Как я управлял автосервисом во время пандемии в 2020 году
Бизнес
14K

Как я управлял автосервисом во время пандемии в 2020 году

Бизнес не ушел в минус, а после доходы даже выросли

29
Аватар автора

Дмитрий Воронов

управляет автосервисом

Страница автора
Аватар автора

Ксения Колесникова

сфотографировала

Страница автора

Я руковожу небольшой станцией техобслуживания автомобилей в подмосковной Лобне уже шесть лет.

В 2020 году, когда началась пандемия коронавируса, прибыль нашей СТО просела на 80%. Чтобы пережить кризис, пришлось снижать расходы и пересматривать рабочие графики сотрудников. После того как локдаун закончился, я серьезно оптимизировал экономику предприятия и смог увеличить прибыль на 20% даже по сравнению с той, что была до пандемии.

Расскажу, как все было и что я сделал, чтобы пережить трудные времена.

Так выглядит мой автосервис
Так выглядит мой автосервис

Что за автосервис

В авторемонте я работаю уже более 20 лет, в роли руководителя СТО — шесть. Я не собственник, а наемный менеджер. У нас небольшой автосервис на четыре поста. Постом называют специально подготовленное место для автомобиля, где есть все необходимое оборудование для ремонта — от подъемника до инструментов.

Наш автосервис расположен в подмосковной Лобне. Поток клиентов всегда был небольшой, но стабильный. Приезжают водители как из самой Лобни, так и из Москвы, потому что цены у нас в среднем ниже, чем в столице.

Автосервис. Фотография — Ксения Колесникова
Один из постов в нашем автосервисе. Фотография — Ксения Колесникова
Рабочее место механика. Фотография — Ксения Колесникова
Место приема клиентов. Фотография — Ксения Колесникова
Один из наших рабочих цехов, который мы используем для мойки автомобилей. Фотография — Ксения Колесникова

СТО — сезонный бизнес. Меньше всего работы обычно в январе-феврале, когда автовладельцы стараются лишний раз сэкономить на ремонте. В марте-апреле начинается высокий сезон: водители меняют зимнюю резину на летнюю, просят подлатать что-нибудь на кузове, так как зимой аварийность на дорогах выше. Летом снова наступает спад — это время отпусков. А осенью снова много заказчиков: люди приезжают, чтобы заменить резину, подготовить автомобиль к морозам.

Мы выполняем практически все виды работ, которые можно встретить на типичной станции техобслуживания: шиномонтаж, слесарные работы, ремонт кузова и его покраску, диагностику, ремонт двигателя. Последнее — это, как правило, самые дорогие и сложные работы. Кроме машин занимаемся и мотоциклами.

На сервисе работают три мастера-консультанта и шесть механиков. Консультанты принимают заказы, общаются с клиентами, заказывают запчасти и делают бумажную работу. Механики занимаются только ремонтом. Двое из них — сотрудники с высокой квалификацией, которые могут выполнять сложные задачи, связанные с двигателями. Остальные механики специализируются на более простых вещах — например, замене тормозных дисков и колодок, шиномонтаже и так далее, а таких работ примерно 80% от общего объема.

Помимо консультантов и мастеров, у нас есть бухгалтер на аутсорсе. О зарплатах сотрудников я расскажу дальше в статье, но в целом наш фонд оплаты труда до пандемии составлял 980 000 ₽, из них 100 000 ₽ — моя зарплата.

В среднем до коронавируса оборот сервиса составлял чуть больше 3 млн рублей в месяц. До конца 2020 года мы работали по ЕНВД, а после его отмены перешли на УСН по ставке 6% от доходов. Чистая прибыль, которую получали собственники, — около 200 000 ₽, в хорошие месяцы могло доходить и до 300 000 ₽.

Среднемесячные финансовые показатели автосервиса до пандемии

Оборот3 250 000 ₽
Операционные расходы3 030 000 ₽
Запчасти и расходники1 200 000 ₽
Зарплаты980 000 ₽
Аренда500 000 ₽
Налоги и страховые взносы350 000 ₽

Среднемесячные финансовые показатели автосервиса до пандемии

Оборот3 250 000 ₽
Операционные расходы3 030 000 ₽
Запчасти и расходники1 200 000 ₽
Зарплаты980 000 ₽
Аренда500 000 ₽
Налоги и страховые взносы350 000 ₽

Как на наш бизнес повлияла пандемия

Снизилось количество клиентов. Меня, как и всех, пандемия застала врасплох. Я до последнего надеялся, что пронесет и нас не закроют. Но не пронесло: 29 марта 2020 года ввели режим самоизоляции.

В Москве и области автосервисам уже через неделю разрешили открыться с соблюдением определенных требований. Фактически мы должны были обеспечить бесконтактную работу: например, владелец авто оставлял машину возле СТО, мастер-консультант сам ее загонял в бокс и затем вывозил уже отремонтированную.

Но нам-то работать разрешили, а вот большинству клиентов выезжать без пропусков было нельзя. Поэтому какой-то период мы обслуживали только корпоративных заказчиков. Электронные пропуска в Московской области отменили лишь 23 мая, а в Москве — 9 июня. При этом отмечу, что клиентов-юрлиц у нас всегда было немного — 10—15% от общего числа, а работы мы для них выполняем те же самые, что и для физлиц. То есть поток заказов упал почти в десять раз.

Появился дефицит запчастей. Официальные дилеры и поставщики попали в список пострадавших отраслей, получили господдержку, много отсрочек по налогам, страховым платежам, аренде и фактически могли позволить себе какое-то время не работать. Это значит, что СТО остались без запчастей.

Ушла часть сотрудников. Два наших механика поддались панике — испугались, что заразятся коронавирусом, и отказались выходить на работу. Это немного меня удивило, потому что у консультантов, которые напрямую общались с клиентами, было больше шансов подхватить вирус.

Один из механиков и до пандемии был не лучшим работником, поэтому когда он уволился, мы не слишком расстроились. А вот что второй отказался выходить на работу, было обидно: парень был толковый. Он ушел и на связь потом больше не вышел.

В итоге в начале апреля 2020 года прибыль у нас упала на 80%, а за месяц мы заработали всего около 50 000 ₽. В мае прибыли вообще не было.

Переписка механика и старшего мастера-консультанта
Переписка механика и старшего мастера-консультанта

Как я снижал расходы

Договорился с арендодателем о снижении платы. Раньше за аренду мы отдавали 500 000 ₽ в месяц. Во время локдауна многие предприниматели обращались к владельцам помещений с просьбой дать скидку или отсрочку. Мы тоже составили и отправили такое письмо.

Конечно, мы надеялись на полноценные арендные каникулы, но даже скидка была бы неплохим вариантом. Отношения с арендодателем позволяли: шесть лет мы вносили платежи вовремя. Поэтому нам одобрили скидку 50% на два месяца — май и июнь. В итоге платежи снизились до 250 000 ₽.

Стало полегче, но этого было явно мало для кризиса, когда показатели падают на 80%. Плюс мы понимали, что и скидка — временное явление: через пару месяцев за аренду снова придется платить по полной ставке.

Письмо, которое мы отправили арендодателю
Письмо, которое мы отправили арендодателю

Оптимизировал графики работы сотрудников. Второй по величине статьей расходов в сервисе был фонд оплаты труда: как я писал выше, на зарплаты сотрудников, без учета налогов и страховых отчислений, мы тратили 980 000 ₽ с учетом моей зарплаты.

В среднем в авторемонтной отрасли в Москве и области зарплаты следующие:

  • механик — 100 000 ₽;
  • мастер-консультант — 80 000—100 000 ₽;
  • менеджер по закупке запчастей — 60 000—80 000 ₽;
  • бухгалтер на аутсорсе — 40 000—50 000 ₽.

В нашем автосервисе работали три мастера-консультанта и шесть механиков. Мастера-консультанты и механики получали оклад 30 000 ₽ плюс проценты от заказа. У одного человека — младшего механика — была фиксированная ставка 60 000 ₽ без процентов.

Я знаю, что с приходом кризиса многие предприниматели, которые работали в офлайне, пытаясь максимально урезать расходы, первым делом бросились сокращать штат. В нашей сфере это плохая идея. Хороших сотрудников найти потом сложно: почему-то молодежь не особенно рвется в механики. Поэтому приходилось искать альтернативные решения.

Прежде всего я перевел людей с прежнего графика 3/3 на 4/2 и сократил часы работы. Так как количество клиентов уменьшилось, сотрудникам не было смысла находиться в сервисе все время. Если раньше механики и мастера-консультанты были загружены с 09:00 до 21:00, то теперь не имело смысла оставаться позже 17:00. До пандемии каждый работал в среднем по 150—160 часов в месяц, а с началом пандемии стал работать около 128 часов. Пропорционально этому сократились и оклады. Плюс, напомню, мы остались без двух механиков.

В целом ребята отнеслись к ситуации с пониманием: у нас слаженная команда, многие дружат и знают друг друга много лет. Да и люди понимали, что такая ситуация сейчас на рынке везде.

Себе я снизил зарплату со 100 000 ₽ до 80 000 ₽. Еще один сотрудник, напомню, уволился. В результате расходы на оплату труда уменьшились где-то на треть — примерно до 600 000 ₽.

Нашел замену ушедшим сотрудникам. В конце мая — начале июня первая волна пандемии спала, и мы постепенно стали восстанавливать объемы. Те двое механиков так к нам и не вышли: ребята стали курьерами по доставке еды, которые в то время зарабатывали хорошие деньги.

Если при небольшой загрузке без этих двух механиков у нас получалось обслуживать всех клиентов, то теперь нет. Тем более что после отмены всех ограничений люди, которые так и не успели поменять зимнюю резину на летнюю, поехали за этим в сервисы.

Мне требовались два новых механика, но с кадрами на рынке была просто беда. Устраиваться на работу приходили совсем желторотые новички, которые сразу хотели оклад минимум 80 000 ₽. Но они толком ничего не умели, кроме самых простых вещей вроде замены масла.

Я начал искать сотрудников в регионах, где и зарплатные ожидания ниже, и люди часто адекватнее. Хотя даже там было сложно найти кого-то квалифицированного, да еще и уговорить его в пандемию приехать работать в Москву. Я решил схитрить: дал объявления и на «Авито», и на «Хедхантере», написал, что ищу сотрудников на вахту с режимом 30 дней через 30. Так нашел двух человек, которые согласились приехать в Москву. Один — из Санкт-Петербурга, другой — из Нижнего Новгорода.

Рядом с нашим автосервисом располагался хостел, я предложил снять для вахтовиков в нем комнату за счет фирмы. В итоге получилось немного дороже, чем хотелось бы. При полной загрузке доход у них был бы такой же, как и у коллег, — 80 000—100 000 ₽, но еще в 20 000 ₽ мне обходилось жилье для этих сотрудников. Зато механики оказались опытными ребятами с прямыми руками. Хотя в другой ситуации я, конечно, предпочел бы не устраивать такой нервотрепки и сохранить весь докризисный штат механиков.

В итоге фонд заработной платы вырос, но и штат был укомплектован. Отмечу, что в июне количество заказов только начало восстанавливаться, — все сотрудники работали по минимальной загрузке, соответственно, и получали меньше. В среднем на зарплаты уходило около 750 000 ₽ без учета налогов и страховых взносов.

Решал проблему с запчастями. С дефицитом запчастей я боролся как мог. Например, мы покупали китайские аналоги, тем более что и клиенты в кризис просили поставить то, что подешевле. Еще я договаривался со знакомыми сотрудниками автосервисов, у которых ситуация с запчастями была лучше: просил продать излишки. К счастью, ограничения стали снимать уже в мае, поставщики постепенно начали работать, и к июню проблема исчезла.

Благодаря всем этим шагам расходы на какое-то время удалось снизить на четверть.

Финансовые показатели автосервиса в июне 2020 года

Оборот2 300 000 ₽
Операционные расходы2 200 000 ₽
Запчасти и расходники250 000 ₽
Зарплаты350 000 ₽
Аренда750 000 ₽
Налоги и страховые взносы850 000 ₽

Финансовые показатели автосервиса в июне 2020 года

Оборот2 300 000 ₽
Операционные расходы2 200 000 ₽
Запчасти и расходники250 000 ₽
Зарплаты350 000 ₽
Аренда750 000 ₽
Налоги и страховые взносы850 000 ₽

Как помогло государство

В мае 2020 года я прочитал в интернете, что правительство Московской области выделяет субсидии для поддержки малого и среднего бизнеса, пострадавшего от коронавируса. Суммы солидные — до миллиона рублей. Я скептически относился к идее, что государство в кризис реально поможет маленьким компаниям, а не гигантам, но решил попробовать.

Выяснил, что можно получить безвозмездную субсидию из расчета по 12 130 ₽ на каждого сотрудника, если компания входит в список пострадавших отраслей. Нам повезло — по кодам ОКВЭД мы входили в категорию тех, кто торгует запчастями для автомобилей. Этот вид бизнеса тоже признали пострадавшим. Поэтому я подал заявку.

Я прикинул, что если отправлять заявку от имени собственников бизнеса, то за 10 сотрудников, включая меня как наемного руководителя, можно получить 121 130 ₽ за апрель 2020 года и еще столько же за май. Деньги разрешали использовать на любые нужды. Мы решили, что компенсируем часть расходов на зарплаты.

Получить субсидию было непросто. В реестр малых и средних предпринимателей мы попали еще в 2018 году, а вот то, что мы подходим под программу по своим кодам ОКВЭД, пришлось доказывать налоговикам. У них возникла путаница в документах, и на то, чтобы разрешить ситуацию, ушло около двух недель.

Кроме этого, требовалось закрыть небольшую задолженность по налогам — что-то около 800 ₽, так как бизнесу с долгами субсидию не давали.

После мне предстояло удаленно подать заявку через личный кабинет налоговой, подписать ее надо было электронной подписью. Последнюю мне пришлось срочно делать — хорошо, помог знакомый программист.

Когда я начал отправлять заявку на субсидию, личный кабинет на сайте налоговой начал зависать. Все получилось, но на день позже. Пришлось немного понервничать, так как заявление необходимо было подать в течение двух месяцев с момента введения ограничительных мер. Я успел почти в последний день — 26 мая.

Забегая вперед, скажу, что ответ пришел почти через три месяца. В начале сентября 2020 года нам перевели первый транш — 80 000 ₽. Еще через три месяца прислали оставшуюся сумму — всего мы получили 242 260 ₽, как и планировали. Это не много, но все равно ощутимо.

Что я сделал после локдауна

После того как в середине июля 2020 года все ограничения сняли, оборот мы постепенно восстановили — до 3 000 000 ₽ в месяц. Но и аренда снова выросла до 500 000 ₽. А еще получилось так, что все проблемы, с которыми мы сталкивались до пандемии, стали проявляться как под увеличительным стеклом. Например, несмотря на неплохие обороты, я понимал, что как руководитель получаю не так уж и много, да и у собственников были вопросы к доходам СТО.

Это наложилось на мою тревогу о том, что следующий такой кризис бизнес может и не выдержать. Я стал проводить в сервисе по 12—14 часов в сутки, что не очень хорошо сказалось на отношениях с родными. Потом понял: пока я не сошел с ума, надо что-то менять.

Проанализировал заказ-наряды. В конце 2020 года я решил проанализировать заказ-наряды за последние полгода. Заказ-наряд — это документ, в котором указана стоимость всех работ и запчастей на конкретную услугу. Фактически это договор с владельцем авто.

Получилось, что самыми популярными работами у нас были:

  • замена фильтров: воздушного, салонного и топливного;
  • замена свечей;
  • замена масла;
  • работы с тормозной системой: замена тормозной жидкости, дисков и колодок;
  • ремонт подвески.

Средний чек по всем работам составлял около 9500 ₽. Практически всегда механики использовали расходные материалы — очистители, смазки, шайбы, уплотнители, клипсы и так далее. Однако выяснилось, что в половине случаев их цена почему-то не входила в стоимость работ. Сервис терял на этом деньги.

  • Реальный пример: мастер-консультант оформляет заказ на ремонт бампера у Тойоты, вносит в наряд цену нового бампера и указывает стоимость работы механика. Сам же бампер фиксируется на автомобиле небольшими клипсами. Их цена невелика — 20—25 ₽ за штуку. Но для установки бампера конкретно на эту модель нужно сразу 15 клипс. Убыток сервиса — 300—375 ₽.

Я начал разбираться в ситуации. Оказалось, что некоторые консультанты просто не добавляли подобные мелочи в заказ-наряд, так как стоят они дешево. Я долго возмущался, так как, по моим расчетам, эти расходники уменьшали нашу выручку примерно на 7%. Надо было думать, как решить проблему, чтобы ни мне не надо было контролировать ситуацию, ни у мастеров-консультантов это не отнимало много времени.

Я поспрашивал коллег из других СТО, кто и как решает подобную проблему, почитал обсуждения на форумах в интернете. Выяснилось, что многие руководители автосервисов часто сталкиваются с подобной ситуацией. Когда консультант вносит информацию о работе и расходных материалах вручную, это чревато ошибками. В результате средняя доходность в пересчете на один заказ-наряд снижается.

  • Например, по нормативам при ремонте детали надо провести диагностику — это обязательно, если ремонт проводят качественно. Но если мастер-консультант забудет включить эту дополнительную работу в наряд, то механик потратит на нее свое рабочее время, но ничего не заработает. И сервис тоже.

Поменял CRM-систему. Чтобы решить обе эти проблемы — недоучет расходных материалов и неоплачиваемая работа, я решил поменять на нашем автосервисе CRM-систему. Компьютерная программа должна была максимально автоматизировать эти процессы, чтобы избежать человеческого фактора.

Обычно такие программы ставят сетевые автосервисы, которые работают по франшизе: система входит в пакет для франчайзи. Но последние годы на рынке появлялись решения и для небольших СТО. Мы, например, пользовались программой «1С Альфа-Авто», но нужных функций там не было. Это ПО позволяет планировать загрузку сервиса, заказывать запчасти, установить систему мотивации для сотрудников. Но там, например, отсутствуют нормативы для разных видов работ и инструкции по ремонту.

Я проанализировал предложения от трех компаний. Все три CRM-системы различались набором функций. Но первые две нужно было обязательно сочетать с другими программами, например с базой по ремонту автомобилей «Автодата». А это дополнительные расходы и лишняя работа для мастеров-консультантов.

К третьей же я когда-то присматривался: это франшиза для автосервисов, но вкладываться в переход под бренд ни я, ни собственники были не готовы. А тут можно было купить главную фишку франшизы — программу, но не надо переходить под чужой бренд. Система понравилась тем, что все нужные функции были в наличии: CRM, программа по автоподбору запчастей и ремонтных работ, инструкции для механиков, система мотивации для сотрудников. У нас это были разные программы: приходилось постоянно переключаться, а еще платить за лицензию на каждое ПО. В итоге на этой третьей системе из списка я и остановился.

По стоимости получилось дороже, чем у конкурентов. За год пользования базовым тарифом наш автосервис заплатил почти 100 000 ₽. И это с учетом пятипроцентной скидки, которую давали при оплате подписки сразу на 12 месяцев. Но результатом я был доволен. Например, наряд-заказы теперь заполнялись автоматически, я перестал контролировать многие процессы.

Еще в программу встроена система мотивации для сотрудников. От фиксированных процентов с заказа мы перешли к так называемой выработке. Она считается на основании нормочасов, и для каждого вида задач своя, зависит от их сложности. Например, стандартная ставка за простую работу вроде замены тормозных колодок — 300 ₽ за нормочас. Это значит, что механик получит 300 ₽ за час такого ремонта. Если же он занимается двигателем, то ставку можно поставить уже 500—600 ₽ за нормочас.

Поясню, в чем выгода. Представим, что мы платим механику 300 ₽ независимо от того, за час он поменял колодки или за 40—45 минут. Час — это, скорее, усредненная норма, но можно же работать и быстрее. То есть механик мог на 15—20 минут раньше включиться в работу над другим заказом. При большом потоке клиентов не приходилось отказывать или заставлять посетителей долго ждать. Клиенты не уходили, механики и сервис могли заработать больше. Выиграли все.

Так выглядят заказ-наряды в программе
Так выглядят заказ-наряды в программе
Система автоматически рассчитывает процент с каждого заказа для механика в зависимости от вида работы
Система автоматически рассчитывает процент с каждого заказа для механика в зависимости от вида работы

К самой программе, конечно, пришлось привыкать, но это было головной болью, скорее, для мастеров-консультантов, которые трудятся за компьютером. На то, чтобы разобраться в ПО, мы потратили пару месяцев, а новую систему мотивации внедрили примерно к декабрю.

В результате пропускная способность автосервиса выросла в среднем на 250 автомобилей в месяц: с 450 до 700 машин. В том числе и благодаря тому, что консультанты теперь работали в одной программе, а не в нескольких, могли быстрее обрабатывать заказы и, как следствие, принимать больше клиентов.

В результате прибыль бизнеса за шесть месяцев выросла на 12%, а если считать по году, с июля 2020 по июль 2021, то на 20%.

Финансовые показатели автосервиса в сентябре 2021 года

Оборот3 850 000 ₽
Операционные расходы3 500 000 ₽
Запчасти и расходники1 400 000 ₽
Зарплаты1 100 000 ₽
Аренда500 000 ₽
Налоги и страховые взносы500 000 ₽

Финансовые показатели автосервиса в сентябре 2021 года

Оборот3 850 000 ₽
Операционные расходы3 500 000 ₽
Запчасти и расходники1 400 000 ₽
Зарплаты1 100 000 ₽
Аренда500 000 ₽
Налоги и страховые взносы500 000 ₽

Какие выводы я сделал из всего этого

  1. Если платить аренду в срок и дружить с арендодателем, то во время кризиса это поможет договориться об отсрочке, арендных каникулах или скидке. Мы за счет этого смогли сэкономить полмиллиона рублей за два месяца. Все благодаря тому, что до этого платили вовремя и не имели конфликтов с владельцами помещения.
  2. Если основной ресурс бизнеса — это опытные кадры, стоит подумать, как сохранить штат в случае кризиса и как долго этот запасной план сможет действовать. Например, можно заранее прикинуть, получится ли договориться с сотрудниками, чтобы снизить на какое-то время зарплату за счет сокращения рабочего времени или изменения графика.
  3. Процессы, которые требуют постоянного контроля, стоит автоматизировать, если это возможно. Так, мне нужно было увеличить эффективность и скорость работы сотрудников, а также их мотивацию. А это, в свою очередь, помогало нарастить оборот. Тем более что расходы на запчасти тоже выросли, в том числе из-за изменения курса доллара. То есть нам было жизненно необходимо увеличить эффективность всей СТО. CRM-система была нужна еще и потому, что ценообразованием по тем же расходникам часто занимались рядовые сотрудники, которые не особо вникали в экономику всего бизнеса. Автоматизация же позволила повысить прибыль в среднем на 12%.
  4. Не надо стесняться обращаться за помощью к государству. В серьезный кризис власти часто реально помогают предпринимателям. Кажется, что небольшому бизнесу субсидии получить нереально, но, как показал наш опыт, система работает.

Дмитрий ВороновА как ваш бизнес пережил локдаун?
  • Дмитрий ВороновМаксим, не очень понимаю, с чего такие поспешные выводы. О сотрудниках мы всегда заботились, у нас ребята многие дружат, и практически все с нами работают много лет, текучка очень маленькая. Ну и не нужно забывать, что нам бы просто не разрешили работать в период режима самоизоляции, если бы мы не закупились всеми средствами защиты и не соблюдали все меры безопасности - и для клиентов, и для самих себя. Негатив вызвало скорее то, что сотрудник со своей стороны все сделал в одностороннем порядке, ничего толком не объяснив и не обсудив. Он просто написал смску и выключил телефон. С одной стороны, я могу понять, все мы люди, и всем в то время было страшно, всем было непонятно, что делать дальше и как жить. Но ведь так дела тоже не делаются, разве нет? Все остальные механики в нашем сервисе согласились как минимум обсудить все перед тем, как решать, выходить на работу или нет.21
  • Vadim MЗдравствуйте, спасибо за статью. Судя по доходам и расходам, вам куда выгоднее усн доход-расход, чем 6%3
  • Александр НексияМаксим, jedem das seine как в свое время кое-кто написал кое-где. кто-то уссыкается от ужаса перед вирусом и сидит дома всю весну 2020 (но почему-то не продолжает сидеть и дальше при бушующей эпидемии). а кто-то ведет полноценную жизнь насколько это возможно при сложившейся ситуации3
  • Шевалье>Я начал искать сотрудников в регионах, где и зарплатные ожидания ниже, и люди часто адекватнее А было время хитрые кабанчики тоже самое и с ойти проворачивали, набирая рабов на галеру подешевле. Благо, пандемия этот момент убрала. И кабанчикам с шоком в глазах пришлось платить парням из сибирской тайги столько же, сколько центровому смузихлебу. Надеюсь, однажды работяги из глубины сибирских руд из других сфер также начнут требовать нормальную вилку.4
  • Дмитрий ВороновМаксим, конечно, обсудили, я вам больше скажу - эти меры безопасности придумали не мы, а именно Роспотребнадзор и другие организации. И именно при соблюдении этих мер нам разрешили работать. Вы знаете, я не вирусолог, но мне кажется что случаев фиксации заболевания вирусом при разговоре по телефону пока не регистрировали) Конечно, подумать о себе и близких это правильно. Однако помимо этого, наверное, нужно еще и подумать, на что жить человеку и его близким, если сидеть взаперти все время, разве не так? Если у ушедшего сотрудника была некая подушка безопасности, чтобы переждать кризис и не работать, я могу только за него порадоваться. Увы, не у всех была такая возможность, особенно в малом бизнесе.5
  • Дмитрий ВороновШевалье, вполне допускаю, что в IT так оно и было, не в курсе сам. Хотя мне кажется, эта практика более характерна для крупных компаний и для профессий на удаленке. В нашем случае мы получили двух хороших работяг, а они получили московскую зарплату (иначе зачем им было срываться из региона к нам)? Мы решали проблему прежде всего не зарплаты, а уровня навыков разных сотрудников при одной и той же зарплате. У многих кандидатов из Москвы, увы, были в этом очень сильные расхождения.4
  • Дмитрий ВороновVadim, мне тоже так кажется, на самом деле. Но мы еще не уточняли, как эта процедура перехода происходит. Займемся этим после НГ.1
  • Алексей СеребряковКлассный кейс, интересно было почитать! Какие-то советы мне показались немного очевидными, а какие-то довольно любопытные, сам бы не догадался, например, про вахтовую занятость. По ходу чтения появилось несколько вопросов: 1. Как я понимаю, новая CRM-система - это был важный фактор по повышению эффективности сервиса. Но немного осталось за кадром, как вы подбирали новую систему, каких разработчиков рассматривали, кого выбрали и почему? И есть ли какая-то специфика таких систем именно в автосервисах? Или можно взять любую готовую CRM типа AMO или YClients и спокойно ей пользоваться? 2. Так а почему молодежь в механики не идет? На первый взгляд, для столицы зарплаты, которые вы привели, очень даже неплохие. И вообще найм сотрудников на вахту - способ интересный, но насколько безвредный для рабочих процессов? Не устают ли люди постоянно так работать? Не падает ли качество ремонта от этого? У вас и сейчас люди на вахте работают или это была временная мера?5
  • Дмитрий ВороновАлексей, ух, сколько вопросов, постараюсь ответить по порядку) 1. В автосервисах есть своя специфика, все верно. Можно взять конечно любую СRM, но все равно придется дополнительно устанавливать несколько других систем, про которые я рассказал в статье. Это и повышенные расходы, и неудобно. Поэтому искал что-то, где все есть сразу. То есть не только CRM, но и все, что нужно для автосервиса. Плюс пытался закрыть проблему с заказ-нарядами. Отбирал я сначала по отдельным решениям от разных производителей (там были Автодилер и Нетикс), потом решил посмотреть, что есть у сетевых франшиз. По большому счету, автоматизация, как мне показалось, есть у двух сетевиков - у Фит Сервиса и у Вилгуд. Но у Фитов нужно обязательно во франшизу входить, а это сразу большие расходы. У Вилгуд тоже есть франшиза, но есть и отдельный софт просто для автосервисов. Функционала там, конечно, много, и считаю, далеко не весь он нужен в маленький автосервис. Но плюсы перевесили минусы, поэтому взяли их систему. 2. Вахта это не безвредно для процессов, да, поэтому рассматривали это исключительно как срочное решение для кризиса. Это работало в период, когда заказов было мало, но при большой загрузке люди устают, конечно. Договорились заранее с сотрудниками, что как только доходы придут в норму, они смогут снять себе жилье на постоянной основе, чтобы перейти на более комфортный график и не ездить туда-сюда. Собственно говоря, так и сделали.6
  • Дмитрий ВороновАлексей, по поводу молодежи - это сложный вопрос на самом деле. Профессия автомеханика у молодежи сейчас, как бы сказать, не очень престижная считается. Считается, что чисто интеллектуальный труд лучше и оплачивается дороже. Отчасти наверное верно: в регионах вот механикам чаще всего платят меньше. Но это ведь верно и для всех других профессий, если не считать удаленщиков. В Москве и области тоже платят по-разному, на самом деле, где-то хорошо, а где-то не очень. Часто это зависит от конкретного автосервиса и того, как там относятся к людям и процессам. Вот и получаем дефицит кадров.3
  • Vadim MДмитрий, учтите, что переход возможен раз в год и как раз кажется в декабре или начале января0
  • Алексей СеребряковДмитрий, спасибо за развернутый ответ! Да, вопросов я действительно задал много) Печально, конечно, что рынок труда такой в России, в том числе и в авторемонте. А название системы, которой сейчас пользуетесь, не подскажете? Искал сам, но что-то не нашел.4
  • Дмитрий Ддобрый день, новая программа как называется?4
  • Дмитрий ВороновVadim, ну вот я собственников и торопил, как чувствовал, а ребята все говорили - потом, потом) В итоге можем в новом году и не успеть перейти. Ну ладно, справились с 2020, справимся и с этим.0
  • Дмитрий ВороновДмитрий, Wilgood Soft0
  • Дмитрий ВороновАлексей, наверное не нашли, потому что название не на кириллице) Wilgood Soft называется IT система.3
  • Дмитрий ДДмитрий, спасибо.0
  • Алексей СеребряковДмитрий, благодарю!0
  • Александр НексияPP, это пиздеж и вражеская провокация. хотя бы потому, что я как ленин - живее всех живых. большинство моих адекватных друзей-знакомых переболели и никто не умер. не знаю почему, наверное они эволюционно приспособленные или физически полноценные или везунчики просто.0
  • Александр НексияPP, пиздеж - это то, что вы сказанули: «все ведущие такую бурную жизнь попллнили кладбища» не пиздеж? поэтическое преувеличение или просто глупость? как минимум я не пополнил кладбище. а так еще я лично таких с десяток знаю. так что поздравляю вас соврамши.0
  • Анастасия ГОтличный пример! Деятельный управленец в бизнесе по моему самое главное. Очень много. Бездельников, которые знают, почему плохо, но ничего не могут сделать5
  • Полиция Т—ЖБеседа становится токсичной, давайте ее завершим2
  • Александр НексияПолиция, 👌1
  • Юрий МаеговДмитрий, здравствуйте! А вы в каком году Вилгуд софт установили?0
  • Юрий МаеговМожно ссылку на ваш сайт?0