«Пять лет агонии и дурмана»: как перестать подавлять эмоции и начать жить
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Не знаю, что это — история жизни или история болезни.
Единственное, чем я занималась всегда, — это совершала роковые ошибки. У меня был слишком инфантильный подход ко всему. Случайно выбранная специальность с программой, которая устарела еще до моего поступления. Нелюбимая работа с зашкаливающим уровнем стресса и копеечной зарплатой, лишь бы поближе к дому, чтобы присматривать за пожилой мамой. Непонимание, что мне интересно, чем я хочу заниматься, и, как следствие, нежелание чему-то учиться и приобретать новые навыки.
А потом я заболела. И к нежеланию добавилась невозможность. По цепочке рухнуло вообще все, а сейчас уже поздно что-то делать, да и не получается. Проблема со здоровьем появилась, когда я еще работала. Аритмии, внезапные приступы тошноты, слабость и предобморочные состояния. Я не обращала внимания, думая, что причиной тому банальный недосып.
Однажды на фоне сильного недомогания и затуманенного разума нарвалась на мошенников. Потеряла крупную сумму. Пережила шок от собственной невнимательности. Психанула и бросила работу.
Поначалу бодрилась, думала, что подправлю здоровье, физическую форму, чему-нибудь поучусь, найду себя и нормальную работу. Не угадала. Со мной стали происходить так называемые панические атаки. Понятия не имею, при чем тут паника и вообще какие-то эмоции. В моем случае это исключительно физическое недомогание, которое выражается в том, что я задыхаюсь, испытываю предобморочное состояние, боли и какую-то странную ломку, пока сердце колотится в случайном ритме.
Позже нарушение сердечного ритма стало моим постоянным спутником. Я была в перманентном ужасе. Ложилась спать, не зная, проснусь ли утром. Врачи тоже не знали. Хмурились, глядя в результаты холтеровского мониторирования, но конкретного диагноза не ставили. Наверное, единственный период, когда я не помышляла о самоубийстве, потому что на тот момент смерти я боялась как никогда. Иронично.
Организм шел вразнос. Я поселилась в больницах и проверила все, что могла.
Симптоматика менялась. Проще сказать, чего моя тушка не выкидывала. Ритмы сердца внезапно устаканились, но самочувствие и без того было отвратительным. Патологию, которая могла бы однозначно все объяснить, не нашли. В какой-то момент я перестала спать. Вообще. За пару недель без сна чуть кони не двинула.
Дошло аж до психиатрической больницы. За месяцы, что я там лежала, на мне перепробовали десятки препаратов. Побочки чувствовала от каждого. Эффект — ни от одного. Там же перенесла самый мучительный приступ. Результатом лечения стал подбор таблеток для сна. Засыпаю под утро и не каждый раз, но и на том спасибо.
С тех пор как я ушла с работы, прошло примерно пять лет. Пять лет агонии и дурмана. Мне четвертый десяток. Я обнаружила себя постаревшей девой, потратившей подушку безопасности, без дохода, навыков и интересов, без будущего, весь досуг которой — нескончаемая круговерть между врачами разных специальностей.
Я пыталась сдвинуть себя с мертвой точки. Начинала с простого. Вспоминала, что нравилось до болезни, и делала это. Не работает. С когнитивными навыками тоже какая-то ерунда.
Пыталась чему-нибудь учиться в надежде, что результат принесет удовлетворение и практическую пользу. Читала теорию, выполняла задания. Казалось, что все поняла и усвоила, переходила к следующей главе. И вдруг сталкивалась с тем, что не понимаю происходящее.
Возвращалась к пройденному материалу и смотрела на него как баран на новые ворота. Было ощущение, что я это не просто забыла, а в принципе впервые вижу. В итоге забросила попытки. Я просто не знаю, как существовать дальше и что делать. Видимо, это конец.
Как подавленные чувства влияют на физическое и эмоциональное состояние
Искренне вам сочувствую, ваше письмо не может оставить равнодушным. Постараюсь показать, что выход есть.
Вы переживали много страданий, и создается впечатление, что в течение жизни вы часто неосознанно подавляли эмоции. В словах «я всегда», «роковые ошибки» и «слишком инфантильный подход» я вижу душевную драму. Эти фразы говорят о высокой самокритике и неудовлетворенности, что часто становится барьером и мешает проживать сложные эмоции.
Когда мы подавляем свои чувства, появляется эмоциональное напряжение, а оно может отражаться на нашем теле — например, случаются внезапные приступы тошноты, аритмии или панические атаки. Любая эмоция выполняет сигнальную функцию — дает нам понять, что происходящее условно хорошо или плохо для нас. Своим появлением она создает импульс к действию, которое необходимо совершить — в зависимости от ощущений.
При проживании печали или грусти у человека снижается деятельная активность, за счет чего он переходит в пассивного наблюдателя — останавливается и осматривается. Проживая печаль, человек дает себе возможность оценить происходящее, принять и внедрить в жизнь новый опыт. И только затем запланировать выход из ситуации.
Если печаль, наоборот, подавляется, это может привести к апатии и ощущению бессмысленности действий и всей жизни. Вам кажется, что происходящее — это череда неудачных совпадений. Но, на мой взгляд, за этой чередой могут стоять те самые подавленные эмоции — сигналы, которые вы заглушили. Возможно, поэтому вам не помогают любимые дела. Ведь практически невозможно делать то, что нравится, когда мы сожалеем о прошлом, подавляем эмоции и не ощущаем, что жизнь наполнена смыслом.
В вашем письме чувствуется запрос на поиск смысла и внутренней опоры. Предположу, к примеру, что психолог, который работает в экзистенциальном подходе, спросил бы вас после прочтения письма: «Для кого этот драматический манифест вашей жизни? В чем его смысл?» Но сейчас осознания на уровне ума уже недостаточно. Психологическая сложность ушла в тело, что привело к гиперчувствительности, болевым ощущениям во внутренних органах и другим телесным проявлениям.
Как стабилизировать эмоциональное состояние
Техники саморегуляции — важный способ улучшить состояние. Если получится переключить внимание с телесных симптомов на дыхание, вы ощутите силы на то, чтобы начать менять вашу жизнь.
Учитесь замечать первые признаки панической атаки, чтобы не доходить до страха смерти, который вы описали. Когда вы сосредотачиваетесь на ритме сердца, это только усиливает тревогу. Не нужно концентрироваться на нем, ведь мы не контролируем его силой мысли.
Сильная тахикардия здорового сердца не приводит к смерти. Это можно проверить, например, разогнав сердечный ритм приседаниями или другими физическими упражнениями.
Обращайте внимание на изменения сердечного ритма и сразу же переключайте фокус с помощью следующих практических упражнений:
- Считайте до 10, или 100, или дальше. Во время счета старайтесь думать только о числах.
- Концентрируйтесь на одной точке или предмете. При появлении посторонних мыслей нужно осознать их появление и вновь перевести все свое внимание на объект наблюдения.
- Расширяйте поле внимания, переключайте его на объекты вокруг себя. К примеру, охватите взглядом всю комнату и найдите в ней все предметы зеленого или любого другого цвета.
Сфокусируйтесь на дыхании. Когда человек находится в состоянии беспокойства, он начинает дышать грудью — быстро и поверхностно. Из-за этого меняется соотношение концентрации углекислого газа и кислорода в крови. И тогда нам кажется, что не хватает воздуха.
Поэтому ключевая рекомендация — перевести грудное дыхание на абдоминальное, дыхание животом. Тогда в кровь поступает достаточно кислорода. Вдохи становятся ровными и глубокими. Именно так дышат новорожденные. Такой же тип дыхания прослеживается у людей в расслабленной фазе сна.
Вы можете выбрать любую из практик дыхания, которую рекомендуют выполнять при панических атаках и стрессе.
Сделайте упражнение Даньини — Ашнера. Эта очень эффективная техника саморегуляции основана на глазосердечном рефлексе. Практика помогает нормализовать работу сердца, снизить артериальное давление, частоту дыхания и в целом успокоиться.
Предупрежу, что здесь есть противопоказания: ее опасно проводить людям с выраженной сердечной недостаточностью или недостаточностью мозгового кровообращения, особенно пожилым. Также не рекомендую выполнять это упражнение, если у вас есть глазные болезни и сильная близорукость.
Как его выполнять для развития саморегуляции:
- Желательно лечь.
- Закройте глаза.
- Сделайте три-четыре глубоких вдоха и выдоха.
- Умеренно и равномерно надавливайте пальцами на закрытые глаза через веки в области внутренних верхних углов глазных яблок в течение 4—10 и не более 30 секунд.
- Давление должно быть легким — не допускайте боли.
Через несколько минут вы ощутите, что дыхание замедлилось, а частота сердцебиения и эмоциональное напряжение снизились.
Как помочь себе найти внутреннюю опору
Болевому сигналу в теле, как правило, предшествует подавленная эмоция, которую вы пропускаете. Попробуйте ее выявить.
Заведите дневник эмоций и ежедневно вносите туда записи. Важно замечать свои чувства до того, как они стали проявляться в теле в виде боли. Вы реагируете на физическую боль и все внимание направляете туда. Дневник же позволит сфокусироваться на чувствах и проанализировать жизненные ситуации, которые захочется минимизировать.
Когда получится внимательно относиться к эмоциям, вы сможете ощутить внутреннюю опору. К тому же ведение дневника может помочь в работе с психотерапевтом, так как вы тренируете навык тонко чувствовать свое эмоциональное состояние.
Поставьте перед собой посильные цели и идите к ним постепенно. Например, задайтесь целью поправить физическое здоровье и выполняйте все рекомендации врачей.
Добавлю, что когнитивные способности могут ухудшаться из-за постоянного стресса. Поэтому, возможно, когда эмоциональное состояние улучшится, мозг начнет работать эффективнее и у вас получится обучиться и стать специалистом в той сфере, где бы вы хотели работать.
Возможно, сейчас ваша ситуация кажется безвыходной. И здесь весьма естественно состояние ступора и сопротивление искать решение. Но даже маленький шаг к обретению контроля над проблемой может принести вам облегчение. Если у вас получится проработать сильные негативные эмоции со специалистом, ваше отчаяние сменится на веру в хорошее будущее. Эта уверенность придет, когда вы заметите, что способны помочь себе — самостоятельно и с участием других.