Я в винном бизнесе больше 10 лет.

Был финалистом конкурсов сомелье, а сейчас импортирую аргентинские вина и пишу о вине с точки зрения экономики и маркетинга. Ну и просто очень люблю этот напиток.

Проблема только в том, что премиальные вина на российском рынке стоят очень дорого. Но некоторые из них можно купить в пять-десять раз дешевле — с одним нюансом: вы получите вино только через 2—2,5 года. В этой статье я расскажу о механизме покупки фьючерсов на вино.

У этого способа покупки есть два ограничения. О первом я уже сказал: это длительный срок поставки. Дело в том, что вино, которое сейчас можно купить, еще находится в бочках на выдержке, просто продают его сильно заранее. Второе ограничение: таким образом можно купить только вина, которые торгуются на бирже Place de Bordeaux. Кроме бордосских это некоторые вина производителей Бургундии, Тосканы и Нового Света.

Так выглядят дегустации нового винтажа в Бордо, которые проводят для импортеров и винных критиков. Фото: Союз Гран Крю Бордо. Гран Крю — это официальный статус топовых производителей вин, впервые утвержденный в 1855 году
Так выглядят дегустации нового винтажа в Бордо, которые проводят для импортеров и винных критиков. Фото: Союз Гран Крю Бордо. Гран Крю — это официальный статус топовых производителей вин, впервые утвержденный в 1855 году

Почему вино в России так дорого стоит

Российские покупатели вин из бордосских замков, супертосканы и Бургундии знают, что эти вина в России стоят в несколько раз дороже, чем в Европе. Бутылка моего любимого Chateau Pontet-Canet 2015 в России стоит 23 990 Р. В Англии аналогичная бутылка такого же года обойдется примерно в 5700 Р. Разница зависит от бренда вина, его импортера и наценки в точке продажи, но в среднем европейские вина категории от 2 тысяч рублей в России стоят в 2—3 раза дороже, чем в странах ЕС.

Дело в том, что в цену импортной бутылки вина на российском рынке включены предоплаты за акцизные марки, НДС, отдельные лицензии на импорт и на оптовую продажу, помарочный учет в системе ЕГАИС.

Государство требует, чтобы акцизные марки были наклеены на бутылку до пересечения границы РФ. Для этого импортерам приходится арендовать склады в Латвии и Литве. Там из контейнеров с вином извлекают палеты, из палет — ящики, из ящиков — бутылки, затем на каждую бутылку наклеивают акцизные марки. Потом процедура повторяется в обратном порядке: бутылки упаковывают в ящики, ящики — в палеты. Аналогичный процесс происходит при приеме на склад импортера, затем еще раз — при приемке в «Ленте», «Перекрестке», «Пятерочке».

Работу десятков тысяч приемщиков со сканерами акцизных марок оплачивают импортеры, а в конечном счете — потребители. Несогласные со ставками акцизов россияне покупают вино в Европе, но таможенные правила ограничивают их тремя литрами вина — четырьмя бутылками, которые разрешено ввезти в Россию без декларации.

Так выглядит акцизная марка на бутылке алкоголя
Так выглядит акцизная марка на бутылке алкоголя

Что за фьючерсы на вино

Фьючерс — это контракт на покупку чего-либо с поставкой в будущем. В нашем случае — контракт на покупку вина. Покупатель платит фиксированную сумму сейчас, а вино получает в будущем. То есть непосредственно после оплаты вино физически никуда не перемещается — оно остается в бочках на винодельне, чтобы после двух лет выдержки отправиться к покупателю.

Грубо говоря, фьючерс — это покупка авансом: вы платите сейчас, а производитель за это фиксирует цену, бронирует для вас нужный объем вина и высылает его, когда пройдет время выдержки.

Чтобы понять, как работает система фьючерсов, нужно разобраться в том, как устроена биржа бордосских вин. Большинство сделок по покупке и продаже премиальных вин во всем мире происходят на одной бирже, Place de Bordeaux. Если обычные виноделы по всему миру продают вино напрямую дистрибьюторам, то бордосские замки заключают сделки через куртье и негоциантов. Куртье — это посредники, которые консультируют замки по ценам и каналам сбыта: рекомендуют, с кем и как заключить сделку. Негоцианты — фирмы, которые непосредственно продают вино дистрибьюторам. Как правило, негоциант работает с десятками замков и десятками стран. Это удобно: владельцы замков ведут переговоры с несколькими негоциантами вместо сотни дельцов из разных стран, а импортер в условной России может купить вина многих замков у одного поставщика.

Эта система посредников зародилась еще в 17 веке. Голландские и британские торговцы того времени покупали вино в бочках, сами выдерживали и разливали его по бутылкам. Небутилированное вино продавали вплоть до 60-х годов 20 века. Цены даже на лучшие вина были низкими, виноделы стремились продавать вино как можно раньше. Бутылка Chateau Lafite Rothschild в 50-е уходила негоциантам за 1 доллар. В наши дни благодаря глобальной торговле и возросшему спросу сумма выросла в 400—600 раз, а в рознице в России бутылка может стоить и больше 100 тысяч рублей.

Но традиция en primeur (ан-примёр), то есть покупки авансом еще не бутилированного вина, сохранилась до наших дней. Сама биржа при этом значительно расширилась, продавать свои вина на Place de Bordeaux стремятся лучшие производители со всего света: здесь торгуются тосканская Sassicaia, калифорнийский Opus One, чилийская Almaviva.

Кампания en primeur в наши дни — это ежегодное мероприятие, которое длится две недели. Каждой весной 5 тысяч негоциантов, импортеров из десятков стран и журналистов из сотен изданий посещают замки, пробуют вина и составляют свое мнение о качестве урожая, который пока еще выдерживается в бочках. Значительное влияние на цены оказывают оценки критиков: раньше рынок прислушивался к мнению Роберта Паркера, после его ухода ключевой фигурой стал Джеймс Саклинг.

Когда баллы критиков уже известны, замки анонсируют свои цены и продают вино на бирже несколькими траншами. Обычно активная фаза торгов проходит в течение 2—3 недель в апреле и мае. Как правило, самым выгодным предложением становится первый транш, а на последующие замки корректируют цены в зависимости от спроса. В 2020 году вирус перенес торги на май — июнь. До конца июля можно купить вино через дистрибьютора — об этом ниже.

Как грамотно потратить и сэкономить
Рассказываем в нашей рассылке дважды в неделю. Подпишитесь, чтобы совладать с бюджетом

Кампания 2019 года

В 2020 году продают вино урожая 2019 года, в виноделии год урожая называется винтажом. Карантинные меры во Франции не позволили провести ежегодную дегустацию в Бордо, но несколько дегустаций провели децентрализованно, а ключевые фигуры рынка получили образцы от сотен замков и постепенно анонсируют свои рейтинги. Например, доступны оценки вышеупомянутого Джеймса Саклинга и британского гида Decanter. Практически все эксперты сходятся в оценке винтажа как отличного, хотя и не великого, — и его можно купить по выгодной цене.

Цену даже превосходных вин формирует не только качество, но и спрос. А с ним гораздо сложнее: в 2019 году Трамп поднял таможенные пошлины на европейские вина, снизились продажи французских вин в Китае, а в довершение всего коронакризис привел к закрытию ресторанов, на которые в Европе приходится более трети продаж вина.

Эксперт журнала Decanter Джейн Энсон прогнозировала снижение цен примерно на 30% по сравнению с предыдущим годом — несмотря на аналогичное качество. Пока что объявленные несколькими замками цены подтверждают этот прогноз. Винодельня Chateau Pontet-Canet объявила, что одноименное вино стоит 58 $ (4109 Р), дисконт к прошлому году составил 31%. В результате весь объем вина продали за три часа торгов.

Обычно проводят одну большую дегустацию в Бордо, но из-за пандемии в 2020 году провели несколько дегустаций в разных городах. Фото: Союз Гран Крю Бордо
Обычно проводят одну большую дегустацию в Бордо, но из-за пандемии в 2020 году провели несколько дегустаций в разных городах. Фото: Союз Гран Крю Бордо
Например, так прошла дегустация в Париже. Фото: Союз Гран Крю Бордо
Например, так прошла дегустация в Париже. Фото: Союз Гран Крю Бордо
Обычно проводят одну большую дегустацию в Бордо, но из-за пандемии в 2020 году провели несколько дегустаций в разных городах. Фото: Союз Гран Крю Бордо
Обычно проводят одну большую дегустацию в Бордо, но из-за пандемии в 2020 году провели несколько дегустаций в разных городах. Фото: Союз Гран Крю Бордо
Например, так прошла дегустация в Париже. Фото: Союз Гран Крю Бордо
Например, так прошла дегустация в Париже. Фото: Союз Гран Крю Бордо

Сколько можно сэкономить

Для российских потребителей участвовать в en primeur выгодно по трем причинам. Во-первых, цена ниже, потому что не нужно переплачивать за полку в ретейле. Во-вторых, маржа импортера минимизируется до описанных выше технических операций по логистике и таможенному оформлению. В-третьих, изначальная цена выгоднее, чем на вторичном рынке.

Минимальный размер заказа зависит от дистрибьютора: например, могут принимать заказы от 12 бутылок.

Сравнение цен en primeur с актуальными ценами в РФ

Цена через дистрибьютора в 2017Актуальная цена на winestyle.ru
Ch. Margaux 201655 990 Р126 990 Р
Ch. Quintus11 990 Р41 248 Р
Ch. Lynch-Bages11 990 Р31 763 Р
Ch. Rauzan-Segla7490 Р23 490 Р
Ch. Giscours5490 Р16 748 Р
Ch. Phelan Segur3990 Р10 511 Р
Ch. Margaux 2016
Цена через дистрибьютора в 2017
55 990 Р
Актуальная цена на winestyle.ru
126 990 Р
Ch. Quintus
Цена через дистрибьютора в 2017
11 990 Р
Актуальная цена на winestyle.ru
41 248 Р
Ch. Lynch-Bages
Цена через дистрибьютора в 2017
11 990 Р
Актуальная цена на winestyle.ru
31 763 Р
Ch. Rauzan-Segla
Цена через дистрибьютора в 2017
7490 Р
Актуальная цена на winestyle.ru
23 490 Р
Ch. Giscours
Цена через дистрибьютора в 2017
5490 Р
Актуальная цена на winestyle.ru
16 748 Р
Ch. Phelan Segur
Цена через дистрибьютора в 2017
3990 Р
Актуальная цена на winestyle.ru
10 511 Р

Дополнительный стимул — скачущий курс рубля. Например, владелец петербургского стейк-хауса Андрей Петухов в 2012—2013 приобрел несколько вин для личного погреба, а получил их уже после падения курса рубля, в 2014—2015 годах. К моменту получения вин они стоили на российском рынке значительно больше.

Как можно сэкономить на покупке вина en primeur

Цена покупки в 2012—2013 годуАктуальная цена на winestyle.ru
Ch. Smith Haut Lafitte Rouge2910 Р62 990 Р
Ch. Montrose 20105490 Р59 990 Р
Ch. Cos d’Estournel 20098846 Р52 311 Р
Ch. Ducru-Beaucaillou 20081717 Р37 988 Р
Ch. Pichon-Longueville Baron 20083320 Р29 665 Р
Ch. Smith Haut Lafitte Rouge
Цена покупки в 2012—2013 году
2910 Р
Актуальная цена на winestyle.ru
62 990 Р
Ch. Montrose 2010
Цена покупки в 2012—2013 году
5490 Р
Актуальная цена на winestyle.ru
59 990 Р
Ch. Cos d’Estournel 2009
Цена покупки в 2012—2013 году
8846 Р
Актуальная цена на winestyle.ru
52 311 Р
Ch. Ducru-Beaucaillou 2008
Цена покупки в 2012—2013 году
1717 Р
Актуальная цена на winestyle.ru
37 988 Р
Ch. Pichon-Longueville Baron 2008
Цена покупки в 2012—2013 году
3320 Р
Актуальная цена на winestyle.ru
29 665 Р

Как можно поучаствовать в торгах

Самый простой способ для россиян принять участие в en primeur — обратиться к одному из работающих с Бордо импортеров. Я опросил больше двадцати компаний, импортирующих вино в Россию, наличие услуги подтвердили три из них: Simple, Vinoterra и DP-Trade. Технически все происходит через менеджера: нужно выбрать вино или спросить совета, сформировать заказ, оплатить его в рублях и подождать два года до поставки.

На покупку фьючерсов для клиентов решаются немногие компании — в первую очередь из-за невысокой маржинальности: выгоднее привезти это же вино самим и продать его по актуальной на рынке цене. Поэтому en primeur в большей степени используют как инструмент поддержания лояльности клиентов, а не как способ заработка.

Казалось бы, вместо российских импортеров выгоднее напрямую обратиться к французским продавцам, то есть бордосским негоциантам. Но у этого решения есть ряд технических сложностей:

  1. Крупные игроки работают с крупными партиями — объемы их заказов начинаются от десятков тысяч евро.
  2. Импортер внутри страны собирает воедино сотни заказов — через него легче получить квоты на «голубые фишки», спрос на которые многократно превышает предложение и которые не выделят единичному покупателю.
  3. Если купить вино напрямую у негоцианта, придется дополнительно оплачивать таможенное оформление и доставку вина через технического импортера.

В общем, заказывать вино для собственного употребления в России выгоднее у импортера. А вот если нужно наполнить погреб в доме на Лазурном побережье — разумнее обратиться напрямую к негоцианту во Франции, то есть к распространителю вина.

Можно ли заработать на инвестициях в вино

Часто можно встретить мнение, что вино — выгодная инвестиция. Мол, купленный сейчас какой-то определенный сорт через пять лет может подорожать в десятки раз.

К сожалению, к российским реалиям это утверждение малоприменимо. Проблема в том, что российское законодательство напрямую запрещает перепродажу алкоголя частными лицами. Возможно, цена вина и вырастет, но продать его потом будет сложно. Вторую сложность иллюстрирует чарт британской биржи Liv-ex: он показывает, как меняются цены на топовые вина Бордо 2018 года с момента релиза. В среднем все вина индекса Bordeaux 500 выросли за год на 1%, при этом покупатели Ch. Lafleur получили значительный выигрыш, а покупатели Ch. Cheval Blanc и Ch. Grand-Puy-Lacoste оказались в минусе.

Поэтому en primeur — это про собственное употребление, а не про инвестиции.

Источник: биржа Liv-ex
Источник: биржа Liv-ex
Источник: биржа Liv-ex
Источник: биржа Liv-ex

Запомнить

  1. Вино в России ощутимо дороже, чем в Европе, — из-за акцизов и системы учета алкоголя. Но компании-импортеры могут доставить вино по европейским ценам.
  2. Если вы регулярно пьете белые, красные и десертные вина Бордо стоимостью от 2 тысяч рублей за бутылку, есть два месяца в году, когда вы можете приобрести их значительно дешевле. В 2020 году вирус отложил торги на май и июнь, в 2021 они должны пройти в марте и апреле.
  3. En primeur — это выгодно, но это игра вдолгую: покупатель получит вино примерно через два года, после выдержки в бочке, розлива по бутылкам, доставки и оформления.
  4. Инвестировать в вино таким способом не получится: заказчик получит вино по привлекательной цене, но законы РФ запрещают продажу алкоголя частными лицами. Для инвестиций лучше обратиться к негоцианту в Бордо, который может совершать сделки с вином непосредственно на бирже, но без доставки физического продукта.