Что делать, если: в метро досматривают личные вещи или оштрафовали за безбилетный проезд

7 вопросов о поездках в общественном транспорте

4
Что делать, если: в метро досматривают личные вещи или оштрафовали за безбилетный проезд

Поездки в городском транспорте не всегда проходят гладко: может не списаться оплата с карты или охранники в метро потребуют показать личные вещи.

Не все знают, как действовать в таких ситуациях, можно ли отказаться от досмотра или оспорить штраф за безбилетный проезд.

В статье разберу семь вопросов о поездках на транспорте, которые задали читатели в Сообществе Тинькофф Журнала, и объясню, когда прав пассажир, а когда — перевозчик.

Рассылка с разбором новых законов
Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Лейбл заголовка

Почему в метро досматривают личные вещи?

Мы с дочерью трижды в неделю ездим на метро на занятия по скрипке. На нашей станции через раз просят открыть футляр со скрипкой, хотя на станции в центре всегда проверяют металлоискателем.

Вправе ли охранники осматривать личные вещи? Инструмент не любит перепадов температуры и влажности.

Да, охранники могут проверять документы пассажиров и их вещи, в том числе футляр со скрипкой. Они руководствуются законом и требованиями по соблюдению транспортной безопасности.

Охранники не знают, что в футляре. Если обнаружат запрещенные предметы, например оружие или взрывчатку, сообщат полиции. Если нет, после досмотра вас обязаны пропустить.

Вы вправе отказаться от досмотра: заставить показывать личные вещи нельзя. Но тогда перевозчик может расторгнуть договор перевозки — и после отказа вас не пропустят 

.

Если скрипка не любит перепадов температуры и влажности, можно объяснить это охранникам и попросить просветить футляр на рамке.

Лейбл заголовка

Будет ли штраф за безбилетный проезд, если не получилось приложить карту?

Если у пассажира есть билет-безлимит, но он физически не смог приложить карту к валидатору, вправе ли контролеры выписать штраф?

Зависит от транспорта и правил его использования. Например, по правилам перевозок автомобильным и городским наземным электротранспортом безбилетник — тот, кто обязан зарегистрировать поездку, то есть приложить карту к валидатору, но не сделал этого.

Безлимитная ли карта — неважно. Например, если ее не приложить, в Москве оплата проезда не пройдет 

. А значит, штраф правомерен.

Лейбл заголовка

Нужно ли платить штраф, если не приложил безлимитный проездной?

Нужно было проехать две остановки на автобусе. У меня безлимитный билет на месяц, могу использовать неограниченное число поездок.

Я была сильно расстроена, поэтому забыла приложить билет. И меня оштрафовали. Но я сделала это неумышленно. Да и какая разница? Это же безлимит.

Вы не планировали проехать зайцем, но это не освобождает от ответственности. Если правила перевозчика требуют прикладывать безлимитный билет к валидатору, пассажир обязан так делать. Иначе проезд посчитают безбилетным и могут оштрафовать.

Лейбл заголовка

Могут ли оштрафовать за безбилетный проезд, если на «Тройке» закончились деньги?

Я гражданка Узбекистана. В автобусе приложила «Тройку» к валидатору, но он не загорелся, потому что на карте закончились деньги, а я не знала.

Контролер выписала штраф 2000 ₽ за административное нарушение. Почему, если я платила за проезд картой? Как быть?

К сожалению, отсутствие денег на карте не освобождает от ответственности.

Судя по размеру штрафа, дело было в Москве. По действующим там правилам при оплате проезда должна появиться зеленая индикация на валидаторе либо сообщение на дисплее 

. В вашем случае этого не произошло — значит, проезд считается безбилетным и штраф выписали законно.

Лейбл заголовка

Надо ли уплачивать штраф, если нет постановления?

Я получил штраф за безбилетный проезд в междугороднем автобусе. Контролер выписал квитанцию и оформил постановление об административном правонарушении, но отдал только квитанцию.

Нужно ли платить штраф по квитанции, которую вручил контролер?

Статья 11.18 кодекса об административных правонарушениях, по которой раньше штрафовали за безбилетный проезд в междугороднем автобусе, утратила силу в 2021 году.

Сейчас, чтобы взыскать с пассажира штраф за это, перевозчик должен подать в суд иск о возмещении ущерба — в размере стоимости билета. Вероятно, поэтому контролер не отдал постановление — решил, что вы не будете разбираться в деталях и просто уплатите штраф.

Контролер был не вправе выписывать квитанцию, и она вас ни к чему не обязывает. Не стоит ездить без билета, но и перевозчик не должен получать деньги обманом.

Лейбл заголовка

Заплатила за проезд наличными, а меня оштрафовали. Это законно?

Я оплатила проезд в автобусе наличными. Перед конечной остановкой зашли контролер и сотрудник полиции. Попросили предъявить карту, а на ответ, что оплата была наличными, сфотографировали мой паспорт. Сказали, что так в автобусе расплачиваться нельзя и мне грозит штраф 1000 ₽ за якобы безбилетный проезд.

В автобусе нет информации, что нельзя расплачиваться наличными. Как быть? Подписывать постановление я отказалась, потому что не согласна с формулировкой. Я оплатила проезд! Почему должна еще и штраф платить?

Подписывать постановление — ваше право. Если отказываетесь, наказать не могут. Но можно подписать и изложить ваше видение ситуации: так легче обжаловать штраф.

В вашем случае в постановлении будет только позиция контролера и полицейского. Но это не помешает обжаловать штраф, даже если вы его уплатили.

Куда жаловаться, указывают в постановлении об административном правонарушении. Это может быть 

:

  1. вышестоящее должностное лицо — руководитель сотрудника, составившего постановление;
  2. районный суд по месту рассмотрения дела.

На обжалование есть десять суток с того дня, как вручат копию постановления или вы получите ее по почте. В жалобе укажите, что вы:

  • платили наличными;
  • не нашли в автобусе информацию о запрете такой оплаты;
  • просите отменить штраф.

Если жалобу удовлетворят, сможете вернуть деньги. А еще, вероятно, накажут водителя автобуса, который в нарушение правил взял у вас наличные. Ему как минимум грозит дисциплинарная ответственность. Даже если в автобусе не было информации о порядке оплаты, водитель должен был его разъяснить.

Если срок на обжалование прошел, можно попробовать восстановить его. Правда, придется доказать, что вы пропустили его по уважительной причине, например болели или были в отъезде.

Если постановление уже вступило в силу и обжаловать его не удалось, придется уплатить штраф. Иначе его могут взыскать судебные приставы.

Лейбл заголовка

Должны ли на билете писать стоимость проезда?

В городских автобусах каждые два дня увеличивают цену за проезд. Кондуктор продает билеты и голословно объявляет их стоимость: сегодня — 30 ₽, завтра — 33 ₽, а послезавтра — 36 ₽.

Должны ли писать цену на билетах, выдаваемых кондуктором?

Да, должны. Перевозчик обязан следовать правилам перевозок пассажиров, по которым к обязательным реквизитам билета относят:

  1. Стоимость — это сумма в рублях и копейках, которую пассажир платит, покупая билет на разовую поездку.
  2. Внесенную сумму в рублях и копейках, полученную при продаже безлимитного билета или его пополнении.

В вашей ситуации рекомендую начать с жалобы перевозчику. Не исключено, что кондуктор сам повышает оплату, чтобы забирать деньги сверх установленного тарифа.

Если жалоба не поможет, можно обратиться в Роспотребнадзор. Подробно о том, как это сделать, — в другой статье в Тинькофф Журнале.


Расскажите про ваш опыт поездок в общественном транспорте:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Особенно жалко гражданочку Узбекистана. Бедняга, не знает и не следит за балансом транспортной карты, а потом злые проверяющие штрафуют.
Вся эта братия зайцами даже по метро ездит и постоянно пролезает за нормальными людьми, которые платят за проезд

9
0

У нас в ОТ по утрам бывает физически невозможно приложить карту с проездным к валидатору: к нему не только не подойти, но и не вытащить проездной из кармана, настолько плотно зажимают. Мы ещё с ребёнком ездим, одной рукой держишься за поручень (если повезёт), другой держишь ребёнка. Водят так, что если отпустить поручень, на ногах можно не устоять. Конечно, пассажиры поддержат, куда они нафиг денутся, только рады не будут :D Так и катаемся

2
0

Меня сегодня оштрафовали в автобусе, я перед тем как зашел контролер приложила тройку и оплатила проезд. А Он мне сказал, что нужно при входе оплачивать. Какая разница, если я все равно оплатила проезд. Я планирую обжаловать.

0
0
Сообщник

01.02, 08:23

А как быть в такой ситуации?
Вошла в автобус, сразу приложила карту, терминал показал успешную оплату. Но при проверке контроллером оказалось, что оплата не прошла, в мобильном приложении банка её так же не оказалось.
Выписали протокол об административном нарушении, через два дня в МУП ГПТ Яргортранс получила постановление по делу об административном нарушении. Написала жалобу, попросила в ней проверить камеры автобуса.
Но в целом по отношению сотрудников поняла, что они заинтересованы только в том, чтобы люди платили штрафы. "И за работу терминалов оплаты вообще мы не отвечаем, это не к нам".
Каким образом я могу доказать, что прикладывала карту и на терминале была успешная оплата? Сомневаюсь, что мне предоставят какие-либо записи.

0

Сообщество