Статистика
62K
Иллюстрация на обложке — Варя Щука

Исследование Тинькофф Журнала: сколько получают те, кто работает с текстами

Копирайтеры, редакторы, журналисты, сммщики и другие специалисты

81
Аватар автора

Редакция

провела исследование

Страница автора

В конце 2022 года мы провели большой опрос специалистов, чья работа связана с текстами.

Это не только копирайтеры, редакторы и сотрудники СМИ, но и сценаристы, UX-редакторы, пиарщики и многие другие — всего более 50 профессий. Цель исследования — разобраться, какие специалисты зарабатывают больше и как это связано с опытом, возрастом, полом и географией.

В итоге у нас получилось собрать почти 3,5 тысячи анкет. Мы проанализировали результаты и теперь рассказываем, что происходит на рынке труда в этой сфере.

Результаты исследования могут не совпадать с вашим опытом

Наше исследование — социологический срез. Мы приводим средние или медианные значения, а также карьерные сценарии, которые встречаются в отрасли чаще всего.

Например, вы копирайтер-самоучка, трудитесь на бирже фриланса с познаковой оплатой и зарабатываете 200 000 ₽ в месяц. Такое тоже бывает, но чаще подобные специалисты получают зарплату сильно ниже рынка. Мы же, в свою очередь, описываем именно типичные ситуации.

Мы делали выводы, основываясь на анкетах тех респондентов, которые указывали профессию, связанную с текстами, как основную работу. Это примерно 90% ответов. Если где-то речь идет именно о подработке, мы это уточняем.

Как выглядит система профессий у тех, кто работает с текстом

В процессе сбора данных мы составили карту профессий для отрасли. Она показывает, где на условной пирамиде должностей располагаются те или иные специальности. Уровни примерно соответствуют друг другу.

Такая карта поможет понять, в какую сторону развиваться человеку: расти «вверх» внутри конкретного направления, например в СММ или бренд-медиа, либо менять работу и двигаться горизонтально — в другую и, возможно, более перспективную сферу. Скажем, после работы корреспондентом в СМИ уйти в копирайтеры или авторы постов для соцсетей — на аналогичный уровень, но более высокую зарплату.

Понятно, что карта условная, так как никаких гостов или жестких тарифных сеток в этой отрасли нет. Но, как нам кажется, эта схема поможет определить свое место на рынке труда, спланировать карьерный трек или даже сменить профессию на близкую по набору необходимых компетенций.

Ниже перечислены профессии в самых популярных сферах деятельности по грейдам. Если по профессии собралось достаточно данных, мы также указываем медианную зарплату в тысячах рублей.

Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал

Меньше всего платят в книгоиздании, больше всего — в тексте для продуктов и PR

Средний доход по рынку — 87 025 ₽. Но в этом случае гораздо справедливее будет говорить о медианном доходе. Этот показатель разделяет все ответы на две части: одна половина работников получает зарплату выше этого значения, другая — ниже. В нашем случае медианный заработок составил 75 000 ₽.

Для сравнения: средняя зарплата по стране в конце 2022 года — 63 000 ₽ с учетом НДФЛ, то есть 54 800 ₽ на руки. Мы же просили указать чистый доход. Данных о медианной зарплате за 2022 еще нет, но в 2021 она была равна 35 370 ₽. В любом случае можно утверждать, что доход людей, которые выбрали профессию, связанную с текстами, в среднем выше, чем у большей части работников из других сфер деятельности.

Самый высокий медианный доход у тех, кто работает с текстами для продукта, а также в сфере PR и GR, — 85 000 ₽ в месяц. Меньше всего гонорары и зарплаты у людей, которые работают в книгоиздании и в сфере СММ, — около 50 000 ₽ и 60 000 ₽ соответственно.

Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал

Если посмотреть на распределение зарплат, можно сказать, что почти в каждой профессии, связанной с текстом, есть свой потолок дохода, пробить который удается меньшинству специалистов. Например, в копирайтинге и СММ это около 70 000 ₽, в редактуре — 90 000 ₽, у главредов и продуктовых редакторов — 140 000 ₽.

Соответственно, чтобы зарабатывать больше, недостаточно просто учиться, набираться опыта или искать новую работу. Нужно переходить на уровень выше по пирамиде профессий: копирайтеру — становиться редактором, редактору — главредом и так далее. Естественно, это не отменяет поиск более щедрых заказчиков, если вы фрилансер, или более богатой компании, если работаете в найме.

Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал
1/2
Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал

Работать на столичных заказчиков в полтора раза выгоднее, чем на компании в регионах

Медианная зарплата специалистов, которые живут в регионах и работают не на столичную компанию (под «столичными» мы подразумеваем работодателей в Москве, Подмосковье или Санкт-Петербурге), составляет 49 000 ₽. Скорее всего, эти люди живут в том же регионе или городе, где находится их работодатель.

Специалисты, которые трудятся на московские компании, получают больше — их медианный доход составляет 75 000 ₽, — но все еще зарабатывают меньше, чем москвичи: столичные заказчики платят им 96 000 ₽.

Как заработок зависит от места нахождения работодателя

Работа в Москве или областиРабота в ПетербургеРабота в другом регионе
Специалист живет в Москве или области96 000 ₽
Специалист живет в Петербурге90 000 ₽70 000 ₽
Специалист живет в другом регионе75 000 ₽49 000 ₽

Как заработок зависит от места нахождения работодателя

Работа в Москве или области
Специалист живет в Москве или области96 000 ₽
Специалист живет в Петербурге90 000 ₽
Специалист живет в другом регионе75 000 ₽
Работа в Петербурге
Специалист живет в Москве или области
Специалист живет в Петербурге70 000 ₽
Специалист живет в другом регионе
Работа в другом регионе
Специалист живет в Москве или области
Специалист живет в Петербурге
Специалист живет в другом регионе49 000 ₽

Мужчины зарабатывают на четверть больше, чем женщины

Работа с текстом — преимущественно женская профессия. Более того, нет ни одной профессиональной сферы в отрасли, где мужчины составляли бы большинство. Мужчин среди опрошенных оказалось в 3,6 раза меньше. Если представить себе небольшую редакцию медиа, в которой трудятся семь человек, то пятеро из них — женщины. Меньше всего мужчин среди корректоров: 9%. Больше всего — среди технических писателей: 32%.

Средний возраст человека, чья профессия связана с написанием или редактурой текстов, — 31 год. Вообще, написание текстов — отрасль с молодыми кадрами, и неважно, идет речь о СМИ, о продукте или о соцсетях. Почти 80% респондентов — люди в возрасте до 35 лет. Больше 50% — до 30 лет.

Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал

Несмотря на то что женщин в отрасли больше, зарплата у мужчин выше. Медианный показатель дохода независимо от пола составляет 75 000 ₽, но у мужчин — 85 000 ₽, а у женщин — 70 000 ₽. Этому есть несколько объяснений.

Во-первых, мужчины чаще занимают руководящие должности. Всего соотношение опрошенных мужчин и женщин составляет 16 к 84%. Но если смотреть только на руководящие должности, получится уже 25 к 75%, а среди владельцев бизнеса — 39 к 61%.

Во-вторых, гендерное неравенство наблюдается не только на руководящих должностях. Мужчины часто зарабатывают больше, даже когда находятся на одинаковых позициях с женщинами.

Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал

Специалисты с дипломом получают больше, чем самоучки и выпускники профильных курсов

53% участников исследования имеют за плечами профильное образование, но почти каждый третий из них дополнительно проходил курсы. 17% респондентов для входа в профессию оканчивали только курсы, а еще 31% — самоучки.

Медианная зарплата выше всего у тех, кто и получил профильное образование, и окончил курсы, — 80 000 ₽. Для сравнения: у тех, у кого есть только диплом, — 75 000 ₽, а у тех, кто прошел только курсы, — 70 000 ₽. Любопытно, что зарплата у последних ниже, чем у самоучек.

Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал

Какое профильное образование самое распространенное. Чаще всего специалисты с дипломом упоминали журналистику — 34%, филологию — 25%, а также маркетинг — 12%. Еще в топ-5 вошли специальности «PR и связи с общественностью» и «Издательское дело и редактирование».

Самые популярные вузы: МГУ — 7% от числа респондентов с профобразованием, СПбГУ — 4%, ВШЭ — 2%.

Что редакторы говорят о своем образовании

«Факультет журналистики, но он был в регионе и откровенно плох»

«Долгое время работала журналистом, но в конце концов разочаровалась в профессии: в университете заражают идеализмом, который в реальной жизни не применим»

«У меня высшее медицинское, что позволяет мне быть выше людей без образования, даже если они прошли 10 000 ступеней школы Ильяхова»

«Базу по копирайтингу и маркетингу я получила в вузе, но было это давно, и всему остальному я училась уже на практике»

Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал

Какие курсы популярны и как они влияют на зарплату. Каждый пятый из тех, кто написал что-либо в ответе на вопрос «Расскажите, где и как учились», упоминали первого главреда Тинькофф Журнала Максима Ильяхова, его книги, проекты или курсы.

Около 7% опрошенных говорили о школе редакторов «Бюро Горбунова», ректор которой тоже Максим Ильяхов, и о курсах компании «Нетология». Выше медианы доход у тех, кто учился в «Бюро Горбунова», — 100 000 ₽, а также у окончивших курсы «Яндекс-практикума» и «Нетологии» — 91 000 и 85 000 ₽ соответственно.

Что редакторы говорят о курсах и дополнительном образовании

«Проходила курсы, но не буду писать здесь какие, потому что эти люди не так известны»

«Ильяхов выступил проводником в мир текстов, и я все еще прислушиваюсь ко многим его советам»

«Никакие курсы не могут помочь. Только практика. Устраиваешься на работу и учишься по ходу дела»

*сейчас эти курсы делает редакция «Рыба». Источник: Тинькофф Журнал
*сейчас эти курсы делает редакция «Рыба». Источник: Тинькофф Журнал

14% респондентов упоминали самообразование, практику, опыт и общение со старшими коллегами

«Хорошие начальники-редакторы на работе, которые помогали освоить редактуру текста»

«Что касается написания текстов, учителя как такового не было: даже главреды вечно попадались то некомпетентные, то увольняющиеся. Сама пробивалась в газеты и писала как могу»

«Училась в работе: брала разные подработки под оттачивание навыков, которые мне нужны»

«Работала с опытными редакторами, которые подсказывали, где что можно поправить и как улучшить текст»

Получать познаковую оплату в два раза менее выгодно, чем работать с другими формами оплаты

Среднестатистический специалист, который работает с текстами, трудится в найме: лишь 29% респондентов — это фрилансеры. Кроме того, для подавляющей части работников этой сферы заработок на текстах — основная работа, а не подработка: так ответили девять из десяти опрошенных.

Фрилансеры, которым платят за количество знаков, имеют медианный доход в размере 38 500 ₽ в месяц. Для сравнения: люди, которые получают гонорар за текст или проект, зарабатывают 50 000 ₽. Выгоднее всего фрилансить на почасовой ставке: в месяц выходит 68 000 ₽.

Что касается людей, которые трудятся в найме, то здесь выгоднее стабильная ежемесячная оплата. Медианный доход таких специалистов — 80 000 ₽ в месяц. При оплате по часам заработок уменьшается до 65 000 ₽, а если специалисту платят за текст или проект — до 40 000 ₽.

Сколько зарабатывают фрилансеры и наемные сотрудники с разными системами оплаты труда

На фрилансеВ найме
Ежемесячная60 000 ₽80 000 ₽
Почасовая68 000 ₽65 000 ₽
За текст или проект50 000 ₽40 000 ₽
За знаки38 000 ₽

Сколько зарабатывают фрилансеры и наемные сотрудники с разными системами оплаты труда

Ежемесячная
На фрилансе60 000 ₽
В найме80 000 ₽
Почасовая
На фрилансе68 000 ₽
В найме65 000 ₽
За текст или проект
На фрилансе50 000 ₽
В найме40 000 ₽
За знаки
На фрилансе38 000 ₽
В найме

За первые пять лет карьеры доход увеличивается в полтора раза

Мы задавали респондентам вопрос о том, как изменилась их зарплата за последние три года. Оказалось, что три четверти опрошенных получают больше, чем три года назад. При этом у 52% зарплата выросла меньше чем в два раза, а у 24% — больше чем в два раза.

Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал

Есть четкая связь роста дохода с опытом: каждые два года в профессии в среднем прибавляют к заработку около 10 000 ₽. С ростом стажа с нуля до пяти лет среднестатистический специалист увеличивает свой доход больше чем в полтора раза.

Причем это касается и тех, кто не менял должность: например, копирайтер с опытом работы не менее трех лет получает 60 000 ₽, а начинающий — только 30 000 ₽.

Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал

Если посмотреть на распределение ответов по возрасту, то окажется, что среди людей до 30 лет удваивают свой доход около 30% респондентов; среди специалистов 30—40 лет — около 20%; после 40 лет — 10%.

При этом после 40 растет доля тех, чьи доходы уменьшились или не изменились.

Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал

Смена места работы чаще приводит к повышению зарплаты, чем рост внутри компании

Также мы задавали респондентам вопрос, почему, по их мнению, их зарплата уменьшилась или увеличилась.

В случае роста зарплаты более чем в два раза респонденты чаще подчеркивали свои достижения: опыт, навыки и скиллы, расширение зоны ответственности, рост квалификации и тому подобное. Также часто упоминали смену места работы, переезд — особенно в Москву — и переход в новые сферы, чаще всего в ИТ и продукт.

Что редакторы говорят о смене работы

«Перешел в более крупное издание с надежным финансированием»

«Переход из регионального в федеральное СМИ»

«Переезд из региона плюс несколько смен работы в Москве, каждая с повышением зарплаты»

«Я ушел из слабого медиа в коммерческую редактуру, а затем в продукт. Кажется, что в продукте платят лучше всего»

«Ушел из креативного агентства в продукт»

«Из общественно-политических СМИ в корпоративные коммуникации»

«Перешел в ИТ. Раньше работал в спортивном маркетинге»

«Перешла из сферы СМИ и пресс-служб в ИТ»

«Перешла из креатива в продуктовые тексты»

«Из СМИ перешла в продуктовый маркетинг ИТ»

Если зарплата подросла не так сильно, люди чаще упоминали индексацию, инфляцию, увеличение объемов работы и количество обязанностей, а также карьерный рост, смену грейда и тому подобное.

Любопытно, что 7% участников исследования получили повышение зарплаты, потому что сами проявили инициативу.

Что редакторы говорят о повышении доходов

«Бюджетникам повышают зарплату по распоряжению властей»

«Выполнение требуемых от меня задач и инициативность: сама приходила к руководству с вопросом о повышении»

«Выпросила, предоставив рост показателей 370%»

«Переработки оплачиваются в двойном размере, и их стало больше»

«Потребовал повышение»

«Вступил в жесткие месячные переговоры с издателем о повышении уровня оплаты труда»

«Повысили ЗП, потому что обосновала, что это пора сделать»

Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал

В СМИ и копирайтинге легко упереться в потолок по доходу, в отличие от UX, EdTech и продуктовых текстов

В каких отраслях зарплата растет сильнее. Оказалось, что есть должности, где вероятность стагнации или даже снижения зарплаты больше. Например, среди выпускающих редакторов в любой сфере и корреспондентов СМИ доля людей, у которых зарплата не увеличилась, выше 40%. Аналогичная ситуация складывается у авторов, редакторов новостей, переводчиков и так далее. По всей видимости, на этих позициях легко застрять.

Было ожидаемо, что среди тех, у кого доходы выросли больше чем вдвое, много руководителей, которые недавно перешли на новую должность. И действительно, в топе по приросту зарплаты шеф-редакторы, руководители СММ и главные редакторы.

Но больше всего доходы выросли у людей с современными профессиями: у UX-редакторов, редакторов образовательного контента, продуктовых редакторов, контент-маркетологов. Иными словами, если работа человека — просто складывать слова в предложения, упереться в потолок по доходу легко. Если же работа требует дополнительных навыков — менеджмента, понимания продукта и так далее, — зарплата растет.

Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал

Чтобы зарабатывать много, надо иметь опыт, московского работодателя и быть главредом

Чтобы понять, как зарабатывать больше, мы решили посмотреть на тех специалистов, которые имеют самый высокий доход, — верхние 10%, и сравнить их со среднестатистическими представителями отрасли. Выводы оказались ожидаемыми.

Чем больше опыт, тем больше зарплата. Более половины людей с высоким доходом имеют стаж работы от 5 лет. Притом что всего таких людей в нашей выборке 34%. Зарабатывать много с нуля почти невозможно, не верьте обещаниям организаторов копирайтерских курсов.

Самые богатые работодатели — в Москве и за границей. 76% самых высокооплачиваемых специалистов работают на столичных заказчиков, еще 14% — на зарубежные компании, 5% — на петербургских работодателей. Получается, что один из самых простых способов повысить доход — трудоустроиться удаленно в московскую компанию.

Больше всего платят за коммерческие тексты и тексты для продукта — две трети высокооплачиваемых специалистов работают именно в этой сфере. Также есть шанс получать высокий доход, работая в СМИ, СММ, PR и с текстами для видео. Если же вы творческий человек и вам нравится книгоиздание и художественные тексты, то это точно не про деньги.

Редактура приносит больше денег, чем написание текстов. Две трети высокооплачиваемых специалистов — редакторы. Главредство — пропуск в мир больших денег: главных редакторов в группе людей с высоким доходом больше всего — 36%. Для сравнения: на втором месте продуктовые редакторы — их 13%. Хотите получать больше — берите на себя больше полномочий и ответственности.

Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал
Источник: Тинькофф Журнал

Мы будем обновлять результаты этого исследования ежегодно, чтобы наблюдать, как меняется зарплата со временем. Заполните, пожалуйста, нашу анкету. Опрос анонимный. К нам поступают обезличенные данные: без имен, контактов и привязки к профилю.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество