Как я трижды набирала вес и худела из-за стрессов
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Я никогда не была худенькой, даже в детстве. Несмотря на то что росла в бедной семье, где сильно экономили на еде.
В 16 лет весила примерно 75 кг при росте 160 см. Когда мне было 17, один мужчина сказал, что мне не мешало бы похудеть. Его слова больно ударили по самооценке. Я жестко ограничила себя в питании, перестала есть мучное и сладкое. Вдобавок к этому много двигалась: каждый день проходила по 8—10 км. Очень быстро похудела до 68 кг, но особой радости это не принесло.
Всю дальнейшую жизнь вес колебался: размер одежды менялся от XS до XL. После 30 лет я трижды переживала стрессы, из-за которых начинала много есть и поправлялась на 10—15 кг. Дважды худела самостоятельно, а в последний раз обратилась к врачу. Расскажу, как все было.
Как стресс влияет на пищевое поведение
Исследования показывают, что люди по-разному реагируют на стресс. Примерно 40% теряют аппетит, еще 40% начинают есть больше, а у остальных пищевые привычки не меняются. Причины этих различий определить сложно. Предполагают, что значение имеют продолжительность стресса, сила раздражителя, а также индивидуальная восприимчивость человека к сигналам голода и насыщения.
С точки зрения физиологии колебания аппетита можно объяснить изменениями в выработке гормонов. Реакция на стресс начинается с выброса адреналина. Он вызывает физиологические изменения, которые позволяют мгновенно среагировать на опасность. У человека повышается пульс, артериальное давление, учащается дыхание. Пищеварение при этом подавляется — организму становится не до еды, аппетит снижается.
Вслед за адреналином в дело вступает другой гормон — кортизол. Он продолжает поддерживать организм в состоянии боевой готовности. Но действует уже иначе: стимулирует аппетит, чтобы пополнить запасы энергии.
В норме, когда угроза минует, выработка кортизола снижается. Но если стресс затягивается, то есть становится хроническим, уровень гормона может оставаться повышенным (сайт недоступен с территории РФ). Человек продолжает есть больше обычного.
Заедание стресса не считается патологией. Но оно может стать проблемой, если происходит систематически, приводит к набору веса и, как следствие, к другим проблемам со здоровьем.
Первое похудение
Долгое время я весила 70—75 кг, и меня это устраивало. В рационе преобладали овощи и фрукты, я много гуляла, каталась на велосипеде. Здоровье было хорошим.
В 2006 году, когда мне было 27 лет, вместе с сыном я переехала из России в Швецию и вышла замуж за местного мужчину. А лет через пять отношения с мужем расстроились — он начал говорить о разводе. Это привело к сильному стрессу: я боялась остаться с ребенком одна в малознакомой стране.
Аппетит резко усилился, я стала много есть. В течение дня постоянно перекусывала. В тот период в гости к сыну часто приходили друзья, которые находились в доме почти весь день. Я пекла булочки, хачапури, жарила блины — угощала мальчиков и, конечно, угощалась сама. Привычная активность не спасла — за год мой вес увеличился до 80 кг.
Я начала ходить к психологу, но справиться со зверским аппетитом не удавалось, пока в 2012 году муж не ушел окончательно. То, чего я боялась, свершилось. Но ничего страшного за расставанием не последовало. Я осознала, что вполне справляюсь с финансовым содержанием себя и сына сама. Эмоциональное состояние стабилизировалось, аппетит снизился сам собой, и за полгода я похудела на 10 кг.
Как справляться с эмоциональными перееданиями
Научитесь отличать физический голод от эмоционального. Перед тем как что-то съесть, прислушивайтесь к ощущениям. Если вы ели всего несколько часов назад и у вас нет дискомфорта в желудке, вероятно, вы не голодны. Отложите прием пищи на 20—25 минут и займитесь чем-то приятным (сайт недоступен с территории РФ). Если порыв эмоциональный, за это время он пройдет.
Ведите дневник питания. Записывайте, что едите, когда и как себя при этом чувствуете. Это поможет выявить связь между настроением и чувством голода.
Освойте методы работы со стрессом. Исследования показывают, что справиться с эмоциями помогают медитации, йога, тай-чи и дыхательные упражнения.
Заручитесь поддержкой близких. Люди легче переживают стресс в окружении семьи и друзей. Если в общении с близкими есть сложности, обратитесь за помощью в группы поддержки.
Не искушайте себя. Не держите дома еду, от которой вам сложно отказаться, например шоколад или пирожные. Не посещайте продуктовые магазины на эмоциях. Если чувствуете злость или грусть, воздержитесь от покупок, пока состояние не улучшится.
Избавьтесь от ограничений. Желая взять питание под контроль, вы можете начать считать калории, есть только «правильные» продукты и отказаться от лакомств. На фоне негативных эмоций это только усиливает тягу к еде. Не ограничивайте себя. Просто следите за тем, чтобы в рационе было достаточно здоровой еды, в частности овощей и фруктов.
Ищите, чем себя отвлечь. Радость может приносить не только еда, но и, например, прогулки, встречи с друзьями, просмотр фильмов, рисование, лепка или пение. Когда вам захочется заесть эмоции, постарайтесь отвлечься. Пробуйте разные дела, пока не найдете то, что будет доставлять удовольствие.
Проконсультируйтесь с психологом. Если чувствуете, что переедания вышли из-под контроля, вы уделяете повышенное внимание весу и беспокоитесь о питании, обратитесь за помощью к клиническому психологу. Это может быть признаком расстройства пищевого поведения.
Второе похудение
В 2014 году я познакомилась с человеком, который стал моим вторым мужем. В отношениях было весело, но неспокойно — из-за финансовой нестабильности и проблем со здоровьем у мужа. Я снова начала много есть. За три года нашей совместной жизни поправилась до 80 кг.
В 2017 году у меня возникла галакторея: из груди выделялось молоко, притом что я не была беременной и не кормила грудью. Я обратилась к эндокринологу, который назначил кучу анализов: на разные гормоны, уровень гемоглобина и уровень глюкозы в крови. Все параметры оказались в норме, кроме пролактина. Повышенный уровень этого гормона может способствовать набору веса, но врач этого не объяснил.
Мне назначили лекарство. Оно помогло — уровень пролактина пришел в норму. Но на весе лечение особо не отразилось.
К сожалению, в январе 2018 года муж умер из-за сердечного приступа. Я тяжело переживала его смерть. В этот раз организм отреагировал на стресс иначе: аппетит сошел на нет, я наедалась очень маленькими порциями, перестала перекусывать и ужинать. По вечерам старалась не оставаться дома одна: ходила на собрания для взрослых детей алкоголиков или в местные церкви. Туда и обратно добиралась пешком. Когда возвращалась, желания есть просто не было. За три месяца вес снизился до 70 кг.
Третье похудение
Я снова начала поправляться после третьего замужества. Расслабилась, стала больше есть, особенно налегала на мясо, которое нынешний муж очень любит готовить. При этом физическая активность снизилась: я все больше ездила на машине и все меньше ходила. Вес вырос до 80 кг, но я хорошо себя чувствовала. А в 2020 году забеременела и набрала 30 кг.
После родов я вернулась в форму, хотя и ела что хотела. Но цифры на весах снова поползли вверх, когда в январе 2022 года я перестала кормить грудью. Лактация завершилась, а аппетит кормящей матери остался. Плюс жизнь подкинула новых проблем. В марте я заболела ковидом: две недели пролежала в постели с температурой под 40 От госпитализации отказалась, чтобы не травмировать двухлетнюю дочь.
После инфекции я долго ходила по стеночке и не предъявляла к телу никаких претензий: оно выжилo — этого было достаточно. Начальник на работе ничего не знал о моей болезни и думал, что я просто валяюсь дома и ленюсь. Неделей раньше он сам перенес ковид, но отделался небольшим насморком. Когда я вернулась к работе через два месяца, он начал придираться и пытался меня уволить. Из-за постоянных конфликтов мой аппетит рос.
Я чувствовала, что поправляюсь, но долгое время не взвешивалась. Только летом встала на весы — они показали 90 кг. Я стала быстро уставать и уже не могла подолгу гулять.
Осенью обратилась к терапевту с жалобой на избыточный вес. Снова сдала анализы. Врач заключил, что у меня слегка повышен уровень глюкозы в крови, но принимать сахароснижающие препараты пока рано. Рекомендовал снизить количество углеводов в рационе и дал список продуктов с низким гликемическим индексом. Проблема в том, что я часто пеку для семьи блины, пироги и пирожки. Мне трудно удержаться, чтобы их не попробовать.
Другой помощи я не получила. Чтобы похудеть, врач рекомендовал меньше есть и больше двигаться.
В 2024 году мне наконец удалось разобраться с проблемами на работе. Захотелось взять себя в руки, начать тренироваться и больше гулять, но энергии не хватало. Я снова пошла к терапевту, чтобы выяснить причины постоянной усталости. После беседы врач направил меня к психиатру, а тот констатировал депрессию. Я удивилась, потому что, в принципе, была довольна жизнью — у меня просто не было сил ее жить.
Психиатр назначил антидепрессант «Золофт». Я начала его принимать и почувствовала, что энергии прибавляется. Но главное — я смогла отказаться от перекусов в первой половине дня. Еще стала наедаться меньшими порциями и перестала постоянно чувствовать себя голодной.
За три месяца лечения я похудела на 3 кг. Еще один килограмм ушел после завершения терапии, в течение лета. Сейчас я вешу 86 кг.
Сходите к врачу
В этой статье мы не даем рекомендаций. Прежде чем принимать решение о лечении, проконсультируйтесь с врачом. Ответственность за ваше здоровье лежит только на вас
Планы
У меня нет цели похудеть до конкретного веса. Я хочу оставаться здоровой, чтобы у меня были силы заниматься детьми. При каждом эмоциональном потрясении мой вес растет — понимаю, что это не особенно полезно. Нужно следить за питанием и самочувствием.
Сейчас пытаюсь есть больше овощей, белка и меньше мучного. Иногда получается, иногда нет. Стараюсь не ругать себя за срывы и снижать вес медленно.
Недавно начала два-три раза в неделю ходить с дочкой в бассейн и купила ей самокат. Пока бегаю за ней, но в планах купить взрослый самокат и кататься вдвоем. К сожалению, лишние килограммы уходят медленно, но я не сдаюсь и буду продолжать делать для здоровья все, что могу. Главное — не результат, а процесс постоянной работы над собой.