Многие считают: деньги лучше всего мотивируют человека работать и действовать в целом.
Философ и основоположник экономической теории Адам Смит считал: люди по своей природе ленивы и будут работать только за плату. Эти идеи он высказал еще в 18 веке, но они до сих пор влияют на наше представление о работе.
Рабочий процесс во многих компаниях выстроен так, будто единственная мотивация сотрудника — это зарплата. Чтобы он хорошо выполнял свои обязанности, его нужно всячески контролировать, например вводить KPI и считать рабочее время. А если этого не делать — сотрудник не захочет выполнять свои обязанности. В этой статье мы рассмотрим, действительно ли финансовая мотивация так всесильна.
Что такое мотивация
Мотивация — это желание действовать, чтобы добиться цели, которая удовлетворяет ту или иную нашу потребность. А еще движущая сила человеческого поведения: без мотивации людям бы не хотелось ни работать, ни убираться дома, ни общаться с близкими — вообще ничего бы не хотелось. Так часто происходит во время депрессии: человек теряет интерес ко всему, что раньше нравилось, и ни в чем не видит смысл. Любое действие, даже самое простое — например, встать с кровати и умыться, — при дефиците мотивации превращается в подвиг силы воли.
Считать мотивацию чем-то сугубо психологическим — неправильно: это в той же мере физиологический процесс. Ведь неслучайно проблемы с мотивацией возникают при депрессии и других психических заболеваниях, которые меняют работу мозга. Желание что-то делать рождается в так называемой системе вознаграждения мозга. Ее нейроны находятся в разных областях мозга и общаются с помощью нейромедиатора дофамина. Когда мы видим что-то, что потенциально принесет нам пользу и удовольствие, нейроны системы вознаграждения возбуждаются. Происходит выброс дофамина — и мы начинаем предвкушать удовольствия от достижения цели и стремиться к ней.
Насколько сильно деньги нас мотивируют
Не все цели и награды — даже если они кажутся важными — мотивируют мозг достаточно, чтобы их достичь. Например, человек может хотеть каждый день начинать с зарядки и есть больше фруктов и овощей, но все равно тратить утро на чтение новостей, а вечером заказывать пиццу.
Психологи объясняют это так: мотивация бывает двух типов — и эффективны они не в равной степени. Первый тип — мотивация внешняя: она исходит от других людей или ожидания награды. Второй тип — мотивация внутренняя: это когда мы сами хотим что-то делать. Например, если вы считаете важным заботиться о здоровье, делаете зарядку и получаете от этого удовольствие — это внутренняя мотивация в действии.
Если же вы делаете зарядку ради статуса или чтобы поразить всех фигурой на пляже — это уже внешняя мотивация. Психологи считают ее менее эффективной, чем внутреннюю: вы меньше вдохновлены, скорее бросите занятие, получите меньше удовольствия от достижения цели. Со временем внешняя мотивация «изнашивается» и все меньше подталкивает вас вперед, хотя сперва и может подстегнуть. Внутренняя, наоборот, не имеет срока годности — потому что идет изнутри, связана с ценностями и является частью личности.
Исследования подтверждают, что связь между деньгами и мотивацией гораздо сложнее, чем расхожее представление «чем выше зарплата, тем более человек мотивирован». Например, американские ученые пришли к выводу, что удовлетворенность работой почти не зависит от зарплаты. Они проанализировали 92 исследования, проведенных в течение 120 лет и охвативших более 15 000 человек из разных стран, и обнаружили: связь между размером зарплаты и удовольствием от работы крайне низкая. Такой же результат получили эксперты института исследований общественного мнения Gallup, изучив данные 1,4 млн сотрудников из 192 организаций, 49 отраслей и 34 стран. А значит, на удовольствие от работы и мотивацию трудиться гораздо больше влияют не деньги, а другие факторы.
Конечно, нельзя говорить о том, что деньги вовсе не отражаются на качестве работы. Действительно, повышение зарплаты может вызвать прилив мотивации работать — но только если оно составило не меньше чем 7—8%. При этом у внешней мотивации короткий срок годности, так что чтобы поддерживать увлеченность сотрудников таким образом, придется регулярно прибавлять к их доходу 7—8%.
Кроме того, деньги могут и вовсе отрицательно повлиять на мотивацию. Стоит заплатить человеку за некое действие — и он больше не захочет делать то же самое бесплатно, даже если это что-то увлекательное и ему нравилось.
Впервые этот эффект обнаружили в 1973 году. Исследователи из Стэнфорда и Мичиганского университета предложили дошкольникам заняться чем-нибудь интересным — например, порисовать. Дети с энтузиазмом рисовали. После этого им вручили награду — сертификат с золотой печатью и лентой, эдакий детский аналог зарплаты. Потом детям снова предлагали рисовать. Но теперь они соглашались, только если им обещали вручить награду. Если же сертификат с золотой печатью и лентой им не предлагали, дошкольники в два раза менее вероятно приступали к рисованию — хотя раньше рисовать им нравилось.
Более поздние эксперименты, в которых исследовали разные демографические группы и тестировали разные виды деятельности, подтвердили эти результаты. Например, в одном исследовании людей просили помочь загрузить кушетку в фургон. Тем, кому предлагали заплатить, соглашались реже, чем те, кого просто просили помочь бесплатно.
По всей видимости, оплата превращает внутреннюю мотивацию — «мне это нравится», «я считаю это значимым» — во внешнюю: «мне заплатят». Помощь становится услугой, а удовольствие — обязанностью. «Опора на внешние награды снижает удовлетворенность, — объясняет профессор Гарвардской школы бизнеса Артур Брукс. — Вам будет меньше нравиться работа, если ваша основная мотивация — престиж или деньги. Вы будете меньше ценить отношения, если будете выбирать друзей и партнеров, основываясь на их социальном положении».
Правда, некоторые ученые отмечают: негативный эффект на мотивацию деньги оказывают только тогда, когда нам платят за то, что нам и так интересно и важно. Если задачи скучные и рутинные — оплата вполне эффективный мотиватор.
Что мотивирует эффективнее, чем деньги
Сравнение себя с другими или с самим собой в прошлом — один из способов мотивировать себя на самосовершенствование. Правда, нередко такое сравнение превращается в источник фрустрации, а не вдохновения. Например, человеку кажется: его жизнь не такая интересная и насыщенная, как у людей, на которых он подписан в социальных сетях. Если это ощущение становится навязчивым, оно скорее будет не мотивировать человека, а погружать в печаль и самобичевания.
Другой способ мотивировать себя — искать источники внутренней мотивации. Это все, что связано с интересами, ценностями и удовольствием — и не связано с ожиданием вознаграждения или признания, дедлайнами или иным давлением извне. Например, это желание помогать другим, убеждение, что стоит постоянно совершенствовать себя, или удовольствие от самого процесса.
На первый взгляд кажется, что внутренняя мотивация — это не про работу, а про хобби или волонтерство. На самом деле она вполне совместима с работой. «Юристы покидают крупные фирмы, чтобы работать с малообеспеченными слоями населения, — пишет профессор психологии Суортмор-колледжа Барри Шварц. — Врачи отказываются от легких практик, чтобы работать в клиниках, которые обслуживают более бедные районы».
Найти внутреннюю мотивацию можно почти при любой работе. Это подтверждает опыт охранников в американских больницах. У них далеко не самые высокие зарплата и социально-экономический статус. Тем не менее когда ученые проанализировали их поведение, они узнали многое про внутреннюю мотивацию. Оказалось, что многие из них считали: смысл их работы — сделать все возможное, чтобы успокоить и утешить пациентов и их родных и помочь врачам и медсестрам лечить людей.
Чтобы помочь медсестрам поставить капельницы, охранники отвлекали пациентов: смешили, даже танцевали для них. За это никто им не платил, это не было их обязанностью — и тем не менее они тратили на это время и силы. Более того, это и было их главной мотивацией в работе. По их словам, мысли, что нужно помочь другим, поднимали их утром с кровати — а вовсе не мысли о зарплате.
Фокусироваться не на деньгах, а на ценностях, интересе, удовольствии — лучшая стратегия в работе. Люди, которые вдохновлены изнутри, в три раза более вовлечены в свое дело, чем люди, движимые мотивацией извне вроде денег. А значит, если вы хотите действительно получать удовольствие от того, что вы делаете, вам стоит поискать вдохновение внутри себя.
Что в итоге
Деньги — хороший мотиватор, только когда ваши задачи скучные и рутинные. Если то, что вы делаете, и так вам интересно, фокус на оплате может украсть радость и энтузиазм. Разумеется, это не значит, что нужно отказаться от прибавки к зарплате, если работа и так вам интересна: каждый человек должен получать адекватную компенсацию за свой труд. Скорее, нужно помнить, что деньги — не самый надежный источник вдохновения, даже если речь идет о рабочих обязанностях.
А еще каждому из нас стоит найти свою внутреннюю мотивацию в работе и не только и напоминать себе о ней, чтобы не терять интерес, радость и увлеченность тем, что вы делаете. Чтобы это сделать, стоит обратиться к своим ценностям и вспомнить качества, которые вы цените, например сострадание, заботу, честность и смелость, — и придумать, как воплотить их в деле, где вы хотите повысить мотивацию.
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine