Как я сделал собственные онлайн-курсы, чтобы автоматизировать часть работы

8

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Расскажу свою историю онлайн-преподавания на UDEMY. Сам я занимаюсь тяжеловесными проектами преобразования организаций для компаний корпоративного и государственного секторов. И 80% этих проектов требуют обучения проектных команд. Обучение для меня всегда энерго- и времязатратный кусок работы (даже типовое и при наличии материала). Еще и с возрастом стала немного «раздражать» ситуация, когда компания-заказчик не желает «доставить» сотрудников на обучение в Москву — и мне приходится мотаться по регионам и республикам.

С чего все начиналось

В какой-то момент (года 4 назад) задумался об использовании онлайн-обучения для автоматизации своего труда:

  • записываешь материалы, тесты и задания;
  • отправляешь ссылку;
  • проектная команда проходит обучение.

Цена за проект включает обучение проектной команды — а мое физическое участие не требуется. Сплошной «профит»!

Отдельные клиенты, которым озвучил мысль об онлайне, предложили «выложить все на базе их корпоративной LMS». Но у всех разные LMS со своими требованиями\стандартами и материалы требовалось бы постоянно адаптировать. Ну и другим компаниям не дашь же доступ к «чужой» LMS…

Напрашивалось одно решение — нужна собственная платформа обучения. Но заморачиваться с разработкой платформы «с нуля» желания совершенно не было. Хотелось что-то готовое «бери и пользуйся».

Выбор платформы

Я начал потихоньку «перебирать» отечественные платформы. Но каждая из существовавших на то время чем-то не устраивала. Основная проблема была в части практических заданий и тестов. Конкретно не устраивало 2 вещи:

  • не было обучающих тестов. Везде контрольные «школьные» тесты.
  • в заданиях отсутствовала возможность «сравнения с образцом», терялся самый эффективный обучающий момент — только «школьная» проверка ДЗ.

А использование таких «школьных» подходов в корпсегменте со взрослыми опытными менеджерами как минимум вызывало бы саркастическую улыбку…

Перебрав все отечественное, я взялся за западные платформы. И сразу же обнаружил UDEMY, которая оказалась ближе всего к моему подходу в обучении. Более того, платформа позволяла публиковать закрытые курсы — их никто не видит, а вход только по спецссылке с паролем. И все это для преподавателя бесплатно. То что нужно!

И после прохождения процедур регистрации на сайте, вкл. видеозапись сообщения об уникальности контента, заполнения каких-то деклараций и налоговой проверки, мною в течение года — я долго раскачиваюсь — были размещены несколько закрытых курсов и программ, которые я использовал в обучении проектных команд компаний-заказчиков.

Как я решился выложить курсы в открытый доступ

Спустя еще год обедал с одной знакомой (корпоративный коуч). Говорили о том, о сем — и я похвастался успешной автоматизацией части своего труда. Но «коучерская профдеформация» подтолкнула ее посеять в моей голове некое «зерно сомнения»: «Хм, у тебя по ходу есть уже готовый структурированный материал… А почему не дать доступ в открытом формате всем желающим? Тогда эти знания не будут пылиться от проекта к проекту как пассив, а станут постоянно работающим активом».

Мысль эта засела крепко — но что-то меня смущало… И в первую очередь то, что я совершенно не понимаю потребность массового рынка и открытый формат курсов — тогда как в корпсегменте заказ и бюджет обычно понятен, ведь «бизнес-заказчик» задает тон и формирует повестку. И тут так совпало, что буквально через неделю со мной выходит на связь офис UDEMY в Дублине — и приглашает встретиться с директором по развитию русскоязычного рынка.

На встрече мне сказали о заинтересованности в развитии открытых курсов на 2 языках — русский (по некоторым данным есть 100 млн уникальных пользователей 18+, потребляющих профконтент на русском языке и непенетрируемых другими языками) и арабский. И по ходу встречи было хорошенько «полито» то самое посеянное знакомой «зерно», давшее сразу же «всходы»… Мне профессионально описали как проблематику работы с русскоязычным контентом, так и дали рекомендации при работе с массовым рынком:

  1. Популярный англоязычный курс записанный в течение месяца на профессиональной студии может окупиться за 1 день. А для аналогично произведенного русскоязычного — окупаемость может длиться и год (ввиду непривычности для типовых пользователей рунета платить за контент, а также засилья пиратских сайтов, торрентов и сервисов типа «складчин»). К этому надо просто быть готовым.
  2. Каждый слушатель открытого курса имеет право в течение 30 дней автоматически вернуть оплату за него; — рассказали, что по статистике американского рынка только 1 из 3-х запущенных для массового рынка курсов «взлетает» и становится популярным. А спрогнозировать что «взлетит» крайне сложно, так как влияет множество факторов, в т.ч. и конкуренция на платформе.
  3. Рекомендовали не грузить «чересчур академическими» курсами по 40-80 часов формата «все-все-все» по теме — а сфокусировать каждый курс на конкретных вещах, которые используются для 99% задач в практической работе. Формат «бери и делай» или «один навык — один курс». Все редкоиспользуемое, узкоспециализированное, а также надстройки (аддоны) и настройки программ — выбрасывать или выводить в отдельные курсы;
  4. Лучше сделать курсы настолько детальными насколько возможно — чтобы их мог понять слушатель любого уровня подготовки.

Наш диалог расставил по полочкам все то, что меня смущало относительно «просто открыть доступ к корпматериалам»:

  • во-первых, я понял что нужно изменить. Как переработать корпоративные программы под массовый рынок (в одних случаях отрезать все лишнее, в других сделать из 1 курса в 60 часов несколько курсов, в некоторых поменять в обучении инструментарий (ПО) с дорогих корпоративных систем на бесплатные аналоги, а в каких-то потребовалось многое перезаписывать и местами добавить «историй из жизни» для погружения студента в тему).
  • во-вторых, уловил что нужно устранить. Стало ясно, что некоторые курсы и программы в принципе не годятся для массового рынка — они должны остаться в закрытом доступе, поскольку оказались заточенными под конкретные специфические организации (а некоторые программы были бы даже вредоносными вне пределов таких организаций).
  • в-третьих дошло, чего никак нельзя потерять. А именно подход в «прокачке бойцов корпораций» до умения делать конкретные вещи на практике — это будет очень востребовано для любого слушателя массового рынка. Тяжело в учении, легко в бою.

Итак, отдельные курсы я привел в чувства и запустил в свободное плавание по массовому рынку.

Что из этого вышло

По итогу запуска статистика «взлетов» моих курсов оказалась похуже озвученной для американского рынка: всего 1 к 5. Т.е., из 15 открытых курсов «взлетели» 3 — и они дают 90% дохода (Excel, Power BI и аналитика для менеджеров и гуманитариев).

Причем «взлетели» те курсы, которые я и не предполагал. Это стало для меня самым неожиданным на массовом рынке: есть реальная сложность спрогнозировать как востребованность, так и аудиторию курса. К примеру, я делал курс по Excel как дополнение к курсу по аналитике: хотел отправлять на него неподготовленных студентов. Но не тут то было: Excel (невзирая на множество контента по нему и на UDEMY, и в Интернет, и на youtube) сам по себе в считанные недели стал лидером продаж на платформе — и уже более года в топе. Или, к примеру, я сделал курс по Power BI для не-инженерных специальностей — а он оказался востребован также профессиональными аналитиками и ИТ-специалистами….и стал хитом продаж вслед за Excel.

Реальной проблемой оказалась активная пиратская деятельность — прочувствовал на «собственной шкуре». Каждый открытый курс в течение нескольких дней появлялся на «пиратках и складчинах». Но что-либо сделать с этим нереально — я просто поменял к этому отношение.

А вот возвраты, кстати, не такая страшная проблема, как мне разрисовали — в месяц у меня может быть до 3 возвратов — и в основном по курсам по менеджменту.

Интересными стали отзыв от студентов: одни полны восторга, а некоторые содержали обвинения в том, что я «наверняка где-то украл такой курс»:). Одни студенты сразу ставили отметку «Превосходит ожидания!», а другие вначале ставили низкие оценки — а потом меняли их, указывая что «пройдя уже треть курса наконец могу оценить его по достоинству». Некоторых студентов в приятном смысле «шокировала» цена (очевидно сотрудники корпсегмента) ≠ почему они купили мои курсы за 1-2 тыс рублей, когда их минимальная цена должна быть от 10 тыс…

На сегодня ежемесячная чистая прибыль от всех моих открытых курсов на UDEMY колеблется от 1200 до 2000 USD — это то, что остается мне как преподавателю уже после вычета налогов (20%), комиссий магазинов (типа iTunes для iOS 30%), а также комиссий UDEMY и ее партнерам (37%) и всех других сопутствующих затрат. И напомню 90% приносит всего 3 курса. Прибыль конечно несерьезна в сравнении с ценниками от корпсегмента, но зато знания и опыт не «пылятся» в виде пассива, а являются "живым" активом. И курсы не требуют моего особого участия (кроме ответов на иногда возникающие вопросы студентов, на которые не смогли ответить мои помощники).

Не всё, конечно, шло гладко по ходу перевода курсов в массовый сегмент: приходилось перестраиваться. Например, Udemy в какой-то момент запретила бесплатно предлагать курсы длительностью более 2 часов. А потом еще и сменила политику использования купонов\промокодов — и нельзя было создавать «вечные» промокоды — все они лимитировались по времени и количеству участников. Но это все уже мелочи.

По итогу, я «крупными мазками» поделился опытом выхода из закрытого корпоративного формата работы на массовый — возможно кому-то из корптренеров или преподавателей пригодится. Рассмотрите UDEMY как площадку для размещения ваших курсов — это может стать и дополнительным источником дохода (пусть даже незначительным), и популяризации вас на массовом рынке, а не только в узком кругу корпоративных заказчиков.

А возможно даже кто-то из работающих в компаниях экспертов задумывался о том, чтобы делиться своими знаниями и иметь дополнительный источник дохода. Но сразу скажу, что не у всех получается «довести до ума» свои курсы — я знаю тех, кто бросал сделав 80% курса; знаю тех, кто «бросал эту затею» выпустив 2-3 «невзлетных» курса; знаю и опытных тренеров, которые в принципе не смогли перестроиться на онлайн формат…

Выводы

Онлайн обучение — эффективный путь быстрого приобретения новых знаний и навыков. Главное — суметь выбрать из множества тот курс, который даст реальные навыки (ну и желательно для подстраховки иметь возможность хотя бы вернуть средства, если вдруг окажется, что приобретено «не то пальто»). И UDEMY позволяет студенту до принятия решения о покупке курса посмотреть отдельные бесплатные лекции преподавателя. Но даже если после покупки вдруг окажется, что курс все-же по каким-то причинам не подходит (ошибся с темой, слишком простой\сложный, быстрый\медленный, непонятный, ничего нового, мало практики и т.д.) — можно без всяких объяснений автоматически вернуть 100% оплаты за курс в течение 30 дней.

На UDEMY масса существенных акций и скидок — как для новых студентов, так и для уже давно обучающихся на платформе. Фактически каждый месяц проводится акция и многие курсы можно купить за 12-25 у.е.

Здесь вовсю реализовано обучение у экспертов напрямую. Да, это достаточно специфическая штука (особенно когда Вы формируете свою подборку курсов из материалов разных экспертов-преподавателей) и может требовать «привыкания» к уникальному стилю изложения, компоновке и подаче материала. Ну и по ходу курса мириться со всеми «выходками» и «особенностями» преподающих экспертов. Но оно зачастую того стоит.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество