Как мы с женой проехали на машине от Риги до Владивостока и вернулись в Петербург за 70 дней
Мы с супругой шесть лет жили и работали в Латвии, а с наступлением коронавирусной эпохи редко бывали в России.
Я столкнулся с сильным выгоранием, которое пытался прорабатывать с психологом, но не получал нужного эффекта. Поэтому в какой-то момент в 2023 году мы с женой решили уволиться. В отдельной статье я рассказал, почему мы уехали из Латвии.
Чтобы отдохнуть и «промыть» голову, мы запланировали длинное путешествие на автомобиле. Мы любим ездить на большие дистанции — нам легко дается 1000 километров в день. К тому же у нас уже был опыт долгих путешествий — например, из Риги в Петербург через Смоленск и Тверь и обратно в Ригу. Дорога действует на меня медитативно, это лучший способ избавиться от накопившейся на работе усталости.
Вариант с авиапутешествием отпал еще и потому, что у нас две собаки, одна из них — 12-летний брахицефал. Таких часто не берут на борт, и мы не знали, как она перенесла бы перелеты. Оставлять обеих собак кому-то из знакомых или в гостинице для животных на долгий срок мы не хотели: очень привязаны к ним. Хотя одного питомца на какое-то время все же отправили к родителям на Южный Урал.
Еще мы поняли, что почти не знаем Россию. За исключением Петербурга, Москвы, Сочи и своих родных городов на Южном Урале и в Татарстане, мы толком нигде не были. Нам хотелось узнать, чем живут люди в других регионах, как выглядят достопримечательности и природа. Подумали развеять для самих себя миф о том, что в России нечего смотреть, кроме Москвы и Петербурга.
В 2022 году я посмотрел несколько роликов на «Ютубе» про жизнь во Владивостоке и природу Приморья. Эти места показались мне необычными и романтичными. Захотелось туда, и эта мысль засела в голове. Когда я обдумывал, куда поехать на машине по России, задался вопросом: «А почему бы не добраться до Владивостока?» Почитав путевые дневники на «Дзене» и восхитившись опытом автора Т—Ж, который проехал Россию за 75 дней, я решил, что это реально, особенно с учетом того, что нас двое водителей и мы не ограничены по времени.
Мы начали путешествие 31 июля 2023 года и завершили его 8 октября. В статье я расскажу, как мы готовились к такой длинной поездке, что больше всего впечатлило в дороге и какой показалась нам страна.
О чем расскажу
- Планирование поездки и расчет бюджета
- Маршрут
- Подготовка автомобиля
- Дороги
- Обслуживание машины в поездке
- Жилье
- Еда
- Достопримечательности и экскурсии
- Казань
- Горный Алтай
- Красноярск
- Улан-Удэ и Бурятия
- Владивосток и Приморье
- Пермь
- Екатеринбург
- Другие достопримечательности Урала
- Деревянное зодчество
- Города, которые не понравились
- Итоги путешествия
Планирование поездки и расчет бюджета
Планированием поездки я занимался почти полностью сам. Во-первых, мне нравится этот процесс — думаю, он неплохо мне удается. Ранее я планировал двухнедельные путешествия в США, Италию, Англию и Марокко. В последней стране мы проехали 2500 километров на арендованной машине и остались в полном восторге.
Во-вторых, у нас с женой примерно одинаковые ожидания от путешествий — она полностью доверяет мне процесс подбора жилья и мест для посещения. Я советовался с ней в те моменты, когда сомневался в выборе квартиры или в расстоянии, которое мы сможем проехать за день.
Первый план поездки я составил в заметках на телефоне еще в феврале 2023 года — 60 дней и 22 тысячи километров. Потратил на него пару недель. Это было важно для расчета бюджета путешествия: деньги еще предстояло накопить.
Чтобы оценить стоимость аренды жилья, я зашел на «Суточно-ру» и посмотрел примерные цены в крупных городах на пути. В основном можно было уложиться в 2000 ₽ за ночь, но в наиболее популярных локациях, например во Владивостоке, на Алтае и Байкале, мне не удалось найти жилье дешевле 4000 ₽ за сутки.
Для расчета трат на топливо я взял средний расход нашего автомобиля Мерседес GLC 300 по трассе — 11 литров на 100 километров — и среднюю цену за литр бензина, это 52 ₽. На еду заложил 1000 ₽ в день.
Параллельно я начал искать варианты досуга вроде экскурсий. Потенциальные траты на это заносил в файл с бюджетом. В итоге в мае 2023 планируемые расходы составили чуть меньше 350 000 ₽. После я понял, что еще придется включить в траты обслуживание автомобиля в дороге. Забегая вперед, скажу, что в бюджет мы не уложились и израсходовали почти в два раза больше.
Планируемый бюджет поездки — 346 000 ₽
Топливо | 126 000 ₽ |
Жилье | 110 000 ₽ |
Еда | 60 000 ₽ |
Развлечения | 50 000 ₽ |
Планируемый бюджет поездки — 346 000 ₽
Топливо | 126 000 ₽ |
Жилье | 110 000 ₽ |
Еда | 60 000 ₽ |
Развлечения | 50 000 ₽ |
Фактический бюджет поездки — 610 650 ₽
Жилье | 162 400 ₽ |
Топливо | 144 200 ₽ |
Еда | 138 200 ₽ |
Развлечения | 66 200 ₽ |
Замена амортизаторов в машине | 43 000 ₽ |
Обслуживание автомобиля | 26 500 ₽ |
Подарки и сувениры | 22 600 ₽ |
Расходы на собак | 5 850 ₽ |
Страховка авто в Беларуси | 1 700 ₽ |
Фактический бюджет поездки — 610 650 ₽
Жилье | 162 400 ₽ |
Топливо | 144 200 ₽ |
Еда | 138 200 ₽ |
Развлечения | 66 200 ₽ |
Замена амортизаторов в машине | 43 000 ₽ |
Обслуживание автомобиля | 26 500 ₽ |
Подарки и сувениры | 22 600 ₽ |
Расходы на собак | 5 850 ₽ |
Страховка авто в Беларуси | 1 700 ₽ |
Маршрут
В этой поездке хотелось охватить все, о чем только можно подумать. Но я быстро понял, что тогда мы не уложимся ни в какие временные рамки, а чем дольше мы путешествуем, тем дороже это выходит. Решил сосредоточиться на следующих местах:
- Крупные города — Казань, Екатеринбург, Пермь, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Владивосток.
- Природные достопримечательности — Южный Урал, Алтай, Байкал, Приморье.
Я хотел посетить Улан-Удэ и Читу, потому что это крупные центры буддизма в России, а эта религия мне интересна. Я сознательно отказался от детального изучения Новосибирска, Омска, Хабаровска, Уфы: просмотрев списки достопримечательностей этих мест, понял, что они проигрывают другим городам. Позже осознал, что не ошибся в выборе. Жаль, что не удалось посетить Тюмень, но она была не по пути. А Нижний Новгород мы оставили на следующее путешествие.
Оптимальным расстоянием в день я выбрал 700—1000 километров, причем на пути во Владивосток старался брать более короткие расстояния из-за разницы часовых поясов. Решил, что можем ехать два дня подряд, максимум три, после чего нужно останавливаться в крупном городе на отдых.
На большие города отводил по два-три дня, на Владивосток — восемь: хотелось хорошо отдохнуть и изучить окрестности. На достопримечательности Горного Алтая и Чуйского тракта выделил четыре дня, чего оказалось катастрофически мало. Я советую автопутешественникам оставаться в этом регионе не менее недели.
На южном побережье Байкала мы провели два с половиной дня — в целом достаточно, чтобы познакомиться с озером, покататься на катере и посетить Байкальский заповедник.
В итоге мы провели в пути ровно 70 дней и проехали около 23 тысяч километров.
Наш итоговый маршрут выглядел так: Рига — Подольск — Казань — Уфа — Касли — Омск — Бийск — Акташ — Кош-Агач — Новокузнецк — Красноярск — Иркутск — Байкальск — Улан-Удэ — Чита — Сковородино — Благовещенск — Хабаровск — Владивосток — Биробиджан — Амазар — Чита — Улан-Удэ — Иркутск — Красноярск — Новосибирск — Ишим — Касли — Екатеринбург — Чусовой — Пермь — Киров — Вологда — Санкт-Петербург.
Подготовка автомобиля
При подготовке к поездке большое внимание я уделил автомобилю. Не проблема, если мы сами устанем или не сможем поесть в какой-то день, а вот встрять посреди трассы со сломанной машиной виделось чем-то страшным, особенно с учетом того, что мы не планировали брать с собой палатку для ночлега.
Я сделал компьютерную диагностику двигателя, диагностику ходовой части, техобслуживание, заменил дворники, тормозные диски и колодки. На все это ушло 1019 € (100 190 ₽). Цены в евро, потому что на тот момент я еще жил в Латвии. В другой статье Т—Ж я подробно рассказал о том, как обычно обслуживаю автомобиль.
До этой поездки у нас уже были домкрат, аптечка, аварийный знак и светоотражающая жилетка — покупать не пришлось. Позднее я понял, что в машине нет баллонного ключа для замены колеса. Подумал, что одолжу его у своего отца, когда мы будем у него в гостях во время путешествия, но в итоге забыл это сделать. Нам повезло, и ключ не понадобился.
Еще я думал купить запасное колесо, так как наш автомобиль не оснащен ни запаской, ни докаткой. Но оценил объем перевозимых вещей и понял, что свободного места в багажнике не найдется. К счастью, колесо нам не пригодилось. Но я рекомендую всем путешественникам заранее продумать, что делать, если колесо все же проколется. Мы просто купили герметик за 500 ₽.
Дополнительно приобрели ремкомплект для шин за 350 ₽, автомобильный компрессор с адаптером за 870 ₽ и очистители для кузова за 480 ₽.
Много места в багажнике занимали вещи собак. Мы взяли с собой большую металлическую клетку на случай, если хозяева арендованных квартир будут против того, чтобы питомцы оставались наедине с мебелью. Пластиковая переноска была нужна, потому что один пес в машине едет в ней: ему так спокойнее.
Еще взяли два пледа, подушку, корм для собак, рулетку, два поводка, шлейку, ошейники, миски для еды и воды и игрушки.
Дороги
Про дороги можно написать отдельную статью, потому что при подготовке к путешествию я понял, как мало информации о состоянии трасс есть в интернете. Я искал отзывы водителей в основном на сайте «Автострада», но часто находил там устаревшую информацию: в комментариях не писали про ремонт и износ дорог за последние 5—10 лет. В итоге иногда реальность оказывалась лучше, чем рассказывают на сайте, а иногда — хуже.
Вторым источником информации были «Гугл-карты». С их помощью можно оценить состояние полотна и примерную загруженность трассы, но важно смотреть, в каком году сняли конкретные панорамы. Чем дальше от Москвы, тем реже по дорогам проезжал автомобиль «Гугла», поэтому на некоторых участках фотографии есть только 2009—2013 годов, и они уже не соответствуют реальности.
Еще я нашел несколько блогов на «Дзене», где люди описывали свои автопутешествия в 2020—2022 годах, когда внутренний туризм широко развивался. Также воспользовался блогом Евгения Касперского, в котором он рассказывал про поездку в Магадан. Мне удалось найти упоминания основных дорог, их качества и уровня загруженности.
От Москвы до Уфы мы ехали по трассе М7 «Волга» через Владимир и Казань. Она почти вся четырехполосная и в хорошем состоянии, кроме участка в Московской области и южного обхода Владимира.
Дорога началась с лесов Подмосковья и постепенно перешла в лесостепи, а потом — в степи Поволжья. Виды открывались фантастические, особенно при подъезде к мосту через Свиягу перед Казанью.
Меня удивило, что у такого крупного города, как Набережные Челны, нет нормальной объездной дороги — пришлось толкаться в пробках по городским промзонам. Как ни странно, лучшее качество трассы, как мне показалось, было в Чувашии, следом шли Татарстан и Башкортостан.
От Уфы до Омска дорога в целом хорошая, но участок трассы М5 «Урал» до Челябинска очень загружен, особенно на перевале. Меня приятно удивило, что региональные трассы на Южном Урале даже лучше, чем федеральные.
До Тюмени из Москвы у автопутешественников есть несколько вариантов добраться, например по трассе М7 или М5 «Урал», но за Тюменью проложена только одна федеральная трасса. При построении маршрута я думал, что возвращаться тем же путем будет скучно и лучше посмотреть еще какие-то места. Но в качестве альтернатив были только региональные дороги, состояние которых представлялось сомнительным, поэтому я решил отказаться от этой идеи.
После Омска мы отправились в Новосибирск, а оттуда свернули на Чуйский тракт. Мне показалось, что в Сибири лучшие дороги именно на Алтае. Вокруг Горно-Алтайска значительная часть трассы четырехполосная и сделана по современным стандартам: есть выделенные полосы для поворотов, отбойники посередине дороги, удобные развязки и места для остановок и отдыха.
Постепенно из пшеничных полей мы выехали к полям с гречихой, которой известен Алтай. Потом дорога начала подниматься в горы и становилась все более извилистой. Это начало участка Чуйского тракта, который часто включают в списки самых красивых трасс мира. Горы, покрытые густыми лесами, становились все выше, лиственные деревья потихоньку замещались кедрами, а потом и елями. Затем еловые леса начинали редеть, уступая место голым скалам.
На небольшом расстоянии в 300 километров можно увидеть сразу несколько географических зон — такое путешествие интересно уже само по себе, даже безо всяких специальных достопримечательностей. Фотоаппарат не хочется выпускать из рук ни на минуту: никогда не знаешь, что ждет тебя за очередным изгибом дороги. В какой-то момент мы думали: «Ну сколько можно, когда эта красота уже закончится?»
Но водителю нужно быть крайне осторожным на этой дороге: кроме крутых поворотов, перевалов, резких обрывов на берегах рек опасность представляет домашний скот, который здесь на свободном выгуле и часто выходит на трассу. Иногда коровы полностью блокируют дорогу — надо ждать, когда они уйдут в сторону. Местные говорят, что лошади еще опаснее: они могут резко выбежать и спровоцировать аварию. Из плюсов трассы — идеальное качество полотна, отсутствие выбоин, ям и колеи.
Из Горного Алтая мы выезжали через Чуйский тракт, Горно-Алтайск и Новокузнецк. Региональные дороги местами в очень плохом состоянии. После въезда в Кемеровскую область ситуация с качеством полотна улучшилась, но местами все равно попадались волны и неровности. Особенно комичным был момент, когда сразу после огромной таблички «Дорога Бийск — Новокузнецк отремонтирована» мы увидели такую же огромную яму.
Участок Новокузнецк — Кемерово я считаю лучшим на всем пути следования. Это 193 километра четырехполосной дороги с ограничением сперва 110 км/ч, а потом 130 км/ч. Она в идеальном состоянии и не сильно загружена.
После Иркутска мы выехали на прямую дорогу к Байкалу. На тот момент мне казалось, что это самый плохой участок, не считая грунтовки на Алтае. Я еще не знал, что нас ждет дальше.
Качество покрытия в Иркутске и на выезде из него в сторону Слюдянки ужасное, а дальше трасса «Байкал» уходит на горный перевал, где фуры медленно карабкаются вверх. Сразу после перевала открывается потрясающий вид на озеро, что немного сглаживает неприятное впечатление.
После Слюдянки трасса петляет между горами и побережьем Байкала, как знаменитый черноморский серпантин до Сочи. Жаль, что почти нет смотровых площадок, где можно было бы остановиться отдохнуть и полюбоваться озером.
Между Улан-Удэ и Читой расстояние всего 600 километров, но ехать там можно целый день. Качество полотна плохое сразу на выезде из города, и чем дальше, тем хуже: ямы, рытвины, бугры и провалы. Вначале путь немного спасали впечатляющие виды на долину реки Селенги и наличие предупреждающих знаков о неровностях на дороге. Но вскоре кончились и красивые пейзажи, и знаки.
Сейчас я могу однозначно сказать, что 400 километров после Улан-Удэ — это самый плохой участок на пути Москва — Владивосток. Последние 200 километров до Читы немного лучше — по крайней мере, ямы встречаются лишь периодически. Я считаю, что эта трасса не может претендовать на звание федеральной. Местами асфальт такой, что лучше бы его не было. Ремонтных работ на дороге я тоже не видел.
После того как мы в очередной раз мощно ударились передней подвеской о кочки, перед которыми не было знака, заехали отдохнуть в придорожное кафе. На его парковке стояла БМВ с порванной узкопрофильной резиной на переднем колесе. До Читы оставалось 200 километров. Водителя БМВ хотелось просто обнять. Я решил, что на обратном пути сфотографирую самые злачные места трассы и отправлю жалобу в соответствующие инстанции, потому что огромные ямы должны хоть как-то залатать.
Трасса «Амур» от Читы до Хабаровска больше всего поразила меня тем, что ее построили только в 2010 году. Раньше на ее месте была, по сути, только лесная дорога — то асфальтированная, то заболоченная.
Несмотря на то что трасса молодая, кое-где полотно настолько волнистое, что приняло форму синусоиды, и езда по нему напоминает аттракцион «Ковбойское родео» на максималках. Позднее я прочитал на форумах, что это связано с таянием вечной мерзлоты, южная граница которой как раз проходит в Забайкальском крае. Радует, что местами дорогу уже отремонтировали. Населенные пункты и заправки на этой трассе попадаются раз в 100—200 километров.
Единственное, что радовало по пути сквозь Бурятию и Забайкальский край, — это потрясающие виды бескрайних просторов. Дикие степи сменялись холмами и горами, которые покрывал бор. Когда я стоял посреди пустой дороги, где проезжала одна машина в две минуты, и смотрел на необъятную природу, мне начинало казаться, что время там идет совсем по-другому.
Чем ближе к реке Амур, тем причудливее становилась природа, появлялись непривычные европейскому жителю России деревья. Местами казалось, что мы едем по южным регионам в сторону Черного моря или Кавказа.
Некоторые участки на Дальнем Востоке настолько плохие, например отворот от федеральной трассы к поселку Сковородино или дорога около Елизаветовки из Благовещенска в Хабаровск, что я невольно задумался: а почему жители этих городов не заслужили себе хорошую трассу?
На обратном пути нам пришлось заночевать в поселке Амазар, единственный мост в который подмыло паводком два года назад, после чего его признали аварийным и официально закрыли. Но других путей в поселок нет, поэтому местные раздвинули бетонные блоки на въезде на мост и продолжают передвигаться по нему. Мне стало очень обидно за этих людей.
В Хабаровске дороги очень плохие, но после выезда начинается хорошая четырехполосная трасса.
Чем дальше от Хабаровска, тем хуже становится полотно, а около Спасска-Дальнего оно превращается во что-то погрызенное и поеденное. Объездная дорога Уссурийска будто перенесла бомбардировку: мне показалось, что огромные ямы встречались каждые несколько метров.
В Свердловской области и Пермском крае, к удивлению, дороги оказались очень хорошие, нигде мы не сталкивались с трудностями. Об этой трассе — части Северного широтного коридора — я много читал в пабликах во «Вконтакте», посвященных путешествиям по Уралу: там ее называют одной из самых красивых дорог в России. Нам повезло, что мы ехали там золотой осенью: это придавало особенного шика путешествию.
Трасса на Киров пролегает по холмам Прикамья. К сожалению, на ней почти нет заправок и кафе. В 2022 году регионы решили сделать вдоль трассы из Ярославля в Пермь национальный туристический маршрут «Медвежий тракт». Надеюсь, ситуация с инфраструктурой в дальнейшем улучшится.
В Вологду мы поехали по региональным костромским дорогам. Честно говоря, эти места еще десять лет назад казались мне депрессивными, и сейчас ничего не изменилось. Например, участок в 20 километров между городами Буй и Любим перед выездом на трассу М8 как был грунтовым, так и остался. Хотя по нему ездит очень много фур, потому что это кратчайший путь с Урала в Петербург.
На этом увлекательная часть нашего путешествия закончилась. Дальше дорога до Вологды и из Вологды в Петербург была комфортной, если не учитывать огромную пробку при подъезде к Петербургу.
Обслуживание машины в поездке
На пробеге 127 500 километров, когда мы останавливались на Южном Урале, я заменил масло в двигателе и масляный фильтр. Это обошлось в 700 ₽ за работу и в 10 000 ₽ за масло. Фильтр у меня был свой из Латвии.
Внеплановый осмотр ходовой части я провел в Чите за 590 ₽. Там мне сказали, что ничего критичного нет, но под вопросом замена рулевой рейки, так как в ней был люфт. Компетентность работников этого сервиса вызвала у меня сомнения, поэтому я нашел во Владивостоке бывший фирменный салон «Мерседеса» и проверил машину еще и там. За полный осмотр ходовой заплатил 3000 ₽.
Мне сообщили, что кроме передних амортизаторов надо менять не рулевую рейку, а карданный вал, потому что в нем есть люфт. По документам мне не рекомендовали продолжать эксплуатировать авто без ремонта, но сказали, что никакие запчасти все равно не привезут и сделать ничего не смогут. Правда, единственное, что изменилось в ощущениях от вождения, — появилась легкая вибрация в руле при преодолении кочек на скорости выше 90 км/ч.
Супруге еще казалось, что машина стала более валкой, но тут мы разошлись во мнениях, потому что мне она всегда кажется валкой: у нее высокий клиренс и мягкая подвеска. Поразмыслив вместе, решили, что попробуем доехать до Петербурга без ремонта, если в поведении автомобиля не будет ухудшений. Так и вышло.
Еще во Владивостоке я поменял масло, масляный, салонный и воздушный фильтры. Сделал это в простом сервисе, чтобы сэкономить. За работу отдал 500 ₽, а за масло и воздушный фильтр — 9430 ₽. Масляный и салонный у меня были из Латвии. Отдельным квестом оказалось найти в городе воздушный фильтр на мою модель автомобиля — единственный я отыскал на сайте Farpost.
Мне предстоит замена лобового стекла: в дороге камень прилетел в область зеркала заднего вида, из-за этого пошла трещина. Думаю, это обойдется не меньше чем в 40 000 ₽.
Жилье
Я понял, что в популярных местах вроде Алтая, Байкала и Приморья жилье надо бронировать как можно скорее, потому что с июля по сентябрь там высокий сезон. К тому же наши друзья решили, что присоединятся к нам в Иркутске и доедут до Владивостока. Задача поиска усложнилась: мне предстояло найти жилье для четырех человек и двух собак.
Основными критериями были:
- отдельное жилье, а не номер в гостинице: мы планировали готовить сами, так выходит дешевле и безопаснее, чем питаться в придорожных кафе;
- возможность размещения с домашними животными;
- предпочтение квартирам, где можно спать на двуспальной кровати, а не на диване.
К жилью, где мы останавливались на одну ночь, у нас вообще не было претензий по интерьеру. Главное — наличие кровати, душа и плиты. Если останавливались на более долгий срок, старались выбирать приятную глазу квартиру, где можно было бы отдохнуть и провести время после прогулок по достопримечательностям.
Как правило, нам попадались варианты с простым ремонтом, иногда довольно уставшим. Я связываю это с тем, что мы искали жилье по нижней границе рынка — за 1500—2500 ₽. Можно было найти красивые квартиры в стиле лофт или сканди, особенно в больших городах, но они стоили от 3500—4000 ₽ за ночь, для нас это было дорого.
К размещению с животными арендодатели, как правило, относились спокойно. Лишь пару раз нам повысили стоимость из-за собак, но это было незначительно — плюс 200—300 ₽ в сутки. Залог из-за животных ни разу не потребовали, всегда обходились стандартной суммой 1000—2000 ₽.
Всего я забронировал 24 квартиры на «Суточно-ру», два варианта жилья через «Островок», по одной квартире через Путешествия в Т-Банке, «Авито» и сайт Farpost и два номера напрямую через сайты гостевых домов. А два раза нам пришлось искать варианты так, как мы с моими родителями это делали 20 лет назад: просто приезжали в отель и спрашивали, есть ли свободные места.
Несколько раз за поездку мы останавливались у родственников, например в Казани и на Южном Урале. Это позволило нам сэкономить около 10 000 ₽.
При поиске жилья я сделал упор на сайт «Суточно-ру» по нескольким причинам:
- мне показалось, что там самый широкий выбор квартир и апартаментов;
- у сервиса удобное приложение;
- есть фильтр «можно с животными» при поиске жилья;
- у меня оставались бонусы после поездок в Калининград и Минск в 2022 году — мог рассчитывать на небольшую скидку при бронировании.
В течение марта и апреля 2023 при планировании путешествия я забронировал все жилье по дороге до Владивостока и обратно до Читы. Дальше решил не бронировать и вернуться к этому вопросу ближе к поездке. Нашей основной целью было попасть во Владивосток в определенный день: если вдруг что-то пошло бы не так и даты сместились, жилье на замену мы бы просто не нашли. Вдобавок мы с другом хотели отпраздновать наши дни рождения на берегу Японского моря, а значит, в конце августа мы должны были быть там.
Подольск в Подмосковье был нашей первой остановкой, и уже там нас поджидала неприятность. За полчаса до приезда, в восьмом часу вечера, нам удалось дозвониться до хозяйки квартиры, которую мы арендовали на «Суточно-ру». Она сказала, что не подтверждала бронь и вообще не имеет доступа к личному кабинету, а квартиру занимает ее брат. Мы не смогли дозвониться до поддержки сайта, поэтому пришлось судорожно искать варианты на «Авито».
В итоге нам досталась самая убитая квартира, которую только можно представить за 2500 ₽ в сутки. Вариантов больше не было. Моя супруга смотрела квартиру при плохом освещении и не заметила, насколько грязно там было. Мы удивились, что такое жилье вообще сдают. Я даже не сфотографировал эту квартиру: было противно сохранять в телефоне такое. Эта ситуация послужила мне уроком — в дальнейшем я за пару дней до приезда уточнял у арендодателей, все ли в силе и ждут ли нас.
На Алтае мы останавливались в двух селах: сперва на базе отдыха в Акташе, а потом — в комнате в частном доме в Кош-Агаче. Может показаться, что за последние годы на Алтае появилось много нового и современного жилья для туристов. Но по факту большая его часть — это наспех сделанные домики без нормального утепления, с проводкой прямо поверх стен, простой мебелью и минимальным набором необходимого для проживания.
Жилье в Акташе стоило 5500 ₽ за ночь, за размещение собаки взяли еще 1000 ₽. Владелица была недовольна тем, что у питомца лезет шерсть, и сказала, что нельзя с животными в линьке. Я видел это правило при бронировании, но линька началась уже в поездке, это было невозможно предугадать. Не оставлять же пса ночевать в машине из-за этого.
В Кош-Агаче жилье стоило 5500 ₽ за две ночи, и там нам повезло гораздо больше: гостеприимный хозяин предложил комнату большей площади на первом этаже и сказал, что так нам будет удобнее.
Студия в Красноярске оказалась следующим большим разочарованием. Меня удивило, что к нашему приезду не то что не была застелена кровать, даже белье не высохло. Нам пришлось самим искать комплект в ящиках комода. Подушки и одеяла в таком плохом состоянии, что на них было неприятно спать. Еще был сломан бачок унитаза, местами вываливались розетки.
С одной стороны, эта квартира стоила всего 1300 ₽ в сутки, но с другой — как можно так неуважительно относиться к гостям? Я залез на «Суточно-ру» проверить отзывы, чтобы понять, где я так просчитался. Оказалось, что лишь в одном упоминались проблемы, а я просто не долистал до него, когда бронировал квартиру.
В Байкальске нам очень понравился дом в 400 метрах от берега озера, который мы сняли с друзьями. Нашли его просто через Яндекс. Гостеприимная хозяйка встретила нас лично. В доме была зона для барбекю с беседкой и сауна, но от последней мы отказались: она была за дополнительную плату.
В Улан-Удэ с нами произошла еще одна неприятная история. В день заселения хозяйка жилья сообщила мне по телефону, что обе кровати сломаны предыдущими постояльцами и заселиться не получится. По счастливой случайности у нее была другая квартира, но не за 2000 ₽, а за 3000 ₽. На мое требование сдать вторую по цене первой она ответила отказом и объяснила, что она лишь менеджер, а не владелица жилья.
Время было уже после 14:00, и, по правилам «Суточно» и «Островка», я не мог оформить новое бронирование на тот же день. Деваться нам с друзьями было некуда, и мы согласились на более дорогую квартиру. Я посчитал, что со стороны арендодателя это был развод на деньги.
На трассе Чита — Хабаровск расстояние между крупными городами слишком большое, чтобы проехать его за один день, поэтому в обоих направлениях мы искали варианты ночлега прямо на трассе.
По пути во Владивосток остановились около поселка Невер, где ответвляется трасса «Колыма» до Магадана, но в единственной гостинице у дороги не оказалось мест. Администратор посоветовал вернуться на 20 километров назад, в Сковородино, и попытать счастья там.
По «Гугл-картам» в городе находилось несколько отелей, что нас удивило. Мы объехали почти все гостиницы, пока случайно не наткнулись на отель, который открылся буквально за день до нашего приезда. Нам повезло: гостиница была чистая, мебель — удобная, все современное и качественное. Даже общий санузел нас не смутил. Но цена номера за ночь кусалась — 4000 ₽.
Чтобы не попасть в такую же ситуацию на дороге, я советую всем автопутешественникам искать номера телефонов отелей в этом регионе на картах «Гугла» или «Яндекса» и звонить напрямую, чтобы забронировать места заранее. Нам повезло найти свободный номер только потому, что об отеле еще не было информации на картах.
По итогам нашего путешествия выделю основные неприятные моменты, с которыми мы сталкивались в разном жилье:
- грязь, особенно на кухне, санузел обычно худо-бедно помыт;
- плохое оснащение кухни: скудное количество приборов, мало тарелок, посуда для приготовления еды в плохом состоянии. Возникло ощущение, что в квартиры под сдачу свозят весь хлам, который уже не нужен дома;
- низкое качество постельного белья: обычно это синтетика, простыни, не подходящие по размеру под матрас, подушки, в которых наполнитель уже скомковался;
- трудности возврата залога: как правило, мы выезжали сами, просто оставляя ключи в почтовом ящике, и несколько раз я сталкивался с фразой «я отправил(а) вам залог еще утром», но деньги почему-то приходили только после второго напоминания.
После каждого бронирования я оставлял подробный отзыв, описывал общее состояние квартиры, наличие необходимых вещей, качество постельного белья и банных принадлежностей: считаю, что только система обратной связи позволит улучшить сервис аренды жилья.
Еда
Одной из целей нашей поездки было познакомиться с кухней регионов. Не могу сказать, что нам удалось это сделать везде, но самые интересные места мы постарались посетить. Больше всего мне понравились татарская, уральская и бурятская кухни.
Татарская кухня. Для знакомства с ней даже не надо посещать кафе или ресторан, достаточно зайти в супермаркет «Бахетле». Мне показалось, что продукты в этой сети гораздо более высокого качества, чем в остальных магазинах. Особенно вкусная там выпечка — наиболее интересными я посчитал губадию, чак-чак и элеш.
Губадия — это закрытый пирог с начинкой из риса, яйца, домашнего творога, сухофруктов или фарша. Мне больше понравился вариант именно с фаршем: и основное блюдо, и десерт сразу. Элеш — это пирог из рассыпчатого теста с курицей и картофелем. А чак-чак, думаю, в представлении не нуждается: это знаменитый татарский десерт с медом.
Еще в Татарстане много где продают вкусную сыровяленую колбасу из конины — казы.
Бурятская кухня. Мы пришли в полный восторг от бурятской кухни, особенно в местах, где готовили сами буряты. Ничего вкуснее блюд в кафе при Иволгинском дацане я не ел за всю поездку, а бурятские буузы — это лучшее, что я пробовал. Думаю, это связано с высоким качеством мяса в Бурятии: скот там на свободном выпасе, коровы гуляют по бескрайним забайкальским просторам и наслаждаются их красотой.
На обратном пути из Владивостока мы попали на фестиваль фермерских продуктов «Свое» в Улан-Удэ. Там продавали бурятские овощи, сыры, конфеты из кедрового ореха, чаи из местных трав и даже оронгойские арбузы. Мы увезли оттуда кедровые конфеты фабрики «Амта» в качестве подарков близким.
Коми-пермяцкая кухня. Третья кухня, которая поразила нас гастрономическими качествами, — народа коми в Перми. В путеводителях по городу мы нашли рекомендации кафе «Чоскыт керку», я попробовал там грибную икру по-косьвински из белых грибов, жаркое с лосятиной и борщ с борщевиком и полбой. На завтрак мы ели легендарные пермские посикунчики с медвежатиной, пистиками и яйцом. Посикунчики — это жареные пирожки. Есть версия, что они названы так, потому что при раскусывании «сикают» соком.
Здорово, когда гастрономические традиции не только сохраняются, но и приобретают современный окрас: так история наших народов живет в нас.
Алтай. Нас совсем не впечатлила алтайская кухня, но, возможно, нам просто не повезло с местом. Уже на обратном пути из Чуйской степи мы захотели найти какое-нибудь заведение около трассы. По отзывам на «Яндекс Картах» нам понравилось кафе в селе Манжерок.
Я взял суп из оленины, салат с папоротником и знаменитый алтайский чай с толокном, молоком и солью. Еда показалась мне пресной и сильно упрощенной для туристов, а чай — специфическим, супруге он совсем не понравился.
Кухня Сибири и Дальнего Востока. В этих регионах популярны блюда из местной рыбы и дичи. В Красноярске нам понравились таежные пельмени с олениной и сугудай из байкальского омуля. Сугудай — это закуска из свежей рыбы, к которой добавляют репчатый лук, лимон и растительное масло.
Во Владивосток надо ехать за морепродуктами, но много рыбы, которую там продают, на самом деле ловят на Камчатке или Сахалине. На рыбном рынке мы купили местные деликатесы — дикого гребешка и осьминога, которые нам очень понравились.
Достопримечательности и экскурсии
Для каждого города я составлял список мест, которые хотел посетить, отмечал их на «Гугл-картах», создав четыре отдельных списка: путешествия, еда, кофе и пиво. В выборе мест мне помогли статьи Т—Ж, например про Иркутск.
Экскурсии я в основном искал в приложениях Tripster и «Спутник». В итоге мы прошлись с гидами по Чите и Владивостоку. Прогулки на катере по Байкалу и заливу Петра Великого я нашел на «Авито»: договорился с авторами объявлений в мае и предварительно списался с ними за несколько дней до посещения, чтобы убедиться, что все в силе.
В следующих разделах я отдельно расскажу про достопримечательности на Алтае, Урале, в Пермском крае и Приморье и про наиболее запомнившиеся нам города: Казань, Красноярск, Улан-Удэ, Владивосток, Пермь, Екатеринбург и Вологду.
Казань
В последний раз в Казани мы были много лет назад, и в этот приезд просто погуляли по городу. Я слышал, что там большие пробки, зато есть благоустроенный центр, развитая туристическая инфраструктура и нет плотной и высокой застройки.
Многие ругают современную архитектуру Казани за безвкусицу, например за здание загса в виде чаши или Дворец земледельцев, но мне кажется, что через много лет они станут памятниками архитектуры. Уже сейчас они придают центру города эклектичность и разнообразие.
На мой взгляд, Казань обходит Петербург по уровню современных общественных пространств. Всем увлекающимся урбанистикой я советую посетить набережную озера Кабан, Кремлевскую набережную и сквер перед театром «Экият». Мне больше всего понравился парк «Черное озеро»: это место по вайбу будто не в России.
Все эти казанские локации ничем не уступают по качеству зарубежным, а мне есть с чем сравнить: я бывал в разных городах Англии, Нидерландов и Германии, которые считаются образцовыми в урбанистике.
Еще Казань впечатлила сочетанием русской и татарской культур. Было интересно наблюдать, как православные храмы соседствуют с мечетями.
Горный Алтай
Алтай вызвал у меня неоднозначные чувства. Регион очень раскручен в путеводителях, поэтому первые 100 километров после Горно-Алтайска перегружены туристами и пестрят рекламой на обочинах трассы. Честно говоря, я был шокирован таким бурным капитализмом на берегах Катуни.
Чем дальше мы забирались вглубь Горного Алтая, тем яснее становилось, что настоящий Алтай совсем другой. Там нет толп туристов и аттракционов на катамаранах — есть что-то другое, совсем неуловимое.
Мы посетили несколько известных локаций, расположенных вдоль Чуйского тракта. Некоторые мне совсем не понравились, например Ороктойский мост: вход на него платный, и вокруг очередь из туристов. Мы не стали тратить на него время.
Еще мы остановились у Катунских ванночек — небольших водоемов, огороженных низкими скалами. Вода попадает туда после разлива Катуни и нагревается до +23 °C. Люди любят освежиться в ванночках после жаркого дня.
Вход туда был условно закрыт, но туристы все равно пробирались мимо опущенного шлагбаума. Как только мы дошли до ванночек, начался дождь, и настолько сильный, что рядом с нами ветром повалило два больших дерева. Мы спрятались под крышей домов закрытой турбазы, чтобы переждать непогоду, но переживали за машину, которую оставили на обочине лесной дороги: внутри была собака. К счастью, ничего страшного не случилось. Мы подождали минут пятнадцать, пока ураган не утих, и вернулись в автомобиль.
По пути вдоль Чуйского тракта мы посетили еще много красивых мест — это были и горы, и слияния рек, и зеленые долины. Одно из самых необычных — Марс-1. Это участок холмов, где наружу проступают разные слои породы, из-за чего кажется, будто горы окрашены полосами.
Нашей финальной точкой в путешествии по Алтаю был поселок Кош-Агач, который находится у границы с Монголией. Оттуда мы поехали на экскурсию в Сайлюгемский нацпарк в поисках козерогов и горных баранов аргали. Дикие звери нам не попались, но мы смогли прикоснуться к местам с потрясающей энергетикой.
В самом центре Горного Алтая находятся две степи — Курайская и Чуйская. Вторая гораздо больше первой и ровная, как озерная гладь. Там пасутся почти дикие лошади и верблюды, они признают только своего пастуха, а других людей к себе не подпускают.
В тех краях встречаются остатки скифских захоронений и петроглифы . Какие-то локации отмечены на карте, а одно место нам показал гид — работник нацпарка. Петроглифы на Джалгыз-тобе меня потрясли. Несколько тысяч лет назад древний человек выдолбил на камне изображение козерога, оленя или охотника. Что он хотел этим сказать? Как жил? Как проводил досуг? А спустя столько лет я стоял перед тем же камнем и смотрел на его рисунок.
Красноярск
В Красноярске особый восторг у меня вызвала длинная набережная Енисея, где сделали отдельные зоны для велосипедистов, пешеходов и места отдыха. Там можно позаниматься спортом, погулять с детьми, да и просто отдохнуть с видом на горы и реку. Я, как житель Петербурга, завидую красноярцам: у нас в городе много рек, но, на мой взгляд, нет ни одной подобной набережной, где можно было бы приятно провести время.
Вообще, все центральные улицы Красноярска выглядят ухоженными, есть много скверов с красивыми скамейками. Эти скверы часто совсем небольшие, но радуют глаз и аккуратно встроены между домами — делают центр города зеленым и комфортным.
В Красноярске и потом в Иркутске меня очень удивили цвет и прозрачность рек: Енисей и Ангара яркие сине-голубые, и рыба там плещется прямо у поверхности воды. На северо-западе России реки и озера в основном черные или темно-зеленые, Нева известна темными водами.
Из Красноярска мы ездили на один день в национальный парк «Красноярские столбы». Он находится совсем рядом с городом, дорога на машине занимает меньше часа. Рядом с парком есть парковка.
В самом парке оборудованы экотропы для туристов, чтобы подняться к столбам — сиенитовым скалам. На некоторые можно даже взобраться, оттуда открывается отличный вид на сибирскую тайгу.
Я рекомендую выделить на посещение парка полный день, чтобы не спеша насладиться природными красотами.
Улан-Удэ и Бурятия
Бурятия — это уникальная смесь старообрядчества, буддизма и потрясающей природы.
Улан-Удэ — развивающийся город, хотя местами выглядит немного застрявшим в 1990—2000-х годах, но налицо большой прогресс в благоустройстве.
Из Улан-Удэ мы поехали в Иволгинский дацан, дорога туда занимает минут сорок на машине. Меня удивило, что это не только главный буддийский храм в России, но еще университет и место жизни лам.
Буддистская архитектура необычна для жителя европейской части страны. В какой-то момент мне начинало казаться, что я где-то в Азии: вокруг улыбающиеся львы, молитвенные барабаны хурдэ, крыши в форме пагод и много ярких красок.
Мы заранее забронировали экскурсию с гидом по номеру телефона, указанному на сайте дацана, чтобы получше познакомиться с достопримечательностью. Экскурсовод рассказывала об истории дацана, о том, чему обучаются студенты в буддийском университете, и о знаменитом ламе Итигэлове. Он был предводителем буддистов в Сибири в начале 20 века. Лама известен тем, что в 1927 году во время молитвы ушел в вечную медитацию, завещав поднять его тело спустя 75 лет. По заверениям буддистов, Итигэлов до сих пор жив, его тело нетленно. Многие посетители дацана, в том числе и православные, приходят к ламе с просьбами.
Экскурсия стоила 350 ₽ с человека. Мне не хватило времени: это учение было интересно мне и до поездки, а после посещения дацана захотелось больше узнать про его философию, обычаи буддистов и историю религии в России.
Еще гид рассказала нам про лам-целителей и лам-астрологов, которые принимают посетителей прямо на территории дацана. Я захотел сходить к ламе-костоправу, так как меня беспокоили боли в пояснице и ноге. Меня позабавило, как быстро он находил триггерные точки, потом совершал легкие движения — и боль при повторном нажатии на триггеры исчезала. Но в целом это посещение не решило мою проблему с ногой. За визит я отдал 1000 ₽.
Бурятия привлекла нас своей природой. У региона огромный потенциал для экотуризма, и дело не только в Байкале. За время путешествия мы видели и горы, покрытые лесом, и холмы, и степи в долине реки Селенги. Это бескрайние просторы нетронутой природы.
Мы погуляли по экотропам Байкальского заповедника. На берег Байкала со стороны Бурятии стоит отправляться за уединением с природой: он гораздо менее туристический, чем со стороны Иркутска.
Чем дальше мы уезжали от Байкала, тем сильнее мне казалось, что мы попадаем в какой-то другой мир с масштабами, которые отличаются от привычных нам. Там мы почувствовали себя маленькой частью большого мира — пространство вокруг будто расширялось, а мы в нем уменьшались.
Владивосток и Приморье
Владивосток поразил нас миксом европейской и азиатской культур. Это проявляется и на бытовом уровне — в магазинах много китайских и корейских товаров, — и на уровне мышления людей. Если у петербуржцев раньше было популярно съездить на выходные в Таллин или Хельсинки, то жители Владивостока отдыхают в Китае. Местные друзья сводили нас на настоящий китайский рынок, где некоторые продавцы даже не говорят по-русски, хотя живут в России уже много лет.
Город необычен для нас даже географическим расположением: с трех сторон его окружает море, а сам он находится на сопках, поэтому во время прогулок постоянно приходилось идти то вверх, то вниз. Мы стояли на берегу моря и думали, что там уже Япония, а это какой-то совсем край света для жителя европейской части России.
Владивосток — город контрастов. Со знаменитыми вантовыми мостами соседствуют полуразрушенные заброшенные здания. Прямо в центре города швартуются и круизные лайнеры, и военные суда. В зданиях начала 20 века, по стилю напоминающих Петроградку в Петербурге, находятся магазины с яркими корейскими товарами.
Мне кажется, Владивосток не похож ни на один из городов, которые мы видели за всю поездку, это какая-то другая Россия. Мне понравилось, что он активно развивается, и там уже много современных локаций для отдыха, например Нагорный парк и набережная Цесаревича. Это общественные пространства, куда можно приехать и насладиться городом для людей.
Нагорный парк часто сравнивают с парком Галицкого в Краснодаре: их истории похожи. Нагорный парк создал на личные деньги бизнесмен и уроженец Владивостока. Он расположен на холме, откуда видно всю центральную часть города. А с набережной Цесаревича открывается отличный вид на бухту Золотой Рог и Золотой мост. Жаль только, что за чистым морем нужно далеко выбираться из центра: на городских пляжах вода довольно мутная.
Из города мы поехали с друзьями на экскурсию на катере по заливу Петра Великого. Я нашел капитана на «Авито» и заранее договорился с ним о дате. Это стоило 15 000 ₽ за восемь часов. Капитан прокатил нас по южной части залива, показал несколько гротов и островов.
Нам повезло, что день был теплым и солнечным, хотя накануне шел сильный дождь. Капитан предупредил, что мы быстро обгорим и надо пользоваться солнцезащитным кремом. Но мы решили, что в начале сентября это уже маловероятно. В итоге обгорели все, кроме моей супруги: она весь день мазалась кремом от солнца.
На остановке в одной из бухт мне удалось самому поднять со дна живую устрицу. Капитан рассказал, что раньше могло повезти и с гребешком, но сейчас их стало меньше, и за этими деликатесами нужно нырять на глубину пять метров. По его словам, такая рыбалка за пределами морского заповедника законна .
В последний вечер во Владивостоке я привел свою собаку к бухте Патрокл в Уссурийском заливе. И мой питомец породы японский хин сидел на берегу Японского моря, за которым — Япония, где во дворце императора жили его предки.
Пермь
У меня не было почти никаких ожиданий от этого города. Единственное, что я знал про Пермь, — там раньше работал греческий и российский дирижер Теодор Курентзис.
Город удивил чистотой, хорошим состоянием исторических памятников и несколькими современными общественными пространствами.
В наш приезд в Перми строили длинную набережную Камы, ее должны были открыть в конце 2023 года. Но уже тогда можно было погулять по парку «Городская эспланада», Комсомольскому проспекту или парку перед театром оперы и балета. Я считаю, что по таким локациям можно понять, как город преобразился за последние несколько лет.
У Перми отличная айдентика в зверином стиле — это часть культуры древних жителей Прикамья. Предметы выполнены в форме животных, населявших эту местность. В городе есть магазины, где продают сувениры и украшения в зверином стиле, его даже используют в оформлении памятников и зданий. Это придает Перми особый региональный колорит. Мне нравится такая стилизация: это превращает безликие города в интересные туристические локации.
В целом чувствуется, что власти Перми много работают над созданием ее бренда: на набережной Камы установлена знаменитая фраза «Счастье не за горами» — она стала одной из главных достопримечательностей города и края до использования звериного стиля в оформлении фасадов зданий.
В мире науки Пермь известна тем, что дала название целой геологической эпохе, поэтому мы посетили Музей пермских древностей. Он совсем небольшой, но мне все равно понравилась коллекция окаменелостей динозавров и древних ящеров, а также минералов.
Еще хотелось посетить выставку деревянных православных скульптур «Пермские боги», но она закрылась как раз в день нашего приезда до открытия нового здания музея, которое должно состояться в 2024 году.
Екатеринбург
Мне показалось, что Пермь и Екатеринбург спорят за звание столицы Урала, но на самом деле города очень разные. Екатеринбург напомнил мне Москву: такой же драйвовый и бурный. В центре много высотных зданий, и это делает город современным. Штаб-квартира Русской медной компании широко известна в мире: это лауреат архитектурной премии 100+ Awards.
Я часто бывал в Екатеринбурге в детстве, и он остался в моей памяти шумным, грязным, в чем-то даже несуразным из-за соседства бизнес-центров и разрушающихся деревянных зданий. Но в этой поездке Екатеринбург предстал передо мной чистым и ухоженным, даже новостройки на окраинах города показались стильными.
В Екатеринбурге мы посетили музей «Ельцин-центр», который посвящен жизни первого президента России, его карьере, становлению как личности и годам правления.
Мы с супругой в 1990-е еще были детьми, поэтому плохо помним, что тогда происходило. Самое яркое воспоминание о Ельцине — его речь про уход с поста президента, поэтому было вдвойне интересно посетить эту экспозицию. Многие события из конца 1980-х годов стали для меня открытием и позволили по-новому взглянуть на последние годы Советского Союза.
Мне понравилось, как в музее воспроизвели простую жизнь 1990-х. Можно увидеть, как выглядел быт граждан в то время.
Я заметил, что создатели музея идеализируют времена Ельцина и его правления, слишком мягко говорят об ошибках власти и сложностях, через которые пришлось пройти обычным людям в 1998 году. Тем не менее я все равно считаю этот музей одним из самых интересных, что я посетил.
Другие достопримечательности Урала
Урал мне кажется недооцененным туристическим регионом. Кроме двух разных мегаполисов — Перми и Екатеринбурга, — там много не только небольших интересных городов, но и природных локаций.
В Свердловской области мы заехали в городок Невьянск, который известен «падающей» башней, построенной еще во времена Петра Первого. Сам город не в лучшем состоянии, но после его посещения захотелось почитать про освоение Урала Демидовыми и Строгановыми и про развитие металлургической отрасли в этом регионе.
В Башкирии и Челябинской области мы побывали в долине реки Сим, Идрисовской пещере, на Айских притесах, в святилище на озере Аллаки. Еще проехали города Сатка, Златоуст, Миасс, Кыштым и Касли.
Для меня это родные места, и после шести лет в эмиграции я очень скучал по просторам. В странах Европы вся земля кому-то принадлежит, все разделено на участки и квадраты, у каждого есть свое предназначение. Вот поле под рапс, а это — под пшеницу, этот лес под вырубку, а тут лес как бы дикий, но он уже настолько исхожен, что больше напоминает парк.
Я с детства привык к тому, что лес ничей, он не поделен на квадраты, у него нет границ в виде дорог и линий электропередачи. Озера тоже ничьи — приезжай и отдыхай на берегу. Здесь поля, конец которых где-то вдали, и никто их не возделывает, там растут целые плантации мускусной земляники, из которой получается потрясающее варенье. Этого ощущения мне очень не хватало во время поездок по Европе.
Меня поразило святилище на озере Аллаки — какое-то магическое место. Объект создала природа: так выветрились горные породы. Я читал в путеводителях, что древние люди выбрали эту локацию то ли для жертвоприношений, то ли как обсерваторию. С вершин скал открывается шикарный вид на озеро и прилегающие леса.
Меня неприятно удивило падение уровня воды на Южном Урале, которое продолжается уже несколько лет. Например, реку Юрюзань я перешел вброд, даже не замочив шорты, а береговая линия озер отступила на несколько метров.
До всех мест мы спокойно добрались на автомобиле. Но на обратном пути от святилища Аллаки я решил поехать лесной дорогой, которая оказалась сильно разбитой и мокрой. В паре мест я подумал, что придется вызывать подмогу, но машина справилась и выехала из колеи сама. Зато в этом лесу мы набрали два пакета подосиновиков буквально в 20 метрах от автомобиля.
В Пермском крае мы насладились осенней тайгой и посмотрели Усьвинские столбы и Каменный город. Чтобы посетить эти достопримечательности, остановились в Чусовом, а оттуда доехали до поселка Усьва. Там на берегу реки увидели местного с катером — он предложил добросить нас до нижней площадки столбов по воде. Кажется, это стоило 700 ₽ с человека, но я уже плохо помню. Поездка на катере заняла не больше десяти минут, после мы оказались у подножия столбов.
Усьвинские столбы — это высокие каменные притесы вдоль русла Усьвы. Тропа к ним довольно круто идет вверх по лесу. Самый известный столб — Чертов Палец. Это был уже четвертый Палец за всю нашу поездку. Со скал открывается вид на пермскую тайгу. Обратный путь до поселка мы проделали полностью пешком. Тропа растянулась на 5 километров по лесу, это заняло у нас около двух часов с остановками.
В целом в поселке Усьва мы провели около пяти часов и в тот же день решили доехать до Каменного города. Я сомневался, стоит ли это делать, так как мы порядком устали, но потом не пожалел. До локации можно доехать на автомобиле, оставив его на стоянке в десяти минутах ходьбы. От нее сквозь уральскую тайгу проложена экотропа с деревянным настилом.
Каменный город — это огромное образование из скал, которые подвергались выветриванию в течение миллионов лет. За счет горных пород разной прочности там образовались проемы, расщелины и коридоры, сформировавшие сложный рельеф.
Мы провели там около двух часов, разгуливая по «улицам» и «площадям» Каменного города. Это стало одним из самых ярких впечатлений за всю поездку наравне с Чуйской степью на Алтае и Владивостоком.
Деревянное зодчество
Отдельно расскажу про восстановление деревянных памятников архитектуры в городах. Во-первых, это красиво. Во-вторых — аутентично. Кому-то может показаться, что деревянные дома везде одинаковые, но экскурсовод в Вологде показала нам, что они сильно различаются.
Помню, как в моем детстве один за другим сгорали и исчезали деревянные здания в Челябинске и Екатеринбурге, а на их месте вырастали новые дома. Большую работу по восстановлению памятников ведут в Вологде, Красноярске и Иркутске. Еще я наслышан про Томск, но мы туда не заезжали. Было радостно, что мы наконец-то и сами поняли, какую ценность несет эта архитектура для истории и облика городов.
Вологда показалась мне уникальной с точки зрения сохранения архитектуры. Почти весь центр застроен деревянными зданиями, которые не снесли в 1990-е. К сожалению, некоторые дома сильно обветшали и требуют серьезной реставрации, но очень много памятников уже привели в порядок.
Экскурсовод в Вологде научила нас читать историю жильцов по наличникам: по ним можно определить, где работал владелец дома и сколько у него было детей, но я не запомнил деталей. Еще она поделилась фактом, что многие дома не подключены к водопроводу и канализации, поэтому там нет привычных нам удобств. Что-то подобное, видимо, есть и в Иркутске: там я видел много колонок с водой на улицах с деревянными домами.
В какой-то степени я завидую согражданам из тех городов, где сохранилось много жилых домов — памятников деревянного зодчества. Местные растут в красивой среде, им посчастливилось жить не в советских пятиэтажках с забором из профнастила. На мой взгляд, это может способствовать развитию вкуса, особенно сейчас, когда региональные власти активно взялись за реставрацию зданий.
Города, которые не понравились
Конечно, в поездке мы видели не только ухоженные парки и отреставрированные дома. Совсем неуютными городами нам показались Новосибирск, Омск, Новокузнецк и Хабаровск.
Мы провели в каждом не больше одной ночи, но, даже проехав по городу и прогулявшись вечером до магазина, мы увидели плохие дороги, разбитые тротуары, обшарпанные фасады исторических зданий и много грязи на улицах. Заметили отсутствие современных мест для отдыха и в целом грамотного благоустройства.
В Новосибирске мы ночевали недалеко от центра. Информационное табло около нашего дома сообщало, что улицу реновировали, но ее сделали неудобно и несовременно: без нормальных парковочных мест и тротуаров для пешеходов, везде поставили заборы, которые ограничивают перемещение. Для меня это пример того, когда деньги у региона есть, а желания сделать что-то комфортное для жителей нет.
Кроме того, по пути мы встретили много небольших городов в плохом состоянии, например Нижнеудинск в Иркутской области или Канск в Красноярском крае. Жалко, что власти довели их до дырявых дорог, облупившихся фасадов и засилья рекламы, как в 1990-х.
Итоги путешествия
Автопутешествия по России — это для смелых, ловких и умелых. Если вы привыкли к высокому уровню сервиса, когда в жилье кровати заправлены красивым бельем, посуда перемыта, а лампочки не перегорели, в поездке за Уралом вы можете испытать шок. Если не готовы сходить в туалет в лесу около трассы, тоже не советую уезжать далеко от городов-миллионников.
Я рекомендую тщательно читать отзывы о жилье на сайтах-агрегаторах. У меня сложилось впечатление, что квартиросъемщики в России в целом очень непритязательные, поэтому оценки часто завышены. Из десяти отзывов только в одном может быть подробно описана реальная обстановка в квартире, например упомянуто плохое состояние кухни и санузла, отсутствие базовых вещей вроде нормального постельного белья и полотенец.
При этом мы нигде не чувствовали себя небезопасно. Нигде мне не было страшно оставить машину или идти по улице. Возможно, нам просто повезло и мы не отъезжали далеко от людных мест.
Путешествовать с собакой на машине можно, но только если ваш питомец умеет оставаться в одиночестве в незнакомом жилье или автомобиле: во многие места, даже на природе, с животными нельзя.
Мы заметили, что наш взрослый пес после этого путешествия чувствует себя гораздо моложе: он уже не очень хорошо слышит и видит, но аппетит стал лучше, и он наконец набрал вес после тяжелой болезни. Мы с супругой шутим, что он открыл для себя источник силы, когда носился по Чуйской степи.
Несмотря на некоторые трудности с сервисом, инфраструктурой и усталость, поездка нам очень понравилась. Россия оказалась совсем не такой, как видится из Петербурга или Москвы. Многие города преобразились за последние годы, местные власти стараются сделать жизнь там комфортнее и уютнее. У меня исчезло много предубеждений о стране, с которыми я жил раньше. Во многие места мне хочется вернуться: например, в Пермский край, Горный Алтай, Приморье и на Байкал.
Мне показалось, что мы проехали три разные России. Таким разделением я ни в коем случае не хочу никого обидеть, но такие впечатления сложились у меня в поездке.
Первая — от западной границы до Уфы, максимум до Екатеринбурга. Это Россия, которую нам показывают в новостях, где открывают новые четырехполосные дороги, строят современные здания, а люди ходят в модные кафе и торговые центры. В общем, жизнь там полностью такая, как привыкли жители Москвы, Петербурга и других мегаполисов страны.
Вторая начинается на Урале и заканчивается в Иркутске. Это та Россия, которая, на мой взгляд, очень хочет быть похожей на первую, но пока отстает от нее на несколько лет. Там есть привычные нам торговые сети — «Магнит», «Лента», «Окей», — крупные торговые центры, открываются современные кофейни, рестораны. Но постепенно начинают исчезать федеральные заправки: «Лукойл» заканчивается в Красноярске, а «Газпромнефть» — в Иркутске. Отдельные локации становятся все более привлекательным для туристов, например Тюмень, Красноярск и Иркутск. Но местами кажется, что время тут будто замерло в 2000-х.
Третья Россия начинается после Иркутска. Сразу пропадают знакомые нам магазины, остаются только локальные сети, на дорогах резко возрастает количество праворульных машин. Меняется масштаб, и за ним — мышление людей. Города меньше — за Красноярском нет ни одного миллионника, — а расстояния между ними большие. Махнуть на выходные на дачу, которая располагается в 500 километрах, не кажется проблемой.
В тех регионах сильнее чувствуется влияние азиатских соседей: в магазинах много китайских и корейских товаров, люди мыслят, что Москва — это где-то там, а Китай — это где-то тут, недалеко. Остается только одна федеральная сеть заправок — «Роснефть», — а на европейский автомобиль в автосервисах смотрят с непониманием. Мне показалось, что жизнь там будто вращается на другой орбите.
Меня порадовали дороги в европейской части страны и очень неприятно удивило качество федеральных трасс за Байкалом. В ближайшие годы на автомобиле в том направлении я больше не поеду — в надежде на то, что ремонт трасс завершат.
Путешествие вышло сильно дороже, чем я мог себе представить, но даже к такой сумме мы в итоге оказались готовы. Наверное, за эти деньги мы могли провести месяц в пятизвездочном отеле на берегу океана, но я сомневаюсь, что шикарный отпуск запомнился бы лучше, чем такая поездка.
Для нас воспоминания о грибах, собранных в красноярских лесах, котлетах, которые мы ели посреди тюменских степей, о выпечке из магазина «Бахетле» и о кухне народа коми ярче, чем шведский стол в отеле.