«Попользовался — убери»: как я навел дома порядок и приучил семью класть вещи на место
Услуги организаторов пространства в наши дни становятся все более востребованными.
Люди готовы платить специалистам, чтобы дома всегда был порядок. Читатель Т—Ж сам придумал удобную систему хранения и приучил семью класть вещи на место. Он рассказал, какие правила действуют у него дома. Возможно, они помогут другим.
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Предыстория
Организовывать хранение вещей я начал давно. Всегда, сколько себя помню, любил что-то раскладывать, систематизировать. Меня это успокаивает — а беспорядок раздражает и не дает покоя.
Я живу с женой и ребенком-школьником. У нас среднестатистическая двухкомнатная квартира с лоджией. В ней нет отдельной гардеробной, а в доме нет кладовых для жильцов. Поэтому все, что необходимо хранить, я вынужден держать в квартире.
В связи с этим мне не нравятся подходы, которые используют скандинавы. Например, вещи у них часто лежат на открытых поверхностях. В моем доме они, конечно, тоже есть: книжный шкаф, полка на стене со скрытыми креплениями, на которой стоят фотографии и памятные статуэтки. В остальном же вещи скрыты от посторонних глаз.
И в этом плане мне нравятся японские методы. В этой стране в квартирах тоже мало места — люди вынуждены размещать на ограниченном пространстве большое количество вещей. Я старался сделать это так, чтобы все можно было легко найти. Вот мои восемь правил удобного хранения и порядка.
Отвести каждой вещи свое место
Я встречал людей, в шкафу у которых вперемешку лежат документы и лекарства, у других в сарае — разнокалиберные шурупы, гайки и болты в банках. Третьи хранят столовые приборы вместе с насадками для кухонного комбайна, а носки — с майками. Все это приводит к потере времени, когда что-то нужно найти.
Самое важное правило, которое я внедрил первым делом: попользовался — убери. У каждой вещи должно быть свое место, причем чем чаще ею пользуются, тем проще должен быть доступ. В глубине шкафа или наверху я храню то, что мы достаем редко, например электромясорубку или коллекционные столовые приборы.
Как только начинаешь лениться и кладешь что-то не туда, возникает хаос. А если соблюдаешь дисциплину, то в любой момент можешь найти нужную вещь именно там, где она должна лежать.
Не загромождать открытые поверхности
У меня дома нет кучи бумажек, ручек и скрепок. Лежит одна ручка и старый высохший маркер для доски, который я кручу в руках, когда думаю. Все. Ежедневники используются по назначению и выбрасываются, не задерживаясь. Наушники постигает та же участь, как только они выходят из строя.
В конце дня я никогда не оставляю ношеную вещь на кресле или еще где-то. Вечером снимаю одежду и сразу складываю в корзину с грязным бельем. Ни носки, ни рубашки, ни майки дважды не надеваю.
Расточительство? Нет. Это очень удобно. Во-первых, я соблюдаю гигиену. Как ни крути, за день одежда перестает быть свежей. Во-вторых, не надо придумывать, куда сложить ношеные вещи, чтобы утром надеть их снова. Исключения — свитера, кофты, штаны и шорты, их могу носить несколько дней подряд.
Внедрить такое правило было сложно. Мне часто хочется положить часы на прикроватную тумбочку, но я одергиваю себя и убираю их в специальную коробку с часами. Иначе сработает теория «разбитых окон»: стоит только оставить мусор или вещь не на своем месте, как тут же рядом появится еще больше всего.
Хранить все в контейнерах или коробках
Я не просто заталкиваю вещи в коробки — я аккуратно их складываю. Например, сворачиваю пакеты из магазинов так, что они занимают совсем мало места. Носки, нижнее белье, полотенца, ремни тоже должным образом скручиваются и отправляются на хранение в контейнеры.
У каждого органайзера свое назначение. Я стараюсь максимально его конкретизировать. В одном контейнере лежат удлинители. В другом — канцелярские принадлежности. В третьем — коробки из-под смартфонов и прочее.
Затраты на контейнеры небольшие, беру недорогие. Обычно покупаю их в дискаунтерах типа «Фикспрайса» или «Светофора». Есть две коробки из «Икеи», которые стоят на кухонном шкафу, они уже старые и требуют замены.
Кроме того, каждый раз, покупая что-то, я думаю, нужна ли мне упаковка, могу ли я ее использовать для хранения. Есть, например, старая коробка из-под высоких женских сапог. Летом я убираю в нее теплые вещи: шарфы, шапки и перчатки.
Сортировать документы
У меня все бумаги разделены на темы, подшиты и разложены по папкам, которые подписаны и распределены по вертикальным органайзерам. Их, кстати, лучше брать пластиковые — я купил картонный, и он мне не понравился. Когда вытаскиваю его, тяну за край. В результате органайзер сминается и через время рвется. Поэтому лучше брать другой материал.
Среди папок у меня есть, к примеру, одна только с медицинскими обследованиями всех членов семьи. В файлах документы разложены по годам, а в последнее время — еще и по направлениям обследования. Так же я разделил по папкам квитанции, договоры с управляющей компанией, поверки счетчиков.
Отдельно и особо тщательно хранятся банковские документы, особенно те, что касаются закрытия кредитов. Очень часто банки делают заемщика должным задним числом. Чтобы этого не произошло, мы не выкидываем важные бумаги, равно как и тексты договоров.
В отдельной папке у меня сложены чеки — это упрощает возврат, если возникают проблемы с товаром. Я периодически открываю эту папку и проверяю, истек срок гарантии на вещь или нет. Если истек, чеки и гарантийные талоны выбрасываю.
Не испытывать жалости к старому
У русского человека есть привычка собирать отслужившие свой век вещи. Этакий синдром Плюшкина. У людей часто лежат:
- старые майки и рваные трусы — а вдруг тряпочка нужна будет;
- сгоревшие лампы — поражаюсь зачем;
- огрызки проводов, даже если их длина — пара-тройка сантиметров;
- банки с засохшей краской — можно ведь и ацетоном разбавить.
Все это копится годами, поколениями! У бабушки и дедушки хранились три нерабочие стиральные машинки и сломанный холодильник, притом что у них стояла новая техника. У моих родителей во дворе лежит куча старых досок, которые уже сгнили, но выбросить нельзя — вдруг пригодятся.
Не скрою, я и сам страдал подобным. Но однажды мне потребовался тройник для трубы, чтобы подключить посудомоечную машину. Я не нашел его в своих запасах и купил новый. А спустя время наткнулся на еще один тройник. Позже мне понадобилась изолента. Ее я тоже не нашел. И понял: я даже не знаю, что у меня есть. Поэтому провел ревизию всех вещей дома.
Собрал несколько пакетов абсолютно бесполезного хлама, ненужных запчастей — и безжалостно выбросил.
С тех пор ни разу не пожалел об этом, так как потребность в них так и не возникла. Такую же работу я провел с одеждой: собрал и вынес ту, что отслужила свое либо стала не по размеру. Часть выкинул, часть отнес в благотворительный контейнер.
Где-то раз в квартал или полгода я перетряхиваю одежду, проверяю содержимое контейнеров с запчастями. Все, что остается после ремонта, например полупустые банки краски, выдохшийся растворитель или засохший клей, выбрасываю. Ремонт — дело нечастое, поэтому к следующему вся химия испортится.
Отдельно хочу сказать о лекарствах. Многие из нас, заканчивая курс лечения, оставляют недопитые антибиотики, противовирусные препараты, какие-то специальные средства. Относительно недавно поймал себя на мысли, что и я делаю так же. А ведь они лежат годами и портятся. Осознав это, я перебрал все контейнеры с лекарствами и выбросил большую часть.
Логика тут простая. Курс лечения рассчитывает врач под конкретную ситуацию. Таблетки продаются в упаковках в фиксированном количестве. Если у больного осталось пять таблеток антибиотика из 20, то при следующем лечении он все равно пойдет и снова купит пачку. Только теперь у него останется запас из пяти старых таблеток и пяти более свежих. Сохранять остатки лекарств бессмысленно, так как все равно не получится сэкономить.
Это не относится к жаропонижающим, обезболивающим и препаратам, которые принимают в определенные периоды. Их надо хранить. У меня лекарства лежат в нескольких коробках и контейнерах: противовоспалительные, для ЖКТ, шприцы и уколы, мази. Плюс на кухне стоит коробочка для таблеток, которые я должен принимать ежедневно. Контейнеры с лекарствами проверяю раз в три месяца на предмет просрочки.
Не приобретать много одежды
У меня мало одежды, и она однотипная. Все рубашки белые. Три тонких свитера нейтральных цветов — серые и синий. Два костюма. Трое джинсов. Все. Такое количество позволяет не занашивать одни и те же вещи и при этом регулярно обновлять одежду. Раз в 3—5 месяцев меняю рубашку, раз в полгода-год — брюки.
Почти все висит на вешалках: рубашки, костюмы, свитера. На одной вешалке — одна вещь. Узкие не занимают много места, а широкие я использую для свитеров и пиджаков, чтобы не повредить плечики. На боковой стороне шкафа у меня есть специальное крепление для джинсов.
На полках лежат майки, кофты, спортивная одежда и рубашки, которые редко используются.
Не покупать то, для чего дома нет места
Если не могу что-то хранить, отказываюсь от вещи. Именно поэтому у меня нет велосипеда. Да, это создает определенные неудобства. Я не могу взять и спонтанно поехать покататься. Но зато на застекленной утепленной лоджии сделал кабинет: там стоит мебель, стеллажи для книг и цветов.
Я не могу хранить искусственную елку для Нового года, так как антресоли у меня нет, а держать ее на полу на балконе или на шкафу некрасиво. Поэтому каждый год покупаю недорогую, которую не жалко выбросить.
Для меня это плата за жизнь в квартире. Ограниченное пространство и отсутствие кладовых заставляют делать выбор: либо порядок, либо вещи. Я выбрал первое. Но рекомендовать подобный подход сложно, он не всем подойдет.
Регулярно делать уборку
Это обязательно. Мы практикуем несколько видов уборки.
Мелкая ежедневная. Старенький iRobot ежедневно пылесосит квартиру.
Легкая влажная — два раза в неделю. В будни я протираю пыль и мою полы, не залезая в труднодоступные места и обрабатывая только то, что на виду.
Борьба с пылью по пятницам. Оказывается, на открытом книжном стеллаже за книгами тоже скапливается пыль — для меня это стало открытием. А еще я протираю рамы постеров на стене, особенно в углах и по краям.
Мытье очистителей воздуха — каждые две недели. У меня их два: один улавливает пыль и задерживает ее в фильтре, а второй обрабатывает воздух, прогоняя его через водный резервуар. В первом устройстве я стираю фильтр, во втором — мою лопасти.
Обслуживание вентиляции — раз в месяц. Именно с такой периодичностью я разбираю вентиляционные отверстия и чищу самодельные марлевые фильтры, закрепленные на решетке. Плюс мою вентилятор принудительной вытяжки, так как даже с фильтрами на нем оседает немало грязи.
Как все выглядит на практике
Я стараюсь сделать так, чтобы мои правила работали во всей квартире. Но далеко не все вещи хранятся упакованными. К счастью, их мало и они не создают ощущения беспорядка.
Например, пока я не смог организовать хранение в углу шкафа-купе. Там лежат спортивные сумки, парогенератор, швейная машинка. Когда мы заказывали этот шкаф, я не догадался добавить в комплект вторую полку. А она бы помогла.
Главная сложность, конечно, не поддаваться слабости и соблюдать свои же правила. Иногда я прихожу уставший и бросаю вещи где попало. Не могу сказать, что в ванной не бывает пустых пузырьков от шампуня, а в коробке с лекарствами — просрочки.
Что касается домашних, то жена тоже старается не отставать, хотя не всегда получается. В таких случаях я делаю все сам.
С ребенком еще сложнее. Я закрываю глаза на хаос на его рабочем столе. Но когда объем мусора достигает критического значения, мы вместе наводим порядок. Стараюсь приучить его не оставлять вещи на открытых пространствах: на столе, тумбе, подоконнике. Пока в целом получается, и я доволен тем, как работает моя система.