17 ноября на Netflix вышел сериал «1899» — фантастическая драма о корабле-призраке.
Это новая работа авторов «Тьмы» Барана бо Одара и Янтье Фризе. Их предыдущий сериал оказался запутанным триллером с перемещениями во времени и параллельными вселенными. Новая работа проще и доступнее, но интриг по-прежнему хватает. Проблем, впрочем, тоже.
Кому понравится: любителям триллеров, фантастики и разборов сюжетных деталей
Где смотреть: с 17 ноября на Netflix. Сервис официально недоступен в России
🚢 О чем сериал
1899 год. Лайнер под названием «Цербер» идет из Лондона в Нью-Йорк через Атлантический океан. На борту почти две тысячи человек. Экипажем командует немецкий капитан с тоской в глазах и бутылкой виски в кармане.
Среди пассажиров — нервный французский офицер с молодой женой, испанский священник, его самоуверенный брат и молчаливая азиатка с матерью. Есть еще семья датчан, которые собираются построить в Америке церковь, и женщина по имени Мора Франклин — она врач и исследовательница мозга. Героиня ищет своего брата: тот уплыл в Америку и оставил таинственное письмо.
На полпути «Цербер» неожиданно встречает другой корабль — «Прометей». Он принадлежал той же судоходной компании и пропал четыре месяца назад. На его борту обнаруживают только странного молчаливого мальчика с черной пирамидкой в руках. Капитан «Цербера» пытается во всем разобраться и разворачивает корабль в Европу. Пассажиры начинают умирать один за другим без особых на то причин.
😰 За: «1899» — это герметичный детектив, жуткая басня и психологический триллер
Завязка сериала напоминает хоррор: каждую минуту ждешь, что спасенный мальчик окажется дьяволом, а с затерянного корабля явится злобная нечисть. Но чудовища не выскакивают из-за угла даже спустя несколько серий. Зато появляется чувство гнетущего дискомфорта. На «Цербере» повсюду замечают таинственный символ — перевернутый и перечеркнутый треугольник. Да и сам корабль устроен странно: в его каютах находят ведущие в тупик потайные ходы.
Вскоре выясняется, что каждый персонаж — не тот, кем кажется. Или как минимум что-то скрывает. Пассажиры переживают старые травмы, скорби, страх и вину перед близкими людьми. Кто-то потерял в огне всю семью из-за безумия супруга, а кто-то, чтобы отправиться в плавание, сгубил другого человека.
Напряжение растет и потому, что герои находятся на гигантском лайнере. За иллюминаторами видны лишь мертвенно-серые воды и небеса. Внутри судна пассажиров окружает полумрак и скрежет металла.
Компасы шалят, люди умирают. Неожиданно экипажу приходит не то приказ, не то предупреждение: «Потопите корабль». Повисает тревожная тишина, и кто-то тихо спрашивает: «А что, если потопить нужно не „Прометей“? Что, если потопить надо наш корабль?» В такие моменты по коже бегут мурашки.
Постепенно сериал превращается в психологический триллер о закрытых сообществах. Проявляются конфликты всех видов: внутрисемейные, классовые, религиозные. Матросы обдумывают мятеж. Молодая датчанка готова застрелить свою чересчур набожную мать, а та объявляет чужого ребенка чуть ли не антихристом и готовится его убить.
«1899» не нужны никакие монстры. Это сериал не про чудовищ, а про человечество. И создатели ставят обществу весьма пессимистичный диагноз.
🤫 Против: в сериале слишком много недосказанности
Чтобы сохранить интригу, сериал часто заставляет героев действовать глупо и непоследовательно. Капитан «Цербера» решает сменить курс и буксировать заброшенный корабль — хотя все пассажиры и матросы против. Команда «Цербера» просит своего командира объяснить, для чего им нужен «Прометей», но тот отказывается. Матросы в конце концов собираются повернуть свое судно обратно, хотя топлива явно может не хватить.
Мальчик с «Прометея» долго ничего не говорит, а потом понемногу становится разговорчивее. Да и в целом скрытность героев через какое-то время начинает сильно раздражать. Во второй половине сезона все эти странности получат объяснение, но и оно скорее разочаровывает.
🤯 За: сериал сложнее, чем кажется
Многое в сюжете «1899» мы узнаем от крайне ненадежного рассказчика — той самой исследовательница мозга Моры Франклин. У нее, вероятно, есть ментальные расстройства. Хотя сама девушка утверждает, что все в порядке. Мы до конца не знаем, что творится в голове Моры. Как и не знаем, где находятся ответы на все вопросы — на корабле или где-то еще.
«1899» — сериал о субъективности восприятия, непреодолимой ограниченности нашего взгляда. Отсюда и сложные переплетения сюжетных линий, и множество мелких деталей, которые к финалу складываются воедино. Въедливые поклонники наверняка будут разбирать сериал с помощью графиков и обсуждать в дискуссиях на сотни страниц.
Создатели шоу Баран бо Одар и Янтье Фризе дают зрителю самому раскрыть некоторые сюжетные тайны. Особенно внимательные заметят подсказку уже в песне из вступительных титров. А те, кто знает значение названий двух кораблей — «Цербера» и «Прометея», — лучше поймут смысл происходящего.
🧠 Против: обсуждать «1899» может быть интереснее, чем смотреть
В сериале всего восемь эпизодов, но даже в них слишком много пауз и недомолвок. Дело отчасти в том, что персонажи говорят на разных языках и порой не понимают друг друга.
К тому же многие сюжетные повороты после финала кажутся не такими уж и важными. Главные тайны «1899» раскрывать пока не собирается — придется смотреть следующие сезоны.
✒️За: «1899» подкупает оригинальностью
«1899» легко простить все недостатки. Хотя бы потому, что этот сериал — не ремейк и не очередная экранизация. Он не выглядит так, будто собран по алгоритму, — это пусть и неровная, но сложная, требовательная и амбициозная история. И это делает шоу еще более ценным.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.
Для меня «Тьма» — один из лучших сериалов за всё время. Самобытный, с лихо закрученным сюжетом, который надо внимательно смотреть, чтобы не упустить ни единой детали. И то нет никакой гарантии, что ты поймешь все, что хотели сказать. До этого только «Твин Пикс» вызвал такие эмоции.
«1899» не уступает. Первая серия не зацепила, а вот остальные серии посмотрела залпом. Чем дальше — тем интереснее. Ну что ж, не зря пару месяцев ждала его.
А британскую «Утопию» смотрели? Тоже дико увлекательный сериал, оригинально придуманный, написанный и снятый. Такой параноидальный триллер, совмещённый с чёрной комедией — редкая и любопытная вещь)
Александр, не смотрела, но, прочитав описание, заинтересовалась) надо будет глянуть, благо погода располагает) спасибо большое за наводку!)
Kitsune, а нам "Тьма" совершенно не зашла. Нудно, скучно, безынициативно.
В целом мне понравились оба сериала.
В Тьме третий сезон показался лишним, слишком перемудрили. И конец я бы немного изменила так, чтобы они стали виновниками автокатастрофы и всё окончательно закольцевалось. Поначалу сайт https://dark.netflix.io/en очень помог не сойти с ума в попытках понять кто есть кто))
В 1899 могу придраться только к количеству серий, хотелось бы ещё посмотреть. Ну и в конце было неожиданно увидеть где они, мы с мужем немного другое представляли)
Но больше всего в обоих сериалах мне конечно же понравился Андреас Пичман 😁 🤣
"Тьму" бросила после второго сезона, потому что поняла, что за время между вторым и третьим напрочь забыла всё, что там понаверчено. Ребятам стоило остановится после первого, если честно.
"1899", с другой стороны, это такой крошечный "Лост" на минималках, которому не хватает ни глубины замысла, ни проработки героев, ни художественной реализации оригинала.
Не всем дано быть «Лостом») И справедливости ради степень амбиций авторов «1899», как и их способность прорабатывать показанных героев, можно будет полностью понять только во втором или третьем сезоне, если они будут. Что, конечно, не совсем правильно, но тем не менее
Александр, ну как бы они закончили первый так, что развития сюжета, я так понимаю, уже не будет. Придется продолжать просто с теми же героями. Опять получится "Тьма" второго-третьего сезона.
Мне очень понравилась "Тьма". "1899" будем посмотреть))
Тьму кое как досмотрел, для меня он слишком нудный и растянутый, по этому 1899 не особо горю желанием смотреть, хотя сюжет мне по нраву.
Сериал интересно посмотреть, чтобы скрасить несколько вечеров. Но он задаст много загадок, почти ни на одну из них не ответит, а в конце вообще нивелирует весь сюжет.
Честно говоря, печалит тот факт, что людям нужно подавать все разгадки и объяснения сразу на блюдечке. С проектами Барана бо Одара и Янтье Фризе такого просто не бывает. Ты либо строишь теории и ждешь продолжения, предвкушая новые сюжетные повороты, либо бросаешь и не смотришь, потому что для твоего мозга это слишком сложно.
Воздастся же тому, кто был терпелив. А именно преданным поклонникам.
Тьма очень прикольный. Хочу на днях начать 1899 смотреть
Очень очень очень разочаровал 1899
Терпеть не могу такой сценарный ход
Жаль потраченного времени
Понятно почему не будет продолжения
Подскажите, что сначала смотреть, "Тьму" или "1899"? (просмотрела статью "бегом", чтобы не спойлерить себе же 😅)
Наталия, начните с 1899, он короткий и смотрится на одном дыхании. На «Тьму» понадобится гораздо больше времени и внимания, чтобы не терять нить сюжета.
Kitsune, спасибо) 🌻
Простите, что ? Оригинальный? Вы серьёзно сейчас это сказали? То есть вы не смотрели Лост, к примеру? Или ту же Тьму? Или не так давно вышедший сериал, и который так же не содержит в себе ничего оригинального, Из вне? С актёром из тех же пресловутых Лостов? Вау. Это на сколько нужно быть в танке, что посчитать сюжет 1899 оригинальным. Правильно сделали, что закрыли. Банально, скучно, бессмысленно, НЕ оригинально.
Тьма - это хоть и для подростков и досматриваешь из последних сил, поскольку сюжетные повороты приелись и набили оскомину, но всё таки может претендовать на звание оригинальности или какой то индивидуальности, для любителей жанра.