Ежегодно МВД выдает более 1,3 млн водительских удостоверений.
Речь о тех россиянах, кто получает права впервые. Еще примерно 6,3 млн удостоверений выдали в 2019 году взамен просроченных. Вместе с количеством водителей увеличивается и автопарк: за десять лет число машин в стране выросло в полтора раза. Мы посмотрели на официальную статистику и узнали, как в России растет уровень автомобилизации.
Как растет российский автопарк
По данным полицейской статистики, в конце 2019 года в стране было 55,9 млн автомобилей. Основная часть — легковые: 48,4 млн, или 87%. Остальное — грузовики и автобусы. Для сравнения, в 2010 году в России было зарегистрировано 40,6 млн машин, из них 34,4 млн легковых. За десятилетие почему-то уменьшилось количество автобусов — почти на 25 тысяч штук, или на 2,8%.
В 2019 году, по данным Росстата, в среднем на 100 домохозяйств приходилось 60 легковых автомобилей, один автобус или микроавтобус, два грузовика и один мотоцикл или скутер. Всего статистики насчитывают в стране 54,6 млн домохозяйств — это значит, что примерно 35,5 млн транспортных средств находятся в частной собственности россиян. Иными словами, на четырех человек приходится один личный автомобиль или мотоцикл.
Единственный регион, автопарк которого за десятилетие уменьшился, — Смоленская область. Количество машин здесь за это время снизилось на 3,4% — с 305 до 295 тысяч.
Наибольший прирост показали республики Северного Кавказа: Адыгея — 93%, Дагестан — 88%, Чечня и Ингушетия — по 86%. Также в лидерах Волгоградская область: рост на 87%. Число машин в Москве за десять лет выросло на 15%, а в Санкт-Петербурге — на 24%.
Какие машины покупают
В 2020 году в стране продали чуть меньше 1,8 млн новых автомобилей. Что касается машин с пробегом, то пока есть данные только за 11 месяцев года: почти 5 млн авто. По сравнению с 2019 годом первичный рынок упал на 9,1%. Вторичный — вырос, но всего на 0,3%.
О самых популярных моделях автомобилей за последние десять лет Т—Ж уже писал. Напомним, что почти все время первые места по объемам продаж новых автомобилей удерживали модели «Автоваза».
По итогам 11 месяцев 2020 года, по данным агентства «Автостат», лидером продаж в России стал именно «Автоваз». Первое место занимает Лада Гранта: за год россияне купили 126,1 тысячи таких машин. На втором — Лада Веста: 107,3 тысячи. Дальше идет Киа Рио: 77,8 тысячи.
На вторичном рынке самой популярной моделью стал Форд Фокус: за 11 месяцев купили 118 тысяч машин. На втором месте — ВАЗ 2114: 112,3 тысячи. На третьем — Хендай Солярис: 106,5 тысячи автомобилей.
Сколько машин покупают в кредит
По данным Национального бюро кредитных историй, каждую восьмую машину в стране покупают в кредит. В 2020 году россияне взяли 841,2 тысячи автокредитов — как на новые, так и на подержанные автомобили.
За последние шесть лет в среднем по стране количество таких займов выросло почти в два раза. А в вошедших в состав России в 2014 году двух крымских регионах — в десятки раз: в самой республике — в 46, а в Севастополе — в 62. Но такой рост произошел за счет низкой базы: еще два года назад российские банки здесь автокредиты по понятным причинам не выдавали.
Средняя сумма автокредита с 2015 по 2020 год выросла на 42% — с 561,9 до 800,3 тысячи рублей. Инфляция за эти годы составила 33%, но почти все популярные модели автомобилей дорожали чуть быстрее остальных товаров. Новая Лада Гранта в базовой комплектации за шесть лет подорожала на 28%, Лада Веста — на 32%, Лада Ларгус — на 39%, Фольксваген Поло — на 44%, Рено Логан II — на 71,2%. Получается, что на более дорогие автомобили россияне за это время не пересели.
Самые большие автокредиты в 2020 году брали жители Москвы, где средняя сумма такого займа составила 1,282 млн рублей, а также Приморья и Московской области — 1,088 и 1,048 млн соответственно. Самые маленькие — в Тыве: 399 тысяч рублей.
На каком топливе ездят
Россияне по-прежнему предпочитают покупать бензиновые и дизельные авто. В 2014 году правительство приняло программу развития энергетики, одним из пунктов которой был массовый перевод автомобилей на газомоторное топливо. Уже на следующий год Росстат начал собирать статистику о легковом транспорте, который использует такое топливо. За пять лет продвинулись несильно: в 2015 году на газе ездило 956,3 тысячи легковушек, в 2019 — 1,04 млн. Рост всего на 2,1%. Коммерческий транспорт переоборудуют более быстрыми темпами: «газовых» автобусов в стране уже 8,2%, грузовиков — 6%.
Летом 2020 года в правительстве увеличили субсидии для граждан, которые переводят личные автомобили на газ: теперь им компенсируют не 30, а 60% затрат. По расчетам «Газпрома», километр пути автомобиля на газовом топливе обходится в три раза дешевле, чем на бензиновом. Но проблема в том, что газовых автозаправок очень мало: по данным РБК, на март 2020 года их насчитывалось всего 484. В свою очередь, в «2ГИС» нам рассказали, что на картах сервиса их отмечено в несколько раз больше — 3917. Для сравнения, обычных бензиновых — 18 927.
Что касается электроавтомобилей, то их количество и вовсе находится на уровне статистической погрешности.
Среднестатистический автовладелец
Больше всего автомобилей, что предсказуемо, в Москве: 4,4 млн. Но самый автомобильный регион — это Камчатка. Здесь на 1000 жителей приходится 540 авто. На втором месте — Приморский край: 460 машин. На третьем — Волгоградская область: 457. Для сравнения, в Москве всего 315 автомобилей на 1000 жителей. Поэтому среднестатистический российский автовладелец живет на Дальнем Востоке.
Средний возраст автовладельца в стране — 37 лет. Несмотря на то что самая продаваемая марка в России — это ВАЗ, чаще всего в этом возрасте россияне ездят на Тойотах, Киа, Шкодах, Ауди, Дэу, Лексусах и Джили. Средний возраст владельца машины производства Волжского автозавода чуть меньше: 36 лет.
По данным МВД, на которые ссылается «Коммерсант», большая часть выдаваемых водительских удостоверений — права категории B. Легковыми машинами планируют управлять 82% всех новых водителей. Правда, не у всех, кто учится в автошколе, получается сдать экзамены с первого раза: в 2019 году «город» сразу сдали только 29% кандидатов, теорию — 38%, а «площадку» — 42%.
Самое частое нарушение правил дорожного движения — превышение скорости. За 9 месяцев 2020 года ГИБДД оштрафовала за это российских водителей 95,9 млн раз. На втором месте — несоблюдение знаков или разметки: 8,4 млн раз. На третьем — проезд на красный сигнал светофора: 3,6 млн.
А зачем государство стимулирует покупку автомобилей? Я о программе льготного кредитования.
Их уже некуда ставить, на дорогах места тоже нет. Про экологию даже вспоминать не буду.
Почему вопрос комфортного передвижения не решается другими способами?
Мария, это повышает валовый внутренний продукт. Ну вот идете Вы пешком, расходы не генерируете, разве что башмаки оббиваете потихоньку да джинсы в паху протираете, для экономики эффекта около нуля. А едете вы на авто - тут и бензин горит по 45 рублей литр (67% акциз), масло срабатывется, антифриз окисляется, ОСАГО истекает, дорожный налог подкрадывается, шины истирают себя и сфальт, камни бьют лобовое поднимая с колен слекольную промышленность, штрафы за превышения скорости в госуслугах появляются как грибы после дождя - сплошной всем профит и рост экономики. По тому и развивают все страны автопром.
Петр, что то мне подсказывает, что развитие общественного транспорта и благоустройство городов для пешеходов/велосипедистов и т.д. бустануло бы промышленность/экономику и дало бы рабочих мест больше (про комфортные города и довольных людей я уж молчу) - только это более сложный путь, долгим возвратом инвестиций, думать надо, не наш путь короче.
Те несчастные бюджетки на которые дают господдержку, оттягивают на себя меньше (читай генерируют меньший денежный поток) чем страховка+налог на нормальную машину.
Петр, а еще это генерит высокооплачиваемые рабочие места населению страны.
Мария, тот же вопрос.
Я наоборот за увеличение стоимости владения автомобилем. Тогда у нас будет поменьше так называемых "ведер" на дороге, а их владельцы вынужденно пересядут на трамвайчики. Тем, кому машина необходима, будет легче жить :)
Dinara, хорошо рассуждать о ненужности автомобиля, живя в Мск. А страна у нас большая и почти везде проблема с ОТ.
Dinara, неправильный подход давить на владельцев стоимостью содержания авто. Это только провоцирует злобу на неадекватно высокие цены, при том, что проблему не решает никак - одно дело, если бы эти деньги полученные с налогов на содержание авто шли на обустройство городских улиц, чтобы по ним пешком пройтись можно было не поскользнувшись и не рухнув в грязный снег, так они ведь осядут в нужных карманах и все. Города нужно проектировать нормально и транспортную сеть развивать, а не карать всех рублем.
Иван, осядут в нужных к̶а̶р̶м̶а̶н̶а̶х̶ дворцах
Мария, потому что среднестатический покупатель новых машин до 1.5 млн, покупку которых стимулирует государство - это молодая семья, берущая в кредит бюджетный корейский кроссовер а-ля Hyundai Creta. И я очень поддерживаю то, что с помощью государства этим людям чуть проще купить себе авто и не мучаться с коляской и так далее в общественном транспорте.
Покупку понторезок за 5млн+ никто не субсидирует, там как раз будет налог под 100к за мощность и повышающий коэффициент за роскошь.
Приложу фото своей ласточки, стоящей около ветеринарной клиники в 3 часа ночи после экстренной поездки с кошкой к врачу.
Alex, если бы общественный транспорт и гор. пространства были норальными, в них бы не пришлось мучаться, ни с коляской, ни без нее. Уверен, многие, особенно те кому нужна поддержка при покупке бюджетного авто, отказались бы от него в таком случае (т.к. это, часто вынужденный, пассив оттягивающий средства). Баблом автоподдержек затыкают дыры, порождая новые (загруженность дорог, парковок и прочее), вместо того чтобы решать проблемму транспорта комплексно.
Игорь, Если бы районы строили нормально, а не огромные спальники. То транспорта требовалось бы намного меньше. Маятниковая миграция основное зло. 😈
Мария, государство не граждан стимулирует, а производителей и банков
Мария, в городах авто некуда ставить, а в глубинке дела похуже. Там и авто нужнее, чем в городе
Мария, думаю, дело в налогах
Wegeograph, налоги с автовладельцев настолько ничтожные, что на них даже дороги для этих самых автовладельцев не построить
Никита, поэтому с водителей в России его собирают дважды)))
Раз в год налоговая и + через процент, заложенный в топливо.
Я жуткий невротик, но с иглы наличия собственного автомобиля слезть не могу и не смогу никогда. Я тот самый водятел, ни разу не кайфующий за рулем, трясущийся и выключающий музыку на время парковки.
Наслушалась урбанистов и оставила машину родителям, уехав в Санкт-Петербург. Мне говорили, что в Питере классное метро и машина только мешает. Ок.
Пыталась ездить на такси -- в октябре тарифы резко подскочили в цене, а в моем районе в час-пик невозможно найти машину. Обычно я ездила за 200, а теперь путь до работы стоит 500-600 рублей. Мыши плакали, кололись... И однажды пошли 15 минут на метро, потом в метро 20 минут, потом 20 минут до корпуса больницы, где я работаю. По грязи, убивая не предназначенную для нее обувь, в белой куртке и с обедом наперевес. Маленькую сумочку пришлось сменить на объемный рюкзак, а белую куртку -- на темную. Я уже молчу о психологическом дискомфорте, что я испытываю, идя на метро в толпе таких же чернокурточных зомбарей с рюкзаками и унылыми лицами.
От рюкзака болела спина, но от пакета она болела бы больше -- а я ненавижу пакеты. Когда ты без машины, ты носишь этот пакет везде за собой -- его никуда не денешь, не оставишь на заднем сиденье. А любые дела без машины растягиваются на день. И не всегда транспорт свободен. Иногда он смертельно забит. Тебя могут толкнуть, испачкать, пытаться заставить уступить место, сжать с двух сторон на сидениях. Никто не учитывает личное пространство.
Короче переезжаю в центр и забираю машину. К черту урбанистику :)))
У меня машины нет, но соглашусь с большинством: в России машина - это возможность продлить чувство личного пространства и избежать столкновений с массой проблем - от ужасной грязи на дорогах (привет, питерский круглогодичный 0°), до дыхания в шею в прегруженной маршрутке. Ну уж нет, я буду комфортно стариться стоя в пробке, чем вот это вот все.
Газовые заправки недо разделять. Обычных, пропан/бетуновых заправок тысячы по стране.
А то что лобирует Газпром - метановые - их да, очень мало.
Машина есть, мечтаю ее продать, но из-за того, что живу в пригороде - без нее ни как...
Вот у нас в Перми год назад провели транспортную реформу, а именно поменяли все автобусные маршруты. Теперь людям, чтобы добраться из точки А в точку Б приходится тратить в 1,5 раза больше времени или делать пересадку, которой раньше не было. Хотя старые маршруты всех вполне устраивали.
Поэтому как здесь без машины? Зато со стороны кажется, что такие красивые новые автобусы по городу катаются в фирменной оклейке...
А какая доля автомобилей с правым руле́м?
Константин, какая доля не знаю. Но доля дебилов за таким рулем огромна. Что не пруль, так дебил с выхолопом и летящий боком или еще как-то.
Павел, Когда я представляю себе типичного водителя праворульного автомобиля, мне чаще видится спокойный, аккуратный семьянин на микроавтобусе. 🤗
Константин, пару лет назад при мне такой семьянин на делике въехал в дерево и бухущий бегал просил его вытащить и ментам не сдавать.
У меня к прулям негативное отношение в ОГРОМНОЙ мере из за контингента пользователей. Хотел как-то себе крауна взять, по форумам пошел - более токсичной аудитории еще нигде не видел.
Ездили с отцом на юг России. У него метан. Заправок действительно мало. Пропановых достаточно. А метановых в разы меньше. Но стоимость в 3 раза дешевле чем на бензине. Приходилось съезжать с маршрута чтобы заправиться.
В Москве много позёмных стоянок, а на них запрещён въез с ГБО, так что вряд ли в Москве получит распространение перевод автомобилей на ГАЗ.
Игорь, и как стоянка будет проверять есть газ или нет?
У большинства ГБО даже в ПТС не внесено.
Я езжу на машине до электрички из деревни и обратно. Ну в магазин там на выходных. В мегаполисе въезд должен быть платным и вообще каршернинг решает. Машина в крупном городе не нужна.
Не вижу смысла в постоянном использовании автомобиля в городе при отсутствии детей или ограничений по состоянию здоровья.
В повседневной жизни метро и другой общественный транспорт — удобнее и быстрее. Типичный пример — договорились со знакомым встретиться. Обоим ехать расстояние примерно пары станции метро. Выехали со своих точек одновременно, я на метро, он на автомобиле. Я был на месте через 15 минут, он — почти через час.
А все ситуации, когда автомобиль действительно нужен — добраться с чемоданами в аэропорт, уехать из бара после часа ночи, привезти барахла из Икеи — плохо совместимы с личным авто. Надо париться про парковку, нельзя употреблять алкоголь и всё такое.
Paul, хорошо, когда в городе есть метро.