«Я фотографировался на фоне еды»: 22 истории о первой поездке за рубеж

Ностальгические воспоминания читателей Т⁠—⁠Ж

Вероника Высотина

читала истории

Даже если вы объехали весь мир, сложно забыть свое первое путешествие за рубеж.

Мы попросили читателей рассказать, где и когда они впервые побывали за границей. Истории у всех разные. Одни увидели, как живет мир, в 1975 году — перед поездкой их просили не позорить облик советского человека и не ходить на пляж в нижнем белье. Другие впервые выехали за пределы России в 68 лет и поражались шведскому столу.

Еще наши герои вспомнили, как испытали культурный шок из-за томленой рульки с капустой, страдали из-за стрельбы в районе аэропорта и смотрели только что вышедший фильм «Назад в будущее» на польском. Собрали самые яркие воспоминания в одной статье.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Воспоминание № 1

Западное Самоа: научное судно и перевернутый ковш на небе

Сергей Злобин

ел мороженое с водкой

Впервые оказался за границей в 1982 году, мне было 29 лет. Это был город Апиа — столица Западного Самоа. До этого я был невыездным, поэтому участие в рейсе научного судна «Каллисто» стало полной неожиданностью.

Город — по сути, большая деревня — произвел стрессовое впечатление, особенно после месяца на борту. Поразило все: совершенно неожиданный рисунок звездного неба с перевернутым ковшом Большой Медведицы и Южным Крестом, ныряние на мелководье перед рифом, изумительное местное пиво и даже мороженое с водкой, называвшееся «РаспутИн», могила Стивенсона с потрясающей автоэпитафией, ставшей неофициальным гимном самоанской молодежи. Прошло почти 40 лет, благодаря профессии я побывал во многих местах, но до сих пор уверен, что если есть рай на Земле, то он на Самоа.

Воспоминание № 2

Китай: поврежденный самолет и дикие морозы

Tatiana Kovaleva

жила в одном номере с гидом

Мои первая заграничная поездка и первый полет на самолете состоялись в 2010 году — в 27 лет. На новогодние каникулы у почившей «Владавиа» была акция: перелет из Москвы во Владивосток и обратно стоил всего 7000 ₽. Вот я и решила слетать на праздники на Дальний Восток.

Пока искала в интернете гостиницу, наткнулась на автобусные туры из Владика в китайский Харбин. По цене эта поездка с проживанием и питанием выходила как нормальная гостиница на период праздников. Естественно, тур я купила.

Первый в жизни полет начался с приключений: при рулежке самолет задел другой самолет, и мы 9 часов ждали нового борта. По прилете во Владивосток пересели на автобус до Китая. Морозы в Харбине, всюду одни китайцы, необычная еда и, как потом уже с опытом поняла, отвратительный сервис туристической компании. А еще меня поселили в одном номере с ужасным гидом. Но все было дико интересно и в новинку. Плюс необычный и красивый Владивосток!

Воспоминание № 3

Мюнхен: рулька и каталог «Отто»

Андрей Привалов

испытал культурный шок

Впервые я побывал за границей в 1994 году, мне было 36 лет. Это была деловая поездка в Мюнхен. То, что я испытал тогда, иначе как культурным шоком назвать невозможно.

Я постоянно фотографировался на фоне изобилия качественной еды.

Тогда я жил в двухкомнатной хрущевке площадью 42 м2, но несколько раз был в гостях у коллег-немцев. Они имели аналогичный со мной статус, но легко арендовали пятикомнатные квартиры в центре города за 2500—3000 марок. Для меня это были фантастические деньги.

Настоящее пиво, томленая рулька с капустой — сегодня этим мало кого удивишь, но тогда это был прорыв. Из путешествия я зачем-то привез с собой каталог «Отто», хотя интернета тогда не было.

Воспоминание № 4

Болгария: купальники на пляже и кримплен на память

Ольга

мечтала о дубленке

Первый раз поехала в Болгарию в начале осени 1975 года. Перед поездкой группу собрали и проконсультировали, что можно и чего нельзя делать за границей, чтобы не опозорить облик советского человека. В частности, на пляж обязательно ходить в купальнике, а не в нижнем белье, пусть даже и в импортном. Еще нельзя было показывать излишний интерес к местному ширпотребу.

Поездка получилась классная. Пять дней провели на море в Несебре и на Солнечном берегу, потом проехали по стране. Были в Варне, Сливене, Габрово, Пловдиве, Софии, на самой южной границе Болгарии. Танцы на углях, Шипка, мавзолей Димитрова, музеи — много чего посмотрели.

Кормили до отвала, а вот обменивать разрешали только по 30 ₽ — дубленку на такие гроши не купишь, хотя кое-кто умудрялся провезти больше и поменять. Но кое-что, например отрезы кримплена, какой-то трикотаж и сувениры, — покупали все. С тех пор я побывала более чем в 20 странах Европы, Азии и Африки, но эта поездка запомнилась навсегда.

Воспоминание № 5

Австралия: барьерный риф и зуб мудрости

Екатерина Астафьева

чуть не сбила кенгуру

Далекий 2012 год. Мне 24 года. К тому времени мой хороший друг уже несколько лет как освоился в Сиднее. Еще с одним другом решили в декабре на три недели махнуть в гости. Не, ну а что, в первый раз за границу — и сразу в Австралию. Гулять так гулять!

Сначала был нервяк из-за визы: Австралия — одна из самых сложных стран в плане выдачи документов. Но все прошло ровно. Потом был перелет из Владивостока через Сеул, затем 2 часа до Инчхона, 12 часов до Сиднея и еще 2 часа до Голд-Коста, откуда начиналось наше путешествие.

Во время долгого перелета у меня внезапно полез зуб мудрости, и к заселению в прелестный мини-отель щеку начало раздувать. Соль, сода, ибупрофен и полное нежелание продавать почку в обмен на услуги австралийского стоматолога сделали свое дело — за пару дней все вроде как прошло.

В Голд-Косте нас ждали прекрасный пляж, тур Aquaduck по городу и морю, неплохой океанариум. Провели там пару дней, а затем взяли напрокат машину и погнали на север — к Большому Барьерному рифу. Прекрасные виды, изумительные городки с цветущими деревьями, абсолютно кайфовая поездка. По пути останавливались в маленьких городах для дайвинга — один из друзей в ту пору только-только получил сертификат PADI.

Больше всего в Австралии запомнились потрясающие зоопарки на гигантской площади без клеток — разве что у крокодилов по три решетки подряд. Кенгуру были реально повсюду — одного чуть не сбили. Везде чувствуешь себя безопасно, атмосфера расслабленная: можно босиком идти по улице в пижаме и зайти позавтракать в кафе. Еще вспоминается дождевой лес, в котором невозможно дышать от влажности и в котором сделаны пандусы и дорожки для колясок.

Мечтаю спустя столько лет и много стран снова туда вернуться — уже с мужем и сыном.

Воспоминание № 6

Испания: акции протеста и звуки стрельбы

Анна Пелевина

осталась под впечатлением

Моя первая поездка была не так давно и, пожалуй, останется самой незабываемой. Это было 14 октября 2019 года, Испания. Мы планировали провести там отпуск, а власти Испании — посадить политическую верхушку каталонцев.

В аэропорту мы проторчали всего несколько часов, но этого времени хватило для впечатлений. Уезжали под звуки скорой и стрельбы. Дальше, думаю, и так понятно, какая была обстановка.

Но в целом отпуск все равно удался, так что я не жалуюсь. Женщина в турфирме сказала, что Испания подарит нам незабываемые впечатления, — действительно подарила. Буду еще обращаться в эту турфирму.

Воспоминание № 7

Европа: автоматические двери и парижский Диснейленд

Сергей Тиняков

как будто в космос слетал

В 1998 году мне было 12 лет. Мы поехали в автобусный тур по Европе: Беларусь, Польша, Германия, Бельгия, Франция и мечта всех детей того времени — парижский Диснейленд. На обратном пути еще была Чехия.

Когда я вернулся, одноклассники смотрели на меня так, будто я слетал в космос. Я тогда жил в далеком северном городе у полярного круга, и даже автоматические двери в заграничных супермаркетах казались мне чудом.

Сейчас я вряд ли решился бы на подобную поездку с ночевками в автобусе, но тогда, видимо в силу возраста, дискомфорта просто не замечал. На фото я смотрю на Париж с Эйфелевой башни.

Воспоминание № 8

Лондон: отсутствие смесителей и забытый паспорт

Xelga Schmidt

забыла паспорт и билет

Моя первая поездка за границу состоялась зимой 1998 года, это был Лондон. Мне было 18 лет, училась на инязе. Я с отличием закрыла сессию, и родители купили мне недельную поездку.

Помню, как рано утром ходила получать визу на Болотную площадь. На собеседовании офицер хихикал, когда я сказала ему, что собираюсь посетить Чайна-таун.

Жила в центре, рядом с Гайд-парком. Очень поразило отсутствие смесителей в ванной и теплая погода в конце января. Как, наверное, любые студенты иняза, мы были весьма подкованы в вопросах достопримечательностей страны изучаемого языка: Британского музея, Национальной галереи, Бейкер-стрит, Музея Мадам Тюссо, Тауэра.

В St James Park меня укусил пеликан, а на Трафальгарской площади не повезло с голубями.

Питались мимоходом в «Макдональдсе», где были одни индусы. Вечером бежали на Оксфорд-стрит скупать вещи в С&А, М&S и других магазинах — привезли домой целый чемодан. В Чайна-таун все же попали ночью, когда метро уже закрылось. Рисковое место. Сбегая оттуда, решили тормознуть машину, но тщетно: там это не практикуют. Впрочем, нам повезло: успели на последний автобус.

А еще уже по дороге из отеля в аэропорт Хитроу я вдруг вспомнила, что забыла в номере паспорт и билет. Было весело.

Воспоминание № 9

Гоа: дикий трафик и грандиозный шопинг в ювелирном

Ева Борисова

почувствовала себя богатой белой госпожой

Впервые я выехала за границу в 30 лет, и сразу — Гоа, Индия. Путешествовали вшестером с друзьями. Спасибо им: не давали лениться и сидеть на одном пляже. В итоге мы проехали весь штат с севера на юг.

Прекрасная Индия как старинная резная шкатулка с секретом. Груды мусора по обочинам дорог и священные животные, которые тут же его ворошат. Стены домов с облезающей краской и нищие, что спят на земле и укрываются своей же одеждой. Все это сначала вызывает шок. Ну а потом вы либо открываете Индии свое сердце, либо остаетесь при своих убеждениях и 90% индийских чудес остаются для вас незамеченными.

В Гоа самые живописные пляжи, идеальный мелкий песочек, теплый, как парное молоко, Индийский океан. Супероживленный бесшабашный трафик, в основном мопеды. Удивило отсутствие вечера и сумерек — через 20 минут после захода солнца все покрывает тьма египетская. Суперкруто, что там очень влажный воздух, поэтому на Гоа не пыльно.

Приветливые индусы частенько просили сфотографироваться рядом и норовили назвать три цены на любую мелочь. Однажды вечером мы устроили небывалый шопинг. В ювелирном я накупила себе кучу драгоценных браслетов и серег, потратила 20 тысяч рупий, весь магазин вился вокруг меня и разговаривал по-русски.

Через год-полтора с украшений облезло серебряное напыление, закономерно вызвав сомнения в подлинности камней. Но я все равно не жалею: где еще я бы смогла хоть немножко побыть богатой белой госпожой.

До сих пор помню наше путешествие в виде серии ярких картинок. Вот обезьянки устроили веселую возню на пути к водопаду Дудхсагар как будто специально для туристов. Индийская девушка купается в бассейне отеля прямо в традиционном костюме сальвар-камиз. Пожилая женщина выкладывает во дворе своего домика мандалу из маленьких горящих свечек, чтобы привлечь в дом богиню богатства и удачи Лакшми. По обочине шоссе бодро идет, опираясь на посох, буддистский монах в шафранном одеянии.

Я обязательно вернусь, Индия.

Воспоминание № 10

Европа: жара и божественные скульптуры

Элла Литвинова

восхищалась шведским столом

Я впервые выехала за рубеж в 68 лет. Это был 2011 год и тур по Европе: Польша, Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция, Люксембург. Купила путевку, из Новосибирска до Москвы добиралась поездом, а там уже со всеми в Брест. Я всему удивлялась: номерам в отелях, шведскому столу.

В 2012 году мы с приятельницей поехали в тур по Северной Италии. За 15 дней посетили 25 городов. Жара под 40 °C — самое то для меня. Солнце, море, божественные скульптуры, фрески, масса информации — душа рвалась вон из тела. А сейчас эти поездки обойдутся в три раза дороже.

В 2018 году отметила 75-летие в Таиланде. Чудесно было!

Воспоминание № 11

Сицилия: отдых на пляже и предложение руки

Света Савина

заплакала, когда купила билеты

Я впервые оказалась за границей в 25 лет — в августе 2012 года. Летали на Сицилию.

В турагентстве узнали, что путевка стоит 86 000 ₽. Такие деньги отдавать не стали и все забронировали сами. Помню, как заплакала, когда с карты списались 33 500 ₽ — плата за билеты из Москвы в Палермо с пересадкой в Риме. Просто я очень переживала. Тогда же впервые зашли на Airbnb и забронировали милую квартиру.

Провели в Палермо целых 10 дней и никуда не ездили. Даже до Этны не добрались — только до пляжа на автобусе. Каждый день просто гуляли по городу и ели очень вкусную еду. Сейчас такое представить сложно: в путешествиях стараемся посмотреть много всего. Но о первой поездке вспоминаю исключительно с любовью. А еще мой парень сделал мне там предложение. Не верится уже, что был когда-то просто парнем, а не мужем.

Воспоминание № 12

Финляндия: быстрый интернет и футболки в рок-магазине

Соня Калашникова

накачала видео

В 13 лет поехала с группой таких же школьников в Финляндию в летний лагерь для изучения английского. Мы, дети из моногорода Тольятти, удивлялись на каждом шагу, ходили на пароме в Стокгольм, закупались футболками в рок-магазине и пели с финнами в караоке. Но главное впечатление — высокоскоростной интернет в компьютерном классе. Там мы зависали часами и скачивали видео и музыку. Это казалось чем-то невероятным, ведь у нас тогда интернет был только по карточкам.

Воспоминание № 13

США: одноэтажная Америка и встреча с Кэмерон Диаз

Капитан Пронин

работала в «Макдональдс»

В 20 лет поехала в США по программе Work and Travel. На второй день пребывания в Нью-Йорке мы с подругами в магазине «Зара» встретили Кэмерон Диаз. Тогда я подумала, что встречать знаменитостей в Америке — довольно обыденное занятие, но больше мы никого не увидели.

Два месяца мы работали в глухомани в «Макдональдсе», а потом еще месяц путешествовали по крупным городам. Впечатлило, что большая часть Америки действительно одноэтажная, как у Ильфа и Петрова. А вот крупные города из кино, по которым у меня сложился образ США, — скорее исключение.

Воспоминание № 14

Кипр: запах апельсинов и левостороннее движение

Ekaterina Piskareva

привезла с собой видеокамеру

Если не считать Прибалтику времен СССР, то моей первой заграницей стал Кипр. В марте 1996 года я работала в фирме, которая разрывалась между Москвой и Лимасолом. Наш шеф выкупил несколько квартир в одном доме, и сотрудники фирмы ездили туда по очереди на неделю. Директор нас баловал: проживание и перелет для сотрудников были бесплатными, мы оплачивали только билеты для членов семьи и питание.

Я взяла с собой дочь, ей тогда было 6 лет. Фирма организовала пару обзорных экскурсий по острову: на пляж Афродиты, к замку Ричарда Львиное Сердце, в Никосию и Пафос.

Каких-то особых чувств я не запомнила. Обычные ощущения от отпуска: свобода и радость. Сильного перехода от родины к загранице тоже не помню. Попасть из мартовской московской слякоти в прозрачную средиземноморскую весну — это было счастье.

Больше всего запомнился запах цветущих апельсинов, который накрывал прямо у трапа самолета.

Раскиданные по всему Лимасолу мандарины, которые никто не собирал. Холодные ночи, когда замерзали даже под шерстяным одеялом, и жаркие дни, когда в тонкой футболке было вполне комфортно. Английские туристы в шортах и майках и киприоты в шерстяных брюках и куртках с мехом. Стаи бездомных кошек на набережной. Голубое небо и пурпурная бугенвиллия на стене дома, где мы жили. Ну и левостороннее движение, конечно, — в первые дни с этим было сложно, но как бы мы ни старались, нас не задавили.

Привезла домой видеокамеру из дьюти-фри. Она была такой ценной, что до сих пор хранится где-то на шкафу.

Воспоминание № 15

Италия: сосны из детства и выставка Караваджо

ирина сергеевна

променяла Махачкалу на Италию

Однажды дочка мне сказала: «„Победа“ продает билеты практически даром. Вот, Махачкала за 499 ₽». Говорю: «Махачкала не предмет моих мечтаний, но за 500 ₽ можно и слетать на пару дней. А какие предложения там еще есть?»

Глянули сайт и сразу же купили билеты в Пизу. Туда вылет из Пулково, возвращение через неделю туда же. Дочь ушла, а я стала думать, что мы будем целую неделю делать в Пизе. Звоню ей: «Давай в Рим, там недалеко». А она мне: «Флоренция еще».

Когда прилетели, шли пешком из аэропорта мимо цветных домов, мимо сосен из детства, из сказки про Буратино. Оставили вещи на ж/д вокзале и пошли до знаменитой башни.

Погуляли по Пизе, вечером заселились в квартиру во Флоренции, через две ночи переехали на Порта-Фурба в Рим. По музеям не ходили: нас интересовали только улицы и базилики. Вернее, сходили в бесплатный день в палаццо Барберини на выставку Караваджо. Сувенир оттуда — открытка из музейной лавки с Юдифью — до сих пор прикреплен у меня на холодильнике.

Привезли и другие сувениры. Например, мраморную табличку с текстом «In vino veritas» — в Риме отыскали лавку, в которой дяденька прямо на глазах резал мрамор и делал надписи. Из Флоренции увезли маленькую эмаль. А еще была бутылочка лимончелло в форме башни. Но все-таки самым главным сувениром стали эмоции и воспоминания.

Воспоминание № 16

Болгария: три лоджии в квартире и автоматический свет в подъезде

Ия Белова

подарила утюг и чашки

В юном возрасте родители мужа подруги пригласили в болгарскую Варну. Помню, что в подарок привезла какие-то простые вещи: утюг, фарфоровые чашки и что-то еще.

Болгария тогда была абсолютно нищей страной. Хотя в Варне все же бывали туристы — местные жили, сдавая квартиры в аренду. Квартира меня тогда поразила, хотя сейчас понимаю, что она была одной из самых убогих. При этом там было два санузла и три огромные лоджии. Свет в подъезде отключался автоматически — становилось жутко темно.

Воспоминание № 17

Польша: нормальные дискотеки и кино с субтитрами

Li Chao

выучил польский по телевизору

Я учился в школе в Гродно. В летние каникулы у нас с Польшей был обмен школьниками для отдыха в пионерских лагерях. Мои родители были не последними людьми в городе, и я так съездил в Польшу два раза.

В поездках подтянул польский язык, который сам прилип из-за просмотра телевизора на польском. Еще познакомился с родственниками. В наших краях границу рисовали по живому, и многих это надолго разделило.

Побывали на нормальных дискотеках и посмотрели фильм «Назад в будущее», который тогда только вышел. Причем мы смотрели его в кинотеатре с оригинальным звуком и польскими субтитрами. Читать по-польски никто не умел, включали фантазию — это был взрыв мозга, конечно.

Воспоминание № 18

США и Канада: ковры в аэропорту и 720 телевизионных каналов

Мир Кашапов

угостил канадцев водкой

Первый раз побывал за рубежом в 2000 году, мне тогда было 34 года. Ездил в США и Канаду. Уже в аэропорту Анкориджа был шокирован наличием коврового покрытия во всем здании аэропорта и огромным чучелом белого медведя. Все было в диковинку и чертовски интересно.

По дороге в Канаду купили упаковку баночного пива, чтобы веселей было ехать. На месте нас поселили в нелепой бюджетной гостинице, где на лестнице стояло ведро, и с потолка в него капала вода.

На следующий день мы нашли в этом небольшом городке прокат и взяли в аренду Бьюик. Без труда нашли себе приличное жилье — это была частная гостиница с гостеприимными хозяевами и готовыми завтраками.

В первый же вечер предложил хозяевам выпить с нами водки и поужинать. Они согласились. Ужин у нас оказался неплохой: красная икра, селедка, бекон, водка «Юкон». А потом я отвлекся на прямой эфир английской премьер-лиги. Меня тогда поразило количество телевизионных каналов — насчитал 720 штук.

Воспоминание № 19

Куба: 12 часов в небе и дама с петухом

Дарья Ристевски

дешево отдохнула

Мое первое путешествие за границу и первый полет на самолете были сразу на Кубу в 2013 году. В небе тогда провели 12 прекрасных часов, и это без шуток. Мы ездили с подругой по путевке. Тур в Варадеро на неделю стоил всего по 35 000 ₽ с человека. Еще заезжали в Гавану, где я сфоткала эту странную даму на петухе с вилкой в руках. Куба мне не понравилась, кстати.

Воспоминание № 20

Нидерланды: агитация жены и самостоятельное бронирование

Evge Key

готов чипироваться ради путешествий

Однажды жена съездила в Германию и Нидерланды по работе, вдохновилась и потом агитировала меня разбиться в лепешку, но съездить с ней туда в отпуск. Нам тогда было чуть больше 20 лет, зарабатывали совсем немного, платили за съемную квартиру и даже брали кредит на стиралку, которая стоила 5000 ₽.

Накопить на поездку было непросто, но мы справились. Я ничуть не жалею о лишениях, которые пришлось перенести, чтобы посмотреть мир. Чтобы сэкономить, все делали сами: бронирования, маршруты, паспорта и визы. В итоге так к этому привыкли, что ни разу в жизни по путевке больше не ездили.

Амстердам даже по меркам бывалых туристов не самый обычный город. Когда ты ничего интереснее Челябинска не видел, это просто взрыв мозга. Кто только собирается в путешествие — осторожнее: это адски затягивает, а во время локдауна начинается ломка. С нетерпением жду открытия границ, готов ради этого хоть привиться, хоть чипироваться.

Воспоминание № 21

Турция: шведский стол и прибавка в весе на 7 килограммов

Андрей Привалов

просто отдыхал

Первая поездка на отдых за границу состоялась в 1995 году, мне было 35 лет. Это был рекламный тур: мы заплатили 625 $ на двоих с женой за 14 дней в июле в отеле «Милта Эльдорадо» в Бодруме. Сегодня отдали бы за такую поездку 200 000—250 000 ₽.

Первое время мы пытались получить инструкции у старшего группы. Он сказал, что советское время закончилось, строем ходить не надо, а надо просто отдыхать.

После бочкового кофе, пюре и кефира на полдник шведский стол произвел неизгладимое впечатление. Я поправился на 7 килограммов. Еще была стрельба из лука, игры в бассейне и конкурс «Мистер Эльдорадо» — я занял в нем второе место, уступив турку. Приятно, когда тебя узнают и просят сфотографироваться. Слова «селфи» тогда еще не существовало, так же как не было интернета и мобильной связи. Зато было удивительное теплое море и византийские развалины.

Бонус: история от автора

Финляндия: декларации на границе и красные кроссовки

Вероника Высотина

скучала на границе

Это был 2005 год, мне 15 лет. В летние каникулы увидели с мамой объявление, что одна из молодежных организаций Петрозаводска устраивает летнюю школу тележурналистики. Я прошла отбор и первые 10 дней августа провела на финской базе Петринлахти рядом с Йоэнсуу.

Помню, мне жутко не понравились формальности на границе. Организаторы везли с собой кучу техники: компьютеры, фотоаппараты, видеокамеры. Естественно, все нужно было задекларировать — это было долго, нудно и скучно. Я еще тогда подумала, что все те люди, которые по своей воле ездят в другие страны, — дураки, раз готовы постоянно тратить столько времени на границе. О существовании зеленых коридоров тогда не знала.

С собой мама дала мне 100 €. А папа — поручение купить кроссовки, он считал, что в Финке они самые лучшие. Плевать, что они мне тогда были не нужны, — купить их было важно. Как сейчас помню, красные, замшевые ноунейм-кроссовки, которые я носила потом раз 15—20, стоили 17,99 €.

Зачем-то сделала фотографию магазина, а потом подписала на обороте: «Здесь я сама купила себе кроссовки».

Не помню, что именно я привезла родным. Кажется, это были конфеты, шоколадки и магниты. Ну и кроссовки, конечно.

А где вы впервые оказались за границей? Расскажите, как это было:

Вот что еще мы писали по этой теме