«Я ненавижу свой колледж»: как справиться с усталостью и тревогой от учебы

Признания читательницы и комментарий психолога

10
«Я ненавижу свой колледж»: как справиться с усталостью и тревогой от учебы

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Elfin

выгорела эмоционально

Страница автора

Я учусь на четвертом курсе художественного колледжа. Меня уже тошнит от этого места.

Ненавижу свой колледж. Мне очень тяжело даются любые задания, с каждым курсом становилось все тяжелее и тяжелее. Расскажу немного про нагрузку. На первом курсе у меня было много предметов из девятого класса. Шесть дней в неделю по четыре-пять пар, школьные и профильные предметы. Тогда я еще держалась на энтузиазме, ведь в школе мне было еще хуже. Я была рада, что наконец можно рисовать, а не считать цифры или решать задачи по физике. Я не любила школу и сидела на уроках в наушнике, рисуя что-то свое :)

Но я отошла от темы. Думаю, контекста хватит. Шестидневка и по четыре-пять пар сохранялись все эти годы, и это угнетало меня. Также угнетали оценки преподавателей. В художественных вузах вообще нет творческой свободы. Это отдельная тема для разговора. В общем, как снежный ком, раздражение от этого заведения нарастало с каждым годом.

В какой-то момент я начала дико прокрастинировать. Я ленюсь, не делаю задания вовремя, заканчиваю все в последний момент. Меня это тревожит, я испытываю стыд и чувство вины. Это как замкнутый круг. Не могу заставить себя делать задание, делаю все «на отвали», и мне еще хуже. Я постоянно в напряге. Хочу сидеть дома и вообще не появляться в колледже. Меня бесят все — от одногруппников до преподавателей. Не хочу никого видеть тут. Чувствую себя как в тюрьме. Мне кажется, что все дело в моем мозге.

У меня нет диагноза — вот бы дойти к врачу. Но есть вегетососудистая дистония, и, возможно, тревожное расстройство. На учебе это сказывается больше всего. Я постоянно волнуюсь и переживаю насчет заданий. Думаю о том, как мне справиться с такой нагрузкой, а после сдачи заданий не чувствую облегчения. Я постоянно усталая и хочу спать, могу спать очень долго. Без дневного сна меня сильно срубает, и вечером я как трупик.

Постоянно интересуюсь психологией, мотивацией, тем, как бороться с прокрастинацией. Это все уже не помогает. У меня нет никаких стимулов. Я не могу сама себя толкать.

Я старалась заняться спортом, но там тоже нет сил, и, когда что-то не получается, хочу только забить и плакать. Хорошо питаюсь, и это тоже не помогает.

Каждый раз я уже не хочу просыпаться. Хочу лежать и ни о чем не думать. Я уже просто надеюсь, что, когда я закончу учиться, у меня будет свобода в выборе работы и все будет лучше. Понимаю, что я должна закончить обучение, потому что бросить или уйти в академ — точно не вариант. Скоро меня ждет госэкзамен, и я уже не знаю, как справлюсь.

Как распознать у себя эмоциональное выгорание от учебы

Аватар автора

Елена Кандыбина

психолог, специалист психологической платформы Alter

Страница автора

Очень вас понимаю. Усталость и истощение от интенсивной учебы довольно часто встречается у молодых людей.

К сожалению, часто обучение выстраивается так, что начиная с первого класса у ребенка, подростка, а потом и девушки или юноши практически нет длительного отдыха. Увы, многие люди не справляются с такой нагрузкой и бросают учебу, даже если раньше она их привлекала. Ваша целеустремленность и то, что вы все-таки находите в себе силы продолжать учиться, — это то, чем можно восхищаться. Возможно, в дальнейшем навык справляться с трудностями поможет вам в жизни много раз.

Но все-таки гораздо лучше получать от учебы или работы удовольствие, радость творчества и представлять приятные перспективы будущего. Если таких чувств у вас уже давно нет, стоит задуматься, не наступило ли эмоциональное выгорание, которое может быть следствием длящегося перенапряжения и стресса.

Эмоциональное выгорание — это защитный механизм нашей психики, который показывает, что мы находимся в слишком сложной для себя ситуации.

На первом этапе эмоционального выгорания мы еще пытаемся справиться с важными задачами, несмотря на накапливающееся отчаяние и раздражение. Но от этого нам становится лишь труднее.

На втором этапе человека охватывает равнодушие, задания выполняются формально, а прогулы кажутся подходящим способом отдохнуть — так наш мозг пытается снизить нагрузку, с которой не справляется. К сожалению, на этом этапе короткий отдых уже не помогает.

На третьем этапе выгорания возникает ощущение «эмоциональной тупости» — когда все действия выполняются автоматически. Он неизбежно наступает, если мы и дальше продолжаем пересиливать себя.

Чем дальше заходит эмоциональное выгорание, тем сложнее человеку выбраться из него самому. Тем, кто нашел у себя признаки третьего этапа, скорее всего, потребуется помощь психолога или психотерапевта, так как в этом случае велика вероятность перехода эмоционального выгорания в депрессию.

Депрессия — это заболевание, основные признаки которого — подавленное, тоскливое или тревожное настроение, такое, что человек перестает получать удовольствие от любой деятельности, ощущение постоянной усталости, а часто еще и нарушения сна и аппетита. Если при эмоциональном выгорании не нравится заниматься именно работой или учебой, то при депрессии не радует уже ничего.

Депрессию сопровождают чувства вины и стыда, снижение самооценки и постоянная раздражительность. Человеку трудно думать, трудно сосредоточиться на чем-то, даже интересном, трудно запоминать — все будто само вываливается из памяти. В состоянии депрессии человеку трудно увидеть выход из сложившейся ситуации, поэтому порой в голову приходят мысли, что ничего хорошего с ним уже не случится. Депрессию, как и многие другие болезни, необходимо лечить, и нужно обязательно обратиться к врачу за помощью.

Как помочь себе на первых этапах эмоционального выгорания

Творческим людям классические методы образования часто кажутся скучными и не вдохновляющими. Появляется ощущение, что выполнение заданий ограничивает фантазию, приземляет и делает все работы серыми и тусклыми.

Важно помнить, что оконченное образование — это пропуск в мир желанной профессии, но хорошо бы сохранить интерес, двигаясь по этому пути. Сейчас, когда до экзаменов и завершения учебы уже рукой подать, постарайтесь вспомнить, что привлекало вас в самом начале, что вдохновляло и воодушевляло. Может быть, имеет смысл найти творческих людей, близких вам по духу, общаться с ними в интернете или на выставках. Может, они тоже проходили через трудности, связанные с учебой, и теперь готовы поддержать вас или помочь советом.

Сохранять живой интерес к творчеству, вероятно, даже важнее, чем тщательно выполнять все задания. Сейчас, в конце учебы, завершение всех учебных проектов выходит на первый план, но, возможно, где-то в них найдется место для проявления индивидуальности, неожиданного подхода и оригинального решения. И пусть нет гарантии, что преподаватели это одобрят, удовольствие от творчества и душевный подъем могут оказать на вас целительное воздействие.

И пожалуй, самое важное, что сейчас необходимо, — это отдыхать. Порой это трудно сделать, когда у нас слишком много дел, особенно если внутренний голос настаивает на том, что нужно сделать все и безупречно. Но, к сожалению, и при выгорании, и при депрессии это плохая стратегия, которая не приводит к успеху. Лучше выбрать самое важное, а остальное делать настолько, насколько хватит сил. Лучше побольше поспать, чем пытаться сделать все.

Вот несколько простых шагов, которые помогут вам сделать неизбежную перед экзаменами нагрузку более приемлемой.

Выполняя учебные задачи, готовясь к экзаменам, делайте перерывы каждые 30, 50 или 90 минут — сразу, как только поймете, что становится труднее, чем вначале. Если не допускать перегрузок, то и на отдых потребуется не так много времени.

Во время небольшого пяти- или десятиминутного перерыва попробуйте активно подвигаться, например потанцевать или быстро походить по коридору, может быть, даже выйти на улицу. Такая смена деятельности помогает отвлечься, снять накопившееся напряжение и даст небольшой прилив сил. Подобная активность не требует напряжения, которое сравнимо с занятиями спортом, так как здесь можно делать любые движения, какие хочется: резкие или плавные, быстрые или медленные, с усилием или расслабляя все тело. Главное — чтобы они были приятными для вас.

Старайтесь вставать, завтракать, обедать, ужинать и ложиться спать в одно и то же время. Такой ритмичный режим дня позволит вам меньше уставать — организм уже через четыре-пять дней привыкнет к ритму, и вам будет легче переключаться с одного действия на другое.

РедакцияНравится ли вам учиться? Расскажите, как вы справляетесь с усталостью и тревогой от учебы:
  • НатальяВ школе не нравится, жду ,когда уйду в колледж , там точно будет лучше В колледже не нравится, закончить бы, и будет лучше Это похоже на синдром отложенной жизни. Точно надо дойти до психолога, разобраться с этим. Думаю, все получится!!!!11
  • ElfinНаталья, спасибо! Постараюсь попасть к специалисту.3
  • СашаУ меня похожая история, я тоже на худграфе. Первые 3 курса могла спать по 16 часов, постоянно была апатия, делала все в последний момент, все бесило. В свой институт вынужденно поступила, всегда хотела перепоступить, отчислиться. Сейчас я иду на диплом, свой институт я также не люблю. Меня мотивирует то, что это скоро закончится, я получу диплом и больше туда никогда не вернусь. Также я осознаю последствия, что будет, если не сдать экзамены или не сделать ВКР к сроку. Придется ещё раз через все это проходить, досдавать осенью или в следующем году, а мне этого не хочется. Мне просто нужна корочка. Конкретно вам надо понять, что учеба не будет длиться вечно, на некоторые пары можно и не ходить, делать что-то на отвали, не вовлекаться в эту учебу эмоционально, а выбирать только то, что вам действительно нужно и полезно сделать. Из письма создаётся впечатление, что вам не нравится в колледже, но при этом вы хотите быть прилежным студентом зачем-то (потому что так надо? Потому что так правильно?) и испытываете чувство стыда и вину, за то, что вы не соответствует этому образу идеального студента. Я думаю вам нужно осознать и принять то, что вы от колледжа устали и единственная ваша цель - это доучиться. Какими путями - значения не имеет, осуждать себя за это не стоит. Также очень много энергии съедает эта тревожность и постоянное размышление о вашей прокрастинации. Есть смысл работать с этими мыслями и как только они появляются опровергать их, делать волевое усилие не накручивать себя, не продолжать волноваться, а наоборот успокаиваться. У вас так появится больше сил что-то делать, проверено.6
  • ElfinСаша, спасибо за ответ! В 4 абзаце вы правы на 100 процентов, я просто забыла упомянуть об этом. Честно, не знаю, скорее всего от родителей немного пошел синдром отличника. И частично он делает ситуацию еще хуже. Я сама не хочу быть отличницей, но чувство вины все равно есть. Постараюсь закончить с минимальными эмоциональными последствиями, не осуждая себя, желаю вам того же! Гос учеба точно создана не для меня)3
  • СашаElfin, на ТЖ есть статья "Как бороться с синдромом отличника", там есть толковая инструкция, что конкретно делать. А так ваша ситуация мне очень откликнулась, потому что у меня было точь-в-точь. Конечно, сразу не получится избавиться от вины и тревожности, но если вы будете с этим бороться, прогресс появится. Главное – не опускать руки!2
  • ElfinСаша, спасибо! Меня очень успокаивает, что я не одна такая, надеюсь вы справитесь! Почитаю статью)0
  • Нежная КурочкаАвтор, вам надо срочно к психиатру! Потом будет ЕЩЁ хуже, если вы сейчас до него не дойдете.0
  • Без словЧитаю Вашу историю и вспоминаю свою кошмарную учебу в меде. Тут без помощи не обойтись - посетите психолога и психотерапевта (врача). Психолог поможет справиться с тревогой, а психотерапевт поможет медикаментозно, если понадобится (его можно найти в ПНД). Часто на фоне длительной тревоги развивается депрессия, поэтому не мучайте себя, не требуйте невозможного. Приняв тот факт, что Вы устали, что Вам нужна помощь, а не постоянная критика в свой адрес и чувство вины, Вы сделаете первый шаг к нормальному самочувствию. Очень жаль слышать, когда амбиции безжалостно убиваются бесполезной, деспотичной системой образования. Особенно это касается творческих профессий.7
  • Царевна НесмеянаМне казалось выгорание это когда усиленно работал, переработал и закончились все моральные и физические силы продолжать. Тут же автор как будто по описанию ситуации никогда не работал чрезмерно, а просто надеялся что потом почему-то станет иначе. Если не изменится отношние к жизни и необходимости постоянно прикладывать к чему-то усилия, дальше станет только хуже, потому что начнется трудовая деятельность, которая более нагружена и монотонна. Да и работодатель постоянно требует делать то что надо ему, а не хочется вам. Какие мысли пришли после прочтения: 1. Ощущение, что человек не на своем месте. 2. И с неправильно сформированными ожиданиями от жизни. 3. Возможно стоит проверится не у психолога, а у психиатра, неи ли физических отклонений, которые способствуют отсутствию удовольствия от жизни. 4. Если их нет, то проработать первые два пункта - понять что от жизни надо и как реализовывать свою картину идеального мира в среде нашего общества наименее болезненно.0
  • Зарипов ЮлайВсем привет Меня зовут Юлай я учусь в обычной сельской школе в 7классе Первые 6классов учёбы мне нравилось учится как только я перешёл в 7класс мне стало учиться не легко ведь я в 15:00 возвращался со школы и до 19:00делал д/з я понимал ,что я в любом случае мало отдохну и времени на самообразования останется мало. И вот я уже пол года страдаю эмоциальным выгоранием от учебы проще говоря меня бесит выполнение домашнего задания и из за этого ,я постоянно бешусь. И настраиваю себя на то ,чтобы заболеть и отдохнуть ,но как бы много я не отдыхал меня все равно бесит выполнение домашнего задания,хотя мне самому нравится заниматься самообразованием и ходить в школу ,но д/з не нравится бесит бывали даже случаи когда я просто орал бесится и все ломал в течение 30 минут от д/з .я занимаюсь спортом ,но это уже не помогает какие бы способы избавиться от эмоциального выгорания я не пробовал ничего не помогает я понимаю,то что учиться надо ,но а какой толк учиться,если атестант нигде не решает если так подумать ,я делаю д/з только для того ,чтобы мои родители не обижались и всё ,но я хочу уже стать двоечником потому ,что если я буду двоечником ,то у меня будет больше времени на подготовку к ЕГЭ ,а тем самым больше балл ,чем если бы я был ударником.Кароче я хочу делать д/ ,но не через эмоциальное выгорание так ,я понимаю то ,что всем нужна учёба,но смотря на современную программу образования РФ,она рассчитана на долгую зубрилку толком ненужного нам материала(ведь я слышал много видео взрослых где им пригодилась учеба и им она почти нигде не пригодилась) , но я понимаю,что я и никто не другой не считая министерства образования и т.п не смогут повлиять на программу обучения ,но я выскажу свое мнение:в России учатся по 6часов в день тем временем в Японии люди учатся по 3,5часа в день ,но Япония является почти самой развитой страной в мире ,и это все ещё не считая д/з .1