Вправе ли​ фитнес⁠-⁠клуб отказаться переоформлять абонемент клиента?

10
Аватар автора

Арина Шостак

спросила в Сообществе

Страница автора

Полтора года назад я купила абонемент в фитнес-клуб у мужчины на «Авито». В клубе он написал заявление, чтобы абонемент переоформили на меня. Все прошло удачно, и я отходила по нему несколько месяцев — пока не истек срок его действия.

Спустя год решила повторить опыт. Увидела объявление на «Авито» — на этот раз продавала девушка. Пришли в фитнес-клуб писать заявление, менеджер была та же, что и в прошлый раз. Она меня узнала и сказала, что переоформить чужой абонемент второй раз не получится, потому что в клубе есть правила, по которым это запрещено.

Я спросила, где почитать эти правила, — внятного ответа не получила. В итоге я написала заявление на имя их руководителя, в котором попросила переоформить на меня абонемент или разъяснить, почему это невозможно.

Законны ли такие правила клуба?

Аватар автора

Эмиль Сулюкманов

юрист

Страница автора

Бывают ситуации, когда клиент не может посещать спортзал и готов продать или отдать свою карту другому, но фитнес-клуб против. Разберу, законно ли это и что можно сделать в вашем случае.

Вправе ли спортклуб запретить перепродажу карты

Когда клуб продал абонемент и получил за него полный расчет, он стал исполнителем — обязался оказать клиенту услуги на соответствующую сумму. Если хозяин карты решил передать абонемент другому человеку, он передает право требования к клубу-исполнителю.

Может ли клуб запретить передачу абонемента, зависит от договора:

  1. Если в тексте не прописан запрет на уступку требования с передачей карты, согласие клуба не нужно  .
  2. Если договор с клубом запрещает уступку, переоформить карту не получится.

Судя по комментариям, когда вы в первый раз покупали абонемент, договор-оферта клуба не запрещал уступку и передачу карты, а ко второму его изменили и прописали запрет. Но в любом случае вам должны показать актуальную редакцию оферты, чтобы вы убедились, что отказ в переоформлении законный.

Как поможет закон о защите прав потребителей

Стоит ли подавать претензию к клубу, зависит от того, прописан ли в договоре запрет на уступку и передачу карты.

Если договор и правила клуба не запрещают уступку, вы можете оформить соглашение или договор цессии с прежней владелицей карты и принять права требования к клубу  . Тогда вы сможете направить претензию от себя или выступить истцом, если дело дойдет до суда.

В претензии нужно потребовать вернуть деньги пропорционально неиспользованному времени абонемента или оказать услуги новому члену клуба, который хочет переоформить карту на себя. Подать претензию можно онлайн, отправить Почтой России — заказным письмом с уведомлением — либо лично через отдел продаж.

Если клуб запрещает уступку прав, а вы уже передали деньги за карту продавцу, потребуйте их вернуть. Если девушка откажется — подавайте на нее в суд.

Скажите владелице карты, что она вправе взыскать с клуба деньги за неиспользованный период абонемента. По закону отказать ей не могут. Мы разбирали такие ситуации в статьях «Как досрочно расторгнуть договор с фитнес-клубом» и «Как спортклубы возвращали деньги в пандемию».

Как подать в суд на спортклуб

Если вам или девушке-продавцу отказывают даже после претензии, можно обратиться в суд в течение трех лет с момента, когда узнали о нарушении своего права  .

Как и в претензии, можно потребовать, чтобы клуб переоформил карту или вернул деньги за неистраченное время абонемента. Ответчик вправе удержать расходы, которые понес, исполняя обязательства по договору  .

Пока будет идти разбирательство, действие карты закончится. Можно попросить, чтобы после суда спортклуб оказал аналогичные услуги на неиспользованный срок абонемента.

Госпошлины за иск не будет. Суд можно выбрать по месту  :

  • нахождения спортклуба;
  • жительства или пребывания истца;
  • заключения или исполнения договора.

Если суд согласится с требованиями клиентки, клуб заплатит штраф в 50% от присужденной суммы  . Штраф не включают в сумму иска.

Также можно взыскать  :

  • компенсацию судебных расходов — издержки, связанные с рассмотрением дела;
  • проценты за пользование чужими деньгами — суммой, на которую клуб не оказал услуги;
  • компенсацию морального вреда на усмотрение суда. Чтобы ее получить достаточно, чтобы спортклуб нарушил права потребителя.

Что делать в вашей ситуации

Если договор с клубом этого не запрещает, заключите с девушкой-продавцом соглашение об уступке права требования к клубу. Тогда вы сможете подать на него в суд, если до этого дойдет.

Напишите претензию — потребуйте, чтобы спортклуб переоформил карту или вернул деньги за неиспользованное время абонемента. Ваш вопрос должны решить за 10 дней.

Если клуб отказал или не отвечает, обращайтесь в суд. К требованиям иска добавьте компенсацию судебных расходов, морального вреда и выплату процентов за пользование чужими деньгами.

Если решение суда не устроило, обращайтесь в апелляционную инстанцию и дальше — вплоть до Верховного суда.

Эмиль СулюкмановХодите в спортзал? Расскажите, с какими странными условиями там вы сталкивались:
  • Птичка певчаяНет таких правил!0
  • Арина ШостакNatalya, да, как выяснилось меня просто обманули. Я наконец-то поговорила с руководителем менеджеров по продажам и она сказала, якобы у них сейчас заявления на переоформление нового образца, где они добавили это правило, а так как в прошлый раз у меня было заявление старого образца, то я МОГУ переоформить на себя чужой абонемент. Жаль только, что моего потерянного времени и нервов мне никто не вернёт!2
  • miss LeoАрина, а чем всё закончилось-то? Вы переоформили на себя в итоге абонемент?0
  • Арина ШостакЛеона, нет. Та, девушка, у которой я хотела купить абонемент, продала его другому человеку. Да и желания идти в этот клуб пока нет, если честно.0
  • Nadya.KhudyakovaАрина, и это вполне понятно0
  • Nadya.KhudyakovaКакое-то у меня полное недоверие в последнее время к этим спорт-клубам(1
  • AsimoВ СПБ в 2021г в спортлайфе сталкивался с тем, что при переоформлении текущего абонемента на новое физ.лицо клуб пересчитывает количество оставшихся дней в моем абонементе в соответствии с текущим прайс-листом без скидок и спец предложений. Когда пошел советоваться с юристом в оферте такие правила были прописаны, но юрист сказал, что есть очевидное нарушение гк рф и закона о правах потребителей. Оформил с помощью юриста за 3 тыс руб досудебную претензию, через неделю получил звонок от директора клуба и переоформление без пересчета. В целом если знаешь свои права и есть вменяемый юрист, то все возможно. Фитнес крайне конкурентная сфера, не любят публичности и огласки. После повышения судебных пошлин летом 2024, по таким делам судится вряд ли целесообразно.6
  • Сулюкманов ЭмильАрсений, нужно иметь в виду, что все эти споры решаются через применение Закона о защите прав потребителей, который, как и следует из его названия, более лоялен к потребителю. Нужно его правильно применить. Что касается фитнес-сферы, конечно, не в их интересах препираться из-за каких-то дополнительных удобных для клиента условий. Ведь он может и уйти, а клубов, как Вы заметили, много.1
  • Сулюкманов ЭмильNadya.Khudyakova, я тоже хожу в спорт-клуб. И он часто идет навстречу моим пожеланиям. Все зависит от конкретного клуба или даже от конкретного сотрудника, с которым Вам приходится иметь дело.1
  • user6024122Ходили семьёй в клуб,у меня закончился срок и я взяла на 2 недели, и перепутала срок на несколько дней и брелок с сыном, брелки все одинаковые, причем муж и сын военнослужащие и практически редко могли воспользоваться , и вот я подошла к администратору и предъявила брелок,на что она сказала я не член клуба,и мне штраф,и потом стали с сына требовать и однажды не пропустили, это был день матери, потребовали вернуть деньги за неотбытую время,в письменном ответе согласились,но по факту сказали самим искать на Авито , ситуация очень унизительная,несправедливая, недоразумение возведено в ранг нарушения, руководитель не опросив меня,типо во всем разобрался и согласен со штрафом, считаю это нарушением законодательства, они не имеют права взимать штрафы, должны были вызвать правоохранительные органы тогда, но понятно,за что? И решили попортить нам нервы. Ребята приехали в отпуск и за свои же деньги не смогли воспользоваться услугой. Муж тоже не пошел в поддержку сына,ни в чём,в данном случае не виновным вообще , да и я подошла к администратору,которая могла все это адекватно разрулить. В нормальных клубах пропускная система другая, браслет сдается и априори такая ситуация невозможна.0