Сколько стоит зарядная станция для электромобиля
Авто
153K
Обложка — Oleksii Humeniuk / Shutterstock

Сколько стоит зарядная станция для электромобиля

258
Аватар автора

Вера Гращенкова

подумывает о покупке электромобиля

Страница автора

В России непростая ситуация с электромобилями: в рамках 11-го пакета санкций ЕС запретил поставки в Россию электрокаров и гибридов.

9 августа 2023 года к запрету присоединилась и Япония. Японские и европейские электромобили проще найти на вторичном рынке. Так, Nissan Leaf в зависимости от года выпуска и состояния батареи стоит от 400 000 до 2 000 000 ₽. Новый электромобиль Evolute i-Pro доступен по цене от 1 800 000 ₽, Москвич 3е стоит 3 950 000 ₽.

Покупатели охотно приобретают электромобили. Главное их преимущество перед бензиновыми — экономия. Заряжая батареи на общественных станциях, можно сэкономить по сравнению с бензином и дизелем примерно вдвое, а если заряжаться от бытовой сети, траты сократятся примерно в 3—5 раз. О том, сколько экономят владельцы электромобилей, мы подробно рассказывали в статье «Как я купила электромобиль». По подсчетам автора статьи, на электромобиле она экономит 108 800 ₽ в год.

Но главная проблема с электромобилем в том, что не всегда понятно, где его заряжать. Расскажу, как можно решить эту проблему.

Где зарядить электромобиль

Заряжать электромобиль удобно тем, у кого есть собственный дом или место в паркинге, где можно установить зарядную станцию. Но есть и другие варианты:

  1. Отдельно стоящие зарядные станции. В Москве и области самые крупные сети — «Мосэнерго», «Россети», «Энергия Москвы», «Пункт Е», itCharge. В Санкт-Петербурге и Калининграде распространены «Россети», а в крупных городах восточной Сибири — «Русгидро».
  2. Зарядные станции, которые оборудовали на некоторых обычных заправках. Такие есть у сетей «Роснефть» и «Лукойл».
  3. Станции на парковках бизнес-центров, гостиниц и других общественных пространств. Парковка может быть бесплатной, а может быть платной и даже закрытой.
Так выглядит зарядная станция общего пользования. Для этой модели водителю необходим свой кабель Type 2 — Type 2, но есть станции со встроенными кабелями. Платят за зарядку через приложение для смартфона
Так выглядит зарядная станция общего пользования. Для этой модели водителю необходим свой кабель Type 2 — Type 2, но есть станции со встроенными кабелями. Платят за зарядку через приложение для смартфона
Карта московских зарядных станций на plugshare.com (сайт недоступен из РФ)
Карта московских зарядных станций на plugshare.com (сайт недоступен из РФ)
Кабель Type 2 — Type 2, он понадобится для зарядки на некоторых типах ЭЗС
Кабель Type 2 — Type 2, он понадобится для зарядки на некоторых типах ЭЗС

Сколько стоит зарядить электромобиль

При зарядке от бытовой электросети стоимость зависит от региона, времени суток, а иногда даже от того, установлена ли в квартире электроплита: в этом случае тарифы ниже. Заряжать автомобиль в Москве в 2023 году ночью по тарифу многоквартирного жилого дома с 23:00 до 07:00 будет стоить 2,98 ₽ за 1 кВт·ч. Днем — 7,85 ₽.

При емкости батареи 77 кВт·ч по ночному тарифу автомобиль можно будет полностью зарядить за 217,5 ₽. По дневному — за 572,2 ₽. Такого заряда батареи хватит, чтобы проехать примерно 300 км в городском цикле.

При цене бензина в 50 ₽ за литр и расходе топлива 7 литров на 100 километров пробега Ладу Калину для того, чтобы проехать те же самые 300 километров, придется заправить на 1050 ₽.

Для расчета времени зарядки и ее стоимости существуют специальные онлайн-калькуляторы. Там можно выбрать конкретную модель автомобиля с учетом его технических характеристик. Вот пример — калькулятор стоимости и времени зарядки VW ID.4 1st 77 kWh.

217,5 ₽
стоит зарядить электромобиль ночью, чтобы проехать 300 км

Получается, цена 100 км на электрокаре — 50—150 ₽, если вы подзаряжаете автомобиль от бытовой сети многоквартирного дома.

Городские быстрые электрозарядные станции, ЭЗС, подают постоянный ток, их мощность — от 50 кВт и выше. Этого достаточно, чтобы зарядить аккумулятор Tesla Model 3 емкостью 60 кВт·ч чуть больше, чем за час. Стоимость зависит от оператора, в 2023 году это обычно 15—20 ₽ за кВт·ч. Значит, чтобы зарядить автомобиль полностью, придется потратить 750—1200 ₽. Этого хватит на 320 км, а 100 км на электромобиле обойдутся в 230—375 ₽. А еще, например, в Москве развернули сеть ЭЗС «Энергия Москвы», на которой пока можно заряжаться бесплатно.

Как долго заряжается электромобиль

Электромобили можно заряжать постоянным и переменным током. Постоянный ток заряжает батарею напрямую. А если на вход подают переменный ток, встроенное в электромобиль бортовое зарядное устройство преобразует его в постоянный, который и заряжает батарею.

Процесс зарядки переменным током более медленный, потому что мощность зарядных станций ограничена 22 кВт. Мощность станций постоянного тока — 50 кВт и выше, поэтому зарядка постоянным током — «быстрая».

Время зарядки зависит от емкости батареи и мощности зарядного устройства. Чем выше мощность, тем быстрее заряжается автомобиль. Например, полностью зарядить батарею Tesla Model 3 емкостью 60 кВт·ч постоянным током от «быстрой» станции мощностью 50 кВт можно за 1 час 12 минут. Но если заряжать ту же машину переменным током от бытовой электросети мощностью 7,4 кВт, уйдет чуть более 10 часов.

Максимальную мощность можно рассчитать, если умножить напряжение на силу тока. Но в случае переменного тока нужно смотреть еще и на мощность встроенного бортового зарядного устройства. Чаще всего она меньше мощности внешней зарядной станции, и именно эта характеристика будет самым узким местом процесса зарядки.

Например, мощность бортового зарядного устройства Tesla Model 3 — 7,4 кВт при использовании однофазной сети переменного тока и 11 кВт при трехфазной. В подобном случае нет никакого смысла использовать мощную станцию переменного тока мощностью в 22 кВт. Есть и электромобили с бортовым зарядным устройством в 22 кВт. Например, все модификации Zeekr 001.

Режимы заряда электромобилей описаны в международном стандарте IEC 61851. Возьмем для примера Tesla Model 3. Его батарею емкостью 60 кВт·ч можно зарядить:

  1. От бытовой однофазной электросети 230 В через обычную евророзетку с током 16 А — за 16 часов. Это время можно уменьшить вдвое, до 8 часов, если установить специальную промышленную розетку на ток 32 А.
  2. От бытовой трехфазной сети 400 В с использованием трехфазной розетки — за 5,5 часа. При токе в 32 А мощность зарядки составит 11 кВт — предел для бортовых зарядных устройств большинства моделей электромобилей.
  3. От внешней зарядной станции переменного тока мощностью 22 кВт — за 2 часа 45 минут. Но полностью использовать такую мощность умеют далеко не все модели. Для большинства электромобилей зарядная мощность переменным током не может превышать 11 кВт, так что время зарядки составит те же 5,5 часа, что и в предыдущем случае.
  4. От внешней зарядной станции постоянного тока — за час и быстрее. Мощность таких станций начинается от 50 кВт, а у некоторых моделей может превышать 200 кВт. При этом они заряжают батарею напрямую, без всяких узких мест в виде бортового зарядного устройства. Установка такой станции требует подведения промышленной электрической мощности, так что это типичное решение для электрозарядных станций, а не для частного дома.

Установка зарядной станции в подземном паркинге

У моего друга два автомобиля — Mercedes EQV и Porsche Taycan Turbo. К последнему, как и ко всем электромобилям Порше, бесплатно дают зарядную станцию.

Другу предстояло подключить два машино-места в подземном паркинге. Также нужно было установить зарядную станцию в загородном доме. Все это в перспективе позволяло ему пользоваться электромобилями как основными средствами передвижения и не зависеть от неразвитой инфраструктуры.

К электромобилю Порше прилагается зарядная станция и кабель
К электромобилю Порше прилагается зарядная станция и кабель
1/2
К электромобилю Порше прилагается зарядная станция и кабель
К электромобилю Порше прилагается зарядная станция и кабель

Вот что другу нужно было сделать, чтобы установить зарядку на городской парковке.

Прийти в ТСЖ за разрешением на установку электрозарядки. Друг пошел в ТСЖ и спросил, может ли он установить на свои парковочные места электрозарядки.

Ему разрешили их поставить и предоставили электропитание под две станции мощностью 22 кВт каждая с условием, что он установит таймер и будет пользоваться зарядкой с 23:00 до 07:00, когда дом потребляет минимум электроэнергии. Ночью есть свободные мощности и возможность подзаряжать электромобили. Делать это днем можно только по согласованию с комендантом дома: спрашивать его придется каждый раз. Электропотребление нужно будет оплачивать по счетчикам.

Ситуация осложнялась тем, что в доме друга установлена «карусельная» парковка. Это когда нижние платформы с припаркованными автомобилями двигаются влево-вправо, чтобы освободить место для опускающейся верхней платформы.

Карусельная парковка в подземном паркинге
Карусельная парковка в подземном паркинге

В некоторых случаях ТСЖ или управляющая компания может отправить вас в «Россети», чтобы согласовать электропроект установки. А может и вовсе отказать. Например, чтобы другие владельцы парковочных мест не накупили электромобилей и не приходили спрашивать про электрозарядки. К сожалению, так бывает достаточно часто.

Подвести электричество к парковочным местам. Работники ТСЖ протянули по подземному паркингу кабели от распределительного щита и установили по электросчетчику у каждого из машино-мест. Все сделали бесплатно, за материалы друг отдал 69 581 ₽.

69 581 ₽
заплатил мой друг за материалы для проведения электричества к своим парковочным местам
Чтобы подвести электричество к двум парковочным местам и поставить приборы учета, пришлось потратить 69 581 ₽
Чтобы подвести электричество к двум парковочным местам и поставить приборы учета, пришлось потратить 69 581 ₽

Установить приборы защиты от перепадов напряжения, реле с таймером и сами зарядные станции. Для этой работы было необходимо найти электрика с допуском по электробезопасности до 1000 В. На рынке немало мастеров без допуска, но воспользоваться их услугами не получится: ни в одном ТСЖ такого человека не подпустят к электрощитку.

Главная сложность была в том, чтобы правильно подвести кабель к подвижной платформе. Необходимо было исключить вероятность, что кабель переломится, попадет в подвижные части конструкции или оборвется. Пришлось прятать кабель в дорогой гибкий кабель-канал. У электрика все получилось:

  1. Он помог закупить оборудование и материалы, необходимые для подключения зарядных станций к электросети и приборам учета.
  2. Закрепил навесные шкафы на стенах, смонтировал в них автоматы и реле времени.
  3. Подключил навесные шкафы к электросчетчикам.
  4. Смонтировал зарядные станции на подвижные платформы.
  5. Соединил навесные шкафы кабелем в гибком кабель-канале с зарядными станциями на подвижных платформах. Все протестировали сразу после установки: кабели не путались и не цеплялись за платформы, все обошлось.

Одна зарядная станция у друга уже была, понадобилось купить что-то такое же для Мерседеса. Выбрали Wallbox smart 22 кВт от Schneider Electric под разъем Type 2 без кабеля c регулировкой напряжения.

Сами кабели Type 2 — Type 2 покупать не пришлось: один шел в комплекте с зарядной станцией Порше, второй — в комплекте с Мерседесом. Если придется покупать кабель отдельно, китайские модели будут стоить от 8000 ₽, а кабель Mennekes — от 25 000 ₽. Этот кабель рекомендует Тесла, он же идет в комплекте с немецкими электромобилями.

322 197 ₽
стоила установка двух зарядных станций на подземном паркинге

За зарядную станцию друг заплатил 105 270 ₽. За щиты, кабель-канал, автоматы, реле времени с таймером и всякий крепеж — 81 346 ₽. Электрик взял за работу 66 000 ₽ — по 33 000 ₽ за каждое машино-место.

EVlink Smart Wallbox для домов и коммерческих парковок
EVlink Smart Wallbox для домов и коммерческих парковок
1/2
EVlink Smart Wallbox для домов и коммерческих парковок
EVlink Smart Wallbox для домов и коммерческих парковок
Навесной шкаф с автоматами и реле времени
Навесной шкаф с автоматами и реле времени
Зарядная станция для Мерседеса готова
Зарядная станция для Мерседеса готова
Счет на гибкие кабель⁠-⁠каналы и концевики
Счет на гибкие кабель⁠-⁠каналы и концевики
Счет на навесные шкафы и остальное оборудование
Счет на навесные шкафы и остальное оборудование

Установка двух зарядных станций в подземном паркинге многоквартирного дома — 322 197 ₽

Одна зарядная станция Wallbox smart 22 кВт105 270 ₽
Кабели и материалы, чтобы провести электричество к двум парковочным местам и установить приборы учета69 581 ₽
Работа электрика, два парковочных места66 000 ₽
Навесные шкафы, автоматы, два реле с таймером и крепеж61 184 ₽
Гибкий кабель-канал длиной 6,2 м и концевики20 162 ₽

Установка двух зарядных станций в подземном паркинге многоквартирного дома — 322 197 ₽

Одна зарядная станция Wallbox smart 22 кВт105 270 ₽
Кабели и материалы, чтобы провести электричество к двум парковочным местам и установить приборы учета69 581 ₽
Работа электрика, два парковочных места66 000 ₽
Навесные шкафы, автоматы, два реле с таймером и крепеж61 184 ₽
Гибкий кабель-канал длиной 6,2 м и концевики20 162 ₽

Бывает, что ТСЖ не может обеспечить нужную мощность, тогда приходится покупать станцию с регулировкой мощности. Это обойдется дороже на 30 000—35 000 ₽ в зависимости от производителя.

Подобную станцию наш друг установил у себя на даче.

От авторедакции

В статье описан личный опыт владельца конкретного электромобиля. Ему повезло: администрация ТСЖ не возражала против установки, а в самом подземном паркинге была техническая возможность для подключения.

Но это не значит, что так будет всегда и у всех. Электропроводка многоквартирного дома — общее имущество, и УК, ТСЖ и поставщики электроэнергии могут устанавливать свои требования к подключению. А жильцы могут решить, что перегрузка электропроводки нарушает их интересы.

Многое зависит от характеристик конкретной зарядной станции. Если она относится к бытовым электроприборам, подключить ее проще, а если это специализированное оборудование — подключение могут запретить.

Поэтому советуем до начала работ согласовать все детали с управляющей организацией, а если в подключении откажут, изучить причину отказа и обжаловать его.

Установка зарядной станции в загородном доме

Есть электрозарядные станции с фиксированной мощностью, а есть те, на которых ее можно регулировать. Второй вариант как раз подходит для загородного дома. Установщик проанализирует систему электропотребления дома и настроит электрозаправку так, чтобы и машина заряжалась, и пробки не выбивало. Это на случай, если решите поставить чайник или приготовить ужин на электроплите, пока машина заряжается.

Станцию пришлось регулировать: подключать к ноутбуку с доступом в интернет и выставлять мощность. Далеко не каждый электрик знает, что делать с такой зарядной станцией, поэтому рекомендую предупредить специалиста заранее.

К дому подвели всего 15 кВт — эту мощность предстояло разделить между всеми приборами-потребителями электроэнергии. Электрик все это проанализировал и выделил зарядной станции 7 кВт.

В старых дачных поселках и садоводческих товариществах на один дом приходится 6—8 кВт и нет газа. В особо тяжелых случаях это и вовсе 2,5 кВт. Ставить станцию при мощности даже 8 кВт бессмысленно, ведь можно будет зарезервировать всего 1,5—2 кВт: в такой ситуации придется покупать обычное зарядное устройство для однофазной розетки 220 В. Такое сможет зарядить электромобиль за 36 часов на 200—250 км пробега.

Стоимость устройства — от 12 000 ₽ в зависимости от его качества и производителя. Также важно помнить, что электричество на территории вашего дачного кооператива или садоводческого товарищества может быть более дорогим, чем в городе.

В загородном доме друга потребовалось гораздо меньше работы. Навесной шкаф уже стоял, в нем были свободные автоматы, а четыре метра силового кабеля уложили в самый обыкновенный недорогой кабель-канал.

За работу электрик взял 15 000 ₽, часть из которых — транспортные расходы на доставку оборудования и выезд за город. Работал в два этапа: сначала съездил в офис производителя зарядной станции и разобрался, как настраивать мощность. Во второй раз оценил энергопотребление дома, съездил за расходкой, потом все смонтировал и настроил. На крепеж и всякую мелочь ушло всего 5000 ₽.

Установка зарядной станции в загородном доме — 161 240 ₽

Зарядная станция Wallbox smart 22 кВт с кабелем Type 2 с функцией регулировки напряжения141 240 ₽
Работы по установке и настройке зарядной станции15 000 ₽
Мелкие расходные материалы5000 ₽

Установка зарядной станции в загородном доме — 161 240 ₽

Зарядная станция Wallbox smart 22 кВт с кабелем Type 2 с функцией регулировки напряжения141 240 ₽
Работы по установке и настройке зарядной станции15 000 ₽
Мелкие расходные материалы5000 ₽
Электрозарядная станция в гараже загородного дома
Электрозарядная станция в гараже загородного дома
Производители говорят, что ее можно крепить даже на фонарном столбе, но лучше выбрать место под навесом или в помещении
Производители говорят, что ее можно крепить даже на фонарном столбе, но лучше выбрать место под навесом или в помещении
1/2
Электрозарядная станция в гараже загородного дома
Аватар автора

Ирина Конева

раньше экономила на газе, теперь экономит на электричестве

Страница автора

Установка зарядной станции на стене многоквартирного дома

В крупных городах установка зарядной станции в паркинге или во дворе частного дома — единственный вариант для владельца электромобиля заряжать его от бытовой сети. В регионах, где жителей меньше, а на парковках больше свободного места, есть и более бюджетные варианты. Я после покупки электромобиля установила обычный электрошкаф на стену многоквартирного дома. Вот что пришлось купить:

  1. Электрошкаф — 1500 ₽ в ближайшем магазине электротоваров. При покупке на маркетплейсах цены могут быть ниже.
  2. Розетка с заземлением на 16 ампер — 370 ₽.
  3. Автоматический выключатель — 200 ₽.
  4. Электрокабель. Мне понадобилось 16 метров, в ближайшем магазине электротоваров я приобрела его за 1600 ₽.
  5. Услуги электрика, который все это собрал, прикрепил к стене и подключил к сети в моей квартире — 2500 ₽.

В результате получилась конструкция за 6170 ₽.

Шкаф запирается на ключ
Шкаф запирается на ключ
Внутри — розетка на 220 В, подключенная к электросети моей квартиры, автомат и разъем для подключения зарядного устройства автомобиля
Внутри — розетка на 220 В, подключенная к электросети моей квартиры, автомат и разъем для подключения зарядного устройства автомобиля

Стена дома — общее имущество. Установка такого шкафа собственником квартиры в личных целях ничем не отличается от установки кондиционера или спутниковой антенны. Я понимаю, что управляющая компания вправе потребовать от меня демонтировать шкаф. Сделать это можно за 20 минут.

Но не думаю, что это произойдет. Региональных законов, запрещающих установку подобных шкафов, у нас нет, а в договоре управления не сказано, что жильцы не должны ничего устанавливать на наружных стенах. В этом случае вместо крепления на стене мне придется искать другие решения. Например, протяну кабель напрямую через окно.

Зима у нас суровая, и многие жильцы с помощью такой розетки на кабеле и электроподогревателя на двигателе автомобиля запускают замерзшие машины
Зима у нас суровая, и многие жильцы с помощью такой розетки на кабеле и электроподогревателя на двигателе автомобиля запускают замерзшие машины

Запомнить

  1. Если вы захотите установить зарядную станцию в подземном паркинге своего дома, придется согласовать это с ТСЖ или управляющей компанией. И делать это желательно до того, как приобретете автомобиль: установку станции могут не согласовать.
  2. Скорее всего, в паркинге придется сначала подводить электричество, а только потом ставить зарядную станцию.
  3. Для загородного дома понадобится купить более дорогую зарядную станцию, на которой можно отрегулировать напряжение.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Вера ГращенковаАвтомобилисты, когда планируете пересесть с автомобиля с двигателем внутреннего сгорания на электрокар?
  • TAYUИнтересно, почему не упомянуто в минусах электромобилей про то, как сложна утилизация аккумуляторов и насколько она вредна для окружающей среды? Ведь если действительно будет взрывной рост на электромобили, то через 10-20 лет мы столкнемся с этой большой проблемой.21
  • Андрей ПетровTAYU, про аккумуляторы это все понятно, но прогресс не стоит на месте. Аккумулировать электроэнергию может также водород, произведённый электролизом. Заменить аккумуляторы в тесле на водородный бак технически возможно, и тесла останется электромобилем. Или переоборудовать ДВС с бензина на аммиак или другой газ. Тогда еще и снимется вопрос долгой зарядкой и инфраструктурой. Просто заправки переобуются с бензина на водород, аммиак или природный газ. Понятно, что все это на данном этапе для многих стран очень дорого, но в Европе газ, уголь, бензин - товары импортируемые, а значит не такие уж дешевые. Плюс помогут парочкой налогов на "грязность" выровнять цены на ДВС и электрокары. Боюсь, что хорошо над Европой смеется тот, кто смеется последним - Европа для нас это 40% всего нашего экспорта.7
  • Гавриил КековАндрей, про водород говорят примерно столько же, сколько существуют двигатели. Насколько я знаю, на текущий момент нет способа добиться приемлимого уровня безопасности17
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Самостоятельная установка зарядки съедает всю экономию электромобиля лет на 5-10...25
  • Gleb MikhalchenkovВот это я понимаю головняк. Покупаешь машину за кучу денег, потом за кучу денег покупаешь зарядку, ещё получаешь кучу геморроя с установкой и получаешь машину, которая восполняет запас хода за сутки-двое.34
  • Gleb MikhalchenkovАндрей, а с чего вы взяли, что к 50 году так и будет? Вы знаете примеры «зеленых» источников энергии, которые могут конкурировать с углеводородами по эффективности, стоимости производства энергии, себестоимости оборудования и сроку эксплуатации? Для ГЭС сомневаюсь, что к 50 году внезапно появится огромное количества рек для их строительства. АЭС насколько я помню тоже не считается «зеленой» энергией. Чем вы предлагаете отапливать дома и коммерческие здания, а также подогревать воду? Электричеством? Можно конечно, но опять же откуда взять дополнительные мощности, да и нет пока способа дешевле добыть тепло, кроме как сжечь что-нибудь.6
  • Ivan Ivanovтьфунатебя, Taycan это не про экономию)20
  • Дмитрий АрзамасцевЕсли бы я купил себе два электрокара, то даже не обратил бы внимание на какие-то копейки за установку зарядки. А так интересно, конечно, посмотреть на 2025 год и электрокары, особенно интересно сколько они будут стоить у нас.15
  • Ruslan MukhametzhanovСтатья очень далека от реальности и полна ошибок. Начиная с того, что Тесла «официально» не продаётся в России, заканчивая тем, что полностью аналогичную китайскую зарядную станцию можно купить от 27.000 рублей, и она сможет регулировать силу тока 🤦‍♂️ По сути «зарядная станция» это КАБЕЛЬ с УЗО и автоматом. Сам инвертор находится внутри машины21
  • ДмитрийАндрей, Безопасней "чем водород" Помню меня в школе на ОБЖ еще учили про то что хлор и аммиак ядовиты....10
  • Григорий ГоловановЖенёк, смотрели. Эта статья — не про популяризацию электромобилей, а про решение проблем с зарядкой. Буду ездить на ДВС настолько долго, насколько позволит законодательство РФ))) Уверен, что самый первый по лайкам комментарий также появился с оглядкой на этот ролик.6
  • Александр МжельскийIvan, да и не про экологию. Аккумуляторы очень вредны для окружающей среды, так же как и многие способы выработки электроэнергии (ТЭЦ, Ветряки, и т.п.)14
  • Александр МжельскийBoredAttorney, К власти придут правые которые отменять эко-шизу, вот и всё.14
  • АлексейШо? С каких пор тесла X официально продаётся в РФ? Если считать Moscow Tesla club офицалами, то почему в списке нет дешевой трешки? А если не считать официалами, а считать перекупами, то какого лешего они делают в этом списке?11
  • Дмитрий АндроновАлександр, а чтобы найти нефть, добавить её, прокачать по нефтепроводу, переработать в бензин, доставить на АЗС и залить в бак электроэнергия не нужна? Аккумуляторы электромобилей может и были бы вредны для окружающей среды. Да только кто ж их выбросит - они денег стоят. И не маленьких. Найти аккумулятор от смартфона или ноутбука на свалке - нечего делать. Найти аккумулятор от электромобиля невозможно! Если найдете, позовите меня - я заберу ))) Они даже самые дохлые меньше 50тр не стоят. Покажите хоть одного дурака, кто из выбросит8
  • Макс МайлсХочу посмотреть, что будет с электросетями и частотой blackout в странах с активным переходом на "ЭКО".6
  • Gleb MikhalchenkovSam, концернам никогда не поздно переобуться :)6
  • АнтонУже известная картинка про экологичность электрокаров. А ещё добавьте сюда токсичные и неперерабатываемые литий-ионные аккумуляторы и количество ядовитой воды, используемой при добыче и обработке лития и кобальта. Вся эта игра в экологию - ширма.6
  • 𝕸𝖎𝖘𝖍𝖆🔪Дмитрий, у аккумулятора срок службы около 10 лет. 10 лет назад толком нигде ещё не было электромобилей. Подождите лет 5 и можете забирать.8
  • Unapologetic RepublicanSam, запрет на машины с ДВС это не борьба за природу, а ее имитация, с учетом используемых в них батарей и углеводороды будут продолжать «жечь» еще как минимум в ближайшие лет 50, потому что сейчас нет альтернативы для самолетов, кораблей, грузовиков, да и для производства электричества, где несмотря на рост выработки на ВИЭ за счет резкого увеличения тарифов и субсидий, значительная часть электричества производится на угольных и газовых ТЭС (вот в Германии, например, 40%), а еще 10 % это «биотопливо» которое также сжигается в котлах но, почему-то, считается экологичным. А вот что будет после резкого увеличения спроса на электричество владельцами электромобилей, особенно ночью когда солнечная и ветровая энергия ничего не вырабатывают и закрытия атомных станций, на чем настаивают а той же Германии, большой вопрос.6
  • Тимофей ИноземцевНе первый год устанавливаем зарядные станции для электромобилей станции-зарядные.рф Кабеля ВВГнг(А)-FRLS сечением 4мм вполне достаточно для зарядки мощностью до 7кВт. Вы же пишете об установке двух зарядных станций мощностью по 22кВт каждая. Да, эта мощность полностью задействуется не постоянно, да, обе зарядки вряд ли будут работать одновременно, но вы хотя бы спецификацию откройте любой зарядки на 22кВт - подводящий кабель должен быть сечением минимум 6/10 мм. Это для каждой станции. У вас в счёте есть кабель ВВГнг(А)-FRLS 5х6 - это достаточное сечение для ОДНОЙ зарядной станции. Кстати, цен таких уже как полгода нет, минимум 380р за метр. Судя по тому, что в навесном шкафу разводка идёт проводом 4мм, то даю гарантию, что провода, как минимум, будут греться, как максимум, шкаф сгорит. Вообще удивлён что ТСЖ разрешили установку подобного колхоза. Кажется, там тоже не понимают, что такое 22кВт на протяжении 4 часов. А мне уже приходилось видеть оплавившиеся розетки и сгоревшие шкафы. Обращайтесь к профессионалам!15
  • Артём КоротковGleb, а потому что автор изложил в таком ключе, а это, мягко говоря, не так или не всегда так. Любая электричка умеет заряжаться от обычной 220. Установка станции — это лишь опция ради более быстрой зарядки и нужна далеко не всем. В статье речь об очень дорогих электромобилях, для владельцев которых станция не выглядит особенно дорогой. А если взять самую народную модель Ниссан лиф ценой 600-900 тысяч, то за 8 часов вашего сна он наберёт от обычной розетки 26 кВтч, на которых проедет две сотни [при условии батареи достаточной ёмкости]. Тот же самый лиф с зарядным блоком на 7,2 кВт зарядится вдвое быстрее при условии, что розетка выдаст 32 ампера. Так что возможна и машина не за кучу денег, и зарядка за копейки:)17
  • Gleb MikhalchenkovАртём, про розетку это, скорее всего, еще больше страданий. В России стандартно используют провод сечением 2,5 мм, который в теории может выдерживать нагрузку до 5,5 киловатт, но устанавливаемые автоматы как правило не рассчитаны на это, поэтому мы можем расчитывать примерно на 3,5 киловатта из обычной бытовой розетки. То есть Тесла будет заряжаться больше 20 часов. Ниссан не совсем корректный пример, потому, что запас хода не дотягивает до стандартных и привычных 400-500 км. Заряжать машину раз в 1-2 дня тоже такое себе удовольствие. Но главное сравните сценарии использования электромобилей и ДВС. На недружелюбных к полярному мишке авто я могу полностью восполнить запас хода за 5 минут и нет никаких проблем с наличием заправок. Как вы себе эксплуатацию электромобиля жителем обычной квартиры, у которого нет подземного паркинга, гаража или машиноместа? Даже если есть место для зарядки, то всеравно создаются неудобства насчет того, что нужно постоянно следить за зарядом. Лично я ставлю на автономные гибриды, которые потребляют пару литров бензина и которые не нужно заряжать, либо на альтернативное топливо, которое можно быстро закачать в авто: водород, газ и так далее.6
  • Артём КоротковGleb, это просто освещение ситуации с другой стороны, никого не призываю пересаживаться на электро ) Скорее Тесла — некорректный пример для большинства обывателей, у которых нет N мультов на её покупку )) Лиф — доступный поджопник на каждый день, который дёшево возит меня из пригорода (35+35) и не досаждает необходимостью часто заниматься обслуживанием. Если кому-то его покажется мало — ну просто не покупайте его да и всё;)) Не понимаю, чего такого люди вкладывают в "заряжать машину", чтобы это могло быть хоть мало-мальски обременительно делать хоть каждый день. Вы же телефон втыкаете в розетку перед сном? Воткните и машину, она поест, пока будете спать ) суммарно за несколько дней это займёт примерно столько же времени, сколько вы потратите на визит на АЗС. Второе удивление, как тем же людям не лень раз в 10 тысяч менять масло, следить за ресурсом расходников, да ещё и разбираться, чего там опять забурдело под капотом... Зачастую проще вообще не ездить на машине, чем вкладывать столько денег и времени в неё. В квартире вообще жить неудобно:) а наличие собственного парковочного места — хороший тон. Занимать машинами 10% жильцов почти весь общественный двор — так себе идея, в развитых странах и некоторых новых наших ЖК это поняли и машины из дворов выселили. Но это уже совсем другая история.22
  • Gleb MikhalchenkovАртём, телефон заряжать легко. потому что есть куча зарядок. А вот как мне заряжать электромобиль живя в многоквартирном доме? Тянуть 50-100 метров удлинителя до машины? )))))) Да и непонятно откуда взялся миф про неубиваемость электромобилей. Ну да в обычных машинах есть ДВС, его «обвеска» и КПП. Но ведь в электромобиле также есть электрика, подвеска тормозная система, рулевая рейка и прочее.2
  • Gleb MikhalchenkovАртём, я сам смотрел на Лиф в качестве второй машины, но так и не придумал как и где ее заряжать, учитывая что у меня нет своего дома и живу я не в МСК и даже не милионнике0
  • Кирилл КостиковGleb, зато как красиво звучит, на электрокаре тратишь всего 150-500р за 300км, а на бензине 3300р)))2
  • Артём КоротковGleb, я не говорю, что он неубиваем. Я говорю, что не надо обслуживать дрыгатель, достаточно менять масло в редукторе раз в 30-50 тысяч и следить за кузовом/подвеской итд. Я и говорю, что в МКД всё сложно ) люди выводят щиток с розеткой наружу, но это куча согласований. Часто проще купить/арендовать гараж или договориться с охраной на ближайшей стоянке. Кто-то да, ставит под окно и кидает кабель, но это дичь лютая, конечно.5
  • Sergey VolkovGleb, у вышеупомянутого ниссана лиф сценарий использования не предполагает частых поездок по полтысячи километров - это городской автомобиль. На работу, в магазин и так далее. "у которого нет подземного паркинга, гаража или машиноместа" - японцы при проектировании автомобилей не учитывали особенности российской нищеты, они думали что нищие без машин живут. Впрочем, для частного сектора пойдёт. Я подумываю себе купить... Есть где поставить, розетка рядом найдётся, а для поездок на сотни километров есть другая машина с ДВС.6
  • Gleb MikhalchenkovSergey, по вашему у каждого японца есть своё парковочное место и гараж? :) Или в остальных странах почти у всех есть свои гаражи или парковочные места?2
  • Сергей ВасильцовGleb, Ну или квартира должна быть на первом этаже. Хотя, не вижу большой сложности и потенциальной дороговизны, если вы не на первом этаже и договоритесь с вашим ТСЖ и наймёте альпинистов, которые проложат кабель снаружи здания (и внизу - розетку 220 Вольт, которую вы будете в своём щитке включать/выключать). Ну или каждый вечер тупо спускать удлинитель 220 Вольт с балкона до машины.3
  • Gleb MikhalchenkovСергей, конечно это очень удобно: нанимать альпинистов, тянуть удлинитель, просить у УК выделить место (которое они по закону не могут выделить). Как спускать удлинитель если я живу, например на 10 этаже? Вам не кажется что проще заехать на заправку и за 5 минут заправиться? :)2
  • Сергей ВасильцовКирилл, во-первых Porsche Taycan Turbo, как у заказчика данной "электрификации гаража", покупают не ради экономии денег (для экономии денег есть другие автомобили). Во-вторых, если посчитать чисто экономически (без учёта инфляции, без учёта упущенной выгоды от отказа вложить потраченные 553 018 рублей в какие-нибудь казначейские облигации или какой-нибудь ETF и прочее - потому что если у человека есть Porsche за 11 миллионов, то человек деньги зарабатывать умеет и эти 553 тысячи - это цена зимней резины с оригинальными дисками), то получается, что разница в стоимости бензина и электричества на 300 км равна 3150 рублей (в статье сказано 150 рублей на 300 км). Получаем, что 553018 рублей окупятся за 176 поездок по 300 км (553018/3150=175,56), то есть после 52668 км пробега это всё окупится4
  • Sergey VolkovGleb, смотря где. В крупных городах да, а в сельской местности ДВС ещё долго проживёт.1
  • user1563609Артём, что ещё за развитые страны? Китай? Сингапур?0
  • Sergej KosovetsGleb, маленькая ремарка - следить за зарядом можно через приложение в телефоне. Да и то, для любопытства . Процесс зарядки регулируется бортовой электроникой. В остальном абсолютно согласен. Особенно в вопросе частоты зарядок. У меня Citroen E-Jumper L4H2 , 2021, АКБ 70кВч. Хватает на 200-240км. За ночь накатываю на доставке цветов около 500км. Так что приходится 2 паузы по 1,5 часа делать на зарядной станции 50кВт. Радует только что экономия на заправке покрывает около половины кредитных платежей. Плюс куча мелких "плюшек" по налогу, страховке, обслуживанию, парковке и т.д.0
  • Sergej Kosovetsuser1563609, не скажу, что Германия очень развитая страна, но когда я конкретно влез в тему, то обнаружил, что у нас зарядных пунктов 11кВт и 22кВт переменки везде хоть Опой жуй. Постоянки от 50кВт и выше тоже становится с каждым месяцем всё больше. Много ставят на фирмах для сотрудников, возле магазинов, спорткомплексов, госучреждений и т.д. Т.е. даже обитателям муравейников выход есть, если прижмут эконормами. Я и сам не от любви к экологии пересел на электричку. Правительство европейское свихнулось. :((3
  • Павел ОстапенкоАртём, ещё электро греть не надо) Завёл и поехал, если конечно стекло не замерзло4
  • Павел ОстапенкоGleb, берете электрика нормального, далее от своего щиткат по стоянку через подвал проводите кабель 4-6кв выводите в окно и тяните до ближайшего фонарного столба, крепите зарядку на столб и заряжаете. В ютубе полно информации надо только в УК согласовать. Если на дом крепить то надо согласование жильцов. А на столб или забор не нужно. Я так сделал, хоть у меня есть гараж с бесплатным электричеством) но надо идти в него. Возле дома удобнее, цена вопроса 10-15т1
  • Артём КоротковПавел, истина говорит вашими устами! )2
  • Т—ЖВпервые мы опубликовали этот материал в августе 2021 года. С тех пор многое изменилось. Мы проверили информацию, обновили текст и опубликовали его повторно.5
  • alena_lanskayaСергей, с 27 этажа например1
  • WTFПавел, то есть при минус 20, у простоявшей сутки на улице при такой температуре, батарея сразу готова и крутить колеса и греть салон на полную?2
  • WTFАртём, ну, масло поменять полчаса-час, раз в полгода-год. Собственное парковочное место, это хорошо, конечно, но, в старом фонде это утопия, сами понимаете.1
  • Павел ОстапенкоWTF, на ютубе полно обзоров, надо не поленился посмотреть если тема интересна. Можно ночью не глушить машину 15-20 потратит заряда если без печки зато батарея не сильно холодная будет 2 деления. После суток простоя можно завести подождать пока тёплый воздух пойдёт, потом начать неспешное движение пару км пока прогреются все механизмы, как в обычной машине0
  • WTFПавел, просто когда пишут греть не надо, хотелось бы уточнить условия, в которых не надо греть. Я и ДВС никогда не грел до минус 15, а ниже температура опускается не так часто.0
  • Павел ОстапенкоWTF, двс желательно греть до 1т оборотов потом плавно ехать. Электро греть не надо если окна не залезли0
  • Павел ОстапенкоWTF, все придёт с опытом эксплуатации0
  • WTFПавел, всегда грею ДВС уже в процессе движения, естественно, не насилуя непрогретый двигатель. Но как правило, туда, где можно притопить выезжаешь все равно не сразу, так что к этому времени двигатель как раз и прогревается. У Теслы вроде есть опция - задать время начала движения и машина сама определит, когда начать греть батарею, исходя из заданного времени, верно?0
  • Павел ОстапенкоWTF, за теслу не знаю, не ездил0
  • Аптечко>>Как вы себе эксплуатацию электромобиля жителем обычной квартиры, у которого нет подземного паркинга, гаража или машиноместа? Никак. Электрички и последовательные гибриды это игрушки для тех, у кого есть инфраструктура.0