«Сейчас под моим началом 600 человек»: как поверить в себя и стать руководительницей
По данным Росстата, среди руководителей женщин на 8% меньше, чем мужчин.
Читательницы Т—Ж, которые управляют командами, рассказали, как им удалось построить карьеру, с какими трудностями они столкнулись и что бы посоветовали молодым специалисткам.
Это истории читательниц из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Когда смогла совместить роли матери и руководительницы большой команды
Образование. Я всегда была фанатом учебы. В 2013 году окончила специалитет по социальной психологии в Российском государственном гуманитарном университете и затем поступила в аспирантуру по общей психологии.
Пока писала диссертацию, захотела попробовать себя в подборе персонала — в университете были предметы, связанные с организационной психологией. Работа давалась легко, но банально меня не вдохновляла. Уже готовясь к защите, решила сменить специализацию и заняться UX-исследованиями. Вуз дал много информации, которая могла пригодиться в этой сфере: я освоила основы экспериментальной психологии, училась у экспертов когнитивной психологии.
Карьерный путь. Я начинала UX-карьеру в стартапе, а в 2017 году попала в VK на роль аналитика-исследователя. Тогда таких специалистов еще не закрепляли за конкретными командами, и это стало отличной возможностью познакомиться с интересными людьми и продуктами. В 2018 году я стала руководителем направления и проводила исследования в e-commerce — моя команда помогала сервису объявлений. Чуть позже у меня появились стажеры.
В 2019 году ушла в декрет. Для меня было важно сохранить экспертность, поэтому я следила за отраслевыми конференциями, чтобы держать себя в тонусе. Когда началась пандемия, все переместились в онлайн — стало даже проще.
В 2021 году я вышла из отпуска по уходу за ребенком. Хотелось новых вызовов, и я присоединилась к команде «Райффайзенбанка» на позицию Lead UX/CX. Уже через год вернулась в VK: поняла, что темп работы в этой компании приносит больше драйва.
По возвращении мне предложили должность руководителя лаборатории. Конечно, было страшно: я остро почувствовала переломный момент роста со специалиста до менеджера. Новая роль стала вызовом — до этого я в первую очередь была исследователем и не погружалась так глубоко в менеджерские процессы.
Сейчас у меня в подчинении 17 человек. Я координирую исследования в Почте и Облаке Mail.ru, голосовом помощнике Марусе, новом продукте RuStore. Исследования проводятся давно, мы наработали опыт и сейчас можем влиять на стратегию развития сервисов.
Трудности. На первых порах помогало общение с другими руководительницами. В компании организовано профессиональное женское сообщество VK Women, где девушки на высоких должностях делятся опытом, как справлялись с трудностями и искали баланс между работой и личной жизнью.
У меня была проблема с разграничением ролей матери и начальника. Для мужчины допустимо, когда на онлайн-встрече видно детей на заднем плане, но, если во время разговора с коллегами ко мне подходила дочь, казалось, что они думают: «Ну вот, она еще и работает с ребенком». Но такой стереотип был только в моей голове.
Если говорить о рабочих моментах, то я хотела изменить процессы в команде, но опасалась сопротивления со стороны подчиненных — сильных и самостоятельных ребят. Лучший совет дала моя руководительница: не гнаться за быстрым результатом, а наблюдать за сотрудниками и вводить улучшения постепенно.
Это очень мне помогло. Я посмотрела на команду как на слаженный механизм и решила, что мы будем вместе выстраивать работу. Так мы перешли от стандартных исследований к анализу, по итогам которого улучшаем продукт.
Совет. Я рада, что пришла в сферу UX-исследований, и мне приятно, что сейчас в этой области много девушек. Рекомендую молодым специалисткам быть любознательными, не стесняться задавать вопросы, ведь большинство коллег открыты к диалогу и готовы помочь.
Еще я уверена, что можно быть классным руководителем и хорошей матерью. Вижу позитивный опыт других женщин, и это очень вдохновляет и дает поддержку.
Когда осуществила мечту и начала помогать женщинам
Образование. Я окончила Московский авиационный институт по специальности «управление проектами» в 2015 году. Считаю, что в первую очередь высшее образование дало софт-скиллы: гибкость, умение быстро находить решение и заниматься несколькими задачами одновременно. Все эти качества позже пригодилось в работе, когда я готовила к запуску две большие просветительские кампании — обе завершились с отличным результатом.
Карьерный путь. Раньше я работала в области HR и занималась развитием бренда работодателя. Команде Avon меня порекомендовала бывшая коллега. Сразу после собеседования я поняла, что хочу там работать, и уже на следующий день получила оффер.
Сначала я занималась продвижением бренда работодателя. Потом перешла в команду развития талантов, которая отвечает за обучение и карьерное развитие сотрудников в России и странах Центральной Европы. Параллельно меня попросили помочь команде, которая работала с благотворительными программами, выстроить коммуникацию в социальных сетях.
Я согласилась, потому что мне близка концепция корпоративной социальной ответственности. Мне нравилось развивать кампанию по борьбе с раком груди — еще в детстве я видела упоминания миссии в каталогах Avon. Я даже задумалась, что было бы здорово перейти в эту команду через пару лет, но мечта сбылась намного быстрее. Уже через месяц мне предложили управлять благотворительными программами Avon в России. Я была счастлива!
Сейчас я координирую направление корпоративной социальной ответственности и внешние коммуникации. В мои задачи входят работа с фондами, отбор благотворительных программ и распределение денежных пожертвований между ними.
Еще мы рассказываем о признаках рака груди и о том, как распознать домашнее насилие. Наш проект «Азбука абьюза» объясняет, какие формы могут принимать нездоровые отношения в паре.
В Тулу мы привозили петербургских онкологов от фонда «Не напрасно». Пациентки получили второе профессиональное мнение о своем диагнозе, а одну врач даже успела прооперировать.
С 2023 года я начала вести направление корпоративных коммуникаций. Сейчас мы сотрудничаем со СМИ и блогерами, чтобы продвигать бренд и усиливать имидж прямых продаж. Если вы видите в журналах продукт Avon, возможно, именно мы с командой работали над ним.
Трудности. В самом начале, пребывая в эйфории после оффера, я испытала эффект Даннинга — Крюгера, когда из-за неполноты знаний не осознаешь своих ошибок. Думала, что могу все и помогу всем, но оказалось, что это не так.
Когда я начала заниматься социальными проектами, градус нервозности сильно вырос — ведь если не сделаю все вовремя, женщины не получат помощь! Я очень старалась, но не могла предусмотреть форс-мажоры, из-за которых сдвигались сроки запуска проектов.
Мой синдром спасателя говорил: «Как так! Надо все в срок и никак иначе».
Чтобы справиться с проблемой, я медитировала, смотрела интервью руководителей НКО о работе в социальных областях и тренировала «холодный ум». Сейчас я учитываю в плане возможные риски, чтобы дедлайн был реалистичным, и справляюсь со стрессом гораздо лучше, чем раньше.
Совет. В Avon нет проблем с женским лидерством. В наших компаниях по всему миру 52% руководящих позиций занимают женщины, а в российском офисе даже больше — 63%. Так что я не чувствую дискриминации ни в чем. Но девушкам, которые хотят построить крутую карьеру, могу дать три важные рекомендации.
Во-первых, не отказывайтесь от нового. Относитесь к карьере как к набору навыков, которые вы приобретаете, и оценивайте, насколько они делают вас дороже на рынке. Если новый опыт прибавит вам ценности и вам интересно — соглашайтесь.
Во-вторых, развивайте гибкость. Мир быстро меняется, и надо под него подстраиваться. Не планируйте карьеру на 5—10 лет вперед — возможно, к тому времени ваша специальность перестанет существовать. Будьте готовы изменить курс: если вы нужны рынку в другой роли, почему бы и нет.
В-третьих, будьте в теме. Поддерживайте актуальные знания и следите за другими проектами. Это вдохновляет и помогает принимать качественные решения.
Когда ощутила на себе все сложности и вызовы руководящей должности
Образование. Я окончила бакалавриат МГУ по специальности «государственное и муниципальное управление» в 2016 году. После пошла в магистратуру ВШЭ по корпоративным финансам. Готовилась все лето 2017 года, открыла для себя макро- и микроэкономику, задачи по корпоративным финансам.
Учиться оказалось сложнее, чем в МГУ: программа ориентирована на практику, мы решали много кейсов в командах. Требовалась хорошая база по экономике, матстатистике и эконометрике.
Карьерный путь. Успела попробовать себя в разных ролях: преподавателя, координатора, диджитал-маркетолога, аккаунт-менеджера и руководителя.
Работать начала еще в студенчестве. Сначала преподавала на курсах в учебном центре Maximum Education. Перед учебным годом для преподавателей провели крутой интенсив, рекомендации оттуда использую до сих пор.
Я вела очные и онлайн-занятия по обществознанию — последние слушали 100 человек. Другим важным направлением стал партнерский проект с «Яндексом», где мы готовили задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Я координировала процесс и передавала проверенные материалы. Было страшно ошибиться, и гиперответственность осталась со мной до сих пор.
Во время магистратуры получила опыт в диджитал-маркетинге. Начала со стажировки в компании, где у меня было много практических задач. Я писала тексты, настраивала процессы, общалась с заказчиками, запускала таргетированную рекламу и тестировала ее на разных аудиториях, работала с посадочными страницами — сайтами, где описаны товар или услуга.
В начале 2019 года я сломала ногу на скалодроме, уволилась с работы из диджитал-агентства и ушла в отпуск, чтобы спокойно дописать магистерскую диссертацию. Все это время мне было стыдно, что не работаю. Летом решила, что не хочу идти куда-то без четкого видения целей и интересов, и купила подписку на карьерный клуб. Это помогло лучше понять себя, рынок, научиться писать резюме и искать вакансии на разных площадках.
Я отправила резюме и сопроводительное письмо, и через некоторое время мне позвонил рекрутер и предложил три или четыре вакансии в компании. Сразу выбрала Т-Образование.
Я успешно прошла отбор из двух интервью и тестового задания. На позицию продуктового маркетолога вышла 19 декабря 2019 года, так все и закрутилось.
В ноябре 2020 года меня повысили до тимлида продуктового маркетинга на проектах Т-Образования и HR-бренда, а в августе 2022 года я перешла на должность руководителя продуктового маркетинга и HR-бренда.
До того, как стать руководителем, я долго сомневалась, даже дважды отказывалась от повышения. Мне было комфортно на позиции тимлида с двумя подчиненными. Впервые за долгое время советовалась с папой. Он спросил: «Сколько человек? Задачи ясны?» Я ответила: «Пока не больше десяти сотрудников в подчинении, цели понятны, так как их генерирую в том числе я сама». Папа ответил: «Ну вот, не сто человек же сразу, не надо отказываться».
На позиции руководителя я отвечаю за команду продуктового маркетинга HR-бренда. У меня в команде десять сотрудников, но скоро их станет больше: открыт набор еще на пять вакансий.
Работаем по огромному количеству направлений: аналитика, качественные и количественные исследования целевой аудитории, промокампании, спецпроекты, социальные сети.
Трудности. На мой взгляд, во всем мире девушкам строить карьеру по-прежнему сложнее, чем мужчинам, и в будущем это не изменится. Одна из причин — рождение детей. Для меня вопросы про декрет — хороший индикатор, который показывает, с какими работодателями лучше не связываться.
По опыту прошлых работ могу сказать, что женщины порой сталкиваются со снисходительным отношением. Будто кредит доверия у мужчин больше, а наши слова не воспринимают всерьез. Бывало, что на встречах слышала обращение «девчата», «девушки» и улавливала пренебрежительный тон. Приходилось быть жестче, ставить оппонента на место или зеркалить его поведение. Однажды я даже ответила коллеге: «У нас тут юноши, парнишки молодые, неопытные».
Я выступаю за то, чтобы мужчин тоже не попрекали стереотипными фразами вроде «будь мужиком». Стоит давать свободу друг другу и меньше проецировать на другого человека свое восприятие того, как правильно жить.
С мужчинами старшего поколения было сложнее преодолеть этот барьер. Иногда нет смысла тратить на это время и пытаться за одну встречу исправить человека. Надежнее оказалось работать над своим восприятием ситуации, чтобы спокойно идти дальше.
Сейчас я редко сталкиваюсь с дискриминацией, потому что мой осознанный выбор — работать с адекватными, рефлексирующими людьми. На моей нынешней работе в первую очередь смотрят на навыки.
Совет. Слово «руководство» звучит красиво и статусно, но это очень дорого — и я имею в виду не зарплату. Моя голова перегружена каждый день, тяжело тормозить себя в выходные и не думать о работе, не оставляют новые идеи, мысли о запусках и команде. Помогает побегать, сходить на кроссфит с утра или запланировать что-то на вечер, чтобы не засиживаться в офисе.
Еще одна сложность — огромное количество коммуникаций и расфокусировка: есть и ручные, и стратегические, и личные задачи, и менеджмент — и все приходится решать одновременно. Чтобы справляться, нужны эмоциональная стабильность и стойкость, а они приходят с опытом.
Работать с людьми непросто, особенно когда отношение к жизни, подход к решению задач и скорость реакции разнятся. Не нужно проецировать свое восприятие на других. Лучше постараться осознать причины своих реакций.
Когда открыла бизнес в студенчестве, а после возглавила центры разработки Т-Банка
Образование. Я родилась и живу в Екатеринбурге. С 2009 по 2014 год училась в УрФУ на физтехе по направлению «социальная безопасность». На факультете в основном учатся парни, но в моей группе преобладали девушки, и я ни разу не слышала от преподавателей, что девочкам здесь не место.
В середине третьего курса я поступила в институт переподготовки и повышения квалификации на специальность «экономика и управление на предприятии». Учеба длилась два с половиной года, вплоть до окончания специалитета. Я смогла совмещать получение двух образований, хоть временами было непросто, особенно когда пришлось одновременно готовиться сразу к двум защитам диплома.
Карьерный путь. В университете у меня не было целостного видения карьеры и будущего: хотелось работать с людьми, решать аналитические задачи и применять на практике знания по статистике и анализу данных.
Студенткой я подрабатывала промоутером и мерчандайзером выходного дня. Помню, как раскладывала по полкам корм для животных в компании «Марс». На четвертом курсе мы с другом открыли небольшой бизнес: производили и продавали стеклянные магнитно-маркерные доски. Кстати, наша компания Askell существует до сих пор — теперь ею руководит друг.
Незадолго до выпуска я устроилась в небольшое кадровое агентство, где проработала два с половиной года. Там оценивала персонал, вела переговоры и подбирала топ-менеджеров. Специализировалась на инженерах, так как благодаря физтеху могу оценить технический склад ума.
В 2016 году меня пригласили работать в HR-департамент одного банка в Екатеринбурге. Я искала ИТ-специалистов: банк и департамент стремительно росли и нуждались в новых кадрах. Тогда я не была погружена в эту сферу — пришлось разбираться в процессах с нуля.
Я ушла в Т-Банке в 2017 году. С трудоустройством произошла интересная история. Коллега рассказал, что банк открывает в регионах центры разработки, ТЦР, в том числе и в Екатеринбурге. Он же отправил ссылку на вакансию руководителя отдела по работе с персоналом.
Я прочитала многочисленные требования к кандидатам и подумала, что не пройду в такую крупную компанию, но из любопытства решила направить резюме. В итоге меня взяли. Считаю, это произошло потому, что на прошлой работе я выходила за рамки своей функциональности: не только занималась наймом, но и помогала ИТ-департаменту, изучала специфику бизнеса.
Спектр задач в Т-Банке с самого начала был очень широким, приходилось заниматься буквально всем: открытием офиса в Екатеринбурге, развитием комьюнити, административной частью. Сперва работа казалась авантюрой, но увлекала и вдохновляла.
К 2020 году я стала замдиректора офиса, а в 2021 году — региональным директором ТЦР «Екатеринбург». Вскоре компания стала объединять центры разработки в макрорегионы: так удобнее для управления. В 2022 году я возглавила макрорегион «Урал-Сибирь», куда входят пять центров разработки: в Новосибирске, Томске, Омске, Челябинске и Екатеринбурге. Сейчас под моим началом находятся 600 человек в макрорегионе и десять непосредственно в команде.
Мы ведем множество интересных проектов, один из моих любимых — проектная практика. Я выстраиваю и поддерживаю отношения с ведущими региональными вузами: УрФУ, Омским и Томским политехническими университетами. Вместе с нашими менторами студенты работают над техническими проектами — например, делали мобильное приложение и чат-бота. Еще мы обучаем Scala-разработчиков и приглашаем студентов на ИТ-стажировки.
Трудности. Я ни разу за все время работы не сталкивалась с гендерной дискриминацией. Мой пример говорит о том, что женщина может стать руководителем в крупной компании. У нас три девушки возглавляют макрорегионы: Поволжье, Санкт-Петербург, Урал-Сибирь.
Я сама никогда не мыслю с позиции сексизма: не важно, какого пола сотрудник, если он эффективен.
Помню, когда начинала руководить макрорегионом, не могла свыкнуться с тем, что больше не нужно решать задачи более низкого уровня. Я делегирую их подчиненным, а сама только помогаю. Многие дела сложно было передать другим, так как мне самой было интересно, например, составлять задания для региональных университетов. Хоть это и увлекательно, но я в первую очередь менеджер и руководитель.
Совет. Чтобы прокачать управленческие навыки, я читала книги «Бизнес без МВА» Максима Ильяхова и Олега Тинькова, «Теорию игр» Авинаша Диксита и Барри Нейлбаффа и «Эффективный коучинг. Уроки тренера коучей» Майлза Дауни. Я убеждена, что нужно читать не только книги для менеджмента, но и междисциплинарные работы и автобиографии. Мои фавориты — «Моя жизнь. Мои достижения» Генри Форда и «Никаких правил. Уникальная культура Netflix» Рида Хастингса и Эрина Мейера.
К трудностям в профессии отношусь легко и всем советую попробовать такой подход на практике. Каждую сложность воспринимаю как интересную задачу. А еще важно не поддаваться панике из-за факторов, на которые невозможно повлиять, и сохранять в коллективе рабочий настрой, несмотря на неопределенность. Таким испытанием стал, например, коронавирус. Грамотный руководитель проявляет эмпатию к подчиненным, но никогда не пропускает их чувства через себя. Умение сохранять баланс приходит с опытом.