабатывали, но в чате мы их не видели.

Самые успешные франчайзи, которых я знаю, набрали около 40 учеников, но сделали это самостоятельно через объявления в своих ЖК. В итоге они закрылись где-то спустя год. Еще меня повеселила реклама «состоявшихся партнеров», часть из которых, как я предполагаю, были выдуманы, а их фотографии взяты из фотостоков.

Обсуждать аренду помещения или ремонт мне несложно, но обзванивать потенциальных клиентов — тяжелый и стрессовый труд. Я привлекла к звонкам сестру, подругу и преподавательницу, вчетвером мы пытались справиться с этой задачей. Я приглашала на открытые уроки людей из франчайзерского списка — сначала писала в «Вотсапе», затем звонила.

Ксения якобы зарабатывала 205 000 ₽ в месяц, даже не имея на тот момент страницы своего города на сайте франчайзера
Ксения якобы зарабатывала 205 000 ₽ в месяц, даже не имея на тот момент страницы своего города на сайте франчайзера
Я специально проверила, есть ли кружок партнера из Кирова в списке городов
Я специально проверила, есть ли кружок партнера из Кирова в списке городов
1/2
Ксения якобы зарабатывала 205 000 ₽ в месяц, даже не имея на тот момент страницы своего города на сайте франчайзера
Чтобы убедиться, что в рекламе франшизы реальные партнеры, я искала их фото в поисковых системах
Чтобы убедиться, что в рекламе франшизы реальные партнеры, я искала их фото в поисковых системах
«Успешный» Павел из Екатеринбурга оказался стоковым «кавказским женихом». Источник: ru.dreamsite.com
«Успешный» Павел из Екатеринбурга оказался стоковым «кавказским женихом». Источник: ru.dreamsite.com
1/2
Чтобы убедиться, что в рекламе франшизы реальные партнеры, я искала их фото в поисковых системах

Я считаю, что мы с другими франчайзи не должны были этим заниматься: нам обещали заинтересованных родителей, которые уже заполнили заявки и оставили телефон, чтобы мы уточняли даты занятий, а не уговаривали их прийти к нам. Но таких клиентов у меня было всего пять человек вместо обещанных ста, они и без открытого урока готовы были купить абонемент. А те, кого мы вызванивали, были очень вялыми, после долгих уговоров приходили на открытые уроки, забирали призы, уходили, и больше мы их не видели. За что мы платили?

В то время «Вотсап» разрешал доступ к аккаунту только с одного устройства, и это был отстой. Когда заходит кто-то другой — меня выбрасывает из профиля. Я могла бы перепоручить рассылку сестре, если бы все происходило в «Телеграме», но, к сожалению, многие клиенты тогда еще не были в нем зарегистрированы.

И это мне еще повезло с базой. Все клиенты действительно были из моего или близлежащего районов. Не всем партнерам повезло так же. Например, как я поняла, кому-то вместо Петербурга достались люди из Калининграда, Нальчика и Сахалина. Одной девушке-франчайзи база подкидывала клиентов из коррекционной школы-интерната.

Реклама маркетологов франшизы пестрила ошибками. В тексте одного из баннеров пропустили мягкий знак в слове «бояться»
Баннеров с похожими ошибками было несколько
В других промоматериалах допустили неправильное окончание слова «математика»

Доходы и расходы

За полгода существования математического класса я заработала 54 750 ₽. Эта сумма, конечно, не покрыла мои расходы.

54 750 ₽
выручка за полгода работы по франшизе

Чтобы запустить кружок, я потратила 510 553 ₽, а за время его работы — еще 195 437 ₽. Больше всего денег ушло на аренду помещения — 148 500 ₽. Среди других крупных трат были страховой взнос на 19 778 ₽ и тетради для учеников за 14 400 ₽. На роялти, связь, комиссии, докупку канцелярии и прочие мелочи я потратила еще 12 759 ₽. Общие расходы — 705 990 ₽.

После завершения работы я устроила распродажу вещей, получилось вернуть 60 200 ₽.

Причины провала

Есть известный бренд, заслуживающий доверия, прекрасные задания, серьезная система обучения учителей, реклама, которую обещала дать управляющая компания, — казалось бы, что может пойти не так? Спустя время у меня в голове сложились основные ошибки франчайзера.

Организация учебных процессов. Нам говорили, что кружки уже запущены, работают в течение нескольких лет, задания составлены и проверены на детях и учителях. На деле, как я понимаю, существовали только пара классов — там провели несколько занятий и пустили в бой. Задания составлялись практически в режиме онлайн: например, нам пора начинать следующий модуль, аналог четверти в школе, а тетради еще не готовы. Приходилось делать распечатки заданий, которые присылали методисты.

Потеря времени. Управляющая компания явно не ожидала такого массового наплыва учителей, да еще и из разных часовых поясов. А ведь всех надо было обучить, провести пробный зачет, аттестацию. Возможно, это было бы не так страшно, но этот бизнес — сезонный. Детей нужно набирать в конце августа — начале сентября, иначе они разойдутся по другим кружкам, и тогда придется ждать следующей волны набора — после Нового года.

Во время локдауна нас закрывали на полторы-две недели. К сожалению, компенсацию от государства в 12 000 ₽ я не успела получить, потому что ИП было зарегистрировано позже даты, указанной в требованиях к оформлению субсидии.

Сложности с записью. Школьники часто болели, их постоянно приходилось перезаписывать на открытые уроки. Кто-то не хотел тратить выходной на сидение в классе, кто-то вяло обещал прийти и не приходил, кого-то было некому водить. Я так и не получила свою сотню обещанных заявок и учеников.

Несоразмерные доходу роялти. В декабре 2021 года у меня было пять-шесть учеников. Я надеялась уйти на новогодние каникулы, отдохнуть, перезагрузиться — но нет. Я постоянно думала о школе, нервничала, читала чат партнеров. О чем-то я даже не спрашивала кураторов напрямую: на основе их ответов другим уже предполагала, что ответят мне.

По договору я должна была отчислять франчайзеру 10% от дохода в течение двух месяцев после запуска, а с третьего месяца — уже 20%, но не меньше 30 000 ₽.

Результаты были неутешительными. Я поняла, что не потяну 30 000 ₽ роялти в месяц и что мне пора закрываться. За первые три месяца я внесла 1277 ₽ — 10% от своего дохода. Заплатила меньше положенного, потому что управляющая компания одобрила отсрочку на месяц, которую я у них до этого попросила.

Это я отдыхала перед уходом на новогодние каникулы, веря, что вернусь и все наладится
Это я отдыхала перед уходом на новогодние каникулы, веря, что вернусь и все наладится
На фото часть вещей, которые я продала после закрытия
На фото часть вещей, которые я продала после закрытия
1/2
Это я отдыхала перед уходом на новогодние каникулы, веря, что вернусь и все наладится

Коллективные жалобы и закрытие кружка

Еще в октябре 2021 года 32 партнера, я в том числе, направили в дирекцию «Учи-ру» письмо с требованиями отменить роялти до осени 2022 года, настроить обещанное продвижение и предоставить клиентские заявки, а также временно прекратить набор новых франчайзи, пока не решат проблемы с текущими. В ноябре к заявлению присоединились еще несколько человек.

Несмотря на наши жалобы, ни «КодКласс», ни «Учи-ру» долго ничего не меняли. Позже управляющая компания из-за недобора учеников уменьшила платеж до 10 000—15 000 ₽ — но это произошло, когда я уже закрылась.

Некоторые партнеры были недовольны советами из базы знаний, о чем рассказали в письме. Для звонков предлагали фразы вроде «Здравия желаю, Николай! Разрешите обратиться?» и советовали рассказать две-три строчки из стихотворения. Позже это исключили из методички
Некоторые партнеры были недовольны советами из базы знаний, о чем рассказали в письме. Для звонков предлагали фразы вроде «Здравия желаю, Николай! Разрешите обратиться?» и советовали рассказать две-три строчки из стихотворения. Позже это исключили из методички

Перед закрытием мне предложили подписать документ. В нем было два важных пункта: маркетинговый договор предлагали объявить незаключенным — будто бы по технической ошибке мы и не должны были его заключать. Предполагаю, это было сделано для того, чтобы я не могла подать в суд за невыполненные условия по продвижению. А по договору франшизы я и так не могла требовать деньги — паушальный взнос невозвратный.

Второй пункт обязал бы меня платить по 100 000 ₽ за публикацию любой информации, которая очерняет деятельность кружков. Ничего из этого я подписывать, конечно, не стала.

Я не согласилась с новыми условиями, поэтому не подписала допсоглашение
Я не согласилась с новыми условиями, поэтому не подписала допсоглашение

В конце января 2022 года я фактически закрыла кружок и отправила письмо о расторжении договора. Его не подписали. Через два месяца, как написано в условиях, договор прекращает действовать.

В феврале со мной созвонились: мы сошлись на том, что мне вернут 70 000 ₽ за маркетинг, уже за вычетом 30 000 ₽ роялти. В марте, когда я спросила про деньги, кураторы сказали, что администрация решила мне отказать. Поэтому я отправила досудебную претензию, но получила ответ, что все обязательства с их стороны были выполнены.

Я ожидала, что досудебная претензия поможет мне вернуть деньги
Я ожидала, что досудебная претензия поможет мне вернуть деньги
Мне до сих пор присылают смс с требованием оплатить роялти — но уже 15 000 ₽
Мне до сих пор присылают смс с требованием оплатить роялти — но уже 15 000 ₽
Периодически приходят автоматические уведомления с угрозой разорвать договор, если я не оплачу задолженность
Периодически приходят автоматические уведомления с угрозой разорвать договор, если я не оплачу задолженность
1/2
Мне до сих пор присылают смс с требованием оплатить роялти — но уже 15 000 ₽

Выводы и советы начинающим предпринимателям

По моему мнению, основная проблема этой франшизы была в том, что она напоминала собаку на сене: и нам не давала работать, и на себя не брала развитие. Обещанного маркетинга я не увидела, как и налаженных бизнес-процессов, а успешные партнеры, кажется, существовали только в воображении менеджеров. Никаких предложений по улучшению от франчайзи управляющая компания не принимала, главное — состричь паушальный взнос и роялти. Дальше — хоть погибай.

Я считаю, что мне не хватило денег. Еще бы месяц — и управляющая компания снизила бы роялти, а я набрала бы еще немного учеников и, может, выплыла бы. Затем, возможно, открыла бы уже свой кружок на базе этого, а с франшизой бы распрощалась. Ответственнее подошла бы к летнему набору учеников.

Мне повезло больше других, потому что я открылась в сезон, у меня была дешевая аренда и люди, готовые мне помочь с печатью и звонками. Я не смогла пересилить страх телефонных разговоров, но, как я понимаю, они неприятны многим, поэтому посоветовала бы найти человека на эту работу.

Кроме того, я сама преподаватель, поэтому мне легко было искать учителей. Лучше открывать такой кружок поблизости от школ, где можно будет договориться с администрацией и провести открытые уроки или презентации для родителей. Также советую рассмотреть аренду рядом с крупными ЖК, в чатах которых можно рекламироваться.

Сейчас я бы запустила бизнес с минимальными вложениями, не ждала бы разрешения со стороны и определенно не жалела бы денег на продвижение. Маркетинг — сила.

Считаю, что лучше вести дела с партнером, чтобы тебя могли подменить, если ты заболеешь, например. А иногда нужно просто посоветоваться: «Как считаешь, эта идея нормальная? Как тебе логотип?»

В целом, мне очень понравилось вести бизнес, это было интересно и насыщенно. Я до сих пор скучаю по моему уютному классу и ученикам. Ребята, кстати, сильно расстроились, когда узнали о закрытии. Им и правда нравились наши уроки. Может, когда-нибудь я открою еще один кружок, используя предыдущий опыт.

Как все устроено в «Учи-ру»

Аватар автора

Никита Вальтер

исполнительный директор сети кружков «Учи-ру»

Страница автора

Коммерческий успех кружков на 90% зависит от личной активности партнеров, соблюдения всех рекомендаций управляющей компании и следования финансовому плану. Это мы проговариваем до заключения договора.

В финансовом плане указано, что для прибыльности кружка стартовая инвестиция должна составлять минимум 600 000—700 000 ₽, а количество учеников на начало учебного года — 80 человек. В плане также заложены рекомендуемые расходы на маркетолога и менеджера по работе с базой для записи учеников на открытый урок. Указано рекомендуемое количество звонков, приводятся скрипты по их проведению.

В случае когда на этапе запуска инвестиции сильно сокращаются, функции маркетолога и менеджера по работе с базой берут на себя руководитель и учителя, а количество учеников на старте составляет шесть человек, на прогнозируемую выручку выйти весьма сложно.

Когда кружки по математике запускались впервые, могли возникать накладки. По итогу 2021—2022 учебного года мы доработали и улучшили методическую базу по этому предмету, а весной 2022 года значительно снизили роялти, сделав их динамическими в зависимости от суммы выручки в месяц — сейчас они составляют 10—15%.

При этом большинство партнеров, которые присоединились к нам в начале 2021—2022 учебного года, продолжают работать с нами и показывают прибыльность.

Насколько перспективен бизнес по франшизе?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество