Предприниматель из Иванова продавал постельное белье с детскими рисунками. Это был недорогой товар: простыни за 300 рублей, наволочки за 80, комплект за 800. На ткани были рисунки из диснеевских мультиков: Винни Пух, Пятачок, Микки-Маус, феи и человекоподобные легковые автомобили. Все эти персонажи официально зарегистрированы как товарные знаки.

Сама компания «Дисней» именно к этому постельному белью отношения не имела. Она не давала предпринимателю разрешения продавать простыни и наволочки с Микки-Маусом. Поэтому компания обратилась в полицию: в таком-то павильоне продают простыни с героями мультиков и нарушают наши права. Разберитесь.

Полиция пришла и разобралась. Предпринимателя оштрафовали на 50 тысяч рублей, а весь товар с диснеевскими рисунками конфисковали. Платить штраф он не захотел и пошел по судам.

Почему из-за рисунков на товаре выписали такой штраф?

Герои мультфильмов — это не только детские воспоминания, травмы и первые сексуальные переживания, но и товарные знаки. У каждого товарного знака есть правообладатель. Только он или кто-то с его разрешения может производить и продавать продукцию с Микки-Маусами. Это касается любых товаров, независимо от их стоимости — наволочек за 80 рублей тоже.

Если правообладатель узнал о том, что где-то продается товар, маркированный его товарным знаком, он может обратиться в полицию или суд. Потому что это не только нарушение прав, но и нарушение закона: товар считается контрафактным.

За продажу контрафактного товара штрафуют. Это штраф в пользу государства. Для ИП — минимум 50 тысяч рублей. Неважно, сколько стоил товар, оштрафуют все равно на 50 тысяч. А если стоимость товара выше, то придется заплатить две цены всего контрафакта. Это норма закона, которая действует везде и касается любых товарных знаков и любых бизнесов, независимо от масштаба. Детские наволочки и предприниматель с небольшим оборотом на рынке в провинции не исключение.

А почему забрали товар?

Контрафактный товар положено конфисковать. Этого может потребовать правообладатель, или решение примут сотрудники МВД. Стоимость тоже не имеет значения. Конфискуют и уничтожат все: одну пару кроссовок, пять наволочек или целый склад книг.

У предпринимателя из Иванова проверили все постельное белье, пересчитали все простыни и забрали их из павильона. Когда дело дойдет до уничтожения, предпринимателю выставят за это отдельный счет.

Как предприниматель обосновал продажу товаров с чужими рисунками?

Он продавал постельное белье для детей. Эти комплекты сделаны из ткани. Ткань не контрафактная, по крайней мере это не доказано. Производитель простыней и наволочек где-то купил эту ткань и сшил из нее комплекты. Они сшиты по гостам, на них стоит маркировка: четко написано, кто именно сшил эти простыни. И там не написано, что белье имеет отношение к «Диснею».

Покупателей никто не вводит в заблуждение, что на самом деле простыни как будто сшиты с участием производителя мультфильмов. Ни производитель, ни продавец не выдавали себя за партнеров студии и владельцев ее товарных знаков.

И вообще, это просто рисунки. Они даже не очень похожи на те, что зарегистрированы как товарный знак. Нужно еще экспертизу провести, насколько рисунки похожи на Микки-Мауса и Пятачка.

ИП честно закупил эти товары, проверил, что они качественные и подходят детям. Даже если рисунки на ткани нарушают чьи-то права, предприниматель-то здесь при чем? Он эту ткань не делал, рисунки не наносил. Он только продает уже готовое.

Эти аргументы пришлось приводить в судах.

Что сказали суды?

Суды были единогласны. Дело прошло несколько инстанций, включая суд по интеллектуальным правам. Все закончилось в Верховном суде — и не в пользу ИП. Товар ему не отдадут и уничтожат. Штраф 50 тысяч рублей придется заплатить в бюджет. Возмещение вреда правообладателю, возможно, будут требовать по отдельному иску.

Вот выводы судов:

  1. Товарный знак можно наносить на этикетки, упаковки, товары, документы, вывески и сайты.
  2. Только правообладатель товарного знака может распоряжаться им как захочет. Никто другой без разрешения не может.
  3. Если кто-то все-таки нанес товарный знак на товар без разрешения, этот товар контрафактный. При этом рисунок может быть на этикетке или на самом товаре — неважно.
  4. Предприниматель должен был сам проверить, есть ли у производителя право наносить на ткань рисунки. Легко найти, кто правообладатель, что и кому он разрешает делать со своими товарными знаками. Но ИП этого не сделал — значит, виноват и ответит.
  5. Для нарушения не обязательно иметь умысел — хватит и неосторожности.
  6. Неважно, что ткань и комплекты соответствуют госту. Сам факт рисунка без разрешения уже делает товар контрафактным.
  7. Экспертиза тут не нужна. Суд может и без экспертизы сравнить рисунки: специальные знания не требуются.
  8. За продажу контрафактных товаров штрафуют, а сам товар забирают.
  9. Уменьшить штраф и заменить его на предупреждение не получится.

Неужели все предприниматели должны отвечать за рисунки на товарах?

Да, все, кто производит, продает и даже размещает товар на выставках, несут ответственность за использование товарных знаков. Правообладатель сам решает, к кому предъявить претензии. Могут докопаться до большого бизнеса, маленького павильончика и даже частного мастера, который один раз на заказ сделал игрушку с символом ЧМ-2018.

Эти претензии могут оказаться весьма неожиданными. Например, однажды застройщику пришлось отвечать за то, что при съемке сюжета о жилом комплексе в кадр попала девочка на детской площадке. А на ее футболке был нарисован мишка. Этот мишка оказался зарегистрированным персонажем, объектом авторского права.

Никто не продавал и не рекламировал футболку. Никто не усомнился в ее легальности. Но сам факт того, что чужой персонаж был без разрешения доведен до общего сведения — это уже нарушение. Даже если рисунок, логотип или товарный знак случайно попадется где-то на съемочном реквизите — это уже повод для иска. С застройщика требовали 300 тысяч рублей, но сумму снизили до 20 тысяч. Это всегда на усмотрение суда.

Авторское право — сложная сфера. Там очень много нюансов. Рассказать обо всех в одной истории о постельном белье не получится. Но из дела этого ИП стоит сделать выводы. Мультфильмы не так безобидны для бизнеса: правообладатели на самом деле ищут нарушителей и успешно с ними борются. Но это, конечно, касается не только мультфильмов.

Как не нарушить чужие права при продаже товаров?

Каждый, кто что-то производит, продает, заказывает рекламу или снимает видеоролики в личный блог, должен следить за соблюдением авторских прав.

«Я не знал», «Мы не специально», «У меня нет юриста», «А что, так нельзя?», «Да я вообще хотел как лучше», «Почему я должен отвечать?», «Да я вообще не люблю футбол» — все это при встрече с полицией и в суде не поможет.

Если используете где-то результат чужого творчества или зарегистрированные знаки, проверяйте документы и собирайте подтверждения. Проверять нужно, если знали или должны были знать, что можете нарушить чьи-то права.

Если дело дойдет до претензий или суда, ищите хорошего юриста. И не просто юриста, а специалиста по авторскому праву и интеллектуальной собственности. Многие юристы с дипломами понятия не имеют, как это работает. Но есть случаи, когда претензии правообладателей удавалось оспорить.

Иногда лучше отказаться от продажи товара с известным персонажем или логотипом, чтобы потом не потерять больше. В этой истории удалось отделаться штрафом, но ответственность за такие нарушения может быть и уголовной.